Сент. Дни 1-13. Стб. 471-472), об исцелении бесноватого (РНБ. Соф. 451/1. Л. 92 об.- 93; источник - эпизод из «Надгробного слова»: Досифей (Топорков). 1865. С. 176), о предсказании поражения рус. войска в битве под Оршей в 1514 г. (РНБ. Соф. 451/1. Л. 93-94; источник: Досифей (Топорков). 1865. С. 176.). Чудеса о наказании инока Исихия и об исцелении Дмитрия Выповского были исключены. 6-е чудо «О колокольном звоне», к-рый слышали в лесу на месте основания мон-ря, заимствовано из минейного Жития (РНБ. Соф. 451/1. Л. 99 об.- 101; ср.: ВМЧ. Сент. Дни 1-13. Стб. 484-485). В описании 7-го чуда использован рассказ Новгородского архиеп. Феодосия об иером. Исаии (РНБ. Соф. 451/1. Л. 101-106). 8-е повествует о чудесном исцелении у гробницы И. новгородца Корнилия, к-рый был «клириком начальник» (Там же. Л. 106 об.- 110), 9-е - об исцелении от хромоты сына «воина царского» Дмитрия Телегина (Там же. Л. 110 об.- 113) и 10-е - об исцелении «от бесного недуга» чернеца Варнавы (Там же. Л. 113-114 об.); 2 последних чуда основывались на рассказах монастырского старца Боголепа. 11-е Чудо повествует об исцелении от слепоты инока Онуфрия, к-рое случилось у гробницы преподобного 2 июня 1585 г. (Там же. Л. 115-118), 12-е - о вразумлении Петра, слуги Малюты Скуратова-Бельского (Там же. Л. 119-122). 15 янв. 1589 г. на церковном Соборе в присутствии царя Феодора Иоанновича и нареченного патриарха Иова было подтверждено местное празднование И. и заявлено: «А вперед Господь Бог и пречистая Богородица прославит угодника своего великаго чудотворца Иосифа чюдесы, и тогда пети и праздновати по всем святым местом и по соборным церквам» ( Голубинский. Канонизация святых. 1998. С. 116; РНБ. Погод. 1562. Л. 39). На Соборе была одобрена служба прп. Иосифу и на последнем этапе составления включена в нотированный свод песнопений канонизированных рус. святых - стихирарь «Дьячее око» ( Рамазанова. 2001. С. 22). В Волоколамском монастыре было определено праздновать память И. 3 раза в год: 13 февр.- в день его пострижения в монахи, 1 июня - в день прихода на место основания обители, 9 сент.- в день преставления.

http://pravenc.ru/text/578410.html

368 Соф. Вр. 2, 363. Перечислив обители, принявшие общежитие, говорит: «а окрестным граду зде число не положено». Далее показывает, что не приняли общежития монастыри Николаев в Перовском конце и Рождественский на Поле. Тоже летоп. у Востокова стр. 361. слч. Соф. Вр. 2, 391. 369 Соф. Врем. 2, 364. «И черницам вдасть монастыри, монастырь на десятине (Рождественский), мон. Петровский, Ильинской (Мокрый), Спасской (на веренде), на воцкой дорозе (Богоявленский), на Сокольнице (Николаев), Богословский, на вятке (на лятке?), на Скиятине (Введенский); а преже бо сего в тех монастырех жили игумены и черницы». Все эти монастыри основаны в монгольский период. Грамота м. Фотия в Акт. Эксп. 1. 369. 370 В 1. т. Акт. Ист. 292. Сия уставная грамота дана игумену Духова монастыря; но сей монастырь в 1537 г. уже не упоминается в числе не имевших общежития, след., устав принят между 1526–1536 гг. На то же указывает Соф. Вр. 2, 391. 373 Историч. известие о Сергиевой Лавре стр. 147–149 (М. 1842). Тем же уважением пользовались мон. Кириллов, Ферапонтов и Спасокаменный (Доп. в Ист. Акт. 1. 210). 377 В Оятском упраздненном монастыре, отстоявшем от Свирского за 5 вёрст, покоятся пр. Игнатий, Леонид, Дионисий, Феодор, Ферапонт, Корнилий и Афанасий – ученики пр. Александра, а в Никифоровой пустыни покоятся мощи пр. Никифора, также ученика его. Ист. Иерар. т. 4. стр. 128. 6, 999. 378 Духовное завещание его в 1. т. Ист. Акт. 135. Кн. Курбский уже называет пр. Александра святым; житие его, описанное игум. Иродионом в 1545 г., через 12 лет после его кончины, в рк. Толстова 2. 112 и в Минее м. Макария под 30 августа. 379 Житие св. Михаила описал 1537 г. боярин Михаил по воле архиеп. Макария: так замечено в летописи. В ркп. житии св. Михаила, помещенном и в Минее м. Макария под 11 января, жизнеописатель говорит, что при в. к. Елене и малолетнем Иоанне послан он был в Новгород собирать войско против татар и что тогда, пришед к архиеп. Макарию, получил от него поручение описать жизнь св. Михаила по старым запискам. Клопский монастырь основан в 1412 г. (Новгород. лет. 3 и 4 лет.). Житие бл. Исидора в ркп. у Востокова. Опис. муз. 212. 600. 675. в Минее м. Макария под 14 мая, где и похв. слово ему.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Лет. о 1483 г. Соф. Вр. 2, 223. Лет. у Карамз. 6, 94.). 11 Летоп. о 1495 г. «Собрались Епископы Владимирский Вассиан, Полоцкий Лука, Туровский Вассиан, Луцкий Иона, и поставили Макария Архимандрита, по прозванию Чорта, Митрополитом Киева и всей России. А к Патриарху послали за благословением старца Дионисия и диакона инока Германа...» Той же осенью прибыл из Царьграда посол Патриарха Нифонта... Посол сказал: не поставляйте после сего митрополита, пока не получите благословения от нас, за исключением великой нужды. А они сказали: «мы не отрекаемся от древних обычаев соборной цареградской Церкви и благословения Патриарха, Отца нашего. Мы учинили это по нужде, как и прежде того поступили братия наши епископы при В. К. Витовте... Так и в правилах Св. Апостол и Св. Отцев писано: два или три епископа пусть без всякого прекословия ставят епископа». Супрасл. Лет. 141–143. О поставлении м. Мисаила П. Симеоном и других другими Патриархами. Густ. Лет. 359, 360. См. Crusii Turcograec. 2, 125. 12 Грамота к Патриарху (изд. в I. Т. Ист. Акт. 30.) считает от Владимира 453 г., след., написана в 1441 г. В грамоте к императору (изд. в Цер. Ист. м. Платона I, 256. и в Соф. Вр. 2, 34–39.), посланной с Полиевктом в Морею, считается от Владимира 455 лет; след., эта грамота писана в 1443 г. При такой хронологической разности грамот напрасно сомневаются (Прибавл. к изд. Твор. Св. Отц. 1846. кн. 2. стр. 231.) в том, что они принадлежат разному времени. Эта разность времени, при неполном сходстве содержания, показывает, что грамоту написали в 1441 г., но не послали; в 1443 г. вновь пересмотрели её и решились отправить уже не к Патриарху, а к императору. Посол возвращён с дороги (Соф. Вр. 2, 39.). Сам князь в письме к имп. Константину, преемнику Иоанна, писал: «за все того желахом и проискивахом, еже как бы послати к царствующему граду послов своих о извещении соединения... И многолетне того искахом и желахом, но не улучихом сего» (Ист. Акт. 1, 494.). 13 По Соф. Bp. 2: 53, 60, 337. в 1446 г. «Кн.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Также сходны предвозвещения тщетности надежд иудеев на иноземные силы и помощь и историческое исполнение этих предвозвещений ( Иер.2:18; 32:20–21; 23:7–8:14–16; 46:10–11 ­­ Плач.4:17; 5:6 ; Иер.41:4; 48:4–8 – Плач.1:2, 8–19 …). Пророчества, обращенные к языческим народам, часто дословно сходно повторяются и в Плаче, например «опьянение чашею гнева Господня», предвозвещается Иеремией «Эдому, обитательнице земли Уц» ( Иер.25:15, 20–21 ­­ Плач.4:21 ). Множество отдельных сходных и тожественных выражений, образов, картин, и т. п. черт языка, объединяют книгу Плач с пророчествами Иеремии. Например, «сокрушение дочери народа моего» ( Плач.2:11, 13; 3:47–48 ­­ Иер.6:14; 8:11, 21 ). Это выражение в других ветхозаветных книгах не встречается. «Ужасы окрестные» ( Плач.2 ­­ Иер.6:25; 26:3, 10; 46:5; 49:29 …); свист врагов злорадствующих ( Плач.2 ­­ Иер.19:8 ) и мн. др. Заметно сходство в отличительных и вышеотмеченных чертах языка Иеремии, частых повторениях одних и тех же выражений, частых ссылках на Моисеев закон, в арамейской окраске языка, и т. п. Доказательством происхождения Плача от Иеремии служит необыкновенная живость всего описания постигшего бедствия. Видно, что священный писатель сам лично переживал тяжелые чувства современников и очевидцев постигшего бедствия, весь трагизм своего и их положения. Не очевидец не мог так написать эту книгу. Благодаря указанным ясным признакам подлинности, не было серьезных оснований отвергать последнюю, если не считать таковыми ссылку некоторых ученых на то, что в Плаче употребляются некоторые слова, не встречающиеся в пророчествах Иеремии (Нэгельсбах, Корнилль, Ватке, Чейн, Кöниг). Но кто же и когда может заставить какого-либо автора употреблять во всех своих сочинениях одни и те же слова?!... Не занимаясь более вопросом о подлинности, а равно и о единстве книги, обстоятельно обозренным в русской литературе, не может обойти молчанием давнего библиологического недоразумения относительно этой книги. Иосиф Флавий замечает: «Иеремия пророк составил погребальную плачевную (об Иосии) песнь, которая существует и теперь» (Древн.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

В современной библеистике, начиная со статьи немецкого ученого Герхарда фон-Рада , «день Господень» принято чаще всего объяснять как военный термин, как одно из ключевых понятий в концепции «священной войны». Представление о том, что войны Израиля ведет сам Господь – традиционно для Библии (Нав 5:13-15; 10-10-11. Втор 20:1-4. Суд 5:4-5; 7:2-7. 2Пар 14:9-12; 20:15-24 и др.). В народном представлении «день Господень» был днем победы Господа над врагами, окружающими Израиль , в эсхатологической перспективе – победы над всеми врагами вообще. С «днем Господним» народ связывал самые светлые ожидания. Пророк опровергает иллюзию, он как бы «переворачивает» эти наивные представления, горько иронизирует над ними . Израильтяне, говорит он, не должны обольщаться, напрасно ожидая триумфа над своими врагами: «день Господень» будет для них не светлым праздником победы, но – тьмой поражения. Почему? Потому что Господь будет теперь сражаться не за Израиль, но против Своего народа, на стороне его врагов. Амос, таким образом, вкладывает в понятие «день Господень» прямо противоположный общепринятому смысл – точно так же, как и в выражение «встреча с Господом» (4:12). «Дня Господня», как и «встречи с Господом» израильтяне должны не вожделеть, а страшиться! Так все же, «день Господень» – свет он или тьма? Это зависит от морального состояния ожидающих его. Если оно таково, каким было у израильтян эпохи Иеровоама II, то день этот – тьма, а не свет . Аргентинский библеист Орацио Симиан-Йофре на основании пророческих текстов делает вывод: «День Господень является манифестацией Его активного и страшного присутствия, как во время защиты Его народа, так и во время его наказания. Только когда народ был верен, этот день разражался против врагов Его народа» . Вслед за Амосом негативный смысл в выражение «день Господень» вкладывают и иудейские пророки Софония и Иоиль, для которых эта тема – центральная в их книгах. Для Софонии это «день ярости Господней» (Соф 2:2), «день гнева Господня» (Соф 2:3), когда Господь «прострет руку» на Иерусалим и на всю Иудею (Соф 1:4): «Близок великий день Господа, близок, и очень поспешает: уже слышен голос дня Господня; горько возопиет тогда и самый храбрый! День гнева день сей, день скорби и тесноты, день опустошения и разорения, день тьмы и мрака, день облака и мглы, день трубного и бранного крика против укрепленных городов и высоких башен» (Соф 1:14-16).

http://bogoslov.ru/article/1399023

I-II (вложенные) кабальные записи 1677, 1678 гг. В молитвах поминается великий князь Иван Васильевич и архиепископ Новгородский и Псковский Геннадий (л. 270 об.) Содержание: л. 157–158 об. – поновление инокам и инокиням; л. 159 об.–185 – чин исповеди; л. 163–163 об. – краткий вопросник мирянам (Кр-Свир. 91); л. 163 об.–164 об. – Наставление-вопросник; л. 164 об.–165 – краткий вопросник о вере (ВВ-Соф. 869); л. 165–166 об. – поновление; л. 167–170 – поновление; л. 170–172 – поновление священникам; л. 175–175 об. – поучение о делах, избывающих грехи; л. 177 об.–178 – правило о назначении епитимий («Наставление о заповедях»); л. 179–180 – вопросник мужчинам (М–Погод. 314); л. 180–180 об. – вопросник женщинам (Ж-Погод. 314); л. 181–182 – вопросник инокам (Основная редакция); л. 182–183 об. – вопросник священникам (Основная редакция); л. 183 об.–185 – поновление вельможам. Описание: Описание рукописей Соловецкого монастыря .. Ч. 3. Отд. 1. С. 131–134. Солов. 1107/1216. Требник. 1520-е гг. 8° и 16°. 332 л. Филиграни: 1) Кувшин с одной ручкой, вид: Брике, 12494 (1525 г.); 2) Кувшин с двумя ручками и цветком, тип: Брике, 12862 (1521 г.); 3) Змея, вид: Брике, 13754 (1522 г.); 4) Литера F на щите, с подвеской х, вид: Лихачёв, 1540 (1527 г); 5) Кувшин с двумя ручками и цветком, вид: Лихачёв, 1560 (1529 г.) Содержание: л. 194–210 – чин исповеди (без начала); л. 198 об.–207 об. – поновление мужчинам; л. 224 об.–227 об. – чин исповеди краткий; л. 225–227 об. – поновление мужчинам; л. 227 об.–245 об. – чин исповеди священников; л. 227 об.– 238 – поновление священникам; л. 245 об.–248 об. – чин причащения больного. Описание: Описание рукописей Соловецкого монастыря... Ч. 3. Отд. 1 С. 81–89. Соф. 524 . Служебник XIV–XV вв. 8°. 91 л. Пергамен. Рукопись сильно пострадала от воды; текст местами полностью смыт. Запись: л 1 – «Деревяницкого монастыря» (XII в.). Содержание: л. 65–73 об. – чин исповеди; л. 66 об.–68 – вопросник мужчинам (М-Соф. 524); л. 68 об.–69 об. – вопросник женщинам (Ж– Соф. 524 ); л.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/isp...

155 Недаром вспомнил Александр Ярославич о победе Ярослава над Святополком. Эта победа также одержана была на льду озера, и притом с новгородскими полками. Восклицание Александра вполне понятно, если принять во внимание гордые речи немцев: «Славяне не могут быть ничем другим, как только нашими рабами!» «Жития святых российской церкви» пр. Филарета, ноябрь. Соф. 1, 257 , Пск. II, 4. По рукописному житию: Александр начал бой, «знаменався крестным знамением». Архивск. 267 и на обороте. 157 Capul porcinum – Schweins-kopf – Фрибе. 1, 165. Немецкое ополчение вел магистр Ливонского ордена Герман Балк (1237–1243); Фрибе. Handbuch der Geschichte Lief-Ehst und Kurl. В. 1, 157. Воскр. 150. Соф. 1, 257 . 164 «В лето месяца (Маия) в того же день, на память св. мученика Александра, явися знамение в Пьскове у св. Иоанна в монастыри, от иконы св. Спаса, над гробом великие Княгини Ярославли Володнмировнча, юже уби свой пасынок в городе Медвежии голове, иде миро от иконы по 18 дений и наиде 4 вощаници, яко в стекляннцу, и привезоша две в Новгород на благословение, а во Пьскове оставиша себе две». Соф. 1, 259 . Воскр. 152. Князь Ярослав Владимирович, изменив Русской земле, привел немцев и вместе с ними напал на Псков, После Ледового побоища он возвратился в отечество, примирился с Невским и получил Торжок. 168 Гиэрн. Lifland... Chronic, in monument. Livoniae. 123; Арндт. Der Liefland. Chronik. II, 45, 46; Кельх. Hist. Livon. 35–39, Бонель. Chronographie, 1, 60; Карамзин. История государства Российского, т. IV. пр. 33. 169 Соф. 1, 258 : «Что есмя зашли мечем Псков, Водь, Лугу, Латыголу, и мы ся того всего отступаем, а что изъимали в полон мужей ваших, а теми ся розменим, мы ваших пустим, а вы наших пустите, а Пьсковский полон пустим». Воскр. 151. Новг. I, IV. Пск. II. 170 Фрибе. Handbuch der Geschichte L.E. и К., 166: «Не будь внутренних смут да татарских опустошений «Лифляндии очутилась бы в руках русских». Читать далее Источник: Святой Александр Невский/Хитров М.И. - М.: Терра : Кн. клуб Книговек - 2014. - 320 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hitrov/...

158 Высота сия значится в рукоп. Опис. новг. Соф. собора 1808 г., приписываемом м. Евгению. А в Новг. III лет. под 6553 год., сказано: «от Спасова образа ото лбу до мосту церковного 15 саж., доколе не подымут мост.» Здесь же сказано и о величине главы вероятно, большой: «а внутри главы кругом, где окна, 13 саж.» В натуре высота собора с главою и крестом 18 саж., от основания до кровли 9 саж. 1 аршин, как сказано в письм. книге Юрьева монастыря при описании Соф. собора, составленном около 26 лет тому назад. 159 При погребении архиеп. Мартирия в 1199 году, паперть златою названа в одной Новг. III летоп. стр. 28, а в других летописях просто притвором св. Софии. Златою паперть могла называться от медных золоченых врат, устроенных арх. Василием в 1336 г., и взятых царем Иоанном IV в Александрову слободу (ныне г. Александров), равно также и от Сигтунских врат светло-желтого вида, отделяющих Мартириевскую паперть от придела Рождества Богородицы. Корсунские врата Ф. Аделунга, 1834 г., стр. 147 и 183. 161 Прибавл. к Новг. II лет. стр. 191, где прежняя усыпальница св. Иоанна названа Темницею. Подобным образом называется усыпальница св. Иоанна и Григория и в одном рукоп. сборнике XVII века. 162 В этих потаенных местах, как говорят, хранились сокровища Соф. собора во время шведского разорения в начале XVII века, равно и при других опасных случаях. 163 В библиотеке считается книг печатных около 1600, рукописей около 1500, из числа коих пергаменных 88 рукописей. Обозрен. пергамен. рукоп. новг. Соф. Библиот. И. Куприанова, 1857 г. стр. I–X. 164 На позднее расписание собора, даже верхней части его указывает, между прочим изображение святителей, не только живших в XV и XVI веках, но даже местночтимого митр: Аффония, скончавшегося в 1653 году и написанного между тем в ряду святителей в куполе ниже пророков. К древним украшениям собора относятся так называемые голосники, которые в настоящее время заметны только с хор в небольшом количестве. О древности голосников вкладенных внутри по стенам церквей в виде кувшинов, в Памятн.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Епитимьи за осквернение могил отсутствуют во всех текстах, кроме одного, составленного под влиянием епитимийного правила (М-Соф. 848), где за ограбление могил назначается епитимья от года до трёх лет поста по разным спискам. 601 В памятнике XIV в. Вопрошание исповеданию за ограбление могил назначается епитимья три года. 602 Однако, как и в случае с вопросами о грабеже во время пожара, поскольку в подавляющем большинстве вопросников отсутствует епитимья, можно предположить, что епитимья отсутствовала в древнейших вопросниках. Наличие епитимьи в тексте М- Соф. 8–18 – результат позднейшей редакторской правки. 4. Ограбление церквей и монастырей « Церковь или монастырь крадывал?» – ещё одна статья, весьма распространённая в текстах, обращённых к мужчинам, однако встречающаяся и в вопросниках, адресованных женщинам. В статье часто уточнялось, что и у кого было украдено. В вопросниках, предназначавшихся для исповеди инокинь и отличавшихся большим разнообразием статей, чем тексты, адресованные монахам, нередко говорится о краже у сестёр. Например, в вопроснике ЧЖ-O.I.100 спрашивается, не крала ли инокиня «монастырское казённое или что у сестры какия вещи келейныя». 603 Так же и в текстах ЧЖ-Печ. тр. и ЧЖ-Погод. 308 спрашивается, не было ли украдено что-либо «у игумении и у сестр, или у мирских людей». 604 У иноков на исповеди спрашивали, «не взимал ли церковнаго чего, не користовал ли ея чем монастырьским на поселви или на келарстве», «в общем житии», «на иной службе», «в казне быв или на селех». 605 В вопросниках, которые были предназначены для исповеди мужчин-мирян, сохранились детали другого рода. Так, в вопроснике М-Петр. 94 к статье о краже церковного имущества добавлены слова: «или насилием не имал ли еси». 606 В других текстах уточняется, кто мог стать пострадавшим: не крал ли «у черньца, или черницы, или отца духовнаго, или у попа», «ли у попа, ли у черньца чужаго приношения». 607 Статьи о церковных кражах встречаются и в другой формулировке в текстах XIV в. М-Соф. 524 и М- Соф. 1056 : «В церкви татбою ци възимал еси?». 608 Сходную формулировку имеет вопрос из печатного требника, дополненный новыми подробностями: взимал «тайно воск или свещи, или просфиры, или иное что без вопроса держащаго церковь ». 609

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/isp...

Под условием праведности и смиренномудрия пророк подает своим слушателям некоторую надежду избавиться от общей гибели 4 . Но это есть лишь частичная и не лишенная неуверенности надежда. Суд неизбежен, и он прострется не на Иудею только, но и на другие народы. Но именно ввиду грядущего суда Божия праведники должны являть требуемые от них пророком добродетели: после суда Божия над нечестивыми настанет новый, лучший порядок вещей, при котором будет восстановлено требуемое нравственным законом соответствие между нравственным достоинством человека и его внешним состоянием. Отсюда речи против иноплеменников, начинающиеся со ст. 4-го, соединяются с предыдущею речью увещания к Иудеям причинным союзом ки, διτι, quia; ближайшую связь двух отделов главы II-й блаж. Феодорит выражает так: «Если приступите к упомянутому выше покаянию, то приобретете спасение, а города иноплеменные потерпят предсказанные бедствия» (с. 47). Соф.2:4 .  Ибо Газа будет покинута и Аскалон опустеет, Азот будет выгнан среди дня и Екрон искоренится. Соф.2:5 .  Горе жителям при­морской страны, народу Критскому! Слово Го­с­по­дне на вас, Хананеи, земля Филистимская! Я истреблю тебя, и не будет у тебя жителей, – Соф.2:6 .  и будет при­морская страна пастушьим овчарником и загоном для скота. Соф.2:7 .  И достанет­ся этот край остаткам дома Иудина, и будут пасти там, и в домах Аскалона будут вечером отдыхать, ибо Го­с­по­дь Бог их по­сетит их и воз­вратит плен их. Грозная речь пророка обращается, прежде всего, к западным соседям евреев – филистимлянам. Именем земли филистимской, евр. Пелешет (в греческой передаче Παλαιστνη, ср. Herod. Hist II, 104; VII, 89), Пс 59.10 ; Ис 14.29 и др., в Библии называется береговая полоса нынешней Сирии от Яффы до Газы, в библейский период граничившая с коленами Дановым, Симеоновым и Иудиным. Имя встречается в клинообразных письменах в формах Palastu, Pilistu. Находящийся также в эфиопском языке корень этот выражает понятие странствования, переселения, что напоминает передачу у LXX народного имени пелиштим нарицательным: λλφυλοι, иноплеменники.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010