1902; Тарасенко обнаружила еще один список - БАН. 12.8.7). А. В. Пигин датирует составление текста 60-70-ми гг. XVII в.; его вероятным автором мог быть свящ. Иоанн, настоятель Покровской ц. с. Лядины Каргопольского у. В 60-х гг. XIX в. «Сказание о преславных чудесех...» было любимым чтением жителей Каргополья. Существуют народные предания о путешествии М. по Северу и об основании им Хергозерской пуст. (см.: Пигин. 2011. С. 83-87). В XVIII-XIX вв. ежегодно 24-25 июля на Хергозеро из Каргополя совершался многолюдный крестный ход. В Каргополье было построено много часовен, посвященных М.; среди крестьян М. наряду со св. Власием почитался покровителем скота. Е. В. Романенко, И. В. Фёдорова Обретение мощей Рака с мощами прп. Макария Желтоводского в Макариевом Желтоводском мон-ре. Фотография. Нач. ХХ в. Рака с мощами прп. Макария Желтоводского в Макариевом Желтоводском мон-ре. Фотография. Нач. ХХ в. До 1670 г. о мощах М. ничего известно не было: почиталась только рака, на ней, согласно монастырским описям, находились икона М. и «служба с житием». Однако в напрестольном кресте, вложенном в 1634 г. кн. П. Д. Пожарским в ц. Преображения с. Пурех, среди хранившихся в нем частиц мощей святых названы и мощи М. ( Макарий (Миролюбов). 1857. Т. 10. С. 335-336). В нач. июля 1670 г., как говорится в «Сказании об обретении мощей...», во время постройки храма над гробом М., в подножии раки нашли нетленное монашеское тело. Иноки решили, что обнаружили одного из 2 учеников М., умерших вскоре после его кончины. Игум. Никита (1666-1675) велел положить мощи в новый гроб и временно поставить в углу церкви. 12 окт. 1670 г., по повелению игумена по правую сторону от раки преподобного, на расстоянии сажени от нее, у самой стены, стали копать могилу, чтобы погрести тело неизвестного монаха. При работах с левой стороны от раки М. обвалилась земля, и под ней, «яко в пояс глубины», оказалась каменная плита «длиною четырехъ пядий, а толстотою - единыя пядь». Когда по повелению игумена плиту сняли, то под ней нашли «честныя и святыя мощи преподобнаго и богоноснаго отца нашего Макария, Унженскаго чюдотворца, многимъ нетлнием от Бога почтени, и кости в составх тверди и нерушимы, власи главнии и брада сды, видомъ же всмъ таковъ, якоже и на иконах пишется: одежда же иноческая на мощехъ, яже есть схима и мантия и прочее, весма цлы и крпки, и опеленание нетлнно» (РНБ.

http://pravenc.ru/text/2561294.html

В годы Патриаршества И. гражданская власть активно боролась с расколом. 8 февр. 1670 г. был арестован один из видных деятелей московской старообрядческой общины инок Авраамий , у к-рого отобрали при обыске письма Аввакума Петрова и др. «возмутительные бумаги». Авраамия сожгли весной 1672 г., вскоре после смерти И. В марте 1670 г. на Мезени были повешены ученики Аввакума Федор Юродивый и Лука Лаврентьевич. 14 апр. того же года «пустозерским сидельцам» Лазарю , Федору Иванову и Епифанию отрубили правые руки и вторично отрезали языки. 16 нояб. 1671 г. были взяты под стражу, затем подвергнуты пыткам Морозова и кнг. Е. П. Урусова . Московский Собор постановил увеличить число епархий в Русской Церкви. Была восстановлена Коломенская епархия, учреждена Белгородская и Обоянская кафедра, на к-рую 17 мая 1667 г. И. поставил серб. митр. Феодосия. Однако др. действия в этом направлении предприняты не были, поскольку данное решение натолкнулось на сопротивление архиереев, протестовавших против уменьшения территорий епархий. В марте 1667 г. с целью упорядочения материального обеспечения Псковской кафедры И. повелел Псковскому архиепископу обложить данью приходские церкви по примеру Патриаршей области. При И. в сан митрополита были возведены Астраханский архиеп. сщмч. Иосиф (грамотой вост. патриархов), которому было предоставлены 3-е место среди архиереев и право служения в саккосе, и Тобольский архиеп. Корнилий , Тобольская епархия была поставлена на 4-е место в иерархии Русской Церкви. Большой Московский Собор принял решение об упразднении Монастырского приказа и об отмене подсудности духовенства светским чиновникам. Выполнение данного решения растянулось на долгие годы, но уже в Патриаршество И. многое удалось изменить. 28 мая 1667 г. Собор во главе с И. постановил «весь церковный и монашеский чин» судить в патриаршем Разрядном приказе. В 1668 г. для организации такого суда в Патриаршей области был создан патриарший Духовный приказ, соответствующие органы появились и в др. епархиях. 10 дек. 1670 г. И. издал грамоту о своей юрисдикции над духовными и мирскими людьми в Патриаршей области по всем делам, кроме уголовных (воровства, разбоя и убийств). 28 янв. 1672 г. данный указ был дополнен: все судебные дела духовных и мирских людей из Патриаршей области с людьми, подведомственными др. приказам, были собраны в одном приказе - Поместном, что защищало патриарших людей от судебной волокиты. В постановлении Собора от 28 мая 1667 г. был определен круг дел, по к-рым духовные власти должны были судить мирян: дела, связанные с семейными отношениями, с нравственностью, с церковной жизнью, с поставлением в сан зависимых от светских землевладельцев крестьян. Упрочение церковной юрисдикции натолкнулось на сопротивление воевод. Не только Алексею Михайловичу, но и его преемникам приходилось посылать воеводам указы о невмешательстве в юрисдикцию Церкви со ссылками на постановления Большого Московского Собора (см., напр.: АИ. Т. 5. С. 233).

http://pravenc.ru/text/578114.html

И. прибег к своеобразному способу восстановления своей власти. Весной 1670 г. его посланец брацлавский протопоп Роман Ракушка при содействии тур. властей получил от патриарха Мефодия III подтверждение настольной грамоты И. 8 апр. по ходатайству посланца патриарх выдал грамоту, в к-рой угрожал гетману Многогрешному «проклятьем», если тот не вернет незаконно захваченное имущество о. Романа. Располагая таким документом, И. через своего посланца о. Мартирия стал требовать, чтобы гетман разослал универсал о подчинении левобережного духовенства его власти, угрожая в противном случае огласить в храмах патриаршую грамоту. Гетман летом 1670 г. обратился в Москву, где было принято решение отклонить требования И. Гетмана решительно поддержал Лазарь (Баранович), доказывавший в особом письме к царю, что И. не должен вмешиваться ни в духовные, ни в мирские дела Левобережного гетманства. После предпринятых в К-поле усилий патриарх в окт. 1670 г. послал гетману свое благословение. Как утверждается в «Летописи самовидца» и в хронике А. Ригельмана, сторонники Дорошенко задержали в Могилёве еп. Иосифа (Шумлянского) в янв. 1671 г., во время объезда им своей епархии. Дорошенко «велел взять и привесть его в Чигирин со всем его клиром, что видя, народ, случившийся на ярмарке тут крещенской, такому усильному взятию архиерея соболезновал, а потом дали немедленно о сем знать Киевскому митрополиту [Иосифу], который коль скоро к Дорошенке об отпуске епископа того просительно отписал, тотчас отпустил тот его по-прежнему» ( Pireльмah О. I. Лimonucha onobiдь про Малу Pociю та ïï народ i kaзakib yзaraлi. К., 1994. С. 532). Причины ареста Иосифа (Шумлянского) неясны; вероятнее всего, арест стал следствием попыток последнего добиться у короля привилея на должность администратора Киевской митрополии в Речи Посполитой. В эти годы периодически распространялись слухи о намерениях И. посетить Киево-Печерский мон-рь, где он хотел похоронить прах митр. Дионисия (Балабана-Тукальского). Еще в кон. весны 1671 г. шла речь о намерениях Дорошенко и И. приехать в Киев для молитвы у мощей Киево-Печерских чудотворцев.

http://pravenc.ru/text/578527.html

Такую же позицию заняли Александрийский патриарх Паисий , осенью 1669 г. находившийся в Могилёве, и К-польский патриарх Мефодий III , подтвердивший права Иосифа (Шумлянского) 8 апр. 1670 г. по просьбе гетмана Петра Дорошенко и митр. Иосифа. В то же время И. заручился поддержкой Иерусалимского патриарха Досифея II Нотары , в 1670 г. огласившего в Яссах проклятие Иосифу (Шумлянскому) как «фальшивому пастырю» и призвавшего православных Львовской епархии повиноваться И. как единственному «истинному епископу». Не было единого мнения по поводу спора епископов за Львов и у польск. властей. 12 июля 1668 г. кор. Ян II Казимир, приняв во внимание жалобы сторонников Иосифа (Шумлянского), отменил избрание Свистельницкого. Однако вступивший на польский престол в 1669 г. Михаил Вишневецкий 20 сент. 1670 г., 6 апр. 1671 г. и в 1673 г. подтвердил права И. в отношении Львовской кафедры, отвергнув притязания Иосифа (Шумлянского). По-видимому, позиция кор. Михаила Вишневецкого была обусловлена резко негативным отношением польск. властей к поддерживавшему Иосифа (Шумлянского) митр. Иосифу (Нелюбовичу-Тукальскому), к-рый в 1668-1673 гг. вместе с Петром Дорошенко прилагал активные усилия к подчинению правобережного гетманства Османской Порте. В 1668-1673 гг. И. вел судебную тяжбу с Иосифом (Шумлянским) за Львовскую епархию, соперничавшие епископы совершали нападения на владения друг друга. Последствиями противостояния архиереев стали существенная дезорганизация епархиальной жизни и разделение духовенства и паствы на 2 лагеря. Отчетливо эти процессы отразились на епархиальном соборе, созванном Иосифом (Шумлянским) 26 апр. 1669 г. Из 37 наместников (протопопов) Львовской епархии большинство (21) не признавали власть Иосифа: на собор не прибыли 5 протопопов Львовского, почти все (13 во главе с кафедральным протопопом) протопопы Галицкого и 3 (из 5) протопопа Каменецкого (Подольского) генеральных наместничеств («крылосов»), сохранившие верность И. и подчинявшиеся его генеральному наместнику («оффициалу») о.

http://pravenc.ru/text/293652.html

В 1670 году в нашем регионе вспыхнул разинский бунт. В связи с этим правительство попыталось укрепить гарнизон Саратова, прислав 500 стрельцов из Казани и Самары, но при подходе к городу семитысячного разинского войска они вышли из повиновения и оставили город. Стрелецкие начальники тоже разбежались. Вот как описывает один документ события, связанные с захватом Разиным Саратова в августе 1670 года: «Августа в 22 день, в четвёртом часу дни прибежал в Симбирск с Саратова казанских стрельцов голова Тимофей Давыдов а в расспросе сказал: На Успеньев де день Пречистыя Богородицы поутру рано вор и изменник Стенька Разин с казаками пришёл на Саратов, и город де Саратов саратовские жители сдали и его де вора Богородицкого монастыря игумен и саратовские все жители встречали с хлебом... А на Саратове саратовские жители к воеводе приставили караул 20 человек накануне его воровского прихода, чтоб он не ушёл. А как де он вор Стенька к Саратову идёт за 7 вёрст и саратовцы де, пришед к воеводе, говорили, что де мы тебя у Стеньки отпечалуем» 366 . Разин вошёл в город без боя и разорения. Воевода Кузьма Лутохин и дети боярские были перебиты, а их имущество и государева казна разграблены и «раздуванены». С этого времени Саратов стал одним из центров восстания. Саратовцы участвовали в походе Разина под Симбирск, довольно значительный отряд, состоявший из саратовских «жилецких людей» и донских казаков, взял Пензу, Верхний и Нижний Ломов и сражался до декабря 1670 года, пока не был разбит. Саратовцы бунтовали в составе разных шаек до лета 1671 года, когда в город снова вошли царские войска и восстановили порядок. Из вышеприведённого документа видно, что игумену нашего монастыря выпала сомнительная честь встречать Разина с хлебом и солью. Неизвестно, что побудило его к этому неблаговидному поступку. Может быть, он был принуждён к этому силой или угрозами, а может быть, участвовал в этом добровольно. К сожалению, описано довольно много случаев активного участия в мятежах и бунтах духовных лиц.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Несколько лет подряд в монастыре проводились реставрационные работы по Программе предоставления субсидий из бюджета города Москвы: В 2015 г. в Трапезной палате с церковью Покрова были отреставрированы кровля, барабан, завершения храма. В 2016 г. по реставрировались два объекта: 1) Объект культурного наследия федерального значения «Ансамбль Новоспасского монастыря – Трапезная палата, XVI-XVII вв. с церковью Покрова, 1670-1678 гг.». Адрес: Крестьянская пл., д. 10, стр. 11. Работы: реставрация фасадов, белокаменных крылец; ремонтно-реставрационные работы в интерьерах храма и погребах; консервация живописи. 2) Объект культурного наследия федерального значения «Ансамбль Новоспасского монастыря - Никольская церковь при бывших больничных палатах, 1652 г.». Адрес: Крестьянская пл., д. 10, стр. 19. Работы: ремонт и реставрация крыши, барабана и завершений храма; реставрация фасадов, белокаменного крыльца; ремонт и воссоздание окон, металлических решеток, устройство системы водостока. В 2017 г. реставрировались два объекта: 1) Объект культурного наследия федерального значения «Ансамбль Новоспасского монастыря – Трапезная палата, XVI-XVII вв. с церковью Покрова, 1670-1678 гг.». Адрес: Крестьянская пл., д. 10, стр. 11. Производилась реставрация фасадов и белокаменного цоколя, устройство полов и вентилируемой отмостки, реставрация живописи. 2) Объект культурного наследия федерального значения «Ансамбль Новоспасского монастыря - Башня пятигранная на западной стене». Адрес: Крестьянская пл., д. 10, стр. 29. Выполнялись работы: реставрация фасадов, белокаменного цоколя, устройство вентилируемой отмостки. В 2018 г. реставрировался объект культурного наследия федерального значения «Ансамбль Новоспасского монастыря – Трапезная палата, XVI-XVII вв. с церковью Покрова, 1670-1678 гг.». Адрес: Крестьянская пл., д. 10, стр. 11. Производились следующие работы: реставрация северного и части восточного фасадов (итальянский дворик), реставрация белокаменного цоколя, устройство отсечной гидроизоляции и отмостки в итальянском дворике. В 2018 г. реставрационные работы, начатые на этом объекте в 2015 г., были завершены.

http://sobory.ru/article/?object=02851

Товия Гуторович , 1698–1702. Парфений Рядович , с 1702. Игнатий Яворский , 6 мар. 1710. Иосиф Гугуревич , 1714 и 15. С 1716 г., по приписке к Назарету, посылались оттуда наместники. 14 Введенский, в городе Нежине, третьего класса. [III, 506; V, 357.] Игуменьи Марфа , 1765–68. Аполлинария , 1769–75. Екатерина , 1776–82. Маргарита , 1840. Виталия , 1845–48. Панкратия , 1849–61. Смарагда , 1862–67. 15 Успенский, в Глухове, основан в 1670 г.; упразднён. [III, 698; VI, 986.] Иг-нья Афанасия , основательница, 1670–77. – Марианна , 1709. – Евтихия , 1765–70. – Аполлинария , 1775–80. 16 Каменский Успенский, в Стародубском уезде, основан в 1687 г. гетманом Мазепой; в 1764 г. обращён в женский; ныне третьеклассный. [IV, 341.] Строит. Иона Полховский , основатель, с 1687, с 1700 игум.; до … Игум. Ираклий Комаровский перев. из Суражицкого; 21 окт. 1737 перев. в Троицкий Илиинский. Игум. Созонт Волынец в ... перев. в Новгород-Северский Спасский мнтрь. – Сила , 1750. По обращении в женский: Игуменьи Августа , 1840–51. Смарагда , 1852–66. 17 Макошинский Николаевский, в Сосницком уезде, основан в XVII веке; упразднён после 1786 г. [V. 44.] Игумены Пафнутий упом. 1659, 1667. Нил Березовский , 1720–22, перев. в Черниговский Елецкий. Герасим Михайловский , до 1732. Димитрий Белинский в 1732 перев. из Черниговского Борисоглебского; в 1750 – в Елецкий. Феофилакт , 1757–78. Иоасаф , 1778–82. Герман , 1791–93. 18 Костянский Троицкий, от города Почепа в 5 верстах, основан в 1670 г.; упразднён по штатам. [IV, 788.] Игум. Ираклий Комаровский , 1731–37, перев. в Суражицкий. – Иаков Сацкий , 1737 и 38. – Иоанн Михайлов , 1764. (См. Черниговский Борисоглебский). 19 Коташинский Николаевский, от города Стародуба 35 вёрст, основан в 1692 г.; упразднённый. [IV, 789.] Игум. Каллист , 1720. – Пафнутий , 1722. – Константин , 1750. 20 Клюсовский Спасский, в Стародубском уезде; упразднённый. [IV, 543.] Игум. Крискент , 1764–68. – Иосиф Манза перев. из Андроникова (см. 21), 1768–70. – Паисий , 1770–80. 21

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Антиохийский патриарх Макарий находился в Грузии. Туда отправился Мелетий и убедил патриарха Макария снова посетить Москву, а по пути склонил к поездке на московский Собор бывшего трапезундского митрополита Филофея из церковной области константинопольского патриарха. Уже в ноябре и декабре 1665 г. Мелетий посылает в Москву донесения о передвижениях александрийского и антиохийского патриархов с просьбой о предоставлении им транспорта для следования его с ними по России – РГАДА, ф. 27, оп. 1. д. 140, ч. 6, 7; Гиббенет 2, 832–835, 841–849, 903. Летом 1666 г. патриархи неоднократно посылали царю Алексею Михайловичу грамоты с похвалами иеродьякону Мелетию, заботящемуся о них – Гиббенет 2, 914–920. В ответ на эти послания царь отправлял свои грамоты Мелетию (4 августа и 14 сентября), называл его «многострадальным», хвалил за труды, обещал свою царскую милость и поручал обнадёжить царской милостью восточных патриархов – Гиббенет 2, 923, 948. 2 ноября 1666 г. патриархи Паисий и Макарий торжественно вступили в Москву. Несмотря на то что посольство Мелетия Грека увенчалось успехом, на православном Востоке о нём ещё до его первой поездки в Константинополь ходили слухи как о человеке хитром и нечестном, который «на все руки подписывается и печати подделывает» – Гиббенет 1, 255; Каптерев 2, 292. Вскрылись факты о неосторожном и неосмотрительном поведении Мелетия в Константинополе в 1663 г., нечестности, подделке царских грамот и утаивании огромных денежных сумм, предназначавшихся восточным патриархам: 11 апреля 1670 г. в грамоте иерусалимского патриарха Досифея царю Алексею Михайловичу подробно записаны обстоятельства задержки Мелетия в Яссах из-за павшего на него подозрения в подделке царской грамоты о милостыне Св. Гробу и присвоении огромной суммы денег; сведения Досифея подтверждаются письмом Дионисия Ивирита к Паисию Лигариду, написанном и отосланном в Москву одновременно с грамотой иерусалимского патриарха – Фонкич 1994, 120. В начале 1670-х годов Мелетий Грек предпринял попытку восстановить свою репутацию в глазах высшего духовенства православного Востока, и прежде всего иерусалимского патриарха Досифея, который в своей грамоте 11 апреля 1670 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

Так как кроме рассматриваемого Евангелия, все другие Львовские братские издания сей книги имеют даты на них явственно напечатанные, то у меня и сложилась упомянутая уверенность, – т.е., что именно это Евангелие, Евангелие 1670 года, дата которого от Рождества Христова по неясности возбуждает недоумения, скорее всего и могло вводить составителей «Описей» в означенные заблуждения. Все это ясно. Но является некая заковыка, и заковыка сия заключается в следующем. Рассматриваемое Евангелие (как и весьма многие церковнославянские книги того времени) имеет двойную дату: не только от Рождества Христова, но и от сотворения мира. Вот сия-то последняя дата, от сотворения мира, напечатана в Евангелии 1670 года явственно. Отсюда следует что? – Следует то, дабы восстановить (правильно прочитать) неясную дату от Рождества Христова должно из 7178, т. е. даты рассматриваемого Евангелия от сотворения мира, вычесть число 5558, т.е. число лет от сотворения мира до Рождества Христова. Полученная разность – 1670 – и будет датой от Рождества Христова, неясно на Евангелии напечатанной. Прием, по-видимому, нехитростный. Но не забудем, что и люди-то, составлявшие в 1744 году «Описи», были нехитростные: священники, может быть, писцы при монастырях и т. п. Ими могло быть совершенно опущено из вида указанное обстоятельство. А так как читатели моей статьи, без сомнения, заметили, что я люблю прибегать для выеснения дела к примерам и подобиям, то и в данном случае в своих «Объяснительных параграфах» я указал на проф. Титова. Перед его глазами была самым четким почерком написанная «Опись», где – как мы видели –, значилось: «Анфологион, издан в лето от сотворения мира 7202, от Рождества Христова 1691». Ясно, что даты не сходятся, и мы имеем дело с ошибкой; между тем, даже профессор, притом профессор, занимающийся церковно-славянской библиографией, т.е. не то, что малограмотный писец и бесхитростный иерей, – не замечает, однако, очевидной несообразности. Сосредоточив все внимание на дате от Рождества Христова, он уже не обращает никакого внимания на дату от сотворения мира. Положим – как мы выше говорили – проф. Титова могло охватить волнение столь естественное при ученых открытиях. Но ведь волнение волнением, а дело-то делом. Поволнуйся немножко, походи, побегай, – как это и со мной случается нередко, – а потом вникни в дело, осмакуй его со всех сторон, а главное пошевели мозгами: пусти в ход драгоценнейший дар Божий – разум. Не сделал этого: жди беды. Открытие может оказаться мыльным пузырем. Дунул на него – и останется одна вонючая капля.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Golubev...

Из всех строений Ново-Соловецкой Марчуговской пустыни, среди которых тогда были деревянные постройки, до нашего времени сохранились только каменные храмы. Доминирующий в монастырском ансамбле Троицкий собор представляет собой поднятый на подклет, окруженный галереями-гульбищами, вытянутый по вертикали кубический объем, увенчанный пятью главами. В декоративном убранстве памятника использован белый камень, поливные изразцы и живописная имитация белокаменной резьбы. В подклетном этаже помещалась теплая Благовещенская церковь, в верхнем - летняя Троицкая. У северо-западного угла собора находится шатровая колокольня, перестроенная в 1870 г. в псевдорусском стиле. Подклетный этаж архитектор А. С. Фуфаев датировал 1660 - 1670-ми гг., верхнюю церковь - 1690-ми гг. Исследования знаменитого архитектора-реставратора Сергея Васильевича Демидова, автора проекта реставрации храмов в Фаустово в 1976-77 годах, позволили установить, что подклет на протяжении XVII в. подвергался переделкам. В частности, изменена форма оконных наличников, усилены столбы и арки подклета, возведены галереи. По-видимому, строительство соборного храма, начатое в 1670-е гг., затянулось на два десятилетия, что обусловило сочетание в облике памятника композиционных и декоративных приемов московского узорочья и нарышкинского стиля. Подклетный этаж представляет собой кубический объем с помещенными в центре двумя мощными столбами. Трехчастный алтарь нижнего храма вынесен к востоку, что придает зданию пирамидальную композицию с восточной стороны. Нижняя Благовещенская церковь, по-видимому, была освящена в конце 1670-х гг. Косвенными свидетельствами этому служат царские вклады ценной утвари. Об архитектуре 60-70-х гг. XVII в. говорят сохранившиеся порталы подклетного яруса. Южный перспективный портал выполнен из наборного кирпича и завершен архивольтом. Особый интерес представляет западный портал. Он обрамлен сдвоенными рядами из кирпичного жгута и был, очеввдно, фланкирован полуколонками, от которых сохранились лишь филенчатые постаменты с базами и капители. В верхней части портал завершается крупным кокошником, выполненным из кирпича и белого камня. Окна подклетного яруса завершались про-стыми треугольными фронтонами. В ходе исследований, проводимых С. В. Демидовым, в своде нижнего храма обнаружены керамические сосуды светло-коричневого цвета, располагающиеся вверх донцами. Размещение сосудов объясняется автором исследований как попытка облегчить нагрузку на свод подклетного этажа.

http://sobory.ru/article/?object=00421

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010