Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕФРЕМ (Потёмкин;после 1670), деятель раннего старообрядчества , писатель. Основным источником сведений о нем служат материалы, связанные с подготовкой и проведением Большого Московского Собора 1666-1667 гг. , который осудил старообрядцев. Отдельные высказывания о Е. в предшествующей исследовательской лит-ре (П. С. Смирнов, С. А. Зеньковский, В. С. Румянцева, Н. Ю. Бубнов) и словарная статья о нем (А. Т. Шашков) основаны только на опубликованной части соборных материалов (МДИР. Т. 1, 2). Однако за рамками публикации Н. И. Субботина остался ряд документов, содержащих ценные биографические сведения о Е., которые частично были использованы П. Паскалем. Е. происходил из старинного смоленского дворянского рода, мн. представители к-рого выбрали путь правосл. монашества. Родственником Е. был дядя Ф. М. Ртищева «богомудрый старец» Спиридон (Потёмкин) . Неск. женщин из рода Потёмкиных приняли монашество в Кутеинском Успенском монастыре, в т. ч. мать Е. (в иночестве Марина) и, видимо, его сестра. 10 авг. 1654 г. монахини явились под Смоленск с просьбой отпустить их в Москву, где они стали насельницами близкого к придворным кругам Новодевичьего московского в честь Смоленской иконы Божией Матери монастыря . Как следует из показаний Е., данных 30 апр. 1666 г. на заседании Собора в Патриаршей крестовой палате, он принял постриг ок. 1656 г. («в котором году пострижен, не помнит, толко-де тому есть лет з десять») в Бизюковом в честь Воздвижения Креста Господня монастыре близ Дорогобужа. По всей видимости, он жил в мон-ре в трудниках и был пострижен во время тяжелой болезни («пострижен в келье в болезни», «постригал-де ево того Бизюкова монастыря наместник черной поп Евстафей, а приемника никово не было» (ГИМ. Син. собр. свитков. 1143)). Не позже 1660 г. Е. по царскому указу был переведен строителем в Болдинский во имя Святой Троицы и пророка Божия Илии монастырь в 15 верстах от Дорогобужа. Согласно «Спискам иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви» П. М. Строева , Е. числился здесь строителем в 1660 г., но уже 26 апр. 1661 г. на эту должность был определен Феодосий ( Строев. Списки иерархов. Стб. 597). Е. признавался, что «из Болдина монастыря исшел без указу великого государя, убояся ратных людей, к Москве» (ГИМ. Син. собр. свитков. 1143).

http://pravenc.ru/text/182131.html

Студенок. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Введенский храм Церковь. Действует.   Престолы: Введения во храм Пресвятой Богородицы Год постройки:Дата постройки неизвестна. Храм с 1997 г.. Ссылки:   Адрес: Харьковская обл., Изюмский район, с.Студенок Координаты: 49.090804, 37.485615 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Земля возле реки в Студенке была отведена Святогорскому монастырю в 1666 году. Через некоторое время служащие монастыря купили у одного цареборисовца мельницу, потом построили небольшие домики для хозяйственных нужд. По приглашению монахов, черкасы с охотой поселились на этих землях. Таким образом, заселение Студенка началось около 1670 года. По рассказам стариков, монастырские черкасы первоначально жили в бору, при самом истоке реки Студенца, там и теперь ещё можно видеть следы жилых мест. Впоследствии они поселились ближе к луговому берегу Донца, на той же речке Студенке, где и ныне расположен Студенок. По преданию, на новом месте, вместе с поселением жителей, построен был храм, старожилы знали место престола его по каплице. В ведомости 1732 года сказано, что «села Студенка церковь Введения Пресвятой Богородицы построена в 1711 году», и здесь же при ней показано прихожан 46 дворов. По описанию чудес Каплуновской иконы в Студенке, видим храм и священника Стефана в 1744 году. На камне, найденном под жертвенником при перемене церковного пола, надпись говорит: «Основана сия церковь в честь Введения Пресвятой Богородицы, при державе Государыни Российской Елизавете Петровне, благословением Преосвященного Антония Митрополита Белоградского 1746 года марта 16 дня». В нынешнем храме иконостас древней работы и перенесён из прежнего храма. Между церковными книгами есть постная триодь, К. п. 1727 года. Метрики прихода начинаются с 1726 года. По ревизии 1732 года показано в имениях Святогорского монастыря: в Студенке 124 душ. муж. И при храме школа, в Богородичном 63 душ муж., при стеклянном заводе 29 душ муж. Метрики за 1774 год надписаны так: «Белогородской епархии Изюмского ведомства, Святогорского Успенского Монастыря села Студенка Введенской церкви, жители Черкасы»; в этом же приходе числились монастырские черкасы Богородичного и Яровой. В 1788 году прихожане назывались воинскими поселенцами, были отобраны от монастыря в казну, а в 1794 году сделались крестьянами генерала Василия Васильевича Энгельгардта, который, получа Студенок в наследство после князя Потёмкина, умножил население его черкасскими и русскими крестьянами.

http://sobory.ru/article/?object=07906

Метрики прихода начинаются с 1778 года. Число прихожан: в 1790 году 1931 муж., 1212 жен.; в 1810 году 1528 муж., 1512 жен.; в 1830 году 1726 муж., 1758 жен.; в 1850 году 1637 муж., 1756 жен. душ. Ярмарки – марта 25, июня 12, сентября 25 и ноября 30. СТУДЕНОК Земля по реке Студенку отведена была Святогорскому монастырю в 1666 году, монастырь купил потом мельницу на реке Студенке у одного цареборисовца. Здесь же устроены были другие хозяйственные заведения монастырём. По приглашению монастыря, черкасы с охотою поселились на этих землях. Таким образом, население Студенка началось около 1670 года. По рассказам стариков, монастырские черкасы первоначально жили в бору, при самом истоке реки Студенца, там и теперь ещё можно видеть следы жилых мест. Впоследствии они поселились ближе к луговому берегу Донца, на той же речке Студенке, где и ныне расположен Студенок. По преданию, на новом месте, вместе с поселением жителей, построен был храм, старожилы знали место престола его по каплице. В ведомости 1732 года сказано, что «села Студенка церковь Введения Пресвятой Богородицы построена в 1711 году», и здесь же при ней показано прихожан 46 дворов. По описанию чудес Каплуновской иконы в Студенке, видим храм и священника Стефана в 1744 году. На камне, найденном под жертвенником при перемене церковного пола, надпись говорит: «Основана сия церковь в честь Введения Пресвятой Богородицы, при державе Государыни Российской Елизавете Петровне, благословением Преосвященного Антония Митрополита Белоградского 1746 года марта 16 дня». В нынешнем храме иконостас древней работы и конечно перенесён из прежнего храма. Между церковными книгами есть постная триодь, К.п. 1727 года. Метрики прихода начинаются с 1726 года. По ревизии 1732 года показано в имениях Святогорского монастыря: в Студенке 124 душ. муж. И при храме школа, в Богородичном 63 душ муж., при стеклянном заводе 29 душ муж. Метрики за 1774 год надписаны так: «Белогородской епархии Изюмского ведомства, Святогорского Успенского Монастыря села Студенка Введенской церкви, жители Черкасы»; в этом же приходе числились монастырские черкасы Богородичного и Яровой. В 1788 году прихожане назывались воинскими поселенцами, были отобраны от монастыря в казну, а в 1794 году сделались крестьянами генерала Василия Васильевича Энгельгардта, который, получа Студенок в наследство после князя Потёмкина, умножил население его черкасскими и русскими крестьянами.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Т. 3. 119. III. С. 444). Однако уже само рассмотрение обители как предполагаемого места размещения царской казны свидетельствует о доверии к обители со стороны членов царской семьи. В отписке кн. И. А. Хилкова царице Марии Ильиничне и царевичу Алексею Алексеевичу, составленной после 23 сент. 1654 г., Н. П. м. отмечен среди мон-рей, где «старцы многие померли, а остались немногие» (ДАИ. Т. 3. 119. XXVIII. С. 458). В записи от 9 февр. 1655 г. отмечены архим. Питирим и бывш. архим. Никон ( Забелин. 1884-1891. Ч. 1. Стб. 843), 1-й из к-рых 12 авг. того же года был поставлен во митрополита Сарского и Подонского, а позднее взошел на Патриарший престол ( Попов М. Г. Мат-лы для истории Патриарха Московского Питирима//ХЧ. 1890. 9/10. С. 490; Снегирёв. 1863. С. 73). Архим. Сергий участвовал в Соборе о троеперстии (23 апр. 1656; см.: Скрижаль. М., 1656. Л. 18 об.), а также в соборном осуждении Иоанна Неронова в нач. 1656 г. (МДИР. Т. 1. С. 131-132). Архим. Иосиф участвовал в Соборе об учреждении кафедр в Вятке (ныне Киров) и Смоленске в окт. 1657 г. (Там же. С. 9-10), а также в деянии об отстранении патриарха Никона (авг. 1660; см.: Дело о Патриархе Никоне. СПб., 1897. С. 110). Под 1662/63 г. в источниках отмечены архим. Прохор и келарь Иоаким (Савёлов) (Описание ГКЭ. 2016. Т. 1. 2019-2021. С. 361-362). В мае 1665 г. в Н. П. м. содержался Варненский митр. Даниил (АЮЗР. Т. 5. 126. С. 279-281; Круглик. 1999. С. 42). В обитель на жительство был отправлен раскаявшийся в мае 1666 г. бывш. приверженец старых обрядов Ефрем (Потёмкин) (МДИР. Т. 1. С. 444-451; Т. 2. С. 97-105; Макарий. История РЦ. 1996. Кн. 7. С. 324-325; Круглик. 1999. С. 42). 18 нояб. 1666 г. Н. П. м. посетили патриарх Антиохийский Макарий III и патриарх Александрийский Паисий (ДАИ. Т. 5. 26. С. 99). Среди лиц, участвовавших в низложении патриарха Никона, назван архимандрит Н. П. м. Иосиф (МДИР. Т. 2. С. 170), хиротонисанный в авг. 1674 г. во митрополита Рязанского (ДАИ. Т. 5. 26. С. 150). С 1670 г. в обители «под началом» жил бывш.

http://pravenc.ru/text/Новоспасского ...

Вместе с тем при наличии определенной близости между Величко и православным духовенством далеко не все конкретные действия духовных лиц вызывали его одобрение. Так, он нашел нужным внести в свое сочинение охранную грамоту Яна Казимира игумену Макошинского монастыря Виктору (Боблецевичу), выданную потому, что игумен передавал польским властям сведения о “секретах” неприятеля. Этот документ Величко оценил как пример “непристойной чернечой хитрости” 9 . Рассказу о походе войск короля Яна Казимира на Левобережье в 1663–1664 гг. Величко предпослал описание диспута Иоанникия (Галятовского) с королевским проповедником иезуитом Адрианом Пекарским, имевшего место в Белой Церкви незадолго до выступления в поход польской армии 10 . Присутствовавший на диспуте коронный канцлер М. Пражмовский выразил убеждение, что еще в его правление (“при его печати”) православные подчинятся власти папы, с чем Иоанникий (Галятовский) не согласился 11 . Заимствуя этот текст из печатного сборника сочинений Иоанникия (Галятовского), летописец, как представляется, хотел привлечь внимание читателя к тому, что власти Речи Посполитой продолжали добиваться осуществления своих планов. Величко поместил ряд документов, свидетельствовавших о стараниях гетмана П. Дорошенко в 1669–1670 гг. сохранить позиции православной Церкви на Правобережье и о противодействии властей Речи Посполитой. Помещенный в “Летописи” текст инструкций Дорошенко послам на сейм 1669 г. хронист сопроводил комментарием, что этими предложениями поляки были “велми... ураженни” и отправили послов ни с чем 12 . Вошли в “Летопись” и постановления комиссии в Остроге от 23 декабря 1670 г., где указывалось, что папу будут просить созвать синод “na uspokoienie gruntowne” 13 . Все это показывало читателю, что польские власти продолжали держаться своих намерений. Если для Правобережного гетманства в 1669–1670 гг. планы польских властей угрожали опасностью в будущем (хотя и близком), то положение православных на землях Белоруссии, отошедших по Андрусовскому договору 1667 г. к Речи Посполитой, резко ухудшилось уже к концу 1660-х гг., что вызвало серьезное беспокойство у киевского духовенства. В 1669 г. автор созданной в Киеве “Перестороги” с беспокойством писал о том, что в Витебске, Могилёве и в других городах закрываются православные церкви, православных мещан выгоняют из городов и заставляют принимать унию 14 . Вскоре в этой среде было составлено обширное сочинение “Наветы”. Оно содержало не только пространную характеристику религиозной политики властей Речи Посполитой, но и предложения русской стороне о том, какие условия следует выдвинуть на будущих русско-польских переговорах о “вечном мире”, чтобы помешать проведению такой политики 15 . В 1670 г. такие предложения были направлены главе Малороссийского приказа А. С. Матвееву 16 .

http://sedmitza.ru/lib/text/4261400/

В 1669 г. князь Р. дневал и ночевал при гробе царевича Семиона Алексеевича, а в 1670 г. – при гробе царевича Алексея Алексеевича; в этом же году он был судьей в Ямском Приказе, а в 1670–1673 гг. – воеводой в Тобольске. За это время сохранились следующие сведения о деятельности князя Репнина: 1) в июне и июле 1670 г. он писал Верхотурскому воеводе Фед. Григ. Хрущову о набеге калмыков на Верхотурский и Тобольский уезды и советовал ему принять меры предосторожности; 2) должен был сообщить по городам и острогам о составлении переписи слободских и деревенских всяких чинов людей и о запрещении впредь верстать пашенных крестьян в беломестцы, а беломестцев в крестьяне; 3) царь велел ему оставить в «кречатьих помочниках» тех, кто верстан из казачьих и из драгунских детей и из гулящих людей и из захребетных татар, а из ясачных татар велено быть тем, «которым кречатья ловля за обычай и по вся годы кречатов ловят»; служилых людей, пашенных и оброчных крестьян, которые были прежде в кречатьих помочниках, и остальных ясачных татар от ловли кречетов отставить, чтобы каждый из них, судя по роду занятий, исправлял службу, пахал землю и платил ясак. Относительно кречетов, отправляемых в Москву для царской охоты, велено было посылать: красных кречетов – сколько будет наловлено, по 10 серых кречетов и по 15 челигов кречатных; 4) в 1672 г. он послал в Енисейск, для отправки в Нерчинский острог, боевые снаряды, хлеб и вино для аманатов и для ясачных и служилых людей: 5) в 1673 г. он донес царю, что калмыки Мелай-тайша и брат его Бабай со своими улусными людьми прикочевали из дальнего кочевья к рекам Исети и Тоболу. Он не высылал против них ратных людей и не отправил обратно в дальние кочевья по следующим причинам: от тайши приходили в Тобольск послы с заявлением, что он прикочевал со своими улусными людьми, надеясь на милость великого государя, которому желает служить; царь не велел затевать задоров с калмыками; если бы калмыки ушли обратно в свои кочевья, то могли бы потом явиться в большем количестве и уже не с мирными намерениями.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Вот после таковых соображений «заковыка» перестала меня смущать, и я окончательно укрепился в мысли, что составителей «Описей» вводило в заблуждение именно Евангелие 1670 года, т.е. неясно напечатанная дата выхода его в свет, и именно дата от Р. Христова. Затем явилось у меня желание проверить свое предположение фактически и через то придать ему значение и силу как-бы реального факта. Что для этого нужно было сделать? – Да нужно было просмотреть теперешние рукописные каталоги старых книг (каковые каталоги, в сущности, суть те же Описи, о которых мы не раз говорили): составителей сих-то каталогов не вводило ли означенное Евангелие в то же заблуждение своей датой от Р. Христова, в какое вводило оно составителей давних «Описей»? А проверить это, разумеется, можно было не иначе, как отправившись в какую-либо из киевских библиотек, и именно такую, где в достаточном количестве находятся старопечатные церковно-славянские книги, которым составлены каталоги. Вот мы и добрались, наконец, до Лавры и якобы моей пошлой выходки против неё. В чем же сия пошлая выходка заключается? Заключается она в следующем. Пришедши с указанной целью в Лаврскую библиотеку и обозревая её выставочный отдел, я скоро нашел наглядное подтверждение своего предположения, которое таким образом получало уже значение и силу факта реального. На верхней полке одного из шкафов, предназначенных для хранения наиболее замечательных изданий, я усмотрел между разными, крупным шрифтом на белой бумаге напечатанными надписями, и такую: Евангелие, изданное Львовским братством в 1606 году, – каковое Евангелие по рассмотрении оказалось Евангелием, изданным, – как я и предполагал, – в 1670 году. И вот вся сия трактация (для уяснения вопроса о том, какое из Львовских Евангелий могло вводить составителей «Описей» в вышеуказанные ошибки) и излагается мною, разумеется, другими словами, в моих «Объяснительных параграфах». Именно, в них, начиная с «заковыки», дословно говорится следующее: «Правда, в означенном Евангелии дата от сотворения мира напечатана явственно; но мы уже видели, что в церковной описи, у занесенного в нее «Трефолоя» (Анфологиона), при ошибочно выставленной дате от Рождества Христова ( ахча), явственно означена и верная дата – от сотворения мира ( зсв); между тем даже профессор занимающийся церковно-славянской библиографией, не обращает на эту дату никакого внимания и, основываясь только на явно ошибочной дате от Рождества Христова, вносит в каталог книг, напечатанных в Львовской братской типографии, якобы новое, доселе неизвестное издание Анфологиона. – Приведем другой пример, еще более наглядный, притом непосредственно относящийся к трактуемому нами вопросу и уясняющий его окончательно. В библиотеке Киево-Печерской Лавры, в так называемом выставочном отделе её, и в настоящее время красуется Евангелие рассматриваемого нами издания (1670 года) с такой печатной над занимаемым им местом надписью: Евангелие, изданное Львовским братством в 1606 году (sic!)».

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Golubev...

Венецианское правительство нашло выход из сложившейся ситуации. Первоначально делегировав право присвоения звания доктора «auctoritate veneta» («властью Венецианской республики») одному из профессоров, якобы в видах помощи неимущим студентам и другим категориям школяров (каким – не уточнялось), государственная комиссия, ответственная за функционирование падуанской школы (Riformatori allo studio di Padova), несмотря на протест католической Церкви образовала альтернативные коллегии вначале в «университете» искусств, а потом и права. Они стали называться Collegio VenetoGiurista и Collegio VenetoArtista в отличие от первоначальных трех, которые именовались SacroCollegio. Именно в Колледжо Венето могли сдавать выпускные экзамены студенты трансальпинских и ультрамаринских До сих пор не было известно, какие именно предметы и насколько успешно сдал на выпускном экзамене Софроний Лихуд. В этой связи особо интересен документ – экзаменационный лист, удостоверяющий прохождение испытания Софронием Лихудом и присвоение ему звания доктора Документ состоит из трех частей: презентация кандидата, назначение по жребию пунктов обсуждения, защита и объявление результата. Приведу его содержание: «Во вторник 13 мая 1670 г. Джироламо Фриджимелика в качестве поручителя (promotor) представил президенту (Колледжо Венето) Карло Ринальдини Софрония Лихуда из Кефалонии и попросил, чтобы были назначены вопросы по философии согласно обычной процедуре, принимая во внимание, что все взносы, необходимые для сдачи экзамена, были полностью заплачены (cum integra [solutis]). В четверг 15 мая 1670 г. были определены по жребию пункты обсуждения по философии, взятые из аристотелевских трактатов “О Душе” и “Второй Аналитики”. В пятницу 16 мая 1670 г. в 12.00 часов Софроний Лихуд был вызван в Колледжо Венето и защищал свои пункты по философии в присутствии вице-синдика университета искусств и докторов Карло Ринальдини, Раймондо Фортис, Джироламо Фриджимелика (который впоследствии вручил ему знаки отличия доктора), Антонио Маркетти, Пьетро Франзано, Доменико Маркетти, Анжело Монтаньяна, Джованни Чикала.

http://sedmitza.ru/lib/text/5682539/

Триодь Цветная XV в.//ОРРК НБЛ, ед. хр. 4633, 429 л. – (Рус.) – КТ. Триодь 1648 г. – Триодь Цветная 1648 г.//ОРРК НБЛ, ед. хр. В. 185 159. Триодь Цветная. – М., 1648 г. 574 с. – (Рус.). – Тр. 1648 г. Триодь 1670 г. – Триодь Цветная 1670 г.//ОРРК НБЛ, ед. хр. 152037. Триодь Цветная. – М., 1670. 403 с. – (Рус.). – НТ Триодь Цветная – Пентикостарион (Триодь Цветная) – М.: Синод. тип, 1912. – СТ. Триодь Постная – Триодион, сиесть Трепеснец (Триодь Постная) – М.: Синод. тип, 1915. – СТ. Толковая Библия – Толковая Библия, или комментарий на все книги Святого Писания Ветхого и Нового Завета. – 2-е, репринт, изд./под ред. А.П. Лопухина . – Стокгольм, 1987. – Т. 1–3. – (Публикация издания преемников А.П. Лопухина ). – ТБ Πντηκοστριον – Πεντηκοστριον χαρμσυνον τν πο το Πσχα μεχρ τς τν γων Πντων κυριακησνηκουσαν ατς κολουθαν – Βεντια, κ τος λληνικου τυπογραφιου Φονιξ, 1884. 227 σ. – Πεντ. Τριωδιν – Τριωδιν, ν Ρωμε, 1886. 389 σ. – Τρ. Литература СДРЯ – Словарь древнерусского языка (XI–XIV вв.). – М.: Наука, 1988–2008. – Т. 1–8. Рыбаков 2002 – Рыбаков В.А. Святой Иосиф Песнопевец и его песнотворческая деятельность/В.А. Рыбаков. – М.: Русская книга, 2002. 656 с. Дьяченко – Дьяченко Г. М. Полный церковно-славянский словарь. – Репринт. изд./Г.М. Дьяченко. – М., 2000. 1120 с. Фасмер – Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: в 4 т./М. Фасмер – М.: Прогресс, 1986–1987. – Т. 1–4. Проблемы преподавания церковно-греческого языка в условиях реформы духовного образования О.В. Чевела Статья посвящается проблемам преподавания греческого языка в высших духовных заведениях. Представлен анализ существующей научно-методической литературы, разработана система заданий и упражнений, предложена тематика и методика преподавания греческого языка на продвинутом этапе обучения. Ключевые слова : грамматика, синтаксис, методика преподавания, церковно-греческий язык. Problems of teaching of the the Church-Greek language in the conditions of the reform of theological education

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В. Н. Перетц считает, что это сочинение было частью «Ksiga mierci» и отдельно не издавалось. Своеобразным опытом создания православного агиографического свода можно считать польскоязычные «ywoty witych» (Жития святых) (1670). Свод, законченный Л. до янв. 1670 г. (Письма. 1865. 77), изначально задумывался на польск. языке, чтобы (по словам автора) вызвать у поляков уважение к рус. царю. Помимо рифмованных житий святых (часть к-рых - жития митрополитов Киевских и Печерских отцов) в сборник вошли поучения на отдельные Господские и Богородичные праздники, а также обличение Ария, противника почитания святых. В 1-й части Л. помещает колядку, некогда посвященную митр. Петру (Могиле) лаврскими типографами, и 2 диалога на Страстную пятницу: «Snop Mki Krola boleci Iezusa Christusa» (на польском) (Муки Царя скорбей Иисуса Христа) и «Oratio Christi septem verba in Cruce perorantis» (на латыни) (Семь слов молитвы Христа на Кресте). «ywoty witych» открывает рифмованное посвящение Иисусу Христу, затем следуют адресованное царевичу Феодору Алексеевичу предисловие (встречается не во всех экземплярах), краткое стихотворное обращение к читателю, в к-ром Л. сравнивает свои «рифмы» с творчеством польск. поэта Яна Кохановского. Сборник завершается стихами на царский герб и кратким панегириком юному царевичу Иоанну Алексеевичу. «Apollo chrzeciaski opiewa ywoty witych» (Христианский Аполлон воспевает жития святых) (1670) представляет собой перепечатку сб. «ywoty witych». Сочинение было отправлено к царскому двору в февр. 1672 г., через год по просьбе Малороссийского приказа просмотрено митр. Павлом и признано «свободным к обращению». «Lutnia Apollinowa kadey sprawie gotowa» (Аполлонова лютня, готовая для любого предмета) (1671) представляет собой поэтическое сочинение смешанного характера. Книга, состоящая более чем из 1000 стихов, открывается виршами на царский герб, посвятительными стихами царевичу Иоанну Алексеевичу, 2 обращениями к читателю. Помимо стихов религ. содержания (о символике Креста, о Евхаристии, о Пресв. Богородице, св. пророках, об апостолах и о святых, о Страшном Суде и др.) сборник включает размышления о добродетелях и грехах, о слабости человеческой природы, о болезнях и подготовке к смерти, о знаках зодиака и небесных телах, а также о современных Л. событиях (осаде Новгорода-Северского в февр. 1668, татарско-тур. нашествии). В сборник вошел ряд эпитафий: царевичам Алексею и Симеону Алексеевичам, киевскому воеводе Адаму Киселю, Киевским митрополитам Петру (Могиле), Сильвестру (Косову) и Дионисию (Балабану-Тукальскому), печерскому архим. Иосифу (Тризне), др. игуменам. Как и в др. сочинениях, Л. снова обращается к идее союза украинцев, поляков и русских против магометан.

http://pravenc.ru/text/2462531.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010