Гал 1:3–10 Суббота 25 седмицы Послание к Галатам, зачало 200 Братия, возвещаю вам, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое, ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа. Вы слышали о моем прежнем образе жизни в Иудействе, что я жестоко гнал Церковь Божию, и опустошал ее, и преуспевал в Иудействе более многих сверстников в роде моем, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий. Когда же Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею, благоволил открыть во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал Его язычникам, — я не стал тогда же советоваться с плотью и кровью, и не пошел в Иерусалим к предшествовавшим мне Апостолам, а пошел в Аравию, и опять возвратился в Дамаск. Потом, спустя три года, ходил я в Иерусалим видеться с Петром и пробыл у него дней пятнадцать. Другого же из Апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня. Гал 1:11–19 Неделя 20. Неделя после Рождества Христова Послание к Галатам, зачало 201 Братия, в знаменитых чем–либо, какими бы ни были они когда–либо, для меня нет ничего особенного: Бог не взирает на лицо человека. И знаменитые не возложили на меня ничего более. Напротив того, увидев, что мне вверено благовестие для необрезанных, как Петру для обрезанных (ибо Содействовавший Петру в апостольстве у обрезанных содействовал и мне у язычников), и, узнав о благодати, данной мне, Иаков, и Кифа, и Иоанн, почитаемые столпами, подали мне и Варнаве руку общения, чтобы нам идти к язычникам, а им к обрезанным, только чтобы мы помнили нищих, что и старался я исполнять в точности. Гал 2:6–10 Пятница 14 седмицы Послание к Галатам, зачало 202 Братия, когда Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему, потому что он подвергался нареканию. Ибо, до прибытия некоторых от Иакова, ел вместе с язычниками; а когда те пришли, стал таиться и устраняться, опасаясь обрезанных. Вместе с ним лицемерили и прочие Иудеи, так что даже Варнава был увлечен их лицемерием. Но когда я увидел, что они не прямо поступают по истине Евангельской, то сказал Петру при всех: если ты, будучи Иудеем, живешь по–язычески, а не по–иудейски, то для чего язычников принуждаешь жить по–иудейски? Мы по природе Иудеи, а не из язычников грешники; однако же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=757...

О содержании для священнослужителей 2Кор.11:8 . Апостол Павел не желал никого обременять содержанием, но, тем не менее, ни у себя, ни у других проповедников Евангелия не отрицал права пользования содержанием: «Другим Церквам я причинял издержки» Фил.4:10–19 . Если бы пастыри Церкви были обременены всегдашнею бедностию и нуждою, то они творили бы молитву за паству не с радостью, а с воздыханием: Евр.13:17 . Об апостольском служении О вознаграждении за церковные требы О сущности секстанства Из 1-го послания к Галатам Предмет, к которому относятся указанные места Св. Писания Краткое объяснение пререкаемых мест Свящ. Писания с указанием цитат, уясняющих истинный смысл О лжеучителях О свящ. Предании Гал.1:8–9 . Отсюда правильнее можно заключить, что ап. говорит об устном благовестии: ст.9, а потому лишь защищает, а не опровергает Свящ. Предание. В этой же главе ст.11–12, апостол как бы так говорит: вы от меня получили божественное учение и строго держитесь его. Апостол в своих посланиях неоднократно настаивает на необходимости держать Предания: 2Фес.2:15 ; 1Тим.6:20 ; 1Кор.11:2 , и сам пользовался устным Преданием: Деян.20:35 . (слов, сказанн. здесь: «блаженнее давать»... нигде в Евангелии нет). Предавая анафеме людей, благовествующих не то, что благовествовал он, апостол очевидно разумел еретиков всех времен, отвергающих Предание. Об анафеме (отлучении) Гал.1:9 . В этих словах усматривается, что апостол еще раньше послания к Галатам, непосредственным распоряжением установил суд над смущающими христиан лжеучителями и повелел таковых предавать во власть сатаны: 1Кор.5:5; 1:20 . Об апостольском достоинстве св. Павла О повиновении властям Об оправдании Гал.2:16 . По учению Писания, существуют два закона: закон ветхозаветный и закон духа жизни во Христе: Рим.8:2 ; Апостол Павел здесь и говорит о первом, но из этого нельзя заключать, что христиане свободны от закона Христова – новозаветного, ибо Христос сказал: «от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься»: Мф.12:37 , а если от слов осудишься, то не тем ли более от дел – а апостол Иаков ясно говорит, что в одной вере, без добрых дел, пользы нет и что такая вера не может спасти: Иак.2:14, 17, 19 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/k...

529 В. Лосский. Мистическое богословие (греч. перевод), стр. 227. Ср. тот же, νθρωπος κα κκλησα, в " Σνορο«, 30/1965, стр. 87. 531 Ср. В. Лосский. Мистическое богословие, стр. 227: « Церковь в собственном своём бытии как невеста Христова представляет множество тварных ипостасей. Именно личность, или, вернее, человеческие личности и суть ипостаси единой природы Церкви. Поэтому отцы в своих толкованиях на Песнь Песней видят в невесте одновременно и Церковь , и каждую личность, соединяющуюся с Богом». 533 См. его текст в журнале «Христианская жизнь», 7–8/1926, стр. 370–371. Ср. митр. Антоний (Киевский). Полное собрание сочинений, т. 2, 21: «Определение Церкви мы должны черпать не из понятия земного бытия, но из учения о Троичном бытии Бога, как научил нас Господь в Своей архиерейской молитве ( Ин. 17 ). Бог един по существу и по бытию, но Триипостасен в Лицах; так и Церковь – едина по природе, но множественна в лицах, которые составляют её». Ср. прот. Георгий Флоровский . Le corps du Christ vivant, там, стр. 17, 33, 39. Также иером. Софроний (Сахаров) . Единство Церкви по образу единства Святой Троицы, в «Messager de lxarchat du Patriarch Russe en Europe Occidental». Париж, 2–3/1950, стр. 18. Ср. и В. Лосский , там, стр. 208. 535 Толкование на Евангелие от Иоанна, кн. 11, гл. 11 (PG 74, 556 и 561). Ср. митр. Антоний (Киевский), там, т. 2, 21–15. Прот. Георгий Флоровский . Богословские отрывки, «Путь» 31/1931, стр. 20–21; также Евхаристия и соборность, «Путь», 19/1929, стр. 9. 540 Ср. св. Иоанн Златоуст . Омилия 82, 5 на Евангелие от Матфея (58, 744): «Тем мы питаемся, с тем сообщаемся ( ναφυρμεθα ­ соединяемся) и делаемся одним телом и одною плотью со Христом». Ср. Омилия 3, 2 на Послание к Ефесянам (62,27) и Омилия 24, 2 на 1 Послание к Коринфянам (61, 200). В своём толковании на Послание к Галатам св. Иоанн Златоуст говорит: «именем плоти ( τς σαρκς) Писание называет обыкновенно и (Святые) таинства ( τ μυστρια ­ Евхаристию), равно и всю Церковь ( τν κκλησαν πασαν ), называя её телом ( σμα) Христовым» (на Послание к Галатам 5, 3 (61, 671). И в другом месте: «Это собрание верующих есть также тело Христово ( τ πλθος)» (Омилия 82, 6 на Евангелие от Матфея (58, 745–6).

http://azbyka.ru/otechnik/afanasij-evtic...

Что же происходит в Послании к Галатам с метафорическим смыслом «воскресения», бытовавшим в иудаизме Второго Храма, согласно которому, Израиль должен быть освобожден от языческого гнета? По–видимому, Павел его видоизменил. Он говорит об ином рабстве и иной свободе: это, с одной стороны, зависимость человека от «стихий мира» и рабство Израиля перед Законом, с другой, – нынешняя жизнь христианина, ведомого Духом, уже часть нового творения, свобода от Закона и от властей мира сего (4:1–11). Это жизнь веры (2:20), жизнь «для Бога» (2:19), жизнь, в которой этнические барьеры, особенно обрезание, уже не нужны или неактуальны, потому что новое творение уже началось и все верящие Доброй вести принадлежат к одной семье, которую Единый истинный Бог обещал Аврааму (3:28–9), и строй их совместной жизни должен этому соответствовать. Христиане радостно уповают на тот миг в будущем, когда, наконец, обретут «праведность», на окончательное пришествие Царства; нынешняя жизнь в Духе есть подлинное предвкушение жизни «грядущего века». Это сильно отличается от всего, что мы видели в иудаизме Второго Храма, за исключением раннего христианства (хотя некоторые аналогии можно увидеть в Кумране, и именно потому, что мы там тоже найдем инаугурационную эсхатологию), но все это можно объяснить лишь как мутацию внутри иудейского мировоззрения эпохи Второго Храма. Все эти представления четко сформированы в уме Павла, когда бы ни было написано Послание к Галатам (если рано, как я склонен думать, это еще более усиливает сказанное). Именно потому, что воскресение и новое творение не являются главными темами Послания, тем поразительнее, что каждый раз, как Павел приближается к этому предмету, его слова соответствуют тому, что он так прямо формулирует в других текстах. 4. Послание к Филиппийцам С точки зрения ссылок на воскресение и использования этой темы, Послание к Филиппийцам представляет своеобразную кульминацию. (Все еще нет согласия по вопросу о том, в период какого из заключений Павел написал это Послание; я склонен думать, что из эфесского, в этом случае оно создано между Первым и Вторым Посланием к Коринфянам, хотя доказать это нелегко.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vosk...

Когда же сия свобода их возрастала до наглости своеволия и развращения, когда некоторые, как Николаиты, не хотели стеснять своей чувственности святостью уз брака и все себе позволяли, то апостолы восставали против них с сильным обличением. Так у Иоанна Богослова Сам Господь говорит в послании к церкви Ефесской: впрочем то в тебе хорошо, что ты ненавидишь дела Николаитов, которыя и Я ненавижу ( Апок. 2:6 ), и в послании к церкви Пергамской (ст. 14, 15). С силой против них или по крайней мере против виновных в одних и тех же пороках пишут ап. Петр (2 посл. 2:1, 2, 10, 13–19) и Иуда (ст. 4, 8, 11, 12, 13). Против лжеапостолов и всех тех еретиков, которые почитали необходимым в христианстве соблюдение закона Моисеева для получения себе оправдания не от веры, но от дел, апостол Павел подвизался в целых своих посланиях к Римлянам и Галатам. Он учил, что никто не может исполнить всех требований закона и след. от дел закона не оправдится всяка плоть пред Богом: что законом только познается грех ( Рим. 3:20 ), что закон гнев соделывает, а не милость (4:15), что когда закон превзошел, то чрез сие только умножилось прегрешение (5:21), что без закона грех был бы мертв, но пришедшей заповеди грех оживе, аз же умрох: и обретеся ми заповедь, яже в живот, сия в смерть (7:7–10), что наконец кончина закона – Христос в правду всякому верующему (10:4). Сию последнюю мысль яснее раскрывает Апостол в послании к Галатам, говоря, что закон нам дан был только пестуном во Христа; показывая нашу немощь в исполнении заповедей его, он должен был приводить нас к Искупителю от клятвы законной, лежащей на всякой душе законопреступной (3:24). Видя злейших врагов здравого учения веры в возрастающем множестве надменных своим ведением гностиков, апостолы и общими указаниями, и частными опровержениями и пророческими предвещаниями научали узнать их, беречься и сберегать в чистоте преданное им слово спасения. – О Тимофей! писал ап. Павел к своему ученику, храни залог, отвращаясь негодного пустословия и прекословий ложно так называемого знания (τς βεβλους κενοφωνας κα αντιϑσεις τς ψευδωνμου γνσεως 1Тимоф. 6, 20 ), за которое взявшись, некоторые уклонились от веры (21).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

3). Вообще мысль о бесполезности добрых дел для спасения у пашковцев, насколько можно видеть по брошюрам, есть основная и преобладающая мысль их вероучения. Почти в каждой брошюре эта мысль проводится с довольно заметным оттенком, равно как с таким же, если не большим оттенком, проводится и обратная ей мысль о необходимости для оправдания и спасения одной веры в Иисуса Христа. Эта же основная мысль пашковского вероучения оттенена и в паш– ковском Евангелии. Здесь места, которые говорят о значении веры в христианской жизни, подчеркнуты фиолетовыми не вытравляемыми чернилами или синим карандашом; и те места в Евангелии, где, по–видимому, значение веры выдвинуто рельефнее, подчеркнуты двумя или даже тремя чертами. Вот, напр., в Евангелии Матфея гл. 8, ст. 13: «и сказал Иисус сотнику: иди и как ты веровал, да будет тебе», ст. 26: «что вы так боязливы маловеры? 9 гл. ст. 22; «дерзай дщерь! вера твоя спасла тебя»; ст. 29: по вере вашей, будет вам. И так как таких мест в Новом Завете много, то поэтому и подчерков в пашковском Евангелии также много. Они существуют в следующих главах и стихах. В Евангелии от Матфея (кроме вышеприведенных): гл. 15, 28. В Евангелии от . В Евангелии от Луки: 7:50; 8:48; 17:19; 18:42; 24:25. В Евангелии от . В деяниях Апостольских: 10:42–43; 15:11; 16:30–31; 26:18. В послании ап. Иакова 2:14, 17, 18, 23 . В первом послании Петра: 2:6. В первом послании Иоанна 3: 23; 5:1, 10,13 . В послании ап. Павла к Римлянам: 1:17; 3:20–26; 28; 4:2–5; 20–22; 5:1–2; 9:32–33; 10:4, 9–11, 11:20. В послании к Галатам: 2:16; 3:10, 22, 26; 5:6. В послании к Ефесянам: 2:8–10; 3:10–12; 17:6–16. В послании к Филип– пийцам: 1:6; в первом послании к Фессалоникийцам 5:8–10; 24. Во втором послании к Тимофею 1:12; 2:13. В послании Филимону 3:5. В послании Евреям 3:19, 4:3, 10:19, 22–23, 11:1, 6; 12:2 . Подчеркнув места в Евангелии, упоминающие о спасении человека страданиями и смертию Иисуса Христа и о необходимости веровать в Него, пашковцы в то же время оставили без внимания те стихи в Новом Завете, которые говорят о необходимости со стороны человека свободных усилий к усвоению и возгреванию спасительной благодати.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sekta-pa...

и Сарра ст. 26–28. 2)  на что указывала участь Исаака и Исава? 29–30. Наконец 3) выводит общее заключение для галатов, ст. 31, 5, 1. Ст. 21. заключает в себе главную мысль отделения, именно следующую: закон сам научает не возлагать ига его на себя. Глаголите ми: Павел обращается к галатам с важностью апостола Христова, и требует от них ответа, – как от Учеников своих. Иже под законом хощете быти, добровольно снова хотите служить стихиям немощным (ст. 9) Закона ли не слушаете? История, которою поучает апостол галатов, читается в книге Моисеевой; почему закон означает здесь, как и в других случаях ( Мф. 5:17. 7, 12 ) Моисеево пятикнижие. Аκοειν – взято с известного действия: в синагогах читали закон, другие слушали, отселе слушатели закона ( Рим. 2:13 ). Апостол хочет укорить не в том, что не слушают закона, а в том, что не разумеют его. 22. Писано бо есть, именно Быт. 15:16–21, 2 . Ст. 23. Измаил сын невольницы и сын по плоти, рожденный по обыкновенному порядку природы, так как Аврааму при его рождении было 86 лет, по тогдашнему времени, в зрелом возрасте. Быт. 16:16 . а Агарь была молодою женщиною. Но рождение Исаака хотя и совершилось путем природы, но уже не по силам природы; – Исаак – дань престарелым Аврааму и Сарре чудесно, по обещанию Божию. Отселе Исаак иначе называется рожденным по духу. ст. 20. По вере Авраам не усмотри своея плоти уже умерщвленныя, столетен плод сый, и мертвости ложесн Сарриных. ( Рим. 4:19 ) Ст. 24. Aτινα εστιν αλληγορμενα. Aλληγορειν значит 1)  таинственно говорить, скрывать мысль под образами, 2)  изъяснять таинственно слова другого, не смотря на то, понимал ли сей последний так – свой предмет или нет. Отсюда αλληγορμενα 1) то, что имеет смысл преобразовательный; 2) то, что излагается преобразовательно. В последнем смысле употребляется слово αλληγορειν напр. у Синезия, у которого αλλεγορειν μυθον значит давать другой смысл мифу, нежели какой скрывается под словами. См. Stephan Tesaver. pn bn. Alberti Gloss, gr. Св. Златоуст слова апостола изъяснят так: «слова его означають, что эта история не только об этом говорит, но возвещает и о чем то другом.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Стих 19. Sieffert полагает, что этот стих, начинающийся словами «τεκνα μου» (дети (чадца) мои) относится не к предыдущему, а к последующему стиху, (в котором апостол выражает желание быть у галат), на том основании, что любовное обращение «дети мои» соответствует скорее ласковому тону последующих слов, чем предыдущих. Но в виду того, что в греческом тексте слова – τεκνα μου стоят в запятых, мы находим более удобным считать этот стих продолжением предыдущего и переводить 18 стих так: «хорошо ревновать... всегда… дети мои, для которых я снова ит. д.» .... Чтение τεκνα надо считать более правильным, чем τεκνα (как у Лахмана) в виду особенессти содержания и тона речи апостола. Апостол по отношению к галатам сравнивает себя с нежнолюбящей матерью, так что очень естественно, что он называет своих духовных детей этим именем «чадца» (слав.), которое встречается только у еванг. Иоанна, апостола любви. В других местах он везде пишет: «τεκνα μου», напр., 1 Kop.4:14; 2 Kop.6:13; 1Тим. 1:18 ; 2Тим. 2:1 . По Wieseler’y слова: »πλιν δνω« выражают понятие – παλιγγενεσα ( Тит. 3:5 ), так что апостол говорит, что он как-бы продолжает возрождать галат до тех пор, пока они достигнут «полноты Христова совершенства». Но ведь здесь πλιν указывает на состояние апостола, на его внутреннее мучение. Он родил их духовно первый раз, но они отпали. Он должен теперь во второй раз как-бы рождать их, а не продолжать возрождение, иначе апостол сказал бы: »ος ο παομαι ναγεννν«. Выражение: «доколе не изобразится в вас Христос – μχρις ο μορφωθ Χριστς ν μν " – как будто набрасывает некоторую тень на результаты первой проповеди апостола. Но смысл этого выражения другой. Здесь говорится о цели духовного развития, которой должен достигать христианин. Полное духовное развитие христианина достигается тогда, когда в нем живет Христос (2:20). Такое состояние – идеал каждого христианина. Галаты далеко не достигли его. Они подобны незрелому телесному плоду, внутренние части которого не достигли нормального развития, так что он с трудом раждается и причиняет родильнице ужасные муки (δνειν).

http://azbyka.ru/otechnik/Iakov-Galahov/...

Апостол показывает разность между ним и лжеучителями не только в предмете хвалы своей, но и в самом образе желаний своих. Да не будет хвалитися – более молит об отклонении от него похвалы, чем не желает ея, Нав. 22:29 . Быт. 44:7. 17 . а лжеучители о том только и заботились, как бы получить славу от людей. Похвала моя, – говорит апостол токмо о кресте т. е. о том, что распятый на кресте Христои Господь есть Спаситель мой, или как говорит Златоуст, «Христос для меня принял образ раба, и что терпел, терпел для меня раба – врага безчестнаго». Что здесь крест Христов имеет такое значение (а не означает скорбей ради имени Христова), видно из ст. 15 и из намерения апостола, обличающего хвалившихся обрезанием ст. 12, 13. Наименование Иисуса Христа Господом здесь имеет особенную силу. Апостол дает знать, что Иисус, столько поруганный и обесславленный, теперь столько прославлен, что он есть Владыка церкви своей и рода человеческого Флп. 2:9–11 . Имже мне мир распяся. Мир св. писаний означает людей не принадлежащих Христу, людей нечестивых, земных 1Кор. 1:20. 21 . Ин. 8:23; 7, 7 . 2Пет. 1:4 . а равно предметы любимые людьми земными, славу, богатство, почести, 1Кор. 7:31. 33 ; 2Кор. 7:10 . Иак. 4:4 . Здесь по связи речи то и другое. Крест Христов, или что все равно, распятый Иисус производит в христианине то, что мир для него умирает, не существует более, христианин смотрит на мир, как на распятого врага своего, с отвращением. Но убо вся вменяю тщету быти Флп. 3, 8 . Гал. 5, 24. 2, 19 . Рим. 6:2. 6. 7, 4 . и аз миру – и я для мира также не существую; мир не только не любит меня, как любит он своих поклонников – но гонит и ненавидит меня, презирает, как распятого злодея. Гал. 3:13 . Ин. 15:19 . 1Кор. 4:9 . 2Кор. 6:8–10 . св. Павел показывает галатам, что произвело в нем обращение его в христианство : прежде он – фарисей искал славы у людей, у Синедриона, преследуя христиан; одобрял в совести обрядовую строгость, как богоугодную; прежде люди ласкали его: теперь Христос – все для него – и слава, и радость, и спасение, и теперь люди мира, люди не Божии не забывают его только ненавистью, а не любовью.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

На священных книгах отразились личные особенности каждого из священных писателей. Участие свободной человеческой деятельности в написании священных книг привнесло в них личные мысли и чувства писателей, неточности (исторические, хронологические, топографические), различия в изложении подробностей. Означенные несовершенства относятся к вопросам второстепенным и не противоречат богодухновенности Священного Писания. Произведения священных писателей совершенны настолько, насколько это нужно для целей домостроительства спасения людей. Единственным критерием в решении вопроса о том, какие именно священные книги богодухновенны, является церковное предание. Согласно церковному преданию в канон священных богодухновенных книг входят: – книги ветхозаветные. 1) Бытия, 2) Исход, 3) Левит, 4) Числа, 5) Второзаконие, 6) Книга Иисуса Навина, 7) Книга Судей Израилевых, 8) Книга Руфь, 9) Первая книга Царств, 10) Вторая книга Царств, 11) Третья книга Царств, 12) Четвертая книга Царств, 13) Первая книга Паралипоменон, 14) Вторая книга Паралипоменон (за исключением молитвы Манассии), 15) Первая книга Ездры. 16) Книга Неемии, 17) Книга Есфирь (за исключением мест, не разделенных на стихи в греческих кодексах и в славянском переводе), 18) Книга Иова, 19) Псалтирь (за исключением псалма, помещаемого после псалма 150-го), 20) Притчи Соломоновы, 21) Екклезиаст, 22) Песнь Песней, 23) Книга пророка Исайи, 24) Книга пророка Иеремии, 25) Плач Иеремии, 26) Книга пророка Иезекииля, 27) Книга пророка Даниила (за исключением истории о Сусанне в 13-й главе и истории о Виле и змие в 14-й главе), 28) Книга пророка Осип, 29) Книга пророка Иоиля, 30) Книга пророка Амоса, 31) Книга пророка Авдия, 32) Книга пророка Ионы, 33) Книга пророка Михея, 34) Книга пророка Наума, 35) Книга пророка Аввакума, 36) Книга пророка Софонии, 37) Книга пророка Аггея, 38) Книга пророка Захарии, 39) Книга пророка Малахии; – книги новозаветные: 1) Евангелие от Матфея, 2) Евангелие от Марка, 3) Евангелие от Луки, 4) Евангелие от Иоанна, 5) Деяния святых Апостолов, 6) Соборное послание Апостола Иакова, 7) Первое соборное послание Апостола Петра, 8) Второе соборное послание Апостола Петра, 9) Первое соборное послание Апостола Иоанна, 10) Второе соборное послание Апостола Иоанна, 11) Третье соборное послание Апостола Иоанна, 12) Соборное послание Апостола Иуды, послания Апостола Павла: 13) к Римлянам, 14) к Коринфянам первое, 15) к Коринфянам второе, 16) к Галатам, 17) к Ефесянам, 18) к Филиппийцам, 19) к Колоссянам, 20) к Фессалоникийцам первое, 21) к Фессалоникийцам второе, 22) к Тимофею первое, 23) к Тимофею второе, 24) к Титу, 25) к Филимону, 26) к Евреям, 27) Откровение Иоанна Богослова.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010