Участники конференции «Православное осмысление творения мира» подвергли критике эволюционную гипотезу Москва, 4 февраля 2006 г. В рамках XIV Рождественских чтений в Московском Государственном университете путей сообщения (МИИТ) 1-2 февраля 2006 года прошла секция «Православное осмысление творения мира». Сопреседателями секции являлись архиепископ Орехово-Зуевский Алексий, викарий Московской епархии, зав. кафедрой Теологии МИИТа и священник Константин Буфеев, руководитель Миссионерско-просветительского центра «Шестоднев». Как самостоятельная, данная секция проводится в рамках Рождественских чтений уже второй год. Основным направлением деятельности организатора секции центра «Шестоднев» является свидетельство неповрежденного библейского и святоотеческого учения о творении мира Богом. Тематика конференции не теряет своей актуальности, поскольку находится на стыке науки и богословия. Работа секции началась с Божественной литургии в домовом храме МИИТа, которую возглавил архиепископ Алексий. Кафедра Теологии этого московского ВУЗа, первым заведующим которой был приснопоминаемый митрополит Питирим (Нечаев), и руководство самого МИИТа вновь, как и год назад, стали гостеприимными хозяевами секции. Единодушная позиция всех докладчиков заключается в исповедании традиционного православного представления о творении, основанного на Священном Писании в соответствии с учением Святых Отцов. Научные доклады, представленные как отечественными, так и зарубежными исследователями опровергают эволюционную гипотезу или критически оценивают ее. По словам Альберта Энштейна, «отдельный эксперимент не может подтвердить теорию, он может лишь опровергнуть ее». Один единственный экспериментальный факт, противоречащий теории, перетянет десятки фактов, согласующихся с ней. Другими словами нужна полнота опыта – в противном случае имеет место лишь научный миф, т.е. «миф» – по содержанию и «научный» – по форме. И таких экспериментальных данных, опровергающих эволюционную гипотезу, вполне достаточно. Вот некоторые из тех, о которых говорилось в МИИТе сейчас.

http://pravoslavie.ru/16160.html

Церковь как претворение Тринитарного Домостроительства 1. Введение Тема « Церковь как претворение Тринитарного Домостроительства» и ее материал безграничны. Три предмета темы – Бог , творение и Церковь определяют самое существо христианского мировоззрения и потому многогранны и неисчерпаемы. В настоящем реферате поставлена ограниченная задача схематически представить одно из решений этой темы в русском православном богословии и духовном опыте. 2. Русская Тринитарная экклезиология Живое восприятие Триединого Бога свойственно русскому религиозному сознанию изначала. Оно отражено не только в богатом литургическом наследии Православной Церкви, общем для всего Восточного Православия, но и в характерных национальных особенностях русского церковного самосознания. В житийных сказаниях, которые были любимым чтением народа и практически главным средством его духовного образования, значительное место занимают богословские рассуждения о троичности Божества. При всей отвлеченности их они глубоко входили в религиозное мышление русских христиан и формировали его. Одна из древнейших русских народных пословиц говорит: «Без Троицы и дом не строится». Живоначальная Троица и откровение Ее в жизни Церкви и мира – постоянная тема, к которой обращались в духовных созерцаниях и поучениях русские иерархи и подвижники. Еще у истоков Русского Православия святая равноапостольная княгиня Ольга († 969), «трисиянным светом осияваемая», удостоена была явления Пресвятой Троицы. На Псковской земле, тесно связанной тогда со скандинавскими странами, был воздвигнут первый русский храм в честь Триединого Бога. Четыре века спустя, в переломный период русской истории – время, когда Русь страдала от внутренней раздробленности и татаро-монгольского ига и набирала силу для борьбы с ним, Преподобный Сергий Радонежский († 1392) основал монастырь во имя Живоначальной Троицы «как зеркало для собранных им воединожитие» и для всей Руси, «дабы воззрением на Святую Троицу побеждался страх ненавистной розни мира сего» 1 . Духовная и патриотическая деятельность Преподобного Сергия и его монастыря была поворотным моментом в русской государственной и духовной жизни. Другой великий русский святой – Преподобный Иосиф Волоколамский († 1515), трудами и ревностью которого «православные поборники Святой Троицы уяснили православную веру христианскую» перед угрозой быстрого распространения в северной Руси агрессивной ереси богомильского направления, даже умирая, учил единению в Троице и в Церкви: «перекрестив лице свое, предал дух, проповедуя Святую Троицу – Отца и Сына и Святого Духа» 2 . Сказания о жизни, подвигах и учении этих древних святых, составленные их учениками, показывают, что современники верно поняли их практическое богословие и передали на последующие времена.

http://azbyka.ru/otechnik/Pitirim_Nechae...

«Это нельзя публиковать – повредит репутации владыки» Кто был автором книги «Русь уходящая. Рассказы митрополита Питирима»? 4 ноября, 2015 Кто был автором книги «Русь уходящая. Рассказы митрополита Питирима»? Сегодня исполняется 12 лет со дня смерти митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима – одного из наиболее влиятельных иерархов Русской Церкви. К годовщине смерти владыки интервью с Татьяной Александровой, одним из составителей книги его воспоминаний. Питирим (Нечаев) (8.01.1926–04.11.2003) – митрополит Волоколамский и Юрьевский , с 1963 по 1994 годы возглавлял Издательский отдел Московской Патриархии, с 1989 по 2003 годы – настоятель Иосифо-Волоцкого ставропигиального монастыря; один из наиболее влиятельных иерархов РПЦ. В 2004 году была опубликована книга с записями его воспоминаний – «Русь уходящая. Рассказы митрополита Питирима», составленная Татьяной Александровой и Татьяной Суздальцевой. Татьяна Александрова – кандидат филологических наук, доцент кафедры древних языков и древнехристианской письменности Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, переводчик с древнегреческого и латинского. Автор исторических романов «День рождения Лукана» (М., 2013), «Перед жертвенником лугдунским», «Сад заповедный» (два последних романа вошли в книгу «Вечный град», М., 2014). – Татьяна Львовна, вы – составитель книги «Русь уходящая». В подзаголовке написано – «Рассказы митрополита Питирима». Но в предисловии вы указываете, что это обработанный устный материал. Кого в книге больше – митрополита Питирима или составителей? – Я один из двух составителей этой книги, совместно с Татьяной Владимировной Суздальцевой. Собирали материал мы вместе, компоновали тоже по согласию и проценты авторского участия никогда не высчитывали. С авторством здесь, надо сказать, сложно. В первом издании, которое выпустили мы (в красной обложке), книга имела подзаголовок просто «Рассказы митрополита». Мы не хотели возлагать на владыку ответственность за книгу, которой он не писал. Тем более, неизвестно было, как книгу примут.

http://pravmir.ru/eto-nelzya-publikovat-...

Я был знаком с дорогим отцом Ермогеном 40 лет – он духовник и мой и всей нашей семьи. Он был великим служителем России, его любовь была немногословна, но беспредельно, особенно он любил и почитал святого страстотерпца царя Николая. Как и все наши старцы. Старцы разные у нас, но старчество отца Ермогена окутывало человека непередаваемой тишиной, думаю, что такая тишина была и вокруг царя -мученика. Но если царя по роду своему был аристократом высшего порядка, то отец Ермоген по роду своему был из простой крестьянской семьи – но он был аристократ с ног до головы в общении с людьми. Из всех священников, владык и старцев, которых я знал, я с ним в этом отношении поставил бы рядом митрополита Питирима (Нечаева). Они были невероятно близки духовно, владыка Питирим говорил о том, что давно стремился к отцу Ермогену, а потом я был свидетелем их общения – во взаимном уважении, смирении, тишине. Эта тишина обволакивала каждого человека, общавшегося с отцом Ермогеном – это дар духовного аристократизма, который стяжать очень трудно, это дано человеку от Бога. Рядом с ним отходила всякая суета, все ненужное, это была Божественная благодать…». У батюшки для самого себя была самая первая и самая главная заповедь – ни на йоту не нарушить промысел Божий, чтобы жить до последней капли крови себя посвятив, исполнению воли Божией. Знаю, что батюшка Ермоген неоднократно ездил к почитаемым старцам, чтобы с ними посоветоваться. Он сам был старцем, но старался. чтобы не было ни малейшего промаха и старался корректировать свой духовный путь в соответствии с советами духовных людей. Часто я сопровождал отца Ермогена в этих поездках, он мне звонил, и мы ехали… Отец Ермоген всю жизнь мечтал быть в мужском монастыре, а всю жизнь был в женских. И в последние годы жизни он просил владыку псковского митрополита Евсевия, чтобы его похоронили в мужском монастыре – Псково-Печерском, где подвизался один из самых близких духовных друзей – архимандрит Адриан (Кирсанов), они друг у друга исповедовались. А сейчас они лежат рядом в пещерах.

http://ruskline.ru/swr/2021/06/08/pomina...

сост. Надежда Балабанова, Евгений Полищук Духовный наставник армии Размышления у портрета митрополита Кроме какого-то духовного видения России и путей ее народа, митрополит Питирим обладал еще и огромными знаниями сугубо земного, практического, политического характера. Вот и я, защитивший докторскую диссертацию по геополитике, беседуя с Владыкой, иногда чувствовал себя просто мальчишкой. Но он всегда был рад делиться этими знаниями, своим огромным опытом иерарха, мыслителя, государственного деятеля. Памяти Владыки Питирима я посвятил это стихотворение. Портрет взывает к тишине И сердцем заставляет слушать. Седой мудрец на полотне Величьем наполняет душу. Державность, благородство, стать, Дух добродетели витает, И чистых помыслов печать Незримой аурой сияет. В безмолвии застывших слов, В сосредоточии глубоком Звучит в эфире смысл веков, Едва ушедших и далеких. И взгляд пронзает толщу тьмы, И мысль масштабна по размаху. Такие русские умы Вершили судьбы, шли на плаху. Раздумья бороздят чело, В глазах у старца тени грусти... Ползет болезненное зло, Жизнь скоро занавес опустит. Брады серебряный оклад... В сокровища Руси зачислен Сонм добрых дел и знаний клад, И сгусток православной мысли. Чтоб одолеть поток невзгод, У Господа просил он силы, Учил мятущийся народ, Молил прощенье для России. И путь его неповторим, Портрет являет лик державный... Прощай, Владыко Питирим, – России образ православный! Леонид Ивашов , генерал-полковник 19 Слово о митрополите Волоколамском и Юрьевском Питириме 4 ноября 2003 года на 78-м году жизни завершил свой земной путь митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим (в миру Константин Владимирович Нечаев). С кончиной этого выдающегося иерарха Русской Православной Церкви ушла от нас целая эпоха, эпоха сложнейших судьбоносных событий в истории нашей Родины, в которой навечно останется светлое имя Владыки Питирима. Роль и значение Владыки Питирима в русской истории и культуре еще не получили своей истинной оценки – для этого требуется время. Сейчас мы можем говорить только о том впечатлении, которое на нас произвел этот мудрый человек. Он был известен как всесторонне одаренная личность, его отличала глубокая церковная культура, уникальная образованность, широкий диапазон творческих интересов, непревзойденное педагогическое мастерство и организаторские способности.

http://azbyka.ru/otechnik/Pitirim_Nechae...

Разделы портала «Азбука веры» ( 36  голосов:  4.4 из  5) Оглавление Фрагмент В самолете, возвращаясь из Испании в Москву, разговорился с соседкой, женщиной лет сорока пяти.  Она уже три года как живет в Барселоне. Познакомилась с каталонцем и вышла туда замуж. Рассказывала, как возила своего супруга к нам в Россию. Говорит, все ему у нас понравилось, и люди понравились. Одно только приводило его в постоянное недоумение: — Скажи, почему русские почти не улыбаются? Мы, каталонцы, улыбаемся, а вы нет. — Наверное, потому, что вы многое уже забыли и мало что знаете, — ответила ему русская жена. — Мы ничего не забыли и много что знаем. А как известно, «во многом знании много печали». Часть 1. Родословная Старый диакон Наш духовник отец Андрей, уважаемый митрофорный протоиерей, недавно рассказывал об опыте своих первых лет священства. Сразу по окончании семинарии он стал сотрудником тогдашнего издательского отдела, руководил которым владыка Питирим (Нечаев). Он же впоследствии и рукополагал Андрея во пресвитеры. Владыка Питирим, тогда он был в сане архиепископа, считал себя ответственным за каждого ставленника, который выходил в священство из-под его руки. Несмотря на постоянную занятость, он находил минуту, собирал молодых батюшек и устраивал чаепитие, всякий раз делясь с ними чем-нибудь полезным из своего собственного жизненного опыта. — Больше всего, — говорит отец Андрей, — мы любили его воспоминания о старых священниках, которых успел застать будущий владыка. Некоторые из них еще дореволюционного времени рукоположения, кто-то прошел через советские концлагеря. Они мало что о себе рассказывали. Тогда вообще мало кто о чем рассказывал или делился с окружающими своими мыслями и чувствами. Время такое было. Люди больше предпочитали молчать. «Мы учились у них опыту веры по их отношению к своим священническим обязанностям. Даже просто по тому, как они облачались в священнические одежды, как подходили к престолу. Как трепетно они служили. Мы, молодежь, — продолжал владыка, — украдкой наблюдали за выражением их лиц во время службы. Перед началом смотришь, перед тобой обыкновенный старик. Но стоило только прозвучать: „Благословенно царство Отца и Сына и Святаго Духа…“ — и все, и нет того простодушного старика. Преображаясь на глазах, перед престолом вырастает духовная глыба. Глыба, которую не сдвинули с места ни унижения, ни тяжелые работы, ни даже страх насильственной смерти.

http://azbyka.ru/fiction/chashechka-kofe...

сост. Надежда Балабанова, Евгений Полищук Гражданин России Выдающийся гражданин Отечества С митрополитом Волоколамским и Юрьевским Питиримом я довольно близко познакомился в 1980-е годы. На период начинавшейся тогда перестройки пришлась замечательная дата – 1000-летие Крещения Руси. Руководство Советского Союза решительно взяло курс на доброжелательный подход к священникам и прихожанам. Широкое празднование годовщины Крещения Руси стало, как теперь говорят, «знаковым» событием. Я много общался с иерархами Русской Православной Церкви. Владыка Питирим обращал на себя внимание отнюдь не только своей внешностью, хотя и она была незаурядной: высокий, стройный (хотя уже и не молодой), красивый человек с открытым, благородным лицом, которое светилось доброжелательностью. Чем больше я с ним общался, тем больше поражала его энергия, активность – очень многосторонняя и в то же время целенаправленная. Конечно, я не берусь судить о его церковном служении, хотя знаю: сотоварищи его ценили очень высоко. Он долгие годы занимал ответственный пост председателя Издательского отдела Московского Патриархата. Но прежде всего я с интересом и симпатией следил за его активной общественной деятельностью. В марте 1989 года митрополит Питирим был избран народным депутатом СССР, вошел в состав комитета Верховного Совета СССР по делам воинов-интернационалистов. И особо хочу подчеркнуть: он совершенно не случайно стал также членом Комиссии по вопросам депутатской этики. Заслуги митрополита Питирима были оценены по достоинству. Наряду с высокими церковными знаками отличия он был награжден государственным орденом Дружбы народов. Владыка деятельно заботился о сохранении российской природы. В 1993 году он вместе со мной участвовал в создании серьезной экологической организации – Международного Зеленого Креста. Он искренне и энергично пекся об обеспечении мирного будущего для наших сограждан. Его вклад в дело защиты мира трудно переоценить. Вполне заслуженно ему была вручена почетная золотая медаль «Борцу за мир».

http://azbyka.ru/otechnik/Pitirim_Nechae...

Закрыть itemscope itemtype="" > Святоотеческое учение и проблемы современной педагогики Доклад на XV Международных Рождественских образовательных чтениях 16.02.2007 955 Время на чтение 21 минут Обращение к православному учению о спасении, к святоотеческому наследию, к аскетическому опыту христианских подвижников очень много дает для теории и практики образования. Точность формулировок, твердые методологические основания, глубокие педагогические выводы, подтвержденные собственным опытом подвижников, - всё это вызывает повышенный интерес к культуре Православия, к христианской педагогике. Чтобы доказать это, обратимся к некоторым, наиболее важным, педагогическим категориям: " человек " , " воспитание " , " образование " , " духовность " , " нравственность " , " духовно-нравственное воспитание " , опираясь на определения, данные святыми отцами. Наиболее всеохватное определение человека, его полный и цельный образ представляет христианская антропология - традиционное учение Церкви о его природе и сущности. Христианская антропология неразрывно связана с христианской антропогонией - учением о происхождении человека - и христианской сотериологией - учением о конечной цели его бытия. Согласно этим учениям, человек, созданный по образу и подобию Творца, человек, для которого Бог и сотворил мир, является венцом творения. Его превосходство над всем сущим определяется дуализмом его природы, одновременной принадлежностью двум мирам: видимому, физическому - это его тело, и невидимому, духовному (трансцендентному) - это его душа. " Та неизменная устойчивость личности, которую мы подразумеваем под словом " я " , создающая идентичность нашей индивидуальности.., - пишет митрополит Питирим (Нечаев), - определяется с точки зрения христианской антропологии именно душой, нематериальным субстратом, в котором заложена вся информация о нашем " я " с.208]. Мир человека (микрокосм) столь же целостен и сложен, как мир природы (макрокосм). Он противоречив и отличается ограниченностью физической природы человека при устремленности его духа в бесконечность.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > Славяне мы! Святые равноапостольные братья Кирилл и Мефодий молятся и дышат рядом с нами 25.05.2023 480 Время на чтение 4 минуты Фото: Из личного архива автора Привет вам задушевный, братья, Со всех Славянщины концов, Привет наш всем вам, без изъятья! Для всех семейный пир готов! Недаром вас звала Россия На праздник мира и любви; Но знайте, гости дорогие, Вы здесь не гости, вы – свои! Вы дома здесь, и больше дома, Чем там, на родине своей, – Здесь, где господство незнакомо Иноязыческих властей, Здесь, где у власти и подданства Один язык, один для всех, И не считается Славянство За тяжкий первородный грех! Как точны и созвучны нашему времени слова Федора Ивановича Тютчева в его обращении к «Славянам», подумалось мне, когда возлагал цветы к памятнику просветителей словенских равноапостольных Кирилла и Мефодия, где уже стояли корзины с цветами и венки от болгар и сербов, белорусов и словенцев, чехов и даже поляков… Лица у всех собравших сияли пасхальной радостью. На Славянской площади перед памятником святым равноапостольным Кириллу и Мефодию епископ Серпуховский, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Роман вместе сонмом священнослужителей столицы отслужил благодарственный молебен создателям славянской азбуки и письменности. По завершению молебна всем миром пропели «Вечную память» тем, кто стоял у истоков возвращения праздника в ХХ веке, приснопоминаемым Патриархам Московским и всея Руси Пимену и Алексию II, митрополитам Питириму (Нечаеву), Владимиру (Сабодану) и Филарету (Вахромееву), архимандритам Иннокентию (Просвирнину и Кириллу (Павлову), писателям Виталию Маслову и Семёну Шуртакову, Дмитрию Балашову и Валерию Ганичеву, Юрию Бондареву и Леониду Леонову, Петру Проскурину и Сергею Семанову, Анатолию Софронову и Владимиру Фирсову, Василию Белову и Валентину Распутину, Эдуарду (в крещении Иадору) Володину и Сергею Лыкошину, Юрию Юшкину и Борису Олейнику, Дмитрию Жукову и Анатолию Никонову, скульптору Вячеславу Клыкову, художникам Сергею Харламову, Юрию Селивёрстову, Илье Глазунову, Валентину Сидорову, академикам Никите Толстому и Борису Рыбакову, Олегу Трубачеву и Борису Раушенбаху, Игорю Шафаревичу и Федоту Филину, Николаю Скатову и Владимиру Волкову, композиторам Вячеславу Овчинникову, Георгию Свиридову и Валерию Гаврилину, архитекторам Петру Барановскому, Михаилу Кудрявцеву и Геннадию Мокееву, ученым Лидии Жуковской, Марине Громыко, Ксении Мяло, Петру Палиевскому, Вадиму Кожинову и всем, кто положил свою жизнь служению славянского братства…

http://ruskline.ru/news_rl/2023/05/25/sl...

Разделы портала «Азбука веры» ( 23  голоса:  4.4 из  5) I. Детство 1. Наша родословная По рождению я тамбовец — в Тамбове находилось наше родовое гнездо. Дома Нечаевых и Быстровых (семья моей матери) стояли на одной улице. Точнее, перекресток расходился буквой Т, и дома помещались как бы на краях верхней перекладины, — иными словами, через переулок. Сам я родился в городе Козлове, позднее переименованном в Мичуринск, — где служил отец. Прожил я там всего четыре первых года своей жизни, а в Тамбове еще полтора года был в эвакуации (с осени 1941 по весну 1943), а впоследствии полгода временно управлял тамбовской епархией. знаю, что народ в этом крае интересный: очень упрямый и довольно консервативный. Тамбовцы шутят: «Мы последними Советскую власть приняли, последними от нее и отказываемся». Там до сих пор существуют колхозы. Называются они по–новому: ТОО, ООО, — но по сути как были колхозы, так и есть, и им такая организация по душе. Как когда–то говорила одна наша знакомая старушка: «Воробей — птица артельная». Мама, Ольга Васильевна, считала, что «люди делятся на тамбовских — и всех остальных». Сейчас говорят, что наши климатические условия тяжелы для земледелия, однако до революции, года до 1915, Россия всю Европу кормила хлебом. Тамбовская, Воронежская, Липецкая области — самый центр Черноземной полосы России, переходящей далее на Украину. Земля здесь такая, что, по образному выражению наших классиков, можно сунуть в нее оглоблю и вырастет яблоня, а согласно специфической тамбовской поговорке, земля «от нового сапога подошву отрывает» — настолько клейкая эта черноземная масса. То, что у меня осталось в памяти от Тамбова: в каждом доме пианино, велосипед и лодка. Там протекает река Цна, изобилующая рыбой. В ней водятся огромные сомы — меня ими в детстве пугали: говорят, они даже бросаются на человека. рыбалка в этих краях является одним из основных видов отдыха. Брат моей матери был хирургом и большую часть времени проводил в операционной. И бывало, что прямо после операции он, не заходя домой, садился в лодку и на несколько дней уплывал на рыбалку. Потом, вернувшись, через кого–то передавал жене улов и снова работал — так он дома почти и не бывал.

http://azbyka.ru/fiction/rus-uxodyashhay...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010