6. Прославить как общецерковных святых в лике преподобных иеросхимонаха Иова, в схиме Иисуса, Анзерского и Оптинских старцев: иеросхимонаха Льва (Наголкина; 1768-1841), иеросхимонаха Макария (Иванова; 1788-1860), схиархимандрита Моисея (Путилова; 1782-1862), схиигумена Антония (Путилова; 1795-1865), иеросхимонаха Илариона (Пономарева; 1805-1873), иеросхимонаха Анатолия I (Зерцалова; 1824-1894), схиархимандрита Исаакия I (Антимонова; 1810-1894), иеросхимонаха Иосифа (Литовкина; 1837-1911), схиархимандрита Варсонофия (Плиханкова; 1845-1913), иеросхимонаха Анатолия II (Потапова; 1855-1922), иеросхимонаха Нектария (Тихонова; 1853-1928); как преподобноисповедника иеромонаха Никона (Беляева; 1888-1931); как преподобномученика архимандрита Исаакия II (Бобрикова; 1865-1938). В приложении к настоящему докладу дается полный поименный список подвижников, предлагаемых к общецерковной канонизации в Соборе новомучеников и исповедников Российских и список новомучеников и исповедников, прославленных как местночтимых, имена которых предлагается включить в Собор новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания. Предлагая вниманию участников Архиерейского Собора результаты многолетней работы Комиссии, выражу общее мнение ее членов о том, что прославление всех этих подвижников, в особенности Собора новомучеников и исповедников Российских, явится величайшим духовным событием в истории нашей Церкви, свидетельствующем о непрекращающемся действии Духа Святого в Церкви Христовой, о единстве во Христе ныне живущих православных христиан со своими святыми предшественниками. Промысел Божий ведет каждого человека к познанию Истины, к изменению, к преображению через оставление «путей неправды». Через обращение к такому сонму молитвенников на небесах, жизнью засвидетельствовавших верность Богу, мы все имеем дерзновение просить Его о прощении народу нашему греха богоотступничества. Открывая в 1992 году Освященный Архиерейский Собор Вы, Ваше Святейшество, подчеркнули: «Мы ныне лишь прикасаемся к тому сонму мучеников, страстотерпцев, исповедников, предстоящих пред Престолом Божиим и молящихся за наш многострадальный народ, за нашу возлюбленную Отчизну. Нам предстоит длительный и во многом мучительный, но духовно вдохновляющий процесс возвещения не только чадам нашей Святой Церкви, но и всей Полноте Православия имен мучеников Христовых, пролитием крови своей давших миру наивысшее свидетельство веры и любви»

http://sedmitza.ru/lib/text/429355/

архимандрита Матфея (Померанцева; † 1918) и Алексия Зверева († 1918); от Чимкентской епархии: священника Афанасия Милова (1877-1937), священника Михаила Макишева (1879-1937), священника Василия Бова (1877-1937), священника Иоанна Смирнова (1872-1937), монаха Михаила (Марченко; 1871-1938; от Ярославской епархии: священника Петра Попова (1895-1937), Александра Уксусова (1874-1937), священника Александра Поздеевского (1868-1940), священника Иоанна Миротворцева (1881-1938), священника Николая Розина (1879-1930?), священника Владимира Виноградова (1874-1919), священника Василия Преображенского (1876-1940), священника Михаила Розова (1889-1941), священника Александра Петропавловского (1884-1937), священника Николая Понгельского (1879-1942), диакона Петра Фаворитова (1867-1931), протоиерея Николая Розова (1879-1941), священника Димитрия Казанского (1884-?), монахини Марии (Кореповой; 1877-?), иеромонаха Алексия (Задворнова; 1882-1937), иеромонаха Геннадия (Летюка; 1874-1941). 3. Передать на решение очередного Архиерейского Собора вопрос об общецерковной канонизации в лике сщенномучеников митрополита Ростовского Арсения (Мацеевича; 1697-1772), в лике святителей Пензенского епископа Иннокентия (Смирнова; 1784-1819), в лике преподобных архимандрита Макария (Глухарева; 1792-1847). 4. Передать на решение очередного Архиерейского Собора вопрос об общецерковном прославлении следующих местночтимых святых: в лике преподобных - иеросхимонаха Иова († 1720) Анзерского, в схиме Иисуса, основателя Голгофо-Распятского Соловецкого скита (память его как местночтимого святого совершается в Соборе Соловецких святых, празднование которого установлено по благословению Святейшего Патриарха Алексия в 1993 году) и преподобных Оптинских старцев (причисление к лику местночтимых святых состоялось в 1996 году): иеросхимонаха Льва (Наголкина; 1768-1841), иеросхимонаха Макария (Иванова; 1788-1860), схиархимандрита Моисея (Путилова; 1782-1862), схиигумена Антония (Путилова; 1795-1865), иеросхимонаха Илариона (Пономарева; 1805-1873), иеросхимонаха Анатолия I (Зерцалова; 1824-1894), схиархимандрита Исаакия I (Антимонова; 1810-1894), иеросхимонаха Иосифа (Литовкина; 1837-1911), схиархимандрита Варсонофия (Плиханкова; 1845-1913), иеросхимонаха Анатолия II (Потапова; 1855-1922), иеросхимонаха Нектария (Тихонова; 1856-1928); иеромонаха Никона (Беляева; 1888-1931) - как преподобноисповедника; архимандрита Исаакия II (Бобрикова; 1865-1938) - как преподобномученика.

http://sedmitza.ru/lib/text/429466/

Годы Родившихся Браком сочетавшихся Умерших 282 лиц. Прежний придворный причт До штата 1796 года причт придворного собора состоял из духовника Императорского Величества 54 , протоиерея, и четырех священников, именно: Духовники Императорского Величества, члены Святейшего Синода, имеющие митру, были: Протоиерей Дубянский с 1754 г. Панфилов с 1777 г. Савва Исаев с 1795 г. Священники: Михаил Саблин. Савва Исаев. Сергий Ливотов с 1780 г. дек. 21 дня. Михаил Самуилов. По штату 1796 года положено: Духовник и 6 священников. В это время были: Духовником: Исидор Петрович ум. 1805 г. окт. 2 дня. Священники: протоиерей Сергей Федотов Сергий Ливотов Михаил Самуилов Семен Окин Матфей Десницкий 55 В 1798 году все придворные священники, в отличие от епархиальных, и по уважению к высокому месту их служения при Высочайшем дворе, согласно воле Государя и мнению Святейшего Синода, именуются пресвитерами, и вакантные места при дворе уже называются официально пресвитерскими. В том же году все придворные пресвитеры пожалованы кавалерами Мальтийского ордена. С этого же времени ризничие придворного собора пишутся официально – сакелариями. (Напр. протоиерей Сергий Федоров); а духовник Императорского Величества пишется протопресвитером. Новый штат при соборе Зимнего дворца установлен в 1801 году в следующем количестве лиц: Духовник – 1 Пресвитеров – 6 Протодиаконов – 3 Диаконов – 1 Псаломщиков – 8 Просвирня –1 Пономарей – 2. В последствии число протодиаконов и диаконов увеличено до шести. Этот же штат придворного духовенства остался и до сих пор. Духовниками Их Величеств, сакеллариями и протоиереями при Высочайшем дворе преемственно были следующие лица: Протопресвитер Сергий Федоров с 1806 года. Умер 1808 г. 4 марта. Павел Васильевич Криницкий с 1808 года 10 апреля. Из протоиереев Софийского собора определен 2 февраля 1804 года ко дворцу и после духовника Сергия Федорова, в 1806 году января 27 повелено ему быть старшим, но дежурства не исправлять, по исправлению им особой должности. Как духовнику, жалованья производилось 2000 р. столовых от конторы 1800 р. и пенсии с 1826 года 17 марта 2000 р.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Зедергольм Виктор Карлович, брат К. К. Зедергольма, врач. – 53, 108, 119, 153, 178, 179. Зедергольм Генриетта Юханна Христинна (Генриетта Григорьевна) (? – ?.08.1867), урожденная Фюрстенау, в крещении Елена, супруга К. А. Зедергольма, мать К. К. Зедергольма. – 142, 153. Зедергольм Карл Альбрехт (Карл Альбертович) (25.05.1789 – 15.07.1867), пастор евангелической церкви в Москве, переводчик, писатель, отец К. К. Зедергальма. – 49, 102, 105, 108, 114, 138, 142, 146, 147, 153, 156, 166, 168. Зедергольм Максимилиан Карлович, в крещении Максим, брат К. К. Зедергольма. Помощник члена самарского отряда управления денежных сборов. Присоединился к Православной Церкви 08.02.1858. – 57, 62, 66, 67, 72, 84, 88, 93, 94, 105, 106, 108, 113, 116, 137, 142, 146, 153, 156, 158, 165, 175. Зосима (Верховский) (24.03.1768 – 24.10.1833), преподобный, схимонах, духовный писатель. Основатель Туринского Николаевского женского монастыря и Троице-Одигитриевской (Зосимовой) пустыни. 11.10.1999 прославлен как местночтимый святой Московской епархии. 08.10.2004 на Архиерейском Соборе причислен к лику общецерковных святых Русской Православной Церкви. – 197. Иаков (Вечерков) (04.04.1792 – 20.05.1850), архиепископ, ревностный борец с расколом. 27.03.1832 хиротонисан во епископа Саратовского и Царицынского. С 1847 – епископ Нижегородский и Арзамасский. 03.04.1849 возведен в сан архиепископа. 19.11.1849 вызван в Санкт-Петербург для присутствия в Св. Синоде. – 68. Иван, немец, слуга К. К. Зедергальма и Д. А. Кавелина. – 91. Игнатий Ксанфопул, преподобный, святой 14 в., сотаинник прп. Каллиста Ксанфопула. – 86. Иерофей 2 Сифниот (? – 01.01.1858), патриарх Александрийский. Занимал александрийскую кафедру с 20.04.1847 по 01.01.1858. – 88. Иларион (Пономарев) Оптинский (08.04.1805 – 18.09.1873), преподобный. 13.03.1839 принят в число братии Иоанно-Предтеченского скита. Был келейником прп. Макария (Иванова) . 13.08.1849 пострижен в мантию. В 1853 – рукоположен в иеродиакона. 21.04.1857 – в иеромонаха. После кончины старца Макария прп. Иларион 08.04.1863 вступил в должность скитоначальника и духовника обители. В 1996 прп. Иларион причислен к лику местночтимых святых Оптиной пустыни. В 2000 Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви прославлен для общецерковного почитания.– 64, 68, 95, 102, 135, 143, 150, 157, 162, 165, 187, 190, 198.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Иларион – Саровский иеромонах. 1771 † 12 ноября 1841. Ученик Валаамского игумена Назария. Родился в Петербурге. Пострижен в монашество в Валаамском монастыре в 1797 г. Был общим духовником братии в Саровской пустыни. Известен чистотою своей жизни и даром утешительной беседы. – 68. Иларион – Оптинский старец, иеросхимонах. 8 апреля 1805 † 18 сентября 1873. В мире Родион Никитич Пономарев. Родился в Пасхальную ночь в семье портного сельца Ключи Новохоперского уезда Воронежской губернии. В юности Родион дважды странствовал к Киевским святыням, три года работал в Москве. В 1828 г. семья переехала в Саратов. Там Родион прожил 9 лет и успешно вел борьбу против раскола, наполнявшего тот край. В 1838 г. объездил множество русских монастырей. 13 марта 1839 г. поступил в Оптину Пустынь. В число братства определен 26 февраля 1843 г. Старец Макарий, сделавшись в 1841 г. скитоначальником, избрал его себе в келейники. Помимо того, он нес послушания садовое, трапезное, занимался лечением братии. Пострижен в монашество 13 августа 1849 г. 10 февраля 1853 г. рукоположен в иеродиакона, 21 апреля 1857 г. в иеромонаха. После смерти старца Макария о. Иларион принял в руководство некоторых ближайших чад старца. 8 апреля 1863 г. утвержден духовником братии, а также исполнял обязанности скитоначальника. В конце 1860-х гг. о. Илариону предлагали настоятельство в различных монастырях, но он от этого уклонился. Всю жизнь старец обладал слабым здоровьем и особенно много болел в последние годы (у него была водянка), но переносил страдания с редким терпением и смирением. 9 марта 1872 г. пострижен в схиму с сохранением прежнего имени. Погребен за алтарем Введенского собора Оптиной Пустыни. О. Иларион получил от Бога дар духовного совета и рассуждения. Среди его чад было много монахинь относящихся к Оптиной женских обителей. – 44, 54,78, 79, 80, 111, 113, 114, 129, 159, 177, 188, 201, 244, 252, 260. Иларион – Оптинский схимонах, в монашестве Иоанникий. 1775(6) † 6(5) сентября 1860. В мире Иларион Родионов. Из курских мещан. В число братства определен 13 ноября 1821 г., в монашество пострижен 13 февраля 1826 г. Был пономарем, а также исполнял другие послушания. В 1843 г. по его прошению уволен в Смоленскую епархию в братство Надвратной Одигитриевской церкви. 31 июля 1844 г. поступил обратно в Оптину Пустынь и по старости лет исключен из монастырского штата. 14 декабря 1857 г. пострижен в схиму с именем Илариона. – 282.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Иоанн Михайлович Певницкий – священник, 1823 года 7 октября, православной церкви в Ротенберге близ Штудгарта, определен ко Двору 1852 года 11 января. Умер в 1863 году. Иоанн Алексеевич Орлов – из священников, 1832 года июля 5 дня, егерского 52 полка, потом образцового пехотного полка 1844 года 17 июля, переведен к церкви Мраморного дворца 1845 года 4 декабря, оттуда поступил к придворному собору 1850 года 24 октября. Умер в 1866 году. Петр Александрович Сперанский – священник, 1844 года 23 мая, церкви при русской миссии в Неаполе, переведен 1846 года 29 апреля к придворной Петергофской церкви, а оттуда к придворному собору 1849 года 26 августа. Умер в 1867 году. Протодиаконы и диаконы При скудости документов и личных списков духовенства придворного собора, вероятно погибших в пожаре 1837 года, бывший в Зимнем дворце, трудно составить полный список о протодиаконах и диаконах, служивших при дворе. Из прошедшего столетия нам известны немногие, и притом по имени только и фамилии; более определенные сведения о них встречаются уже с нынешнего столетия. Говорят, при освящении собора Зимнего дворца и после, был знаменитый протодиакон Овчинкин – следовательно, с 1762 года. Потом упоминаются: Диакон Федор Федоров – в 1795 году. В последствии посвящен в священника в кабинетскую церковь . · Диакон Павел Пономарев – 1795 года. Иоанн Скородумов – диакон города Павловска определен ко двору 1796 года ноября 18 дня. Возведен в сан протодиакона 1799 года апреля 10 дня. Диакон Козмин – 1797 года. Протодиакон Петр Иванов – 1797 года. Диакон Иван Феоктистов –1800 года. Диакон Семен Петров – 1800 года. Диакон Петр Николаевич Мысловский – 1804 года; впоследствии протоиерей Казанского собора. Протодиакон Иоанн Семенов – 1805 года. Протодиакон Алексей Степанович Воржский – определен из ярославского кафедрального собора ко Двору 1806 года 27 февраля. Протодиакон Кондрат Феодоров – уроженец Боровичекого уезда Мошенского погоста, из Петропавловского собора переведен ко Двору 1808 апреля 9 дня. В последствии определен священником в церкви Мраморного дворца 1831 года августа 20 дня.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Постриг в схиму — 9/22 марта 1872 Кончина (день памяти) — 18 сентября/1 октября 1873 Обретение мощей — 27 июня/10 июля 1998 Преподобный Иларион Оптинский (Родион Никитич Пономарев) родился в селе Ключи Воронежской области в пасхальную ночь с 8 на 9 апреля 1805 года. " Пришли домашние от обедни, — рассказывал впоследствии старец, — а я уже готов разговляться! " . Днем рождения старца стали считать 8 апреля, память апостола Иродиона, в честь которого и был назван мальчик в Святом Крещении. Характера он был тихого, не резвого и, будучи при этом, вероятно, неловким, редко играл со своими сверстниками, часто удаляясь от их забав и увеселений. По мере возрастания отрок Родион чем мог помогал по хозяйству своим родителям, а в 1818 и в 1822 годах с семейством участвовал в богомолье из Ключей к киевским святыням. Мать Родиона, когда тому было всего семь лет, предрекала отроку монашество. Да и он сам еще с детства чувствовал в себе стремление стать монахом. В 1820 году Родион вместе с родителями проживал в Новохоперске, где обучался портновскому ремеслу, думая, что в монастыре, куда с детства стремилась его душа, оно ему весьма пригодится. Видя тихий и молчаливый характер юноши, многие из домашних относились к нему небрежно и неприветливо, что, естественно, не располагало его к доверчивости и общительности, а еще больше подвигало к самоуглублению и созерцанию. В 1826–1829 годах Родион жил в Москве, чтобы подучиться портняжному мастерству, подзаработать денег и поступить в монастырь. В Москве ему пришлось пережить много скорбей, бед и искушений. По возвращении Родиона домой Пономаревы всей семьей переселились в Саратов, где открыли портняжную мастерскую. Дела у них пошли очень хорошо. Между тем Саратов и его окрестности были густо населены разными беглыми преступниками, а также раскольниками. Первый епархиальный архиерей прибыл в Саратов всего лишь за год до появления там Пономаревых. Недостаток образования в народе, недостаток церквей и духовенства, переполненность Саратова иноверцами, раскольниками и сектантами создавали в городе удручающую обстановку.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Священный Синод, рассмотрев эти материалы, подтвердил мнение Комиссии о том, что есть все основания для общецерковного прославления в лике преподобных иеросхимонаха Иова, в схиме Иисуса, Анзерского и Оптинских старцев: иеросхимонаха Льва (Наголкина; 1768-1841), иеросхимонаха Макария (Иванова; 1788-1860), схиархимандрита Моисея (Путилова; 1782-1862), схиигумена Антония (Путилова; 1795-1865), иеросхимонаха Илариона (Пономарева; 1805-1873), иеросхимонаха Анатолия I (Зерцалова; 1824-1894), схиархимандрита Исаакия I (Антимонова; 1810-1894), иеросхимонаха Иосифа (Литовкина; 1837-1911), схиархимандрита Варсонофия (Плиханкова; 1845-1913), иеросхимонаха Анатолия II (Потапова; 1855-1922), иеросхимонаха Нектария (Тихонова; 1853-1928); как преподобноисповедника иеромонаха Никона (Беляева; 1888-1931); как преподобномученика архимандрита Исаакия II (Бобрикова; 1865-1938). Ваше Святейшество, Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, на основании всего вышеизложенного предлагается: 1. Прославить для общецерковного почитания в лике святых Собор новомучеников и исповедников Российских ХХ века, поименно известных и доныне миру неявленных, но ведомых Богу. 2. Включить имена ранее прославленных новомучеников в лике местночтимых святых в Собор новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания. 3. Прославить в лике новомучеников и исповедников 860 мучеников и исповедников, материалы о жизни, служении и мученическом подвиге которых рассматривались Синодальной Комиссией по канонизации святых и одобрены Священным Синодом. 4. Рассмотреть вопрос о канонизации в Соборе новомучеников и исповедников Российских ХХ века в лике страстотерпцев Императора Николая II, Императрицы Александры, Царевича Алексия, Великих Княжен Ольги, Татьяны, Марии и Анастасии. 5. Рассмотреть вопрос об общецерковном прославлении митрополита Макария (Невского; 1835-1926), протоиерея Алексия Мечева (1859-1923), иеросхимонаха Алексия (Соловьева; 1846-1928), иеросхимонаха Серафима Вырицкого (Муравьева; 1866-1949), 34 преподобномучеников Спасо-Преображенской Валаамской обители (+1578), митрополита Ростовского Арсения (Мацеевича; 1697-1772), епископа Пензенского Иннокентия (Смирнова; 1784-1819), архимандрита Макария (Глухарева; 1792-1847), священника Алексия Бортсурманского (Гнеушева; 1762-1848), игумена Кизилташского монастыря Парфения (1816-1867).

http://sedmitza.ru/lib/text/429355/

Учился в Академии художеств. В 1876 году удостоен звания академика. Его сестра София Михайловна Астафьева (урожденная Болотова) была настоятельницей в Шамордине в 1884–1888 годах. Она познакомила брата с отцом Амвросием. Под влиянием святого старца Д. М. Болотов укрепился в желании оставить мир. В 1886 году он поступил в Оптину пустынь, не оставляя занятий живописью (расписывал храмы, писал портреты, в том числе – несколько портретов старца Амвросия). Основал иконописные мастерские в Оптиной и в Шамордине. 179 Отец Агапит (в миру – Андрей Иванович Беловидов, 1842–1922) поступил в Оптину пустынь в 1865 году. Пострижен в рясофор в 1868 году, в мантию – в 1872-м. В 1873 году был рукоположен во иеродиакона, в 1876–м – во иеромонаха. К отцу Агапиту, жившему в больнице, приходил за наставлениями отец Нектарий. 182 «На многие лета, господин» (греч.). Это многолетие хор поет во время совершения архиереем богослужения. 183 Для освобождения отца Нектария из тюрьмы в 1924 году Н. А. Павлови ч пришлось выдавать старца за своего дедушку. Она добилась того, чтобы расстрел заменили на высылку, и, как видим, отстояла имущество отца Нектария. 188 Сведенборг Эммануил (1688–1772) – шведский ученый и натуралист, теософ–мистик, «духовидец», автор ряда сочинений мистического характера. Основатель движения сведенборгиан. 189 Соловьев Владимир Сергеевич (1853–1900) – русский религиозный философ, поэт. Его творчество оказало огромное влияние на современников. Под влиянием его идей сформировалось течение символизма. 192 После возобновления Оптиной пустыни останки старца Нектария были перенесены в монастырь и положены во Введенском соборе. 193 Преподобный Иларион Оптинский (в миру Родион Никитич Пономарев,1873; память – 18 сентября/1 октября) родился в 1805 году, в Пасхальную ночь. Родители его, люди благочестивые, воспитывали детей в строго православном духе. В 1820 году семья Пономаревых переехала в Воронежскую губернию, где будущий подвижник жил до двадцатилетнего возраста. Три года жил в Москве, обучаясь портняжному делу.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Архимандрит Леонид знал Оптину с детства, а в 1852 году стал ее послушником и здесь через 5 лет пострижен в монашество. Тогда же он испытал благодатное духовное воздействие старца Макария, жизнеописанию которого посвятил одну из лучших своих книг — «Сказание о жизни и подвигах старца Оптиной Пустыни иеросхимонаха Макария» (М., 1861). Перу о. Леонида принадлежит и фундаментальный труд «Историческое описание Козельской Введенской Оптиной Пустыни» (ч. 1–2, четвертое прижизненное издание — М., 1885). В своём письме к нему келейник Порфирий подробно описывает последние дни, кончину и погребение старца Илариона (в миру Родион Никитич Пономарёв; 18. IV. 1805–18. IX. 1873). Письмо это целиком публикуется впервые, незначительные извлечения из него бытописатель Пустыни иеромонах Агапит (Беловидов) включил в свою книгу «Жизнеописание старца Оптиной Пустыни, иеросхимонаха Илариона», вышедшую в 1897 году в Калуге без указания сочинителя, сказано лишь: «составлена одним из учеников» старца. Это письмо и авторские к нему приложения весьма ценны для всех, кто изучает историю Оптиной, кто интересуется творчеством бытописателей обители. Другие материалы сборника помогут читателям полнее представить круг чтения насельников обители, их собирательские наклонности. Замыкает рукописную книгу раннее произведение Сергея Нилуса «Голос веры из мира торжествующего неверия» — воспоминания о посещении Сарова летом 1901 года. Книжка вышла в свет в 1902 году (цензурное разрешение 5 декабря 1901 г.). Отдельным почерком монастырского писца исполнен текст первого духовного творения Нилуса, целиком вошедшего затем в состав тома «Великое в малом». Можно предположить, что Сергей Нилус был знаком с этим рукописным сборником и даже в какой-то мере участвовал в его составлении. Ведь занятия в Оптинском архиве он рассматривал как своё монастырское послушание. А. Н. Стрижев О последних днях страданий, кончине и погребении Оптиной Пустыни духовника и начальника скита, старца иеросхимонаха Илариона (Пономарева), в Бозе почившего 18 сентября 1873 года Составлено для своих келейных воспоминаний о Старце очевидцем, монахом Порфирием Письмом нашего отца Игумена Вы извещались о постигшей нас глубокой и горестной скорби: в лишении дорогого и незабвенного нашего старца, батюшки отца Илариона, мирно почившего о Господе 18 сентября 1873 года, в половине шестого утра, тихою христианскою кончиною.

http://azbyka.ru/fiction/polnoe-sobranie...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010