В начале XVI в. это был большой город, с 15 тыс. жителей и 40 церквями. После разорений Смутного времени, к 1708 г., в нём осталось меньше 1 тыс. человек и только 7 церквей. С 1776 г. Козельск – уездный город. Был утверждён герб, напоминающий о его великом подвиге: на красном поле, означающем кровопролитие, 5 серебряных щитов с чёрными крестами, показывающими храбрость защитников города и их несчастную земную участь, и 4 золотых креста, говорящих об их верности. В XIX в. город славился парусными фабриками, от которых теперь не сохранилось и следа. Из старинных построек Козельска до наших дней дошли лишь несколько храмов не старше XVIII в. Святые [ править править код ] Иеросхимонах Лев (Наголкин) (1768-1841) Иеросхимонах Макарий (Иванов) (1788-1860) Схиархимандрит Моисей (Путилов) (1782-1862) Схиигумен Антоний (Путилов) (1795-1865) Иеросхимонах Иларион (Пономарев) (1805-1873) Иеросхимонах Амвросий (Гренков) (1812-1891) Иеросхимонах Анатолий (Зерцалов) (1824-1894) Схиархимандрит Исаакий (Антимонов) (1810-1894) Иеросхимонах Иосиф (Литовкин) (1837-1911) Схиархимандрит Варсонофий (Плиханков) (1845-1913) Иеросхимонах Анатолий (Потапов) (1855-1922) Иеросхимонах Нектарий Оптинский (1853-1928) Иеромонах Никон (Беляев) (1888-1931) Архимандрит Исаакий II (Бобраков) (1865-1938) Монастыри [ править править код ] Свято-Введенская Оптина пустынь [ править править код ] Монастырь находится на высоком берегу р. Жиздры в 2 км от Козельска. По преданию, он был основан атаманом разбойников Оптой, принявшим монашеский постриг с именем Макария. Произошло это то ли в XII, то ли в XIV в. В конце XVIII в. братии в монастыре было 6 человек. Каменное строительство началось только в 1796 г., благодаря усилиям нового настоятеля Авраамия и поддержке митрополита Платона. В 1821 г. по замыслу епископа Калужского Филарета (Амфитеатрова) в 360 м от обители был основан скит во имя Иоанна Предтечи, куда пригласили монахов, подвизавшихся в рославльских лесах. В их числе были братья Моисей и Антоний Путиловы, последователи старца Паисия Величковского. Вскоре Антоний был назначен начальником скита, а Моисей – настоятелем монастыря. В 1829 г. в Оптину поступил старец Леонид (в схиме – Лев), также бывший учеником ученика Паисия Величковского. Таким образом, Промысел Божий в одно время в одном монастыре собрал сразу нескольких наследников традиции ближневосточного старчества.

http://azbyka.ru/palomnik/Паломничество_...

На место деревянной, возобновленной в 1749 г., существующая ныне каменная Архангельская церковь с приделом в честь св.  Димитрия Ростовского устроена в 1787 г. помещиком действительным тайным советником и сенатором Алексеем Петровичем Мельгуновым, придел в честь Воздвижения честн. креста Господня устроен в позднее время. Земли при церкви находится усадебной 3 десятины, пахотной 33, кроме того в пользу притча идут проценты с билета 200 рублей. В клировых ведомостях 1830 г. в числе зданий, принадлежащих к Архангельской церкви, значится 48 лавок, расположенных в 2-х каменных корпусах, но доходу с них, по уничтожении бывших в том селе ярмарок, никакого в тот год не показано. В состав прихода ныне входят: село Малинки с 116 дворами, деревня Дорогинка с 58 дворами и деревня Рябцева с 18 дворами, в коих муж. пола 1112, жен. пола 1088. По штату 1873 г. в причте положены 1 священник и 1 псаломщик.  (Окладные книги 1676 г. лист 64 на обор. Клировые ведомости с 1805-80 гг. Географ. Словарь Российской Империи Семенова том 3 стр. 145. Рязан. епарх. ведом. 1872 г. 16, 1880 г. 1884 г. 4) И. Добролюбов. Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии. 1884 г., том 1, стр. 315. В 25 км от Михайлова находится село Малинки, которое впервые отмечается на картах генерального межевания кон. XVIII века. Его окрестности очень живописны. Село стоит возле небольшой речушки Малиновка (отсюда, вероятно, и происходит название поселения), русло реки и её притоков в некоторых местах перегорожено плотинами, в результате чего в Малинках образовано несколько больших каскадных прудов. Местность вокруг села состоит из полей и перелесков, разрезана многочисленными лощинами, в которых бьют из под земли родники с чистейшей водой. Среди этого умиротворённого пейзажа вознесла к небу свои купола Свято-Михайловская церковь. Она располагается в центре села Малинки, к храму, как и положено было на Руси, сходятся дороги со всех пяти основных улиц села. Впервые деревянная Михайло-Архангельская церковь упоминается в 1676 году. Своей земли у церковного причта не было, в приходе числилось 162 двора, среди которых значилось 5 боярских дворов. Сумма налогов с храма составляла 2 рубля 27 алтын 4 деньги. Есть сведения, что в феврале 1679 года на имя митрополита Рязанского и Муромского Иосифа поступило прошение от священника Михайло-Архангельского храма села Малинки отца Потапа " со товарищи " , где он просил владыку снизить церковные подати с новых приходов в деревнях Гагарине и Ольховце. В ответ на просьбу вышел указ митрополита Иосифа, согласно которому: " ... в селе Малинки двор попа Потапа, двор дьячков, двор пономарей, да крестьянских и бобыльских 72 двора, а земли и сенных покосов и иных угодий нет, впредь с той церкви дани платить по рублю по одиннадцати алтын с деньгою на год " .

http://sobory.ru/article/?object=17054

Преподобный Антоний (в миру – Александр Иванович Путилов) родился 9 марта 1795 года в городе Романове Ярославской губернии. Преподобный Антоний начал иноческий путь в брянских лесах под духовным руководством своего брата, преподобного Моисея. Вместе с братом он поселился в Оптиной пустыни, где был скитоначальником. Впоследствии он тринадцать лет исполнял должность настоятеля Малоярославецкого Николаевского монастыря. Последние двенадцать лет жизни преподобный Антоний провел на покое в Оптиной пустыни. Он был духовным руководителем многих иноков и мирян. Преподобный Антоний никого не осуждал и не порицал, ничем не соблазнялся, ни о ком не изменял благой мысли, что было доказательством его сердечной чистоты. Скончался схиигумен Антоний 7 августа 1865 года. Преподобный Иларион (в миру – Родион Никитич Пономарев) родился в пасхальную ночь с 8 на 9 апреля 1805 года в Ключах Жиздринского уезда Калужской губернии. Занимаясь миссионерством против сектантов, он перенес много скорбей. В 33 года он поступил в Оптину пустынь и был определен в келейники к старцу Макарию и двадцать лет нес это послушание. После смерти своего аввы отец Иларион исполнял должность скитоначальника и духовника обители. Он отличался тихостью и смиренной кротостью сердца, был немногословен, но слова его имели благодатную святую силу. Скончался иеросхимонах Иларион 18 сентября 1873 года. Преподобный Анатолий (в миру – Алексей Моисеевич Зерцалов) родился 6 марта 1824 года в селе Бобыли Калужской губернии. Закончив семинарию, в 1853 году поступил в Оптину пустынь, где в 1862 году принял монашество, а в 1870 году – священство. По благословению старца Макария он стал одним из первых учеников преподобного Амвросия. Впоследствии, исполняя должность скитоначальника и братского духовника, преподобный Анатолий был ревностным хранителем старческих заветов. Великим старцем называл своего ученика преподобный Амвросий. Отец Анатолий имел дар духовного совета и прозрения, а также удивительный дар утешительного и назидательного слова. Скончался иеросхимонах Анатолий 25 января 1894 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Схиархимандрит Моисей (Путилов) (1782-1862) явил удивительный пример сочетания строгого подвижничества, смирения и нестяжания с мудрым управлением обителью и широкой благотворительной деятельностью. Именно благодаря его безграничному милосердию и состраданию к бедным обитель давала приют множеству странников. При схиархимандрите Моисее были воссозданы старые и построены новые храмы и здания обители. Своим видимым расцветом и духовным возрождением Оптина пустынь обязана мудрому настоятельству старца Моисея. Схиигумен Антоний (Путилов) (1795-1865) — брат и сподвижник схиархимандрита Моисея, смиренный подвижник и молитвенник, через всю жизнь терпеливо и мужественно несший крест телесных болезней. Он всемерно способствовал деланию старчества в скиту, которым руководил в течение 14 лет. Письменные наставления преподобного старца являются дивным плодом его отеческой любви и дара учительного слова…. Иеросхимонах Амвросий (Гренков) (1812-1891) — великий подвижник земли Русской , святость и богоугодность жития которого Бог засвидетельствовал многими чудесами, а православный верующий народ — искренней любовью, почитанием и благоговейным обращением к нему в молитве… Иеросхимонах Иларион (Пономарев) (1805-1873) — ученик и преемник старца Макария. Будучи ревностным защитником и проповедником православной веры, он сумел возвратить в лоно Православной Церкви многих заблудших и отпавших от православной веры. Иеросхимонах Анатолий (Зерцалов) (1824-1894) — скитоначальник и старец, наставлял в духовной жизни не только иноков Оптиной пустыни, но также насельниц Шамординской женской обители и других монастырей. Являясь пламенным молитвенником и подвижником, он был для всех приходящих к нему чутким отцом, терпеливым учителем, всегда делясь сокровищем мудрости, веры и особой духовной радости. Старец Анатолий обладал удивительным даром утешения. Схиархимандрит Исаакий (Антимонов) (1810-1894) — приснопамятный настоятель Оптиной пустыни, сочетавший в себе твердое управление обителью и тончайшее искусство пастырского руководства со смиренным послушанием великим Оптинским старцам и высоким подвижничеством. Делом жизни схиархимандрита Исаакия было хранение и утверждение в обители духовных заветов старчества.

http://patriarchia.ru/db/text/478995.htm...

Схиигумен Антоний (Путилов), 1795–1865. Дни памяти: 7/20 августа (преставление); 13/26 декабря (обретение мощей) «А в разсуждении раздражительности советую Вам охранять себя как от смертной отравы, которая заметным образом губит здоровье, недействительными делает медицинския средства и самую жизнь сокращает». Брат и сподвижник схиархимандрита Моисея, смиренный подвижник и молитвенник, через всю жизнь терпеливо и мужественно несший крест телесных болезней. Он всемерно способствовал деланию старчества в скиту, которым руководил в течение 14 лет. Письменные наставления преподобного старца являются дивным плодом его отеческой любви и дара учительного слова. Перед своей кончиной он говорил: «Всех желал бы утешить, и если бы можно было, самого себя растерзал бы и раздал всем по кусочку». Иеросхимонах Иларион (Пономарев), 1805–1873. Дни памяти: 18 сентября/1 окт. (преставление); 27 июня/10 июля (обретение мощей) «Молитва всегда полезна и может всякие помыслы прогонять. А если когда против желания ум пленится, тогда надо продолжить молитву». Ученик и преемник старца Макария. Будучи ревностным защитником и проповедником православной веры, он сумел возвратить в лоно Православной Церкви многих заблудших и отпавших от православной веры. «Только с той минуты, как мы узнали его, вспоминает духовное чадо старца, — мы узнали, что такое спокойствие духа, что такое мир душевный…» Старец-скитоначальник скончался в молитве, с четками в руках. Иеросхимонах Амвросий (Гренков) , 1812–1891. Дни памяти: 10/23 октября (преставление); 27 июня/10 июля (обретение мощей) «Не было печали, но лукавые враги накачали, представляясь то в виде Ефремки, то в виде зубастой крокодилки». Великий старец и подвижник земли Русской, святость и богоугодность жития которого Бог засвидетельствовал многими чудесами, а православный народ — искренней любовью, почитанием и благоговейным обращением к нему в молитве. Ученик старцев Леонида и Макария, в служении людям пребывал более 30 лет. Основал Шамординскую женскую обитель, окормлял многие монастыри, его письма и наставления — источник духовной мудрости для ищущих спасения. Имел высокий ясный ум и любвеобильное сердце. Является прообразом старца Зосимы в романе Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы». Писатель трижды виделся с преподобным.

http://azbyka.ru/shemy/optinskie-startsy...

Снаружи часовни, на восточной стороне, начертана золотыми буквами следующая надпись: «7 Сентября 1860 года скончался Введенской Оптиной Пустыни Предтеченского Скита Старец Иеросхимонах Макарий, родившийся 20 Ноября 1788 г., происходил из дворянской фамилии Ивановых Орловской губернии. В монашестве провел 49 лет. Делом и словом учил, особенно, двум добродетелям: смирению и любви. Иже сотворит и научит, сей велий наречется в Царствии Небесном ( Мф. 5:19 ). Поминайте, наставники ваша. Подражайте вере их». Последние слова особенно дороги и знаменательны для Оптинского братства: когда сооружался памятник, некоторые лица, принимавшие в сем деле участие, имели случай, при разговоре о сем с Высокопреосвященнейшим Митрополитом Московским Филаретом, представить ему предположенную надпись, которая первоначально оканчивалась вышеприведенными словами Господа: «Иже сотворит и научит, сей велий наречется в Царствии небесном». Митрополит, желая почтить память старца и оставить ученикам его полезное напоминание, благоволил дополнить надпись, приписав собственноручно на представленном ему листке последние слова: «Поминайте наставники ваша. Подражайте вере их». Сверху, над этой надписью, в полукружии, начертаны те же апокалипсические слова, которые изображены над входом в часовню: «Блажени мертвии, умирающии о Господе, отныне. Ей, глаголет Дух, да почиют от трудов своих» ( Откр. 14:13 ). Далее, на полдень, могила с памятником скитоначальника иеросхимонаха о. Илариона, в мире – Иродиона Никитича Пономарева; родом был из Балашова, Саратовской губернии, из купеческого сословия; родился 8-го Апреля 1805 г.; до поступления в монашество находился в ближайшем общении с известным ревнителем православия, почтенным балашевским крестьянином, Семеном Климовичем, более известным в том крае под именем Климчонка. По примеру и наставлению своего прежнего духовного руководителя, и о. Иларион, бывши еще мирским человеком, много потрудился в обращении раскольников и в преследовании хлыстовской секты 48 ; а потом, по совету же Климчонка, избрал монашескую жизнь, поступив в 1838 г. в скит при Оптиной Пустыни, где и прожил 34 года. Из них 20 лет пробыл келейником при великом и всеми уважаемом старце, иеросхимонахе Макарии, во все это время служил ему с великим усердием и сыновней любовью. В 1849 г. пострижен был в монашество, в 1853 посвящен в иеродиакона, в 1857 – в иеромонаха, а в 1862 назначен был начальником скита и указным духовником обители. Кроме монастырского братства, о. Иларион и вне Оптиной Пустыни имел много духовных детей, преимущественно, из женских обителей. В начале 1872 г. заболел многотрудной болезнью, продолжавшейся год и восемь месяцев, и принял пострижение в схиму. Тяжкие и продолжительные свои страдания переносил с великим благодушием, терпением и преданностью воле Божией. Скончался тихой и мирной кончиной 18 Сентября 1873 года. На его могиле, усердием духовных его детей, поставлен памятник.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

«Непрерывная чреда поколений старцев имела, конечно, огромное значение для внутренней жизни Оптиной пустыни. Но оптинское старчество составило целую эпоху в истории старчества вообще, ибо свои духовные силы Оптинские старцы отдавали людям, жившим в миру; это было своего рода подвигом любви русского иночества, и главным здесь было помочь каждому отдельному человеку понести его тяготы, послужить ему в его нуждах»1. Потому и тянулись люди к старцам в Оптину — и уходили радостными, утешенными. И крестьяне, и великие русские умы. Мы помним, что к старцу Амвросию приезжал великий русский писатель Ф. М. Достоевский, не раз беседовали со старцем и философ Владимир Соловьев, и Лев Толстой. Старец — это духовный руководитель, монах, он может не быть в священном сане, но непременно духовно опытный, с чистой душой и способностью наставлять других. Ради совета, утешения, поддержки к ним шли и свои монахи, и миряне. Современному человеку важно знакомиться с наследием Оптинских старцев. В их письмах, беседах, советах мудрость не человеческая, но Божия. И даже если порой их совет кажется очень простым, в нем опыт высоко духовного человека и чистое сердце молитвенника. Это слова любви, любви Божией, любви к человеку. Не имея зачастую возможности лично общаться со старцем, задать ему свой больной вопрос, мы можем найти ответ в его письмах и наставлениях. Удивительно, но, когда находишь свой ответ, кажется, что старец писал именно для тебя. Потому что слова любви актуальны всегда, и именно она способна утешить и согреть. Желаем нашему читателю найти свои ответы и слова утешения в книге Оптинских старцев о любви. На иконе «Собор преподобных Оптинских старцев» традиционно изображаются 14 старцев: иеросхимонах Лев (Наголкин ; 1768–1841), иеросхимонах Макарий (Иванов ; 1788–1860), схиархимандрит Моисей (Путилов; 1782–1862), схиигумен Антоний (Путилов; 1795–1865), иеросхимонах Иларион (Пономарев; 1805–1873), иеросхимонах Амвросий (Гренков ; 1812–1891), иеросхимонах Анатолий (Зерцалов; 1824–1894), схиархимандрит Исаакий (Антимонов; 1810–1894), иеросхимонах Иосиф (Литовкин ; 1837–1911), схиархимандрит Варсонофий (Плиханков ; 1845–1913), иеросхимонах Анатолий (Потапов; 1855–1922), иеросхимонах Нектарий (Тихонов ; 1853–1928), иеромонах Никон (Беляев ; 1888–1931), архимандрит Исаакий (Бобраков; 1865–1938).

http://azbyka.ru/news/v-serii-kazhdomu-c...

Кончина (день памяти): 7/20 августа 1865 г. Иеросхимонах Иларион (Пономарев) (1805—1873) Иеросхимонах Иларион (Пономарев) (1805—1873) Ученик и преемник старца Макария. Будучи ревностным защитником и проповедником православной веры, он сумел возвратить в лоно Православной Церкви многих заблудших и отпавших от православной веры. «Только с той минуты, как мы узнали его, вспоминает духовное чадо старца, - мы узнали, что такое спокойствие духа, что такое мир душевный...». Старец-скитоначальник скончался в молитве, с четками в руках. Кончина (день памяти): 18 сентября/1 окт. 1873 г. Иеросхимонах Амвросий (Гренков) (1812—1891) Иеросхимонах Амвросий (Гренков) (1812—1891) Великий старец и подвижник земли Русской, святость и богоугодность жития которого Бог засвидетельствовал многими чудесами, а православный верующий народ - искренней любовью, почитанием и благоговейным обращением к нему в молитве. Ученик старцев Леонида и Макария, унаследовал от них благодатный дар старчества, в беззаветном служении людям пребывал более 30 лет. Основал Шамординскую женскую обитель, окормлял многие монастыри, его письма и наставления - источник духовной мудрости для ищущих спасения. Преподобный имел высокий ясный ум и любвеобильное сердце. Необычайно сострадательный и благодатно одаренный он особенно отличался христианской любовью. Кончина (день памяти): 10/23 октября 1891 г. Иеросхимонах Анатолий (Зерцалов) (1824—1894) Иеросхимонах Анатолий (Зерцалов) (1824—1894) Скитоначальник и старец, наставлял в духовной жизни не только иноков Оптиной пустыни, но также насельниц Шамординской женской обители и других монастырей. Являясь пламенным молитвенником и подвижником, он был для всех приходящих к нему чутким отцом, терпеливым учителем, всегда делясь сокровищем мудрости, веры и особой духовной радости. Старец Анатолий обладал удивительным даром утешения. Преп. Амвросий говорил, что ему была дана такая молитва и благодать, какая одному из тысячи дается. Кончина (день памяти): 25 января/7 февраля 1894 г.

http://pravoslavie.ru/56920.html

XIX век 8. Путевые записки в св. град Иерусалим и окрестности онаго, Калужской губернии дворян (братьев Ивана и Василия) Вешняковых и мядынского купца Мих. Новикова в 1804–1805 годах. М., 1813. 9. Русские поклонники в Иерусалиме. Отрывок из путешествия по Греции и Палестине в 1820 году.//Северные цветы на 1826 год. СПб., 1826 [Автор – Д. В. Дашков; указ. С. И. Пономаревым]. 10. Путешествие к Святым местам находящимся в Европе, Азии и Африке, совершенное в 1820 и 1821 годах села Павлова жителем Киром Бронниковым. М., 1824. 11. Записки об Иерусалиме 1835–1836, иеромонаха Аникиты кн. С. А. Ширинского-Шихматова. СПб., 1838. 12. Извлечение из путевых записок из Одессы в Иерусалим и обратно князя Конст. Арк. Италийского, графа Супорова-Рымникского. М., 1844. 13. Уманец А. Путешествие на Синай, с приобщением отрывков о Египте и Св. Земле. Ч. 1,2. СПб., 1850. 14. Н. Щ. М. Краткое описание путешествия в Палестину. М., 1851. 15. Альденберг II. В., граф. Из Рима в Иерусалим. СПб., 1853. 16. Каминский В. К. Воспоминания поклонника Св. Гроба. СПб., 1859. 17. Сатин А. Д. Поездка в Палестину в 1857 г. Из записок черноморского офицера.//«Русский Вестник». 1873, 8. 18. Ширяев Григорий И. (Слепец). Вечерние рассказы странника на родине о том, каким путем и как добраться до св. града Иерусалима. СПб., 1859. 19. Волконский М., князь. Записки паломника. СПб., I860. 20. Рассказ святогорца схимонаха Селевкия о своей житии и о странствовании но св. местам русским, палестинским и афонским. СПб., 1860. 21. Базили К. М. Сирия и Палестина, под турецким правительством, в историческом и политическом отношениях. Ч. 1, 2. Одесса, 1861–1862; М., 1962. 22. Пахомий, иеромонах. Путеводитель по св. граду Иерусалиму и вообще по св. местам Востока. СПб., 1864. 23. Старый Иерусалим и его окрестности. Из записок инока паломника архимандрита Леонида. М., 1873. 24. Синягин В. Путешествие Е. И. В. Государя Великого Князя Николая Николаевича старшего по Турции, Сирии, Палестине и Египту в 1872 г. СПб., 1873. 25. Шереметев С. Д. Путешествие на Восток князя П. А. Вяземского. СПб., 1883.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

301 Протоиерей Павел Иванович Левашов был настоятелем церкви Главного штаба в Петербурге. По его благословению в Оптину ездили некоторые офицеры Штаба. После революции о. Павел служил в Московском Новодевичьем монастыре, а позднее жил в Гомеле и поддерживал связь с Оптинским старцем Нектарием. 303 Речь идет, по-видимому, о Свято-Троицком Сергиевом женском монастыре, расположенном в самой Риге. Монастырская же пустынь (Спасо-Преображенская) находится о 40 верстах от Риги. 308 Последние два монастыря находились в Калужской губ.: первый – в Лихвинском уезде, второй – в Перемышльском. 309 Причислен к лику снятых в 1990 г. Жизнеописания отечественных подвижников благочестия XVIII–XIX веков, 20 декабря. 317 Автобиографический набросок И. С. Тургенева «Довольно. (Отрывок из записок умершего художника)» (1862–1864 гг.). 319 Священник Алексий Колоколов (1836–1902), замечательный пастырь, духовник и проповедник, вел широкую благотворительную деятельность, благоустроил много храмов. 323 Преподобный Оптинский старец Иларион (Пономарев; 1805–1873). В Оптиной Пустыни с 1839 г. В течение двадцати лет был келейником преп. Макария, нес послушание садовода, занимался пчеловодством и ложечным рукоделием. С 1863 г. – скитоначальник. Причислен к лику местночтимых святых в 1996 г. всероссийских – в 2000 г. О нем см.: «Житие преподобного исросхимонаха Илариона Оптинского ». Изд. Введенской Оптиной Пустыни. 1993. 357 После публикации в «Северных цветах» стихотворения Пушкина: Дар напрасный, дар случайный, Жизнь, зачем ты мне дана? Иль зачем судьбою тайной Ты на казнь осуждена? Кто меня враждебной властью Из ничтожества воззвал, Душу мне наполнил страстью, Ум сомненьем взволновал?.. Цели нет передо мною: Сердце пусто, празден ум, И томит меня тоскою Однозвучный жизни шум. в «Звездочке» появился ответ на него митрополита Филарета (без подписи), написанный им в том же стихотворном размере и почти в тех же словах и выражениях: Не напрасно, не случайно Жизнь от Бога нам дана, Не без воли Бога тайной

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Opt...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010