Так например, я помню хорошо одну проповедь Сергиевского, в которой слышно было только «обычай»: мы сегодня собрались по обычаю, укоренившемуся с основания университета и т. д. Науки и разнородное товарищество, нередко насмешки над религиозными обрядами, сбивают с толку молодое поколение, ведя их по пути фальшивого либерализма к атеизму, а кто не признает Бога и не ведает закона, тот на все способен. Второе: Уничтожение церквей, закрытие приходов, так что многие религиозные крестьяне, исправно посещая церковь , по закрытии невольно отвыкают, благодаря дальнего расстояния, в особенности при непогоде и распутице, а малолетние привыкают с малолетства вовсе не посещать или изредка: мало-по-малу теряется эта единственная основа или твердая почва для крестьянина церковь , а с нею религия. Эти два главных семени, для интеллигентного сословия и крестьянского быта, брошены синодом под владычеством недостойной памяти Дмитрия Андр. Толстого, а сколько еще брошено зловредных мелких семян: разрешение театров во время великого поста и различных увеселений под праздничные дни и воскресения, как будто без этих развлечений не может жить русский человек; само Провидение указывает перстом своим, провели же мы нынешний пост в тяжелом горе безо всяких удовольствий и развлечений, никто от этого не умер, никто ничего не потерял, наооборот, всякий более сознавал приближение торжественного праздника Воскресения Искупителя. Неужели после этого явного перста Божия, св. синод не поймет о значении поста для русского человека, как в воспоминание приготовления Спасителя рода человеческого к страданию и мученической смерти, так и в воспоминание мученической кончины возлюбленного монарха, освободителя крестьян и христиан и обновителя земли русской, не восстановит его в той законной рамке, в которой так долго удерживал покойный святитель Филарет? Ежедневно появляются в петербургских газетах статьи самого возмутительного содержания, развращающие мысль, призывающие к своеволию. Но вот, к удовольствию многих здравомыслящих русских людей, «Петербургские Ведомости» напечатали 8 марта (прилагаемую при сем) статью, исполненную негодования против врагов порядка, врагов самодержавия и против бесчестных журнальных статей- Казалось бы, следовало радоваться этому, что наконец негодование хоть одной петербургской газеты обратилось в правую сторону. Но против «Петербургских Ведомостей» вооружились все неистовые газеты.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

Еще более очевидна роль Имени Божия, по имяславской концепции Лосева, в умной молитве. По синергийной интерпретации Лосева, молитва это «ни человеческая тварная энергия, ни Божественная сила, которая есть сама Бог», но — «арена встречи двух энергий, божественной и человеческой, божественных имен-энергий и человеческих энергий-называний» . И хотя «в молитве действует Бог», и «сама молитва есть просто то или иное присутствие Бога в душе», но человек — «не механический результат Божественных энергий… а есть инобытие, свободно принимающее своими актами Божественные энергии» . 6. Исихазм и имяславие как основание миросозерцания, культуры и жизни Исихазм и имяславие, в видении Лосева, — важнейшие составляющие православного вероучения, отступление от основных установок которых не может не привести, по его мысли, к мировоззренческим тупикам и ошибкам. Так, отрицание диалектики сущности и энергии, лежащей в их основе, или же малейшее искажение этой диалектики приводит к искажению православного жизнеустройства, отрицанию откровения, действенности молитвы, религии в целом, а в практически-жизненном поведении — к возможности оскорбления икон, богохульству, к «безднам» еретичества — арианству, несторианству, евтихианству, пантеизму. Поэтому в лице варлаамизма в его историческом споре с паламизмом православная Церковь и «анафематствовала» все надвигающееся Возрождение, основные тенденции развития которого и привели европейскую мысль, в конце концов, к секуляризму, позитивизму и атеизму. Таким образом, заключает А.Ф. Лосев, развивая основной тезис паламизма, «или Свет Фаворский неотделим от существа Божия и потому есть сам Бог (хотя Бог Сам и не есть свет) — тогда православие спасено, или Свет отделим от существа Божия и потому есть тварь — тогда начинаются апокалиптические судороги возрожденского Запада» . Аналогичное рассуждение Лосев проводит и относительно имяславия (ономатодоксии), которое предстает в его учении не только как соответствующий мистический опыт и учение, но и вся жизнь, организованная в соответствии с этим учением (и церковная и социальная), и вся основанная на этом учении культура, развивающая основные принципы имяславия. Согласно реконструкции Лосева , имяславие, в котором, по его мысли, «сгущены все основные проблемы религии и философии» , отвергает абсолютный апофатизм (агностицизм) и рационализм, эмпиризм, трансцендентализм и всякого рода нигилизм, приводящий к убиванию действительной жизни. 7. Исихазм как высшее проявление деятельности человеческого духа

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=116...

М. Достоевский указывает на ПРЯМУЮ ЗАВИСИМОСТЬ христианской нравственности от ЧИСТОТЫ ВЕРОУЧЕНИЯ: «Нравственные основания даются Откровением. Уничтожьте в вере ОДНО что-нибудь - и нравственное основание христианства РУХНЕТ ибо всё связано» (Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч.: В 30-и томах. - Л., 1971-1990.; Т. 11, С. 178). Общее состояние европейской жизни Достоевский напрямую связывал с отступничеством Рима от Истины. «Всё несчастие Европы, всё, всё безо всяких исключений произошло оттого, что с Римскою церковью потеряли Христа, а потом решили, что и без Христа обойдутся» (Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч.: В 30-и томах. - Л., 1971-1990.; Т. 29, Кн. I, С. 146). Протестантизм, либерализм, атеизм и социализм, по Достоевскому, являются ПОРОЖДЕНИЕМ католицизма. Вот, например, слова князя Мышкина из романа «Идиот»: " Атеизм только проповедует нуль, а католицизм идёт дальше: он искажённого Христа проповедует... Как же было не выйти от них атеизму? Атеизм от них вышел, из самого римского католичества! Атеизм прежде всего с них самих начался... Он укрепился из отвращения к ним; он порождение их лжи и бессилия духовного!.. Ведь и социализм порождение католичества и католической сущности! Он тоже, как и брат его атеизм, вышел из отчаяния, в противоположность католичеству в смысле нравственном, чтобы заменить собой потерянную нравственную власть религии... Надо, чтобы воссиял в отпор Западу наш Христос, которого мы сохранили и которого они и не знали!». 12.02.2016 - 14:04 Ну, коль уж речь зашла о : Ну, коль уж речь зашла о католицизме... Прот. Иоанн Журавский (поставлен вопрос о его канонизации) о храмовой готике: «Западные народы... восприняли Тайну христианства хотя и сильно и красиво, вплоть до " святой влюбленности " , но восприняли ВНЕШНЕ, извне. Внутренняя сущность была для них недоступна. А Красота Дщери Царевой была вся внутри – говорит пророк (Пс. 44, 14). И эта внутренняя красота не была ими воспринята. Отсюда потом и родилась тоска по этой внутренней красоте, по Горнему, выразившаяся в готике католических храмов.

http://radonezh.ru/radio/2016/02/08/19-0...

Как важно священнику увидеть Божие дарование в своих прихожанах и давать им благословение на труды сообразно их призванию! Есть следующее повествование, которое ярко отражает сказанное: две девушки пришли к старцу-священнику за благословением. Одна просилась в монастырь, а другая замуж. А батюшка, видя в каждой другое призвание, благословил вопреки их желаниям: которая хотела замуж, ту благословил идти в монастырь, а той, которая хотела в монастырь, велел идти замуж. Обе были в недоумении, а впоследствии именно так и вышло. Какой из этого можно сделать вывод? Пастырю надо прозорливым взором видеть добрые и плохие наклонности прихожан-женщин и давать им такое благословение и послушание, которое они могли бы в соответствии со своими дарованиями осуществить в жизни. Дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же ( 1Кор.12, 4–5 ). У священника берут благословение на очень ответственные, важные дела. Некоторым женщинам, допустим, не суждено сделаться супругами и матерями вследствие трудноврачуемой гордости. И это необходимо увидеть духовными очами пастырю. Каждая женщина в какой-то мере и сама должна трезво обдумать, какая деятельность соответствует размерам её собственных сил и способностей, и решить, в какой области она могла бы с большей пользой послужить людям, Богу и Церкви. Глава 3. Психофизические особенности женщины Религиозные особенности женщины Женщина больше живёт чувством и сердцем, рассудочная деятельность стоит у нее на втором месте. Религиозность женщины поэтому превосходит мужскую: «по сердечной впечатлительности женщина не только быстрее воспринимает учение веры, но вместе глубже проникается и самым делом веры. И собственно практический вывод получает здесь силу часто гораздо ранее систематического усвоения теории. Женщина слабее со стороны создания и систематического усвоения доктрины, но зато энергичнее в деле приложения её к жизни» с. 14–15]. Можно констатировать тот факт, что к истинам христианской веры женщины более восприимчивы, чем мужчины. Уверовав, женщина по своему свойству, по своей общительности не может скрыть того сокровища, той радости, которыми она обладает ( Мф.28:8 ). «Вечной угрозой атеизму и оплотом религии христианской является общеизвестная религиозность женщины, связанная с самой природой женской души. В то время как холодный рассудок мужчины с его всеразлагающим анализом в области идеального познания сам по себе более тормозит и затрудняет путь к истине, эта истина легче находит доступ к уму и сердцу женщины непосредственным путем чувства, интуиции, чутья. Ясновидящее сердце женщины, не изуродованное воспитанием и средой, обыкновенно опережает в религии тяжелый на подъем и медлительный рассудок мужчины. Достаточно вспомнить здесь евангельских жен-мироносиц, опередивших своей верой и превзошедших её твердостью и силой самих апостолов. Не разрушается ли надежда атеизма на исчезновение религии существованием женщины в мире» с. 453]?

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pas...

Религия, которая считалась источником всех зол и бед, несправедливости, угнетения, ненависти, репрессий по отношению к инакомыслящим, была успешно преодолена в СССР, Китае, Кампучии, Албании и ряде других стран. А несправедливость, ненависть, репрессии и прочие беды никуда не делись – а только усилились. Оказалось, что когда «религиозный дурман» рассеялся, никакого светлого царства не явилось, и вообще лучше никому не стало. Чтобы держаться той же мифологии – все зло от религии, вот стряхнем с себя духовную сивуху и запируем на просторе – нужно намеренно игнорировать (или перевирать) всю историю ХХ века. Как в своей знаменитой книге «Бог как иллюзия» говорит Ричард Докинз, «не думаю, что в мире есть атеисты, готовые двинуть бульдозеры на Мекку, на Шартрский собор, кафедральный собор Йорка, собор Парижской Богоматери, пагоду Шведагон, храмы Киото или, скажем, бамиянских будд». Для любого человека, сколько-нибудь знакомого с историей ХХ века, эта фраза звучит просто поразительно: как, профессор не в курсе того, что в России, Китае, Кампучии, Албании и еще много где атеисты уничтожили множество храмов, пагод и других религиозных построек, представлявших несомненную культурную ценность? Неужели он лишен доступа в интернет и не может навести справки, на которую у него ушло бы десять секунд? Может, конечно. Но все эти сведения, которые так легко получить в наше время, будут отвергнуты, потому что они не сочетаются с базовым мифом. Варварство, вандализм, преследования должны быть четко привязано к религии, а атеизм должен приносить обильные плоды разума, терпимости и цивилизованности. Если история ХХ века показывает, что это явно не так – тем хуже для истории. Когда людям указываешь на это прямо, они говорят, что или а) коммунисты не были атеистами, или б) они были атеистами, но их безобразия не имеют никакого отношения к атеизму. Боюсь, что то и другое является отрицанием очевидного. Комиссары в пыльных шлемах исповедовали именно атеизм, о чем гордо и заявляли, и искореняли религию именно с целью насаждения атеистической идеологии.

http://pravoslavie.ru/87215.html

Люди, у которых есть внятные убеждения — те же старые «новые атеисты», обычно делают выводы из своего мировоззрения и хотя бы стараются быть последовательными. Они не станут одновременно заявлять, что Бога нет и что неприятные им люди будут гореть в аду. Они серьёзно относятся к своему атеизму и не станут перепрыгивать между двумя противоположными мировоззрениями на протяжении одного абзаца. С ними вполне можно беседовать о бытии Божием; с автором рассматриваемого текста надо начинать с другого — с веры с разум и последовательность. Если Вы не верите в Бога — значит, Вы не верите и в вечное спасение, а значит, и в возможность его лишиться. Если Вы полагаете, что некие люди будут гореть в аду за свои грехи — значит Вы принимаете картину мира, в которой ад есть. Но Вы не можете делать это одновременно. Это не вопрос веры в Бога — это вопрос нашей способности к последовательному мышлению. Поэтому к автору просто рано обращаться с увещеванием: поверьте в Бога, который сотворил мир и в лице Иисуса Христа пришёл спасти падшее человечество. Его следует просить о другом — поверьте в человека, как в существо обладающее свободной волей и разумом, призванное стремиться к истине. Поверьте, в то, что верить или не верить в Бога — это Ваш выбор, а не других людей. Верить в то, что Церковь состоит из негодяев — это Ваш выбор, за который несёте ответственность Вы, а не другие люди вообще и не Церковь в частности. Возлагать ответственность за Ваши решения на других — это тоже Ваш выбор. Есть известная негритянская песня «Никто, кроме меня, не виноват»: «Никто кроме меня, не виноват/Никто, кроме меня, не виноват/Если я умру, и душа моя погибнет, никто, кроме меня, не виноват» Решения, которые определяют нашу жизнь, принимаем мы сами. Если мы принимаем неправильные решения, в этом не виноват никто, кроме нас самих. Мы сами являемся авторами своих действий и сами несём за них ответственность. Это — истина, которую нам стоит принять перед тем, как мы сделаемся способны говорить о Боге. Рейтинг: 10 Голосов: 7 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

http://pravoslavie.ru/56011.html

— Ой, Анисим Иванович, вам бы не музей сторожить, а лекции по атеизму читать. Всех бы профессоров за пояс заткнули. — Ты меня, девка, атеистом не брани, — рассердился он, — что я те, пес какой? — Замолчал, но долго молчать терпения недоставало, и глаза ее так ласково смотрели, что опять загорячился: — А что ты думаешь? Монахи дак те же мужики были. Я тебе так скажу: бабы им опостылели, вот и зажили они отдельно. Хозяйство свое завели, рыбу ловили, сады у них были, это в наших-то местах. А счас? — Он махнул рукой, нахмурился, и она тоже загрустила и стала жаловаться на директора, которому ни до чего нет дела, фонды разбазарены, самое ценное вывезено в Москву и Ленинград. Анисим Иванович сочувственно слушал и в утешение сказал: — Прежний начальник еще поганьше был. При ем дак до самой до войны иконы на полу вверх ликами лежали, а людей по им ходить заставляли. Счас такого хоть нет безобразия. Городок стоял на отшибе, экскурсии приезжали нечасто, и хотя давно пора было делать ремонт, с ремонтом откладывали, закрывая одну за другой обветшавшие церкви, и все к этому привыкли: меньше экспозиций — меньше работы, только Любовь Федоровна стала возмущаться: — Ну объясните вы мне, почему мы, богатейшая страна, запускаем в космос тысячи спутников, строим заводы, станции и не можем найти нескольких десятков тысяч на ремонт музея, которому нет цены и который, исчезни он, ничем уже не заменишь. Понимаете, ничем! — Брось, Любовь Федоровна, — возразил он твердо, — какой уж там космос? В шестьдесят первом как раз Гагарина запустили — начальство сюда приехало, дак хотели собор центральный порушить. Говорят, Бога нет, теперь наукой доказано, а церква ваша больно высока, выше всех в городе и людей смущает. Так что трудящиеся требуют, подписи собрали, ироды, — он злобно сплюнул, — одно спасло тогда: зрывчатки им не хватило. Никто нас не трогает, и слава Богу. — Да что вы глупости какие-то говорите? — вспылила она. — Это кто ж сейчас позволит памятник взрывать? — Ну не взрывать, так другую пакость учудят.

http://azbyka.ru/fiction/mariya-i-vera-a...

Торжество Православия — это то, что происходило на наших глазах — глазах людей, юность которых прошла еще в советское, официально безбожное время. Мы, бывшие пионеры и комсомольцы, чье воспитание и образование было полностью лишено правды о Боге, вдруг стали ходить в Церковь, молиться, служить Ему. Мы уже и не мыслим себе жизни без Православия. В те годы православная вера считалась чем-то совершенно устаревшим, отжившим. Ни в одной книге, ни в одной теле-, радиопередаче, ни в одном публичном мероприятии не могло быть произнесено и слова православного. Слово «Бог» должно было писаться только с маленькой буквы. К счастью, на факультете журналистики МГУ, где я учился, по «научному атеизму» однажды задали прочитать Евангелие. Когда я стал ходить в Пименовский храм на Новослободской, нас, постоянных молодых прихожан, было там только двое. Никто не мог себе представить, что будет сделан хотя бы шаг в другую сторону, а тем более, что произойдет такое чудо — духовное возрождение последней четверти века. Что вместо бассейна «Москва» опять будет стоять храм Христа Спасителя. Что откроются сотни монастырей, тысячи храмов. Что в Церковь придет молодежь, что будут причащаться дети, что мужчин в храмах будет не меньше, чем женщин… Ничего такого, кажется, уже просто не могло быть! А его и действительно по-человечески не могло быть! Но Господь совершил это чудо. Великое торжество! Господь внял молитвам новомучеников, принял их жертву. Принял все жертвы нашего православного народа, его великое терпение, его веру, которой не могли одолеть даже те лютые гонения, которые понес наш народ. Да, с народом нашим изрядно поработали… И продолжают работать. Наш народ понес великие потери. Гонения эти, увы, не прошли бесследно. Но ведь как над ним потрудились! Как ни над каким другим народом. Его и обманывали, и соблазняли, и пугали, и войнами на него шли, и расстреливали за веру — другой народ после такой тотальной безбожной обработки, после таких жертв вообще вряд ли бы остался жить на земле. С другими народами так трудиться не требовалось — они почти добровольно отказались от Христа, от жизни по Евангелию. Как будто так и надо, и даже хорошо. А наш народ после всей этой «работы адовой» (В.В. Маяковский), как ни странно, жив, и его благочестие иное, чем в других землях. Об этом свидетельствуют и миллионы наших соотечественников, поклонившихся у нас в последние годы православным святыням.

http://pravoslavie.ru/69072.html

Что предварило революцию в России? Итак, все нападения сатаны приводили и приводят к нежелательному для него результату. Однако враг, конечно, как всегда, не унимается. И вот, если продолжить канву исторического повествования, во времена Максима Грека имело место энергичное возобновление активности древней «антихристианской коалиции» между иудейством и язычеством, заявлявшей о себе в первоначальные времена апостольской проповеди и при Юлиане Отступнике. Преподобный Максим был очевидцем этой активности в Италии и в России. На Западе в этот момент набирает силу Ренессанс, то есть именно возрождение язычества – реабилитация плоти, за которой потом последовали идеи свободной любви и вседозволенность, чему мы и ныне свидетели. А на Московской Руси в те времена возникает ересь жидовствующих, отрицавшая Божественную природу Спасителя. И потом, в конце концов, эта, так сказать, «совмещенная» идеология иудаизма и язычества привела к «научному атеизму» и к богоборческой революции в России. Это развитие секулярного «научного» мировоззрения происходило на фоне ослабления напряженности духовной жизни. В некогда Святой Руси была упразднена практика умного делания, когда-то распространенная и в простом народе, а еще восторжествовал обычай редкого Причащения. Образовавшийся в результате духовный вакуум стал заполняться упомянутым «научным» богоборческим мировоззрением… А это некая взрывоопасная субстанция… Непредвиденный апостолат Богоборческая смута набирала обороты, произошла революционная катастрофа, и казалось, что близится окончательное исчезновение православного христианства. Широко разинутая пасть врат адовых была готова уже поглотить и одолеть Церковь Христову. Однако и на этот раз была подтверждена непреложность слов Господа Иисуса – до скончания века врата адовы не одолеют ее (ср. Мф. 16, 18). А также: «любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу» (Рим. 8, 28). Господь может даже зло обратить нам на духовную пользу, чем и посрамляет из века в век все козни врага против рода человеческого.

http://ruskline.ru/opp/2021/07/28/evange...

Опочинину он говорил в 1880 г.: «Никто не может быть не убежден в существовании Бога, Я думаю, что даже и атеисты сохраняют это убеждение, хотя в этом и не сознаются, от стыда что ли» (Звенья, VI, 468). Приближался к атеизму Достоевский, может быть, лишь в 1846 г., когда находился под влиянием Белинского. В остальное же время своей жизни сомнения, которые он переживал, относились не к самому существованию Бога, а к тому, как понять это существование, например, как согласить бытие Бога и мировое зло (бунт Ивана Карамазова, признающего существование Бога, но не принимающего мира, сотворенного Им) или, например, как понять основной догмат христианства, согласно которому Иисус Христос есть воплощение Логоса, Второго Лица св. Троицы. Этот догмат должен был особенно занимать Достоевского ввиду его горячей любви ко Христу. Всю веру он сводит к этому учению, как видно из записи его к «Бесам» в связи с образом «князя», т. е. Ставрогина: «Дело в настоятельном вопросе: можно ли веровать, быв цивилизованным, т. е. европейцем, т. е. веровать безусловно в божественность Сына Божия Иисуса Христа (ибо вся вера только в этом и состоит)?» " Действительно, величайшая трудность для современного образованного человека заключается в учении, что Иисус, родившийся в Палестине 20 веков тому назад и распятый на кресте, был не просто человек, а воплотившийся Бог. Возможно, что у Достоевского возникали иногда сомнения относительно этого догмата, но они могли быть, по крайней мере в последние десять лет его жизни, только кратковременными, преходящими. В самом деле, он вместе со своею семьею, по–видимому, ежегодно причащался св. Тайн, а в православной церкви честный и искренний человек не может причаститься, считая этот акт не таинством, «Записные тетради», 1935, стр. 208.   а только воспоминанием об одном из событий жизни человека Иисуса: православный, стоя перед св. Дарами, слушает и повторяет предпричастную молитву «Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога живаго, пришедший в мир грешные спасти, от них же первый есмь аз. Еще верую, что сие есть самое пречистое Тело Твое, и сия есть самая честная Кровь Твоя»…

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=889...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010