-“- -“-, 11, стр.4. -“- 1961, 6,стр.4, 37. -“- -“-, 8, стр.24. -“- 1963, 1, стр.5. -“- -“-, 2, стр. 14. -“- -“-, 3, стр. 10. -“- -“-, 5, cmp.II. -“- -“-, 6, стр.9, 27, 22. -“- -“-, 7, стр.9. -“- -“-, 8, стр.21, 22. -“- -“-, 9, стр.8, 24, 25. -“- 1963, 10, стр.36. -“- -“-, II, стр.5, 6, 7, 15. -“- 1964, 10, 12, 14. -“- -“-, 3, стр .36. -“- -“-, 10, стр.1. -“- -“-, II, стр.5. -“- 1965, 5, стр. 16. Er wurde am 8.1.1926 als elftes Kind in einer traditionsreichen Priesterfamilie geboren. Seine Vorväter waren seit dem 17. Jh. Priester in der Ep. Tambov, einer, Nikolaj Dobrochotov, war von 1841 bis 185/Bvon Tambov. Auch in der mütterlichen Linie waren alle Vorfahren Priester. Die Kinderjahre verbrachte er in Moskau. Mach dem dritten Kurs des Moskauer Instituts für Transportingenieure trat er in das Moskauer Orthodoxe Theologische Institut über, das später in das GS umgestaltet worden ist. Für sein Werk «Die Bedeutung der Göttlichen Liebe in den asketischen Anschauungen des ehrw. Simeon des Neuen Theologen» erhielt er den akademischen Grad cand. theol. Er lehrte seit Herbst 1951 Patristik und Geschichte der westlichen Konfessionen. Seine Probevorlesungen lauteten: «Die Lehre von der Erbsünde» und «Der Vorreformator und Volksheld der Tschechei Jan Hus». Seit 1956 führt er den Kurs für hl. Schrift des Neuen Testaments und leitet die Biblische Kommission. Am 15.2.1952 wurde er Diakon, am 4.12.1954 Priester und am 13 . 4 . 1959 Mcnch mit dem Namen Pit irim. Seit der Bischofsweihe ist er Leiter der Verlagsabteilung. Am 7.10.1967 wurde er Redaktionsmitglied, am 25.7.1975 Mitherausgeber der «Bogoslovskie Trudy». Am 9.9.1971 wurde er Erzbischof (MP 1971,10,1). Er hat folgende Auszeichnungen: den Vladimir-Orden 1. und Kl., den Sergij-von-Radone-Orden 1. Kl. sowie solche anderer Kirchen. Die ökumenische Arbeit und die Friedenstätigkeit von EB Pitirim begannen im Jahre 1954. 1954 nahm er an den Gesprächen mit anglikanischen Theologen in Moskau teil und hielt dort einen Vortrag über die Stellung der Orthodoxen Kirche zum Filioque.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Будущий архиепископ Пимен (в миру Дмитрий Евгеньевич Хмелевской) родился 26 сентября 1923 г. в Смоленске. В 1943 г. поступил в Свято-Успенский Жировицкий монастырь, где исполнял должности секретаря канцелярии, а затем кладовщика. В монастыре принял монашеский постриг и назначен ризничим. В 1945 г. иподиакон Пимен поступил в Минскую духовную семинарию, которую с отличием окончил в 1949 г. В том же году был рукоположен в иеромонаха и направлен в Московскую духовную академию. Во время обучения исполнял обязанности благочинного академического и семинарского духовенства. В 1953 г. окончил академию со степенью кандидата богословия (кандидатское сочинение на тему «Святоотеческое учение о духе, душе и теле человека в связи с его нравственным совершенствованием») и был оставлен в академии профессорским стипендиатом. Затем назначен преподавателем катехизиса в академии и одновременно исполняющим обязанности священника домовой церкви в резиденции Святейшего Патриарха Алексия I в Москве. В 1955 г. возведен в сан игумена и назначен заместителем начальника, а потом начальником Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Там был возведен в сан архимандрита Патриархом Иерусалимским и всея Палестины Венедиктом. В 1957 г. Решением Святейшего Патриарха Алексия I и Священного Синода архимандрит Пимен был вызван в Москву и назначен помощником наместника, а затем наместником Троице-Сергиевой лавры. В феврале 1958 г. Совет Московской духовной академии присвоил архимандриту Пимену звание доцента за его работу «Христианское учение о духе, душе и теле по трудам епископа Феофана и епископа Игнатия Брянчанинова ». В 1957/58 учебном году он преподавал в Московской духовной академии пастырское богословие, а в 1960–1966 гг. – логику. За время пребывания архимандрита Пимена наместником лавры с благословения Патриарха Алексия I он постриг в монахи многих видных впоследствии иерархов Русской Церкви, в том числе Патриарха Алексия II, митрополитов Питирима (Нечаева) , Филарета (Вахромеева), Владимира (Котлярова), Николая (Кутепова), Феодосия (Процюка) и многих других.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

В 2021 году решением Священного Синода Русской Православной Церкви в Калужской духовной семинарии открыта программа магистратуры «Русская патрология XVIII – нач. ХХ вв.». Следует отметить, что актуальность открытия данного профиля подготовки магистров обусловлена рядом причин. Исторически Калужская духовная семинария связана со Свято-Введенской Оптиной пустынью, имеющей колоссальное духовное наследие, которое должно быть осмыслено во всей полноте. Многие преподаватели и студенты семинарии работают в архиве обители и готовят выпускные квалификационные работы по трудам Оптинских старцев. Кроме того, в семинарии особое внимание уделяется изучению наследия святителя Феофана Затворника, святителя Луки Крымского и других наших подвижников. Я также возглавляю Научно-редакционный совет по изданию Полного собрания творений святителя Феофана Затворника и изданию Летописи жизни и творений этого святителя. В семинарии имеется хороший профессорско-преподавательский состав. Кроме меня в него входят также архиепископ Песочинский Масимилиан. Он лаврский постриженик, окончил Московскую духовную академию в 80-е года. У него преподавателями были митрополит Питирим (Нечаев), архимандрит Иоанн (Маслов), профессор Алексей Осипов, а духовником был архимандрит Кирилл (Павлов). Епископ Тарусский Леонид, прошел Оптинскую монашескую школу. Епископ Можайский Иосиф, наместник Оптиной пустыни. Он из ученых монахов, кандидат богословия, монашеский путь начал в Пафнутиев-Боровском монастыре. Большинство преподавателей у нас имеет ученые степени, много издают научных публикаций и принимают участие в конференциях. Семинария издает два научных журнала: «Богословско-исторический сборник» и «Труды по русской патрологии». Оба они входят в РИНЦ, а «Богословско-исторический сборник» включен в список ВАК.   - Какое образование здесь можно получить сегодня? По какой системе проходит обучение? Можно ли учиться в магистратуре?   - Современное обучение в семинарии ведется по нескольким направлениям. Бакалаврская программа осуществляется по аккредитованной государством программе «48.03.01 Теология» и церковному образовательному стандарту «Программа подготовки служителей и религиозного персонала религиозных организаций» (бакалавриат). Время обучения по обоим направлениям на очном отделении – 4 года, а на заочном – 4,5 года. Кроме этого существует так называемый «Пропедевтический курс», на котором студенты обучаются в течение одного года, если сразу не поступают на первый курс бакалавриата.

http://ruskline.ru/analitika/2022/06/26/...

Введение Статья продолжает цикл публикаций, посвященных изучению православной библеистики в СССР, и ставит своей целью анализ и введение в научный оборот статей православных библеистов советского периода. В настоящей статье мы рассматриваем публикации т. н. «брежневского периода» (1964–1982 гг.). В это время гонения на Церковь , усилившиеся в последние годы правления Н. С. Хрущева, практически прекратились, или, по крайней мере, прибрели иной, не столь прямолинейный характер. Это, вероятно, не могло не отразиться на научной деятельности православных библеистов. В настоящей статье мы начинаем изучение этих публикаций по следующим направлениям: текстология, экзегетика, исагогика, выдающиеся библеисты. Отдельно рассматривается деятельность основанной в 1969 году по благословению митрополита Никодима (Ротова) Библейской группы при ЛДА во главе с К. И. Логачевым. Как и в предыдущих статьях цикла, в качестве источника материалов используются «Журнал Московской Патриархии» (далее ЖМП) и сборник «Богословские труды» (далее БТ). Поскольку ЖМП задумывался как издание официальное, а БТ как строго научное, можно предположить соответствующее распределение публикаций между ними. Дмитрий Георгиевич Добыкин – кандидат богословия, доцент кафедры библеистики Санкт-Петербургской духовной академии (sravnika@yandex.ru). Николай Александрович Тарнакин – студент 4 курса бакалавриата Санкт-Петербургской духовной академии (tarnakin.n.a@gmail.com). Публикации по текстологии Статья 1 подписанная «П. В-ский» (по мнению К. И. Логачева, написанная епископом Волоколамским Питиримом (Нечаевым) , представляет собой развернутое введение к переводу на русский язык шестопсалмия 2 . Автор рассматривает историческое развитие шестопсалмия и его положение в составе богослужения. Подробно останавливаясь на 102-м и 87-м псалмах, автор усматривает в них две кульминации, из чего делает вывод о волнообразной композиции шестопсалмия 3 . В статье 4 Константин Иванович Логачев (1939–1997 гг.) описывает истории создания переводов Священного Писания на русский язык, уделяя большее внимание появлению Синодального перевода и указывая, что его создание «явилось новым шагом в развитии библейского текста на Руси … остановившемся в 1580–1581 гг.» 5 . Отмечается, что «систематического разбора и оценки русского перевода с филологической стороны до сих пор еще сделано не было» 6 . При этом сравнение текстов изданий 1819–1821 и 1860–1862 гг. позволяет говорить «не о двух переводах Нового Завета на русский язык, а об одном переводе» 7 , редактировавшемся в последующем. По мнению автора, Комитет при РБО дал «основу русского текста Нового Завета, которым мы пользуемся до сих пор» 8 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

Верую во Единаго Бога Отца Верить в реальное существование окружающего нас мира нет необходимости, потому что мы видим и ощущаем его. А вера в Бога рождается из глубокого внутреннего переживания, из устремления всех душевных сил человека к предмету веры, к Богу. Поэтому для того, чтобы наша вера приобрела конкретность и определенность, ее содержание обозначается понятными всем знаками и символами, то есть вера передается в обычных словах человеческого языка. Сформулированное древними отцами учение Церкви стало поэтому называться Символом веры . Текст первого Символа, первой формулы нашей христианской веры, был составлен в 325 году в византийском городе Никее на Первом Вселенском Соборе. Затем в 381 году на Втором Вселенском Соборе в Константинополе он был уточнен и расширен и после этого сделался обязательным для каждого православного христианина. То, что Бог есть, можно доказывать или отрицать бесконечно долго; но как невозможно доказать, что Бога нет, так никому еще не удавалось доказать на словах, что Бог есть. Любое доказательство всегда можно поставить под сомнение, но вера неоспорима, она не требует доказательств. Мы приходим в храм не для того, чтобы сомневаться, мы несем детей наших крестить не для того, чтобы просто погрузить их в воду. Мы совершаем наши молитвы и поминовения, просим, чтобы наших родных отпели и похоронили на кладбище по–христианскому обычаю не потому только, что мы родились в православной русской среде. Многие приходят в Церковь , никогда прежде не ведая ни Бога, ни христианских традиций. В том и состоит глубокая тайна веры, что вера рождается в человеке неведомым образом. Никодим, мудрый иудейский богослов и ученый, тайно ночью пришел к Господу Иисусу Христу, чтобы побеседовать с начинающим молодым Учителем, каким видели евреи Спасителя ( Ин. 3, 1–21 ). И Господь говорил с ним о вещах, которые не могло вместить сознание Никодима: Не удивляйся тому, что Я сказал тебе, – говорит Спаситель Никодиму, – должно тебе родиться свыше. Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит ( Ин. 3, 7–8 ). И мы не знаем, откуда рождается в человеке вера.

http://azbyka.ru/otechnik/Pitirim_Nechae...

Выступление председателя Издательского Совета митрополита Калужского и Боровского Климента на заседании общего собрания членов Издательского Совета 17 октября 2012 г. 20:31 16 октября 2012 года состоялось общее собрание членов Издательского Совета Русской Православной Церкви. Заседание открыл председатель Издательского Совета митрополит Калужский и Боровский Климент , который в своем выступлении рассказал об основных направлениях деятельности возглавляемого им синодального учреждения. Сердечно приветствую всех членов общего собрания Издательского Совета Русской Православной Церкви! Это заседание является заключительным в нынешнем составе. Мы проработали вместе три года, и сделано было много. Сегодня мы обсудим отдельные аспекты проделанной работы и наметим планы на будущее. Начать, пожалуй, стоит с самого Издательского Совета. История этого старейшего Синодального учреждения своими корнями уходит в середину XX века. Его возглавляли такие видные иерархи нашей Церкви: Святейший Патриарх Сергий , митрополит Николай (Ярушевич) , митрополит Никодим (Ротов) , митрополит Питирим (Нечаев) и другие, но тогда, в условиях советского тоталитарного режима, стояли одни задачи, а сейчас иное время церковной жизни, время, требующее предельных усилий духовно просвещать народ, и перед нами Святейшим Патриархом и Священным Синодом были поставлены новые задачи и цели, которыми до этого никто не занимался. Нам пришлось работу Совета строить, в прямом и переносном смысле этого слова, с нуля. Еще три года назад штат Издательского Совета состоял всего из нескольких человек, которым были выделены для работы пара кабинетов. Сегодня Издательский Совет — сложившееся синодальное подразделение, решающее важные общецерковные вопросы. Структура Совета состоит из 4 секретариатов и 3 служб, в которых трудится более 60 квалифицированных специалистов, работающих над реализацией поставленных перед нами задач, а также Коллегии по рецензированию и 12 рабочих групп. Конечно, и по сей день мы испытываем некий дефицит в профильных сотрудниках, имеющих специальную подготовку, что в первую очередь относится к отделу рецензирования и экспертной оценки, на который приходится большая нагрузка. Чтобы оценить масштаб проделанной нами работы, озвучу ряд статистических данных.

http://patriarchia.ru/db/text/2534146.ht...

Вышеприведенные цитаты из посланий апостола Павла приснопамятный владыка Кассиан некогда избрал для своей автобиографической книги «Жизнь под осенением иконы Божией Матери Федоровской», которая была опубликована уже после его кончины . Двадцать четыре года он управлял Костромской епархией. Изучая светлый образ приснопамятного владыки, хочется сказать, что слова апостола напрямую относятся к нему – истинному пастырю Церкви Христовой. Отдавая сегодня дань трудному, подчас подвижническому, жизненному пути одного из старейших иерархов Русской Православной Церкви прошедшего XX столетия – архиепископа Костромского и Галичского Кассиана (Ярославского), вспоминается молитвенный образ пастыря-проповедника, который покойный владыка оставил в сердцах и памяти людей, знавших его. Оценивая его талант учителя и наставника, осознаешь, что владыка обладал даром неподдельной церковности, которому невозможно научиться из книжек. Несомненно, этому способствовало то обстоятельство, что он происходил из семьи потомственных священнослужителей – священнические корни его династии восходят к XVII веку. «Церковность, – писал священник Павел Флоренский, – это новая жизнь в Духе. Критерий правильности этой жизни – красота. Есть особая красота духовная, и она, неуловимая для логических формул, есть единственный путь к определению, что православно, а что нет. Знатоки этой красоты – старцы духовные» . Подлинная церковность – это церковная данность, церковная красота, благолепие церковное, идущее из глубины веков, передающееся духовно, идущее от избранничества. Именно она наложила отпечаток на все пастырское и неразрывно связанное с ним проповедническое служение владыки Кассиана. Невозможно разделить пастырство и проповедничество подлинных избранников Божьих. Митрополит Питирим (Нечаев) так писал о подлинной красоте: «…Красота – в гармонии… Гармония формы и внутреннего содержания и является той красотой, которая способна спасти мир» . Недаром свои автобиографические записки он озаглавил «Жизнь под осенением иконы Божией Матери “Фодоровской”». Он был крещен, рукоположен и жил, ощущая действительную помощь Пресвятой Богородицы, в особенности почитая ее Феодоровский чудотворный образ .

http://bogoslov.ru/article/3779857

Доцент МГУ священник Илия Ничипоров:«Путь, который надо было пройти» Отец Илия Ничипоров не делит свою жизнь на «до» и «после». Не «сначала выпускник, специалист, кандидат наук, etc. etc.», а «потом священник». Не ученый иерей. А специалист по истории русской литературы ХХ века, преподаватель филологического факультета МГУ, доцент, доктор филологических наук и — священник. 20 сентября, 2010 Отец Илия Ничипоров не делит свою жизнь на «до» и «после». Не «сначала выпускник, специалист, кандидат наук, etc. etc.», а «потом священник». Не ученый иерей. А специалист по истории русской литературы ХХ века, преподаватель филологического факультета МГУ, доцент, доктор филологических наук и — священник. Отец Илия Ничипоров не делит свою жизнь на «до» и «после». Не «сначала выпускник, специалист, кандидат наук, etc. etc.», а «потом священник». Не ученый иерей. А специалист по истории русской литературы ХХ века, преподаватель филологического факультета МГУ, доцент, доктор филологических наук и — священник Никольского храма г. Красногорска Московской епархии. И одно он не мыслит без другого. — Отец Илия, Вы всегда были верующим человеком? Почему Вы решили стать священником? — Господь судил мне быть в Церкви с самого раннего детства. Мой покойный отец – протоиерей Борис Ничипоров – окончил факультет психологии МГУ , защитил кандидатскую диссертацию, уже в зрелом возрасте пришел к вере, работал в Издательском отделе Московского Патриархата и позднее принял священный сан. Именно папа открыл для меня мир Православия, красоту и глубину церковной службы, которая навсегда вошла в мою душу еще с тех времен, когда он брал меня, семилетнего ребенка, в храм Воскресения Словущего в Брюсовом переулке, где сам служил тогда иподиаконом у митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима (Нечаева, +2003). В 1985 году он был рукоположен в сан священника и стал настоятелем Ильинского храма села Селихово в Тверской (на тот момент – Калининской) епархии, где прослужил более 18 лет. Я часто бывал у него, помогал в алтаре.

http://pravmir.ru/docent-mgu-svyashhenni...

Закрыть itemscope itemtype="" > Владимир Маторин: " Мою жизнь перевернул вечер, когда я узнал, что такое духовная музыка " 14.12.2017 1041 Время на чтение 7 минут Всемирно известный бас, выступающий на лучших оперных сценах, он признается, что пение в храме не сравнится ни с одной из этих сцен. Хотя сам впервые в церковь попал как экскурсант. С «Фомой» Владимир Анатольевич Маторин поделился воспоминаниями о своем пути к крещению, к Большому театру, о многочисленных поездках по русским городам и селам и о важных событиях в жизни своей семьи. Крещение и Большой театр В 1988 году, когда страна праздновала 1000-летие Крещения Руси, я впервые сопри­коснулся с молитвенным пением. Митрополит Питирим (Нечаев) устроил тогда в Колонном зале Дома Союзов Рождественский фестиваль духовной музыки. Помню, как меня ошеломила ее красота и ее разливы. Я слушал, и она проникала в каждую мою клеточку, наполняла чем-то таким, что мне тогда было совершенно неведомо. Я как будто вмерз в лед от удовольствия. До моего собственного крещения оставалось еще несколько лет. Но тот вечер оказался решающим: я потихоньку начал петь православные песнопения и спустя некоторое время подготовил свою первую программу духовной музыки. К самому же крещению я подступал долго: я вырос в семье коммунистов, сам был пионером, комсомольцем, членом партии. И в храм заходил только как экскурсант в историчес­кий музей: для роли Бориса Годунова мне надо было знать, как православные крес­тятся, как целуют иконы. Поэтому я очень внимательно разглядывал людей в храме, и бабушки, видя меня, молодого, красивого, конечно, думали - кагебешник: мне если бороду сбрить, то погоны прямо светятся - военная династия рода Маториных дает о себе знать. Но я женился и попал в семью, где и теща, которую я считаю своей второй мамой, и жена - верующие. И когда мама жены тяжело заболела, в нашем доме стали появляться священники, которые ее исповедовали, причащали, соборовали. Одним из них был протоиерей Порфирий Дьячек, человек невероятной доброты и, как мне казалось, - вылитый святитель Николай с икон: высокий лоб, седые волосы, огромные голубые глаза. Свой священнический долг он исполнял до последних дней жизни. Для меня он стал проводником в Церковь: крестил меня и стал моим духовным отцом.

http://ruskline.ru/opp/2017/dekabr/14/vl...

Ивановка. Церковь Сергия Радонежского на Куликовом поле. Карта и ближайшие объекты Ивановка. Церковь Сергия Радонежского на Куликовом поле построена в 1915 г. Архитектор А. Щусев. Мемориал Куликовской битвы, ныне - музей. Ещё в 1821-1824 годах генерал-губернатор А. Д. Балашов, в развитие инициативы С. Д. Нечаева, хотел создать на Куликовом поле (на площади в 100 десятин) мемориальный комплекс, в составе которого был бы и храм во имя Сергия Радонежского. Позже А. П. Брюллов в своем первоначальном проекте, одобренном Николаем I в 1836 году, имел в виду сооружение такого храма. Однако при повторном рассмотрении проекта (1845) и принятии решения о его реализации император повелел упростить проект, оставив только мемориальную колонну – памятник Дмитрию Донскому. Вопрос о возведении храма преп. Сергия на Куликовом поле возбудили в начале нынешнего века тульское духовенство и дворянство. В 1902 году епифанский помещик граф В.А. Олсуфьев пожертвовал около 40 десятин земли под строительство. Спустя два года епископ Питирим, окормлявший Тульскую епархию, просил одобрения Синода и царя Николая II на сооружение храма и получил его, да ещё от императора личный взнос на храм Сергия в 5 тысяч рублей золотом. Проект храма взялся выполнить архитектор Алексей Викторович Щусев. Строительный комитет возглавил Юрий Александрович Олсуфьев – граф, бескорыстный и мужественный охранитель от разграбления в годы Советской власти культурно-исторических ценностей Троице-Сергиевской лавры был растрелян в 1938г. на Бутовском полигоне, жена его, С.В. Олсуфьева (Глебова) Умерла в 1943г. в заключении, в Свияжском монастыре. Кстати, многие произведения искусства принадлежащие лично Ю. А. Олсуфьеву украшают экспозиции тульских музеев, находятся в музее А.С. Пушкина, Третьяковской галерее. А. В. Щусев долго и настойчиво работает над проектом храма. Первоначальный вариант (1906) он частично перерабатывает, придя к окончательному решению всех деталей лишь к 1911г. Заложен храм 16 (26 июня) 1913 г. Замечательный зодчий,– пишет В. Н. Ашурков,– отразил героическую победу русского народа над полчищами Мамая в ярком национально-архитектурном образе созданного им храма. Смелое соединение элементов церковной архитектуры с формами крепостного зодчества делает образ мемориального здания очень своеобразным и одновременно близким национальной традиции, так как план его восходит к некоторым древним русским храмам. Трёхчастная композиция здания образно как бы перекликалась с композицией картины В. М. Васнецова «Богатыри» (1898 г.). Здание состоит из трёх объёмов – двух боковых башен и собственно церкви с возвышающимися над ними куполами. Каждой из башен в окончательном варианте проекта давалась индивидуальная трактовка. В письме хранителю Русского музея П. И. Нерадовскому Щусев писал: «Что касается Куликовской церкви, то она выходит по архитектуре очень хорошо. Я изменил верх второй башни, вместо купола– шлем... Оставить обе башни одинаковыми это лож-но-классично, робко...»

http://sobory.ru/article/?object=00876

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010