Я только прочел сию статью и за нужное счел выписать для вас несколько строк: не принесет ли сей бальзам скорбящим сердцам вашим некоторое утешение? – чего усердно желаю; а ты можешь и еще проникнуть в отеческие книги св. Марка Подвижниика и св. Исаака Сирина , где много найдешь утешительного в скорби вашей; а ведь и Сам Господь близ есть оскорбленного сердца и силен подать душевное утешение и освобождение от скорби. Хинные порошки, или хинину, можно давать К-е, но не в день пароксизма, и прежде очистить желудок, чтобы не произошло завалов. Артос можно при болезни с верою всегда употреблять с простою святою водою, а с богоявленскою не всегда. В-чка и Х-а! Будьте здоровы – сего усердно желаю, остаюсь многогрешный И. М. 18 июля 1847 года.  Письмо 60 Получив общее письмо ваше, писанное с X., от 17 числа, вижу те же ваши скорби, болезнью их причиняемые, и сам не могу быть равнодушным к сему, хотя и предоставляю воле Божией, что Он строит все на пользу, и без Его святой воли влас главы нашей не погибнет. Однако нельзя не чувствовать скорби, только не надобно малодушествовать и укрепляться в терпении по слову Апостола: «во всем скорбяще, но нестужающе си» ( 2Кор.4:8 ). 22 июля 1847 года.  Письмо 61 Истинно, Ангел наш В-чка перелетела в вечность! Нет сомнения, чтобы она не удостоилась получить милость Божию. Это знаем и по житию ее, по дарованной от Господа блаженной кончине, но чувства наши столько немощны, что не в силах равнодушно принять сие разлучение. Я, прочитав строки твои, хотя и нечувствителен, но пролил слезы – сожаления о страдании ее и отшествии, – и радости о блаженстве ее в будущности; и как ни вспомню о ней, не могу без чувств умиления пребыть. Господи! Упокой душу ее в Царствии Небесном! Но обо мне мало толку; а скорблю за тебя, что тебя кончина ее премного огорчила, также и сестер твоих С-у и Х-у. Они должны бы тебя утешать в сей скорби, но и сами немощны. Премилосердый Господь силен подать тебе подкрепление и утешение; прибегай к Нему и к Матери Божией и помни, что мы не вечно с нею разлучились, а только на некоторое расстояние времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Агнцем. Епископ Феофан немедленно известил о пропаже святыни местные власти, однако вместо расследования сотрудниками Курской ЧКа было заявлено, что настоящими похитителями являются сами монахи, сделавшие это для того, чтобы посеять в народе недовольство Советской властью. Епископ и вся братия были посажены под домашний арест, а в монастырских помещениях сделан обыск, временами переходящий в настоящий грабеж. На следующий день арест был снят и ограбленным монахам приказали сидеть тихо, не возбуждая народ. Образа были обнаружены лишь через месяц. Газета «Красная Армия» 16 мая 1918 г . сообщила, что «вчера утром под горой, где находится епархиальная типография близ р. Тускари в колодце, называемом Феодосиевским, были найдены украденные из Знаменско-Богородицкого монастыря в апреле месяце икона Знамения Божией Матери и копия с нее. Обнаружили икону в колодце две девочки, которые мыли в ручейке у колодца белье. Иконы лежали на дне колодца, завернутые в мешок. Вытащив находку из колодца и развернув мешок, девочки увидели иконы, о чем сообщили своим семьям и проходившему с похоронной процессией св. Л. Иваницкому. Собранной комиссией иконы были признаны за те, которые были украдены из монастыря. В 11 часов дня по случаю нахождения икон на Красной площади был отслужен торжественный молебен, при толпе молящихся в несколько тысяч человек….» Интересно отметить, что два расшитых золотом чехла с икон были обнаружены после занятия Курска белыми в мусорных кучах у здания ЧК (бывшее Благородное собрание). В связи с вышеизложенным, не вызывает удивления тот восторг, с которым встретило курское духовенство занятие города частями Добровольческой армии в сентябре 1919 г . и грандиозные молебны проводимые им в честь побед белых. Так, 3 октября 1919 года газета «Курские вести» сообщала: «Праздник Покрова Пресвятые Богородицы совпал с освобождением г. Орла нашей Добровольческой Армией от большевистского ига. Ввиду этого утром 1 октября в Знаменском соборе была совершена епископом Феофаном торжественная литургия, к концу которой на Красную площадь начало стекаться духовенство городских церквей.

http://pravmir.ru/kurskaya-korennaya-iko...

Да будет нам и то утешением, что Церковь , купно с нами, молится о душе ее и приносит бескровные жертвы Господу о спасении ее: то будет она в чем, яко человек, и погрешила, Господь силен даровать прощение и очистить ее, отшедшую в вере и надежде будущего воскресения. Письмо ваше получил я 27 числа в вечеру и тотчас же записал на таблицу имя ее для поминовения; а 28 числа в понедельник отслужили у нас в скиту литургию и панихиду по ней; также и в монастыре записали для помину, и поминают всякий день на литургиях. Да укрепит и утешит тебя Господь; молю Его благость! и остаюсь многогрешный И. М. 29 июля 1847 года.  Письмо 62 Девятый день, как В-чка наша переселилась в вечность! Она несомненно блаженства удостоится от Господа. Мы оставшиеся, здешние странники имеем утешение, воспоминая о здешней ее непорочной жизни и блаженной кончине и молим премилосердого Господа: аще в чем согрешила перед Ним, да простит ее; в чем и не сомневаемся... Я пишу сие после нашей обедни скитской, где поминали ее и после служили о упокоении души ее панихиду. В самое оное время представил себе, что и ты с сестрами своими находишься на могилочке ее и умоляете Господа о упокоении души ее со святыми: тут невольно трогается сердце и текут слезы; я никак не надивлюсь на себя: отчего я так трогаюсь о ее кончине, не помня, чтобы по ком так плакал? Впрочем слезы сии суть радостопечальные, и я им не противлюсь. Получив ваши письма о подробной ее кончине, не мог читать оных без слез умиления. Уповаю, что она слышит наши чувства и молитвы о ней, и сама будет молиться о вас ко Господу. Премилосердая Матерь Божия удостоила ее перед самою кончиною посещения пречистым Ее образом, и конечно, при исходе, сохранила от злобных духов, и мирно помогла душе ее разлучиться от тела. Вечная тебе память, достоблаженная сестра наша В-а! Бог да ублажит и да упокоит душу твою, и с праведными причтет, и нас помилует, яко Благ и Человеколюбец! Ты упоминаешь, что не занялась прочитать ей отходную, – в этом не велика важность: отходная есть канон Божией Матери, коим от лица умирающего молят о мирном разлучении от тела души и об избавлении от злобы воздушных духов, а она сама молила о сем Царицу Небесную, когда образ принесли к ней, и верно услышана была ее молитва , – мирно разлучилась от тела.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Постовалова В.И: Я уже говорила, что имяславие Лосев рассматривал как проявление исихазма. И исихазм, и имяславие были для него родственными явлениями. В православии и исихазм, и имяславие составляли глубинные основания миросозерцания. Православие Лосев рассматривал не только как вероучительную доктрину, но и как саму жизнь, включая естественно и культуру. Лосев представлял себе это как основание миросозерцания культуры и жизни. А вот Аверинцев, например, считал, что такие детерминистские связи не подходят для выражения сути православия. Но Лосев создавал учение о культурно-исторических типах и считал, что все до такой степени едино, что можно даже вывести конкретную формулу. В Церкви должны быть только восковые свечи и не должно быть электрического света, он считал это еритичеством и т. д. Он до самых последних конкретностей видел проявление исихастского и имяславского мировоззрений вплоть до мелких деталей. Отрицание диалектики сущности энергии по его мнению приводило к искажению православного жизнечувствия, отрицанию откровения, действенности молитвы и религии и т. д. Он считал, что православная Церковь анафематствовала все надвигающиеся возрождения, основные тенденции развития которого привели европейскую мысль в конце концов к секуляризму, позитивизму и атеизму. «Т. о., - заключает Лосев, развивая основной тезис паламизма, — или свет фаворский неотделим от существа Божия, потому и есть сам Бог. Тогда православие спасено. Или свет отделен от существа Божия, потому есть тварь. Тогда начинаются апокалипсические судороги возрожденского Запада». Интересно, что, анализируя путь имяславия, он говорит о том, что если исказить хотя бы один из его тезисов, то в итоге мы можем получить кантианство и т. д. Историко-философская парадигма Нового времени, по его мнению — это тот результат, который мы получим, если будет что-то искажено в исихастском представлении. Но главное состоит в том, что Лосев разработал историко-культурный тип, начиная от принципов до материально-практического выражения.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=116...

Убеждение это так глубоко и так прочно засело в людях Запада, что оно живет в них и до сих пор, — недоверие к Церкви именно в теме свободы глубоко связано со всей духовной жизнью Запада до наших дней. Католическая церковь далеко отошла от этой своей позиции, ее оппортунизм в данном направлении зашел даже слишком далеко — в том смысле, что церковная мысль в католическом мире очень часто стремится теперь во что бы то ни стало и поспешно вносить в свое мировоззрение все так наз. «последние слова науки». Но вообще, если Церковь действительно призвана оберегать истину, то только истину Христову, а вовсе не какое бы то ни было «мировоззрение». Для христианского сознания нет и не может быть никакого церковно обязательного мировоззрения; обязательностью обладают лишь основные догматические начала христианства — да и сама их обязательность определяется бесспорной их истинностью (а не наоборот). Свобода мысли ни в какой мере не стеснена догматикой. Церковь призвана, храня истину Христову, раскрывать верующим правду Христовой истины, но только ее.    Однако, на почве того стеснения свободы мысли, которое явилось следствием злоупотребления авторитетом Церкви (в переносе этой авторитетности на вне церковную сферу мысли), в Зап. Европе, к концу средних веков, созрело, а в новое время совершенно оформилось отрицание авторитетности Церкви вообще. Это духовное течение характеризует всю культуру Запада — это есть та автономия мысли, о которой нам не раз приходилось говорить. Если к средним векам (на Западе) с известным правом приложимы слова, что философия и наука были «служанками богословия», то вся новая культура развивалась и развивается в том направлении, чтобы не только оторвать философию и науку от богословия, но насколько возможно само богословие подчинить философии и науке. Вся культура нового времени защищает систему секуляризма, т. е. отрыв мысли и исследования от основных начал христианства, — а секуляризм, хотя как будто стоит вне религиозной сферы и объявляет себя даже религиозно «нейтральным», на самом деле неизбежно ведет к антирелигиозной установке духа, а затем и к атеизму.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Бог пророком Малахией говорит: «Вы священницы, презирающие Имя Моё... Несть воля Моя в вас, глаголет Господь Вседержитель, и жертвы не приму от рук ваших». «Зане от восток солнца и до запад Имя Моё прославися во языцех и на всяком месте фимиам приносится имени Моему, и жертва чиста, зане велие имя Моё во языцех. Зане Царь велий Аз есмь... И имя Моё светло во языцех» (гл. 1, ст. 10–14). Часто в пророчествах св. пророков есть слова Самого Господа: глаголет Господь Вседержитель; или: говорит Господь Саваоф; или: глаголет Адонаи Господь. Что означают слова «глаголет», «говорит»? Очевидно, они есть словеса Божии, которые слышали св. пророки от Самого Бога в Откровениях. Или, например, вторая Ипостась Пресвятой Троицы есть Бог Слово, Слово Божие. По словам св. Кирилла Александрийского : «Бог отвечал Своим гласом, т. е. через Сына: потому что голос и Слово Отца – Сын " 1421 . Как же после этого можно утверждать, что у Бога нет ни голоса, ни звука, ни речи, ни слова? Не явно ли это значит – отрицать Божественное Откровение? Если в Царствии Бога и Отца нет ни гласа, ни звука, ни Имён, ни пения, пусть на ином, не доступном человеческому разуму языке и голосе, то, что тогда означают Акафистные слова, обращённые к Спасителю: «Дивное Имя Твое, Иисусе, Спасе наш, Ангели поют на небеси, и мы, грешнии, на земли бренными устнами воспеваем: егоже ради помилуй нас», или: «Превеликое Имя Твое Иисусе, Спасе, на небеси одесную Отца седящу Ти почитается...»? Если, по учению Синода, Имя Божие – это «фикция» и оно реально не существует, то как же тогда надо понимать слова апостола Павла: «И даровал Ему (т. е. Отец Небесный Своему возлюбленному Сыну) Имя, которое выше всякого имене, и которому поклонится всякое колено небесных, земных и преисподних»? ( Флп. 2:9 ). Неужели и Небеса, и Земля, и преисподняя будут поклоняться «фикции», вымыслу, пустоте? Ведь почти все молитвы в церковных богослужениях и в келейных молитвословиях оканчиваются прославлением Имени Божия и прошением сподобить вечного славословия имени Отца и Сына и Святаго Духа. Так что невозможным представляется согласиться, что у Бога нет звука, слова, голоса и Имени! Если ничего этого у Бога нет, тогда надо согласиться и с тем, что у Него нет и мысли? А как же без мысли, без замысла Бог сотворил прекрасный Небесный, космический и земной мир? Такое лжеверие неминуемо приводит к материализму и атеизму. Такая рационалистическая имяборческая доктрина и послужила, надо признать, фундаментом государственного переворота и атеизма в России.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

Миссия тесно связана с аскезой. Например, салоникские святые Кирилл и Мефодий перед тем, как отправиться в Моравию, планировали свою миссионерскую программу и готовили себя к миссии в монастыре Олимпос в Вифинии. В их миссионерскую группу входили священники, диаконы, монахи и миряне. Если говорить о святых Ориентальной Православной дохалкидонской семьи Церквей, то семеро монахов из монастыря св. Мины в Египте создали миссию и евангелизировали Ирландию. Их мощи и сейчас покоятся в Белимине, недалеко от Белфаста. На христианскую миссию в Швейцарии большое влияние оказала св. Верена из Египта. Во всех православных странах монастыри помогали провозглашению христианского послания и несли свидетельство о нем. К сожалению, в последние века, особенно после эпохи Просвещения и французской революции, христианское послание оказалось постепенно маргинализованным, а гуманизм стал автономной антропологией, ведущей к атеизму. При таких условиях связи с Церковью обрываются и преобладающими становятся принципы государственной идеологии и воспитания, а также потребительство, которые удовлетворяют промышленные амбиции как на Западе, так и на Востоке. Секуляризация причиняет боль христианским общинам во всем мире, поскольку задача различных идеологий состоит в том, чтобы оторвать людей от влияния Церкви. Это разобщение вызвано разрушительными силами, направленными против Церкви, из-за чего ослабляется диакония Церкви в мире. Некоторые люди, не находящие удовлетворения в секуляризованном обществе, обращаются не к христианству, а к восточным культам. Ислам, противостоя секуляризации, часто обращается к более консервативному образу жизни; реакция на западный гуманизм зачастую приводит к предельной теократии, каковая унижает человеческое достоинство. Изобилие материальных благ и экономический конформизм, дехристианизированные государственная власть и воспитание, отсутствие христианской перспективы в средствах массовой информации, слабость христианской педагогической деятельности в семье и снижение духовной и апостольской роли материнства ведут к секуляризации. Противоречие между словом и делом в жизни христиан также содействует секулярному образу жизни.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=835...

По благословению батюшки была и на т.н. " отчитке " , пусть у меня и не крайний случай. И мне было сказано приезжать ещё. И я буду это делать, потому что у того батюшки абсолютно нет резона создавать себе дополнительную работу при таком потоке страждущих. Николай, Украина 31 января 2011, 15:17 В этой статье все верно от первого до последнего слова. На смену вызывающему открытому атеизму пришла более страшная замена- атеизм скрытый и постоянно присбосабливающийся к этому изменчивому миру. Один из таких примеров скрытого атеизма- это вот и есть такое неоязычество, насквозь пропитавшее наш грешный мир. И самое страшное- оно небезуспешно пытается оплести Тело Христово- нашу Святую Православную Церковь. Не дай Бог нам дожить до такого времени, когда Православие станет вырождаться в протестанство с его " духовной удобностью " и " комфортным, модерновым восприятием веры " . Такие статьи, по моему мнению, должны стать громогласными трубами, которые заставят нас всех пробудится от впадания в прелестный сон удобств в восприятии веры. Иначе, если этого не произойдет, вполне вероятно взыграют уже другие трубы- аппокалиптические, да только уж позно будет... виктор 31 января 2011, 14:44 понимаешь что православный,надо стремиться что то изменить ,ну нет находит какойто стопор,как бы сам жмешь на тормоза ,когда надо бы в это время идти вперед и это я думаю губит,нет борьбы той какой хотелось бы над собой Елена 31 января 2011, 13:48 Очень проникновенно, чувствуется, что Дмитрий Шишкин всем сердцем переживает за людей. Во время моего дежурства в часовне одной из московских больниц я тоже как могу пытаюсь объяснить в случае " языческих настроений " ( икону Иоанна Сочаевского в кошелёк чтобы удача в деньгах была, воды крещенской побольше напиться, свечи по всей квартире пожечь и прочее), что лучше бы поработать с " тканью " своей души, полечить уходящие в вечную жизнь болезни исповедью и причастием. Индивидуальный подход к каждому нужен. Умничаю вот, а сама опять отчаиваюсь. Так что вовремя эту статью прочла, пойду на исповедь...

http://pravoslavie.ru/44395.html

“Расскажите о Ваших сомнениях”. Откуда владыка Иларион мог знать о моих мучительных размышлениях и сомнениях? Стесняясь, стал рассказывать. Владыка прервал меня, сказав: “Время у меня есть, отбросьте стеснительность и говорите, словно на исповеди”. Отбросив стеснительность, даже не боясь высказать что-то не совсем верное с точки зрения установившихся правил, начал свой сбивчивый рассказ, полный сомнений и искания пути своего иерейства. Говорил о желании организовать общину, о том, как хочу вести в ней духовную работу и наставлять духовных детей. Говорил о многом, Владыка внимательно слушал, не перебивал. Я привел заповеди Господни, сказал, что хочу вложить в душу прихожан веру в Бога, любовь к ближнему, чтобы это давало человеку возможность идти по пути веры и любви и находить среди окружающего греха, зла и насилия верную дорогу в наше жестокое время гонений на православие. Я, воспитанник Оптиной пустыни, всей душой принадлежавший ей, отчетливо понимавший величие духовных Оптинских старцев, их подвигов и того пути, которым вели они своих духовных детей, думал, что это – лучший из лучших путей к спасению души человеческой, который может предложить Церковь, но могу ли я, приходской иерей, повести десятки, а возможно и сотни своих духовных детей по такому пути, давая советы и руководя каждым прихожанином? Не могу. Служа в храме, общаясь с прихожанами, исповедуя их, среди их разноликой массы я видел людей, могущих принять великий и правильный путь Оптинского служения, но были и другие верующие, с особенностями своей жизни, психики, характера и среды, не способные принять его. Как же быть? Я должен научить всех вере в Бога, научить любить окружающих людей и, вложив в их душу, сердце, ум сопротивляемость злу, насилию, безбожию, атеизму, “заставить” людей верой своей в Бога и любовию отбрасывать все плохое, уметь ориентироваться в сумятице жизни и зла. Тех же духовных детей, в которых был особый дух веры, вести по пути Оптинских старцев. Путь, по которому шел настоятель храма о. Павел, был традиционным для городского духовенства и, по моему мнению, внутренней духовной стойкости не давал.

http://azbyka.ru/fiction/otec-arsenij/8

Наша Святая Церковь и греко-православный народ должны понять, что ситуация дошла до решающей точки. Сейчас требуются свидетельство и исповедание православной веры и греко-православного Предания нашего народа. Мы находимся перед лицом нового арианства, нового иконоборчества, нового варлаамитства, нового идеологического тоталитаризма, нового, бесчеловечного «гуманизма». Многовековая история, живоносное греко-православное Предание и выбор греческого народа, который остаётся верным своей Церкви, никому не дают права совершить насилие над историческим сознанием народа и над его волей, изменить его греко-православную сущность. Такое покушение, по моему скромному мнению, будет «дерзостью» в древнегреческом смысле этого слова – в смысле нечестивого нарушения пределов дозволенного. Будем надеяться, что тех, кто затевает подобное, чему-то научит и неприятие народом закона о гражданском браке 39 , с одной стороны, и угрожающий рост преступности в результате каждодневного навязывания атеизма и культа материальной жизни, распространение нигилизма и безнравственности – с другой. В наше кризисное время Православие не только нельзя изымать, исключать из национальной жизни и образования страны, но оно должно быть востребовано и объявлено единственной надеждой, как молодых греков, так и всех людей вообще. В стране, где существует столько свидетельств, столько знаков и напоминаний о новой благодатной жизни во Христе, нельзя позволить истребить их варварскому и бесчеловечному атеизму павшего западного человека. Атеизм в нашей стране обернется «мерзостью запустения, стоящей на святом месте» 40 , «где не должно». 41 Бог да подаст благодать Свою всем нам, священному клиру и благочестивому народу, дабы проявить должное бдение, верность, боевой дух и свидетельство! Православие против старых и новых гуманизмов (Слово, произнесённое во всечестном храме Протата Святой Горы Афон в Неделю Православия в 1981 г., по поручению Священной Общины Афона, по поводу открытия святых мощей новоявленного священномученика Косьмы, прота Святой Горы, задушенного латиномыслящими).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Kapsan...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010