В мае 1655 года соборный храм заложили, в декабре 1656 года уже освятили. Помимо Патриарха Никона к торжественному дню на Валдай прибыли митрополиты Новгородский Макарий и Крутицкий Лев, а также архиепископ Тверской Лаврентий. Собор строил, согласно документальным свидетельствам, " каменных дел подмастерь Аверкий Мокеев, помощником плотничий мастер Иван Белозер " , однако, несомненно, и сам Патриарх, имевший вполне отчётливые представления о том, какими должны быть церкви Божии, не оставался в стороне. Здание поражало воображение современников: в глухой дотоле местности, посреди озера, вознёсся пятиглавый храм, какой впору было видеть в стольном граде. " Поистине нет ему подобного в мире " , - отзывался о Валдайском монастыре и его соборном храме архидиакон Павел Алеппский. Специально к освящению Иверского собора мастер Александр Григорьев отлил по заказу Никона тысячепудовый колокол, на котором был изображён сам Патриарх, а внутри новый собор украшали пятиярусный резной иконостас (должно быть, потрудились над ним белорусские резчики) и заказанное за границей паникадило " жёлтой меди " , " величиною с большое дерево, с цветами, птицами и неописуемыми диковинами " . Вплоть до самого недавнего времени монастырский собор, освящённый Патриархом Никоном в честь Иверской иконы Божией Матери, существовал как Успенский. Успению Пресвятой Богородицы его посвятили в XVIII веке, отремонтировав после большого пожара. Иверским в нём был лишь придел. До 1670 года все здания обители, кроме Иверского собора и тёплой Богоявленской церкви с трапезной палатой, оставались деревянными. В 1670-1680-е годы каменное строительство продолжилось, и к началу XVIII столетия монастырь в целом выглядел примерно так же, как теперь. Не остался без внимания и соборный храм. В 1688-1689 годах его расписал Матвей Карпов " со товарищи " . Что представляли собой эти росписи, сказать трудно: в 1704 году в монастыре случился " непомерный пожар " , и внутреннее убранство собора пострадало настолько, что ни о каком поновлении фресок речи не шло. К 1710 году, когда его заново освятили (на сей раз - в честь Успения Пресвятой Богородицы, и с таким посвящением он просуществовал вплоть до закрытия монастыря), те же мастера расписали его заново. Но и эти росписи дожили лишь до середины XVIII столетия, когда их заменили другими. Наконец, в 1830-е годы монастырское начальство сделало выбор (собственно, выбирать-то особенно не приходилось) в пользу масляной живописи, пригласив осташковских мастеров Ивана и Андрея Митиных. Созданные ими композиции сохранялись - дважды поновлённые - до ХХ столетия.

http://sobory.ru/article/?object=05291

1) СОБОРНАЯ ЦЕРКОВЬ двухэтажная; в верхнем этаже храм во имя Святой Троицы, а в нижнем – Честного и животворящего Креста; 2) КОЛОКОЛЬНЯ; 3) ОГРАДА кругом монастыря. Настоятельство в этой обители с самого учреждения оной до 1670 года было Игуменское; в сем же 1670 году, по грамоте Святейшего Патриарха Иоасафа, в уважение прошения Торопецких граждан, учреждена Архимандрия, и тогда же в сан сей произведён Иеромонах монастыря сего Варлаам. Архимандричье настоятельство продолжалось до Штатов 1764 года непрерывно. А по Штатам этот монастырь положен в 3 классе степенью 51 с настоятельством Игуменским, которое и доныне есть. Крестьян было за монастырём сим 145 душ. Невельский Преображенский монастырь Могилёвской Епархии заштатный мужской. Находится в уездном городе Невеле. О начале и прочих обстоятельствах монастыря сего, за истреблением в 1692 году от пожара всего монастырского архива, сведений не имеется. По изустному преданию известно, что построен он в те времена, когда Российскими Государями в первой раз возвращена была Белоруссия к России, и что находился он на том самом месте, где теперь стоит в трёх вёрстах от города безприходная церковь во имя св. Троицы. Смотри ниже: Невельский Троицкий. Здания в монастыре сем были кроме церкви деревянные, а ныне все каменные. Примечательнейшее же из оных есть следующие: 1) СОБОРНАЯ ЦЕРКОВЬ во имя Преображения Господня двухэтажная о 6 престолах; 2) ЦЕРКОВЬ св. Николая; 3) КЕЛЬИ; 4) ОГРАДА. Настоятельство Игуменское, издавна учреждённое, и доныне продолжается. Содержание своё монастырь получает от крестьян, которых за ним состоит 19 душ мужского пола и от пахотной и сенокосной земли, которой и с неудобной всей имеется 204 десятины. Невельский Троицкий монастырь Могилёвской Епархии мужской, упразднённый. Находился в трёх вёрстах от уездного города Невель на том самом месте, где теперь стоит церковь Свято-Троицкая. См. выше Невельский Преображенский. А перенесён в город, где он и доныне существует, по следующим обстоятельствам: около половины XVII столетия, за недостатком земли для населения граждан Невельских, монастырская земля присвоена была к городу, и хотя в 1682 году, по возвращению Белоруссии к России, по Указу Государя Царя Алексея Михайловича, а по грамоте из приказа Княжества Смоленского за подписью Дьяка Семёна Домешнева и по наказной памяти воеводы Тимофея Парфёновича вся оная монастырю возвращена, однако вторично, по причине стеснения обывателей Невельских, по настоятельной их просьбе и по старательству владетельницы города Княгини Радзиловны Ргенской, палатины великого Княжества Литовского, с согласия настоятеля и монашествующих, перенесён монастырь внутрь города Невеля к Преображенской церкви, и устроен иждивением Невельских обывателей. А монастырская церковь Святотроицкая оставлена безприходной. Невская пустынь

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Троицкая Кривоезерская пуст., зашт., общ., в Макарьевском y., на левом бер. Волги, против г. Юрьевца. Основана в 1613–1641 т. Здесь находится чудотворная Иерусалимская икона Божией Матери, написанная в 1709 г. благочестивым иноком этой обители Корнилием (бывшим царским иконописцем, в мире – Кириллом Улановым) и древняя чудотворная икона св. Антипы. Унженский Макарьев Троицкий , 1 кл., в г. Макарьеве, на прав. бер. р. Унжи. Основан в 1439 г. Макарием Унженским (см. 25 июля). В мон. пять каменных церквей: Троицкая, посреди мон., построенная в 1664–1670 г. игуменом св. Митрофаном Воронежским , Макарьевская, на юго-запад от Троицкой, построенная в 1670–1674 г., Благовещенская, на южной стороне, построенная в 1680 г., Никольская, над св. воротами, на восточной стороне и Успенская – на западной. Монастырь окружен каменной оградой, построенной в период 1754–1764 г. В Троицком соборе, в богатой раке, почивают св. мощи пр. Макария. Здесь же хранится чудотворная Макарьевская икона Божией Матери – список с чудотворной иконы, чудесно явившейся в 1442 г. пр. Макарию, сделанный его учениками; изображение на этой св. иконе напоминает икону Смоленскую-Одигитрию. В 1626 и 1690 г., несмотря на бывшие в обители сильные пожары, св. икона чудесно оставалась невредимой; впоследствии она прославилась многими благодатными знамениями. Празднество в честь ее совершается в мон. 17 сент. В мон. также находится древняя чтимая икона пр. Макария, которую в 1890 г. разрешено переносить ежегодно с крестным ходом в г. Унжу, где она остается с 15 июня по 1 июля. Недалеко от мон. находится колодезь, выкопанный пр. Макарием. Женские: Боголюбский , общ., в 56 в. от г. Макарьева, при с. Боголюбском. Учрежден в 1893 г. из существовавшей с 1864 г. женской общины. Богородицкий , общ., близ с. Заветлужья, Ветлужского y., в 180 в. от г. Ветлуги. Учрежден в 1909 г. из общины, основанной в 1900 г. При нем школа. Богородицкий Федоровский , общ., в 2 в. от г. Солигалича, при с. Ратькове. Учрежден в 1892 г. из существовавшей с 1874 г. женской общины. При нем приют для престарелых и немощных.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

4) Honig. Die Ophiten. 1887. с покорнейшею просьбою во всё время пользования вышеназванными изданиями хранить их в Академической Библиотеке; что же касается остальных просимых изданий, то таковых в Библиотеке не имеется. Вместе с сим Управление Библиотеки покорнейше просит поспешить возвращением книг, высланных при отношениях от 13 октября и 11 ноября 1908 за 1510 и 1670». Справна: 1) Означенные в последнем отношении книги получены и сданы для хранения и пользования ими в фундаментальную академическую библиотеку. – 2) Книги, присланные при отношениях от 13 октября и 11 ноября 1908 года, за 1510 и 1670, использованы лицами, для научных занятий которых они были выписаны, и ныне возвращаются в Управление Императорской Публичной Библиотеки. Определили: Принять к сведению. XIII. Отношение Правления Императорского Новороссийского Университета от 7 июня за 6020: «Вследствие представления историко-филологического факультета от 30 минувшего мая за 121, Правление Императорского Новороссийского университета, согласно определению своему, 3 сего июня состоявшемуся, имеет честь покорнейше просить Московскую Духовную Академию выслать в библиотеку университета рукописи под 151 а и 151 б, содержащие слова Св. Исаака Сириянина, для научных занятий приват-доцента С. Г. Вилинского, сроком на шесть месяцев». Определили: Выслать в Правление Императорского Новороссийского университета означенные в отношении рукописи на испрашиваемый шестимесячный срок. XIV. Прошение бывшего студента Московской Духовной Академии Николая Кронтовского: «Около двух лет я сильно болел и по причине бо- —136— лезни не мог явиться в Академию для продолжения своих учебных занятий. В настоящее время, по милости Божией, болезнь проходит, и я чувствую себя в состоянии возобновить прерванные учебные занятия. Не имея склонности к университетскому и вообще светскому образованию и желая продолжать своё образование в Московской Духовной Академии, имею честь покорнейше просить Ваше Преосвященство ходатайствовать пред Советом Академии о зачислении меня на третий курс, так как устные экзамены за второй курс мною уже сданы в мае 1907 года. Одно сочинение за второй курс мною подано, второе сочинение по Свящ. Писанию составлено и по переписке будет представлено мною в непродолжительном времени, остальные покорнейше прошу отсрочить мне, по случаю моего болезненного состояния, на год. Медицинское свидетельство за 16 при сем прилагается».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Приводится новая, более ранняя дата введения «немоления» за царя и патриарха — весна–лето 1669 г., в чем усматривается «наиболее острая и определенная форма политического протеста старообрядцев». Келарь Азарий, казначей Симон и др. из традиционной молитвы за царя убрали конкретные имена, вставив слова о «благоверных князех», а вместо молитвы за патриарха и митрополитов — о здравии «православных епископов». Были проведены и другие преобразования. Однако в начале сентября 1669 г. инициаторы наиболее радикальных мероприятий были схвачены и посажены в тюрьму. Им удалось освободиться, завязался бой между «умеренной» и «радикальной» группами, в котором последняя потерпела поражение. 37 человек, среди них келарь Азарий, Симон, Фаддей Петров, были высланы из монастыря и схвачены стрельцами Волохова. На свободу был выпущен Геронтий. Новые, «умеренные», лидеры в 1670 г. начали переговоры о сдаче монастыря, а в 1671 г. подтвердили, что монастырь откроет ворота, если царские войска снимут осаду, а вместо Иосифа в обитель будет назначен другой архимандрит. «Умеренные» лидеры категорически отказались от союза с мирянами, обвиняя «радикальную партию» в опоре на бельцов. Однако в августе-сентябре 1671 г. «умеренные» потерпели поражение, но сопротивление восстанию в осажденном монастыре не прекратилось. Так, городничий старец Яков Соловаров вскоре организовал заговор с целью открыть ворота войскам и тем самым прекратить сопротивление и восстание в целом . Новые документы подтвердили правильность сообщений митрополита Игнатия и других источников о роли пришлых людей, об участии в восстании разинцев, занимавшихся военной стороной обороны. Сведения об этом имелись и ранее, в частности в «роспросных речах» старца Пахомия (июнь 1674 г.). «...А в монастырь... в разиновщину пришли многие капитоны чернцы и белцы из понизовых городов, те (т. е. «капитоны».— Н. С.)... их, воров , и от Церкви, и от отцов духовных отлучили». Это важное свидетельство о том, что даже религиозная позиция находившихся в монастыре (а не только по отношению к вооруженной борьбе) не всегда была выражением внутреннего настроя монастыря, но формировалась под влиянием пришлых людей, т. е. извне. Прямо не говорится о том, что пришли именно «разинцы», сказано лишь, что «капитоны» пришли «в разиновщину» (1670–1671). «Капитонство» упомянуто еще раз, и именно его сторонники предстают как противники «сдачи»: «А в монастыре заперлись и сели на смерть, здатца же никоторыми образы не хотят, и стало у них за воровство и за капитонство, а не за веру стоять».

http://sedmitza.ru/lib/text/436212/

В результате успешных посольств М. Г. был приближен к царю и получил значительное вознаграждение (см.: Гиббенет. Ч. 2. С. 916, 918; Каптерев. 1912. С. 325, 370; РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1669 г. 25. Л. 2), а вскоре (вероятно, с янв. 1667) ему и его людям было назначено кормовое жалованье и «питье» (РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1668 г. 4. Л. 1-5; 1671 г. 54. Л. 3-6; Фонкич. 1997. С. 170; Парфентьев. 2005. С. 306-307). Он стал настолько богат, что к нему обращались за займами соотечественники (РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1670 г. 76; Фонкич. 1997. С. 170). Однако, в приказных документах нояб. 1666 - авг. 1669 г. и апр. 1670 - авг. 1676 г. уже не встречаются упоминания о деятельности М. Г. по обучению пению, что может свидетельствовать о прекращении его работы с патриаршими и государевыми певчими. Возможно, в 70-х гг. XVII в. школа М. Г. переместилась с Патриаршего двора в Никольский греч. мон-рь, где какое-то время он жил ( Парфентьев. 2005. С. 325-326). Свидетельства о певч. деятельности М. Г. сохранились в описании б-ки певч. книг царя Феодора Алексеевича (1682): в ее составе среди многочисленных списков произведений греческого распева (в т. ч. «Охтай да Азбука греческого распеву, знаеменные») были «Ирмосы мелетиеву роспеву, греческие» и «Канон греческой да тетрать, а в ней «Взбранной Воеводе» писма грека Мелетия» (РГАДА. Ф. 396. Оп. 2. Ед. 601. Л. 10, 30 об.; см.: Протопопов. 1977. С. 123-124, 130). В настоящее время из песнопений М. Г. обнаружена только херувимская - в сборнике сер. XVIII в. с киевской нотацией (РНБ. ОЛДП. Q. 53. Л. 215-216; см.: Парфентьева, Парфентьев. 2007). Можно предполагать, что М. Г. участвовал в создании особой древнерус. «греческой нотации», появившейся в рукописях для записи греческого распева (песнопения Обихода и Стихираря) во 2-й пол. XVII в. Графика этой нотации основана гл. обр. на знаках путевой и отчасти демественной нотаций с присоединением оригинальных добавочных значков ( Богомолова. 1989; Парфентьев. 2005. С. 328-429). В авг. 1669 г. М. Г. был вновь отправлен в К-поль - с актами Большого Московского Собора для Константинопольского и Иерусалимского патриархов, царскими грамотами, в к-рых содержались просьбы о восстановлении на кафедрах Паисия Александрийского и Макария Антиохийского, деньгами «на поминок» у Гроба Господня скончавшейся 4 марта царицы Марии Ильиничны и с царскими подарками патриархам (РГАДА.

http://pravenc.ru/text/2562870.html

Тот же игумен Феодосий говорит: «В 1660 году, во время междоусобной войны, тревожимый размышлениями о скудости своего монастыря и об опасностях, грозивших инокам, я уснул, и вот мне снится, будто стою у св. мощей великомученицы Варвары и вижу её лежащей в елее масличном, которым исполнена была рака. Святая сказала мне: “Не смущайся, я с вами”. Пробудившись, я начал объяснять себе, что в Священном Писании елей означает милость; стало быть, наполненная елеем рака великомученицы означает, что св. её молитвами в нашем монастыре не будет опасности и недостатков, но сохранение от бед и полное во всем довольство, что и исполнилось на самом деле». Киевский гражданин Иоанн заболел тяжкой горячкою (1670 г.); на болезненном одре он вспомнил о чудесных исцелениях, совершающихся при мощах великомученицы. Но так как по причине тяжкой болезни он не мог сам встать с постели, то и упросил одного из своих знакомых отправиться в Свято-Михайловскую церковь и взять там воды, возливавшейся на руку св. Варвары. Больной в это время был в таком жару, что и язык его ссохся. Родственники советовали ему выпить чего-либо прохладительного. Но он отвечал им: «аще бы мне и умрети, не имам пити ничесоже, дóндеже принесена будет вода от руки святыя великомученицы»; такую он имел веру к святой. И эта вера больного в помощь великомученицы скоро оправдалась. Когда вода от руки великомученицы была принесена, он с молитвой немного выпил ее и вскоре заснул, и во сне явилась ему, будто бы в церкви св. архистратига Михаила, прекрасная девица и сказала: “Я мученица Варвара. Многие не верят, что мощи мои в сём Свято-Михайловском монастыре истинны: в знамение же сего, уже здрав еси”. Сказавши это, святая положися сама в раце своей на украшенном месте стоящей. С этим видением кончилось, – и Иоанн проснулся и почувствовал себя совершенно здоровым, аки бы нимало не болел. Слух о сём чудесном исцелении Иоанна вскоре распространился по Киеву и все прославили Бога, дивного во святых своих. Чудо это было в 1670 году. Не менее поразительные чудеса совершились и в последующее время. Так, в 1710 году, во время страшного и смертоносного поветрия в Малороссии, когда 10 месяцев сряду свирепствовала чума, когда в Киеве и окрестных селениях целые улицы и монастыри опустели, губительная язва не коснулась Михайловской обители, и никто из братьев её не умер, хотя ворота монастырские были открыты для всех приходящих. То же замечено было и при второй чуме 1770 года, и несколько раз в наше время, при холерных эпидемиях, чудесная сила мощей св. великомученицы известна не только жителям города Киева, но и всем чтущим св. Варвару.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Крестовоздвиженскую. Здесь до 1780 г. существовал женский монастырь, основанный в 1683 г. Первой игуменьей была Ксанфиппа. Крестовоздвиженская церковь , ныне приходская, построена в 1670 г., как видно из следующей надписи, сохранившейся на южной стене алтаря: „создан храм сей Воздвижения честного и Животворящего Креста Господня 1670 г. при державе Великого Государя царя Алексия Михайловича, и при преосвященнейшем Новгородском Митрополите Корнилии” 1764 . Иоанно-Богословскую. Церковь двухэтажная очень благолепная. Между новыми священными утварями хранятся в ризнице два деревянных потира и пять таких же блюдцев. Археологи относят эти утвари к XV столетию. При обозрении церквей посещено было мной и духовное училище, находящееся вблизи Преображенской церкви. Около 2 часов пополудни в доме Градского головы, купца И. И. Ревякина, приготовлен был обед, к которому, кроме старшего духовенства, были приглашены городские чиновники и почётнейшие граждане. В 6 часов прибыл я в Благовещенский женский монастырь и здесь слушал всенощную службу. Служба продолжалась около 2½ часов и совершалась чинно. После всенощной заходил в кельи игуменьи Софии, где был предложен чай. Вот краткая история новоустроенной Благовещенской обители. —218— 1880 г. Высочайше утверждённая января 18 дня 1869 года Бежецкая женская Благовещенская община при начале устроения её и в течение десятилетнего существования видела над собой особенное благословение Божие и чудную помощь Царицы Небесной. По устроению всеблагого Промысла Божия, бывшая в Софийском Рыбинском женском монастыре пять лет настоятельницей, монахиня София положила основание для женской обители на своей родине близ г. Бежецка. Несколько сестёр, искренно преданных своей духовной матери, прибыли с ней из Рыбинска в Бежецк без всяких средств к жизни, сначала гостили у своих знакомых и родных в разных домах, потом некоторые из них перешли к матери Софии на наёмную её квартиру, весьма тесную, и в это время все они имели себе духовное пристанище в приходском храме Рождества Христова.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Успенский собор Елецкого мон-ря. 10-20-е гг. XII в. 1670-1674 гг. Фотография. 2007 г. Вероятно, Е. м. был духовным центром княжества, и городская знать заботилась о благосостоянии обители. По свидетельству архим. Иоанникия, при ремонте Успенского собора Е. м. в 1670-1674 гг. были обнаружены неск. захоронений «без сомнения або яких князей або панов руских». По преданию, сын черниговского кн. блгв. Давида Святославича кн. черниговский прп. Николай Святоша в юности посещал обитель и любил молиться в юго-зап. углу Успенской ц., там, где впосл. устроили часовню-«келью» во имя прп. Николая Святоши. Разоренный войсками Батыя в кон. 30-х гг. XIII в. Е. м. находился в упадке, но иноческая жизнь продолжалась в пещерах. После включения Чернигова в состав Московского вел. княжества в нач. XVI в. началось восстановление Е. м., по словам архим. Иоанникия, в обители «мешкали иноки московские». Архим. Иоанникий называет несколько имен настоятелей Е. м.: архимандритов Нифонта, Адриана, Ионы, Герасима, Никифора, Серапиона (Высоцкого). Со слов современников - престарелых монахов и мещан Иоанникий сообщает: «Купола были мурованые на церкви Елецкой, накрытые досками дубовыми и смолою засмоленные. А монастыр был палями вокруг оставленый так, як теперь замок Черниговский, и келий около церкви были и монахи мешкали». В мон-ре находились колодец и огромный колокол на 2 столбах, малые же колокола были установлены на колокольне. Во время Ливонской войны 1558-1583 гг. загородный Е. м., расположенный за чертой основных оборонительных сооружений, разорялся. В 1610-1611 гг. при нападении на Чернигов польских войск под командованием киевского подкомория Самуила Горностая деревянные постройки Е. м. были сожжены, купола Успенской ц. обрушились, причем, по словам архим. Иоанникия, главный купол рухнул с таким грохотом, что «по всем Чернигове люди чули». Висевший на столбах великий монастырский колокол поляки хотели увезти в Любеч, «але взяти мнозтву людей не дался, з мисца не могли жадною мирою того звона порушити».

http://pravenc.ru/text/189789.html

Патриарх Никон лишен был сана патриарха и даже епископа. Четыре сторонника старого обряда: Аввакум, дьякон Федор, о. Лазарь и инок Епифаний – были осуждены на ссылку, а двум последним за проповедь старого устава еще и вырезали языки. Все четверо были сосланы в Пустозерск на Крайнем Севере России. Борьба между сторонниками старого обряда, с одной стороны, и государством (царем) и Церковью, с другой, осложнилась двумя важными явлениями: бунтом Соловецкого монастыря (к монахам которого в начале 1670-х гг. присоединилась и часть разбитых мятежников Степана Разина) и гарями. Осада Соловков, важнейшего монастыря и крепости на Белом море, длилась десять лет и окончилась гибелью почти всех его защитников. Это уже был конфликт не между Церковью и старообрядцами, а между мятежниками и государством. Более важны по своим последствиям были гари – массовые самосожжения тех старообрядцев, которые считали, что после собора 1667 г. благодать в Церкви иссякла и что Антихрист уже правит на земле. Гари начались уже в середине 1660-х гг. под влиянием фанатичного и религиозно совершенно пессимистически настроенного " лесного старца» Капитона. Гари длились до начала XIX века, но в конце XVII века, особенно в 1670-х гг. они приобрели характер ужасной массовой религиозно-психологической эпидемии. В Пошехонье (Заволжье, около Костромы) в гарях погибло от 4000 до 5000 человек, в одной из северных гарей сразу погибло около 2500 человек; общее число жертв гарей до конца XVII века очень трудно подсчитать, но, по всей вероятности, число их было не менее 20 000 человек, а, может быть, и больше. Во всяком случае, число жертв от гарей этих изуверов-пессимистов во много раз превосходило число жертв правительственных и церковных гонений, и они, в свою очередь, вызвали репрессии правительства. «Царевна Софья или, вернее сказать, ее богомолец, святейший патриарх Иоаким, малоросс, самый ужасный из всех гонителей раскола, в 1689 г. велел " смотреть накрепко, чтобы раскольники в лесах и волостях не жили, а где объявятся – самих ссылать, пристанища их разорять, имущества продавать, а деньги присылать в Москву " », – пишет Мельников в своих " Очерках поповщины» 1908 . Конечно, Патриарх принципиально был противником старой веры, которую он как малоросс вообще не мог ясно понять, но так как он не знал разницы между беспоповцами, проповедниками гарей, и традиционалистами поповцами, его поведение все-таки объяснимо.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej-Zenkovs...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010