В послании к христианам Галатии апостол Павел прибегает к образу Авраама, чтобы утвердить своих последователей в революционном убеждении независимости по отношению к традиционному иудаизму. Апостол утверждает превосходство веры над исполнением предписаний закона, тем самым отдаляясь от тех убеждений, которых столь ревностно придерживался в юности. И в качестве примера указывает на праведность Авраама. Из послания к Галатам Так Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность. Познайте же, что верующие суть сыны Авраама. И Писание, провидя, что Бог верою оправдает язычников, предвозвестило Аврааму: в тебе благословятся все народы. Итак, верующие благословляются с верным Авраамом. (Гал. 6, 6-9) Несколько лет позже, вероятно, потребовалось уравновесить революционный пыл Послания к Галатам. Тогда, опираясь на авторитет писаний иудаизма, возникших незадолго до пришествия Христа (ср. 1 Макк. 2, 52) апостол Павел утверждает, что дела веры все-таки важнее. Именно таким подвигом веры и явилось для него жертвоприношение Исаака (Евр. 11, 17-19). Еще более ярким свидетельством многообразия мнения первых христиан по отношению к иудаизму является Послание апостола Иакова. Из послания апостола Иакова Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва? Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего? Видишь ли, что вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства? И исполнилось слово Писания: «Веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божиим» (Иак. 2, 20-23) Рембрандт. Жертвоприношение Авраама Государственный Эрмитаж Художник заставляет зрителя пережить сверхчеловеческий драматизм происходящего как осязаемую реальность. Авраам не просто слышит голос - ангел хватает его за руку, и кинжал выпадает из рук. С восхитительным мастерством написано орудие смерти в свободном падении на фоне пейзажа головокружительной глубины. Взгляд патриарха устремлен к рыжеволосому ангелу, очаровательный облик которого сам по себе уже возвещает об освобождении.

http://old.aquaviva.ru/archive/2007/12/3...

Если прав блаженный Иероним, то у Иакова и трех его братьев было кровное родство с Господом Иисусом. В те годы, когда Христос ходил по земле Палестины и проповедовал, братья не веровали в Него , говорит апостол и евангелист Иоанн (Ин 7:5). Возможно, они были в числе тех самых ближних , о которых Евангелие сообщает, что во время проповеди Иисуса они порывались забрать Его домой, ибо говорили, что Он вышел из Себя (Мк 3:21). Но очевидно, Воскресение Христа убедило братьев, что Он не без оснований называл Себя Сыном Божиим. Апостол Иаков был точно в этом убежден, недаром он оказался в числе немногих, кому Христос явился вскоре после Своего Воскресения (об этом рассказывает апостол Павел в Первом послании к Коринфянам, 15:7). И в книге Деяний святых апостолов, повествующей о жизни первых христианских общин, мы встречаемся уже с уверовавшим Иаковом, который возглавляет христианскую общину Иерусалима и является своего рода арбитром в спорах, нет-нет да и возникавших в первохристианской общине. Именно Иакову, например, принадлежит последнее, самое веское слово в дискуссии о том, на каких условиях крестить бывших язычников в малоазийских провинциях. Под влиянием его авторитета апостольский собор постановляет не затруднять обращающихся к Богу из язычников, а написать им, чтобы они воздерживались от оскверненного идолами, от блуда, удавленины и крови, и чтобы не делали другим того, чего не хотят себе (Деян 15:19–20). «Святои Иосиф с Младенцем Христом на руках». Гвидо Рени. Около 1635 Церковное предание сохранило за Иаковом, братом Господним, имя Иаков Праведный: он неукоснительно соблюдал установления ветхозаветного закона, никогда не пил вина и вообще был человеком очень воздержанным — и все это соединялось в нем с верой в то, что Иисус Христос есть истинный Сын Божий. Апостол Павел, большую часть времени проводивший в миссионерских путешествиях по Средиземноморью, в коротких промежутках между ними возвращался в Иерусалим и виделся, как он сам говорит в Послании к Галатам, со столпами Церкви — апостолами Петром, Иоанном и Иаковом (Гал 2:9). Можно было бы решить, что речь тут идет об Иакове, сыне Зеведееве, одном из 12 апостолов и родном брате Иоанна Богослова. Тем более что именно этих трех апостолов (то есть Петра, Иакова Зеведеева и Иоанна) Христос особенно приблизил к Себе и брал туда, куда не звал остальных, — на Фавор, где они лицезрели Преображение; в горницу, где Господь воскресил умершую девочку; в Гефсиманский сад, где они видели Его молящимся до кровавого пота… Но в первой главе того же самого Послания ясно говорится: апостол Павел виделся в Иерусалиме с Иаковом, братом Господним (Гал 1:19). Тогда как Иаков, брат Иоанна, был убит еще в то время, когда Иудеей правил Ирод Агриппа (сам умерший в 44 году): именно он вынес апостолу смертный приговор, подстрекаемый иудейской верхушкой. Павел же совершал свои путешествия, как считают библеисты, в более поздние времена, начиная со второй половины 40-х годов.

http://foma.ru/brat-gospoden-iakov-i-dru...

     Апостольское чтение  Послание  к Галатам , глава 2 16 однако же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть. 17 Если же, ища оправдания во Христе, мы и сами оказались грешниками, то неужели Христос есть служитель греха? Никак. 18 Ибо если я снова созидаю, что разрушил, то сам себя делаю преступником. 19 Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу, 20 и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня. (Гал 2:16-20) Второе послание  к Коринфянам , глава 4 6  потому что Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить  нас  познанием славы Божией в лице Иисуса Христа. 7  Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была  приписываема Богу а не нам. 8   Мы отовсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся; 9   мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем. 10  Всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем. 11  Ибо мы живые непрестанно предаемся на смерть ради Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в смертной плоти нашей, 12  так что смерть действует в нас, а жизнь в вас. 13  Но, имея тот же дух веры, как написано: я веровал и потому говорил, и мы веруем, потому и говорим, 14  зная, что Воскресивший Господа Иисуса воскресит через Иисуса и нас и поставит перед   Собою   с вами. 15   Ибо всё для вас, дабы обилие благодати тем большую во многих произвело благодарность во славу Божию. (2 Кор 4:6–15) Второе послание  к Коринфянам , глава 6 1   Мы же, как споспешники, умоляем вас, чтобы благодать Божия не тщетно была принята вами. 2   Ибо сказано: во время благоприятное Я услышал тебя и в день спасения помог тебе. Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения.

http://bible.predanie.ru/nedelya-18-aya-...

17 Если же, ища оправдания во Христе, мы и сами оказались грешниками, – значит Христос есть служитель греха? Отнюдь нет. 18 Ибо, если я снова созидаю то, что разрушил, я самого себя выставляю преступником. 19 Ибо я чрез Закон умер для Закона, чтобы жить для Бога. Я распят со Христом. 20 И живу больше не я, но живет во мне Христос. А что я теперь живу во плоти, то живу в вере в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня. 21 Не отвергаю я благодати Божией; ибо, если чрез Закон – оправдание, – значит Христос напрасно умер. Глава 3 1 О несмысленные Галаты, кто вас заворожил, вас, у которых пред глазами Иисус Христос изображен был распятым? 2 Одно это хочу узнать у вас: делами ли Закона вы получили Духа или от проповеди веры? 3 Настолько ли вы несмысленны? Начав Духом, вы теперь завершаете плотью? 4 Напрасно ли вы столько испытали? Если бы это было действительно напрасно! 5 Итак Подающий вам Духа и Совершающий среди вас чудеса, делами ли Закона это совершает или от проповеди веры? 6 Так Авраам поверил Богу, и это зачтено было ему в праведность. 7 Итак знайте, что те, которые от веры, они – сыны Авраама. 8 И Писание, провидя, что Бог по вере оправдает язычников, заранее благовестило Аврааму: благословятся в тебе все народы, 9 Так что те, которые от веры, благословляются с верным Авраамом, 10 А все, которые от дел Закона, находятся под проклятием; ибо написано: проклят всякий, кто не держится всего написанного в книге Закона, чтобы всё исполнить, 11 А что Законом никто не получает оправдания пред Богом, ясно, потому что праведный верою жив будет. 12 Закон же не от веры, но исполнивший его жив будет им. 13 Христос искупил нас от проклятия Закона, сделавшись за нас проклятием, потому что написано: проклят всякий, висящий на древе, 14 чтобы на язычников благословение Авраама пришло в Иисусе Христе, чтобы обещанного Духа мы получили чрез веру. 15 Братья, я говорю по человечеству: завещания, правильно составленного, хотя и человеческого, никто не отменяет и не дополняет.

http://azbyka.ru/otechnik/Kassian_Bezobr...

Такое же «нет» сказал самому себе и апостол Павел — и вот поэтому он считает возможным ставить христианам себя в пример: подражайте мне. Павел пишет, что он больше других мог бы уповать на свое «я», ведь он — обрезанный в восьмой день, из рода Израилева, колена Вениаминова, Еврей от Евреев, по учению фарисей (Флп. 3, 5). Он — воспитанный по всей строгости закона ревнитель благочестия. Он мог бы заявить свое «я» перед Богом, как делал это фарисей из притчи Христа в Евангелии от Луки: «Я не такой как другие, я гораздо лучше их» (см.: Лк. 18, 11–12). Но Павел отказался от всего этого, посчитав все эти достоинства ничего не значащими для Бога. И именно этому Павел призывает следовать. Апостол говорит своим читателям о том, как он сам внутренне изменился, переродился во Христе. И это перерождение должно произойти с каждым уверовавшим. Отдать себя Богу, чтобы Бог изменил нас, дал нам вместо нашего — Свое, вместо земного — небесное, вместо временного — вечное. Очень хорошо, на мой взгляд, эту мысль выразил известный писатель XX века Клайв Стейплз Льюис. В книге «Просто христианство» Льюис пишет: «Реальный Христос — здесь, сейчас, в этой комнате, где вы произносите молитву — делает что-то для вас и с вами. Причем речь идет не о прекрасном человеке, умершем две тысячи лет тому назад, а о живом Человеке, все еще человеке в такой же степени, как и вы, но и Боге в такой же степени, в какой Он был Им, когда создавал мир. И вот этот живой Богочеловек приходит к вам и приступает к работе над вашим самым сокровенным, внутренним “я”, убивает в вас ваше старое “я” и заменяет его другим, таким, каким обладает Он Сам». Это и есть ответ на вопрос о том, что такое послушание Богу. Не внешнее соответствие определенному количеству требований необходимо, но внутреннее перерождение по образу Христа. Быть послушным Богу — значит уступить Ему место в нашем «я», в нашем внутреннем человеке, в нашей личности. Апостол Павел говорил и писал об этом постоянно. Я сораспялся Хрис­ту,— читаем мы в Послании к Галатам,— и уже не я живу, но живет во мне Христос (Гал. 2, 19–20). Апостол говорит это о себе — а может ли каждый из нас сказать то же самое? Думаю, может. Но сначала — со знаком вопроса: «Живет ли во мне Христос?». Задавая этот вопрос самому себе ежедневно, ежечасно, мы должны заглянуть внутрь себя.

http://pravoslavie.ru/99777.html

Касательно датировок текстов Нового завета в науке существуют различные мнения. Согласно Мецгеру, Евангелия датируются: от Марка – концом 50–х гг. 1 в. н.э. (другая датировка – конец 60–х гг.); от Луки – примерно 61 г. (вариант – 70–80–е гг.); от Матфея – примерно около времени падения Иерусалима в 70 г.; от Иоанна – концом 1 в. Деяния относят к времени около 63 г. Павловы послания, писавшиеся в течение 12–15 лет (50–60–е гг.), хронологически распределяются в такой последовательности: 1) эсхатологические 12 – 1–2 Фессалоникийцам; 2) преимущественно сотериологические 13 – Галатам, 1–2 Коринфянам, Римлянам (эти послания относятся к времени третьего миссионерского путешествия Павла, между 54 и 58 гг.); 3) преимущественно христологические – Ефесянам, Колоссянам, Филиппийцам, Филимону (датируются временем первого заключения Павла в Риме, 61–63 гг.); 4) пастырские – 1–2 Тимофею, Титу (время второго римского заключения, 67–68 гг.). Послание к Евреям (авторство Павла для этого послания, по Мецгеру, до сих пор оспаривается) написано, вероятно, до гибели Храма в 70 г. Среди соборных посланий послание Иакова в науке традиционно датируется концом 1 в., а святоотеческим преданием – временем до 62 г.; 1 послание Петра – временем от начала 60–х гг. до конца 1 в.; 2 послание Петра (авторство Петра для него оспаривается) – началом 2 в.; 1–3 послания Иоанна и послание Иуды относят к концу 1 в. Апокалипсис (или Откровение) Иоанна Богослова датируется временем правления Домициана (81–96). К 600 г. Евангелия и несколько других библейских книг были переведены на латынь, сирийский, коптский (несколько диалектов), готский, армянский, грузинский, эфиопский, нубийский и согдийский языки 14 . К времени изобретения книгопечатания (1456 г.) библейские переводы существовали на 33 языках 15 , а к тому моменту, когда стали появляться Библейские общества (около 175 лет назад), Библия была переведена на 67 языков. В результате широкого миссионерского движения в 19–20 вв. переводы полной Библии стали доступны на 371 языке, Нового завета – еще на 902 языках.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Евангелие было окончат. освобождено от Закона, а вера в Христа была признана достаточной для ⇒ оправдания перед Богом, хотя это и не означало устранения всех разногласий. Когда в ⇒ Послании к Римлянам П. касается основополагающей проблемы взаимоотношений Закона и Евангелия, в его словах слышны отзвуки возмущения, характерные для ⇒ Послания к Галатам (см. Рим. 3:8 ). Вопрос о том, свидетельствуют ли тексты Кол. 2:18–23 ; 1Тим. 4:1–5 о новом всплеске иудеохрист. мышления, остается нерешенным – ведь законничество свойственно отнюдь не только евреям. Ради единства Церкви П. и после своего третьего миссионерского путешествия должен был свидетельствовать о себе, как о «подзаконном для подзаконных» ( 1Кор. 9:20 ; Деян. 21:20–26 ); 4) подобные разногласия с собратьями не огорчили П., что он и доказал своими заботами о нуждах Иерусалимской церкви. Во времена царившего в Палестине ок. 47 г. голода ( Деян. 11:27–30 ) и позднее, в 55–56 гг. ( 1Кор. 16:1–4 ; 2Кор. 8 , 2Кор. 9 ), он собирал пожертвования в основ. им церквах для «святых в Иерусалиме». Новообращенным, бывшим прежде язычниками и принявшими от иудеев блага духовные, предстояло теперь поделиться с иудеохристианами благами материальными («телесными») ( Рим. 15:27 ); 5) П. не позволил лишить себя связи с евреями, с Божьим народом, из которого происходил он сам. Он был твердо уверен в грядущем обращении иудеев ко Христу ( Рим. 11:15.25–32 ), несмотря на то, что именно из-за собственных соплеменников ему пришлось претерпеть суровые наказания и гонения ( Деян. 9:23.29 ; Деян. 13:50 ; Деян. 14:2.5.19 ; Деян. 17:5.13 ; Деян. 18:12 ; Деян. 21 – Деян. 25:12 ; 2Кор. 11:24 ). Даже если с момента смерти Христа милость Божья обратилась на язычников, а сам П. был призван Богом стать апостолом среди язычников, у него не появилось чувства презрения к евр. народу. Он на собств. опыте знал о великом религ. рвении иудеев; можно ли было гневаться на них за то, что их усилия неверно направлены ( Рим. 10:2 )? Но именно осознавая тот факт, что Церковь стоит на плечах Израиля ( Рим. 11:17–24 ), П.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

В Гал 1. 19 ап. Павел рассказывает о том, что виделся с И. в Иерусалиме через 3 года после своего обращения, отмечая, что не застал там др. апостолов, кроме ап. Петра, с к-рым пробыл 15 дней. В связи с этим в критической библеистике рассматривается вопрос о том, был ли И. апостолом в узком смысле этого слова (или считал ли ап. Павел его истинным апостолом). Выражение ап. Павла двусмысленно. И. всегда упоминается наряду с апостолами, но, поскольку он не покидал Иерусалим ради благовествования и занимал в Иерусалимской Церкви исключительное положение, ап. Павел и Дееписатель не прилагают к нему титула апостол (вероятно, по этой же причине последующая традиция называет его преимущественно епископом). В Гал 2. 9 сообщается, что И. наряду с апостолами Петром (Кифой) и Иоанном именуется «столпом» (т. е. опорой Церкви). Ап. Павел также отмечает, что иерусалимские «столпы» приняли его вместе с Варнавой в общение и предложили разделить миссионерские усилия - Павлу и Варнаве проповедовать среди язычников, а им - среди евреев. Дальнейшие взаимоотношения ап. Павла и И. являются одной из самых сложных и обсуждаемых проблем в библейской науке. Конфликт, описанный в Гал 2 и Деян 15, породил множество теорий о его истинных причинах и значении решения Иерусалимского Собора апостолов (подробнее см. в статьях Галатам Послание и Деяния святых апостолов ). Принятие той или иной т. зр. во многом зависит от оценки исторической достоверности сообщений ап. Павла и Дееписателя и от разрешения противоречий между ними. Главной проблемой в связи с личностью И. является вопрос о том, в каком отношении к нему находились «лжебратья» из Гал 2. 4-5 и те, кто «прибыл от Иакова» в Гал 2. 12, и насколько верно они отражали его т. зр. Если конфликт в Антиохии имел место после принятия решения о язычниках Апостольским Собором, выяснение причин конфликта и истинного значения Соборного решения может пролить свет на позицию И. Если отбросить теории «хронологической путаницы» и поздних интерполяций, или искажений, новозаветных текстов, то возникшую в христианстве в сер. I в. ситуацию можно кратко изложить следующим образом. Иерусалимская община, которую возглавлял И., состояла преимущественно из евреев и прозелитов, которые, уверовав во Христа, продолжали посещать Иерусалимский храм, соблюдать закон Моисеев и внешне не отличались еще от проч. иудеев. Иудейские власти в свою очередь, несмотря на вспыхивавшие конфликты, в целом допускали возможность существования в среде народа тех, кто уверовали в Пришедшего Мессию. К проповеди среди язычников И. относился положительно (о чем говорит ап. Павел в Гал 2. 3, 6-9) и соглашался, что язычники не обязаны для спасения соблюдать закон Моисеев, за исключением тех заповедей, которые были перечислены в Соборном решении (Деян 15. 20, 29; 21. 25).

http://pravenc.ru/text/200153.html

Гал.2:18 .  Ибо если я снова созидаю, что разрушил, то сам себя делаю преступником. «Аще бо яже разорих, сия паки созидаю, преступника себе представляю». Апостол сказал это не о себе только, но и о всех апостолах, потому что и ими признано за благо, чтобы уверовавшие из язычников не хранили закона. Но явно, говорит Апостол, нарушаем признанное нами за благо, разоряя, что сами наздали. Наздали же мы язычников не на основании закона, но на основании Христовом. Весьма премудро опроверг обвинение. Ибо, когда другие нехранение закона называли преступлением, он преступлением назвал хранение закона. Потом показывает сие в большей ясности. Гал.2:19 .  Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу. «Аз бо законом закону умрох, да Богови жив буду». Убежденный самим законом, говорит Апостол, соделал я себя, мертвым для закона, потому что закон предуказывал мне Христа; убежденный законом, пришел я ко Христу, и для закона я мертв, потому что не им уже управляюсь в жизни, но последую постановлениям Христовым. «Христови сраспяхся». Ибо Ему спогребся я крещением Гал.2:20 .  И уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня. «Живу же не ктому аз, но живет во мне Христос». Отложил я прежнюю жизнь, перешел в жизнь иную, живу Тому, Кто облек меня жизнию. «А еже ныне живу во плоти, верою живу Сына Божия, возлюбившаго мене и предавшаго Себе по мне». И в этой смертной жизни преднаписую жизнь бессмертную и усматриваю оную верою. Для того приял за меня смерть Владыка Христос, чтобы мне уготовать бессмертную жизнь. Гал.2:21 .  Не отвергаю благодати Божией; а если законом оправдание, то Христос напрасно умер. «Не отметаю благодати Божия». Ибо жительствующий по закону бесчестит благодать, как недостаточную для спасения. «Аще бо законом правда, убо Христос туне умре». Ибо излишня Владычняя смерть, если закона достаточно к приобретению оправдания. Так пересказав им беседу свою с треблаженным Петром, обращается уже к ним и выражает сильное негодование.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

б) усыновление через Единородного Сына Божия, «Который родился от жены, подчинился закону» (4:4 – 5) в) свидетельство Святого Духа о нашем богосыновстве: «А как вы – сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего. «Авва, Отче! " » (4:6). 3. Рабство закону и свобода сынов: Типологическое толкование истории двух сыновей Авраама ( Быт. 21:8 – 12 ) а) Агарь соответствует Синайскому закону и «нынешнему Иерусалиму», чьи чада продолжают быть рабами закона б) свободная жена (Сарра) соответствует Вышнему свободному Иерусалиму, ее чада (христиане) – настоящие чада Авраамова обетования. 4. В чем состоит христианская свобода а) свобода от идолослужения (4:8 – 20) б) свобода от исполнения закона. 5. Предостережения апостола а) «Только бы свобода ваша не была поводом к (угождению) плоти» (5:13) б) от принуждающих обрезываться (6:12 – 16). Полемика с ними. 6. Нравственное учение. «Если мы живем духом, то по духу и поступать должны» (5:25). Связь нравственного учения с догматическим 7. Дела плоти и плод Духа 8. Несение бремени друг друга – исполнение закона Христова 9. Призыв делать добро (6:6 – 10). «Что посеет человек, то и пожнет» Стихи для узнавания Гал. 1:15 – 17 Когда же Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею, благоволил открыть во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал Его язычникам, – я не стал Тогда же советоваться с плотью и кровью, и не пошел в Иерусалим к предшествовавшим мне Апостолам, а пошел в Аравию, и опять возвратился в Дамаск. 2:19 – 21 Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня. Не отвергаю благодати Божией; а если законом оправдание, то Христос напрасно умер. 3:13,14 Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою – ибо написано: проклят всяк, висящий на древе, – дабы благословение Авраамово через Христа Иисуса распространилось на язычников, чтобы нам получить обещанного Духа верою.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010