1074 Так охарактеризовал положение женщины в семействе Шульгин. О состоянии женщин в России до Петра Великого, Киев. 1851, VIII. 1075 Библиот. иностранных писателей о России, т. I, С-ПБ. 1836. Павел Иовий, 51. Герберштейн. Записки о Московии, в переводе Анонимова. 73–81. Костомаров. Очерк жизни и нравов великорусского народа в XVI в XVII в С-ПБ. 1860, 103–110. Буслаев. Исторические очерки русской народной словечсности и искусства, т. II, 584. 1076 Буслаев. Игторич. очерки русск. народ, словесности и искусства, т. II, ст.: идеальные женские характеры древней Руси, 238–269. Очерк истории русск. женщины в последовательном развитии ее литературных типов. Публич. лекции Чудинова, изд. 2, С-ПБ. 1873, 47. 1077 Существовали на этот, раз специальные рассуждения, направленные к унижению женщины как жены пред мужем в роде напр. слова св. Косьмы, еп. Халкидонского, «о том како не подобает жены своея звати госпожею» (Рукоп. Имп. Пуб. библ. F. I. 228, 422–423. Рукоп. Соф. библ. 1285, л. 91–93). Слово св. Козьмы находится в известном Паисиевском сборнике рукоп. Кириллов. биб. 4/1081. л. 12. Слово Козьмы Халкидонского вошло даже в Кормчия Рукоп. Соф. библ. 1173 л. 427. Рукоп. Рум. муз. 231. Кормчая XV в., л. 390. Востоков. Описание Рум. музея, 288. Слово Козьмы Халкидонского напечатано у Дубакина. Влияние христианства на семейный быт русск. общ. 90. 1078 «Женам украшение паче злата ум добр, в домех пред мужем покорение и послушание», говорит автор слова о злых женах. Рукоп. Соф. библ. 1490, 532–534. «Научитеся жены молчати да спасете свою душу... повинися (мужу) в молчании», читаем- мы в поучении к женам, «да будут молчаливы». Рукоп. Соф. библ. 1322, л. 20. Много трактовали о послушании жен своим мужьям пастырские поучения, говорившиеся непосредственно после венчания. Вот напр. какое наставление давалось в XVI веке жене в церкви непосредственно после венчания: «ты же дщи мужа имей во всем честна и бойся его, и во всем честь воздавай ему, а с ним всегда спрашивайся о всяком деле понеже глава есть тебе». «Услышите жены заповеди Господни и научитеся в молчании повиноватися своим мужем»; «достоит повиноватися жене мужу своему и непрекосновенно послушливой быти». Слово о том како лепо жити христианам с женами в рук. Соф. библ. 1063. л. 62–64. Требник. Рук. Соф. библ. 1061, л. 158, 1066 л. 279–280; 1085 л. 116. Домострой. М. 1849. 57–58. В отношении непослушных жен существовали страшные угрозы: им угрожали анафемой. Рук. Соф. библ. 1466 л. 170. Прилож. XXV, VI.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zhmaki...

Соф. библ. 1322, л. 72. – С. Шевырев, Поездка в Кирилло-белов. монастырь, М. 1850, ч. I, стр. 145. 69 Житие, составленное иеромонахом Пахомием, называет и имена двух иноков, прибывших из Симонова: Дионисия и Зеведея. 70 Рукоп. Соф. библ. 1322, л. 72. Об украшении этой церкви особенно много заботился князь Андрей Дмитриевич (Рукоп. Соф. библ. 1322, л. 77 об., стб. 2): «Елико мощно, толико тщашеся всаческыми доволы н красотами церковь Пречистыя Богоматере оудовлити и оукрасити». Но это было, кажется, уже после смерти преп. Кирилла, вероятно, при игумене Христофоре (см. там же). 71 Прав. Собес., 1859, сент., стр. 111. (Слово... на память преподобного Савватия Соловецкого. Об авторе этого слова см. в Прибавл. к издан. творений Св. Отец, 1869, ч. XVIII). – Рукоп. Соф. библ. 467, л. 54. – (Сравн. житие преп. Кирилла в рукоп. Соф. библ. 1322, июня 9, л. 80, стб. 1 и друг.). – Преп. Сергий с своей обители «келии ... четверообразно устроити повеле, по среде же церковь болшю воздвиже» (Вел. Минеи-Четьи, сент. 25, е. с., стб. 1417). 72 Рукоп. Соф. библ. 1322, л. 79 об., стб. 1. – Игумен Трифон пред возведением в сан кирилловского настоятеля был иноком Спасо-каменного монастыря (см. об этом ниже в главе IV и в приложении к главе III). 77 «Тогда бо, говорит Пахомий, при блаженнем Кириле тесно бяше объято место оно. за еже и братьство тогда не оу много бяше. Егда же восхоте Бог болшими дарованъми и чюдесы прославити своего угодника, тогда множае братьство оумножашеся. сего ради и величайшего места. требование к манастырьскому оустроению и якоже бы рещи ветхая мимоидоша и се быша новая, кроме обычая и оустава, яже блаженный Кирил уставил бе общего жития правило, иже есть даже и доныне неподвижно молитвами и укреплением богоносного отца» (Рукоп. Соф. библ. 1322, л. 80, стб. 1.). 78 Истор. росс. иерархии, ч. V., стр. 225. – Не такие ли воззрения имел в виду иеромонах Пахомий (в 1461–1462 годах), когда защищал постройки произведенные в Кириллове монастыре при игумене Трифоне? (см. далее в главе II-oй и IV-oй об игуменах Трифоне и Кассиане).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Таким образом, помимо вышеприведённых эпитетов, у плача есть ещё один эпитет – «царь»/«царский» (βασιλες/βασιλικς), который по-византийски передаёт стоическую идею о главной или о самой главной добродетели. К данным эпитетам следует добавить ещё эпитет «духовный», потому что только духовный плач имеет ключевое значение, в то время как обычный телесный плач находится в ряду других телесных добродетелей 28 . «Непрестанный плач» – не только положительная, но и отрицательная характеристика. Подобно скорби, рыданиям, глубокому мраку, он описывает состояние Адама после грехопадения. В этом случае плач передаёт страстное состояние печали, от которого надо освободиться 29 . 3. Аскетическая экзегеза плача на основании первых трёх заповедей блаженств: смирение, плач, кротость В духовном учении прп. Симеона, основывающемся на экзегезе евангельских заповедей блаженства, добродетель плача особо связана с добродетелью смирения: обе описываются им как дарования Святого Духа 30 . Вслед за первой заповедью: «Блаженны нищие духом», которая в аскетической святоотеческой традиции указывала прежде всего на добродетель смирения, звучит вторая заповедь: «Блаженны плачущие, ибо они утешатся» ( Мф.5:4 ): «Возлюбим от души то, что Бог повелевает нам облобызать, духовную нищету, которую слово называет смирением, и вечный плач днём и ночью, из которого источается радость души и постоянное утешение для любящих Бога» 31 . «И снова: Блаженны плачущие, ибо они утешатся ( Мф.5:4 ). Так вот посмотрим и исследуем себя, имеем ли мы в себе плач и о каком говорится утешении, следующем за плачем. Ибо во-первых, он назвал нищих духом блаженными, поскольку им принадлежит Небесное Царствие. А нищие духом никакой, как сказано, не имеют привязанности к настоящим вещам, и страстно не сочетают с ними помысел…» 32 . Духовная экзегеза Мф.5:4 у прп. Симеона помогает понять связь между смирением и плачем. Взаимосвязь смирения и плача является одним из лейтмотивов его духовного наследия. При описании добродетелей как «островов блаженных» (учение, которые древние греки применяли к описанию загробной участи) прп. Симеон учил о первом острове смирения, с которого по особому мосту нужно перейти на следующий остров плача 33 . «Плачу по Богу предшествует смирение, а за ним следует радость и неизреченное веселие» 34 . Надежда сама по себе бессильна без плача и смирения. Необходимы духовные плач и смирение, которые приводят к духовной надежде и радости 35 . Смирение само по себе бессильно спасти без «радостотворного плача» 36 . Таким образом, плач как инструмент достижения радости сам оказывается носителем радости. Иными словами, в плаче искомая цель оказывается уже достигнутой, благодаря чему происходит актуализация смирения. Но и плач может оказаться ложным «без духовного смирения» 37 . Смирение рождает плач, а плач усиливает смирение! 38 Замедляющий в плаче и смирении постепенно начинает познавать Божественную волю 39 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

По утверждению аввы Пимена, «монах должен всегда иметь в себе плач ( μοναχς φελει διαπαντς τ πνθος χειν ν αυτ)» 69 . В «Апофтегмах» говорится о смирении в сочетании с плачем как о двух добродетелях монаха, которые могут изгнать «любой демонический помысел», то есть, на языке отцов, любую страсть, и могут напитать душу святыми добродетелями: «Сказал снова: приобретший смиренномудрие познает свои грехи. А если поможет смиренномудрию также плач и останутся у него оба, то они изгоняют из его души всякий демонический помысел и питают душу собственной честью и святыми добродетелями. Имеющий плач и смиренномудрие не беспокоится о поношении от людей» 70 . В греческом корпусе прп. Ефрема Сирина говорится о плаче как о глубинном стержне жизни подвижника: «Плач созидает и хранит; плач очищает душу слезами и восстанавливает ее чистой. Плач рождает целомудрие, отсекает удовольствия, достигает добродетели» 71 . Согласно свт. Григорию Нисскому , наряду с обычным пониманием плача как реакции души на лишение чего-либо 72 плач оказывается способностью души созерцать истинное благо, а с учетом того, что зрение – это первое или одно из главных чувств в их иерархии, блаженный плач – важнейшая составляющая духовной жизни христианина: «Об этом, кажется, учит Тот, Кто ублажает плач, дабы душа взирала на истинное благо и не погружалась в настоящий обман жизни, ибо невозможно жить без слез» 73 . Свт. Иоанн Златоуст пишет о разной силе плача по отношению к умершему телу и душе: если никакой плач не в силах воскресить тела умершего, то душу, умершую грехом, может! «Ибо когда намеревается скончаться умирающий, хотя бы весь мир рыдал, он не воздвигнет его; ведь это рыдание свойственно плачу, а не исправлению. Но о душе не так, но если зарыдаешь, часто воздвигаешь мертвого душой. Почему? Потому что тело, умерев, не воздвигается силою человеческой, а душа, умерев, исправлением воздвигается» 74 . По описанию прп. Иоанна Лествичника , «плач есть золотой центр (κντρον χρσεον) всей души, лишенной всякого прилепления к веществу и связи» 75 , что соответствует отчасти одной из древних этимологии слова: плач как глубина, ведь он осуществляется из глубины скорби по усопшим или в силу того, что сами усопшие находятся в глубине земли 76 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Плач связан и со следующей заповедью блаженств: «Блаженны кроткие». Поскольку кротость – это преодоление гнева, то плач и является предпосылкой, без которой гнев непреодолим 40 . Подобно телесным слезам, омывающим всякую нечистоту, и плач «угашает гнев сердца» 41 . Исходя из трёхчастного состава человеческой души, видно, что в данном случае прп. Симеон соотносит плач с гневной силой души. Плачущий «блаженнейшим плачем» «в чувстве души» получит утешение и сделает свою душу кроткой 42 . Непрестанно плачущий не может гневаться и потому должен иметь добродетель кротости 43 . 4. Плач и прочие добродетели Плач выражает состояние того, кто кается. Следует идти «путём покаяния и плача» 44 . Не следует судить другого прежде осуждения самого себя со слезами и плачем: «Смотри не принимай, брат, суд над другим, прежде чем сам станешь строгим судьёй себя самого и исследователем собственных ошибок и справедливое решение вынесешь против себя слезами и плачем» 45 . Прп. Симеон даёт разъясняющий подзаголовок «О покаянии, и что недостаточно нам присущих вещей для чистоты души, если мы не приобретём плача» 46 . Плач рекомендуется новопостриженному монаху при отречении от мира: «Только возьми блаженный плач, Рыдай премного о сделанных тобою злых делах…» 47 . Отрекающийся от мира считает себя самым худшим в мире. Он плачет от осознания своей ничтожности и пренебрегает всем видимым (ради Бога). «Это есть свидетельство плача, Осуществляющегося ради Бога» 48 . Но плач – добродетель, важная на всех этапах духовного пути. Наряду с терпением и молитвой, плач относится к добродетелям монаха, которые могут привести его в состояние Божественного исступления 49 . «Ливни слёз и плач» – важные добродетели, при помощи которых и наряду с другими (включая непрестанную память о смерти) достижимо Царствие Божие: «Какие же деяния тебе скажу? Бдение и пост, И горячее покаяние, Ливни слез и плач, Непрестанная память о смерти, И непрекращающаяся молитва, И терпение различных Искушений находящих, Прежде же всего этого молчание…» 50 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

митрополит Иоанн (Снычёв) ПЛАЧ 2. Каковы свойства плача? Авва Пимен сказал: Плач – сугуб: делает и хранит. Стр. 331 (26). 3. Как приходит плач? Брат спросил старца: как происходит плач? Старец сказал ему: плач происходит от размышления о грехах своих, в которые впал человек в жизни сей, и как он будет отвечать Богу. Ищущему придти в плач также должно непрестанно вспоминать о смерти и о вечной муке, о родителях своих и прочих знакомых, скончавшихся, где они ныне. Стр. 380 (43). 4. Что производит плач в душе человека? Сперва плач очищает от грехов, потом начинает восхищать очищенного по временам в духовные видения, изменяя ум, изменяя чувства душевные и телесные благодатным изменением; необъяснимым в сердце плотского мудрования, превысшим всех состояний, свойственных естеству падшему. Стр. 330 (22 прим.). 5. Чем очищает себя человек от грехов своих? Брат спросил святого Антония: что делать мне, чтоб очиститься от грехов моих? – Старец отвечал: желающий освободиться от грехов, плачем и рыданием освобождается от них; желающий стяжать добродетели, плачем и рыданием стяжевает их. Вся книга псалмов – не что иное, как плач. Вспомни о Езекии, царе иудейском, который, как написано о нем пророком Исаиею, при посредстве плача не только исцелился от болезни, но и удостоился получить продолжение жизни на пятнадцать лет; в то время как изливались его слезы, сила Божия поразила смертию сто восемьдесят пять тысяч человек из войска, нападавшего на него. При посредстве плача святой Апостол Петр возвратил то, что потерял отречением от Христа. Мария, обливавшая слезами ноги Христа, удостоилась увидеть воскресение своего брата четверодневного Лазаря. ( Антоний Великий ). Стр. 34 (187). 6. Исцеляет ли плач сердца греховные язвы человека? Плач сердца исцеляет язвы, нанесенные сердцу внутренними врагами. ( Авва Исаия ). Стр. 218 (498). 7. Есть ли иной путь к избавлению и ограждению себя от грехов, кроме пути плача? Брат спросил авву Пимена: что делать мне со грехами моими? Старец сказал: желающий избавиться от грехов избавляется от них плачем, – и желающий не впадать вновь в грехи плачем избегает в падение в них. Это – путь покаяния, преданный нам Писанием и Отцами, которые сказали: плачьте! другого пути, кроме плача, нет.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

357 Наконец, иудейское предание подтверждает и халдейский Таргум на кн. Плач. Он начинается такими словами: «сказал Иеремия пророк и великий первосвященник». Составление Таргума, как увидим, относится к сравнительно позднему времени. Тем не менее за свидетельством его нельзя не признать некоторого значения. Если бы Таргум на книгу Плач относился даже к после-талмудическому периоду, как это полагают Тениус 358 и Мейньель 359 , то и в этом случае мы имели бы в нем свидетельство о том, что у Иудеев V и VI веков по P. X. предание о принадлежности книги Плач пророку Иеремии было общепринятым. Наряду с Иудейским преданием, мы имеем свидетельство о принадлежности книги Плач пророку Иеремии и из христианской древности. Здесь прежде всего нужно отметить свидетельства сделанных христианами переводов св. Писания: сирского, Vetus Itala, Вульгаты, арабского, эфиопского, грузинского и др. Сирский перевод, относящийся, по крайней мере, к началу второго века, не имеет введения LXX, но книга Плач все же надписывается в нем так: «Плач Иеремии пророка», а пятая глава надписывается: «молитва Иеремии». Появившийся одновременно с Пешито перевод Vetus Itala начинает книгу Плач таким надписанием: Threni, id est lamentationes leremiae prophetae, за которым следуют слова: Et factum est postquam in captivitatem redactus est Israel et Ierusalem deserta est, sedit Ieremias propheta flens et planxit lamentatione hac in Ierusalem, et amaro ammo suspirans et ejulans dixit. Пятая глава имеет в этом переводе точно такое же надписание, как и в Пешито: oratio leremiae prophetae. 360 Надписания эти сохранены и у Иеронима, а равно во всех рукописях и печатных изданиях латинского текста. Арабский, эфиопский и грузинский переводы также сохраняют указанные надписатния; впрочем, два последние – только надписание первой главы. Свидетельства о принадлежности книги Плач пророку Иеремии очень часто встречаются, далее, в творениях св. отцов. В речи о месте книги Плач в каноне мы уже имели случай привести ряд свидетельств из творений Афанасия, Кирилла Иерусалимского и др., которые показывают, что в эпоху этих отцов книга Плач соединялась в христианской Церкви с пророчествами Иеремии и, следовательно, считалась произведением этого последнего.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

5 . Хочешь ли знать и о месте? Иисус говорит в Песни Песней, что Он вошел в ореховый сад (см. Песн.6:10 ). Ибо там сад был, где Он распят. Хотя теперь это место весьма украшено царскими дарами, но прежде оно было садом, и признаки сего и остатки доселе находятся. Заключенный колодезь, запечатанный источник ( Песн.4:12 ) иудеями, которые говорили (Пилату): Мы вспомнили, что обманщик тот, еще будучи в живых, сказал: после трех дней воскресну ( Мф.27:63 ). Прикажи охранять гроб ( Мф.27:64 ). После чего они пошли и поставили у гроба стражу, и приложили к камню печать ( Мф.27:66 ). Хорошо некто сказал против них: каждое мгновение испытываешь его ( Иов.7:18 ). Что же это за источник запечатленный? И что значит: колодезь живых вод? ( Песн.4:15 ). Это Сам Спаситель, о Котором написано: ибо у Тебя источник живота ( Пс.35:10 ). 6 . Но что Софония говорит ученикам от лица Христова? Готовися, утренюй, истле все листвие их ( Соф.3:7 ), т.е. иудеев, у которых не осталось грозда спасения, ни даже малой кисти, ибо посекается виноградник их. Смотри, что Он говорит ученикам: готовися, утренюй, поутру ожидай воскресения; и потом тут же по порядку, как написано, говорит: Итак ждите Меня, говорит Господь, до того дня, когда Я восстану для опустошения ( Соф.3:8 ) (в Мартирионе). Видишь ли, что пророк предвидел и место воскресения, называемое Мартирион? Ибо по какой причине это место Голгофы и воскресения не церковью называется, как другие церкви, но Мартирион? Вероятно, на основании слов пророка: в день воскресения Моего во свидетельство (в Мартирионе). 7 . Кто же это такой? Какой Его признак Воскресающего? Ясно говорит Он тут же в последующих словах, того же пророчества: Тогда опять Я дам народам уста чистые ( Соф.3:9 ). Ибо по воскресении, когда послан был Святой Дух, сообщен был дар языков, чтобы все призывали имя Господа и служили Ему единодушно ( Соф.3:9 ). Какой другой находится в том же пророчестве признак того, что поработают из заречных стран Ефиопии поклонники Мои, дети рассеянных Моих, принесут Мне дары ( Соф.3:10 ). Знаешь, что написано в Деяниях: царедворец эфиопский пришел из заречных стран Ефиопии ( Соф.3:10 ). Итак, когда Писание говорит и о времени, и о принадлежностях места, и о признаках воскресения, то уверься наконец в воскресении, и никто да не поколеблет тебя в исповедании Христа, из мертвых воскресшего.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

2.4. Книга пророка Софонии Иерей Геннадий Егоров. Священное Писание Ветхого Завета Время служения пророка Софонии более позднее, чем время служения Иоиля. Он дает свою родословную из четырех колен, которая восходит к некому Езекии, под которым толкователи нередко видят иудейского царя. Таким образом, он, по-видимому, был царского рода, а временем его служения следует считать вторую половину VII века. Это время реформ царя Иосии, то есть, он был современником пророка Иеремии. День Господень. Во время правления царя Иосии окончательное осуждение Иудейского царства уже был произнесено. И книга пророка Софонии начинается резкими словами. «Все истреблю с лица земли, говорит Господь». Коротко и ясно. «Истреблю людей и скот, птиц небесных, рыб морских, соблазны вместе с нечестивыми, истреблю людей с лица земли» (Соф. 1:2-3). Снова мы видим, что за грехи людей страдают не только люди, а страдает целиком весь мир. «Умолкни пред лицом Господа Бога! ибо близ день Господень: уже приготовил Господь жертвенное заклание и назначил кого позвать» (Соф. 1:7), и дальше пророк приводит список тех, кто будет вызван. «Близок великий день Господа, близок и очень поспешает: уже слышен голос дня Господня, горько возопиет тогда и самый храбрый! День гнева – день сей, день скорби и тесноты, день опустошения и разорения, день тьмы и мрака, день облака и мглы, день трубы и бранного крика против укрепленных городов, высоких башен» (Соф. 1:14-16). В описании дня Господня пророки сходятся между собой, в некоторых местах – дословно. «Ни серебро их и ни золото их не может спасти их в день гнева Господня, и огнем ревности Его будет пожрана вся эта земля, ибо истребление, и притом внезапное совершит Он над всеми жителями земли» (Соф. 1:18). Но даже описанное у пророка Софонии внезапное и неотвратимое истребление не исключает возможности подготовки. Господь обещает обойти Иерусалим со светильником (Соф. 1:12) и обозреть, кто чем в нем занят, чтобы воздать им всем по делам их. Вот что нужно делать, чтобы подготовиться к неминуемой встрече: «Исследуйте себя внимательно, исследуйте, народ необузданный, доколе не пришло определение – день пролетит как мякина – доколе не пришел на вас пламенный гнев Господень, доколе не наступил для вас день ярости Господней. Взыщите Господа, все смиренные земли, исполняющие законы Его; взыщите правду, взыщите смиренномудрие; может быть, вы укроетесь в день гнева Господня» (Соф. 2:1-3). Таким образом, спасается от гибели тот, кто смирился и взыскал Господа. Тождество учения с другими пророками несомненно.

http://sedmitza.ru/lib/text/431399/

Соф. 1056 . Требник. XIV в. 4°. 105 л. Пергамен. Записи: л. 1 об. – «Книга Антониева монастыря» (XII в ); оборот верхней крышки переплёета – «В ектениях воспоминается Архиепископ, а в Нове граде Архиепископи престали быть 7093 или 1585 и тако по 1785 год 200 лет» (XVIII в.). Содержание: л. 95–97 об. – чин исповеди; л. 97 об.–105 об. – чин исповеди; л. 99 – поновление; л. 100 об.–101 об. – вопросник мужчинам (М-Соф. 1056); л. 101 об.–103 вопросник женщинам (Ж– Соф. 1056 ); л. 105 об. – чин причащения больного. Описание: Гранстрем Е. Э. Описание русских и славянских пергаменных рукописей. С. 55. Соф. 1061 . Требник. Середина XVI в. 4°. 476 + III л. Филиграни: 1)      Щит с литерой Z, тип: Брике, 9219–9223 (1517 –1524 гг.); 2) Литера Р, вид: Лихачёв, 1558 (1529 г.); 3) Рука с короной, тип: Брике, 11004 (1552 г.); 4) Герб с литерами IP, короной, тип: Лихачёв, 1592 (1534 г.); 5) Кувшин с цветком, не отожд.; 6) Щит, тип: Брике, 887 (1575–1576 гг.). Записи: л. III-2 – «Сея книга глаголемая Спаса-Ковалева (?) монастыря»; л. 473 об. – «Преставися раб Божии Максим лета сентября в 8 день на паметь святых праведных Богоотец Оакима и Анны». Содержание: л. 186–214 – чин исповеди: л. 191–193 об. – вопросник мужчинам (М- Соф. 839 ); л. 193 об.–195 об. – вопросник женщинам (Ж-Свир. 91); л. 195 об.–198 об. – поновление; л. 198 об.–199 об. поновление вельможам; л. 200–206 поновление; л. 206–208 об. – поновление; л. 208 об.–210 – вопросник священникам (Основная редакция); л. 210–212 об. – поновление священникам; л. 212 об.–214 – вопросник инокам (Основная редакция); л. 214 об.–224 – чин исповеди; л. 219–220 – краткий вопросник мирянам (Кр- Соф. 1061 ); л. 220–222 – поновление; л. 222 – вопросник вельможам (В-Калик. 1); л. 222–224 – вопросник женщинам (Ж-Арханг. 38); л. 224 об.–258 – чин исповеди священникам; л. 225 об.–231 – поновление инокам; л. 231 об.–234 – поновление инокам; л. 235–237 об. – поновление священникам; л. 237 об.–241 – поновление инокам; л. 241 об.–243 – вопросник священникам (Основная редакция); л. 243–247 об. – поновление священникам; л. 248 об.–249 – поучение о делах, избывающих грехи; л. 254–256 – правило о назначении епитимий («Наставление о заповедях»); л. 258–261 об. – чин причащения больного; л. 265 об.–266 – молитва разрешительная. Издание: Алмазов. Т. 3. Приложения ко второму тому. С. 21–22, 79 (чин причащения больного; молитва разрешительная, л. 265 об.–266).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/isp...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010