22: 16–17) прозвучало окончательное осуждение Иудейского царства. И Книга пророка Софонии начинается грозными словами: « Все истреблю с лица земли, говорит Господь. Истреблю людей и скот, истреблю птиц небесных и рыб морских, и соблазны вместе с нечестивыми; истреблю людей с лица земли» (Соф. 1: 2–3). Снова мы видим, что за грехи страдают не только люди, а вся тварь. « Умолкни пред лицом Господа Бога! ибо близок день Господень: уже приготовил Господь жертвенное заклание и назначил, кого позвать» (Соф. 1: 7), и дальше пророк приводит список тех, кто будет вызван. « Близок великий день Господа, близок, и очень поспешает: уже слышен голос дня Господня, горько возопиет тогда и самый храбрый! День гнева – день сей, день скорби и тесноты, день опустошения и разорения, день тьмы и мрака, день облака и мглы, день трубы и бранного крика против укрепленных городов и высоких башен» (Соф. 1: 14–16). В описании дня Господня пророки сходятся между собой, в некоторых местах – дословно. « Ни серебро их, ни золото их не может спасти их в день гнева Господня, и огнем ревности Его пожрана будет вся эта земля, ибо истребление, и притом внезапное, совершит Он над всеми жителями земли» (Соф. 1: 18). Но даже предсказанное пророком Софонией внезапное и неотвратимое истребление не исключает возможности подготовки со стороны людей. Господь обещает обойти Иерусалим со светильником (Соф. 1: 12) и обозреть, кто чем в нем занят, чтобы воздать всем по делам их. Вот что нужно делать, чтобы подготовиться к неминуемой встрече: « Исследуйте себя внимательно, исследуйте, народ необузданный, доколе не пришло определение – день пролетит как мякина – доколе не пришел на вас пламенный гнев Господень, доколе не наступил для вас день ярости Господней. Взыщите Господа, все смиренные земли, исполняющие законы Его; взыщите правду, взыщите смиренномудрие; может быть, вы укроетесь в день гнева Господня» (Соф. 2: 1–3). Таким образом, спасается от гибели тот, кто смирился и взыскал Господа. Тождество учения пророка Софонии с другими ветхозаветными пророками несомненно.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=788...

87 По смерти Бровцына, в 1777 т. 21 июля на его место определен коллежский советник Александр Гаврилович Окунев. 88 Подл. рескрипт в ризнице Новг. Соф. собора под 9. А указ об этом состоялся на другой день 19 ноября, как видно из опис. Алекс. Невской лавры 1842 г. стр. 22. 90 Рукоп. летоп. Невского монастыря в лаврской библиотеке 142, под 1776 и 1778 год. Ср. опис. Невской лавры стр. 23. Истор. указатель достопамятн. С. Петербурга Пушкарева 1846 года стр. 15 и 16, помещена надпись на серебряной доске, положенной архиеп. Гавриилом в основание Троицкого Невского собора. 91 См. Высочайший рескрипт об этом поручении в приложениях под 4. По истор. указателю достопамятностей С. Петербурга митроп. Гавриил был основателем в 1784 году Скорбященской церкви над вратами Невского монастыря, а в 1798 году Покровской церкви в большой Коломне, стр. 27 и 82. 92 См. Высочайший рескрипт об этом в приложениях под 5. В 1775 году 31 марта Гавриил писал к эконому Новг. арх. дома, игумену Митрофану, чтобы он посланного в Новгород с объявлением мира принял в архиерейских келлиях как можно добродушнее, и подарил бы ему 100 руб. если не империалами, то рублевиками. Подл. письмо в конторск. архиве старых дел Новг. арх. дома. 101 А в самый год вступления Гавриила на Новг. кафедру, в Соф. соборе и на Соф. колокольне переделаны главы и кровля. В том же году на перестройку архиерейского дома, именно того самого корпуса, который составляет ныне помещение митрополита, Высочайше поведено отпустить 25,000 руб. и самое строение производить под ведением Новг. преосвященного и губернатора. После того в 1780 году, по ходатайству преосв. Гавриила, Высочайше повелено отпустить 2,000 руб. на украшения Новг. арх. покоев и 9,000 руб. на построение трех каменных домов для священно-церковнослужителей Соф. собора. Дела в конторск. архиве Новгор. арх. дома за 1775 и 1780 годы. 103 Устав сей, переписанный в 1778 году по приказанию Гавриила, хранится в ризнице Новг. Соф. собора. По его же приказанию, снята копия с древнего пергаменного служебника в Новг. Соф. библиотеке и поступила после него в библиотеку С. Петерб. духов. академии под 125.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Соф. 1062 . Требник. Третья четверть XVI в. 4°. 257 + I л. Филиграни: 1) Лилия, не отожд. (вставная тетрадь); 2) Сфера, вид; Лихачёв, 1927 (1567 г.); 3) Сфера, вид: Лихачёв, 4088 (1565 г ). Записи: л. 1 – «Лета 7150-го марта в 17 депь по милости...» (нрзб.); л. 107 – «Лета 7153-го месяца марта в 7 день по государеву цареву и великого князя Михаилы Федоровича всея Русин самодержцу бьет челом сирота». Содержание: л. 180–217 чин исповеди; л. 185–189 – вопросник мужчинам (М-Арханг. 38); л. 189–192 – вопросник женщинам (Ж Арханг. 38); л. 192–195 об. – поновление мирянам: л. 196–197 об. – вопросник священникам (Основная редакция): л. 198–200 об. – поновление иноческое; л. 200 об.–201 – краткий вопросник женщинам-инокиням (КрЧЖ- Соф. 868 ); л. 201–205 – поновление инокиням; л. 207–211– вопросник мужчинам (М-Соф. 818); л. 211–213 – вопросник женщинам (Ж- Соф. 848 ); л. 229 об.–231 об. – чин причащения больного. Издание: Алмазов. Т. 3. С. 162–163 (Ж- Соф. 848 , в разночтениях). Соф. 1064 . Требник. Начало XVI в. 4°. 288 + 1 + 111 л Записи: л. I – «Сия книга Потребник Нилова скиту церьковныи безвыносно подписал» (скоропись); л. об. – «Дал сиа книга Потребник в дом Срьтения Господа нашего Исуса Христа...» (полуустав, нрзб.); л. II об. «Дал сию книгу Потребник, в дом Срьтения Господа нашего Исуса Христа, скита Нилова, старец Алексадр Соловецкаго монастыря по души брата своего священноинока Макария» (полуустав); л. III об. – «Сия книга глаголемая Потребник Нилова скита домовая безвыносно подписал Соровскои поп Павлище», «Лета 7176 году». Содержание: л. 86–102 – чин исповеди; л. 89–89 об. – Наставление-вопросник; л. 90 об.–91 об. – поновление мирянам; л. 91 об.–96 – поновление; л. 98 об.–100 об. епитимийные правила; л. 115 об.–123 об. – чин исповеди священников; л. 115 об.–119 об. – поновление священникам; л. 123 об.– поучение о делах, избывающих грехи; л. 277–278 об. – молитва разрешительная; л. 279–279 об. – чин причащения больного. Издание: Алмазов. Т. 3. С. 142–143, 218–220; Приложения ко второму тому. С. 19, 72–73 (чин исповеди священников – только молитвы; поновление, л. 91 об.–96; чин причащения больного: молитва разрешительная, л. 277–278 об.).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/isp...

Соф.1:12 . И будет в той день, изыщу Иерусалима со светильником, то есть, никто из подлежащих наказанию не избежит казни; но всех предам на заклание. Выражено же это иносказательно, и образ речи взят с тех, которые употребляют светильник при отыскивании чего-либо потерянного, и не выпускают его из рук, пока не найдут. и отмщу на мужи не радящия о стражбах своих, «Стражбами» называет установленное законом, что закон повелевал хранить. глаголющия в сердцах своих: не имать блага сотворити Господь, ниже имать озлобити. Здесь осуждает отвергающих промысл, осмеливающихся говорить, что все случайно, утверждающих, что Бог всяческих и не благотворит, и не наказывает. Им Пророк угрожает расхищением, истреблением домов и бесплодностью трудов. Ибо говорит: Соф.1:13 . И созиждут жилища, и не имут подойти в них, и насадят винограды, и не имут пити вина их. И чтобы не подумали, что наказание будет отложено, присовокупил: Соф.1:14 . Яко близ день Господень великий, близ и скор зело, Пророк назвал день великим, потому что подвергнутся в оный не какому либо легкому вразумлению, но решительному наказанию. Потом, чтобы привести слушателей в больший страх, описывает самый тот день. глас дне Господня, горек и жесток учинися. Соф.1:15–16 . Силен день гнева, день той, день скорби и нужды, день безгодия и исчезновения, день тмы и мрака, день облака и мглы, день трубы и вопля на грады твердыя, и на углы высокия. «Углами высокими» называет Пророк башни; «трубами» же и «воплем» наименовал нашествие врагов; «тмою, мраком, облаком» и «мглою» – приражение бедствий, при наступлении которых и солнце для взирающих на него не будет светло и день ясен; но все покажется исполненным мрака. И поясняя сие, Пророк присовокупил: Соф.1:17 . И оскорблю человеки, и пойдут яко слепи, Потом показал и причину: зане Господеви прегрешиша: и излиется кровь их яко персть, и плоти их яко лайна: то есть, не удостоятся и того, что установлено законом; не будет им и погребения. Соф.1:18 . и сребро и злато их не возможет изъяти их в день гнева Господня; потому что огнем рвения Его поядена будет вся земля: зане скончание и тщание сотворит на вся живущия на земли.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

206 Воскр., VIII, 218, 219; Соф. 1 -я, VI, 37, 38; Соф. 2 -я, VI, 239; 4-я Новг. IV, 157. В известии о смерти дьяка Мамырева 4-я Новгородская сообщает, что он быль положен «за церковью противу Никонова гроба»; Софийская 2-я сообщает, что он преставился «в чернцех и в скиме, и наречен бысть Варсонофием»; в остальных известиях разницы совершенно несущественные, например, пропуски отдельных слов: «о братстве», «Фердерикову сыну». В Ник., VI 124–126, все известия сходны с Воскр. сводом, кроме известия о смерти Ивана Молодого, которое буквально сходно с Софийскою 2-ю. 207 VIII, 219–223; 4-я Новг., IV, 157–160; Соф. 1 -я, 28; Соф. 2 -я, VI, 240; Ник., VI, 126–129. Приведем отдельные разноречия Воскресенского свода с другими: хвост от планеты, по 4-й Новгородской летописи, «бысть до шти часов нощи»; с послом Кулешиным от цесаря Римского пришел посол Юрий Делатор; в Воскресенском своде против 4-й Новгородской и Никоновской – пропущены слова: «на тех грамотах докончальных, а великого князя... грамотах докончалных». В Софийской 1-й и Никоновской против Воскресенского свода прибавлено после слов: «а другую у Никольских ворот, а Никольскую стрелницу не по старой основе заложил, да и стену до Неглимны». В 4-ой Новгородской изложен короче конец известия об отправлении рати против Татар. Во всех сводах пропущен рассказ о чуде во Владимире у мощей святого князя Александра Невского, хотя о пожаре есть во всех сводах. 208 VIII, 223–235; 4-я Новг., IV, 160; Соф, 1-я, VI, 39; Соф. 2 -я, VI, 240. В последних сводах пропущены против Воскресенского следующие известия: об описании Твери, о возвращении посланных отыскивать руду на Печоре, о возвращении князя Василия Ромодановского из Крыма, о прибытии Юрия Делатора, об отправлении обратно волошского посла Мушата, о женитьбе Антона Фрязина, о постройке великим князем деревянного двора, о переходе на службу в Москву князей Воротынских и о посылке их воевать Литву. В 4-й Новгородской и в Никоновской, VI, 129, 130, прибавлено известие об устройстве каменного детинца в Новгороде; кроме того, подробнее сообщается о захвате князя Андрея Васильевича со слов: «сложи с себя крестное целование... преступая крестное целование». Дети его названы Иваном и Дмитрием.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Служба прп. Варлааму Хутынскому была написана не позднее 1438 г.: вместе с Житием (во 2-й редакции, по Дмитриеву, или Первой Пахомиевской, по Карбасовой) и Похвальным словом прп. Варлааму она включена в пергаменную служебную Минею на нояб.: РНБ. Соф. 191, 1438 г. Яблонский предполагал, что Служба была написана раньше Жития и Похвального слова - «как наиболее важная для богослужебного прославления святого» ( Яблонский. 1908. С. 148). П. Л. сам надписал канон своим именем в списке-автографе Службы, созданном в кон. 30-х - 40-х гг. XV в.: РНБ. Соф. 429. Л. 1-34 об. («творение священноинока Пахомиа Логофета», л. 17 об.; цит. по: Яблонский. 1908. С. 145), и это надписание повторяется в ряде др. списков. О составлении П. Л. канона прп. Варлааму сообщается в Житии свт. Ионы, архиеп. Новгородского, и в Службе ему. Хотя местное празднование прп. Варлааму было установлено ранее, следов допахомиевской Службы не обнаружено. Считается, что П. Л. является автором всей Службы, в пользу чего говорят общие чтения песнопений с др. службами гимнографа (в частности, со Службой прп. Сергию Радонежскому, см.: Карбасова. Цикл текстов. 2016. С. 43-44) и с др. произведениями цикла, посвященного прп. Варлааму,- Первой Пахомиевской редакцией Жития и Похвальным словом (см.: Яблонский. 1908. С. 146; Карбасова. Цикл текстов. 2016). (Однако Гордиенко, которой был неизвестен список-автограф Службы с именем П. Л. в сборнике РНБ. Соф. 429, вслед за Дмитриевым считала редакцию Жития прп. Варлаама в Минее РНБ. Соф. 191 не принадлежащей П. Л. и высказала сомнение в том, что автором цикла, посвященного прп. Варлааму, включая Службу, был П. Л., см.: Гордиенко. 2010. С. 130-133). Служба бденная, нередко сочетается в рукописях со Службой Павлу Исповеднику. В надписании канона указан акростих: «Инь канон святому Варлааму, ему же краегранесие сице: Глагол даждь ми, Христе мои, въсхвалити Твоего угодника» (РНБ. Соф. 191. Л. 62; цит. по: Яблонский. 1908. С. 144), однако в каноне акростих не прочитывается, что характерно для ранних служб П. Л. Все тропари 7-й и 8-й песен канона имеют единое окончание, что прослеживается, хотя и менее последовательно, в др. преподобнических службах автора ( Карбасова. Цикл текстов. 2016. С. 43. Примеч. 86). А. Н. Кручинина, исследовавшая музыкальное оформление Службы, отметила, что все песнопения снабжены ремаркой «самогласны» - это единственное сочинение П. Л., построенное без опоры на образцы. Основной темой Службы, согласно Кручининой, является тема обретения мощей, согласно Карбасовой - празднование Новгородом памяти своего святого. Последняя обратила внимание на использование в Службе формулы «Вседержительная Десница», связанной с собором Св. Софии, для к-рого создавался комплект служебных Миней (включая РНБ. Соф. 191, куда вошла Служба) и где под куполом находилось изображение Пантократора. Важной для Службы является тема света, уподобление святого солнцу, что найдет отражение в Службе прп. Сергию Радонежскому.

http://pravenc.ru/text/2579870.html

290 Навечерие богоявления от навечерия рождества Христова отличалось только прибавлением водоосвящения по уставу. 294 Письм. устав Соф. собора, неделя православия. Чин православия совершался по синодику, писанному в 1632 году и хранящемуся Соф. Библиотеке. По сему чину были анафематствуемы не только вообще еретики, но и в частности Юрьевский архимандрит Касьян, сожженный в 1505 году за ересь жидовствующих, и другие соучастники его. 295 В Моск. Успен. соборе обряд шествия святителя на осляти совершался несколько торжественнее, нежели в новг. Соф. соборе. Памят. Моск. Древн. Снегирева, стр. 55 и 194. В книге: Быт Русского народа, Л. Терещенки ч. VI, стр. 75–85 показано, что святители в неделю ваий ездили, сидя боком, на коне, у которого были приделаны ослиные уши из полотна. 297 В Моск. Успенском соборе в. четверток до обедни совершается елеосвящение, после коего помазуется народ св. елеем, а умовение ног по чиноположению. Памятн. Моск. Древн. Снегирева, стр. 56. 316 Празднование сие установлено по указу государя царя и в. князя Михаила Феодоровича и по благословению преосвященного Исидора, митрополита новгородского, как видно из письмен Устава. новг. Соф. собора. 318 Новг. III лет. стр. 238. Ср. Новг. IV лет. стр. 121. А в Новг. II лет. под 6943 (1435) годом: «Того же лета постави владыка Еуфимей полату каменную велику». 320 Новг. III лет. стр. 239. А в Новг. IV лет. сказано «В лето 6957 (1449) постави владыко Еуфимей часозвоню». 322 В Синод. Моск. Библиотеке на рукописном пергаменном уставе XV века современным почерком приписано: «В лето 6966 (1458) преставись Евфимий, марта 11. Того же месяца марта в 19 возведен бысть на владычество Иона игумен Отенский.» След. архиепископа Евфимия III сомнительного (Ист. Росс. Иерарх. ч. I стр. 183) между святыми Евфимием и Ионою нет нужды допускать. 328 Новг. I лет. под 6870 год. О церкви Христорождественской упоминается в Полн. Собр. Русск. лет. т. V, стр. 74 и в Акт. Арх. Экспед. т. I, стр. 229, под 1551 год., а о заложении ее согласно с летописью, в 17 день мая 1362 года, находится на пергаменном Евангелии современная надпись, в новг. Соф. Библиотеке. Обозр. пергам. рукоп. новг. Соф. Библиот. К. Куприянова, стр. 54.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

В древних переводах: Пешито, древне-италийском, арабском, эфиопском, грузинском, у Иеронима, в славянском и русском книга называется: Плач Иеремии пророка; 5-я глава надписывается: Молитва Иеремии пророка. В списках перевода LXX книга Плач издревле помещалась непосредственно вслед за книгой пророка Иеремии и при еврейском 22-книжном исчислении, по свидетельству Оригена , Иеронима, Афанасия, Кирилла Иерусалимского , Епифания, принималась за одну книгу с пророчествами Иеремии. Такое объединение этих двух книг проходит через все древние отеческие и соборные исчисления ветхозаветных книг в православно-восточной Церкви и очевидно свидетельствует о принадлежности книги Иеремии. Иудейское талмудическое предание, правда, назначало книге Плач другое место, в «пяти свитках», но также определенно утверждало, что «Иеремия написал свою книгу, книгу Царей и Плач» (Baba Batra. 15a. Moed Katon. 26a. Midrasch Rabba in Tren. 1, 1. Midrasch Ialkut). В таргуме первый стих переводится: «сказал Иеремия пророк и великий священник». Иосиф Флавий, также вероятно разумея книгу Плач, хотя и неверно объясняя ее происхождение, замечает, что «Иеремия пророк составил погребальную плачевную песнь (об Иосии), которая существует и теперь» (Древн. X, 5, 1). Древние христианские толковники: бл. Иероним, бл. Феодорит, преп. Ефрем Сирин признавали книгу Плач «писанием Иеремии о вавилонском пленении». Приведенные внешние свидетельства о происхождении книги Плач соответствуют внутренним ясным признакам происхождения ее от Иеремии. Таково особенно поразительное, видное в каждом стихе, сходство этой книги по мыслям и изложению с книгой Иеремии. Так, главною причиною постигших Иудею бедствий считаются, как по пророчествам Иеремии, так и по Плачу грехи народа и его предков ( Иер.2:19–23; 16:10; 17:1; 32 ­­ Плач.1:8; 4:6; 5:16 …); виновниками греховной заразы были ложные пророки ( Иер.2:8; 5:31; 6:18; 8:10 … ­­ Плач.2:14; 4:12–13 …); за грехи пророк предсказывал разрушение храма, каковое в тех же словах и оплакивает в Плаче ( Иер.7:3–14, 21–23; 17:24–27 ­­ Плач.2:1, 7; 1:10; 5:17–13 …).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

  Толкование на некоторые места плача Иеремии Глава 1 Быша стужающии ему во главу , то есть вошли в силу все те, которые хотели сделать зло в Иерусалиме. Быша князи ея елени, то есть стали робки, как олени. И хождаху не с крепостию пред лицем гонящаго (Плач. 1:5–6). Виде бо языки вшедшыя во святыню Твою, чтобы расхитить, сжечь и разорить. Даша вожделенная своя за пищу, еже бы обратити душу (Плач. 1:10–11); или потому что снедали плоти сынов своих, или потому что все, что имели, отдавали за пищу, только бы удержать в себе душу. Погибоша сынове мои (Плач. 1:16), как лесные смоквы, то есть переселенные и изнуренные в плену стали подобны диким смоквам, хотя до плена уподоблялись кедрам. Позвах любители моя в помощь себе, и тии прельстиша мя (Плач. 1:19). Пророк подразумевает или идолов и лжепророков, или Идумеев и другие окрестные народы. Привел еси день , который Ты призвал, и будут подобни мне (Плач. 1:21), то есть пришел день, который соблюдал Ты для них, и все народы, издевавшиеся надо мной, сделаются подобными мне пленниками.   Глава 2 Како омрачи во гневе Своем Господь дщерь Сионю! то есть Господь постиг гневом Своим дщерь Сиона, и омрачил блистательную славу её. И не помяну подножия ногу Своею (Плач. 2:1). Это — святой храм Его, место, на котором стояли ноги Ангела. Глас даша сыны Иерусалима в дому Господни яко в день праздника (Плач. 2:7). Пророк говорит это о вопле жителей Иерусалима в то время, когда гонители вошли умертвить их. Еда снедят жены плод утробы своея? то есть детей, убиваемых матерями во время голода. И на это пророк отвечает таким вопросом: убиеши ли во святыни Господни жерца и пророка? (Плач. 2:20). Вероятно, Вавилоняне во святилище Господием убивали священников и пророков.   Глава 3 С обновлением утра многа есть вера (Плач. 3:23), то есть во время спасения, которое пророк называет утром. Благо есть мужу, егда возмет ярем в юности своей . Здесь пророк таинственно показывает, что язычники будут научены учению Господа, а ярмом иносказательно называет святое житие. Сядет на едине и умолкнет , то есть в девстве и отшельничестве (Плач. 3:27–28).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Святой Иоанн Лествичник говорит, что «плач по Богу есть сетование души (о грехах), чувство болезненного сердца, которое всегда неустанно ищет Того, Кого жаждет». 205 «Плач, или уязвление сердца, есть исповедание Богу грехов, совершённых умом, диалог невидимый, постоянный и печальный, в котором душа непрестанно признаёт свои грехи пред Богом» 206 . Тот же святой говорит, что плач есть второе Крещение; он больше Крещения, поскольку первое Крещение очищает нас от бывших до него грехов, а крещение слезами очищает от грехов, совершённых и после Крещения 207 . Плач рождается из сокрушения сердца о совершённых грехах, из смиренномудрия, памятования о смерти, Суде и муках адовых, в которых истязаются грешники. То же говорит и преподобный Пимен: «Мы ни в чём так сильно не нуждаемся, как в трезвенном уме, ибо только из него рождаются слёзы и спасительный плач» . 208 И святые Арсений Великий , Ефрем Сирин , Исаак Сирин и другие говорят, что слёзы на молитве – знак милости Божией , 209 ибо слезами утишается воздух сердца. И ещё: «Душа, восчувствовавшая свои грехи, начинает плакать, ибо видит их в свете Божества». Святой Григорий Палама говорит, что плач бывает двух видов: плач ума, то есть печаль ума о грехах наших без слёз на глазах, такой, какой был у блудного сына, когда он говорил: сколько наёмников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода ( Лк. 15, 17 ), и плач со слезами, второй вид плача, намного более высокий, который рождается от печали ума и сердца о грехах наших 210 . И другие божественные отцы говорят то же, что слёзы на молитве – это дар Божий, их очень трудно стяжать и очень легко потерять 211 . Самые большие враги плача и слёз – ослабление веры, леность к молитве, чревообъядение, пьянство, смех, небрежение, многословие и в особенности тщеславие. Когда блудный сын с болью в сердце думал о доме отца своего, у него был первый плач – ума, а когда вернулся к отцу своему и сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим ( Лк. 15, 18–19 ), тогда блудный сын стяжал второй плач – слёз, идущих из сердца. 45. Сколько видов слёз бывает и какие из них спасительны?

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/po...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010