Семен появился в городе только во время болезни матери. Капитан Рогозин играл в благородного безродного рыцаря. Поселился в гостинице и оттуда приезжал навестить мать в больнице. С Ольгой и Степаном он не разговаривал. Ему было невдомек, кто организовал матери лучшую больницу, лучшие лекарства, кто возил ее на консультацию за границу! Он даже при матери не скрывал своей ненависти ко второй половине молодых Рогозиных. И еще мужик называется! Аника-воин! О чем он ночи напролет разговаривал с умирающей матерью? Да все таскал ей образки и свечи из церкви. Честно говоря, не понимал, не верил Степан, что человек вдруг ни с того, ни с сего начинает безропотно верить в Бога. Где же тут справедливость, если мать, ставшая в последние годы набожной, растаяла на глазах, как свеча. Если отец следом получил инфаркт? Заслуживали они это? Пытался и не раз Степан читать Евангелие, но не мог. Словно какая-то сила заставляла его закрыть священную книгу, а каждая строчка в ней вызывала недоумение, непонимание. Разумеется, есть в этом мире нечто, вокруг чего вертится вся эта кутерьма, есть какой-то высший разум. Но так ли уж Он справедлив и любвеобилен? Если внимательно посмотреть: история человечества — сплошные Его наказания, несколько чудес и несколько пророков. Как-то спорил с батюшкой, а тот толковал ему о свободе, предоставляемой человеку, но Степан так и не понял, что это за свобода, если человек может сделать неправильный выбор? Нет, атеизм со всеми его выкладками тоже смешон, хоть и стоит в дипломе пятерка по научному атеизму, но реальная жизнь не имеет ничего общего с этими наивными взываниями к Всевышнему, когда надо бороться и самому создавать. Так думал Степан. И чтобы окончательно решить для себя этот вопрос, он утвердился в том, что ему просто некогда над этим размышлять. Пусть решают и спорят богословы. Но все же в храмы иногда заходил и деньги на их восстановление жертвовал. На всякий случай? Похоронили мать: опять же, кто взял на себя все эти ритуальные проблемы? Уж, конечно, не наемник всех армий. А когда следом за матерью ушел отец, Семен даже не приехал. Тут уж даже Ольга изменила о нем свое мнение.

http://azbyka.ru/fiction/otrazhenie/

При внимательном отношении к действительности триумфализм ослабевает, уступая место трезвым, взвешенным оценкам. После непродолжительного периода псевдодемократической эйфории (“псевдо” в том смысле, что до подлинной демократии мы еще не доросли), после, казалось бы, периода относительного благоприятствования для Церкви как в политической жизни, так и в средствах массовой информации, наступил другой, принципиально новый период. Действительно, атеизм перестал быть государственной нормой, марксизм изъят из программ учебных заведений, но курсы атеизма как курсы истории “свободомыслия” продолжают пользоваться доверием в государственных ВУЗах. Бывшие специалисты по атеизму, которые сегодня преобладают в религиоведении, лишь безрелигиозный подход к преподаванию религии считают объективным. Не вызывают удивления газетные статьи, написанные с явным непониманием Церкви и с неприязнью к ней. Известный писатель, говоря о своей позиции агностика, выказывает откровенное пренебрежение к религии и религиозным людям. В школе на уроке истории выясняется, что из тридцати учеников лишь двое убеждены в историчности Иисуса Христа. Известная актриса или политический деятель говорят о том, что личный опыт общения с духовенством пресекли их поиски пути к Церкви. В таких ситуациях можно возлагать вину на самих людей, так и не пришедших в Церковь, но нельзя оставлять все это без внимания, подобные мнения должны стать пищей для размышлений миссиологов. Первые восторги, связанные с провозглашением свободы вероисповедания, прошли, и мы обнаружили, что живем в обществе, которое нельзя назвать материалистическим. Оказалось, что многие люди суеверны и подвержены самым экзотическим влияниям. Гадалки и знахари, сайентологи и неведомые гуру, астрологи и рыцари “эрцгамических орденов” без труда находят себе последователей среди вполне православного по своим корням населения России. Все это требует осмысления и крайне важно для миссиолога, а строго говоря, для каждого пастыря и богослова. На этом фоне, по меньшей мере, странной выглядит тенденция ряда нынешних православных (причем не только мирян без богословского образования) рассуждать и оценивать, какой из нынешних проповедников, пастырей и миссионеров более православный, какой менее и что такое православная каноническая территория.

http://azbyka.ru/pravoslavnaya-missiolog...

В православной традиции нет противопоставления нагих костей и нетленных тел. Более того, мы почитаем как святых угодников и мучеников, растерзанных в римских цирках, и тех, кто утонул, кто сожжен, т. е. тех, от которых не осталось ни тела, ни даже праха. Таковы, например, мученики Василий Анкирский (память 1 (14) января), Елладий, Макарий и Евагрий (5 (18) февраля), мученица Антонина (1 (14) марта). Таковы, в частности, канонизированные старообрядцами протопоп Аввакум, трое его соузников и те, кто «без числа» пострадал за древлее благочестие. Впрочем, русская простонародная религиозность настаивает на другом. Это очевидно хотя бы из сочинений Г. П. Федотова, которому выпала судьба быть свидетелем официального перехода России от богопочитания к марксистско-ленинскому «атеизму». Предоставим ему слово. «Что касается нетления мощей, то по этому вопросу у нас в последнее время господствовали совершенно неправильные представления. Церковь чтит как кости, так и нетленные (мумифицированные) тела святых, ныне одинаково именуемые мощами. На основании большого материала летописей, актов обследования святых мощей в старое и новое время Голубинский мог привести примеры нетленных (кн. Ольга, кн. Андрей Боголюбский и сын его Глеб, киевские печерские святые), тленных (свв. Феодосии Черниговский, Серафим Саровский и др.) и частично нетленных (свв. Димитрий Ростовский, Феодосии Тотемский) мощей... Хотя Церковь всегда видела в нетлении святых особый дар Божий и видимое свидетельство их славы, в Древней Руси не требовали этого дара от всякого святого. “Кости наги — источают исцеление”, — пишет ученый митрополит Даниил (XVI век). Только в синодальную эпоху укоренилось неправильное представление о том, что все почивающие мощи угодников являются нетленными телами. Это заблуждение — отчасти злоупотребление — было впервые громко опровергнуто санкт-петербургским митрополитом Антонием и Святейшим Синодом при канонизации св. Серафима Саровского. Несмотря на разъяснение Синода и на исследование Голубинского, в народе продолжали держаться прежние взгляды, и потому результаты кощунственного вскрытия мощей большевиками 1919–1920 годов были для многих тяжелым потрясением» .

http://pravoslavie.ru/65509.html

Когда такой момент наступил в жизни ветхозаветного Лота, когда уже не осталось никакой надежды на то, что окружающий мир может измениться, только тогда он исполнился готовности навсегда оставить свой город (Быт. 19). А его жена — оттого что она не была готова к полному разрыву с грехом, оттого что она оглядывалась на жизнь в этом городе, исполненную греха и благополучия, — погибла. Мы помним это таинственное место в Священном Писании, что и сам Лот медлил, и у него не хватало полной решимости оставить город. И когда он медлил, небесные вестники взяли его за руку и вывели оттуда. Это значит, что наступают времена, когда ангелы и все святые, само небо выталкивают тех, кто ищет правды, кто хочет спасти свою душу. Конечно, насильно никого не потащишь. Но когда человек идет и колеблется, то святые приходят ему на помощь. Будем помнить о том, что в атмосфере безбожной культуры, где нет никаких нравственных ориентиров, недостаточно для нас жить так, как мы жили всегда. Мы должны знать, против какого зла мы стоим. Как на войне — надо видеть противника и знать конкретно, каким оружием он пользуется, чтобы сокрушить нас, — иначе наша война будет более воображательная, чем реальная. Это требует от нас духовной бдительности, рассудительности и той самой решимости, о которой преподобный Серафим Саровский пророчески говорит, что это единственное различие между грешниками и святыми. Святыми, которые стали святыми благодаря решительному разрыву со злом и грехом в себе и в окружающем растленном мире. Наступило время, когда заповедь Божия приобретает значение всех догматов вместе взятых. Все ереси, которые восставали в древние века против Церкви, преломляются сегодня своеобразно. Они направлены не только на то, чтобы представить грех в сознании людей, находящихся вне Церкви, как нормальное явление, но и на спокойное, почти равнодушное отношение к этому тех, кто сподобился знать, что такое грех и что такое благодать Божия, и идут путем святости. Недостаточно, чтобы группа отдельных священников и мирян противостояла сегодняшнему растлению, а остальные с интересом взирали, чем все это закончится. Недостаточно, чтобы кто-то, как говорится, «вызывал огонь на себя». Вся Церковь призвана к адекватному восприятию того, что происходит в сегодняшнее апокалиптическое время, когда мы противостоим уже не атеизму, а сатанизму. Сам сатана выходит к нам с открытым забралом, и не видеть этого зла — значит ничего не различать в духовной жизни.

http://moral.ru/dom-07-2019/

И, во – первых, если хочешь, пойдем к сыну первозданного, агнцу Христову, Авелю: он не сделал никакого зла, и однако потерпел то, что заслуживают величайшие грешники. Мы терпим искушения в наказание за грехи; а тот праведник страдал не задругое что, как за то, что был праведен и совершен, и, однако много – много перенес он скорбей, и тяжких. А что иное сказать об Аврааме, Исааке, Иакове, Иосифе, всех затмившем несчастиями, многострадальном Иове, Моисее, Иисусе Навине,Илии, Самуиле, Давиде, о всех пророках, общим у которых были страдания, наконец, о новозаветных праведниках, начиная с ап.Павла»? Факт страданий праведников неподлежит сомнению. Настолько же несомненно, что грешники часто благоденствуют, что сыны века сего, интересы которых не выходят за пределы материального благосостояния, мудрее сынов света в своем роде, и материальное счастье и внешняя слава бывает на их стороне. «Все на свете», пишет И.С.Тургенев, «хорошее и дурное, дается человеку не по его заслугам, а вследствие каких – то законов, на которые я даже указать не берусь» ...Страдания праведников в противоположность благоденствию нечестивцев издревле смущают человеческий ум. «Вот, эти нечестивцы благоденствуют в веке сем, умножают богатство. И я сказал: так не напрасно ли я очищал сердце мое, и омывал в невинности рукимои, и подвергал себя ранам всякий день и обличениям всякое утро?» ( Ncaл. LXXII, 13,14 ). III. Помимо того, что ожидание от религии личного счастья и внешнего совершенства не оправдывается действительностью, объединение стремления к счастью и совершенству и стремления к божественному в их непосредственно данном характере должно быть признано неразумным потому, чтооно приводит последовательно к атеизму. Религия естественного человека принимает одноиз двухнаправлений: для него или религия есть только средство достижения земных, естественно – человеческих целей, или же божественное представляет собою противоположность всему естественно – человеческому. В первом, худшем случае, который мы встречаем в религии китайцев, религия материализуется и содержит в своей основе атеизм, т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

Толерантность " для белых " ПРАВОСЛАВИЕ.RU       ПОМЕСТНЫЕ ЦЕРКВИ ВСТРЕЧА С ПРАВОСЛАВИЕМ ВОПРОСЫ СВЯЩЕННИКУ НОВОСТИ АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ ПРЕССА ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ ГОСТЬ САЙТА ДОКУМЕНТЫ ИСТОРИИ ПОЛЕМИКА ENGLISH EDITION   СРЕТЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ   тематические подборки новые поступления карта сайта авторы анкета поиск ТОЛЕРАНТНОСТЬ " ДЛЯ БЕЛЫХ " Обзор материалов СМИ по религиозной тематике: 24 - 30 июня. Совет религий России. - Патриарх Никон и его время. - Единство и борьба противоположностей. - Ностальгия по воинствующему атеизму. - Погромы православных храмов. - Расколы в действии. - Суздальская секта. На прошедшей неделе внимание СМИ, интересующихся жизнью Православия в России, привлекло несколько событий. Одно из них - заседания межрелигиозного совета России. Информацию " Межрелигиозный совет России планирует создать Совет глав религиозных конфессий СНГ " размещает " РИА-Новости " : " Выступая на заседании Совета, Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй подчеркнул, что " на протяжении столетий последователи православия, ислама, иудаизма и буддизма сосуществовали в мире на территории России, гармонично взаимодействуя на благо Отчизны и взаимного обогащения культур. В настоящее время, по словам патриарха, область межрелигиозных контактов перестала ограничиваться миротворчеством и включила построение новой модели взаимодействия Церкви и государства и решение общих практических проблем, таких как экспансия новых религиозных движений, ухудшение нравственного климата в обществе, воинственное богоборчество " . Более подробная информация под названием " Межрелигиозный совет России планирует выпускать свою телепередачу " появилась на сайте " Страна.ру " . В ней сообщается о том, что на " на 10-м юбилейном заседании Межрелигиозного совета России во вторник обсуждались перспективы и задача межконфессиональных отношений, а также уточнения структуры Попечительского комитета совета " . Приводятся цитаты из выступления Патриарха Алексия II, который " дал высокую оценку работе самого Межрелигиозного совета, отметив, что тот " безусловно способствует налаживанию межконфессиональных контактов " . Глава Русской Церкви считает, что " важным направлением общих трудов стало построение новой, истинно российской модели взаимоотношений Церкви и государства " , отметив, что по большинству вопросов между ними сохраняется единая позиция " . Также перечисляются приоритетные направления деятельности Межрелигиозного совета в 2002-2003 гг.: " проведение международного саммита духовных лидеров традиционных религий, подготовка литературы в рамках образовательного стандарта " Теология " и разработка концепции межконфессиональной телевизионной программы на одном из центральных каналов телевидения " .

http://pravoslavie.ru/press/obzor04.htm

 На антирелигиозный пропагандистский фронт были брошены большие силы специалистов высших учебных заведений, школ, врачей, лекторов общества «Знание», которые трудились не покладая сил, читая лекции, тиражируя брошюры и другие материалы, разоблачая «религиозный дурман». Например, только в Ярославском районе «при 12 клубах и домах культуры работают лектории по научному атеизму, организовано 6 кинолекториев. Атеистическую пропаганду в районе ведут 32 лектора, имеющих специальную подготовку. В 1973 году по вопросам атеизма прочитано 149 лекций. В районной газете «Ленинское знамя» регулярно печатаются материалы и ведутся беседы по атеистической пропаганде. Ежемесячно дается обзор журнал «Наука и религия». «Вопросы атеистической работы исполкомов сельских, поселковых советов и культурно-просветительных учреждений, внедрение новых советских обрядов систематически обсуждаются на заседаниях исполкомов Советов» . Продолжали существовать карательные меры в отношении верующих людей. Например, в Ярославской области из Ярославского пединститута были уволены муж и жена за то, что их ребенок был крещен в церкви, в Некрасовском районе были исключены из состава учащихся два школьника, носившие нательные крестики .  Церковь не молчала. Конечно, в отличие от обращения в вышестоящие инстанции «Христианского комитета по защите прав верующих», возглавляемого подмосковным священником Г. Якуниным, писем Патриарху рязанского мирянина А. И. Солженицына, кировчанина Б. Таланова, писем Л. И. Брежневу епископа Полтавского и Кременчугского Феодосия (Дикуна), епархиальные архиереи Центральной России не поднимали своего голоса в защиту прав верующих и Церкви. Следует учесть, что они находились под неусыпным контролем как гражданских властей, так и своего окружения, представители которого сотрудничали с властями. Духовная дочь митрополита Ярославского и Ростовского Иоанна (Венланда) рассказывала о том, что в дневниках его сестры, монахини Ефросинии, после ее смерти прочитали запись: «Бедный владыка! Как тяжело ему, что близкие люди предают его». И дальше назывались имена из окружения владыки, которые доносили в «органы» всю информацию о том, что делает, говорит и с кем встречается митрополит Иоанн .

http://bogoslov.ru/article/4847085

Несколько слов о том, как античный скептицизм взаимодействовал с зарождающимся христианством. Можем ли мы сказать, что скептицизм мешал или способствовал распространению христианства? Некоторые историки философии считают, что античный скептицизм подготовил почву для того, чтобы семя христианства благодаря проповеди апостолов упало на благоприятную почву. Скептические взгляды в первые годы после Р.Х. настолько были распространены среди античных мыслителей, что любое высказывание могло восприниматься как вполне возможное. Скептицизм вполне мог подготовить античный мир к пониманию фразы: «Верую, ибо абсурдно». Поэтому можно сказать, что скептицизм играл подготовительную роль для распространения христианства в Европе, разрушая античное доверие только разуму. Отношение христианских богословов к скептицизму было различным. С одной стороны, раннехристианский писатель Лактанций считал скептицизм хорошим введением в христианство, ведь скептицизм показывает слабость нашего разума, он доказывает, что разум не может своими силами познать истину, для этого необходимо откровение. С другой стороны, блаж. Августин доказывает, что скептицизм не является истинной философией, он разрушает веру в существование истины, а поскольку Бог есть истина, то скептицизм ведет к атеизму. Поэтому, согласно блаж. Августину, необходима непримиримая борьба со скептицизмом. Восточные же отцы Церкви относились к скептицизму достаточно прохладно. Например, свт. Григорий Богослов и патриарх Фотий показывают своё знакомство с идеями античных скептиков, но никак не комментируют их взгляды 36 . Такое расхождение в отношении к скептицизму со стороны западных и восточных богословов обусловлено, возможно, тем, что западные христиане знакомились со скептицизмом на латыни, через Цицерона, бывшего академиком, т.е. догматиком, отрицавшим познаваемость истины; восточные же христиане читали по-гречески работы пирроников Энесидема (сохранился даже конспект работы Энесидема, сделанный свт. Фотием) и Секста Эмпирика, не высказывавших столь негативного отношения к возможности познания истины. §5. Плотин

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor-Lega/is...

В пути ребята проголодались и классная попросила водителя подрулить к первой попавшейся на пути столовой. Когда обед заманчиво заблагоухал на столе, на путников снизошла минута испытаний. Веками в православных семьях перед трапезой возносились молитвы для освещения земных благ, завершаясь просьбой дарования Небесного Царства. Слава с младых лет впитал в себя эту традицию и неукоснительно исполнял ее. Дома. Но здесь находился весь класс, на роль заводилы в котором претендовал Костя Комар. Когда в свой час будут раскрыты духовные архивы каждого рода, станет зримой и наследственная эстафета династии Комаров. Впрочем, кое-что о ней известно: дед Кости срубал кресты с колоколен, взрывал храмы, предавал огню лики святых на иконах, разжигая костры Библией. Конец его был жалким: он свалился с часовни, замахнувшись на очередной крест. Грохнулся так, что до ветру сам из избы выйти не мог. Испустил дед последний вздох, сотрясаясь от злобы на весь мир. Отец Кости, зачатый в Великий пост, пытался вырубить под корень даже мысли о святости у современников своими лекциями по научному атеизму. Он был нарасхват: его звали на радио и в институты, где взращивали будущих педагогов, партийную элиту. Но настало иное время, дошло до высокого начальства то, во что испокон веков верил народ: «Без Троицы дом не строится». Научный атеизм исчез из программ обучения. Тогда он попытался восхвалять религию. Но поток возмущенных писем поставил кляп приспособленцу. Вскоре его разбил паралич, лишив разума и речи. Костя нутром чуял православный дух. У потомка богоборцев при встрече с ним закипала память предков. Комар гримасничал, извивался, издавая междометия, или гоготал. Побаиваясь, кое-кто из ребят примыкал к его свите, тем более что он был с северных окраин города, известных своими хулиганскими шайками. По одному его кивку могли изрядно отдубасить. И вот наступила минута, проявляющая суть: кто ты, с кем ты? Для Константина и его «подданных» проблем не было: они мгновенно принялись уплетать обед. Но для других… Слава представлял, какой огонь он вызовет на себя, если прочитает молитву. Но внутренний голос поколений спрашивал: «Неужели так страшен этот комарик? Неужели ты предашь нас?».

http://azbyka.ru/fiction/i-dana-byla-vst...

Подобное же требование выражали и не менее 5 архиереев. Наиболее известное заявление было подано архиепископом Иркутским Вениамином (Новицким) 767 . 10 июня 1971 г. московский уполномоченный Совета по делам религий А. Плеханов писал В. А. Куроедову: «...среди духовенства есть и такие лица, которые ожидали от Поместного Собора внесения некоторых изменений в церковную реформу 1961 года, в части предоставления права духовенству избираться в церковные советы, а некоторые жили надеждой, что им будет предоставлено право управлять финансово-хозяйственными делами церкви» 768 . А в информационном отчете Совета в ЦК КПСС за 1971 г. указывалось: «Другая, хотя и небольшая часть епископата, хотела бы избрать главой церкви такого деятеля, который по своим взглядам был бы близок к взглядам патриарха Тихона, известного своими антисоветскими высказываниями и анафемами; имели место и нелегальные вылазки экстремистов. Так, в начале 1971 г. появилось анонимное обращение к епископату и клиру с призывом «не избирать в качестве патриарха теперешних членов Священного Синода, продавшихся властям», а выдвинуть на этот пост архиерея, способного противостоять государству, атеизму и укрепить церковь , возродить ее былые позиции. В качестве кандидатов на патриарший пост в анонимке выдвигались 24 архиерея, а первым среди них назывался архиепископ Ермоген» 769 . Неудача обращений к Поместному Собору заставила многих сделать вывод, что членам Церкви, в попытках добиться для нее большей свободы, необходимо прибегать к другим мерам воздействия. Правда, еще вплоть до 1974 г. основные выступления церковных диссидентов – «Великопостное письмо» Патриарху 1972 г. А. Солженицына и споры вокруг него, отчет И. Шафаревича «Законодательство о религии в СССР» для Комитета по правам человека и т. д. – концентрировались на роли Московской Патриархии и возможности перемен в ней. Но постепенно становилось все яснее, что Патриархия, по крайней мере в обозримом будущем, не сможет перемениться, и призывы к руководству ее с годами раздавались все реже и реже.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010