Первое в этом роде свидетельство относится к 1670 или 1671 году и принадлежит иноку Авраамию. В послании к боголюбцу Авраамий писал: «инии глаголют скоро зело быти преставлению света сего» (VII, 419). Весьма возможно, что для некоторых не прошел без ожиданий даже и этот 1670 год. По крайней мере известно, что подкидывали тетрадку и такого содержания. 271 Потом, известно также, что соединяли ожидания с 1674 годом. Памятник переносит нас в ограду Соловецкого монастыря и знакомит с результатом выкладок черного попа Геронтия. Составитель знаменитой челобитной, как оказывается, полагал, что кончина мира должна последовать в 7182 году. Соловецкий монастырь находился тогда в осаде и «стояние за веру» продолжалось в ожидании «свету преставления, «но когда пророчество не сбылось» и 1674 год прошел по примеру своих предшественников, – Геронтия посадили в земляную тюрьму. Трудно определить способ этого вычисления, так как в исторических памятниках он не указан, 272 но другие способы можно выяснить обстоятельно. Разумеем вычисления московского инока Авраамия. Об этом он писал в послании к Морозовой и определеннее в послании к «боголюбцу». Авраамий объясняет, почему он нашел необходимым взяться за разъяснение вопроса. Одни, по его словам, утверждали «скоро зело быти преставлению света сего», другие, наоборот, недоумевали по поводу того, что предсказание Книги о вере по числу 666 не исполнилось, так как «время то уже прошло» (VII, 419, 423). Устраняя недоразумение, Авраамий писал, что ожидать антихриста надо действительно по числу 1666, как указано в Книге о вере, но 1000 лет, по истечении которой пал Рим, надо считать не от воплощения Господня, а от сошествия Господа в ад. «Мнози, – писал Авраамий к Морозовой, – о сем недоумевают и глаголют, яко уже прошло время то, еже писано в Книзе правой веры. А списатель воспомянул выше, в том же слове» – в главе 30: «и сего, рече, воспомянути не отрекуся, еже святый Иоанн Богослов в Апокалипсисе, во главе 20, пишет, яко сатана бысть связан на 1000 лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

Russian Travellers to Constantinople in the 14th and 15th Cent. Wash., 1984; Описание святынь К-поля в лат. рукописи XII в.//Чудотворная икона в Византии и Др. Руси. М., 1996. С. 436-463; Фонкич Б. Л. Чудотворные иконы и свящ. реликвии христ. Востока в Москве в сер. XVII в.//Очерки феодальной России. М., 2001. Вып. 5. С. 77-82. О. В. Л. Почитание в славяно-русской традиции Церковь свт. Григория Богослова в Ростове. 1670 г. Церковь свт. Григория Богослова в Ростове. 1670 г. В 40-х гг. IX в. Г. Б. была написана (на греч. языке) стихотворная похвала св. равноап. Кириллом (Константином) Философом , сохранившаяся в слав. переводе в составе 3-й гл. Пространного Жития первоучителя ( Trubeckoj N. Ein altkirchenslavisches Gedicht//ZSP. 1934. N 11. S. 52-54; Якобсон Р. О. Стихотворные цитаты в моравской агиографии//Slavisticna revija. Ljubljana, 1957. Knj. 10. S. 117). Не позднее сер. XII в. краткое Житие Г. Б. переведено на слав. язык в составе нестишного Пролога. В XIV в. переведено по крайней мере дважды (в Болгарии или на Афоне), в составе Пролога стишного и Минеи служебной с проложными Житиями. Пространное Житие Г. Б., написанное пресв. Григорием, переведено в Болгарии или на Афоне во 2-й пол. XIV в. Перевод известен в 2 вариантах, один из к-рых представлен южнослав. списками XV в., др. содержится в рус. Минеях четьих XVI-XVII вв., в т. ч. в Великих минеях четьих ( Hannick Ch. Maximos Holobolos in der kirchenslavischen homiletischen Literatur. W., 1981. S. 186. Not. 181; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 517. Примеч. 24); до этого он сопровождает нек-рые рус. списки 16 слов Г. Б. (напр., РНБ. Кир.-Бел. 82/207, 2-я пол. XV в.). Этот перевод лег в основу др. перевода на серб. язык, сделанного в 1-й пол. XVIII в. и представленного списком ок. 1740 г. (Белград. Архив САНУ. 84). Похвальное слово Трем святителям, написанное Иоанном, митр. Евхаитским, было переведено на слав., вероятно, одновременно с Житием Г. Б., сходна и судьба его в рукописной традиции (старший южнослав.

http://pravenc.ru/text/166811.html

В управлении Папским гос-вом К. продолжил налоговые реформы, начатые при папе Клименте IX, принял меры по сокращению числа налоговых льгот. По поручению папы в Риме был организован банк для кредитования мелких торговцев продовольствием; для развития экономики Папского гос-ва поощрялось открытие мастерских по изготовлению шелка и шерсти; порту Чивитавеккья был предоставлен статус порто-франко; в 1674 г. начаты ирригационные работы в долине Валь-ди-Кьяна. Вместе с тем финансовое положение Папского престола оставалось сложным: дефицит бюджета продолжал расти, хотя и медленнее, чем при предшественниках К. Папа финансировал начатые ранее строительные работы в Риме, при нем под рук. архит. Дж. Л. Бернини было завершено украшение моста Св. ангела, возведение статуй колоннады и 2-го фонтана на площади св. Петра и др. По приказу К. новым придворным архит. К. Райнальди была сооружена гробница папы Климента IX в базилике Санта-Мария-Маджоре, окончены работы по перестройке апсиды и фасада базилики. При К. обострились отношения Папского престола с крупнейшими католич. державами - Испанией и Францией. Поводом к разногласиям с испан. правительством стали споры о судебной юрисдикции Церкви и праве церковного иммунитета (право предоставлять убежище беглым правонарушителям на территории мон-рей и храмов) в Миланском герц-стве и Неаполитанском королевстве, которые в то время находились под властью испан. короля. К. критиковали за недостаточно жесткую позицию по отношению к участникам антииспан. восстания в г. Мессина на Сицилии (июль 1674). Трения в отношениях с Францией вызвала политика кор. Людовика XIV в духе галликанизма . Изданная в начале понтификата К. апостольская конституция «Superna magni patrisfamilias» (от 21 июня 1670), согласно к-рой регулярные клирики монашеских конгрегаций были подчинены юрисдикции правящих епископов в вопросах совершения таинств на территории их диоцезов, вызвала недовольство франц. властей; 12 сент. 1670 г. Парижский парламент запретил ее обнародование во Франции.

http://pravenc.ru/text/1841399.html

Образ Н. появляется на рус. иконах в качестве небесного патрона заказчика, будучи изображенным на полях, напр. на «Казанской иконе Божией Матери, со святыми Анной, Никифором, Марфой» (кон. XVIII - нач. XX в., Смоленский гос. музей-заповедник; см.: Госкаталог РФ. 9036946). В монументальной росписи изображение этого К-польского патриарха включалось в программу декорации пространства алтаря, напр., в ц. Воскресения в Ростове (ок. 1670), ц. Спаса на Сенях (1675), ц. ап. Иоанна Богослова в Ростове (1683). Лит.: Менолог. С. 277, 280, 295, 301, 313, 339, 359; Щепкина М. В. Хлудовская Псалтирь: Факс. М., 1977; LCI. Bd. 8. Sp. 40-42; Возрожденные шедевры Рус. Севера. М., 1998. С. 36. Кат. 57; С. 63. Кат. 140; Τοτος Ν., Θουστρης Γ. Ευρετριον της μηνμειακς ζωγραφικς του Αγου Ορους, 10ος-17ος αινας. Αθνα, 2010. σ. 121, 146, 183, 342, 398; Никитина Т. Л. Русские церк. стенные росписи 1670-1680-х гг. М., 2015. С. 239. Э. В. Шевченко Рубрики: Ключевые слова: ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ (329/30 - 379), еп. Кесарии Каппадокийской, отец и учитель Церкви, свт. (пам. 1 янв., 30 янв.- в Соборе 3 вселенских учителей и святителей; пам. зап. 2 янв., 14 июня) ГРИГОРИЙ I ВЕЛИКИЙ [Двоеслов] папа Римский, отец и учитель Церкви (ок. 540 - 604), свт. (пам. 12 марта; в совр. католич. Церкви 3 сент.- день интронизации) ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ [Назианзин] (325-330-389-390), архиеп., свт. (пам. 25 янв., 30 янв. - в Соборе Трех святителей; пам. зап. 2 янв. 9 мая) ГРИГОРИЙ ПАЛАМА архиеп. Фессалоникийский, отец и учитель Церкви (ок. 1296 - 1357), свт. (пам. 14 нояб., переходящее празд. во 2-ю Неделю Великого поста) ИОАНН ЗЛАТОУСТ. Часть I сер. IV в. - 407, свт. (пам. 27 янв., 14 сент., 13 нояб.; 30 янв.- в Соборе Трех святителей; пам. зап. 27 янв.), еп. К-польский (398 - 404), отец и учитель Церкви АРСЕНИЙ I (кон. XII в.- 1266), архиеп. Сербский (1233-1263/64), свт. (пам. 28 окт. в Соборе Афонских преподобных и в Соборе Сербских святителей) АФАНАСИЙ I (1235 - 1315), свт. (пам. 24 окт. и в Соборе Афонских преподобных, пам. греч. 28 окт.), Патриарх К-польский (1289 - 1293)

http://pravenc.ru/text/2565510.html

в: Пигин А. В. Видения потустороннего мира в русской рукописной книжности. СПб., 2006. С. 208217, 248255, 376379. 3039 Преподобный Иов – Иов Льговский (15941681), в миру Иоанн Тимофеевич, происходил из рода бояр Лихачевых. В 1610 г. принял постриг в Троице-Сергиевом монастыре. Основатель нескольких монастырей – Могилевской Успенской пустыни, Раковой Покровской пустыни, Никольского монастыря, Льговского монастыря и, наконец, Чирской пустыни. Последняя была основана по благословению Лазаря (Барановича) в начале 1670-х гг. на берегу реки Чир в 50 вёрстах от впадения её в Дон (просуществовала до конца 1680-х гг.). Как повествует Житие боярыни Морозовой, отец Иов Льговский причащал боярыню Морозову во время ее московского заточения (см. с. 268 и коммент. к ней). Примечательно, что визионер в Слове имеет то же имя, которое носил до своего пострижения Иов, – Иоанн Тимофеевич. Это обстоятельство придаёт особый смысл последующей сцене благословения его Иовом. (Об Иове см.: Повесть о житии Иова Льговского/Издание подгот. И. Поздеева// Церковь . 1991. 1; 1992. 2). 3041 Игумен Досифей – знаменитый вождь старообрядчества, игумен Тихвинского Николо-Беседного монастыря. Некоторое время жил в Курженской обители Андомского погоста близ Онежского озера. Неутомимый организатор старообрядческого движения, он постоянно путешествовал между Обонежьем, Москвой и Доном. В конце 1670 г. совершил пострижение боярыни Морозовой (см. с. 259 и коммент. к ней). В 1682 г. принимал участие в восстании стрельцов. В Чирскую пустынь пришёл около 1685 г., умер на реке Куме в начале 1690-х гг. 3054 Макарий – строитель Чирской пустыни с 1681 г., после смерти Иова Льговского. С 1685 г. его фактически заменил игумен Досифей. 3081 ...отца Феодосия... – На Дону в 1680-е гг. жили два старообрядческих черных попа, носивших это имя. Один из них основал свою пустынь в 1683 г. недалеко от Каргал в устье Старого Дона; единомышленник Досифея, активный проповедник старой веры, которого «знали почти все казаки» ( Дружинин В. Г. Раскол на Дону... С. 120). В 1688 г. вместе с чирскими старцами ушёл на Куму, где вскоре умер. Другой Феодосий основал пустынь около 1684 г. при впадении в Донец реки Айдара, впоследствии он стал главой ветковского поповского старообрядчества (см. о нем: Понырко Н. В. Феодосий//Словарь книжников и книжности Древней Руси, СПб., 2004. Вып. 3, ч. 4. С. 140142). В. Г. Дружинин полагал, что в Слове упоминается первый Феодосий ( Дружинин В. Г. Раскол на Дону... С. 80, прим. 64).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

T., 1720 etc. – 2) Иоаким Ланге (Lange 1670–1744), Sciographa sacra, 1712; Licht und Recht (Свет и Право), благочестивое изъяснение Ветхого и Нового Завета, 1732, 6 in-f. – 3) Цельс Олоф (Olof, 1670–1756), из Швеции, профессор Упсальского, университета, Hierobotanicon, 2 in-8°, Упсала, 1745. – 4) J. J. Scheuchzer (1672–1733), врач из Цюриха, Physica sacra, 4 in-f., Аугсбург 1731–1735, с 750-ю рисунками, переведены на французский язык под заглавием Physique sacrée, 8 in-f., Амстердам, 1732–1737; многословная работа. – 5) Иоанн Давид Михаэлис (1717–1791), Введение в Новый Завет (на немецком языке), 4 издания, первое 1750 г., четвертое 1787–1788; Моисеево Право (на немецком языке), 5 in-8°, Франкфурт, 1770–1775 и др. 2 . Кальвинистический. – 6) Кампенгий Витринга (Vitringa, 1659–1722), ученик Коккея (Cocceius), Archisynagogus, 1685, и т. д. Из его трудов особенное влияние оказывал его Commentarius in librum prophetiarum Isaiae, 1714–1720, 2 in-f. 3 . Арминианские. – 7) Ф. Лимборх (1653–1712), Comm, in Act. Apost. et in Ep. ad Rom. et ad Hebr., Роттердам, 1711. – 8) Иоанн Ле Клерк или Клерик (Clericus, 1657–1736) изъяснил Пятокнижие и другие исторические книги Ветхого Завета в рационалистическом духе. 4 . Аагликанские. – 9) Вильям Lowth (1661–1732), Комментарии на великих и малых пророков, 4 in-4°, Лондон, 1714. – 10) Роберт Lowth (1710–1787), епископ лондонский, сын предыдущего толкователя, Isaiah, Лондон, 1778; De Sacra Poesi Hebraeorum, Оксфорд, 1753, многочисленные издания и переводы. Рационалистические. – 11) I. А. Эрнести (Ernesti, 1707–1781), Institutio interpretis Novi Testamenti, 1761. – 12) Землер (Semler, 1721–1791), Apparatus ad liberalem Novi Testamenti interpretationem, 1767; Apparatus ad liberalem interpretationem Veteris Testamenti, 1773. 741 Католические комментаторы XIX века Вот перечисление их в алфавитном порядке. 742 Аберль (M. Aberle, 1819–1875), многочисленные экзегетические статьи в „Богословском Тюбингенском обозрении“; Введение в Новыий Завет, опубликованное Шанцем (Schanz), 1877, содержит много смелых вещей.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

Иоанн (Доброславин; 1914-1916), впосл. викарный епископ Новгород-Северский (1916-1922), Конотопский и Новгород-Северский (1922-1923), расстрелянный в г. Горьком 14 окт. 1937 г. К 1923 г. в Н.-С. м. проживали игум. Тихон, 2 иеромонаха и ок. 60 монахов ( Карманов. 2002. С. 26). Сведения о материальном обеспечении Н.-С. м. впервые приводятся в жалованной грамоте царя Иоанна Грозного 1551 г. Из нее следует, что уже в 1-й трети XVI в. мон-рь имел вотчины в Новгород-Северском и Путивльском уездах. Согласно грамоте 1551 г., Новгород-Северская вотчина включала селище Афанасьевское (Офанасов) на р. Десна, деревни Страчова на р. Устарь (Тара), Новосёлки, Зернова на р. Бобрик, а также пахотные земли, рыбные ловли, бортные и охотничьи угодья по рекам Десна, ее притокам (р. Вить и ее приток р. Ивотка, р. Шостка) и окружающим озерам. Путивльская вотчина включала расположенную в среднем течении р. Сейм (гл. обр. на его правом берегу) Колодезскую вол. с рыбными ловлями, бортными угодьями и проч. Н.-С. м. и его крестьяне, освобождались от налогов и податей, что было подтверждено и грамотой 1602 г. С 30-х гг. XVII в. Колодезская вол. Путивльского у., оставшаяся в составе Русского гос-ва после Смутного времени, оказалась во владении севского в честь Преображения Господня муж. мон-ря. Согласно грамоте царя Алексея Михайловича от 3 сент. 1667 г., вотчина Н.-С. м. включала: в Новгород-Северском у.- подмонастырскую слободку с мельницами и озерами, сельца Мезино (Мизино), Горбово, Глазово, деревни Ласка, Студёнки, Кудлаевка, Игнатовка, Дегтяровка, Горки, Берёзки, Чулатов, Олтарь (Алтарь), Чигин, Жихов (Жихово), слободу Юрин, деревню на р. Свирж с мельницами и лесами, где находились еще 2 поселения - Буда и Рудня, а также Кролевецкую мельницу и 4 др. мельницы (Иосифскую, Войтовскую, Горбовецкую и Лещинскую) на р. Рома; на землях Сосницкого полка (в 1668 вошел в состав Черниговского полка) - с. Спасское с Киреевскими мельницами и рыбными ловлями, бортные угодья и мельницу на р. Клевень; на землях Нежинского полка - с. Ксендзовка (Ксензовка), дер. Мельню ( Филарет (Гумилевский). 1873. С. 127-128). В грамоте архиеп. Лазаря (Барановича) от 2 февр. 1670 г. среди владений мон-ря не упоминается дер. Ласка, при этом перечислены деревни Пигаровка, Остроушки и Калеевка, слободки Чернацкая и Погребки, села Шатрище (Шатрища) и Ивоть, Преображенское с Богдановскими мельницами на р. Шостка в Новгород-Северском у. (Там же. С. 134-135). В результате раздела владений между Черниговской кафедрой и Н.-С. м., подтвержденного грамотой архиеп. Лазаря от 6 авг. 1673 г., мон-рь лишился всех новых владений, упомянутых в 1670 г., за исключением дер. Пигаровка; у него были отобраны также мельницы на р. Рома, но ему была передана дер. Усович (Там же. С. 138-139). К 1786 г. Н.-С. м. был владельцем свыше 2,9 тыс. крестьян муж. пола, ему принадлежали 12 мельниц, 5 винокурен, кирпичный и бумажный заводы, пасеки и др.

http://pravenc.ru/text/2577761.html

Стокгольм. Домовая церковь Спаса Преображения. Преображенская домовая церковь, Kristi Förklarings ortodoxa kyrka Домовая церковь. Действует.   Престолы: Спаса Преображения Архитектурный стиль: Модерн Год постройки:Между 1906 и 1907. Архитектор:В. Дэн Адрес: Стокгольм, ул. Биргер Ярлсгатан (Birger Jarlsgatan), 98. Координаты: 59.346638, 18.061594 Проезд:От станции метро Odenplan пройти по ул. Odenplan до ул. Биргер Ярлсгатан, повернуть налево, пройти 1 квартал. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Не зная точного адреса, непросто найти в Стокгольме русскую православную церковь. Шестиэтажный жилой дом, где она находится, не имеет в архитектуре ничего «церковного». Лишь золоченый восьмиконечный крест в синем окладе над дверью, из которой по ступенькам надо спуститься вниз, указывает, что здесь размещается храм. На нынешнем месте он существует с 1907 года, однако его история намного длиннее: она восходит к началу XVII века, и потому Свято-Преображенская церковь может считаться старейшей русской церковью из действующих ныне в Западной Европе. У русского храма в Швеции были средневековые предшественники. В XII–XIII вв., когда действовал торговый путь «из варяг в греки», в древней шведской столице Сигтуне и в ганзейском городе Висбю на о. Готланд существовали русские фактории, где «торговые люди» из Новгородской Руси имели свои православные храмы. В Стокгольме русская колония появилась после заключения Столбовского мира (1617), по которому купцам из Новгорода и Москвы позволялось иметь торговый двор, а в нем – православную церковь. Спустя 25 лет этот двор переехал на новое место, которое и по сей день именуется Рюсгорден (Russgarden), т. е. Русский двор. Церковные службы совершались здесь «молитвенном» амбаре. Священника в Стокгольм на торговый сезон (июль–сентябрь) направлял новгородский митрополит. Когда летом 1670 церковь перевели в более удобное помещение, в ее жизни случилось дивное событие. У одного шведа русские купцы приобрели небольшую икону – копию чудотворной Тихвинской Божией Матери. Икону перенесли в храм, отслужили молебен, а спустя некоторое время отправили на корабле в Тихвин. Случившуюся в пути страшную бурю укротила лишь молитва к Божией Матери. В память об этом чуде день перенесения иконы в Спасо-Преображенский собор Тихвина (13 ноября 1670) вошел в церковный календарь, а саму икону стали именовать Стокгольмской Божией Матерью.

http://sobory.ru/article/?object=23518

Соловецкая пустынь, урочище. Симбирская Соловецкая пустынь. /// Объект утрачен Деревянный монастырь.  Утрачен. ( вся деревянная архитектура в каталоге → ) ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:не ранее 1670. Год утраты:Не установлен. Адрес: Россия, Ульяновская область, Ульяновский район, берег Куйбышевского водохранилища в 3 км к востоку от с. Новая Беденьга Координаты: 54.497618, 48.405329 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты В 6 километрах к северу от пристани «Захарьевский Рудник» (пос. Сланцевый Рудник) Ульяновского района, на крутом правом берегу Волги, в прошлом находился один из старейших монастырей епархии - Симбирская Соловецкая мужская пустынь (иногда называемая Симбирских гор Соловецкая пустынь). Основанная в тогда еще глухих лесах, она служила местом уединенного подвига не одного поколения монашествующих. Кем и когда основана пустынь - точно неизвестно. Мнения авторов, исследовавших историю пустыни, на этот счет разделяются: К. Невоструев и А. Яхонтов считают, что пустынь на этом месте основана позже 1670 г. - после нападения на г. Симбирск Степана Разина; П. Мартынов и А. Смеловский считают, что пустынь основана намного раньше - вероятно, даже до основания г. Симбирска. Здесь будут рассмотрены и сравнены обе эти версии. 1. По мнению К. Невоструева и А. Яхонтова, происхождение Соловецкой пустыни связано с Симбирским Успенским монастырем. В подтверждение этого приводится грамота о кресте (этот крест с мощами, присланный митрополитом Маркеллом, хранился в Кафедральном соборе г. Симбирска), данная в 1695 г. Казанским митрополитом Маркеллом, где содержится фраза: «в церкви Смоленския Божия Матери, где прежде сего монастырь бывал». Из того, что в Смоленскую церковь - Смоленская церковь находилась на занятом сейчас садами Волжском косогоре, ниже выхода к нему ул.

http://sobory.ru/article/?object=52386

Еще до второй северной ссылки Аввакум писал царю Алексию: «Вздохни-ка по-старому и рцы по русскому языку «Господи, помилуй мя грешного! А «кирелейсон-от» отставь. Так Еллины говорят, плюнь на них! Ты ведь, Михайлович, русак, а не грек. Говори своим природным языком, не унижай его ни в церкви, ни в дому, ни в красной речи». Не раз в своих писаниях Аввакум возвращается к мысли о возможном «исправлении о Христе Иисусе. Я надеюсь, что Господь прекратит дни сии. Он ждет обращения заблудших». Надо молиться, «иначе не пособить», чтобы Господь «привлек их к истине». Особенно надо молиться за царя. И Лазарь, и Авраамий были в этом единомысленны с Аввакумом. Отсюда целая литература так наз. «челобитных» по адресу царя: Лазаря 1668 г., Аввакума 1670 г., Авраамия 1670 г. Челобитная – это и мольбы и угрозы. Требовали «очной ставки» со всеми властями духовными и царскими и с книжниками, со всем «синклитом», чтобы царь «сам слышал каждое слово». Лазарь заявлял готовность идти «на Божию судьбу», т. е. на испытание огнем (заносная с Запада идея). Аввакум писал царю: «ты пал, а не восстал, послушав Никона, умер душею, а не воскрес. С каким оправданием хочешь ты явиться на страшный суд. Здесь ты нам не дал справедливого суда с отступниками, а там сам будешь отвечать пред нами. За всех на тебя одного падет вина: ты – попустил. Тошно тебе будет там». И здесь на земле грозил бедами русскому царству. Лазарь после осуждения Никона писал одновременно к царю (1668 г.) и к новому патриарху Иоасафу IÏ «Силен Господь тобою – пастырем утишить лютое возмущение церкви». Начало уже сделано: «Никон низриновен», остается «загладить его след». «За нас будут судиться с тобою (т. е. патриархом Иоасафом II) православные цари, патриархи и свв. отцы». Неотзывчивость, почти безответное молчание властей повергали в недоумение оппозиционеров. Они были детьми Смутного времени, видели конец смуты. Естественно казалось им ждать благополучного конца и церковной смуты. И острые формы смуты, как осада Соловецкого монастыря и затем стрелецкий бунт 1682 г., не повергали их пока в отчаяние.

http://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashe...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010