Beglov, A. (2015) «Deloproizvodstvo pravoslavnogo prikhoda Rossiiskoi imperii v kontse XIX – nachale XX v.: sotsial’nyi aspekt» [«The Records of the Orthodox Parish of the Russian Empire in the Late 19th – Early 20th Century: the Social Aspects»], Elektronnyi nauchno-obrazovateVnyi zhurnal » " 6(39) [ http://history.jes .su/s207987840001170–6–1, accessed on 06.08.2015]. Beliakova, E. (2004) Tserkovnyi sud i problemy tserkovnoi zhizni [The ecclesiastical court and problems of the Church life]. Destivel’, I., Priest. (2008) Pomestnyi sobor Rossiiskoi Pravoslavnoi Tserkvi 1917–1918 gg. i printsip sobornosti [The Local Council of the Russian Orthodox Church 1917– 1918th and the Sobornost’ principle]. Moscow. Firsov, S. (2002) Russkaia Tserkov’ nakanune peremen: (konets 1890-kh –1918 gg.) [The Russian Church on the eve of the change: (late 1890s – 1918)]. S. l. Freeze, G. (1983) The Parish Clergy in Nineteenth-Century Russia: Crisis, Reform, Counter-Reform. Princeton. Golubtsov, G., Priest. (1995) «Poezdka na Vserossiiskii tserkovnyi sobor. Dnevnik: (29 ianvaria – 18 aprelia 1918 g)» [«A Diary of a trip to the all-Russian Church Council. (29 January – 18 April 1918)»], in Rossiiskaia Tserkov» v gody revoliutsii.(1917–1918). Sbornik, pp. 121–269. Moscow. Kolcherin, A., Priest, ed. (2014) Dokumenty Sviashchennogo Sobora Pravoslavnoi Rossiiskoi Tserkvi 1917–1918 godov. T. 3. Protokoly Sviashchennogo Sobora [The documents of the Holy Council of the Orthodox Russian Church of 1917–1918th. Vol. 3. The Protocols Of The Holy Council]. Moscow. Kravetskii, A. (2012) Tserkovnaia missiia v epokhu peremen (mezhdu propoved’iu I dialogom) [The Church mission in times of changes (between the sermon and the dialogue)]. Krivosheeva, N., Mramornov, A. (2012) «Podgotovka Vserossiiskogo Tserkovnogo sobora v aprele – seredine avgusta 1917 goda i dokumenty o predsobornykh trudakh» [«The Preparation of the All-Russian Church Council in April – mid-August 1917, and documents of the Pre-Council works»], in Dokumenty Sviashchennogo Sobora Pravoslavnoi Rossiiskoi Tserkvi 1917–1918 godov. T. 1. Kn. 1. Predsobornaia rabota 1917 goda. Akty, opredeliavshie poriadok sozyva i provedeniia Sobora, pp. 5–32. Moscow.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

XVII в., закрыта в 1724), тарусский Троицкий (Петровский) (муж., в Тарусе, основан в XVII в., закрыт в 1764), мещовский Афанасьевский Петропавловский (жен., в Мещовске, основан в 1707, закрыт в 1764), Казанской иконы Божией Матери Боголюбивый (жен., в сельце Петропавловское, между современными дер. Новодяглево и с. Жерелево Куйбышевского р-на, основан в 1868 как Белокопытовская Казанская жен. община, в 1892 преобразована в монастырь, закрыт в 1918), Сретенский скит (муж., существовал в совр. пос. Зелёном в черте Калуги, основан не позже 1871, закрыт в 1918), калужский в честь Воздвижения Креста Господня (муж., в Калуге, основан в 70-х гг. XIX в., закрыт в 1924), Тарусский Свято-Троицкий (жен., в сельце Костомарово-Татарское Тарусского у., ныне дер. Татарское Жуковского р-на, основан в 1892 как община, с 1917 мон-рь, закрыт в 1918-1919), Николо-Печерская община (жен., в с. Муковнине, между совр. поселками Полотняный Завод и Товарково Дзержинского р-на, основана в 1898, закрыта в 1918), дугнинский в честь иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» (жен., в совр. пос. Дугна Ферзиковского р-на, основан в кон. XIX в., с 1911 жен. община, в 1917 преобразован в самостоятельный мон-рь, закрыт в 1918-1919), Скорбященская община (жен., на хуторе Булгаково, между совр. деревнями Крыцыно и Якшуново Дзержинского р-на, основана в 1902, закрыта в 1918-1919), Мстихинский Сергиевский скит (муж., близ дер. Мстихино, ныне в черте Калуги, основан в 1905, закрыт в июле 1918), Мелхиседекова Одигитриевская пуст. (муж., близ с. Анновка, ныне деревня Кировского р-на, основана в 1916, в 1918 закрыта). Монастыри, ранее входившие в К. и Б. е.: Покровский Добрый (муж., ныне с. Доброе Суворовского р-на Тульской обл., основан в 1385-1406, закрыт в 1918-1919), Анастасов в честь Рождества Пресв. Богородицы (муж., близ совр. пос. Одоев Тульской обл., основан между 1525 и 1534 г., закрыт в 1764), лихвинский во имя прп. Михаила Малеина монастырь (муж., в г. Лихвине (ныне Чекалин Тульской обл.), основан в 1615, закрыт в 1684), лихвинский Афанасиев монастырь (жен., в Лихвине, основан в кон.

http://pravenc.ru/text/1320155.html

Голубцов Георгий, протоиерей. Поездка на Всероссийский церковный собор. Дневник: (29 января – 18 апреля 1918 г.)//Российская Церковь в годы революции. (1917–1918). Сборник/публ. М.И. Одинцов. М., 1995. С. 121–269. Дестивель Иакинф, священник. Поместный собор Российской Православной Церкви 1917–1918 гг. и принцип соборности. М., 2008. Доклад Отдела о высшем и окружном церковном управлении об образовании новых епархий и викариатств//ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 174. Л. 42–43. Доклад Отдела о Высшем Церковном Управлении о будущих Соборах Российской Православной Церкви и их составе//ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 174. Л. 18–24. Доклад Отдела о Высшем Церковном Управлении в церковных округах//ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 174. Л. 31–34. Документы Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 годов. Т. 1. Кн. 1–2. Предсоборная работа 1917 года. Акты, определявшие порядок созыва и проведения Собора. М., 2012. Документы Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 годов. Т. 2. Протоколы Соборного Совета. М., 2013. Документы Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 годов. Т. 3. Протоколы Священного Собора. М., 2014. Документы Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 годов. Т. 4. Документы Совещания епископов и Судной комиссии Собора. М., 2015. Кравецкий А. Г. Церковная миссия в эпоху перемен (между проповедью и диалогом). Б. м., 2012. Кривошеева НА., Мраморнов А. И. Подготовка Всероссийского Церковного собора в апреле – середине августа 1917 года и документы о предсоборных трудах//Документы Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 годов. Т. 1. Кн. 1. Предсоборная работа 1917 года. Акты, определявшие порядок созыва и проведения Собора. М., 2012. С. 5–32. Леонтьева Т.Г. Вера и прогресс: православное сельское духовенство России во второй половине XIX – начале XX в. М., 2002. Манчестер Л. Поповичи в миру: духовенство, интеллигенция и становление современного самосознания в России. М., 2015. Миронов Б.Н. Социальная история России периода империи (XVIII – начало XIX в.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

3 Балашов Николай, протоиерей. На пути к литургическому возрождению. Б. м., 2001; Фирсов С. Л. Русская Церковь накануне перемен: (конец 1890-х – 1918 гг.). Б. м., 2002; Белякова Е.В. Церковный суд и проблемы церковной жизни. Б. м., 2004; Савва (Тутунов), игумен. Епархиальные реформы. Б. м., 2011; Кравецкий А.Г. Церковная миссия в эпоху перемен (между проповедью и диалогом). Б. м., 2012. 4 Документы Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 годов. Т. 1. Кн. 1–2. Предсоборная работа 1917 года. Акты, определявшие порядок созыва и проведения Собора. М., 2012; Документы Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 годов. Т. 2. Протоколы Соборного Совета. М., 2013; Документы Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 годов. Т. 3. Протоколы Священного Собора. М., 2014; Документы Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 годов. Т. 4. Документы Совещания епископов и Судной комиссии Собора. М., 2015. 5 О нем см.: Дестивель Иакинф, священник. Поместный собор Российской Православной Церкви... С. 208–212; Беглов А. Л. От соборного Определения – к Декрету СНК. К вопросу о генезисе государственно-церковных отношений советского периода//Альфа и Омега. 2007. 1(48). С. 146–170. 6 Шульц Г. Введение//Священный собор Православной Российской Церкви 19171918 гг. Обзор деяний. Вторая сессия. М., 2001. С. 7–22. 7 Шульц Г. Обзор деяний третьей сессии Поместного собора Русской Православной Церкви//Священный собор Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. Обзор деяний. Третья сессия. М., 2000. С. 12–13. 8 См., например: Кривошеева НА., Мраморнов А.И. Подготовка Всероссийского Церковного собора в апреле – середине августа 1917 года и документы о предсоборных трудах//Документы Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 годов. Т. 1. Кн. 1. С. 26. 9 Положение о созыве Поместного Собора Православной Всероссийской Церкви в Москве 15 августа 1917 года//Документы Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 годов. Т. 1. Кн. 2. С. 1183.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В. Слово Местоблюстителя: Письма Местоблюстителя сщмч. Митр. Петра (Полянского) к митр. Сергию (Страгородскому) из Тобольской ссылки и люди, послужившие появлению этих документов//Вестн. ПСТГУ. Сер. 2: История. История РПЦ. 2009. Вып. 3(32). С. 37-69; Кифа - Патриарший Местоблюститель священномученик Петр, митрополит Крутицкий (1862-1937)/Отв. ред.: прот. В. Воробьев. М., 2012; Волобуева Т. И., Кузнецова О. П. и др. Священно-церковнослужители и ктиторы Московской епархии пер. трети ХХ ст. Тверь, 2013. С. 233; Выпускники Воронежской ДС (1745-2015): Мат-лы к биогр. справ. Воронеж, 2015. С. 105, 115, 119, 187, 216; Биогр. словарь выпускников КДА. К., 2015. Т. 2. С. 547. Н. Ю. Сухова, свящ. А. Мазырин Рубрики: Ключевые слова: АГАФАНГЕЛ (Преображенский Александр Лаврентьевич; 1854-1928), митр. Ярославский и Ростовский, исп. (пам. 3 окт., 30 окт., в Соборе Липецких святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых Эстонской земли) АНАТОЛИЙ (Грисюк Андрей Григорьевич; 1880-1938), митр. Одесский и Херсонский, сщмч. (пам.10 янв., в Соборе Казанских святых, Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Радонежских святых и в Соборе Самарских святых) АНДРОНИК (Никольский; 1870-1918), архиеп. Пермский и Кунгурский, сщмч. (пам. 7 июня, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, В Соборе новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе святых Пермской митрополии, в Соборе Санкт-Петербургских святых и в Ростово-Ярославских святых) ВЛАДИМИР (Богоявленский Василий Никифорович, 1848-1918), митр., сщмч. (пам. 25 янв., 14 июня, в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Санкт-Петербургских святых, в Соборе Радонежских святых, в Соборе Самарских святых и в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Дальних пещерах (прп. Феодосия) почивающих) ЕВГЕНИЙ (Зернов Семен Алексеевич; 1877 - 1937), митр. Горьковский, сщмч. (пам. 7 сент., в Соборе Нижегородских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, Новомучеников и исповедников Радонежских, Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг.) ЛАВРЕНТИЙ (Князев Евгений Иванович; 1877 - 1918), еп. Балахнинский, сщмч. (пам. 24 окт., во 2-ю неделю сентября - в Соборе Нижегородских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МИТРОФАН (Краснопольский Дмитрий Иванович; 1869-1919), архиеп., сщмч. (пам. 23 июня, в Соборе Белорусских святых, в Соборе Воронежских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 годов)

http://pravenc.ru/text/2580122.html

И напрасно пытаются создать шум вокруг церкви, создать народное брожение, какую-то священную войну за веру, на которую никто не посягает. Напрасно столичный епископат сплетает сам себе венец мучеников за веру Христову и окружает себя ореолом великого печальника за христиан! Народ видит истину. А слепо послушное и рабски покорное рядовое духовенство пусть знает, что на роли статистов в политической игре оно так же смешно и жалко, как на роли слепых рабов своего политиканствующего епископата! Вениамин Славский» (Известия ВЦИК. 1918. 19. 25 января). 317 Имеется в виду епископ Григорий (Янковский) – 17 (30) ноября 1917 г. назначен епископом Екатеринбургским и Ирбитским. Прибыл на кафедру в начале 1918 г. 318 В.И. Ленин собственноручно сделал правку и дополнения в представленный на заседание СНК от 20 января 1918 г. машинописный проект декрета. Вместо зачеркнутого текста «Религия есть частное дело каждого гражданина Российской Республики» Ленин рядом написал: « Церковь отделяется от государства». 319 Слово «навсегда» вычеркнуто. Ленин написал к пункту 3 примечание: «Из всех официальных актов всякое указание на религиозную принадлежность или непринадлежность граждан устраняется». 321 В пункте 8 было вычеркнуто слово «смерти»; переставлен порядок слов: вместо «рождений, браков» – «браков и рождений». 322 Слова «Здания и предметы, предназначенные специально для богослужебных целей, отдаются по особым постановлениям местной или центральной государственной власти в бесплатное пользование соответственных религиозных обществ» были вписаны вместо зачеркнутого текста: «Порядок учета, хранения и хозяйственного распоряжения... местной и центральной государственной власти». 325 Обращение членов Священного Собора от 22 января (4 февраля) 1918 г. было вызвано антицерковными публичными лекциями, с которыми выступал в Петрограде с 13 (26) января 1918 г. сотрудник Наркомюста РСФСР И. А. Шпицберг. 326 Сообщение протопресвитера Н.А. Любимова о планируемом крестном ходе было заслушано на 67-м заселении Собора от 22 января (4 февраля) 1918 г. (Священный Собор Православной Российской Церкви... Вторая сессия. С. 33). 327 Вопрос о декрете был поставлен 11 (24) декабря (протокол заседания СНК РСФСР 24, п. 12), проект декрета был утвержден на заседании Коллегии Наркомюста 19 января (1 февраля) 1918 г., а затем внесен на обсуждение СНК, и в ночь на 21 января ( на 3 февраля) (протокол 52, п. 2) был утвержден под названием «Декрет о свободе совести, церковных и религиозных обществах» (см.: Декреты советской власти. М., 1957. Т. 1. С. 371–373). 21 января (3 февраля) 1918 г. декрет был опубликован в «Известиях ВЦИК» под этим названием. 23 января (5 февраля) он появился в официальном органе СНК «Газете Рабочего и Крестьянского правительства», где получил название «Об отделении церкви от государства и школы от церкви».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1917.5.8 Учреждение Министерства исповеданий во главе с А.В. Карташевым и упразднение должности обер-прокурора Св. Синода. 1917.6.3 Св. Синод объявил о признании им Временного правительства. 1917.7.3 В Петрограде создан Всероссийский Союз демократического православного духовенства и мирян во главе со священниками А.И. Введенским, А.И. Боярским, И. Егоровым. 1917.8.10 Убийство прот. Иоанна Кочурова. Начало большевистского террора против Церкви. 1917.8.9 Католикосом - Патриархом Автокефальной Грузинской церкви избран епископ Кирион (Садзаглишвили). 1918. ноябрь Сибирское церковное совещание образовало Высшее Временное Церковное Управление во главе с архиеп. Сильвестром (Ольшанским) для управления областями, занятыми войсками адм. А.В. Колчака. 1918.12 Петлюровская директория провозглашает автокефалию Украинской Церкви. Вскоре, после занятия Киева Красной Армией, Украинский Синод распадается. 1918.13–26.10 Обращение Патриарха Тихона к Совету Народных Комиссаров в связи с первой годовщиной Октябрьской революции с призывом прекратить братоубийство. 1918.19.1–1.2 Послание Патриарха Тихона, анафематствующее всех, проливающих невинную кровь. 1918.19.6–2.7–7/20.9 Третья сессия Поместного Собора. Важнейшие постановления: “О местоблюстительстве Патриаршего престола”, “О восстановлении празднования дня памяти всех русских святых”, “О монастырях и монашествующих”, “Об охране церковных святынь от кощунственного захвата и поругания”. Подтверждение временной автономии Православной Церкви на Украине. 1918.20.1–2.2–7/20.4 Вторая сессия Поместного Собора. Принятие “Определения об устройстве епархиального управления” и Приходского устава; утверждение приходского самоуправления и выборности епископата. 1918.23.1–5.2 Декрет Совнаркома “Об отделении церкви от государства и школы от церкви”, по которому Церковь лишалась прав юридического лица и имущества. 1918.25.1–7.2 Убийство в Киеве митр. Владимира (Богоявленского) . Определением Поместного собора (от 5/18 апреля 1918) в этот день установлено ежегодное молитвенное поминание исповедников и мучеников российских.

http://azbyka.ru/shemy/istoria_russkoi_t...

За данную резолюцию съезда, несмотря на острые дискуссии (решениями Поместного Собора был установлен принцип избрания архиереев), проголосовало 199 из 244 его участников (Там же. Оп. 445. Д. 561. Л. 4). В специальной резолюции по этому поводу отмечалось: «Избрание 3 хотя бы и кандидатов в архиепископа Коломенского может указать лиц вполне достойных, но не солидарных с установившимся в Московской епархии направлением епархиальной жизни, а это обстоятельство может внести разделение в строй нашей церковной жизни» (Там же. Л. 5). Ряд участников съезда выразили недовольство в связи с самоустранением епархиального съезда от участия в выборах управляющего Московской епархией, об этом говорилось на следующем епархиальном съезде в февр. 1918 г. 15 янв. 1918 г. Синод утвердил назначенного патриархом Дмитровского еп. Иоасафа (Каллистова) , 2-го викария Московской епархии, архиепископом Коломенским и Можайским. Это определение Синода было закреплено решением Собора от 4 февр. 1918 г. (Уже 4 янв. 1918 еп. Иоасаф уже титуловался как управляющий Московской епархией - Там же. Д. 791. Л. 8.) По решению Синода от 18 янв. 1918 г. патриарху непосредственно была подчинена Московская контора Синода «до времени преобразования на новых началах» (Там же. Оп. 209. Д. 2849. Л. 140). В соответствии с решениями Поместного Собора с 14 марта 1918 г. во всех епархиях должны были пройти выборы епархиальных советов, состав которых подлежал утверждению патриархом и Синодом. В Москве формирование епархиального совета закончилось к нач. июля 1918 г., его председателем стал проф. МДА Василий Виноградов , рукоположенный в февр. 1922 г. во иерея. В июле 1918 г. наряду с общеепархиальным советом был образован епархиальный совет г. Москвы, к-рый возглавил прот. Виктор Кедров. Состав обоих советов был утвержден указом патриарха и Высшего Церковного Совета (ВЦС) от 10 июля 1918 г., состав советов менялся. На основе епархиального совета было образовано Московское ЕУ под рук. архиеп. Иоасафа, на содержание к-рого ВЦС 8 нояб.

http://pravenc.ru/text/2462071.html

1334 VII съезд делегатов ВУС, проходивший 8–16 июня 1918 г., признал необходимым, чтобы учительские организации немедленно приступили к работе по реформе программы на основе положений единой школы, принятых съездом. Материалы съезда предполагалось издать отдельной брошюрой в 8–9 печатных листов со вступительной статьей председателя комиссии по программе-минимум единой школы В.К. Иванова, вопросам религиозного воспитания должен был быть отведен отдельный раздел (ГА РФ. Ф. 5490. Оп. 1. Д. 18. Л. 78). 1 В сборнике речь идет в первую очередь о Православной Российской Церкви – название официально использовалось Всероссийским Поместным Собором 1917–1918 гт. Разрабатывая законодательство послеоктябрьского периода, большевики главным образом имели в виду наиболее сильную и влиятельную религиозную организацию – Православную Церковь . В то же время, конкретизируя нормы Декрета об отделении церкви от государства и школы от церкви, инструкция к этому акту от 30 августа 1918 г. разъясняла, что в декрете имелись в виду «православная, старообрядческая, католическая всех обрядов, армяно-григорианская, протестантская...» церкви (см.: Постановление НКЮ РСФСР о порядке проведения в жизнь декрета об отделении церкви от государства и школы от церкви (инструкция) 30 августа 1918 г. (Док. II.1.49)). Большевики подходили к понятию « церковь » со светских позиций, в своих документах они писали это слово со строчной буквы. В заголовках законолательно-декретивных актов Советской власти, а также в названиях соответствующих государственных структур составители сборника приводят их историческое написание. 1340 Для реализации декретов и постановлений Наркомпроса по созданию светской школы в составе комиссариата был создан отдел переходящих учебных заведений. Вместе с отделом работала межведомственная комиссия, в которую также входили представители ВСНХ, НКПС, Наркомзема и др. ведомств. 8 июля 1918 г. Наркомпрос разослал всем отделам народного образования циркуляр, в котором предлагалось приступить к составлению описей всех переходящих учебных заведений, а также учесть эти заведения в новых сметах. За период с июня по сентябрь 1918 г. отдел реорганизовал под началом Наркомпроса ряд ведомств, в том числе бывшее Духовное. В октябре 1918 г. отдел переходящих учебных заведений, выполнив свою задачу, был упразднен (ГА РФ. Ф. А-2306. Оп. 2. Д. 263. Л. 15–15 об.; СУ. 1918. 39. Ст. 507).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

     См.: [Обращение] Ко всему  населению гор. Борисоглебска и уезда от комиссии по проведению в жизнь Декрета Народных Комиссаров «Об отделении Церкви от Государства и школы от церкви» (1918, 1919 г., без даты)//ГАРФ. Ф. А-353. Оп. 3.  Д. 758.  Л. 140.[типографский оттиск]      Постановление Народного Комиссариата Юстиции о порядке проведения в жизнь декрета «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» (Инструкция) августа 1918 г.]//СУ. 1918. 62. 31 августа. Ст. 685. С. 757–763; [О порядке проведения в жизнь декрета об отделении церкви от государства и школы от церкви (Инструкция от 24 августа 1918 г.)]//Систематический сборник важнейших декретов. 1917–1920. М., 1920. C. 23 (Первая публикация: Известия ВЦИК. 1918. 30 августа 186); Гидулянов П.В. Отделение церкви от государства в СССР: Полный сборник декретов, ведомственных распоряжений и определений Верховного Суда РСФСР и других социалистических республик. М., 1926. С. 622–623; Русская Православная Церковь в советское время (1917–1991). Материалы и документы по истории отношений между государством и Церковью. Т. 1./Составитель Г. Штриккер. М., 1995. С. 130. Надо заметить, что в литературе эту инструкцию датируют 24 августа (по дате подписания её народным комиссаром юстиции Д. Курским) и 30 августа (по дате первого опубликования документа). Строго говоря, верной датировкой государственного постановления является 24 августа, но надо иметь в виду, что все декреты и постановления советского правительства вступали в силу со дня их опубликования.      Постановление Народного Комиссариата Юстиции о порядке проведения в жизнь декрета «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» (Инструкция) августа 1918 г.]//СУ. 1918. 62. 31 августа. Ст. 685. С. 757–763.      Примерная ведомость капиталов и сборов бывшего ведомства православного исповедания (Приложение 2-е к ст. 685)//СУ. 1918. 62. 31 августа. Ст. 685. С. 760–761.      См.:  Луначарский А.В. Речь на I Всероссийском съезде по просвещению августа – 4 сентября 1918 г.]//О воспитании и образовании/А.В. Луначарский; под ред. А.М. Арсеньева [и др.]; сост. Э.Д. Днепров [и др.]. М., 1976. С. 24–25.

http://bogoslov.ru/article/1241299

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010