Обратиться хотя бы к истории Великой французской революции и вспомнить, что одним из ее знаменитых изобретений была гильотина, которая за несколько лет обезглавила - во имя революции - 17 тысяч человек, среди коих были не только члены королевской семьи, но и, скажем, крупнейший ученый той эпохи Антуан Лавуазье и поэт XVIII века Андре Шенье. У нас в стране после 1917 года во имя революции, в отличие от Франции, были принесены в жертву не тысячи, а миллионы людей. Троцкий (Бронштейн), поставленный Ленины м во главе обороны страны, говорил: " Если в итоге революции 90% русского народа погибнет, но хоть 10% останется живым и пойдет по нашему пути - мы будем считать, что опыт построения коммунизма оправдал себя " . С 1918 года по 1922 год население России уменьшилось на 15, 1 млн. человек. Неудивительно, что государственный переворот в России изменил судьбу нашей Родины. В 1917 - 18 гг. произошла не " бархатная революция " , а настоящая, жестокая и беспощадная " красная революция " , в корне поправшая все заповеди любви к ближним, уничтожившая тех людей, что честно исполняли свой долг перед Родиной, что все силы свои полагали на служение благу народному. Историки пытаются тщетно найти, разыскать и обосновать причины, предпосылки Октябрьской революции. По сути, эта революция длилась до 1941 года, до начала нового потрясения - Великой Отечественной Войны. Основные тенденции российской революции рассмотрены некоторыми выдающимися русскими мыслителями XX столетия: И. Солоневичем, В. Кожиновым, И. Шафаревичем... Революция в России была порождением грандиозного социального катаклизма (от греч. κατακλζω - затоплять, наводнять). Подобное " наводнение " произошло во времена ветхозаветные. Тогда могли спастись лишь единицы: Ной и его семья. К 1917 году в России произошло оскудение веры. За несколько дней до октябрьского переворота Поместный Собор Русской Православной Церкви обратился с посланием: " Печальные вести доходят до Церковного собора с разных мест земли Русской. То и дело слышим об ограблении церквей, монастырей, землевладельцев, а нередко и об убийствах служителей Божьих и обывателях мирского звания... Во множестве приходов различных епархий крестьяне насильно забрали себе церковную или частновладельческую землю, запахивали самовольно притчевое поле, вырубали церковный или частновладельческий лес... Постыдная родственность таких насилий со злодейскими убийствами настоящих разбойников сказалась с особой ясностью в начале сентября в одном селе под Орлом: здесь был зверски убит уважаемый священник отец Григорий Рождественский на глазах жены. Взяв деньги, разбойники убежали, заслышав набат, а собравшиеся прихожане, увидев плавающего в своей крови убиенного пастыря, принялись разбирать все оставшееся после грабителей имущество осиротевшей матушки: рожь, овес, яблоки - все, что попадало под руки... Не одни только отщепенцы человеческого общества, но чуть ли не целые деревни обращаются в злодеев.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/0...

Подтверждение тому - трагические события минувшего века, а именно, Февральская и Октябрьская революции 1917 года и их тяжелые последствия для русского народа на протяжении всего XX века, явившего в истории Руси-России больше всего новомучеников и исповедников. Столетняя годовщина этих событий стала поводом глубокого осмысления нравственно-исторических предпосылок, причин и уроков этого периода истории, когда наше Отечество и неотделимая от него Русская Православная Церковь, взошли на Голгофу. На основе богословских исследований и новейших исторических открытий масштабы и последствия трагедии были осмыслены на конференции «Революция 1917 года и Церковь. Уроки истории». Главный урок состоит в том, что без Бога, без понимания божественного замысла о мире, никакое государственное или общественное строительство не обеспечит народу благополучие. Человеческие попытки заполучить запланирован­ную историю, развивающуюся в заранее заданном направлении, тщетны в принципе, ибо человеческая история слишком серьёзное дело, чтобы принадлежать человеку, - она принадлежит Богу. Если бы она безраз­дельно попала в руки человеческие, она давно бы уже закончилась. Слава Богу, русская история не закончилась, хотя и показала, что пагубными для государств и гибельными для людей являются революционные настроения, порожденные политическими провокациями, в том числе использующими запрос на социальную справедливость. Представители всех слоев общества должны приложить усилия, чтобы избежать повторения ошибок, приведших в прошлом веке к страданиям и смерти множества людей, к разрушению государственности. Мы с вами, дорогие братья и сестры, понимая это, много сил отдаем во благо примирения народа, чему были посвящены епархиальные рождественские образовательные Чтения на тему: «Нравственные ценности - будущее человечества». В уходящем году мы отмечали не менее важные 100-летние юбилеи: Поместного Собора Российской Православной Церкви 1917 - 1918 годов и избрание святителя Тихона (Беллавина) на Московский Патриарший престол. Так Церковь укрепилась накануне смертельных испытаний, обретя в лице новоизбранного Патриарха мудрого и непреклонного духовного вождя. Столетию этих событий был посвящен прошедший в Москве с 29 ноября по 2 декабря Архиерейский Собор. Дни этого Собора, в котором приняли участие Предстоятели и представители Поместных Православных Церквей, стали поистине зримым выражением торжества вселенского Православия.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/01/05/de...

До 1921 г. Русская Православная Церковь в лице своей Американской епархии объединяла всех православных в США, к какой бы юрисдикции и к какой бы национальности они не принадлежали, и это положение вещей признавалось законным и другими Церквами. К этому моменту православных в Америке было до 300 тыс. человек. Число храмов было около 300. События Первой мировой войны и революции ослабили связи Американской епархии с Русской Церковью, а сама епархия оказалась в сложном положении. Накануне революции архиепископ Северо-Американский Евдоким (Мещерский) и несколько священников уехали на Всероссийский собор 1917–1918 г.г. Из-за разыгравшихся в России событий архиепископ Евдоким не смог вернуться в Америку, и вскоре стал обновленцем. Регулярные сношения Церкви в Америке с Церковью в России стали невозможны. Более того, вся духовная и финансовая поддержка, осуществляемая Российской Церковью по отношению к Православной Церкви в Америке, мгновенно прекратилась. Американская Церковь оказалась в очень затруднительном положении, что спровоцировало появление многих критических проблем. С целью разрешения этих проблем в Американской Церкви было решено созвать собор, второй по счету, что и осуществилось в 1919 г. На нем было принято решение избрать нового епархиального архиерея. После отъезда архиепископа Евдокима, Американской Церковью управлял его старший викарий – епископ Александр (Немоловский). Почти единогласно второй Всеамериканский собор избрал его архиепископом Североамериканским, и это избрание было утверждено Патриархом Тихоном. Но занимал он этот пост недолго. В 1922 г. в США эмигрировал митрополит Платон (Рождественский), занимавший Американскую кафедру в 1907–1914 г.г. Он был избран правящим архиереем на церковном соборе, что было признано Святейшим Патриархом Тихоном в 1923 г. До русской революции 1917 г. Православие в Америке было структурно единым, находясь в подчинении русскому епископу. Но когда свершился Октябрьский переворот, произошло раздробление: греки основали свою епархию, сербы – свою, арабы – свою, и т. д. Таким образом, возникло в противоречии с каноническим порядком существование параллельных юрисдикции на одной территории. В дальнейшем у митрополита Платона возникли конфликты с обновленцами, претендовавшими на власть в Церкви, и с «Заграничным Архиерейским Синодом» – так называемым «карловацким расколом», который требовал признания своих незаконных полномочий. Однако в своей деятельности он не смог сохранить и нормальных отношений с Московской Патриархией.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

К. в. для принимающих монашеский постриг - 17 лет (VI Всел. 40; ср.: Вас. Вел. 18). При этом для приготовления к постригу дозволяется принимать 10-летних подростков (VI Всел. 40). В России в синодальную эпоху постриг мужчинам разрешался не ранее 30 лет, а женщинам - 40 лет. Отступления допускались с позволения Святейшего Синода. Этот возрастной ценз не распространялся на учащихся духовных семинарий и академий, которые могли принимать постриг в 25 лет, а также на вдовых священников. Поместный Собор Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. в определении от 13 сент. 1918 г. «О монастырях и монашествующих» снизил возрастной ценз для постригаемых до 25 лет. Для пострига послушника в более раннем возрасте, согласно определению Собора, требовалось благословение епархиального архиерея. Архиерейский Собор 2000 г. принял определение: «Для улучшения духовной подготовки к постригу и повышения ответственности лиц, его принимающих, признано необходимым перейти к практике пострижения в мантию только по достижении 30 лет, за исключением студентов Духовных школ и вдовых священнослужителей» (Определение Юбилейного Архиерейского Собора о вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви//ЖМП. 2000. 10. С. 14). По существу это возвращение к практике синодальной эпохи, за исключением того, что устанавливается одинаковый К. в. для монашеского пострижения мужчин и женщин. К. в. установлен для восприемников при крещении. По указу Святейшего Синода от 23 мая 1836 г. восприемниками могут быть лица не моложе 17 лет (2 ПСЗ. Т. 11. Ч. 1. 9209). Эта норма остается действующей и в наст. время. Для вступления в брак также существуют определенные возрастные границы, причем в отличие от рукоположения, пострига и восприемничества не только нижняя, но и верхняя. В «Эклоге» императоров Льва III Исавра и Константина V Копронима для вступающих в брак определен возраст: 15 лет для мужчин и 13 лет для женщин (Eclog. 2. 1), а в «Прохироне» имп. Василия I Македонянина этот возрастной ценз снижен на год - соответственно 14 и 12 лет (Proch.

http://pravenc.ru/text/1470249.html

В 1884 году такой съезд проходит в Киеве. Съехавшиеся на него архиереи юго-западного края первоначально опасались свободного обсуждения вопросов и даже специально пригласили обер-прокурора Победоносцева, чтобы не сказать в его отсутствие чего-то лишнего и чтобы потом до всесильного и всемогущего обер-прокурора не донеслись какие-нибудь слухи. Тем не менее состоялось очень плодотворное обсуждение, и по результатам этого Киевского съезда, или так называемого «соборика», Святейший Синод вынес целый ряд новых определений. То есть этот съезд тоже имел в результате своего рода властные полномочия. На нем обсуждались вопросы языка богослужения, школьного просвещения в Церкви и многое другое. В следующем 1885 году проходят еще два съезда, которые были фактически региональными. Один проходил в Казани, другой – в Иркутске. Их решения тоже посылались в Синод и в виде некоторых определений затем входили в церковную жизнь. Надо сказать, что решения этих так называемых Архиерейских Соборов 80-х годов XIX века действовали не напрямую и локально, по отдельным сторонам церковной жизни. Но надо констатировать, что именно возможность проведения таких архиерейских съездов открыла путь для Русской Церкви к осознанию необходимости проведения Поместного общецерковного Собора. Итак, на вопрос, который я поставил в заглавие этой лекции: «Готовила ли Русская Церковь в XIX веке свой Собор?» – я вынужден дать положительный ответ. Конечно, готовила, но подспудно еще опасаясь давления, диктата государства. Однако эта деятельность сыграла роль и в последующей подготовке Всероссийского Собора, которая началась уже в начале XX века.   Александр Мраморнов , кандидат исторических наук Все лекции цикла можно посмотреть здесь . Священный Собор Православной Российской Церкви 1917-1918 годов, конечно, собрался не просто так. Он был призван обсудить весь огромный комплекс проблем, возникших за огромный синодальный период русской церковной истории. Может быть, одной из таких проблем, не самых главных, но ощущавшихся соборянами, была проблема духовного образования. В общем система духовного образования Русской Церкви предреволюционного и революционного периодов достаточно хорошо известна: академии, семинарии, духовные училища. Но, наверное, ядром их были духовные семинарии, поставлявшие кадры для русского духовенства. Из них, собственно, и выходило большинство тех, кто служили Церкви в течение всей своей жизни.

http://academy.foma.ru/tag/sobor-1917-go...

Возникшее в недрах нашей Церкви течение единовери я на протяжении столетий претерпевало периоды взлётов и падений и всегда, будучи на передовой линии по уврачеванию церковного раскола, оставалось точкой напряжения, о чём свидетельствует следующее высказывание, появившееся в 1900 году, когда старообрядные приходы Русской Православной Церкви отмечали свой вековой юбилей: «В старо­обрядчестве чутко и верно понимают смысл и значение Единоверия, как угрозу вековой силе раскола… К сожалению, не достаёт такой же чуткости в нашем просвещённом, православном обществе в отношении к Единоверию, как лучшей надежды миссии Церкви, как главного оплота и орудия в борьбе с вековым злом раскола… Столетняя судьба Единоверия страдальческая: его ненавидит и травит, старается стереть с лица земли… раскол, его не любит, не ценит, не поддерживает православный мир, смотрящий на Единоверие или безучастно, или безнадёжно, как на нечто мертворожденное, или же свысока, как на нечто низшее, переходное» (Юбилейное торжество православного старообрядчества (Единоверия)//Миссионерское обозрение. — М., 1900. — С. 600-601). В современном церковном сознании понятие «единоверие» пред­ставляется ещё более расплывчатым и неопределённым, чем сто лет назад, а секулярное общество посредством появившихся за последнее время недобросовестных публицистов пытается усвоить единоверию и эзотеризм, и попытку сочетать синкретически различные христианские традиции, что отнюдь никогда не соответствовало действительности. Кратко и ёмко отразил сущность понятия «единоверие» Собор Русской Православной Церкви 1917-1918 годов в своём Определении от 22 фев­раля (7 марта), зафиксировав, что: «Единоверцы суть чада Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви, которые с благословения Поместной Церкви, при единстве веры и управления, совершают церковные чинопоследования по богослужебным книгам, изданным при первых пяти русских Патриархах, при строгом сохранении древнерусского бытового уклада» (Собрание Определений и Постановлений Священного Собора Православной Российской Церкви 1017-1918 гг. — М., 1994. Вып. 1-4. — С. 3-5).

http://mospat.ru/ru/old-believers/voice/...

Поместный Собор Православной Российской Церкви 1917-1918 гг ., рассмотрев возможность и порядок пересмотра решений (к-рому подобен порядок А.) различных церковных инстанций, определил: епархиальный архиерей, в случае несогласия, может обжаловать решение епархиального собрания, «дело переносится на рассмотрение высшей церковной власти». Если собрание, с решением к-рого не согласен епархиальный архиерей, происходило под председательством др. лица, то епархиальный архиерей, «указывая основание своего несогласия, передает дело на вторичное рассмотрение того же собрания. Если согласие и на этот раз не будет достигнуто, дело передается на рассмотрение высшей церковной власти» (Собор, 1918. Определения. Вып. 1. С. 25). Таким же образом осуществляется обжалование решения епархиального совета епархиальным архиереем (Там же. С. 27). В тех случаях, когда Патриархом будет признано, что решения Свящ. Синода «не соответствуют пользе и благу Церкви, ему предоставляется право протеста, который должен быть заявлен Патриархом в том же заседании и затем изложен в трехдневный со дня постановления решения срок в письменной форме, после чего дело не позднее семидневного срока со дня поступления протеста передается на новое рассмотрение Священного Синода и Высшего Церковного Совета, или соединенного присутствия сих учреждений, по принадлежности, причем в разрешении его принимают участие все наличные присутствующие в данную сессию члены означенных учреждений. Если Патриарх, однако, не найдет возможным согласиться и с новым решением дела, то таковое или приостанавливается производством, или передается им на окончательное разрешение ближайшего Всероссийского Поместного Собора, или по этому делу Патриарх принимает самостоятельное решение и приводит его в исполнение; принятое в таком порядке решение вносится на рассмотрение ближайшего Собора - очередного или чрезвычайного, от которого и зависит окончательное разрешение вопроса. Примечание. Право указанного в этой статье протеста принадлежит только лично Патриарху» (Там же. С. 10).

http://pravenc.ru/text/75586.html

Евангелие – дня, и новомучеников (Лк., зач. 105–106). Причастен – воскресный: «Хвалите Господа…», и новомучеников: «Радуйтеся, праведнии…». Примечание. В этот день совершается панихида по всем усопшим, пострадавшим в годину гонений за веру Христову (согласно определению Священного Синода Русской Православной Церкви от 30 января 1991 года на основании решения Поместного Собора 1917–1918 гг.). 1 Определением Архиерейского Собора 1992 года празднование Собора новомучеников и исповедников Российских установлено совершать 25 января (при совпадении этого числа с воскресным днем) или в ближайшее воскресенье после него. В связи с различием практик, принятых в Русской Зарубежной Церкви и в Церкви в Отечестве относительно времени празднования Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской, Архиерейский Собор 2013 года определил установить празднование Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской: 25 января (по старому стилю), в случае совпадения этого числа с воскресным днем; в предшествующий этой дате воскресный день, если 25 января (по старому стилю) приходится на дни от понедельника до среды; в последующий этой дате воскресный день, если 25 января (по старому стилю) приходится на дни от четверга до субботы. Священный Синод Русской Православной Церкви 29 мая 2013 года постановил утвердить для использования в официальных церковных документах и изданиях, в том числе богослужебных, именование «Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской» вместо «Собор новомучеников и исповедников Российских». Согласно определению Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2000 года, службы новопрославленных новомучеников и исповедников в дни их памяти по месяцеслову должны совершаться по службам, составленным в честь их и одобренным к церковному употреблению священноначалием Русской Православной Церкви. При отсутствии таковых служб служение отправляется по Минее общей новомученикам и исповедникам Российским (М., 2011) сообразно с ликом (чином) данного святого (см. также Минею дополнительную). При этом, по изволению настоятеля, службы новых святых могут как соединяться (с применением надлежащих уставных предписаний) с остальными службами дня, так и совершаться в данный день отдельно (в таком случае другие службы дня поются в ин день, по указанию настоятеля, или совершаются на повечерии этого же дня; порядок пения канонов и стихир на повечерии см. 13 марта, во вторник 2й седмицы Великого поста). Службу Собора новомучеников и исповедников см.: Минея дополнительная. М., 2005. С. 198–214; Минея-Январь. М., 2002. Ч. 2. 608–622; Минея общая новомученикам и исповедникам Российским. М., 2011. С. 3–24.

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Вселенский III Собор , подтвердив автокефалию Кипрской Церкви (III Всел. 8), не имевшей статус патриархата, не оставил церковных оснований для развития учения об исключительных преимуществах 5 первых престолов христ. мира. С т. зр. правосл. экклезиологии все автокефальные Церкви равноправны, и место в диптихе не сообщает Поместной Церкви никаких преимуществ и привилегий в сравнении с теми Церквами, к-рые занимают в нем последующие места. В полной мере это относится и к Поместной Церкви, первенствующей в диптихе: она обладает первенством чести, но не власти, и оно выражается лишь в первенстве перед Престолом при сослужении первоиерархов Поместных Церквей, в председательстве на церковных Соборах и на иных офиц. собраниях, в первом месте в подписях под церковными актами, принимаемыми всеми или неск. Поместными Церквами. На рубеже I и II тыс. появляются новые Патриаршие престолы. Во 2-й пол. X в. предстоятелям автокефальной Грузинской Церкви, ранее титуловавшимся католикосами, усваивается также и патриарший титул. В 927 г. К-польская Церковь признала автокефальный статус Болгарской Церкви и патриаршее достоинство ее предстоятеля Дамиана . В 1346 г. Собором серб. епископов архиеп. Печский Иоанникий был возведен в сан П. ( Иоанникий II ). В 1925 г. предстоятель Румынской Церкви Мирон (Кристя) был возведен в сан П. В 1589 г. Патриаршество учреждено в Русской Церкви. Первый патриарх Московский - св. Иов , поставлен при участии К-польского патриарха Иеремии II (Траноса) ; в связи с этим актом была составлена Уложенная грамота об учреждении Патриаршества в России (подробнее см.: ПЭ. Т. РПЦ. С. 77-79). П. управляли Русской Церковью до 1700 г.: после кончины патриарха Адриана избрание П. долго откладывалось, затем последовало упразднение Патриаршества и создание в 1721 г. Святейшего Правительствующего Синода . Восстановление Патриаршества произошло по решению Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. ; 5 нояб. 1917 г. П. был избран митрополит Московский св. Тихон (Беллавин) . Во время тюремного заключения патриарха Тихона и после его кончины в 1925 г. Русскую Церковь возглавляли местоблюстители и заместители местоблюстителя Патриаршего престола (митрополит сщмч. Петр (Полянский) , митр. Сергий (Страгородский) , митр. Иосиф (Петровых) и архиеп. Серафим (Самойлович) ). В сент. 1943 г. был созван Архиерейский Собор, в к-ром приняли участие 19 находившихся тогда на свободе архиереев. Патриархом Московским и всея Руси был избран митр. Сергий (Страгородский). После его кончины в 1944 г. первосвятительское служение совершали патриархи Алексий I (Симанский) , Пимен (Извеков) , Алексий II (Ридигер) . На Поместном Соборе Русской Православной Церкви 2009 г. 16-м Патриархом Московским и всея Руси был избран митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев) .

http://pravenc.ru/text/2579748.html

Тихон (Беллавин Василий Иванович) год рождения 1865 день рождения 19 месяц рождения 1 место рождения Псковская губ., Торопецкий у., погост Клин, Патриарх. Образование: Торопецкое духовное училище год поступления 1874 год окончания 1878. С детских лет отличался старательностью и кротостью. Товарищи по училищу, зная его незлобивый и молчаливый нрав, часто над ним смеялись и подшучивали, обращаясь к нему со словами: «Ваше Святейшество». Псковская Духовная Семинария год поступления 1878 год окончания 1884 окончил семинарию с отличием. Санкт-Петербургская Духовная Академия год поступления 1884 год окончания 1888 день окончания 11 месяц окончания 6 кандидат богословия. Окончил Академию одним из первых студентов со степенью кандидата-магистранта богословия (кандидатское сочинение на тему «Quesnel и его отношениек янсенизму»). Служение: Псковская Духовная Семинария иеромонах преподаватель, Холмская Духовная Семинария архимандрит ректор. Рукоположение: епископ 1897 день 19 месяц 10 Санкт-Петербург, Александро-Невская Лавра, Троицкий собор. Кто рукоположил: митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Палладий (Раев), архиепископ Казанский и Свияжский Арсений (Брянцев), архиепископ Финляндский и Выборгский Антоний (Вадковский), епископ Нарвский Иоанн (Кратиров). Служение: Московская епархия архиепископ, митрополит должность митрополит Московский и Коломенский год начала 1917. Рукоположение: Патриарх 1917 день 21 месяц 11 место Москва , Успенский собор 5/18 ноября 1917г. избран Патриархом Московским и всея Руси на Поместном Соборе Российской Православной Церкви в Москве. Избран из трех кандидатов посредством жребия, вытянутого слепым старцем Алексием Зосимовским. Аресты: Москва 24 ноября 1918 года был подвергнут домашнему аресту, а в его квартире был произведен обыск. 6 января 1919г. (под Рождество Христово) освобожден из-под стражи. Москва 1920г. подвергался неоднократным домашним арестам. Москва, Троицкое подворье 6 мая 1922 года. Обвинение при аресте «сопротивление изъятию церковных ценностей», по стт.62 и 119 УК РСФСР. Заключен под домашний арест на Троицком подворье, затем переведен в Донской монастырь. Места заключения: Москва, Донской монастырь 19 мая 1922 года, Москва, ул.Лубянка, Внутренняя тюрьма ОГПУ. 21 марта 1924г. следственное дело Патриарха Тихона прекращено. Кончина 7 апреля 1925 года Москва. Похоронен в Малом соборе Донского монастыря. На погребении свт.Тихона присутствовало 59 епископов, количество людей, пришедших перед этим проститься с великим Патриархом исчислялось многими сотнями тысяч. Канонизация 09/10/1989 Архиерейским Собором Русской Православной Церкви. Святитель Патриарх Тихон.

http://ruskline.ru/opp/2019/mart/27/novo...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010