„Дело Тобольской дух. Консистории о квакерах (Р. Сажине, Меденинове и др.“ по арх. описи за 1760 год под 181). 7) Из Архива Казанской Духовной Консистории: a) „Дело означенной Консистории о вновь открывшейся в 1852 году в пригороде Новошешминске, Чистопольского у., ереси кантовщиков (людей Божиих)“ и б) „Дело 1832 года о пророке этих кантовщиков – пономаре Степане Ильине, заточенном впоследствии в Суздальский монастырь, с приложением писем этого пророка“. Определили: Просить г. г. Председателей Оренбургского, Орловского, Амурского и Казанского окружных судов, Нижегородское Губернское Правление, Тобольскую и Казанскую духовные Консистории – о высылке в Академию на трехмесячный срок перечисленных в прошении и. д. до-цента Д.Г. Коновалова дел“. VIII. Отношения: a) О. Настоятеля Козельской Введенской Оптиной Пустыни Архимандрита Ксенофонта от 8 января за 22: „,Согласно предложения Совета, от 30 ноября 1905 года, за 1100, вместе с сим отправлены мною в Совет, по железной дороге, книги почившего Архимандрита Серапиона, в количестве 300 экземпляров. Дубликат накладной (большой скорости) за 603 при сем прилагается“. 6) Совета Казанской Духовной Академии от 31 декабря 1905 года за 1851: „Совет Казанской Духовной Академии имеет честь препроводить при этом в Совет Московской Духовной Академии в 2-х экземплярах (для Преосвященного Ректора и для Библиотеки) Годичный Акт в Казанской Духовной Академии 8 ноября 1905 года. в) Совета Киевской Духовной Академии от 21 января за 48: „Совет Киевской Духовной Академии имеет честь препроводить при сем для Вашего Преосвященства и для академической библиотеки по экземпляру Речи и Отчета о состоянии Киевской Академии за 1904/5 уч. год, Извлечений из журналов Совета Академии за тот же уч. год, дис- —26— сертаций протоиерея Ф. Титова , А. Крыловского и В. Чеховского“. Определили: Книги и брошюры сдать в фундаментальную академическую библиотеку, а о. Настоятелю Оптиной Пустыни Архимандриту Ксенофонту и Советам Казанской и Киевской Духовных Академий выразить за присылку их искреннейшую благодарность.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Однако вскоре святая благоверная Анна Кашинская неожиданно становится символом раскольников, и Патриарх Иоаким в 1677 году уничтожает канонизацию святой, запрещает поклонение святым мощам Анны Кашинской. Это необычайное событие – единственное в истории Русской Православной Церкви. Святая княгиня с терпением и смирением перенесла и это посмертное испытание: чудеса у гроба праведницы продолжали совершаться, ее предстательством Кашин в 1812 году остался в стороне от нашествия французов и не раз избавлялся от различных эпидемий. Память преподобной не предавалась забвению, и в XIX веке в различных церковных изданиях: «Словаре историческом о русских святых», труде архимандрита Леонида Кавелина «Святая Русь» – имя благоверной княгини Анны Кашинской стояло в ряду местночтимых святых. Хотя церковная развенчанность благоверной княгини Анны длилась 230 лет, благодарная народная память хранила крепкую веру в предстательство пред Господом своей небесной покровительницы. Перед вступлением в брак, на службу, перед постригом, перед началом учебных занятий, принимая какое-нибудь серьезное решение, не говоря уже о всяких бедах, болезнях и скорбях, верующие шли молиться ко гробу благоверной Анны. В «Чуде о пономаре именем Герасиме» сообщается, что в 1611 году в кашинской церкви во имя Успения Пресвятой Богородицы было найдено погребение Анны Кашинской. Успенская церковь в то время сильно обветшала, церковный помост обвалился и разрушился; гроб Анны Кашинской, бывший под полом, оказался на поверхности. Однако жители города, не зная, чье это захоронение, относились к нему без должного благоговения: клали на гроб шапки и даже садились на него. В церкви пономарем служил некий Герасим, который был тяжело болен. В одну из ночей ему явилась Анна Кашинская, исцелила его и сказала: «И почто гроб мой ни во что же вменяете и мене презираете? И доколе тако быти ми от вас попираеме ногами?» Анна Кашинская повелела Герасиму рассказать о своем явлении настоятелю храма и зажечь свечу перед ее гробом у Нерукотворного Образа Спасителя. После этого у погребения Анны Кашинской стали происходить многочисленные чудеса и исцеления (до прославления святой было записано 41 чудо). Одно из чудес случилось с расслабленной Софией Гавреневой, постриженной в монашество с именем Феодосия в кашинском Сретенском монастыре. По ее просьбе в Успенской церкви у гроба Анны Кашинской был отслужен молебен празднику Успения Пресвятой Богородицы и лития, после чего инокиня исцелилась. В Кашин привозили больных из Твери, Углича, Переславля-Залесского, Новгорода и других мест. В 1645 году здесь побывал родственник царя Михаила Феодоровича боярин В.И. Стрешнев. Узнав о почитании Анны Кашинской, он подал челобитную царю о прославлении святой, но в 1647 году царь умер, не успев отдать распоряжений.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

К одному разряду с богохулением и порицанием веры Улож. Наказ. относит кощунство, т. с. «язвительные насмешки, доказывающия явное неуважение к правилам или обрядам церкви православной или вообще христианства». За умышленное кощунство Улож. Нак. угрожает тюрьмою от 4 до 8 мес., а за неумышленное – арестом от 3 недель до 3 месяцев (ст. 182). В первых изданиях Улож. Наказ. 1345 г. и 1857 г. умышленное кощунство наказывалось несколько строже, именно тюрьмою от 6 м. до 1 года (ст. 188 изд. 1845 г.; ст. 198 изд. 1857 г.). 2 . Недоне с ение богохульства. Раз богохульство было совершено, то всякий, слышавший его, был обязан о нем донести. Петр Великий особой статьей предусмотрел этот случай. «Ежели кто слышит таковое хуление и в надлежащем месте благовременно извету не подаст, оный имеет по состоянию дела, яко причастник богохуления, живота или своих пожитков лишен быть» (Артпкул, ст. 5; М. У. ст. 4). В Проекте 1754 года наказание смягчено. Оно ограничивалось только прииесением публичного покаяния (Гл. 16,ст. 4). Благодаря этому строгому узаконению, богохульство не могло оставаться долго скрытым, но с другой стороны в тех случаях, когда факт преступления не был на духовном суде достаточно твердо установлен, то для вчинившего иск могла начаться длинная судебная волокита, пример чего мы видим на пономаре Алексинского уезда, села Русанова, Иване Архипове. Интересную историю его волокиты рассказал И. Северный в своем небольшом очерке: «Преступления против веры и церкви на суде Московского Сыскного Приказа» 1064 . Считаем небезъинтересным повторить этот рассказ. Архипов выступил сначала в качестве обвинителя священника своего села Гавриила Петрова и двух его братьев. Обвинил он этих лиц в том, что они были причиною вторжения в церковь собаки, которая произвела оскорбительные для святыни храма безпорядки. На суде в Московской Духовной Консистории не было установлено, каким образом опое дело учинилось, и сам Архипов, по причине крайняя и многая своего разноречия, остался крайне сумнителен.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sud-i-...

( Lemerle. 1979. Т. 1. P. 72-82; BHG, N 502) повествует об избавлении Фессалоники от эпидемии чумы, охватившей всю страну. Иоанн подробно описывает эпидемию, от к-рой умирали и младенцы, и воины, и правители. Уповая на помощь покровителя Фессалоники Д. С., люди усердно молились всю ночь в его храме, а наутро многие из них стали выздоравливать, те же, кто остались дома, умерли. Это событие относят к июлю 586 г. ( Lemerle. 1981. Т. 2. P. 79). Следующая группа чудес (4-7) в Собрании I относится к категории «духовного исцеления», или избавления от заблуждений. Чудо 4 «О демонах» ( Lemerle. 1979. Т. 1. P. 82-86; BHG, N 503) рассказывает о воине, к-рым овладели демоны, и он не мог молиться. Товарищи отвели его в храм Д. С. и положили там, а наутро рассудок вернулся к нему. Чудо 5 «О востребовании мощей мученика» ( Lemerle. 1979. Т. 1. P. 87-90; BHG, N 504-504b). Имп. Маврикий потребовал у архиеп. Фессалоникийского Евсевия прислать ему мощи Д. С. для помощи на войне. Евсевий отказал императору, напомнив, что еще имп. Юстиниан тщетно пытался получить мощи святого. Тогда служители церкви решили открыть мощи, производя раскопки в предполагаемом месте их нахождения, но были остановлены внезапно появившимся пламенем и голосом Д. С., запретившего им делать это. Чудо 6 «О серебряном троне» ( Lemerle. 1979. Т. 1. P. 90-95; BHG, N 505). Во время пожара в храме Д. С. (см. Чудо 12) был разрушен серебряный киворий над гробницей Д. С.- главное украшение храма. Архиеп. Евсевий для возмещения серебра, недостающего на восстановление кивория, решил расплавить трон, находившийся в храме, но одному из священников во сне явился Д. С. и запретил делать это. Однако Евсевий не поверил ему, тогда Д. С. 2-й раз явился священнику, а через 18 месяцев - 3-й, на этот раз обещая позаботиться о кивории. Вскоре к Евсевию обратился некто по имени Мина, а затем и др. жертвователи серебра на восстановление кивория. Чудо 7 «О пономаре Онисифоре» ( Lemerle. 1979. Т. 1. P. 96-99; BHG, N 506) часто встречается в последующих собраниях. Некий юноша Онисифор, в обязанность которого входило зажигать свечи и оправлять лампады в храме Д. С., начал красть и продавать свечи, а деньги присваивать. Д. С. явился ему во сне, но Онисифор не внял предостережению святого. Однажды ночью он хотел похитить свечи из кивория, но был остановлен голосом Д. С. из гроба. Онисифор упал, как пораженный громом, а очнувшись, покаялся и оставил греховную страсть. Чудо имело место во времена Евсевия (предшественника Иоанна на церковном престоле Фессалоники), но до того, как он стал епископом, т. е. до 586 г.

http://pravenc.ru/text/178231.html

В благодарность Господу Богу и в память того, что в церкви приходской села Павловки, Липовецкого уезда, молился я некогда постоянно в младенчестве, приношу я для церкви сей препровождаемое при сём Святое Евангелие, в лист, в серебряном вызолоченном окладе, с собственноручным моим внизу по листам надписанием, ценою в 75 рублей серебром. Прошу вас, отец благочинный, сказанное Евангелие передать в Павловецкую церковь , с внесением в церковную опись и о том меня уведомить. Собственноручные надписи его высокопреосвященства на Евангелиях: 1) Для Дзикушской Церкви. Азъ, смиренный Иосиф, Митрополит Литовский и Виленский, сию книгу Святого Евангелия положил навсегда в церковь Преображения Господня в селе Дзикушках, Виленской губернии Лидского уезда, где добре пребывают более уже десяти лет достойные родители мои протоиерей Иосиф и супруга его Фёкла Семашко, переселившиеся сюда ко мне из Киевской губернии Липовецкого уезда. Приношение сие сделано в январе месяце 1853 года, на пятьдесят пятом году моей жизни. Помяни Господи меня недостойного и добрых родителей моих! 2) Для Павловецкой церкви. Аз, смиренный Иосиф, Митрополит Литовский и Виленский, сию книгу Святого Евангелия положил навсегда в церковь приходскую в селе Павловке, Киевской губернии Липовецкого уезда, где дед мой Тимофей Семашко добре пастырствовал, где у самой паперти покоится прах моей бабы Марии, а также трёх братьев и сестры, усопших во младенчестве, где и я молился из детства до юношеского возраста. Приношение сие сделано в январе месяце 1853 года, на пятьдесят пятом году моей жизни. Помяни Господи меня недостойного и всех присных моих! Литовской консистории, от 4 января за 18, о пономаре Великорытской церкви Нетте и просфирне Кржачковской, не знающих повседневной молитвы на славянском языке На рапорте духовника Влодавского благочиния, от 29 декабря за 12, с исповедною ведомостью за 1852 г., и с донесением, что из духовенства по его ведомству не знающими повседневной молитвы на славянском языке оказались только: Великорытской церкви пономарь Иван Нетт и просфирня Параскева Кржачковская, – собственною его высокопреосвященства рукою записано: Вместе с ведомостью передаётся в консисторию, которая назначит шестимесячный срок пономарю и просфирне Великорытской церкви, для изучения с полною исправностью молитв на славянском языке, и если к тому времени не будет о сём удовлетворительного посвидетельствования благочинного, то отрешить их обоих от занимаемых ими мест. С тем вместе консистория справится, во сколько местный священник виновен в этом невежестве подчинённого ему причта, и за тем представить мне о справедливом с него взыскании. Игумену Сурдецкого монастыря Феодосию, от 9 января за 72, о разрешении на обновление Рижскими обывателями иконостаса в малой церкви Сурдецкого монастыря

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

В челобитной прихожан за овдовевшего Соль-Вычегодского протоиерея Василия Феодосиева читаем: «А он протопоп Василей из давных лет многим нам, сиротам твоим, отец душевный». Жалуясь на своего попа, пьяницу и буяна, крестьяне одного северного прихода писали между прочим: «И видя его попово безчиние и безстрашие православные христиане, которые и дети его духовные, трепещут душами и в великий пост на исповедь к нему приходить не хотят» 126 . В сказках о бывших на исповеди прихожанах, которые были поданы в 1686 г. архиеп. Александру приходскими священниками Устюжской епархии, заявление формулируется двояко, – гораздо чаще так: «прихоцкие люди, которые есть у него в приходе, на исповеди з жонами и з детьми были», – реже таким образом: «прихоцкие люди, которые есть у него в приходе дети духовные, на исповеди з женами и з детьми были». Очевидно, в большинстве приходов этой северной епархии в к. XVII в. должность приходского священника совпадала с должностью духовника, и потому сами приходы представляли из себя, так сказать, покаяльные семьи. В меньшей части этого не было. В одной сказке отмечено определенно о дьячке Кирюшке, что он, «имеет у себя отца духовного» на стороне –«у Спаса на Щекине попа Симеона», да о пономаре Ивашке Климентове, который «имеет» у себя отца духовного на Синеге попа Ивана Шелгина» 127 . Несомненно, помимо приходских священников своих или чужих, некоторые миряне русского севера ходили на исповедь к монахам, игуменам монастырей и выбирали их в духовные отцы себе, как это показывают, напр., двинские духовные 128 . Вот главные черты господствовавшей на севере Руси организации духовничества. Избирался духовный отец коллективно – всем приходом в качестве приходского священника, а не индивидуально каждым верующим, избирался при этом не пожизненно, а по большей части на срок. Он состоял духовником своих прихожан, пока служил при их храм, а оставляя его вдовцам или потому, что кончался срок его найма, священник переставал быть духовным отцом их, по крайней мир, действительным, оставаясь, вероятно, духовником номинальным.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Волоколамской десятины десятильника Петра Григорова, да старосты поповского Варваринского попа Никиты, – с церковной земли Сретения Господня с пустоши Песок, вотчины Симонова монастыря села Чернецкого на крестьянине на Филатке Кирилове оброку 6 денег, и те деньги взято, платил староста поп Никита»; а за 1704 год значится оброку 22 алтына и 2 деньги «Волоцкого уезда села Черленкова на Николаевском пономаре Павле Карпове». В этом же году марта 15 дня «по указу великого государя вотчины Воскресенского монастыря сельца Высокого крестьянам Максиму Михайлову с товарищи «велено на сей земле в два года церковь построить Сретения ж Господня и впредь сей земли здесь (в пустовых оброчных книгах) не писать». Новопостроенная церковь во имя Сретения Господня в селе Песках обложена данью; об этом в приходных окладных книгах Патриаршего Казенного Приказа «данных церквей» Волоколамской десятины за 1704 год имеется запись следующего содержания: «В нынешнем 1704 году по указу великого государя и по помете на выписке казначея монаха Тихона Макарьевского, по челобитью Русского уезда вотчины Воскресенского монастыря, что на Истре, села Высокого и деревень старосты Максима Михайлова с товарищи велено новопостроенные церкви Сретения Господня, которую они крестьяне построили на пустовой церковной сретенской земле, на попа с причетники дани положить по сказке их старосты с попова, с дьячкова, с Пономарева, с просвирницина, с 27 дворов крестьянских, да с церковной земли но писцовым Волоцким (Волоколамским) книгам Володимира Полтинина 134 (1626) году с пашни 5 десятин, сена с 20 копен, по указной статье 26 алтын 2 деньги, заезда гривна, и те данные деньги имать с 1705 года». В новопостроенную церковь во имя Сретения Господня в Русском уезде, в селе Высоком, что на Песках, по благословенной грамоте, выдан антиминс 1707 года июля в 30 день; тоя ж церкви поп Василий Григорьев антиминс взял и расписался». Церковь Сретения Господня, находившаяся в селе Песках, по окладным книгам Патриаршего Приказа писалась «в селе Высоком, в вотчине Воскресенского монастыря, что на Истре» с 1705 по 1717 год в Волоколамской десятине, а с 1717 по 1740 год в Русской десятине, с обозначением дани «рубль 6 алтын 3 деньги» т.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А. Гиппиус, новгородское летописание переходит под контроль епископской кафедры (1-м владычным летописцем, возможно, был диакон новгородского Антониева мон-ря Кирик ); последующее погодное летописание по лингвистическим и текстологическим данным соотносится с периодами пребывания на кафедре тех или иных владык и соответственно отражает смену владычных летописцев ( Гиппиус А. А. К истории сложения текста Новгородской I летописи//НИС. 1997. Вып. 6(16). С. 3-72; Он же. 1999; Он же. 2006). Как показал Гиппиус, владычным летописцем при свт. Иоанне (Илие) и в начале архиерейства свт. Гавриила был свящ. Герман Воята (1164-1188); он же, вероятнее всего, был причастен к составлению в кон. 60-х гг. XII в., при свт. Иоанне (Илие), летописного свода 1167 г., в своей начальной части соединившего местную летописную традицию с ПВЛ (см.: Шахматов А. А. История рус. летописания. СПб., 2002. Т. 1. Кн. 1. С. 137-145; Гиппиус А. А. К истории сложения текста. 1997; Гимон. 2005. С. 339-343). Во 2-й трети XIII в., в период архиепископства Спиридона и Далмата, новгородскую летопись вел пономарь Тимофей, выступавший в роли не только книгописца, но и своеобразного владычного и общеновгородского логофета - писца грамот ( Гиппиус А. А. Новые данные о пономаре Тимофее - новгородском книжнике сер. XIII в.//Информационный бюллетень МАИРСК. М., 1992. Вып. 25. С. 59-86). Владычным летописцем архиеп. Иоанна (Стухина), по крайней мере в последние годы его архиерейства (не позже 1409-1415), был Матвей Кусов ( Бобров А. Г. Новгородские летописи XV в. СПб., 2001. С. 80-84). При Евфимии II, по мнению ряда исследователей, был составлен т. н. Новгородско-Софийский свод (или свод 1448 г.), положивший начало новому этапу русского летописания. Т. н. Летопись Авраамки, основная часть работы над которой была закончена в кон. 60-х - нач. 70-х гг. XV в., отражает владычное летописание (возможно, оригинал) эпохи архиерейства свт. Ионы. К новгородскому своду последних лет независимости восходит и выборка в составе «Сборника еп.

http://pravenc.ru/text/2577765.html

В другой же редакции говорится лишь следующее: „посылаю тя ди скоро сотвори мщенïе крови хртиянския ше победи злочестиваго цря батыя все воско е » 137 . Впрочем это различие вполне понятное и второстепенное. Но в этом же месте повести есть и более значительное различие. Выше я уже привел описание явления Богоматери Меркурию по первой редакции и указал на сходство его с соответствующей подробностью греческой легенды. Как именно явилась Богоматерь ранее Меркурия пономарю, указаний не находим. По второй же редакции и пономарю Богоматерь глоголет „отъ святыя своея иконы», и Меркурий, придя в церковь с пономарем, находит свечу горящую перед иконой, а затем также слышит голос от иконы: „и паки сама вторицею стая бгородичина икона, нея же к пономарю гласъ бысть, ко стом» (т. е. рече); о пономаре сказано впрочем все-таки, что Богоматерь явилась ему, „глаголющи отъ .... иконы»; это слово имеет известное значение: по-моему, оно свидетельствует, что первоначально говорилось именно о явлении самой Богородицы, без упоминания об иконе; вторая редакция, заменяя это явление гласом от иконы, удержала однако это указание, в силу распространенного, по всей вероятности, представления, что Меркурию являлась Богородица. Таким образом сама повесть дает основание думать, что представление о явлении Богородицы первоначальное, а глас от иконы – позднейшее видоизменение. К тому же заключению приводит и сходство именно первой версии с подробностями легенды о смерти Юлиана Отступника по житию Василия Великого : признав в ней источник сказания о Меркурии Смоленском, мы eo ipso считаем ту версию последнего, которая ближе к источнику, первоначальной. В-третьих, именно рассказ об иконе допускает объяснение в смысле позднейшего видоизменения: я полагаю, что видоизменение это вызвано было дальнейшим применением сказания к местным условиям, т. е. что на него оказало влияние почитание Смоленской иконы Богородицы, одной из наиболее чтимых русских святынь; с этой иконой, в виду многочисленных чудес от нее, в сознании смолян связывалось вообще представление о помощи Царицы Небесной; мысль об этой иконе, почитавшейся утверждением и защитой их родного города, его священным палладиумом, легко являлась при воспоминании о чудесной помощи, оказанной Богоматерью этому городу; при устной передаче нашего сказания, под влиянием указанных мотивов, икона и могла получить в нем ту роль, которая дана ей во второй редакции повести.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Ничего не умеем сказать, нарушалась или нет этим церковная практика. В июле 1729 г. самим Святителем освящена во имя св. мученика Иоанна Войственника церковь в колокольне над папертью нового, еще не оконченного постройкою Иркутского каменного собора, устроенная усердием и иждивением вкладчика Посольского монастыря иркутского сын-боярского Ивана Пивоварова. Соборные священнослужители признали нужным иметь при сей новозданной церкви особенных причетников и просили Святителя определить к ней на первый раз пономарем иркутского жителя Ивана Подынина. Преосвященный дал Подынину на сие служение грамоту 7 августа, со взятием пошлин 45 к. Представление о пономаре Подынине подписал с прочими и ключарь соборный, священник Иоанн Дмитриев, но решения уже не дождался, – в первых днях августа он скончался. На место его поступил ключарем из соборных священников Василий Федоров. В ноябре того же 1729 г. соборяне с доверенным от Пивоварова опять просили для чтения и пения в той церкви определить дьячком города Тотьмы священнического сына Леонтия Васильева Попова, человека доброго и церковному пению и чтению заобыкновенного. Указ Святителя, утверждающий Леонтия Васильева в дьячковской должности, последовал 19 ноября. Пошлин взято 25 к. В то время как почетный и богатый иркутский сын-боярский Иван Пивоваров, оставивший свое имя нынешнему Новоямскому, вообще известному под именем Пивоварихи, селению, бывшему прежде его заимкою, просил о построении в колокольне над папертью собора храма во имя, конечно, своего ангела, – в этом храме настояла существенная надобность. Теплый собор тогда не имел еще придельных престолов, а холодный не был отстроен, потому при избытке при соборе священников негде было совершать ранние литургии. Но впоследствии, когда и холодный собор устроился, и приделы пристроились, храм в колокольне оказывался излишним, тем более что и вход в него через колоколенную лестницу был весьма неудобен. По причине этого неудобства служение в нем совершалось один раз в год, 30 июля, в день памяти св. мученика Иоанна Воина. По прибытии на епархию в 1815 г. епископа Михаила II, ему представили о нужде в помещении богатой библиотеки, предместником Михаила, покойным Преосвященным Вениамином, отказанной в Иркутскую семинарию. В семинарском корпусе (где ныне уездное училище у триумфальных ворот), пока не придумал распространить его Преосвященный Михаил, была теснота. И пришла владыке мысль упразднить излишний храм Иоанна Воина и поместить здесь семинарскую библиотеку, которая и оставалась тут до построения новой обширнейшей семинарии. Теперь в бывшем храме Иоанна Воина помещение библиотеки соборной. Храмовая икона св. мученика Иоанна Воина в рост, надобно думать, устроенная тем же строителем Иваном Пивоваровым, в серебряной позлащенной ризе, носящая признаки древности письма и работы, стоит в Казанском приделе на левой руке со входа в южные двери собора 95 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010