11 апреля 2006 г от Екатеринбургской епархии: священника Владимира (Холодоковского; 1895 — 13 августа 1937), священника Сергия (Увицкого; 1881 — 12 марта 1932); от Казанской епархии: священника Михаила (Вотякова; 1881 — 18 июня 1931); от Московской епархии: епископа Коломенского Феодосия (Ганицкого; 1860 — 3 мая 1937), протоиерея Николая (Порецкого; 1865 — 27 июля 1933), протоиерея Алексия (Знаменского; 1882 — 2 августа 1938), протоиерея Александра (Русинова; 1878 — 31 января 1938), протоиерея Павла (Косминкова; 1875 — 2 марта 1938), священника Сергия (Орлова; 1888 — 21 декабря 1937), протодиакона Алексия (Дроздова; 1883 — 14 июля 1942), послушницу Татиану (Чекмазову; 1881 — 11 октября 1942), послушницу Александру (Хворостянникову; 1886 — 30 сентября 1943), Иоанна (Демидова; 1863 — 20 декабря 1937), Иоанна (Демидова; 1907 — 13 июля 1944); . от Рязанской епархии: протоиерея Михаила (Викторова; 1871 — 11 апреля 1933), протоиерея Леонида (Викторова; 1891 — 10 января 1938); от Свято-Введенской Оптиной пустыни: иеромонаха Рафаила (Шейченко; 1891 — 19 июня 1957); от Симбирской епархии: протоиерея Иоанна (Ильинского; 1846 — 14 (27) сентября 1918), священника Николая (Покровского; 1864 — 18 марта 1919). 17 июля 2006 г. от Брянской епархии: протоиерея Варлаама (Попова; 1880 — 8 декабря 1937), священника Стефана (Грачева; 1886 — 7 февраля 1938); от Московской епархии: архимандрита Родиона (Федорова; 1864 — 1933), протоиерея Алексия (Рождественского; 1865 — 26 декабря 1937), протоиерея Петра (Маркова; 1881 — 21 февраля 1938), священника Евгения (Исадского; 1879 — 31 января 1930), священника Димитрия (Беляева; 1875 — 10 декабря 1937), иеромонаха Василия (Мазуренко; 1882 — 8 января 1938), послушницу Марфу (Коврову; 1897 — 16 марта 1938), Матфея (Гусева; 1868 — 18 января 1938), Андрея (Трофимова; 1882 — 11 июня 1938); от Ростовской епархии: священника Николая (Попова; 1864 — 26 марта 1919); от Санкт-Петербургской епархии: монахиню Марию (Леляновой; 1874 — 17 апреля 1932); от Саранской епархии: священника Владимира (Четверина; 1874 — 2 сентября 1918). 6 октября 2006 г. от Архангельской епархии: протоиерея Николая (Родимова; 1856 — 10 января 1938); от Йошкар-Олинской епархии: протоиерея Николая (Рюрикова; 1884 — 18 июня 1943); от Московской епархии: протоиерея Мирона (Ржепика; 1885 — 13 сентября 1937), протоиерея Петра (Рождествина; 1879 — 27 мая 1939), протоиерея Владимира (Смирнова; 1877 — 10 декабря 1937), диакона Евгения (Никольского; 1886 — 26 февраля 1938), послушницу Евфросинию (Тимофееву; 1881 — 5 ноября 1942), Василия (Петрова; 1882 — 15 января 1942), Анну (Четверикову; 1873 —2 марта 1940); от Свято-Введенской Оптиной пустыни: иеромонаха Пафнутия (Костина; 1866 — 20 января 1938), иеромонаха Лаврентия (Левченко; 1893 — 25 октября 1937), иеромонаха Серафима (Гущина; 1872 — 23 ноября 1937), иеромонаха Рафаила (Тюпина; 1886—11 декабря 1937).

http://pravmir.ru/doklad-svyatejshego-pa...

Сергей Апухтин. Свидетельство о состоянии здоровья, полученное от Российского Красного Креста, будет выслано дополнительно.   В Послужном списке С. А. Апухтина указано: «1918 г. 8-го сентября прибыл в Добровольческую Армию рядовым 13-й Роты Марковского Офицерского полка». (Частное собрание). Лейб-гвардии Петроградский полк был возрожден в Добровольческой армии и имел сформированный 16 сентября 1919 г. батальон в Сводном полку Третьей гвардейской пехотной дивизии. Полковник С. А. Апухтин значится командиром батальона на 24 октября 1919 г. Павел Петрович Булыгин (23 января/5 февраля 1896 г., Владимир — 17 февраля 1936 г., Асунсион) в 1924–1934 гг. жил в Эфиопии, в 1934 г. перебрался в Прибалтику. Возглавил группу русских старообрядцев, желавших переселиться из Латвии и Литвы в Южную Америку. Переехал в Парагвай. Умер 17 февраля 1936 г. Далее зачеркнуто [видимо нехотя]. Далее зачеркнуто «ныне глава Р.О.В.С.’а». То есть сам автор публикуемых воспоминаний. Владимир Александрович Апухтин (1896 — 10 мая 1975, Ницца). Окончил Пажеский корпус, служил в 4-м Стрелковом императорской фамилии полку. Награжден орденом святого Георгия IV степени за бои на Стоходе (Часовой. 1975. 588–589. С. 19; 592. С. 16). Генерал-адъютант Михаил Васильевич Алексеев (1857 — 8 октября 1918) — руководитель Добровольческой армии. Полковник Александр Павлович Кутепов (1882–1930) в описываемое время был командиром первой бригады первой пехотной дивизии Добровольческой армии, а 12 ноября 1918 г. был произведен в генерал-майоры. Владимир Александрович Апухтин. Далее зачеркнуто «очень». Полковник Илларион Викторович Федотьев (1880, Луцк — 25 марта 1960, Буэнос-Айрес) — командир 17 пехотного Архангелогородского полка. Командир Отряда особого назначения (Часовой. 1960. 410. С. 19). В послужном списке С. А. Апухтина указано: «1918 г. 20 октября командирован помощником Начальника Отряда охраны Лиц Императорской Фамилии, находящихся в Крыму» (Частное собрание). Со Спиридовичем и его супругой Маргаритой Александровной императрица Мария Феодоровна познакомилась уже в Крыму 13 октября 1918 г.: «В 10 часов утра я приняла Спиридовича, которого прежде не знала. Он бросился, рыдая, передо мной на колени, стал целовать руку, что мне было в высшей степени неприятно. Затем он попросил разрешения войти его жене, встреча с которой проходила в присутствии Ксении и Ольги. Он, наверное, личность интересная и многое знает, но у меня отсутствовало всякое желание его о чем-либо расспрашивать, и я была рада, когда все завершилось». (Дневники. С. 266).

http://bogoslov.ru/article/6176530

С осени 1918 года процесс национализации церковного имущества шел полным ходом на территории губерний, находившихся под контролем советской власти. В этих обстоятельствах как высшая церковная власть, так и в целом духовенство и верующие на местах были поставлены перед необходимостью признавать и исполнять требования советского религиозного законодательства. Православной Церкви в России отныне предстояло осуществлять свое служение в новых правовых условиях советской действительности. 1  Всероссийский церковно-общественный вестник. 1917. 13 июня. 2  См.: Священный Собор Православной Российской Церкви. Собрание определений и постановлений. М., 1918. Вып. 2. С. 6–8. 3  Документы Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 годов. Т. 6. М., 2016. С. 164. 4  Там же. С. 273. 5  ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 277. Л. 138. 6  Обстоятельный историко-правовой анализ декрета см.: Шершнева-Цитульская И. А. Правовой статус Русской Православной Церкви в Российском государстве (1905–1945 гг.). М., 2011. С. 105–122. 7  Священный Собор Православной Российской Церкви. Деяния. М., 1918. Кн. VI. С. 71–73. 8  Там же. С. 139–140. 9  См.: Церковные ведомости. 1918. 7–8. С. 32–35. 10  ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 554. Л. 203. 11  Подробнее об этом см.: Шкаровский М. В. Александро-Невская Лавра в год революционных потрясений (1917–1918)//Христианское чтение. 2010. 1. С. 6–33. 12  См.: Священный Собор Православной Российской Церкви. Деяния. М., 1918. Кн. VI. С. 33–34. 13  Русская Православная Церковь и коммунистическое государство. 1917–1941. Документы и фотоматериалы. М., 1996. С. 25. 14  Подробнее см.: Священный Собор Православной Российской Церкви. Деяния. Пг., 1918. Кн. IX. Вып. 1. С. 25–31. 15  Заявления делегации Собора в Совет народных комиссаров от 14/27 марта и 6/19 апреля 1918 г. см.: Отделение Церкви от государства и школы от Церкви в Советской России. Октябрь 1917–1918 гг.: Сборник документов. М., 2016. С. 154–155, 156–159. 16  См.: Красиков П. А. Советская политика в религиозном вопросе//Революция и церковь. 1919. С. 1–3.

http://pravoslavie.ru/119436.html

3. Канонизация святых и богослужебные тексты В течение десяти лет сонм святых Церкви Русской пополнился новыми именами. К Собору Новомучеников и исповедников Церкви Русской было причислено пятнадцать имен пострадавших в годы гонений: священник Александр Адрианов (+1918), священник Александр Флегинский (+1918), священник Василий Холмогоров (+1938), священник Владимир Пиксанов (+1918), священник Константин Верецкий (+1918), священник Михаил Лисицын (+1918), священник Михаил Троицкий (+1938), священник Николай Чернышев (+1919), священник Павел Дернов и его сыновья Борис, Григорий и Симеон (+1918), монахиня Елена (Коробкова; +1938), Александра Булгакова (+1938), Варвара Чернышева (+1918). К Архиерейскому Собору 2016 года был собран и изучен библиографический материал о жизни и подвиге святительского служения архиепископа Богучарского Серафима (Соболева). Большое народное почитание святителя в Болгарии, где прошла вторая половина его жизни, стало основанием для прославления владыки Серафима в лике святых. Святитель Серафим (Соболев) прославлен Освященным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2-3 февраля 2016 года при участии делегации Болгарского Патриархата. За десять лет к местному почитанию причислено семь святых: преподобная Арсения (Себрякова); преподобные Никита и Феофан, подвижники Рославльских лесов; блаженная Екатерина (Малков-Панина) и блаженный Иоанн Кочетовский. В Православной Церкви Молдовы благословлено местное почитание святителя Гавриила (Бэнулеску-Бодони) и блаженной Агафьи (Маранчук). Обретены мощи следующих угодников Божиих: святителя Гавриила (Бэнулеску-Бодони); священномученика Никодима (Кононова; +1919), епископа Белгородского; священномученика Александра Флегинского (+1918); священномученика Григория Смирнова (+1918); священномученика Николая Чернышева (+1919); священномученика Павла Аношкина (+1918); мученицы Варвары Чернышевой (+1919); преподобноисповедницы Фамари (Марджановой; +1936); преподобного Матфея Яранского (+1927); блаженной Агафьи (Маранчук; +1843); блаженной Екатерины (Малков-Паниной; +1968); блаженного Иоанна Кочетовского (+1886).

http://religare.ru/2_117103.html

Следовательно должна была быть очень «весомая» причина для того, чтобы на время оставить один из основных наркоматов без руководства. « Июнь, 14. … Ленин председательствует на заседании СНК; просматривает повестку дня, …(…) На заседании обсуждаются также вопросы: … об утверждении члена коллегии Наркомвнудела Г. М. Леплевского в качестве докладчика на заседании СНК вместо замнаркома внутренних дел М. Ф. Владимирского; … (…) Июнь, не ранее 15. … Ленин читает письмо замнаркома внутренних дел М. Ф. Владимирского от 15 июня 1921 г. с уведомлением о его отъезде в качестве политкома агитпоезда им. М. И. Калинина и о передаче дел по наркомату члену коллегии Г. М. Леплевскому, с сообщением о посылке Ленину сводок о партийном составе губернских, уездных съездов Советов и городских Советов за январь — май 1921 г.; делает подчеркивания в тексте письма и пометку: «В архив СНКома». Ленин просматривает сводки, пишет распоряжение секретарю: «Подобрать в одну обложку вместе с предыдущими данными об этом»; делает подчеркивания в тексте и пометки; «В архив», съезды Советов . Из этой записи следует, что отправка Владимирского с агитпоездом ВЦИК в качестве «политкома» не имела отношения к вопросам НКВД, носила срочный и незапланированный характер и не касалась формально его должностных обязанностей. Фигура М.Ф. Владимирского интересна тем, что в 1918-м году он был «правой рукой» Я.М. Свердлова и исполнял обязанности Председателя ВЦИК после смерти последнего, то есть полностью владел всеми направлениями деятельности Свердлова. В предыдущей статье «Михаил Романов – заложник императорского статуса» авторы писали, что анализ известных документов центральных органов власти (ВЦИК– 01.04.1918, 06.04.1918, 04.05.1918, 09.05.1918, 25.05.1918, 18.07.1918; СНК – 20.02.1918, 09.03.1918, 02.05.1918; ЦК – 16.05.1918, 19.05.1918), связанных с упоминанием имен Михаила и Николая Романовых, показывает интересную закономерность: из 11 известных совещаний в пяти и более приняли участие: Я.М. Свердлов – в 10 из 11; М.Ф. Владимирский, В.А. Аванесов и Г.И. Теодорович – в 7 из 11; В.И. Ленин и М.Н. Покровский – в 5 из 11. При этом надо учесть, что Варлаам Александрович Аванесов (1884-1930) являлся официальным Секретарем ВЦИК РСФСР 2-6 созывов и должен был участвовать во всех совещаниях ВЦИК по должности. То же самое можно сказать и о Глафире Ивановне Теодорович (Окуловой).

http://ruskline.ru/analitika/2024/02/12/...

Dies ist der offizielle Name des Konzils, der sich auch in ihrer Aktenführung wiederspiegelt. Zurzeit ist die abgekürzte Bezeichnung „Das Lokalkonzil 1917-1918 " gebräuchlicher. Im diesem Artikel werden beide Namen benutzt. Священный собор Православной Российской Церкви. Собрание определений и постановлений. Вып. 2. М., 1918. С. 6-8; Русская Православная Церковь и коммунистическое государство. 1917-1941. С. 13-15. (Das Heilige Konzil der Orthodoxen Russischen Kirche. Sammlung der Bestimmungen und Beschlüsse. Ausgabe 2. Moskau 1918. С. 6-8; Russische Orthodoxe Kirche und der kommunistische Staat. 1917-1941. S. 13-15). Священный собор Православной Российской Церкви. Деяния. Кн. 4. Вып. 1. Пг., 1918. С. 16; Священный собор Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. Обзор деяний. Первая сессия/Сост. А. Г. Кравецкий, А. А. Плетнева, Г.-А. Шредер, Г. Шульц , под общ. ред. Г . Шульца . М., 2002. С. 128. (Das Heilige Konzil der Orthodoxen Russischen Kirche über die Rechtslage der Orthodoxen Russischen Kirche. Die Werke, Buch 4. Ausgabe. 1. Petrograd., 1918. S. 16; Die Heilige Konzil der Orthodoxen Russischen Kirche über die Rechtslage der Orthodoxen Russischen Kirche der 1917-1918. Die Übersicht der Werke. Die erste Sitzung./Zusammengefasst von A.G. Krawetski, A.A. Pletnewa, G.A. Schroeder, G. Schulz, allgem. Ed. von G. Schulz. Moskau , 2002. S. 128.) Die interessante Frage darüber, in wie fern die Autoren der Synodalen Bestimmung die Verfahrung der durch die Katholische Kirche beschlossenen Konkordate berücksichtigt hatte, wartet immer noch auf ihren Forscher. Petrograd - der Name der Stadt St.Petersburg im Jahre 1914 - 1918 (AdÜ). Sammlung von Bestimmungen und Beschlüsse. Ausgabe 2, S. 6. Hervorhebung vom Verfasser Ibid. S. Фирсов С . Русская Церковь накануне перемен (конец 1890-х - 1918 гг.). Серия: «Церковные реформы». Б. м., б. г. С. 175-176. ( Firsow S . Die Russische Kirche vor den Änderungen (Ende 1890er - 1918). Aus der Serie „Kirchliche Reformen " , ohne Monatsverweis, ohne Jahresverweis, S. 175-176.).

http://bogoslov.ru/article/418097

Примечательно, что до 1917 г. все ключевые должности в управляющих структурах К. е. занимали рус. священники, в 1917 г. их почти всех (кроме редактора епархиальных ведомостей и ректора семинарии) заменили молдав. клириками по решениям епархиального совета и архиеп. Анастасия. Последний активно поддерживал автономию Бессарабии и провозглашение Молдавской Демократической Республики. 24 янв. 1918 г. он произнес в кишинёвском соборе приветственную речь, в к-рой назвал себя молдав. патриотом, говорил о необходимости сотрудничества с Румынией ( Левит И. Э. Молдавская Республика. Кишинёв, 2000. С. 272). 28 янв. 1918 г. прошел очередной чрезвычайный епархиальный съезд духовенства и мирян, на котором большинство участников приветствовали ввод в Молдавию войск Румынии и выступили за политический союз Молдавии и Румынии (Голос Бессарабской Церкви. 1918. 3/4. С. 63-64). 18 февр. 1918 г. властями Молдавской Республики создается комиссия по созыву Собора Православной Церкви в Молдавии, что свидетельствовало о вмешательстве новых властей в дела Церкви. Зависимость от властей носила и экономический характер: учреждения К. е. стали получать гос. жалованье. Церковный ж. «Луминаторул» (с 1918 Lumintorul) фактически стал основным рупором пропаганды за присоединение Молдавии к Румынии. Акт об объединении Бессарабии с Румынией, подписанный 27 марта 1918 г., стал толчком к дальнейшим нестроениям в епархии. Накануне подписания договора даже некоторые священнослужители-румынофилы высказывали опасение по поводу возможных негативных последствий объединения. Один из таких клириков, архим. Гурий (Гросу), являвшийся с 16 февр. 1918 г. помощником министра юстиции и культов Молдавии, при встрече с премьер-министром Румынии А. Маргиломаном в кон. марта 1918 г. выразил опасение, что после объединения его могут уволить из мин-ва по инициативе румын. церковного священноначалия, т. к., по его данным, «Румынская Церковь чрезмерно поглощена политикой» ( Левит И. Э. Молдавская Республика (нояб. 1917 - нояб. 1918): Год судьбоносный: от провозглашения Молдавской Республики до ликвидации автономии Бессарабии (нояб. 1917 г.- нояб. 1918 г.). Кишинёв, 2000. С. 364).

http://pravenc.ru/text/1841177.html

05 .1944–17(30).12.1944: Даниил Юзьвюк, в. у. 31 .03(13.04).1945–05(18).11.1948: Корнилий Попов Винницкая 14(27).02.1914–07(20).11.1917: Давид Качахидзе 22 .10(04.11).1918–1922: Амвросий Полянский 1922–1926: 22 .07(04.08). 1926–09(22).05.1928: Феодосий Вощанский 1928–1931: Варлаам Козуля, в. у. 13(26).05.1932–1933: Филарет Линчевский 25 .08(07.09).1933–07(20).05.1937: Александр Петровский 23 .03(05.04).1937–11.1937: Иннокентий Тихонов 1937–1944; 1944–1945: Максим Бачинский 30 .04(13.05).1945–01.1946: Варлаам Борисевич Винницкая (григ.) 1927–: Сергий Винницкая (обн.) 1925–1926: Иоаким Пухальский 03 .1926–09(22).07.1936: Иоанн Славгородский 19 .12(01.01).1927–05.1928: Павел Циприанович 01(14).09.1928–03.1930: Димитрий Михальчук 09(22).07.1936–01(14).12.1937: Николай Поликарпов Винницкая (укр.) 1922–: Павел (Павло) Погорилко Григорий 23 .07(05.08).1942–1943: Евлогий Марковский Витебская (Полоцко-Витебская) 10(23).01.1915–12(25).07.1917: Кирион Садзегелли 09 .1917–06(19).03.1918: Иннокентий Ястребов, паки 1918–1918: Пантелеймон Рожновский, в. y., паки 19 .03(01.04).1918–09(22).04.1918: Серафим Александров 09(22).04.1918–09(?)1918: Иоанн Поммер 09 .1918–1926: Иннокентий Ястребов, в третий раз 1924–1925: Нектарий Трезвинский, в. у. 1925–1926: Алексий Буй(?) 01(14).10.1926–18.11(01).12.1927: Павлин Крошечкин 1927–1928: Гавриил Воеводин 1928–1931: 1931–1932: Николай Покровский 31 .01(13.02). 1933–14(27).07.1935: Тихон Русинов 1935–1935: Феофан Семеняко. в. у. 1935–1941: 1941 –1944: Афанасий Мартос, окк. Витебская (обн.) 28 .08(10.09).1922–03.1923: Константин Запрудский 01 (14).01.1923– 1925: Гавриил Свидерский 1925–1927: Александр Щербаков 1927–1928: Сергий Добромыслов 1928–1929: Михаил Постников, в. у. 1929–1932: Нил Ушаков 1933–06.1935: Сергий Добромыслов, паки Владивостокская 01(14).01.1899–1920: Евсевий Никольский 1918–1920: Михаил Богданов 1920–: Марк Бакалдин 1922–1922: Павел Введенский, в. у. 1922–1925: 31 .10(13.11).1925–02(15).09.1927: Киприан Комаровский 09 .1927–1928: Нифонт Фомин

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Оказался вскоре в изгнании, за рубежом, уже в сане епископа Вениамин (Федченков). Именно за рубежом долгое время церковные иерархи старались ориентироваться на постановления Собора 1917-1918 гг. и сохранять их как последний завет своей Матери-Церкви и Родины. Там же. С. 428. Там же. С. 430. Там же. С. 426. См.: Из рубрики: Церковная хроника. Киевский собор.//Прибавления к «Церковным ведомостям», 11-12. 1918 г. С. 411-414. Вениамин (Федченков), митр. На рубеже двух эпох. С. 447. Там же. Послание Святейшаго Тихона, Патриарха всея России./Журнал " Бorocлobckiй Вестник " , издаваемый Московскою Духовною Академиею.  Изд.: Сергиев Посад: " Типография И. И. Иванова " , 1918.  Т. I. Январь-февраль. С. 74-76. Просветов Р.Ю. Предпосылки, хронология, итоги Поместного Собора Российской Православной Церкви 1917-1918 гг. С. 76. Священный Собор Православной Российской Церкви. Деяния. Пг., 1918. Кн. VIII. С. 84. ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 114. Л. 28–30; РГИА. Ф. 833. Оп. 1. Д. 12. Л. 237-239. Вениамин (Федченков), митр. На рубеже двух эпох. С. 416. Там же. Там же. С. 103. Там же. Документы Священного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 годов. М.: Изд-во Новоспасского монастыря, 2016. Т. 6. Деяния Собора с 37-го по 65-е. С. 71. Документы Священного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 годов. М.: Изд-во Новоспасского монастыря, 2016. Т. 6. Деяния Собора с 37-го по 65-е. С. 36. Там же. С. 71. Так в документе. ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 316. Л. 51-54 об. Илюхина О.А. Архимандрит Вениамин (Федченков) о реформе духовных школ на Всероссийском Поместном Соборе 1917-1918 гг.//Сборник студенческих научных работ. М.: Изд-во ПСТГУ, 2017. С. 28. Там же. С. 29. Вениамин (Федченков), митр. На рубеже двух эпох. С. 103. См.: Илюхина О.А. Архимандрит Вениамин (Федченков) о реформе духовных школ на Всероссийском Поместном Соборе 1917-1918 гг.//Сборник студенческих научных работ. М.: Изд-во ПСТГУ, 2017. С. 25-30. Там же. Вениамин (Федченков), митр. На рубеже двух эпох. С. 238. Там же. С. 418.

http://bogoslov.ru/article/6166936

Собор 1917–1918 годов остался незавершенным. Революция помешала ему довести до конца предпринятый церковной полнотой труд. Тем не менее, было бы неверно считать советский период перерывом, после которого следовало бы вернуться к буквальному исполнению постановлений Собора 1917–1918 годов. В Церкви (как в России, так и в других странах) постоянно существует соблазн рассматривать какой–то период истории как «золотой век» и стремиться к его восстановлению. Восемьдесят шесть лет, из которых семьдесят три – преследований и унижений со стороны советской власти, отныне являются неотъемлемой частью истории Русской Православной Церкви. Хотя вопросы, затронутые Собором 1917–1918 годов, и подход к ним остаются актуальными, решения их должны быть пересмотрены, по утверждению епископа Илариона (Алфеева) , в новом, современном контексте: Вопросы, поставленные Поместным Собором 1917–1918 годов, продолжают ждать своего решения; они не утратили актуальности. Как мне кажется, реальных сдвигов в различных областях церковной жизни можно будет добиться только тогда, когда мы вернемся к наследию этого Собора и рассмотрим его решения в контексте сегодняшней ситуации, а сегодняшнюю ситуацию – в контексте его решений 982 . В этом, думается, и заключается интерес к Собору 1917–1918 годов: он напоминает нам о том, что в любую эпоху Церковь может созидаться в том случае, если она постоянно пересматривает в новом свете кажущиеся древними проблемы и находит на них новые, актуальные ответы, оставаясь тем не менее верной апостольскому и святоотеческому преданию. Таким образом, Церковь вливает вино новое в мехи новые, согласно заповеди Господней. 1 «Священный Собор Православной Российской Церкви 1917–1918 годов. Обзор Деяний. Вторая сессия». М., 2001. С. 24–25. 2 Деяния пленарных заседания Собора были опубликованы в 1918 г. частично: все заседания первой сессии (заседания 1–65//Деяния Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. Т. 1–5. Петроград, 1918), 24 заседания второй сессии из 64 (заседания 66–82, 104–106, 116–119//Деяния... Т. 6, 7, 8, 9, 10) и ни одного заседания третьей сессии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010