Синод, рассмотрев доклад архиепископа и видя, что для обращения Снетогорского монастыря в архиерейский дом понадобится сумма значительно меньше той, которая потребовалась бы на постройку архиерейского дома в Пскове, обратился к императору Александру I с данным начинанием. 30 декабря 1804 г. последовал указ императора Александра I, который гласил: " Обратить третьеклассный Снетогорский монастырь в архиерейский дом, с назначением для приведения его со всеми службами в надлежащее устройство положенной по смете суммы - 15 тыс. 185 руб. 68 копеек, и о перенесении штата Снетогорского монастыря с учрежденной в нем архимандрией на третьеклассный Елиазаровский, а Елиазаровский на Крыпецкой монастырь, бывший на своем содержание, с оставлением при всех них по-прежнему земельных и других угодий, рыбных ловель и мельниц " . В начале XIX в. Снетогорский монастырь стал местом жительства псковских владык. Тогда и был пристроен к храму " Николы-на-погребах " архиерейский каменный дом. Два нижних яруса подклетов трапезной состояли из сводчатых палат, соединенных с домом архиерея, построенным по проекту губернского архитектора Жданова в 1805 г., системой переходов. Указом Псковской духовной консистории от 12 июля 1805 г. велено было на приведение архиерейского дома в Снетогорском монастыре со всеми службами в надлежащее для пребывания архиерея устройство отпустить остающиеся в нынешнем году на Духовный департамент 7 тыс. руб., которыми и начать производить ремонт, остальные 8 тыс. 185 руб. 68 коп. ассигновать в 1806 г. На основании ведомости Псковского архиерейского дома 2-го класса за 1805 г. отмежеванной для дома пашенной и сенокосной земли с присовокуплением земли Снетогорского дома было 943 десятины. На эту землю имелись чертежи и планы. В царствование Александра I указами 1805, 1810, 1819 гг. вопреки указу Петра I архиерейским домам было предоставлено право с Высочайшего соизволения приобретать ненаселенные земли. Кроме того, принадлежавшие архиерейским домам городские здания были освобождены от военного постоя и большинства городских повинностей, а земельные и лесные угодья - от поземельного сбора.

http://sobory.ru/article/?object=01933

18.08.1805 18.08.1805 18.08.1805 20.12.1805 09.12.1806 25.01.1807 10.01.1808 10.01.1808 20.02.1821 26.04.1821 01.10.1821 Иоанн Василевский (Васильевский) 29.10.1821 07.05.1824 27.06.1824 30.09.1825 Мефодий II Пишнячевский 26.01.1826 07.02.1832 12.03.1832 04.12.1840 01.03.1841 04.12.1841 31.12.1841 12.11.1844 Смарагд Крыжановский 12.11.1844 15.04.1856 15.04.1856 06.04.1870 27.06.1870 07.12.1874 Феогност Лебедев II 29.12.1874 08.12.1877 08.12.1877 24.06.1880 26.06.1880 16.12.1889 16.12.1889 21.11.1892 Павел II Вильчинский 21.11.1892 19.12.1892 19.12.1892 13.11.1893 Павел II Вильчинский, паки 13.11.1893 10.08.1896 Митрофан Невский 10.08.1896 13.04.1902 27.04.1902 11.06.1912 25.06.1912 08.03.1913 Феофан Быстров 07.01.1913 17.02.1913 в/у Иннокентий Кременский, паки 08.03.1913 13.03.1914 20.03.1914 24.05.1916 06.07.1916 23.06(06.07)1919 08(21)09.1919 22.09(05.10)1919 16(29)06.1920 16(29)06. 1920 в/у Анатолий Соколов, паки 28.02(13.03)1922 13(27)06.1927 13(27)06.1927 09(22)05.1928 05.1928 31.05(13.06)1928 17(30)08.1933 15(28)10.1929 30.09(13.10)1930 30.09(13.10)1933 14(27)04.1939 12.1943 17(30)10.1947 17(30)10.1947 29.11(12.12)1947 29.11(12.12)1947 29.11(12.12)1952 Филипп Ставицкий, 3-й раз 25.05(07.06)1953 25.05(07.06)1953 27.01(09.02)1954 Леонид Лобачев 27.01(09.02)1954 02(15)07.1959 02(15)07.1959 02(15)09.1960 02(15)09.1960 10(23)06.1964 22.06(05.07)1964 14(27)02.1968 Иона Зырянов 14(27)02.1968 17(30)07.1968 17(30)07.1968 14(27)12.1979 14(27)12.1979 06(19)02.1990 06(19)02.1990 25.02(10.03)1990 в/у Филарет II Карагодин 26.02(11.03)1990 30.07(12.08)1992 Филарет II Карагодин 30.07(12.08)1992 07(20)10.1992 07(20)10.1992 11(24)10.1992 12(25)10.1992 Астраханская, григ. Основана в 1931 г. (?) Упразднена в 1932 г. ? Астраханская, обн. Основана в 1923 г. Упразднена в 1935 г. 1923 23.06(06.07)1927 02(15)04.1931 17(30)05.1932 26.07(08.08)1932 22.03(04.04)1935 03(16)10.1935 Аткарская Основана в 1923 г. Именование – по г. Аткарск (Саратовская область). Саратовское викариатство. Упразднена в 1925 г. (?)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С перемещением архимандрита Иннокентия, 4 августа 1804 г., настоятелем в Антониев монастырь в Новгород, на открывшуюся цензорскую вакансию, Святейший Синод, очевидно не имея в виду кандидата, 27 января 1805 года поручил преосвященному Платону, митрополиту московскому, представить двух кандидатов, способнейших и достойнейших из московского духовенства. Платон на должность цензора кандидатами указал: протопопов кафедрального Архангельского собора Димитрия Лавровского и Трехсвятительской приходской церкви Василия Прокопьева, присутствовавших в консистории и к должности цензора способных. Из этих кандидатов, протоиерей Прокопьев 17 июля 1805 г., до рассмотрения в Святейшем Синоде дела о замещении цензорской вакансш, умер; протоиерея же Лавровского Святейший Синод и в настоящий раз признал по преклонности его лет (71 г.) малонадежным для предстоящих по цензуре занятий, которые могут оказаться для него отяготительными. Посему Святейший Синод, 13 ноября 1805 г., вновь поручил 127 митрополиту Платону избрать из монашествующего или белого духовенства таких кандидатов, кои, «отправляя возложенныя на них должности могли бы, без оставления оной и отягощения себя, заниматься и делами по цензуре». На сей раз митрополит Платон рекомендовал следующих лиц: Угрешского игумена Никандра, бывшего в московской академии проповедником, а также двух тогдашних той же академии проповедников, соборных иеромонахов: Геннадия и Палладия, присовокупляя при этом, что «ежели Святейший Синод благоволит сим проповедникам быть при цензуре, то они могут сверх проповеднической должности и сию цензорскую исправить с тем, чтоб оную исправлять им поочередно, а потому и положенное жалованье получать пополам». Святейший Синод со своей стороны, 13 декабря 1805 г., назначил их к исправлению цензорских обязанностей на изъясненном основании. По учредительному постановлению цензура должна была «по неопустительном освидетельствовании, разсмотрении и должном исправлении взносимых и присылаемых в Коммиссию переводов и сочинений, и по одобрении, что в них ничего противнаго Закону Божию, правилам государственным, благонравно и самой литтературе не находится, уважая преимущественно достойныя из них, издавать все таковыя коммиссиею апробованныя в печать с дозволения Святейшаго Синода единственно в типографиях ведомству его принадлежащих».

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

Летом 1798 г. в Египет вторглась французская армия во главе с Наполеоном Бонапартом, который 2 июля занял Александрию, а через пять дней вступил в Каир. В стране установился оккупационный режим. Несмотря на происламские декларации генералов Бонапарта, мусульманское население относилось к захватчикам настороженно и враждебно. В то же время местные христиане стали надежной опорой новой власти. В начале XIX в. Александрийскую патриаршую кафедру занимал Парфений I Панкостас (1788–1804), родом с о. Патмоса, бывший протосинкелл Константинопольской Патриархии. Время его патриаршества пришлось на довольно трудную эпоху в жизни египетских христиан. Во время антифранцузских восстаний в Каире и Дамиетте толпы мусульман громили христианские кварталы, убивая их жителей. После ухода французских войск из Египта османские власти стремились не допустить волны погромов христиан; казни и конфискации имущества христиан, сотрудничавших с французами, не носили массового характера. Однако удержать порядок в стране не удалось, и в 1801–1805 г.г. Египет был охвачен гражданской смутой. Спасаясь от насилия, Патриарх Парфений II в конце 1804 г. вынужден был бежать на Родос, где и скончался в 1805 г. Победителем в этой междоусобной борьбе оказался албанский военачальник Мухаммад Али (1805–1849). Ему удалось уничтожить главную оппозиционную силу – мамлюков (1811). Он провел масштабные реформы в экономике и военном деле, в результате которых Египет на некоторое время превратился в региональную сверхдержаву. Религиозная политика Мухаммада Али была сугубо прагматичной. Заботясь о доходах казны и развитии промышленности, паша охотно покровительствовал христианским общинам. В Египет из османских владений устремилось множество греков, которые покупали земельные участки, строили на них больницы, благотворительные заведения и школы. Когда после греческого восстания 1821 г. по всей Османской империи прокатились погромы, Мухаммад Али окружил христианские кварталы войсками и не допустил столкновений. Преемником Парфения на патриаршем престоле стал его племянник Феофил III (1805–1825), родом с о. Патмос, митрополит Ливийский. Этот Патриарх отличался высокой образованностью и известен своими многочисленными проповедями. Так же, как и его предшественник, Феофил столкнулся прежде всего с материальными трудностями и нищенским положением Александрийской Патриархии. Особенно обострилось экономическое положение с 1821 г., когда в Молдавии и Валахии были отняты принадлежавшие Александрийской Церкви имения. Почувствовав себя больным, Феофил в 1818 г. уехал из Египта на родину и оттуда в течение семи лет управлял Патриархатом, не желая возвращаться, хотя его не раз приглашали правительство и народ. В 1825 г. хедив лишил его патриаршества. Феофил скончался в 1832 г. в монастыре св. Апостола Иоанна Богослова на Патмосе.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Михаил Ефимовский – Платонов учился в университете новым языкам и определен учителем французского языка в семинарию в сентябре 1802 г·В 1805 г. был учителем и немецкого языка. Выбыл в Москву во священника в 1807 г. Павел (в монашестве Палладий) Аничков, вдовый священник из московского Алексеевского монастыря; определен учителем греческого класса в 1802 г.; учил студентов говорить по-гречески. В 1805 г. сделан при семинарии катихизатором и при лавре проповедником, но в ноябрь того же года перевсден на должность проповедника в московскую академию. Умер в 1809 году. Матвей Абрамович Знаменский, юрьевского уезда, села Красная, священников сын. Поступил учиться в семинарию в октябре 1791 года. Кончил курс одним из отличных учеников в 1803 г. и определен учителем русской школы. В январе 1805 г. переведеи иа высший грамматический класс, но за болезнью в 1806 г. уволен. Скончался в сане протиерея церкви Николая чудотворца на Пупышах в Москве. Из его сочинений напечатано стихотворение: Москва, оплакивающая бедствия свои в 1812 г. (М. 1814). Михаил Громов, учитель немецкого языка в 1804 г. Семен Яковлевич Ершов-Платонов. По окончании курса в 1804 г. отправлен в греческий монастырь для практического изучения греческого языка, и в 1806 г. поступил в учителя сего языка. В 1808 г. вызван на должность бакалавра греческого языка в петербургскую академию. Скончался в сане протиерея Владимирской церкви в Петербурге. Порфирий, иеромонах, учитель нисшего немецкого класса в 1805 году. Николай Платонов учился в Троицкой семинарии, и потом греческому языку в греческом монастыре: в 1806 г. поступил в учителя нисшего грамматического класса. В 1807 г. по слабости зрения уволен. Иван Лебедев, учитель немецкого языка с 1807 г. В 1809 г. учитель поэзии и немецкого языка. Андрей Розанов, учитель французского языка с 1807 г.; с 1809 г. – и нисшего класса. Петр Скворцов, окончивший курс в вифанской семинарии, учитель нисшего класса в 1807 г., высшего в 1808 г., с 1812 до 1814 г. – поэзии. Умер в сане священника в Москве.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

3. Архиепископ Афанасий (1799–1805 г.), в мире Алексей Иванов, сын московского священника. Он родился в 1746 г. По окончании курса (1774 г.) в московской академии, проходил (1774–81 г.) в ней должность учителя и проповедника; 13 мая 1777 г. пострижен в монашество; в 1782 г. был префектом крутицкой семинарии; в 1783 г. был префектом, а с 1786 г. ректором, в сане архимандрита, московской академии. В 1788 г., 12 ноября, хиротонисан в Москве в епископа коломенского; 10 апреля 1799 г. перемещен в Воронеж и в том же году, 1 октября, в Екатеринослав; 15 сентября 1801 г. возведен в сан архиепископа; 18 августа 1805 г. назначен был в Астрахань, но в день назначения скончался, при обозрении епархии, в Черноморье и погребен в Николаевском самарском монастыре, в 20 верстах от Екатеринослава. Он имел орден св. Анны 1 ст. и оставил после себя напечатанные труды: 1) Поучительные слова, 2) Авла Геллия записки афинских или аттических ночей – перевод с латинского языка и 3) Тертуллианову апологию. 460 4. Архиеп. Платон (1805–1811 г.), в мире Петр Иванович Любарский, священнический сын. Обучался в черниговском духовном училище, ростовской семинарии и киевской академии; был сперва проповедником (1762–63 г.) в вятской епархии, а потом (1763–72 г.) учителем и префектом в вятской семинарии, где принял (1770 г.) монашество, затем, по возведении в сан архимандрита, был ректором казанской семинарии (1772–94 г.), а в 1794 г., 26 февраля, хиротонисан в епископа тамбовского и пензенского, но в том же году, 11 марта, перемещен в Астрахань, а 18 августа 1805 г. в Екатеринослав. Скончался 20 октября 1811 г. и погребен в Самарском монастыре. Он имел (с 1800 г.) орден св. Александра Невского и (с 1809 г.) алмазный крест для ношения на клобуке. 461 5. Архиеп. Иов (1812–23 г.), в мире Петр Потемкин, из родственников светлейшего князя Потемкина, сын армейского полковника, родился 22 июля 1752 г. По окончании курса в 1-м кадетском корпусе, он несколько времени состоял в военной службе, а в 1779 г. пострижен в монашество в Бессарабии, в Успенском Городищенском монастыре, где был потом игуменом (1784–90 г.) и архимандритом (1790–92 г.). Екатеринославский архиеп. Амвросий в письме (от 23 января 1792 г.) к генерал-губернатору графу Платону Александровичу Зубову рекомендовал архимандрита Иова, как мужа честного и знающего польский и молдавский языки и как достойного кандидата для занятия архиерейской кафедры, а князь Алекс. Безбородко рекомендовал его в письме (7 апреля 1792 г.) императрице Екатерине, – и Иов 27 февраля 1793 г. хиритонисан был в Яссах в епископа Феодосийского и мариупольского, викария екатеринославской епархии; в 1796 г., 13 мая, в сане архиепископа, перемещен был в Минск, а 7 февраля 1812 г. в Екатеринослав, где скончался 28 марта 1823 г. и погребен в Самарском монастыре. Он имел (с 1797 г.) орден св. князя Александра Невского и (с 1817 г.) алмазный крест для ношения на клобуке; не оставил после себя никаких литературных трудов и отличался суровым характером. 462

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

15 сент. 1801 г. в связи с участием в торжествах коронации имп. Александра I и его миропомазания, М. был награжден орденом св. Анны 1-й степени. С 4 дек. 1803 г. являлся членом Синода. Благодаря поддержке обер-прокурора кн. А. Н. Голицына , к-рый познакомился с М. в период своей опалы при имп. Павле I, епископ «сосредоточил в своих руках многие нити» церковного управления. 31 дек. 1803 г. именным Высочайшим указом М. был определен епископом Тверским и Кашинским и членом Синода. 1 мая 1804 г. возведен в сан архиепископа. С 1808 г., став одним из наиболее видных деятелей духовно-учебной реформы, часто посещал С.-Петербург. В этот период им была написана по-латыни и издана в Москве ранее не освещавшаяся в России тема церковной истории первых 3 веков по Р. Х. (Liber historicus. 1805), за к-рую 23 марта 1806 г. указом имп. Александра I М. был награжден орденом св. Александра Невского и бриллиантовым крестом на клобук. Несмотря на глубокую эрудицию автора, историк А. П. Лебедев отмечал чрезмерную сухость изложения, излишнюю заостренность полемики с протестантами и недостаточную глубину рассмотрения нек-рых тем (напр., гонений на христиан, учения св. отцов) ( Лебедев. 1895. С. 9-10). В изданные в 1809 г. в московской Синодальной типографии «в разных местах проповеданные» 13 «Поучительных слов» вошли, в частности, в ранее опубликованные отдельными изданиями «Слово о судьбах и пределах Божиих… в день Благовещения Богоматери» (М., 1801), «Слово на Новый 1802 год, и на случай вступления в должность, новоизбранных судей и чиновников Тульской губернии» (М., 1802, 1804), «Слова в день Успения Божией Матери, проповеданные в С.-Петербурге «в домовой его церкви»» (СПб.,1804, 1805), «Слово на день Покрова Божией Матери» (СПб., 1805), «Слово на день Вознесения Господня» (СПб., 1805), «Слово на освящение храма» (СПб., 1807), «Слово в неделю Православия» (СПб., 1808). В посмертное издание «Поучительных слов» 1823 г. вошли проповеди в Неделю ваий, в Святой и Великий пяток, во дни Пасхи, Преполовения, Св. Троицы, Преображения Господня, арх. Михаила, Рождества Христова, в день рождения вел. кн. Михаила Павловича и в Неделю 3-ю Великого поста.

http://pravenc.ru/text/2563124.html

Указом Синода от 20 февр. 1805 г. по прошению архим. Геннадия день памяти прп. Никандра (24 сент.) был внесен во все церковные книги, печатавшиеся в синодальных типографиях и типографии Киево-Печерской лавры. В 40 верстах от Н. Б. м., в лесу, на границе Порховского и Лужского уездов, между деревнями Гористы и Кочериц, подвизался пустынножитель иером. Мардарий ( ок. 1750), постриженик Череменецкого во имя апостола Иоанна Богослова монастыря . В 1804 г. его останки были тайно перенесены в ц. свт. Геннадия. 12 марта 1805 г. по повелению имп. Александра I Павловича началось следствие по факту самовольного переноса гроба иером. Мардария в Н. Б. м. и финансовых «упущений» в обители. Следствие пришло к выводу, что участие архим. Геннадия в выкапывании гроба не доказано, но сделано это не без его разрешения. По указу Синода от 18 мая 1805 г., утвержденному царем, архим. Геннадий был отстранен от управления мон-рем, 4 дек. отправлен в Онежский Крестный мон-рь и скончался 8 февр. 1826 г. в Свенском в честь Успения Пресвятой Богородицы мужском монастыре . 25 мая 1805 г. указом Синода настоятелем Н. Б. м. назначен архим. Самуил, ранее служивший в качестве капеллана в составе Российской К-польской миссии. 7 авг. 1808 г. имп. Александр I утвердил «мнение» Синода о передаче Н. Б. м. вновь в ведение епархиального архиерея. В 1810 г. настоятелем Н. Б. м. стал игум. Аркадий, ранее являвшийся строителем Коневского в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря . 21 февр. 1810 г. по имп. указу он возведен в сан архимандрита. Во время Отечественной войны, 17 нояб. 1812 г., архимандрит сообщал обер-прокурору Синода кн. А. Н. Голицыну о желании братии помочь беженцам из мест, занятых неприятелем,- принять 100 чел., потерявших жилье и имущество, а также пожертвовать в помощь неимущим до 50 голов рогатого скота. Архим. Аркадий писал, что братия была бы рада пожертвовать и больше, но в мон-ре нет предметов из золота и серебра, кроме 2 серебряных подсвечников у раки прп. Никандра, но если обер-прокурор разрешит, насельники готовы пожертвовать подсвечники на нужды отечества.

http://pravenc.ru/text/2565290.html

Когда упразднен этот монастырь, также неизвестно. Но если взять во внимание приписку монастырской земли к Предтеченской церкви по писцовым книгам 1736-1738 гг. и инструкцию, данную Московской Губернской Канцелярией в 1765 г. на отмежевание таковой Земли к церкви то необходимо полагать, что и упразднение монастыря произошло в первых годах XVII столетия, так как из писцовых книг видно, что, во время описания монастырской земли, не изгладились еще места ни келий монастырских, ни места поселенцев, да и самый причет, состоявший из двоих священников, при одном пономаре, оставался в том же составе, в каком был при существовании монастыря. Что касается прихода погоста Куземскаго, то о составе его имеются сведения в окладных книгах Рязанской епархии за 1676 год. По этим книгам, при церкви Иоанна Предтечи в погосте Куземском два священника, дьячек и пономарь; в приходе: д. Угрюмова, в ней двор помещиков, 12 двор. крестьянских и 1 бобыльский (в настоящее время здесь 27 дв.), д. Митина, в ней два двора помещиковых, 18 дв. крестьянских и 1 бобыльский (ныне здесь 48 дв.), д. Скрыпина, в ней 3 дв. помещиковых, 36 дв. крестьянских (ныне здесь 124 дв.), д. Горохова, в ней 2 дв. помещиковых, 7 дв. крестьянских и 1 дв. задворнаго слуги (ныне здесь 39 дв.), д. Зимницы, в ней двор помещиков и 8 дв. крестьянских (ныне здесь 71 дв.), д. Бабухино, в ней двор помещиков и 10 дв. крестьянских (ныне здесь 33 дв.), д. Запрудная, в ней 3 дв. помещиковых и 6 дв. крестьянских (ныне здесь 29 дв.), д. Псилово, в ней 18 двор. крестьянских (ныне здесь 50 дв.), д. Мусина – девять дв. крестьянских (ныне здесь 18 дв.), д. Шушпанова, - 7 дв. крестьянских, д. Петрова, в ней двор помещиков и 1 дв. крестьянский, д. Свежаки - 11 дв. крестьянских (ныне здесь 35 дв.). Земли при церкви по 200 четв. в поле, сенного покосу 130 копен, лесу пашеннаго 30 дес. и непашеннаго на полторы версты в длину и на 1 версту в ширину». Таков состав Куземскаго прихода к концу XVII столетия. Что же касается церквей Куземскаго погоста, то сведения о них довольно скудны.

http://sobory.ru/article/?object=04141

Wenger 1951 – Wenger A. Ciel ou paradis//BZ 44.1951. P. 560–569. Список сокращений ЖМНП=Журнал Министерства Народного Просвещения. Санкт-Петербург, 1803–1917. ХЧ=Христианское чтение. Санкт-Петербург, 1821–1917. BZ=Byzantinische Zeitschrift. Leipzig, München, Stuttgart, 1892–. DS=Dictionnaire de spiritualite ascétique et mystique. Doctrine et Histoire/Publiésous la direction de Marcel Viller, S. J., assisté de F. Cavaliera, et J. de Cuilbert, S. J., avec le concours d’un grand nombre de collaborateurs. T. 1–17. Paris, 1937–1995. ЕПЕ=λληνες Πατρες κκλησας. Θεσσαλονκη, 1972–. ΡΟ= Patrologia Orientalis . Paris, затем Tumhout и Roma – Tumhout, 1903–. SC=Sources Chrétiennes. Paris, 1942–. Условные обозначения + добавляет < опускает Макарий (Веретенников). архим. Всероссийский митрополит Макарий: По фрагментам из житий прп. Варлаама Хутынского и при. Стефана Махрищского//Богословский вестник 2003. Т. 3. 3. С. 129–136. Агиография —129— Важным деянием святителя Макария († 1563; пам. 30 дек.) является соборная канонизация русских святых на Московских соборах в 1547, 1549 годах. Поэтому вполне понятно, что в агиографической и гимнографической письменности содержатся сведения о святителе 465 , которые дополняют сообщения летописей о нём. Так, в описании 7-го чуда в житии преподобного Евфросина Псковского († 1481; пам. 15 мая), говорится о пономаре Исаии, который оставил Спасо-Елеазаров монастырь, но затем решил вернуться в него. «И прииде к боголюбивому Макарию архиепископу, и благословися от него, и поведа все по ряду, сотворшееся над ним, и како изцеление получи на пути от преподобнаго чюдотворца Ефросина. Архиепископ же прослави Бога и чюдотворца, и наказав его о ползе душевней, и даде ему свитку и мантию, и повеле ему идти в преподобнаго обитель, отнюдуже изыде. Он же взем благословение от архиепископа, и дойде обители преподобнаго» 466 . —130— В описании 19-го чуда агиограф так начинает с хронологии: «...в тоже время правящу кормила церковная в Великом Новеграде Макарию, мужу в добродетелех преизрядну» 467 . Автором данного жития является псковский священник Василий, в конце жизни принявший монашество в Крыпецком монастыре с именем Варлаам. Возможно, что в сан священника он был рукоположен святителем Макарием, ещё в бытность его Новгородским и Псковским архиепископом (1526–1542). Это был плодовитый писатель Макарьевской школы. О событии, связанном с пономарём Исаией, автор-агиограф мог узнать от самого святителя, с которым он неоднократно общался. Данное сообщение жития характеризует иерарха как мудрого архипастыря и заботливого устроителя монашеского уклада.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010