Останки св. Тимофея впоследствии вместе с мощами евангелиста Луки и ап. Андрея в царствование императора Констанция были перенесены (в 361 г.) в Константинополь и положены в церковь св. апостолов ( Феодор чтец , Церковная История, кн. 2., гл. 61). Память ап. Тимофея в православной церкви 22 янв. и в соборе 70 апостолов 4 января. У католиков празднуют св. Тимофею 24 января. Святой апостол Тит Св. Тит один из близких и любимых учеников ап. Павла. Местом его родины считают Антиохию Сирийскую (хотя св. Иоанн Златоуст полагает местом его рождения Коринф). Он был еллин ( Гaлam. I, 1–3 ), а не природный иудей. В первый раз имя Тита упоминается ап. Павлом в Послании к Галатам (написано в 55 или 56 г). Во время прибытия ап. Павла и Варнавы в Антиохию некоторые пришедшие из Иерусалима стали смущать новообращенных в христианскую церковь язычников, тем, что если они не обрежутся по закону Моисееву, то не могут спастись и из-за этого произошло разногласие и немалое состязание у Павла и Варнавы с иудействующими, то и положили (начальствующие в Антиохийской церкви), Павлу и Варнаве и некоторым другим отправиться по сему делу к Апостолам и пресвитерам в Иерусалим. Среди посланных из Антиохии св. Ап. Павлом был и Тит. Об этом событии (споре и состязании с ревнителями закона Моисеева) ап. Павел писал к Галатам (также смущенным лжеучением иудействующих): «ходил я в Иерусалим с Варнавою, взяв с собою и Тита. Ходил же по откровению и предложил там особо знаменитейшим благовествование, проповедуемое мною язычникам, чтобы узнать не напрасно ли я подвизаюсь, но они и Тита, бывшего со мною, хотя и Еллина, не принуждали обрезаться». ( Гaлam. II, 1–3 ). Из наименования ап. Павлом св. Тита сыном («Павел… Титу, истинному сыну по общей вере в благодать» Tum. I, 4 ) видно, что он (Тит) обращен был св. Апостолом к Церкви Христовой и со времени своего обращения сделался сотрудником и спутником ап. Павла, который его называл «братом, товарищем и сотрудником» ( 2Kop. II, 12; VIII, 23 ). Спутником и сотрудником ап.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

и в день возношения снопа принесите во всесожжение Господу агнца однолетнего, без порока «Христос есть овча единолетнее, т. е. совершенное, ибо Он всесовершен и свободен от недостатков по самому естеству Своему» (св. Кирилл Александрийский тв. ч. 5, стр. 266). Гл. 23, 13 и жéртву егó две десятины муки пшеничны спряжены в елéи: жéртва Гóсподу, в воню благовóния Гóсподу: и возлияние егó винá четвéртую чáсть ина и с ним хлебного приношения две десятых части ефы пшеничной муки, смешанной с елеем, в жертву Господу, в приятное благоухание, и возлияния к нему четверть гина вина «Принесение хлеба в святую скинию и предложение Богу во Святом Святых, – по объяснению того же св. Отца, – может означать, и весьма естественно, восхождение Еммануила на небеса ( Евр.9, 24 )» (ibid, стр. 263). Гл. 23, 29 всяка бо душá, яже не покорится в дéнь тóй, потребится от людий своих а всякая душа, которая не смирит себя в этот день, истребится из народа своего Заповедь о посте в день очищения, – по мнению ап. Варнавы, – указывала на смерть Христа (или, по его выражению, на то, что «Сам Он за наши грехи имел принести в жертву сосуд Своего духа», т. е. тело Своё) и именно на то обстоятельство её, что Он, «будучи распят, был напоен желчью и уксусом» (послание гл. VII, стр. 47). Гл. 23, 39 И в пятыйнáдесять дéнь мéсяца седмáго сегó, егдá скончáете жита земли, прáзднуйте Гóсподу сéдмь дний: в дéнь пéрвый покóй, и в дéнь осмый покóй А в пятнадцатый день седьмого месяца, когда вы собираете произведения земли, празднуйте праздник Господень семь дней: в первый день покой и в восьмой день покой «Из этого можно понять, – замечает св. Кирилл Александрийский , – как и само дело как бы громко вопиет, что во Христе Бог даёт нам снова райские сладости» ( Лк.23, 43 )» (тв. ч. 3, стр. 284). Гл. 24, 1 И речé Госпóдь к Моисéю, глагóля: И сказал Господь Моисею, говоря: Гл. 24, 2 заповеждь сынóм Изрáилевым, да вóзмут ти елéй от мáсличия чист исцежéн в светение, да горит светило всегдá прикажи сынам Израилевым, чтоб они принесли тебе елея чистого, выбитого, для освещения, чтобы непрестанно горел светильник

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

есть грозное слово Господа ко всем иереям всех времен. Но еще более яркой и беспощадной в отношении разбираемого вопроса надо признать обличительную речь пророка Иезекииля в его 34 главе. Она поистине звучит укором на все времена нерадивому пастырю и обличением его пороков. Вот эти упреки: " Пастыри Израилевы... ели тук и волною одевались, откормленных овец закололи, а стада не пасли (3), правили с насилием и жестокостью (4), пасли самих себя (8), т.е. искали своей корысти, почему Господь обещает " исторгнуть овец из челюстей этих жестоких пастырей " (10). Не меньший укор слышен в словах другого пророка (Михея 3:11): " ...священники его учат за плату и пророки его предвещают за деньги, а между тем опираются на Господа, говоря: не среди ли нас Господь? Не постигнет нас беда! " Совершенно вопиющим грехом является желание Симона-волхва приобрести благодать Духа за деньги (Дн. Ал. 8:18), что и стало потом нарицательным именем греха " симонии. " Сребролюбие и пристрастие к материальному благополучию обличается, как тяжкое преступление и в памятниках раннего христианства. Так, " Дидахи " (гл.11) заповедуют: " Уходя, апостол не должен брать ничего, кроме хлеба и необходимого, до тех пор, пока где-нибудь не остановится. Если же он потребует денег, то он лжепророк. " Там же говорится, что " никакой пророк, назначая в духе (в экстазе) трапезу, не станет есть от нее, если только он не лжепророк. " Также (гл. 12) и странник, не желающий работать и жить по этим правилам вольной нищеты, расценивался как " христопродавец. " Все это находит свое обобщение в словах (гл.4) " не будь протягивающим руки, чтобы получить, и складывающим их, когда нужно дать, " что буквально повторяется и в послании псевдо-Варнавы 19:9 и, с несколькими изменениями в 1-м послании св. Климента Римского (гл. 2). " Пастырь " Ерма рисует печальную картину разлагающегося христианского общества и клира в начале 2-го века: клир увлекался соблазнами мира, пресвитеры спорили между собой о первенстве, жили среди роскоши, диаконы расхищали достояние вдов и сирот, пророки гордились и искали первенства, предсказывали за деньги, появилось социальное неравенство — с одной стороны, богатство, а с другой — бедность (Заповедь 11:12).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=182...

Эта речь обращена ко всем книжникам и   законникам религиозным на все времена. «Поедание домов вдов»    ( Mamф. XXIII, 14 ),  «одесятствование мяты, копра и кимина» ( Mamф. XXIII, 23 ) наравне  со  всеми  грехами  лицемерия,  внешней праведности,   формализма  и  пр.  есть  грозное слово Господа ко всем иереям всех времен. Но еще более яркой и беспощадной, особливо в отношении  к  разбираемому  вопросу,  надо  признать обличительную речь прор. Иезекииля в его XXXIV главе. Оно поистине звучит на все времена укором нерадивому пастырю и обличением его пороков. Вот эти упреки, касательно  интересующего нас вопроса: пастыри Израилевы ... " ели тук и волною одевались, откормленных овец заколали, а стада не пасли» (3),  «правили с насилием и жестокостью»  (4), «пасли самих себя» (8), т. е. искали своей корысти; почему Господь обещает исторгнуть овец из челюстей этих жестоких пастырей (10). Не   меньший  укор   слышен  в   словах   другого пророка   (Михея,   III,   11):   «...   священники   его учат  за  плату  и пророки  его  предвещают за деньги, а между тем опираются на Господа, говоря:  «не среди ли нас Господь? Не постигнет нас беда!» Совершенно вопиющим грехом является желание Симона-волхва приобрести благодать Духа за деньги ( Дeяh. VIII, 18–20 ), что и стало потом нарицательным именем греха «симонии». Сребролюбие и пристрастие к материальному благополучию обличается, как тяжкое преступление и в памятниках раннего христианства. Так «Дидахи» (гл. XI) заповедует: «Уходя, апостол не должен брать ничего кроме хлеба необходимого до тех пор, пока где-нибудь не остановится. Если же он потребует денег, то он лже-пророк». В той же главе говорится, что «никакой пророк, назначая в духе (т. е. в экстазе) трапезу, не станет есть с нее, если только он не лжепророк». Также (гл. XII) и странник, не желающий работать и жить по этим правилам вольной нищеты, расценивался как «христопродавец». Все это находит свое обобщение в словах (гл. IV) «не будь протягивающим руки, чтобы получить и складывающим их, когда нужно дать», что буквально повторяется и в послании псевдо-Варнавы XIX, 9 и, с некоторым изменением в 1-м послании св.

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Kern/p...

В день сошествия Святого Духа на апостолов, когда после речи ап. Петра слушатели спрашивали: что же им делать? Ап. Петр сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов, – и получите дар Святого Духа ( Деян. 2:37–38 ). Там же, в книге Деяний, записаны отдельные случаи крещения, совершенного апостолами. Так, ап. Петр крестил Корнилия (гл.10), ап. Павел – Лидию и домашних ее (гл. 16), стража темничного с домом его. Значение таинства. – Таинственная благодатная сторона крещения указана уже в приведенных местах Священного Писания: крещение есть «новое рождение;» оно совершается для спасения людей ( Мрк. 16:16 ). Кроме того, раскрывая благодатное значение крещения, апостолы в своих посланиях указывают, что мы в нем «омываемся, очищаемся, оправдываемся,» что в крещении умираем для греха, чтобы ходить в обновленной жизни, «спогребаемся Христу» – и воскресаем в Нем. Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив баней водной, посредством слова (крещение с произнесением установленных слов, Ефес. 5:25–26 ). Омылись... освятились... оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего ( 1Кор. 6:11 ). Погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни ( Рим. 5:4 ). Крещение названо баней пакибытия ( Тит. 3:5 ). Что касается стороны субъективной, относящейся к душевному настроению самого крещаемого, то ее указывает ап. Петр, называя крещение «обещанием Богу доброй совести» ( 1Петр. 3:21 ). Через крещение вместе с тем происходит присоединение к Церкви. Способ совершения таинства. – Сравнение крещения с баней водной или гробом указывают, что это таинство должно совершаться посредством погружения. Само греческое слово babtizo значит «погружаю.» О крещении евнуха Филиппом читаем в кн. Деяний: «сошли оба в воду, Филипп и евнух, и крестил его. Когда же они вышли из воды, Дух Святой сошел на евнуха» (гл. 8:38). В виде исключения Церковь признает христианский мученический подвиг некрещеных как «крещение кровью.» Крещение обливанием признается Церковью, но не одобряется, как не каноническое. Погружение в воду бывает троекратное с произнесением слов: крещается раб Божий во имя Отца и Сына и Святого Духа, согласно заповеди, данной Самим Христом ( Матф. 28:19 ). Так оно и совершалось в древней Церкви. Об этом упоминает уже послание ап. Варнавы, а Тертуллиан прямо замечает, что «образ крещения предписан,» указывая на слова Спасителя о крещении, и свидетельствует о троекратном погружении, а также отмечает одну частность – требование от крещаемого отречения от сатаны и ангелов его и затем исповедание веры.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

И если бы они в мыслях имели то отечество, из которого вышли, то имели бы время возвратиться; но они стремились к лучшему, то есть к небесному (там же, ст. 13–16), и упомянувши за тем о многих святых, наконец сказал: и все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного, потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства (там же, ст. 39–40). Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах ( Евр. 12:22–23 ). Я знаю, что неверие иудеев не принимает этих свидетельств, которые несомненно утверждены авторитетом Ветхого Завета. Нашим нужно сказать то, что это послание, которое надписывается к евреям, не только церквями востока, но и за ними всеми церковными писателями греческими принимается как послание апостола Павла, хотя многие и думают, что они или Варнавы или Климента, – и что нет нужды чье оно, когда оно есть произведение мужа принадлежащего к церкви (ecclesiastici viri) и когда оно ежедневно прославляется чтением церквей. И если обычай латинян не принимает оного в числе писаний канонических, как и церкви греческие, по той же свободе не принимают Апокалипсиса Иоанна: то мы однако же принимаем и ту и другую книгу, следуя вовсе не обычаям настоящего времени, но авторитету древних писателей, которые по большей части пользуются свидетельством той и другой книги, – не так, как иногда это делают относительно апокрифов (так как изредка они пользуются и местами из языческих писаний), но как книгами каноническими и церковными. Ты возразишь, пожалуй, что землей обетованной называется та, о которой говорится в книге Числ (гл. 34), – страна, которая простирается с юга от моря Соленого чрез Син и Кадис-Варни до потока египетского, впадающего около Ринокоруры 87 в великое море; – которая с запада граничит с этим морем, омывающим Палестину, Финикию, Келесирию и Киликию; с севера простирается от горы Тавра и Зефрона до Емафа, который теперь называется Сирией Епифановой; а к востоку от Антиохии и озера Хенериф, которое теперь называется Тивериадским, до Иордана, впадающего в Соленое море, называемое теперь Мертвым; за Иорданом же находятся владения двух с половиной колен: Рувимова и Гадова и половины колена Манассиина.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

45. Слово 56. 46. " Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни " (Ин.6,53). 47. Ср. " Святая - святым " в Литургии Иоанна Златоуста. 48. Слово 26. 49 Ср.: " Что же говорит Бог у пророка? " И пусть едят козла, приносимого в день поста за все грехи " - замечайте внимательно - " и пусть только жрецы, все, едят внутренности неомытые с уксусом " . Почему? - " Поелику Меня, сказал Господь, когда Я некогда принесу в жертву плоть Мою за грехи нового народа, будете поить желчью с уксусом: то и едите вы одни, тогда как народ будет поститься и сетовать, покрывшись власяницею и пеплом " , А чтобы показать, что Ему должно пострадать за них, послушайте, какую дал Он заповедь. " Возьмите двух козлов, хороших и одинаковых, и принесите их в жертву: пусть одного из них жрец возьмет во всесожжение " . А с другим что должны они сделать? " Другой " , сказано, " да будет проклят " . Замечайте, как открывается здесь преобразование об Иисусе. " Плюньте на него все, и поразите его, и возложите волну червленую около головы его, и пусть он так будет изгнан в пустыню " . По совершении этого действия носильщик относит козла в пустыню, снимает с него червленую волну и возлагает ее на кустарник, называемый шиповником, коего ростки обыкновенно едим, находя на поле, и который один между кустарниками имеет сладкие плоды. А к чему и то, заметьте, что один козел возлагается на жертвенник, а другой делается проклятым, и почему проклятый увенчивается? Потому, что иудеи увидят Его в тот день в длинной червленой одежде вокруг тела и будут говорить: " Не тот ли это, которого мы некогда уничижили, пронзили, подвергли осмеянию и распяли? Поистине это Тот, Который тогда называл Себя Сыном Божиим " . Равным образом для чего и то, что козлы должны быть одинаковые, хорошие и равные? Для того, чтобы иудеи, увидев Его тогда грядущего, поразились сходством козла. Вот прообраз Иисуса, имевшего пострадать " . Послание апостола Варнавы. Гл. VII. - Прим. пер.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1155...

Здесь другое: «να μνημονεομεν» – это несомненно сказано Павлу и Варнаве. Но когда Павел говорит об исполнении этой просьбы, он выражается: « κα σποδασα», т. е. я один без Варнавы исполнял условие, ибо Варнава разлучился со мной». Исторических данных о том, как и когда ап. Павел исполнял свое обещание, мы не имеем. Сообщаемое в Деяниях (11 гл.) случилось ранее описываемого пребывания в Иерусалиме, а упоминаемое в 1Kop.16, 2 Kop.8, Рим.15:27 ; под. Деян.21:17; 24:17 случилось уже после написания данного послания. Но это не дает права сомневаться в искренности слов ап. Павла. При большей или меньшей отрывочности сказаний в Деяниях и посланиях ап. Павла, очен возможно, что многие из путешествий его по Палестине с раздачей милостыни отпущены. Обличение апостолом Павлом апостола Петра в Антиохии и речь, произнесенная по этому поводу (2:11–21) 2:11. Егда же прииде Петр во Автиохию, в лице ему противу стах, яко зазорен бе. 2:11. Когда же Петр пришел в Автиохию, то я лично противостал ему, потому что он подвергался нареканию. 12. Прежде бо даже не приити некиме от Иакова, с языки ядяше: егда же приидоша, опряташеся и отлучашеся, бояся сущих от обрзания. 12. Ибо, до прибытия некоторых от Иакова, ел вместе с язычниками; а когда те пришли, стал таиться и устраняться, опасаясь обрезанных. 13. И лицемеришася с ним и прочии иудеи, яко и Варнаве пристати лицемрству их. 13. Вместе с ним лицемерили и прочие иудеи, так что даже Варнава был увлечен их лицемерием. 14. Но егда видех, яко не право ходят ко истине благовествования, рекох Петру пред всеми: аще ты иудей сый, язычески, a не иудейски живеши, почто языки нудиши иудейски жительствовати; 14. Но когда я увидел, что они не прямо поступают по истине евангельской, то сказал Петру при всех: если ты, будучи иудеем, живешь по язычески, а не по иудейски: то для чего язычников принуждаешь жить по иудейски? 15. Мы естеством иудеи, а не от язык грешницы: 15. Мы по природе иудеи, а не из язычников грешники. 16. Уведевше же, яко не оправдится человек от дел закона, но токмо верою Иисус Христовою: и мы во Христа Иисуса веровахом, да оправдимся от веры Христовы, а не от дел закона: зане не оправдится от дел закона всяка плоть.

http://azbyka.ru/otechnik/Iakov-Galahov/...

И пития Божия хочу я, крови Его, которая есть любовь нетленная и вечная жизнь». Это место также, очевидно, предполагает знакомство Игнатия с Евангелием от Иоанна и основывается на следующих изречениях Христа, сохранившихся только в этом Евангелии: „Если бы ты (самарянка) знала дар Божий, и кто говорит тебе: дай мне пить; то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую» ( Иоан. 4: 10 ); «Я есмь хлеб жизни“ (4: 48); „Я хлеб живый“ (ст. 51); „ Сей есть хлеб, сшедший с небес“ (ст. 58); „Хлеб же, который Я дам, есть плоть Моя“ (ст. 51); „Плоть Моя истинно есть пища и кровь Моя истинно есть питие“ (ст. 55); „Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь пребывает во Мне, и Я в нем“ (ст. 56); „ Ядущий хлеб сей жить будет во век“ (ст. 58). Кроме того, в послании Варнавы также находится ясное указание на знакомство его писателя с нашим Евангелием от Иоанна. Так мы встречаем в нем (гл. 12) рассуждение о типическом или прообразовательном зна­чении медного змея, вознесенного Моисеем в пустыне на древо 188 . А это невольно напоминает нам четырнадцатый стих третьей главы нашего Евангелия от Иоанна, потому что без отношения к этому месту Евангелия едва ли можно допустить, чтобы Варнава сам собой пришел к уразумению той глубокой прообразовательной связи, которую в Евангелии от Иоанна указывает Сам Господь наш Иисус Христос между медным змеем, вознесенным в пустыне Моисеем на древо, и Своей крестной смертью. Нельзя сомневаться в том, что и Иустин мученик также знал и поль­зовался нашим Евангелием от Иоанна, так как он часто употребляет слова особенно любимые евангелистом Иоанном (каковы: „вода жизни“, „единородный Сын“, „Слово“, „плоть“, „возрождение» и т. п.), говорит о Логосе („Слове“) и – именно в смысле Евангелия от Иоанна, представлает Иоанна Крестителя говорящим: „я не Христос, а глас вопиющего“, – изречение, сохранившееся только в Евангелии от Иоанна; упоминает также и о значении медного змея, вознесенного Моисеем на древо, и притом – вполне согласно с духом нашего Евангелия от Иоанна (3: 14); наконец, излагает историю о явлении Христа по воскресении, положи­тельно следуя в ней то Евангелию от Луки, то Евангелию от Иоанна 189 .

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Изображению сего посвящены первые 12 глав книги Деяний 28 . Правда, и здесь имеются отдельные рассказы и о проповеди Апостола Петра, Филиппа и Варнавы язычникам (см. гл. 3, 5–40; 10; 11, 19–26), но далее (13–28 главы) преимущественно повествуется о проповеди среди язычников, в особенности Апостола Павла: в Дамаске, Антиохии, Малой Азии, Греции, Македонии и наконец в Риме. Проповедуя Евреям в Риме, Апостол Павел от утра до вечера излагал им учение о Царстве Божием, приводя свидетельства об Иисусе Христе из закона Моисеева и пророков. Одни убеждались, а другие не верили ( Деян.28:23–24 ). Тогда Апостол сказал: «Хорошо Дух Святой сказал отцам нашим через пророка Исаию: «пойди к народу сему и скажи: слухом услышите, и не уразумеете, и очами смотреть будете, и не увидите; ибо огрубело сердце людей сих, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, – и не обратятся, чтобы Я исцелил их» ( Ис.6:9–10 ). Итак да будет вам известно, что спасение Божие послано язычникам: они и услышат» ( Деян.28:25–28 ). Здесь, с одной стороны, указывается на универсальное значение христианства, ради достижения которого и пришел Павел в Рим, как всемирную столицу, а с другой – на исторический порядок призвания народов ко спасению. Этот порядок состоял в первоначальном призвании верующих из Евреев и в отвержении неверующих, а потом в призвании язычников, что и получило завершение в Риме, как столице всего известного тогда мира. Нередко говорили об этом порядке Евангельского благовестия и другие Апостолы ( Деян.2:23; 3:14 ), ибо такова была заповедь и Самого Спасителя ( Деян.1:8 ), ср. ( Лк.24:46–48 ). Посему можно сказать: в этом была самая существенная мысль Дееписателя, которому, как сотруднику Апостола Павла, была весьма приятна та мысль его, что христианство есть сила Божия во спасение всякому верующему, Иудею же прежде и Еллину ( Рим.1:16 ). А так как он сам был Еллин, а Павел – Апостол языков, то это спасение о Христе язычников было ему и еще приятнее. А потому оно, как говорится, и проходит красною нитью во всей книге, как существенная ее идея, так ясно выраженная Апостолом Павлом Евреям в Риме, чтобы они, зная это, не совершенно отложились от Христа, но возревновали бы хотя тогда, когда восполнится число верующих из язычников ( Рим.11:11 ) 29 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010