После посещения митрополита Макария патриарх казался успокоен-ым» медленно обошел он стены древнего монастыря, построенного еще пои Димитрии Донском, затем заходил в келью схимницы Михаилы, жившей около монастыря, пил у нее чай с вареньем и тихо беседовал... Это был один из немногих хороших и спокойных дней за последний год жизни патриарха. “У Святейшего есть только одна человеческая слабость – он любит чай с лимоном”, – острили в церковных кругах. Действительно, несмотря на все старания, ни один антирелигиозный агитатор (их в то время по одной Москве числилось около тысячи человек), ни один газетчик из “Безбожника”, ни один обновленческий поп – никто не мог откопать хотя бы один факт, который мог бы бросить тень на репутацию патриарха. Зато своей единственной слабости – чаепитию – патриарх предавался до конца своей жизни. Его постоянным собеседником во время этих чаепитий был Яков Сергеевич Полозов – известный всей Москве патриарший келейник. Яков Сергеевич был своеобразным человеком, непохожим на обычный тип архиерейского келейника. Очень религиозный и интеллигентный юноша, мечтавший о монашестве, Яков Сергеевич поселился при патриархе еще в то время, когда тот в сане архиепископа Виленского и Литовского жил в Москве, будучи эвакуирован из своей епархии. Знакомство с княжной Д. и влюбленность в нее несколько охладили его стремление к монашеству. Революция, разрушившая сословные перегородки, сделала невозможное: в ноябре 1917 года молодой “кутейник” женился на княжне. Однако и будучи женатым, Яков Сергеевич продолжает жить при патриархе в качестве его секретаря и иподиакона, именуясь по-прежнему келейником. На самом деле его следовало назвать другом патриарха. Лишенный семьи и общества, престарелый инок патриарх Тихон привязался к Якову Сергеевичу как к сыну – его семья (в 1924 году у Якова Сергеевича было двое детей) стала родной семьей патриарха. Яков Сергеевич со своей семьей жил в нижнем этаже того помещения, которое занимал Святейший. Целый день он проводил у Святейшего, ведя прием, а вечером участвовал в патриарших чаепитиях.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Русский Афон, Схимонах Израиль Мерзликин   Русский Афон, Схимонах Израиль Мерзликин    Мы впервые публикуем жизнеописания некотрых русских подвижников - монахов на Афоне, которые были незаслужено забыты Историей. Назовем это - Русский афонский отечник XIX–XX веков . Первым в нашем Русском Афонском Патерике будет самый легендарный подвижник - Схимонах Израиль Мерзликин, ученик прп. Серафима Саровского и учитель прп. Силуана Афонского. - Святая Гора Афон     Схимонах Израиль (Мерзликин) (в миру Яков Иовлевич Мерзликин) родился в крестьянской семье в 1812 году в одном из сел Борисоглебского уезда Тамбовской губернии. Ему было 20 лет, когда он в качестве паломника отправился в Саров, к знаменито- му подвижнику преподобному Серафиму. Он хотел посоветоваться с великим стар- цем о своем намерении стать монахом. Прозорливый старец принял его ласково и на вопрос Якова о том, есть ли во- ля Божия стать ему монахом, ответил: «Монахом станешь, когда научишься лю- бить!» Тогда Яков спросил: «Когда это будет?» Старец уклончиво ответил: «Мо- лись, и Божия Матерь подскажет». Огорченный таким неопределенным ответом, Яков пошел обратно домой. Дорога его лежала через дремучие тамбовские леса. И хотя он здесь был своим человеком, но, погрузившись в свои думы, не заметил, как заблудился. Ночевать в лесу было опас- но. Тогда он, уже отчаявшись найти дорогу, хотел было залезть на какое-нибудь де- рево и там переночевать, как вдруг среди деревьев увидел маленькую избу, похожую на монашескую отшельническую келлию.   Он добрался до келлии, постучался, дверь... почти сразу отворилась, и в ней показалась монахиня. Она пригласила гостя в свою келью, усадила, помыла ему ноги, накормила и указала угол для ночлега. В крайнем изумлении Яков не мог выговорить ни слова, только заметил, что у мо- нахини-отшельницы необычайно светилось лицо, да так, что его охватило глубочай- шее благоговение к ней. Утомленный Яков быстро заснул, а утром, когда проснулся,

http://isihazm.ru/?id=384&sid=42&iid=185...

Галловей ( Oram. 2009. P. 139, 152). Незадолго до кончины Роберт Брюс совершил паломничество ко гробнице Н. ( Turpie. 2015. P. 97-98). Его сын Давид II также посетил Уитхорн, где, согласно более поздним источникам, он якобы исцелился от раны, полученной в сражении при Невилс-Кросс (1346) ( Hector Boethius. Scotorum historiae a prima gentis origine. P., 1526. Fol. 337r; Lives. 1874. P. LV). В 1427 г. кор. Яков I гарантировал паломникам-иностранцам свободное посещение Уитхорна; подобный указ был издан в 1516 г. Начиная с 50-х гг. XV в. шотл. короли из династии Стюартов оказывали покровительство епископской кафедре и приорату Уитхорн, способствовали распространению культа Н. Вероятно, это было вызвано в т. ч. борьбой кор. Якова II (1437-1460) с семейством «Чёрных Дугласов», контролировавшим обл. Галловей. Яков II неоднократно делал пожертвования каноникам и освободил их владения от юрисдикции «Чёрных Дугласов». В 1461 г. кор. Мария Гелдернская посетила Уитхорн вместе с сыном, малолетним Яковом III (1460-1488). Вскоре королева основала коллегиальную ц. Св. Троицы, Пресв. Девы Марии и Н. в Эдинбурге ( Mackinlay. 1914. P. 28). В 1462 и 1466 гг. издавались папские индульгенции для паломников, собиравшихся в Уитхорне в праздничные дни (см.: Turpie. 2015. P. 107). В 1472-1474 гг. Яков III и его супруга, Маргарита Датская, дважды совершили паломничество в Уитхорн и подарили приорату земельные владения. Кор. Яков IV (1488-1513) впервые поклонился гробнице Н. в 1491 г. и впосл. ежегодно посещал святыню. В марте 1507 г. он совершил пешее паломничество из Эдинбурга в Уитхорн, чтобы помолиться о выздоровлении жены и новорожденного сына. В 1526 и 1533 гг. гробницу Н. посещал кор. Яков V. Обычай совершать паломничество в Уитхорн получил наибольшее распространение в 1-й пол. XVI в., но прекратился после Реформации в Шотландии (1560). Последним шотл. монархом, посетившим гробницу Н., была кор. Мария Стюарт (авг. 1563; о паломничествах шотл. королей см.: Lives. 1874. P. 294-304; Donaldson.

http://pravenc.ru/text/2577673.html

По приезде в Гижигу, я застал в церковно-приходской школе ремонт. По окончании ремонта мною в конце октября был совершен в школу крестный ход, где был отслужен молебен пред учением, освящено здание, затем были приняты дети для обучения. Всего учащихся оказалось тридцать три души, из которых двадцать мальчиков и тринадцать девочек (девятнадцать казачьих детей, девять мещанских и духовного звания и один корякского рода). Учащиеся были распределены на три группы, как это было ранее: в первом отделении вновь поступивших было семнадцать учащихся (девять девочек и восемь мальчиков), во втором отделении девять учащихся (одна девочка и восемь мальчиков), в третьем отделении семь учащихся, из коих шесть кончило (четыре мальчика и две девочки), а один мальчик вышел из школы после нового года, так как дома некому было помогать работать вдове-матери. Школьное здание пришлось внутри оклеивать старыми газетами, так как стены обуглились от бывшего в нем не так давно пожара; столы и скамейки местной работы, заменяющие парты, очень неудобны для письменных занятий, учебников тоже многих не было при школе; вообще вся обстановка школы весьма бедна. Я стал преподавать Закон Божий. Дети слушали со вниманием рассказы из Священной Истории Ветхого и Нового Завета, жития святых, учили тропари больших праздников и своих святых; всех учащихся я водил в церковь и в алтарь для наглядного изучения церкви, ее утвари и т. п. Многие дети, видя все это впервые, легко запоминали преподаваемое; хотя вообще про здешних детей я должен сказать, что они не отличаются большими умственными способностями, память у них слабая, при передаче рассказов из Священной Истории ученики употребляют много чисто местных слов и выражений. Одна одиннадцатилетняя девочка, например, так рассказала о видении таинственной лестницы: «У Ишаака было два шына: Ишав и Яков. Яков молился Богу, а Ишав-от-нету. Ишав-от разъерестился с Яковом и напроход хотел его углушить. Яков-от здумал воткнуться в землю к матери, а по дороге штал ушнывать и привалил в изголовье камень; шпит Яков-от и видит шон: штоят сходни на жемле и упираются в небо, а по шходням туды-шуды, шюды-туды збегают ангелы, а шам Бог штоит на шходнях в небе и бает Якову: «Не робей, Яков, я Господь Авраама и Ишаака, этта земля свята, а дека ты уснываешь, она будет Твоя! " » Дети, как мальчики, так и девочки, пели и читали в церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Ночью я поднялся с соломенной постели и осторожно, не дыша, боясь разбудить Савву, опять подошел к окну и смотрел в молчаливую осеннюю ночь, стараясь отыскать огни моей Родины, но было темно и лишь шуршала листопадная земля. Гробница Все были изумлены, когда увидели за всенощным бдением Якова Льдова. За свое 15-летнее проживание в посаде слыл он за безбожника и отступника, так как церкви не признавал, праздников Господних не почитал и обо всем божественном отзывался с хулой и злобой. Осел он в посаде после гражданской войны, построил большой дом, женился на какой-то пришлой молчаливой бабе и занялся крестьянством. Кто он, откуда — никто не знал, а спросить его не решались. Яков образом был темен, волосат, угрюм, на слова скуп, глаза имел пронзительные и человеконенавистные. Именем его пугали беспокойных ребят, и все были уверены, что он если не бывший душегуб, то во всяком случае каким-то черным грехом отягощенный. Знали только доподлинно, что он имел немалые деньги, шибко пил, и причем один, ночью, при свечке, при закрытых ставнях. При входе его в церковь все перешепнулись и стали искоса смотреть на него. Яков стоял прямо, не шевелясь, опустив по швам длинные угрюмые руки. Всех занимал вопрос: перекрестится Яков или нет? Он стоял без движения, остро уставившись в темный угол, и даже не опустился вместе с другими на колени, когда пели «Хвалите имя Господне». Почему-то впервые только в церкви заметили, что Яков стал седым, похудевшим и как бы восставшим от долгой болезни. Всенощная приближалась к концу. За окнами шумел церковными деревьями густой августовский вечер. После пропетия «Взбранной Воеводе» и расстанного, на сон грядущий, благословения отца Кирилла церковь стала пустеть. И когда в ней, кроме священника да причетника, гасившего лампады, никого не стало, к амвону подошел Яков Льдов. — Тебе что, Яков? — спросил священник. — К вам, батюшка. Исповедаться хочу. По горячей возбужденности тона и той нутряной боли, какая прозвенела в словах его, отец Кирилл почувствовал, что исповедь предстоит серьезная, глубокая и, может быть, страшная…

http://azbyka.ru/fiction/kljuchi-zavetny...

Священномученик Иаков (Бойков) (память 6 апреля по старому стилю) С вященномученик Иаков родился в 1896 году в городе Бежецке в семье священника Иакова Бойкова. С детства любимым занятием его было чтение духовных книг, а любимой игрой — «игра в храм». На чердаке дома он оборудовал себе небольшую библиотеку и устроил»церковь» — повесил иконы, колокольчики и утром, когда наступало время службы, звонил. Все окружающие думали, что мальчик посвятит свою жизнь сугубо служению Богу скорее всего в монашеском звании, и, когда он впоследствии женился, были весьма удивлены. Яков окончил духовное училище, поступил в Тверскую Духовную семинарию, а по окончании её в 1915 году — в Московскую Духовную академию. После государственного переворота в 1917 году академия была закрыта; Яков в Сергиевом Посаде не имел родственников и из–за наступивших голода и разрухи вынужден был уехать в Бежецк к сестре. Гимназию в Бежецке переименовали в реальное училище, но состав преподавателей оставался прежним, и его взяли учителем. Яков Яковлевич проработал здесь два года, но был уволен, потому что был сыном священника и не скрывал своих взглядов — какой он видит окружающую жизнь. Преследования, увольнения и всякого рода гонения в верующем человеке только укрепляют веру, даруют ему духовный опыт и наглядно являют милующую руку Божию. И хотя пришло время гонений, Яков Яковлевич решил стать пастырем и послужить своему народу. Незадолго перед принятием сана он женился на выпускнице епархиального училища, которая работала в советской школе учительницей. Став женой будущего священника, она потеряла своё и без того шаткое материальное благополучие. В 1923 году Яков Яковлевич был рукоположен в сан священника ко храму святой великомученицы Екатерины в селе Закрупье, где он прослужил до 1930 года, когда переехал в Бежецк. Но в Бежецке вакантных священнических мест не было, и о. Иаков уехал в село Кирилловское Максатихинского района, где прослужил два года. Затем открылась вакансия на место священника в селе Княжево недалеко от Бежецка, и о. Иаков стал служить там. В Княжеве он служил до 1938 года. Ему пришлось пережить непрекращающиеся гонения двадцатыхтридцатых годов. Там, где власти не арестовывали священника, они намеренно облагали его и его семью произвольными и заведомо непосильными налогами, вынуждая покинуть приход. Священникам в те годы приходилось тяжелее, чем их прихожанам–крестьянам. Жена о. Иакова не раз говорила ему:

http://predanie.ru/book/78189-novomuchen...

По выражению его лица Яков видел, что дело плохо и что уж никакими порошками не поможешь; для него теперь ясно было, что Марфа помрет очень скоро, не сегодня-завтра. Он слегка толкнул фельдшера под локоть, подмигнул глазом и сказал вполголоса: – Ей бы, Максим Николаич, банки поставить. – Некогда, некогда, любезный. Бери свою старуху и уходи с Богом. Досвиданция. – Сделайте такую милость, – взмолился Яков. – Сами изволите знать, если б у нее, скажем, живот болел или какая внутренность, ну, тогда порошки и капли, а то ведь в ней простуда! При простуде первое дело – кровь гнать, Максим Николаич. А фельдшер уже вызвал следующего больного, и в приемную входила баба с мальчиком. – Ступай, ступай… – сказал он Якову, хмурясь. – Нечего тень наводить. – В таком случае поставьте ей хоть пьявки! Заставьте вечно Бога молить! Фельдшер вспылил и крикнул: – Поговори мне еще! Ддубина… Яков тоже вспылил и побагровел весь, но не сказал ни слова, а взял под руку Марфу и повел ее из приемной. Только когда уж садились в телегу, он сурово и насмешливо поглядел на больницу и сказал: – Насажали вас тут, артистов! Богатому небось поставил бы банки, а для бедного человека и одной пьявки пожалел. Ироды! Когда приехали домой, Марфа, войдя в избу, минут десять простояла, держась за печку. Ей казалось, что если она ляжет, то Яков будет говорить об убытках и бранить ее за то, что она все лежит и не хочет работать. А Яков глядел на нее со скукой и вспоминал, что завтра Иоанна Богослова, послезавтра Николая Чудотворца, а потом воскресенье, потом понедельник – тяжелый день. Четыре дня нельзя будет работать, а, наверное, Марфа умрет в какой-нибудь из этих дней; значит, гроб надо делать сегодня. Он взял свой железный аршин, подошел к старухе и снял с нее мерку. Потом она легла, а он перекрестился и стал делать гроб. Когда работа была кончена, Бронза надел очки и записал в свою книжку: «Марфе Ивановой гроб – 2 р. 40 к.». И вздохнул. Старуха все время лежала молча с закрытыми глазами. Но вечером, когда стемнело, она вдруг позвала старика.

http://azbyka.ru/fiction/chelovek-v-futl...

Киев, 1915. 86 . Леонов 2005 – Леонов Вадим , свящ. Бог во плоти. Святоотеческое учение о человеческой природе Иисуса Христа. М., 2005. 87 . Лоский 1991 – Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. М., 1991. 88 . Лященко1913 – Лященко, свящ. Значение св. Кирилла Александрийского в истории христианского богословия. Труды Киевской Духовной Академии. 5.1913. 89 Макарий (Оксиюк), митр. 1914 – Макарий (Оксиюк), митр. 1914. Учение св. апостола Павла об оправдании. Труды Киевской Духовной Академии. 6. 1914. 90 . Малеванский 1870 – Малеванский Г., свящ. Догматическая система Оригена . Труды Киевской Духовной Академии. 3.1870. 91 . Мейендорф 2002 – Мейендорф Иоанн , прот. Введение в святоотеческое Богословие. Киев. 2002. 92 . Несмелов 1887 – Несмелов В. Догматическая система Святого Григория Нисского. Казань, 1887. (Репринт. Спб., 2000). 93 . Орфанитский 1904 – Орфанитский Иоанн , прот. Историческое изложение догмата об искупительной жертве Господа нашего Иисуса Христа. М., 1904. 94 . Подлуцкий 1914 – Подлуцкий И. Эсхатология св. Григория Нисского . Вера и разум. 7.1914. 95 . Пономарев 1917 – Пономарев П. П. О спасении. Православный Собеседник, вып. 1. Казань, 1917. 96 . Попов 1892 – Попов И. В. Магистерские диспуты. О диспуте свящ. П. Я. Светлова перед защитой диссертации «Значение Креста в деле Христовом». «Богословский Вестник». 1.1892. 97 . Попов 2004 – Попов И. В. Мистическое оправдание аскетизма в творениях преподобного Макария Египетского . «Труды по Патрологии». Т. I. Святые отцы II – IV веков. Сергиев Посад, 2004. 98 . Попов 1902 – Попов К. Блаженного Диадоха, епископа Фотики и древняго Эпира, учение о молитве Иисусовой и об отношении подвижников к врачеванию телесных болезней. Труды Киевской Духовной Академии. 12.1902. 99 . Поповицкий1862Поповицкий А. О Пасхальных посланиях св. Афанасия Великого. «Странник». 4.1862. 100 . Сагарда 2004 – Сагарда Н. И. и Сагарда А. И. Учение Св. Афанасия Великого о Воплощении Бога – Слова. Патрология. Санкт – Петербург, 2004.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

А.Н. Надеждин Список окончивших курс воспитанников С. -Петербургской Духовной семинарии с 1811 по 1884 г. 1811 г. Разряд I. Сергей Деляев. Ив. Долоцкий. Петр Гербов. Григ. Помяловский. Вас. Владимиров. Никита Петин. Петр Духовский. Григорий Корейша. Фед. Песоцкий. Мих. Абрюцкий. Разряд II. Конст. Башилов. Яков Сахаров. Сергей Томилин. А-р Налимов. Василий Афонасьев. Ив. Кедров. Петр Лавров. Никита Полухтович. Яков Рождественский. Вас. Павловский. Петр Виноградов. Максим Матрахин. Разряд Ш. Ив. Казанский. Конст. Владыкин. Ив. Павловский. Гавр. Пенинский. Александр Горинский. Конст. Чернявский. Ник. Алексеев. Ив. Виноградов. Ив. Знаменский. Вас. Славянский. Пав. Полянский. Пав. Дружинин. А-р Быстряков. 1813 г. Разряд I. Мих. Логановский. А-р Рождественский – в спб. дух. акад. 1814 г. Григорий Черницкий. Федор Осторожнов. Вас. Дремяцкий. Матвей Преображенский. Вас. Антонов. Евсевий Порогский. Мих. Благовещенский. Платон Фантовский – в спб. акад. 1814 г. Ив. Горянский. Пав. Смирнов. Разряд II. Евлогий Логиневский. Ив. Никитин. Яков Виноградский. Ник. Сперанский. Ник. Автаномов. Ив. Песоцкий. Петр Николаев. Фед Сильницкий. Ив. Белявин. Вас. Смирнов. Разряд III Ив. Заборовский. А-р Белявин. Пав. Владыкин. Ив. Знамевский. Ник. Логановский. Малахий Смирнов. Ал-й Песоцкий. Ал-й Соловьев. А-р Васильев. Мих. Ерофеев. Фед. Орлов. Пв. Флеров. Стеф. Капицкий. Фед. Тихомиров. Ал-й Чулков. Иван Петров. Ив. Пенинский – исключен (см. стр. 117). 1815 г. Иван Наумов. Вас. Кедров. Петр Веселовский. Назнач.в состав низш.отд. 3-го кур. спб. акад. Ефим Хрусталев – своекоштн. в спб. акад. Следующие же 10 воспитанников назначены в 1814 г. в спб. акад. в состав ее 2-го курса: Роман Кутузов. Андрей Окунев. Иван Николаев. Стеф. Наумов. Ник. Елисеев. Ив. Максимов. Яков Иванов. Иван Иванов. Кодрат Кораллов. А-р Максимович. Остальные 13 воспитавников этого курса вошли в состав высшего богословского отделения, открытого в 1815 г. Двое оставлены на повторительный курс, но не пожелали продолжать ученья. Из низшего отделения образовано два класса: философский (среднее отделение) и словесный (низшее отделение). В первом помещено 40 человек, во втором 14, кроме 71 поступивших из дух. училищ. 1817 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1716 года июля в 29 день. По указу великого государя доктор господин Антоний Стелс немецкой школы ученика Якова Васильева сына Тимачева в Аптекарской канцелярии осматривал; а по осмотру ево докторскому болезнь у него Якова францужская, называетца гонорея, и голова и живот болит и из заднего проходу соски; и покамест он от той болезни не выздоровеет, и ему за тою болезнию в Санкт-Питербурхе быть невозможно. Сие для уверения свидетельствует он вышеимянованный доктор подписанием руки своея. Antonius Theyls Phyloso. et Medic. Doctor. Доношение в приказ Книг печатного дела. По указу великого государя в Оптекарской канцелярии осматривал во мне нижеименованном дохтур Антоний Телс болезнь мою и тот осмотр за ево рукою прислан в приказ Книг печатного дела, а в том осмотре написано: покамест от той болезни не выздоровею, и мне за тою болезнию в Санкт-Питербурхе быть невозможно. Да повелит ваше державство для лечения той моей болезни из Москвы меня отпустить в дом к матери моей в Казанской уезд в село Шехазду на срок до Рождества Христова сего ж году, потому что мне в Москве лечитца нечем, также пить и есть нечево. О сем доносит немецкой школы ученик Яков Васильев сын Тимачев августа в 11 день 1716 году. К сему доношению Яков Тимачев руку приложил. Помета: 1716 году августа в 13 день. По указу великого государя тайной советник граф Иван Алексеевич Мусин-Пушкин, слушав с товарыщи сего прошения, приказал ему Якову Тимачеву лечитца от болезни своей в Москве безсъездно под великим наказанием и с штрафом за приложением руки ево; и сей лист внесть в указную книгу имянно. 716 году сентября в 19 день. По указу великого государя царя и великого князя Петра Алексеевича, в. в. и м. и б. Р. с., тайной советник граф Иван Алексеевич Мусин Пушкин приказал немецкой школы ученика Якова Васильева сына Тимачева из приказу Книг печатного дела отпустить для лечения ему от скорби ево в Казанской уезд в дом к матере ево в село Шахоздо. А быть ему к Москве и явитца в приказе Книг печатного дела генваря к первому числу предбудущего 717 году; а буде он Яков на тот срок в приказе Книг печатного дела не явитца, и на нем Якове взят будет штраф по указу. Сей великого государя указ школьник Яков Тимачев слышал и руку приложил.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010