Протоиерей Леонид Ролдугин 31 января 2024 г. 17:00 Протоиерей Леонид Ролдугин 11.08.1937–01.12.2023  1 декабря 2023 года на 87-м году жизни после продолжительной болезни отошел ко Господу клирик Московской епархии, настоятель храма Рождества Христова в Измайлове митрофорный протоиерей Леонид Ролдугин. PDF-bepcuя. Леонид Васильевич Ролдугин родился 11 августа 1937 года в Москве в глубоко верующей семье, сохранявшей верность Церкви даже в страшные богоборческие годы. Пятилетним мальчиком Леонид Ролдугин начал прислуживать в алтаре. Окончив школу, по настоянию старшего брата Валентина (митрофорный протоиерей Валентин Радугин; † 14.05.2019) Леонид поступил в медицинский институт, но оставил его после первого курса и поступил в Московскую духовную семинарию. Окончил курс первым учеником. В семинарии познакомился с будущим митрополитом Никодимом (Руснаком), которого считал одним из первых своих учителей. В 1955 году по предложению архимандрита Питирима (Нечаева) Леонид Ролдугин на десять лет стал иподиаконом-крестоносцем Патриарха Алексия I. Данная Святейшим Патриархом резолюция со словами «иподиакона благоговейного» помогла Леониду Ролдугину поступить в Московскую духовную академию, несмотря на противодействие светских властей. В 1963 году, после окончания академии, Леонид Ролдугин работал в редакции «Журнала Московской Патриархии», а затем был чтецом в храме святителя Николая Чудотворца на Преображенском кладбище. В 1964 году во время служения Патриарха Алексия I в храме во имя святителя Николая в Кузнецах Леонид Ролдугин встретил свою будущую жену Ларису Николаевну. В 1965 году на праздник святых мучеников Гурия, Самона и Авива был рукоположен Патриархом Алексием I во диакона, а 4 декабря 1965 года, на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, — во пресвитера. В том же году был назначен клириком в храм Воскресения Словущего. В 1972 году был возведен в сан протоиерея. В 1981 году назначен настоятелем храма Воскресения Словущего, а в 1982 году переведен настоятелем в храм Рождества Христова в Измайлове, где прослужил 41 год, вплоть до последних дней своей жизни.

http://e-vestnik.ru/obituaries/protoiere...

сост. монахиня Елена (Хиловская), О.В. Меликова, О.В. Руколь Тексты 2271. Иоанн Дамаскин , прп. Ямбический канон на Рождество Христово (VII–VIII в.)/Пер.: С. С. Аверинцев//МБ. 2000. Вып. 7. С. 101–103. 2272. Никодим (Руснак), митр. Харьковский и Богодуховский. Служба-проект исповеднику святого православия, доктору богословия протопресвитеру Гавриилу Костельнику, положившему душу свою за веру отцов своих, на искони православной Галицкой земле//BiP. 2000. 1. С. 277–284. Служба написана митр. Харьковским и Богодуховским Никодимом в янв. 2000 г. 2273. Роман Сладкопевец , прп. Кондак на брак в Кане/Пер., введение и коммент.; М. В. Асмус//БСб. 1999. 3. С. 163–180. 2274. Стихиры Святейшему патриарху Тихону//БСб. 1997. 1. С. 298–300. 2275. Тихон (Белавин) , патр. Московский и всея Руси, свт. Молитва святого патриарха Тихона//БСб. 2000. 6. С. 330–331. 2276. Туотилон Санкт-Галленский. Троп на Рождество (X в.)/Пер.: С. С. Аверинцев//МБ. 2000. Вып. 7. С. 103. История литургической науки в Росси 2277. Бовкало А. А. Литургика в Петрограде после 1918 г.//ЕжБК ПСТБИ, 2000. С. 393–400. 2278. Ващенко М. И. Степан Васильевич Смоленский, его жизнь и деятельность//ВестнЛДА. 1990. 1. С. 73–80. 2279. Георгиевский А. И. Выступление по докладу еп. Питирима (Нечаева) : [Докл. на Богосл. собеседовании – II между представителями РПЦ и ЕЦ Германии. Загорск, 21–25 окт. 1963 г.]//БТ. 1970. Сб. 5. С. 227–229. Обзор важнейших рус. литургических исследований кон. XIX – нач. XX в. 2280. Никодим (Ротов), митр. Ленинградский и Новгородский. Благословенный юбилей//БТ. 1975. Сб. 13. С. 5–7. Посвящ. 75-летию Н. Д. Успенского . 2281. Сове Б. И. Русский Гоар и его школа/Предисл.: Н. Д. Успенский //БТ. 1968. Сб. 4. С. 37–84. Об А. А. Дмитриевском . 2282. Сове Б. И. История литургической науки в России/Вступ. ст., подгот. текста: А. Г. Кравецкий//УЗ РПУ. 1996. 2. С. 21–98. 2283. Стойков В., прот. Актовая речь, посвященная памяти заслуженного профессора СПбДА Н. Д. Успенского (к 100-летию со дня рождения)//ХЧ. 2θ0θ. 19. С. 21–38.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Отошел ко Господу митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим Москва, 4 ноября 2003 г. Митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим 4 ноября, в праздник Казанской иконы Божией Матери, отошел ко Господу один из старейших иерархов Русской Православной Церкви митрополит Юрьевский и Волоколамский Питирим. Митрополит Питирим (в миру – Константин Нечаев) родился 8 января 1926 года в г. Мичуринске, в семье священника Тамбовской епархии. По окончании средней школы учился в Московском государственном институте путей сообщения. В 1945 году стал старшим иподиаконом патриарха Алексия I в Богоявленском соборе. В 1947 году закончил Московскую духовную семинарию, в 1951 – Академию со степенью кандидата богословия, защитив кандидатское сочинение по теме: " Значение Божественной любви в аскетических воззрениях преподобного Симеона Нового Богослова " . В 1959 году принял монашество с именем Питирим и стал инспектором духовных школ. Через четыре года был рукоположен во епископа Волоколамского и Юрьевского. В 1971 году возведен в сан архиепископа, а в 1986 — митрополита. Много лет, с 1963 по 1994 гг., митрополит Питирим возглавлял Издательский отдел Московской Патриархии, был главным редактором " Журнала Московской Патриархии " и председателем редакционной коллегии сборника " Богословские труды " . При нем издательская деятельность Русской Церкви была поставлена на совершенно новый уровень, сформирован огромный профессиональный коллектив. Большое значение митрополит Питирим придавал возрождению и популяризации русского православного пения. По его инициативе создано несколько церковных хоров, выступавших с концертными программами в нашей стране и за рубежом. Под руководством владыки Питирима снимались церковные документальные фильмы. В журналах и сборниках митрополит Питирим опубликовал более 70 богословских статей. Он автор нескольких книг, посвященных жизни Православной Церкви и церковному искусству. Митрополит Питирим выступает на механико-математическом факультете МГУ Митрополит Питирим — доктор богословия, профессор, академик Российской Академии естественных наук, заведующий кафедрой теологии Московского института инженеров транспорта, доктор теологического факультета Пражского университета, профессор кафедры ЮНЕСКО «Золотое наследие Руси».

http://pravoslavie.ru/8093.html

митрополит Питирим (Нечаев) (08.01.1926–04.11.2003) Беседы и проповеди История Русской Православной Церкви Религиозно-философские труды Сборники митрополит Питирим (Нечаев) Митрополит Волоколамский и Юрьевский. Ученый, богослов, проповедник, специалист по церковной истории и церковному искусству, профессор МДА, клирик храма Воскресения Словущего. Более тридцати лет возглавлял Издательский отдел Московской Патриархии.  Биография  В семье Нечаевых росли одиннадцать детей, среди которых Константин (будущий владыка Питирим) был младшим. Его детские впечатления были связаны с обысками, с визитами налоговых инспекторов и арестами отца. Отца Владимира арестовывали несколько раз. Первый раз — в двадцатые годы, во время обновленческого раскола, потом, уже на памяти владыки, в 1930 году. Он запомнил, что пришли за отцом ночью, и что небо было звездное. Тогда, в четыре с половиной года, Костя твердо решил, что станет священником, как папа, но при этом еще и монахом, так как ему не хотелось подвергать опасности близких и заставлять их переживать те трудности, которые выпали на долю его семьи. В 1941 году Константин поступил в Гнесинскую музыкальную школу, но с началом войны занятия прервались. В 1943 году Константин продолжил занятия, но в 1954 году началась практическая церковная работа, которая занимала все время. Но музыку владыка любил всю жизнь, играл на виолончели и даже основал в начале пятидесятых в духовных школах смычковый ансамбль из двадцати двух человек, причем сам покупал инструменты. В 1943 году он поступил в Московский институт инженеров транспорта (МИИТ). Когда при Новодевичьем монастыре открылись Богословско-пастырские курсы (преобразованные в 1946 году в Московскую духовную академию и семинарию), Константин решил получить богословское образование. В 1951 году Константин Нечаев окончил академию со степенью кандидата богословия, присужденной за работу по трудам преподобного Симеона Нового Богослова, и был оставлен профессорским стипендиатом и преподавателем на кафедрах патристики и истории западных вероисповеданий. С 1951 по 1953 год он был преподавателем, доцентом, профессором, заведующим кафедрой Священного Писания Нового Завета в Московской духовной академии.

http://azbyka.ru/otechnik/Pitirim_Nechae...

В издательстве Сретенского монастыря в серии «На страже веры» вышла новая книга: «Митрополит Питирим (Нечаев)» . Составитель О.Л. Рожнева . Митрополит Питирим (Нечаев)/Сост. О .Л. Рожнева. — М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2016. — 144 с.      Митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим (Нечаев; 1926–2003) — один из наиболее почитаемых иерархов Русской Православной Церкви, который брал на себя тяжелейший груз стояния за Церковь в богоборческом государстве. Более тридцати лет он возглавлял Издательский отдел Московской Патриархии. Несомненно, что расцвет церковной жизни в нашей стране подготовили такие люди, как он. Эта книга познакомит читателя с жизнью, служением и наследием владыки. В семье Нечаевых росли одиннадцать детей, среди которых Константин (будущий владыка Питирим) был младшим. Его детские впечатления были связаны с обысками, с визитами налоговых инспекторов и арестами отца. Отца Владимира арестовывали несколько раз. Первый раз — в двадцатые годы, во время обновленческого раскола, потом, уже на памяти владыки, в 1930 году. Он запомнил, что пришли за отцом ночью, и что небо было звездное. Тогда, в четыре с половиной года, Костя твердо решил, что станет священником, как папа, но при этом еще и монахом, так как ему не хотелось подвергать опасности близких и заставлять их переживать те трудности, которые выпали на долю его семьи. В 1941 году Константин поступил в Гнесинскую музыкальную школу, но с началом войны занятия прервались. В 1943 году Константин продолжил занятия, но в 1954 году началась практическая церковная работа, которая занимала все время. Но музыку владыка любил всю жизнь, играл на виолончели и даже основал в начале пятидесятых в духовных школах смычковый ансамбль из двадцати двух человек, причем сам покупал инструменты. В 1943 году он поступил в Московский институт инженеров транспорта (МИИТ). Когда при Новодевичьем монастыре открылись Богословско-пастырские курсы (преобразованные в 1946 году в Московскую духовную академию и семинарию), Константин решил получить богословское образование.

http://pravoslavie.ru/97075.html

Портал Православие.Ru продолжает серию публикаций, посвященных 10-летию со дня кончины выдающегося архипастыря Русской Православной Церкви митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима (Нечаева) . Сегодня владыку вспоминает доктор экономических наук Николай Данилович Матрусов. Схимник митрополит Питирим Митрополит Питирим (Нечаев) – Николай Данилович, расскажите, пожалуйста, о ваших поездках с митрополитом Питиримом к старцам. – Прежде я сделаю некоторое отступление. Перед нашей беседой я обратился к архимандриту Гермогену (Муртазову), который много лет знал владыку Питирима, был очень близок с ним. Когда я попросил отца Гермогена сказать несколько слов о владыке Питириме, он был лаконичен, но очень четок. Вот что он сказал: «Владыка Питирим был, во-первых, глубоко православным человеком. И не просто глубоко православным человеком, но старческого духа». Это отец Гермоген подчеркнул несколько раз. «Он был глубочайшим молитвенником. Это было внешне мало кому заметно, но он таковым являлся». Далее отец Гермоген, приводя слова святителя Филарета Московского, сказал: «Владыка Питирим жил в Церкви и жизнью Церкви. Это был нерв его жизни и его дух». Очень важно, что владыка Питирим был глубоким патриотом Отечества – русского Отечества: эта боль была всегда присуща ему, и многие наши встречи с ним начинались и заканчивались обсуждением проблем русского народа, России и возможных путей помощи нашему народу, нашей Родине. Перед кончиной Владыка был пострижен в схиму (в честь другого Питирима – священномученика Великопермского и Усть-Вымского – прим. Ред. ). Митрополит Питирима совершает водосвятный молебен Эта совершенно особая ипостась владыки, которую мало кто знал. Отец Гермоген в этой связи напомнил такой факт. Владыка Питирим хорошо знал и очень почитал ныне уже причисленного к лику святых владыку Зиновия (в схиме Серафима) Мажугу . Когда владыке Зиновию отец Андроник (Лукаш) предложил принять схиму, тот ответил: «Я митрополит, отче. Может быть, и нет резона мне схиму принимать?» На что отец Андроник сказал, что схимники имеют совершенно особое место в Царстве Небесном. Поэтому, мол, если владыка хочет быть с ними рядом в вечности, то есть смысл принимать схиму. После этого владыка Зиновий уже не сомневался в своем решении…

http://pravoslavie.ru/65510.html

Монах в рясе, огненный, потрясающий совершенно взор, и просто молниеносно взлетел по лестнице и куда-то пошел. Это мне запомнилось на всю жизнь. Я говорю: Кто это? На литературном вечере архимандрита Тихона (Шевкунова) попросили несколько слов сказать о том, каким ему запомнился митрополит Питирим (Нечаев)? Митрополит Питирим (Нечаев) С 1963 года по 1994 возглавлял Издательский отдел Московской Патриархии, в 1980-е бывший наиболее влиятельным и профессионально укомплектованным структурным подразделением Патриархии и выполнявший, наряду с Отделом внешних церковных сношений, внешнеполитические функции. Как Председатель Издательского отдела, совершал многочисленные зарубежные поездки; владел английским языком на уровне, достаточном для частного общения и неофициального выступления перед публикой, хотя предпочитал обращаться к помощи переводчиков. С Крещения 1972 года до конца жизни регулярно служил в храме Воскресения Словущего на Успенском Вражке (Брюсов переулок . В конце 1980-х был заметной фигурой в московских интеллектуальных и музыкальных кругах. Никогда не был постоянным членом Священного Синода, но в 1980-х годах считался одним из наиболее влиятельных иерархов РПЦ. — Митрополит Питирим был совершенно уникальный человек. Я его встретил первый раз еще до того, как поехал в Псково-Печерский монастырь. Мне нужно было зачем-то в Новодевичий монастырь. Там служил священник, историк по образованию. И вдруг я увидел, как подъехала машина, то ли победа, то ли волга, оттуда вышел поразительной красоты человек. Монах в рясе, огненный, потрясающий совершенно взор, и просто молниеносно взлетел по лестнице и куда-то пошел. Это мне запомнилось на всю жизнь. Я говорю: «Кто это?» Мне говорят: «Это архиепископ Питирим». Он был человеком красивым и внешне, и внутренне. Бесконечное благородство и удивительная человеческая красота, порода, что называется. Одной только священнической династии у него было 400 лет. Трое святых в роду, в том числе Питирим Тамбовский. Это была действительно совокупность таких совершенств. Это был настоящий монах. Это был настоящий деятель.

http://pravmir.ru/arximandrit-tixon-shev...

«Владыка и сам был памятником своей эпохи» К открытию памятника митрополиту Волоколамскому и Юрьевскому Питириму (Нечаеву) Александр Парменов 16 мая 2021 года на центральной площади города Волоколамска, по благословению Святейшего Патриарха Кирилла, состоялось торжественное открытие памятника митрополиту Волоколамскому и Юрьевскому Питириму (Нечаеву), первому игумену возрожденного Иосифо-Волоцкого монастыря, закрытого большевиками в 1922 году. Владыка возглавлял монастырь с 1989 до дня своей кончины (†4 ноября 2003 г.), с 23 мая 1963 года являлся епископом Волоколамским, председателем Издательского отдела Московской Патриархии (до 1994 года). Автор памятника – заслуженный художник России Юрий Хмелевский. На открытии памятника выступили помощник Президента Российской Федерации В.Р. Мединский, губернатор Московской области А.Ю. Воробьев, митрополит Псковский и Порховский Тихон (Шевкунов), председатель Патриаршего совета по культуре. Освящение памятника совершил епископ Балашихинский и Орехово-Зуевский Николай (Погребняк), главный редактор Издательства Московской Патриархии. После речей перед собравшимися выступил хор московского Сретенского монастыря. На открытии памятника присутствовали наместник Иосифо-Волоцкого ставропигиального мужского монастыря архимандрит Сергий (Воронков) и наместник Сретенского ставропигиального мужского монастыря иеромонах Иоанн (Лудищев). Рядом с памятником установлены две таблички: «Питирим, митрополит Волоколамский и Юрьевский» и «Установлен Патриаршим советом по культуре, 2021 год». Открытие памятника митрополиту Волоколамскому и Юрьевскому Питириму (Нечаеву) в Волоколамске 16 мая в древнем Волоколамске был открыт и освящен памятник человеку, который сам был памятником своей эпохи, а точнее – связующим звеном между Россией, которую мы потеряли, той страной, которую пытались обустроить в XX веке, и, наконец, Россией, которую мы пытаемся воссоздать в нынешнем столетии. Но, конечно, в первую очередь митрополит Питирим был священнослужителем, то есть той «лествицей», которая связывает земное и небесное, дольнее и горнее.

http://pravoslavie.ru/139301.html

8 января 2011 года исполнилось 85 лет со дня рождения выдающегося иерарха Русской Православной Церкви – митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима. Более 30 лет владыка руководил Издательским отделом Московского Патриархата (1963–1994). И вот уже семь лет, как его нет с нами. Благодарная память о владыке живет в сердцах всех, кто его знал и помнит. С его именем связана целая эпоха в жизни Русской Церкви, трудная и незабываемая, полная испытаний и свершений, утрат и обретений. Приснопоминаемый митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим (Нечаев) возглавлял общецерковное издательское дело при трех Святейших Патриархах – Алексии I, Пимене и Алексии II. За эти годы не раз менялись политические декорации, приходили и уходили государственные лидеры. И в мрачный период атеистического лихолетья, и в так называемый период перестройки, и в последующий период кризиса державы Российской, и в годы духовного возрождения нашей страны владыка Питирим был и оставался издателем милостью Божией. То были судьбоносные для России годы, полные драматических перемен, из которых он вышел с честью и достоинством, с сознанием выполненного долга, подтвердив парадоксальную правоту своего любимого поэта Ф.И. Тютчева: «Блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые». Поразительно, каких значительных результатов сумел добиться владыка Питирим на издательском поприще за это время. В итоге возглавляемый им Издательский отдел практически стал самостоятельным в своей деятельности синодальным отделом Русской Православной Церкви (юридически этот статус был оформлен уже впоследствии). Издатель, миссионер и апологет христианства, пастырь и проповедник, митрополит Питирим вдохновлялся девизом «Не нам, Господи, но имени Твоему даждь славу!». Имя его вписано золотыми буквами в историю Московского Патриархата, достославные деяния его заслуживают изучения. Господь сподобил владыку возглавить пасхальное богослужение в храме Христа Спасителя в 2003 году, на исходе земной жизни. Тогда митрополит Питирим привез Благодатный огонь из Иерусалима и передал его в московские храмы. Благодаря той священной эстафете, Москва стала на время как бы вторым Иерусалимом… Будем же, согласно призыву святого апостола, поминать наставников наших, которые проповедовали нам слово Божие, и, «взирая на кончину их жизни, подражать вере их» (Евр. 13: 7).

http://pravoslavie.ru/43980.html

«Слово его было растворено любовью» Митрополита Питирима (Нечаева) вспоминает священник Николай Попов Максим Васюнов Хотя за последние годы о митрополите Питириме (Нечаеве), этом выдающемся иерархе Церкви, председателе Издательского отдела Московской Патриархии, митрополите Волоколамском и Юрьевском, сказано немало, для многих он до сих пор остается загадкой: духовник, богослов, чиновник, депутат… – как в нем соединялись все эти ипостаси? Об удивительных и неизвестных деталях жизни митрополита мы говорим с одним из ближайших его сподвижников – отцом Николаем (Поповым). Митрополит Питирим (Нечаев) и священник Николай Попов в храме Рождества Пресвятой Богородицы на Возмище      – Отец Николай, расскажите, как вы познакомились с владыкой Питиримом? Какую роль он сыграл в вашей судьбе? – Владыка был инспектором семинарии, принимал меня, когда я поступал туда в 1961 году. Помню, сидит комиссия, во главе – Питирим (у него борода такая большая была), спрашивает меня: «В армии служил?» Я отвечаю: «Нет» – а тогда допризывников в семинарию не брали. И кто-то из членов комиссии говорит: так как записывать будем? Питирим погладил бороду и отвечает: «Как есть, так и записывайте». Записали допризывником. Я, правда, только со второго раза поступил… А с владыкой потом трудился в Издательском отделе, и по его же ходатайству меня позже направили служить в Волоколамскую епархию. Там мы вместе 30 лет протрудились. Когда его не стало, что-то такое ушло из жизни моей. Потому что вся жизнь моя прошла с ним. Село Пески. Архиепископ Питирим у ремонтируемого храма в честь Сретения Господня, 1986 год – О его служении в Волоколамском крае и хотелось бы вас расспросить. Владыка Питирим стал епископом Волоколамским в 1960-х годах, когда для Церкви «оттепель» уже закончилась. Что собой представляли приходы епархии? – Храмы в епархии, конечно, в плачевном состоянии находились: сломанные кресты, осыпающиеся своды, стены. Но всё ему удавалось восстановить. Приводил в порядок, реставрировал, строил. Есть такое село Пески, там от храма почти ничего не осталось. Но владыка провел грандиозное строительство и реставрацию. Сторожку построил. Это место владыка очень любил посещать. Он никогда не ездил на курорты, на отдых. Отдыхать ездил в Пески, выбирал несколько дней – и туда. До деревни 3 километра по бездорожью, никого нет, спокойно. Он здесь мог всегда заниматься богомыслием, писать, думать.

http://pravoslavie.ru/65426.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010