Банда «плохишей» распалась со временем: ребята разъехались по стране. Нас никто не трогал с того рокового дня для их «лидера». С Петром я общался чаще остальных, звонил не всегда, конечно, по делу. И сейчас, когда он получил священный сан и служит в одном из омских храмов, я обращаюсь к нему снова часто, посоветовать мне священнослужителя, о котором можно рассказать в СМИ. Пётр не уставал повторять, что дети воспринимают сказанное, как должное, верят слову, а взрослые - невольно сомневаются, взвешивая «за» и «против». Качество победы у детей потому разнится с успехом взрослых, потому что первые отдаются вере в дело целиком и не раздумывают как взрослые. Фразу из Библии «Будьте как дети» понять не сложно, особенно если в любой момент можно поговорить со священнослужителем, но поверить иногда слову, находясь в обществе, уже трудней. Из друзей детства в Омске остался Василий - он работает на железной дороге. Ему 33 года. И лишь недавно, вспоминая прошлое и яркое, товарищ спросил о пономаре. Стало не всё равно, с кем продолжают общаться друзья. Серёга хотел уехать из города, Андрей тоже. Отец первого повторял, что в Омске нечего делать из-за проблем с зарплатой, дорогами и властями, а у второго были родственники в столице. Сергею сделал бизнес-предложение питерский работодатель, заметив его на соревнованиях. Андрей уехал к тётке в посёлок Долгопрудный. После окончания высших учебных заведений они оба и покинули родной город. Омского батюшку Петра не забывают. Серёга признался, что голос о. Петра поднимает ему настроение, возвращая в беззаботное время. Парень работает инструктором в модном спортивном зале, где предпочитает бегать на эллипсоиде Михаил Боярский. Андрей редко делится новостями, но когда речь заходит о «спасителе» и синюшных пальцах Орлика он заметно оживляется и шутит. Бодрых воспоминаний ему не хватает. Что до Константина Орлика и Юрия Черевко - мне стало жаль их через много лет. Мстить я и не думал, слава Богу, что эти мысли обходили стороной. Общий знакомый, который в тот день испытывал угрызения совести, поведал, что ещё далеко до совершеннолетия отцы двух этих «плохишей» ушли из жизни. Один злоупотреблял алкоголем, умер от цирроза печени, а второй покончил жизнь в тюрьме. Их детская злоба была почти обоснована.

http://ruskline.ru/analitika/2018/08/201...

Напр., Метафраст пишет, что число обратившихся ко Христу с св. Феодором воинов было «Octoginta», у Святителя, как и в Анфологионе – 72; у Метафраста нищий нес «тапит» (руку) богини Артемиды, – в Анфологионе и у Святителя – «главу»... Из Анфологиона же взяты и те дополнения, которыми Святитель в некоторых местах расширяет повествование Метафраста. Еще ощутительнее влияние Анфологиона сказывается на житии св. Алексия человека Божия. В Четии-Минее сказано, что это житие заимствовано «От Метафраста и Четии-Минеи». Житие Метафрастово находится в сборнике Сурия (т. IV, с. 221), который процитирован в месяцеслове. Но и у Сурия, и в Великих Четиих-Минеях (март, л. 395-й), и в Анфологионе, по-видимому, одна и та же, так называемая «греко-латинская» 337 редакция жития, имеющая, впрочем, в каждом из этих сборников некоторые, иногда и существенные особенности. При сравнении труд Святителя во многих местах очень сходен с житием в Анфологионе как в фактах, так и в изложении, но имеет и особенности. У Святителя есть имя хартулария (Аэтий), читавшего царю, папе и народу грамоту, написанную блаж. Алексием перед кончиной, – в Анфологионе его имени нет; Святитель пишет, что святость и благочестие преподобного открыты были в видении пономарю того храма, у врат которого св. Алексий просил милостыню, – в Анфологионе о пономаре нет и упоминания; в ином порядке и пространнее переданы в Анфологионе и те сетования, какими выражают свое горе отец, мать и жена блаженного после его ухода и смерти. Можно поэтому думать, что при составлении разбираемого жития, кроме Анфологиона, Святитель пользовался еще Сурием и великими Четиими-Минеями, где и имя хартулария, и эпизод с пономарем имеются. Мы указали все важнейшие источники житий святых в Четиих-Минеях свят. Димитрия и перечислили те жития, содержание которых не отличается в этом отношении особенною сложностью. Жития, при составлении которых Святитель обращался к нескольким источникам и где каждый из этих источников оказывал важное, существенное влияние на работу свят.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

дьякон Деомид, да крестьянских 8 дв.» В 1746 году монастырь в Синодальный казенный приказ платил дани 2 рубля 35 копеек. Более о монастыре сведений не имеется; время упразднения его неизвестно; но можно думать, что он упразднен в 1764 г., когда учреждены были новые монастырские штаты. По упразднении монастыря Успенская церковь обращена в приходскую и существует в селе до настоящего времени; зданием каменная, она построена, как видно из вышеприведенной описи монастыря, в конце XVII столетия; колокольня при ней и ограда каменные же, построены в позднейшее время. В церкви два престола: в холодной – в честь Успения Божией Матери и в теплом приделе – во имя Святителя и Чудотворца Николая. В церкви сохраняются следующие старинные св. иконы, пользующиеся особенным почитанием прихожан: местная икона Успения Божией Матери и икона Смоленской Божией Матери, украшенная бархатной ризою, на коей нанизано около 500 жемчужин; на обратной стороне иконы имеется столь же старинное изображение Святителя и Чудотворца Николая. В церковной библиотеке хранятся старинные книги: Евангелие печати 1634 года, с подписью по листам: «В царство Благоверного и Христолюбивого Государя Великого Князя Михаила Феодоровича всея Русии Самодержца, превысочайшия и пресветлосиятельные благочестием степени, Богом венчанного Российского царствия их же в преславном и стольном граде Владимире дал в церковь Владычицы нашея Богородицы честного и славного ея Успения и Чудотворца Николая и святые мученицы Параскевы, что в Любецком монастыре, при служителе святых сих церквей, при честном священно-иерее Иосифе да при старце Гурие да при пономаре Михаиле сию святую книгу Евангелие напрестольное Московской печати с Патриаршаго двора от Соловецких Чудотворцев священно-иерее Софрония по своей души и по своих родителях»; Апостол печати 1694 года, с подписью: «Сию книгу Свят. Апостол в дом Пресвятые Б-цы честного и славного ее Успения в Любецкой монастырь приложил Чудова монастыря старец Аврамий Ашанин по своих родителях и того монастыря игумену и кто по нем будет священником за него старца Аврамия Бога молити и родители его поминати.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

Письмо вдове брата Анне Ксенофонтовне: «Надеюсь, что Господь вразумит Вас, как лучше попещись о здоровье Матушки. Я же прошу Вас по возможности сохранять спокойствие духа в преданности в волю Божию, дабы безпокойство не лишило Вас некрепких сил Ваших и чрез то не лишило Матушку Вашей помощи, особенно приятной для нее» (Письма. 1882. С. 370. 432). 22 октября. Предложение Его Высокопреосвященства консистории о том, может ли быть торговля в праздничные дни: «Чрез благочинных Московских собрать сведения, не простирается ли в праздничные дни торговля далее пределов, поставленных законами» (Резолюции. Т. 5. Ч. 1. С. 146. 9885). 24 октября. Письмо наместнику Лавры архимандриту Антонию (Медведеву): «До сих пор все удерживаем был я от путешествия в Лавру; ныне думал освободиться, совершив требовавшееся освящение антиминсов и молебствие о здравии Августейшего Дома по случаю раздачи милостыни, которую даровал Государь Император по рождении Князя Николая Максимилиановича 195 . Но указуется мне путь в другую сторону. Сотворите молитву ко Господу, при предстательстве Преподобного Сергия, да поможется благою помощию рабе Его Евдокии, моей родительнице. Еду к ней по известиям о ее болезни, не довольно определенным, но озабочивающим, особенно при преклонности лет ее» (Письма преподобному Антонию. С. 307– 308. 395). Письмо князю C. М. Голицыну: «Нечаянные обстоятельства отвлекают меня на несколько дней из города и становятся причиною, что не лично представляю Вашему сиятельству две записки о бедных, о которых говорил прежде» (Письма. 1884. С. 41. 43). Письмо A. Н. Муравьеву: «Задумайтесь со мною. Со вчерашняго дня смотрю я, как мирно почивает младенец Граф Шереметев – во гробе. Нельзя без участия думать о сей потере, и особенно видеть печаль родителей, тем более трогательную, что она кротка и смиренна. Помолимся о их утешении, поклонимся неисповедимым судьбам Божиим и помыслим о пути, который младенческия стопы проходят лучше нас» (Письма. 1869. С. 127. 28 октября. Резолюция на рапорте благочинного о диаконе, дьячке и пономаре, без разрешения начальства построивших дома на церковной земле и сдающих их в аренду: «От диакона, дьячка и пономаря духовному Правлению взять обстоятельныя показания, сколько кто земли отдал, кому, на сколько лет, за какую цену, когда, почему в противность закона без ведома начальства, и, что покажут, представить, внушив им, что сие своевольное и противозаконное действование их, вредное для церковной собственности, может подвергнуть их лишению мест, есть ли не приведут дела в законный порядок» (Резолюции. Т. 5. Ч. 1. С. 146. 9886).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

Что касается до приходских наших домов, то они все без остатку сгорели.» Почему не дано сведения о пономаре и его доме неизвестно. Летом 1813 года причт разместился, но как? Священник на свой счет отделал для себя помещение в палатке на колокольне своей церкви (на 5 квадр. арш.); диакон отстроил для себя палатку в колокольне приписной Николо-котельнической церкви; пономарь нашел для себя помещение в палатке на паперти той же церкви (см. Опись Николо-котельнической церкви ст. 22 и 24). Так бедствовал причт не один год. Около 1816 г. священник переехал на жительство в свой дом, состоявший в приходе Николо-котельнической церкви; а диакон и пономарь построились на церковной земле при Космодамианской церкви. Священническая земля при нашей церкви оставалась незастроенною более 20 лет. Ныне существующие дома построены: священника – в 1833 году, диакона – в 1862 г. дьячка – в 1848 г. Один из сих домов именно дом диакона, куплен и пожертвован в церковь старостою церковным почетн. гражд. Д. Ив. Хлудовым в 1865 году; остальные два куплены им же Хлудовым в 1868 году. Все три дома куплены за двенадцать тысяч двести пятьдесят (12,250) руб. сер. и пожертвованы в церковь с тем, чтобы причт помещался в них бесплатно, а доход с них, за сим помещением, поступал в церковь, как на ремонт самих домов, так и на другие церковные нужды. Настоятели Космодамианской церкви XVII и начала XVIII в. известны только по именам, которые приходилось нам встречать в документах того времени; проследить хронологически полное время их служения при церкви, мы не имели возможности. С 1718 г. можно представить полный список их. Григорий был священником в 1625 г. (По приходным книгам Патриаршего Приказа 1625 г.) Гавриил – в 1631 году (по тем же книгам 1631 г.) Анкудин (Акиндин) – в 1657–1686 гг. Известен из строильных книг 1657 года, и из книги «Семисотлетие Москвы» 1847 г. стр. 120. Алексий – в 1693 г. взял новые антиминсы. Иван – в 1701 г. взял антиминс в придел св. Филиппа. Иаков Глебов – выбыл из прихода в 1718 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Rudnev/m...

" А на прилуке как воздух понесут, пономари свещи несут пред воздухом, дияконы два большие кадят беспрестани окрест воздуха, а идут с воздухом и с Евангелием около леваго столпа, и полагают воздух на престоле в олтаре и на всей Святой Недели тем воздухом покрывают престол и Евангелие и снимают в субботу на Святой Недели после обедни " . Более подробное описание входа видим в [древнем] уставе (ркп. Синодальной б-ки л.207): " Игумен и священницы поидут во олтарь и облачаются во вся священническая одежды в постныя. И емлют воздух и как пропоют конец славословье и преж два пономаря поидут на выход из олтаря со двемя священники, таже диякон с кадилом и прочии же диякони идут со свещами и большей диякон обращаяся трижды и покадит воздух, а крылошане идут на пред пономаре и поют надгробное Трисвятое, и потом идет игумен под воздухом со Евангелием и вси священницы идут, а воздух несут на главах и как пропоет последнее Трисвятое и поидут игумен с собором и с воздухом во олтарь положат " . По Обиходнику Иосифова монастыря, " священницы все идут под воздухом " , но по уставу того же монастыря 1553 года они " исходят со Евангелием и со воздухы на главах своих носят " . По уставу Сийского монастыря за воздухом игумен и священники ходили " в большую церковь " . Но о церквах, имеющих одного священника и диакона, вот что читаем в сводном уставе Троицкого Сергеева и Кириллова Белозерского монастырей начала XVII века: " Бывает выход сице, после славословия и по Трисвятом, священник и диакон облачатся в ризы белыя обычныя, и бывает выход с Евангелием в трапезу, священник несет Евангелие, диакон пред ним с кадилом, пономарь со свещею, и пришед положит Евангелие на налои в трапезе, диякон покадит Евангелие, крестообразно глаголет премудрость " . Здесь нет упоминания о воздухе. Но что представляли из себя те воздухи, которые, как видно из приведенных выше описаний входа, носились над головой игумена, а иногда и над головой каждого участвовавшего в шествии священника? Нужно думать, что это были те же самые воздухи, которые употреблялись обычно за литургией, которыми покрывались Святые Дары и которые носили во время " великого переносу " .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Скачать epub pdf Октябрь 27 Андрей, князь Смоленский, Переяславский Точных сведений о св. Андрее, о его происхождении, времени жизни и подвигах не сохранилось. В Переяславле-Залесском, где подвизался и скончался св. Андрей, держалось предание, что он происходил из рода князей смоленских. Зависть и крамолы против Андрея его родичей-князей, столь обычные на Руси в древнее время, не заставили князя защищать свои права и власть также крамолой; он не поднял и открытой борьбы – не взялся за оружие, что так часто бывало в подобных случаях. Кроткий князь отказался от своего удела, бросил все свое достояние и скрылся из отечественного города. Бедным странником святой Андрей явился в город Переяславль-Залесский (около 1360 года) и поселился при церкви святого Николая Чудотворца у городских ворот. Некоторое время спустя смоленский князь был принят пономарем к этой церкви и в такой скромной должности подвизался тридцать лет, скрывая от всех свое знатное происхождение. Сказания не описывают подвиги святого князя-пономаря, но уж одно это разве не великий подвиг – оставить княжение, семью, родной город и сделаться пономарем при бедной церкви чужого города? Когда святой Андрей преставился (около 1390 года), на его теле нашли золотую цепь и перстень – знаки княжеского достоинства, тяжелые железные вериги – знак его подвижничества, а также малую хартию, на которой рукою почившего было написано: «Аз есмь Андрей, един от смоленских князей. Зависти ради и крамолы от братий моих оставих княжение мое и дом и прочее». Бедного пономаря похоронили при Никольской церкви, при которой он проходил свое скромное служение, причем его тело обернули берестой. Много лет прошло с тех пор, но жители Переяславля помнили о подвижнике-пономаре. Скоро после кончины начали почитать его святым и праздновать память в день преставления – 27 октября; написали его образ; составили службу – особые стихиры и канон. Но потом, около половины XVI столетия, празднование памяти святого Андрея почему-то прекратилось и о подвижнике стали забывать. В то время в Переяславле-Залесском подвизался преподобный Даниил, уроженец этого города, который, вероятно, хорошо знал устные предания о святом Андрее и посещал храм, при котором угодник служил пономарем, и его могилу, видел его образ и вериги. Преподобный решил содействовать прославлению святого князя Андрея.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Зависти ради и крамолы от братий моих оставих княжение мое и дом и прочее». Бедного пономаря похоронили при Никольской церкви, при которой он проходил свое скромное служение, причем его тело обернули берестой. Много лет прошло с тех пор, но жители Переяславля помнили о подвижнике–пономаре. Скоро после кончины начали почитать его святым и праздновать память в день преставления — 27 октября; написали его образ; составили службу — особые стихиры и канон. Но потом, около половины XVI столетия, празднование памяти святого Андрея почему–то прекратилось и о подвижнике стали забывать. В то время в Переяславле–Залесском подвизался преподобный Даниил, уроженец этого города, который, вероятно, хорошо знал устные предания о святом Андрее и посещал храм, при котором угодник служил пономарем, и его могилу, видел его образ и вериги. Преподобный решил содействовать прославлению святого князя Андрея. В последний год жизни преподобному Даниилу случилось быть в Москве по делам своей обители. Он просил у малолетнего государя Иоанна Васильевича IV, своего крестного сына, и у митрополита Иоасафа (1539–1542) средств на постройку обветшавших церквей города Переяславля во имя Иоанна Предтечи (у западных городских ворот) и во имя святителя Николая. Затем преподобный рассказал царю и митрополиту, что при Никольском храме лежат мощи святого Андрея, князя Смоленского, и просил дозволения освидетельствовать их. Он передал те устные рассказы, которые ходили в Переяславле о святом угоднике, упомянул о том, что раннее память его в Никольской церкви праздновалась ежегодно, указывал на службу святому и его образ и горько жаловался на то, что жители Переяславля перестали вспоминать о святом угоднике Божием. «Для того возвестил я все это державе твоей, государь, — говорил преподобный, — чтобы не пришел в забвение такой святой. Боюсь, чтобы за молчание свое я не был повинен осуждению». Государь отпустил средства из своей казны на постройку новых храмов на место обветшавших и вместе с митрополитом разрешил преподобному Даниилу и местному духовенству раскопать могилу святого Андрея и осмотреть его мощи, лежащие в земле. Когда преподобный, возвратившись в Переяславль, возвестил об этой милости, все так обрадовались, что хотели звоном собирать народ на торжество открытия мощей. Но один священник заметил: «Если Богу будет угодно явить мощи раба Своего, то без звона совершим молебствие и пойдем к могиле угодника. Тогда станет ясно, угодно ли это дело Богу и самому святому».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=842...

Прихожане – государственные крестьяне, мещане, отставные рядовые и унтер-офицеры трудились на Мариинском канале. Проживали они в деревнях Вытегорского уезда Рубеж и Навручей Девятинской волости и Семибратовщина и Грязный омут Бадожской волости, а также при шлюзах Елизаветы, Александра, Екатерины, Петра, Елены, Марии на соединительном канале и при шлюзе Николая на реке Вытегре. Позже шлюзы (кроме Николаевского) упразднены. После упразднения шлюзов одни жители из числа живших при шлюзах уехали совсем из этой местности, другие переселилась на вновь устроенные Петровский и Александровский и оставшийся Николаевский шлюзы, а третьи остались жить в выселках при упраздненных шлюзах и присоединились к крестьянам Рубежского общества. Прихожане мало занимались сельским хозяйством, основное занятие их - тяга лошадьми судов по Мариинке. В приходе в 1890 году проживали 394 православных, 4 католика и 1 лютеранин (иноверцы жили при шлюзах). В 1813 году открыта солдатская школа кантонистов. В ней обучались ежегодно от 20 до50 мальчиков. Существовала до 1826 года. В 1831 году пономарь Тимофей Алексеевич Мегорский открыл училище для мальчиков, в 1860 году жена его Анна Абрамовна открыла училище для девочек. С 1866 года обучение детей стало совместным. В 1898 году на средства Вытегорского купца Ивана Михайловича Тыранова открыта библиотека-читальня для прихожан, в память о пономаре Тимофее Мегорском она названа Тимофеевской. По расписанию причтов 1885 года в Рубежской церкви положено быть одному священнику и одному псаломщику. В 1890 году в церкви служил Петр Иванович Скородумов, сын дьячка Саминской церкви, 1850 года рождения. В 1871 году он окончил Олонецкую духовную семинарию. В 1876 году рукоположен в священники Рубежской казенной церкви. В семье у него жена Маргарита Игнатьевна 1852 года рождения, дочь дьячка Бадожской церкви, и трое детей: Надежда 1881 года рождения, Леонид 1882 года рождения и Нина 1887 года рождения. Священник жил в церковном доме. Павел Иванович Скородумов прослужил в Рубежской церкви 20 лет.

http://sobory.ru/article/?object=23624

О явлении преподобной матери нашей благоверной великой княгини Анны, и чудо о пономаре, именем Герасиме Прешедшим убо многим летом по успении блаженныя и великия княгини Анны, яко двесте и четыредесять и три лета, в неже время всещедрый Бог благостию своею явил нам источник неисчерпаемый, гроб знаменоносныя матере и великия княгини Анны. И по явлении том неведом бе и небрегом святый гроб ея, зане сущу времени тогда в Российском господарстве нестройну бывшу, от нашествия богомерзких, латинския ереси восприемников, литовских людей, якоже летописныя книги повествуют. Царствующу бо тогда в Московском государстве и скиостры Российского царства правящу царю Василию, тогда убо окрест Московского царства безчисленное воинство бяше литовских людей, на взятие царствующего града готовляхуся, прочие же грады окаяннии пленующе и пожигающе, и в запустение полагающе. И многия святыя места, и честные монастыри разориша, и крови христианския окаяннии множество пролияше: от Москвы даже и до Великаго Нова-Града и окрест окияна моря протече необузданное их воинство. Богу тако попущающу за грехи наша, яко да накажемся человеколюбие Его не гневати, и яко да научимся пресвятыя заповеди Его не преобидети, но да всегда пред Ним угодная навыкнем творити. Той бо сам глаголет пророком своим: «Аще Мене послушаете, благая земли снесте; аще ли не послушаете, оружие вы пояст». И яко же речено бысть, яко злохищенныи волци, литовстии людие нещадно погубляюще овцы стада Христова, и несть кто возбраняя им или сопротивляяйся. Понеже царю Василию и самому тогда сущу в велице утеснении, бывшу елико от литовского воинства, паче же от своих присных мятежи и нестроения бяху. Единою же нападше окаяннии литовстии людие изгоном на град Кашин внезапу, людем же града Кашина о приходе ко граду неведущим и нестрегущимся, и острогу около града в то время не было. И елице незапно во граде обретоша, многих посекоша, иных, раниша и многие домы разграбиша, и вскоре от града отъидоша. По отшествии же их, литовских людей, града Кашина граждане собравшеся и поставиша по осипи острог и начаша стрещися. И егда поставиша острог, последи же приразишася окаяннии литовстии людие ко граду Кашину не токмо единою, но и дважды и трижды, но ничтоже возмогоша успети или зла сотворити, Богу его соблюдающу ради молитв благоверныя княгини Анны. Людие же, сущи тогда во граде, бяху ратнии и простии, видевше милость Божию, иже от нашествия латинския ереси восприемников невредим пребывает град, и разумевше, яко не от своея им силы соблюдается, обаче не ведаху, яко кто бе по них поборает и избавляет их от пленения сопротивных, понеже все грады плещи своя вдаша воюющим. Тогда убо премилостивый Бог восхоте показати рабу свою и явити людем своим целебный источник и сущую помощницу во граде, преподобную и благоверную великую княгиню Анну, сим образом.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010