Св. Александр Невский, защищая и спасая свое отечество и веру, можно сказать, положил самую жизнь свою. Тяжкие труды и путешествия в Орду совсем надломили его крепкое от природы здоровье; осенью 1263 года, возвращаясь из Орды, он заболел жестоким недугом, и едва добрался до Городца. 7 Предчувствуя близкую кончину, он принял пострижение с именем Алексия и 14 ноября тихо скончался. Умилительно рассказывает писатель жития его преставление блаженного князя инока: «смотрите, как и в последние минуты являет он заботу о вверенных ему людях, подобно пастырю, хотящему отойти на дальнюю страну, который гласом трубы собирает стадо свое, чтобы овцы его не отлучались на пажити друг от друга. Получив многожеланную схиму, он созывает к болезненному одру своему князей, бояр и простых людей и дает им последнее благословение, прощая их во всем и прося отпущения себе самому. Горькое было зрелище общего плача и рыдания о поборнике всей земли Русской, предстателе бояр, питателе убогих, отце вдов и сирот и заступнике Церкви, которую защищал он от врагов, утверждая веру Христову! Блаженный, отходя в вечность, и сам прослезился от многого вопля и велел прекратить рыдание, чтобы пред смертью не нарушали его покоя. Еще раз он пожелал сподобиться приобщения Пречистых Таин Господа и Спаса нашего и, с сим божественным напутствием, предал свою чистую душу в руки Божии, в день памяти св. Филиппа, 14 ноября 1263 года», на 43 году своей многотрудной и многополезной жизни. – Во Владимире, куда он перешел из Новгорода княжить еще в 1252 году, не знали о смерти любимого князя. Получив известие о сем во время богослужения, митрополит Кирилл, обливаясь слезами, вышел из алтаря и сказал народу: «Чада мои милые! закатилось солнце земли Русской»! Слезы и рыдания народа прервали речь первосвятителя; все поняли горький смысл слов его и в один голос завопили: «мы погибаем, мы погибаем»!... За десять верст вышел весь Владимир встретить погребальное шествие труженика за землю Русскую. По словам летописца, земля стонала от вопля и рыданий народа... Но Господь утешил осиротевший народ, показав ему, что защитник родной земли жив пред ним. Когда при отпевании митрополит Кирилл подошел к гробу, чтобы вложить в руку усопшего прощальную грамоту, блаженный князь как бы живой из гроба простер руку, взял хартию и потом опять сложил крестообразно руки свои. То было первое чудо, прославившее Александра Невского. Оно совершилось 23 ноября 1263 года, в память чего и установлен настоящий праздник.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Alfeev/h...

18 сентября ст. ст./1 октября нов. ст. Иеросхимонах Гавриил (1956). 27 сентября ст. ст./10 октября нов. ст. Схимонах Архипп (1896). 28 сентября ст. ст./11 октября нов. ст. Иеросхимонах Иоанн (1957). 1 октября ст. ст./14 октября нов. ст. Схимонах Иоанн (1890). 5 октября ст. ст./18 октября нов. ст. Схиархимандрит СЕРАФИМ, настоятель Глинской пустыни в 1943–1958 гг. (1958). 6 октября ст. ст./19 октября нов. ст. Игумен Серафим (1956). 11 октября ст. ст./24 октября нов. ст. Архимандрит Аполлинарий (1864) и схимонах Никита (1960). 12 октября ст. ст./25 октября нов. ст. Иеромонах Арсений (1859) и монах Иоанн терпеливый (1891). 20 октября ст. ст./2 ноября нов. ст. Иеромонах Феодосий (1850). 22 октября ст. ст./4 ноября нов. ст. Послушник Андрей смиренный (1898). 5 ноября ст. ст./18 ноября нов. ст. Монах Досифей благоговейный (1874). 9 ноября ст. ст./22 ноября нов. ст. Иеросхимонах Иона (1960). 30 ноября ст. ст./13 декабря нов. ст. Иеросхимонах Анатолий благоговейный (1860). 1 декабря ст. ст./14 декабря нов. ст. Иеросхимонах Иларион (1957). 13декабря ст. ст./26 декабря нов. ст. Схимонах Пантелеймон (1895). 19 декабря ст. ст./1 января нов. ст. Схиархимандрит Серафим (1976). 26 декабря ст. ст./8 января нов. ст. Схимонах Симон (1958). ПРИМЕЧАНИЯ ИЗДАТЕЛЕЙ 1.Принятые сокращения. АГР – архив Глуховского райисполкома. АУПЦ – архив уполномоченного по делам Православной церкви. АСЕУ – архив Сумского епархиального управления. АШР – архив Шалыгинского райисполкома. ГАБО – Государственный архив Брянской области. ГАКО – Государственный архив Костромской области. ГАСО – Государственный архив Сумской области. ЖМП – Журнал Московской Патриархии. ИСТОРИКО-СТАТИСТИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ МОЛЧЕНСКОЙ... ПУСТЫНИ... – Историко-статистическое описание Молченской Рождество-Богородицкой Печерской мужской общежительной Софрониевой пустыни и состоящего при ней скита во имя пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, находящихся в Курской епархии, составленное игуменом Палладием по благословению преосвященного Ювеналия, епископа Курского и Белоградского. М., 1895.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

После выхода постановления Совнаркома от 5 сент. 1918 г. о красном терроре аресты священно- и церковнослужителей, а также прихожан и расправы над ними участились. Так, в нач. сент. 1918 г. в с. Верх-Язьва (ныне Красновишерского р-на) члены продотряда на паперти церкви убили свящ. Алексия Ромодина; тогда же был расстрелян священник Георгиевской ц. в с. Пятигоры (ныне деревня Косинского р-на) сщмч. Михаил Денисов . В ночь на 10 сент. 1918 г. арестовали клириков пермской Троицкой ц. на Слудке священников сщмч. Константина Широкинского и Евгения Будрина. Они были расстреляны 4 окт. того же года. 9 окт. 1918 г. арестован и в том же месяце расстрелян единоверческий священник из с. Воробьи (ныне деревня Нытвенского р-на) сщмч. Симеон Конюхов . В авг.-окт. 1918 г. Белогорский Никольский мон-рь был разорен, 41 насельник обители (в т. ч. архим. прмч. Варлаам (Коноплёв)) убит, 102 насельника угнаны на принудительные работы, остальные мобилизованы в армию. Братия Серафимо-Алексеевского скита Белогорского мон-ря замучена. 17 окт. в Перми арестовали в. у. Пермской епархией Соликамского еп. Феофана (Ильменского). Накануне вступления в Пермь колчаковских войск, в ночь на 24 дек. 1918 г., архиерей был убит вместе с группой насельников Белогорского мон-ря. В нач. дек. 1918 г. в Чердыни были арестованы настоятель местной Преображенской ц. прот. сщмч. Евграф Плетнёв и его сын, мч. Михаил. Их доставили в Пермь, где убили незадолго до занятия города колчаковскими войсками. В кон. дек. 1918 г., при приближении белых войск к Чердыни, красноармейцы покинули город, взяв заложников из числа видных граждан, в т. ч. благочинного 1-го округа Чердынского у., настоятеля чердынского Воскресенского собора прот. сщмч. Николая Конюхова . Вскоре его расстреляли с др. заложниками в с. Юрла (ныне Юрлинского р-на). По данным белой прессы, к кон. янв. 1919 г. в ходе террора большевики уничтожили на территории Пермской епархии 123 чел. духовного звания. Собор святых Пермской митрополии (празднование установлено в 2015) включает имена 83 новомучеников, убитых богоборцами в 1918 г.

http://pravenc.ru/text/2580028.html

С осени 1918 года процесс национализации церковного имущества шел полным ходом на территории губерний, находившихся под контролем советской власти. В этих обстоятельствах как высшая церковная власть, так и в целом духовенство и верующие на местах были поставлены перед необходимостью признавать и исполнять требования советского религиозного законодательства. Православной Церкви в России отныне предстояло осуществлять свое служение в новых правовых условиях советской действительности. Константин Ковырзин   ПРИМЕЧАНИЯ 1 Всероссийский церковно-общественный вестник. 1917. 13 июня. 2 См.: Священный Собор Православной Российской Церкви. Собрание определений и постановлений. М., 1918. Вып. 2. С. 6–8. 3 Документы Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 годов. Т. 6. М., 2016. С. 164. 4 Там же. С. 273. 5 ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 277. Л. 138. 6 Обстоятельный историко-правовой анализ декрета см.: Шершнева-Цитульская И. А . Правовой статус Русской Православной Церкви в Российском государстве (1905–1945 гг.). М., 2011. С. 105–122. 7 Священный Собор Православной Российской Церкви. Деяния. М., 1918. Кн. VI. С. 71–73. 8 Там же. С. 139–140. 9 См.: Церковные ведомости. 1918. 7–8. С. 32–35. 10 ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 554. Л. 203. 11 Подробнее об этом см.: Шкаровский М. В. Александро-Невская Лавра в год революционных потрясений (1917–1918)//Христианское чтение. 2010. 1. С. 6–33. 12 См.: Священный Собор Православной Российской Церкви. Деяния. М., 1918. Кн. VI. С. 33–34. 13 Русская Православная Церковь и коммунистическое государство. 1917–1941. Документы и фотоматериалы. М., 1996. С. 25. 14 Подробнее см.: Священный Собор Православной Российской Церкви. Деяния. Пг., 1918. Кн. IX. Вып. 1. С. 25–31. 15 Заявления делегации Собора в Совет народных комиссаров от 14/27 марта и 6/19 апреля 1918 г. см.: Отделение Церкви от государства и школы от Церкви в Советской России. Октябрь 1917–1918 гг.: Сборник документов. М., 2016. С. 154–155, 156–159. 16 См.: Красиков П. А. Советская политика в религиозном вопросе//Революция и церковь. 1919. С. 1–3.

http://e-vestnik.ru/history/pered_litsom...

В Херсонской губернии три священника были распяты на крестах. В Ялте зверски большевиками убит популярный священник Сергей Щукин . В Крыму шайка большевиков захватила трех священников – Николая Попова , Агафона Гарина и Александра Казанчева – и после долгих истязаний и глумлений убила их. Настоятель Островского собора Псковской епархии Ладинский , когда его большевики вели на смерть, пел псалмы и пред кончиной проклял большевиков. Священника Котурова при эвакуации Чердыни мучители схватили, сорвали с него одежды и до тех пор поливали его на морозе водой, пока он не превратился в ледяную статую. И страстотерпец не проронил ни одного жалобного стона, ни одного слова. Архимандрит Вениамин , последний настоятель Соловецкого монастыря, жил отшельническою жизнью в одинокой избе в окрестностях Архангельска. Ночью местные большевики сожгли его избу вместе с ее насельником, предварительно забив окна и двери. Архимандрит Матфей , ректор Пермской духовной семинарии, изрублен шашками. Священник Андрей Зимин со всей семьей (село Черниговка, Никольско-Уссурийский край) убит в 1918 г. Священник Иоанн Литвинцев убит со всей семьей (село Вишневка, Никольско- Уссурийский край) в 1918 г. Священник Петр Дьяконов у Надеждинского завода Верхот. у. Пермской губернии в 1918 г. закопан в землю по голову и в нее расстрелян. Отец Феодор села Голышмановского Тобольской губернии убит в июне 1918 г. Отец Павел села Усть-Ница Турин, у. Тобольской губернии убит в июне 1918 г. Священник Георгий Паргачевский с. Ивановки Амурской области расстрелян разрывными пулями в 1918 г. Священник Симеон Ионин (Троицкий уезд Оренбургской епархии) расстрелян в 1918 г. Протоирей Николай Русанов расстрелян в Кустана Оренбургской епархии в 1918 г. Протоиерей отец Александр Земляницын , отец Иоанн Евстратьев , отец Петр Холмогорцев (кафедральный протоиерей), отец Михаил Пеньковский и некоторые другие в 1918 г. были увезены из Челябинска и пропали без вести. Многие из священников, бежавших при отступлении добровольцев из Воронежской губернии, вернулись и заняли свои места, но и многие из них расстреляны. Один из видных воронежских священников отец Митрофан Девицкий , не добравшись до Воронежа, был схвачен и расстрелян на глазах родителей, жены и детей.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Polskij...

Протоколы Синода 1721–1917 гг.: 6–9.03.1917 г.//Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 796. Канцелярия Святейшего синода. Оп. 209. Д. 2832. 1207–1530. - л. 16; Указы Московской конторы Св. синода монастырю//Центральный исторический архив г. Москвы (ЦИАМ). Ф. 420. Московский Симонов ставропигиальный мужской монастырь. Оп. 1. Д. 1102. - л. 10-10 об.; «Церковные ведомости», 1917, 9–15 Так в документе. Правильно - «Голицын». Князь Голицын Владимир Васильевич (1878 - не ранее декабря 1919), генерал-лейтенант русской армии. Из потомственных дворян Рязанской и Тверской губерний. Окончил Полоцкий кадетский корпус и Александровское военное училище. Участник Русско-Японской и Первой мировой войны. В 1917 г. входил в окружение командующего русской армией Л.Г. Корнилова. Участник Ледяного похода Добровольческой армии. После гибели генерала Л.Г. Корнилова уехал в Сибирь. В июле 1918 г. принимал участие во взятии Екатеринбурга, вскоре был назначен начальником гарнизона Екатеринбурга. Находясь на этом посту, инициировал и оказывал всяческое содействие расследованию по делу царской семьи. В августе-декабре 1918 г. – командир 7-й Уральской дивизии горных стрелков. С 24 декабря 1918 г. по 11 июня 1919 г. – командир 3-го Уральского корпуса горных стрелков. 28 августа 1919 г. назначен начальником формирования добровольческих отрядов. В декабре 1919 г. во время отступления колчаковской армии пропал без вести. Гришин (Алмазов) Алексей Николаевич (1880-1919), военный деятель Белого движения. Родился в дворянской семье. Образование получил в Воронежском кадетском корпусе. В 1902 г. окончил Михайловское артиллерийское училище. Участник Русско-Японской и Первой мировой войн. Подполковник (1917). Весной 1918 г. под псевдонимом «Алмазов» возглавил работу подпольных антибольшевистских организаций в Сибири. 13 июня 1918 г. назначен командующим формируемой в Сибири Западно-Сибирской (Сибирской) армии. 1 июля 1918 г. занял пост военного министра Временного Сибирского правительства. 10 июля 1918 г. за военные заслуги получил чин генерал-майора. После конфликта с английским консулом Т. Престоном 5 сентября 1918 г. был отправлен в отставку и выехал в расположение Добровольческой армии на Дон. В декабре 1918 г. – марте 1919 г. – военный губернатор Одессы. 5 мая 1919 г. застрелился, не желая сдаваться в плен, когда пароход «Лейла», на котором он плыл по Каспийскому морю, возвращаясь в Сибирь, был захвачен красным миноносцем «Карл Либкнехт». Документы штаба Гришина-Алмазова были частично уничтожены, а частично попали в руки красных.

http://ruskline.ru/analitika/2020/05/20/...

Осенью 1918 г. от уездных чрезвычайных комиссий центральным руководством требовалась, в отличие от первой половины 1918 г., достаточно высокая степень координации с губернским центром, проведение единообразной репрессивной политики (а от губернских центров — еще более высокая степень координации с ВЧК), и что-то в этом отношении гжатские коммунисты, по всей видимости, нарушили. Если в первой половине года вершителями насилия от имени советской власти в отношении священнослужителей выступали лица, действующие большей частью по своему разумению, в русле разве что самых общих установок, — притом люди часто предельно жестокие и беспринципные, — то во второй половине 1918 г., когда институт чрезвычайных комиссий сформировался и начал эффективно и единообразно работать, большевики сами положили предел самочинным (выходившим за рамки формулируемых ими директив и единых планов) расстрелам на местах. Например, расстрелявший 2 июня 1918 г. священника Духовской церкви г. Духовщины Феодора Маркова «агитатор-организатор советской власти» Емельянович-Волков (именно так называлась должность этого сотрудника отдела управления и члена РКП(б)), имевшего на своей совести многие другие случаи насилия, шантажа, издевательств, «расстреливавшего без всякого повода людей», не позднее сентября 1918 г. был за названные преступления расстрелян чрезвычайной комиссией Западной области . Расстрелы православных священнослужителей в качестве заложников в сентябрьские дни «красного террора» определенно понимались Священноначалием и рядовыми верующими — современниками этих событий как преследование священнослужителей за веру. Например, мучениками за веру и Церковь назвала Комиссия Собора 1917—1918 гг. о гонениях на Православную Церковь вятских священников, расстрелянных в качестве заложников за покушение на Ленина . Имена священнослужителей Смоленской епархии, расстрелянных в качестве заложников в сентябре 1918 г., органы епархиального управления, а следом и высшая церковная власть внесли в составлявшийся в 1918—1919 гг. «Список лиц, пострадавших за Веру и Церковь» .

http://bogoslov.ru/article/2603607

В нач. авг. 1918 г. в с. Кучки (ныне Пензенского р-на) было подавлено вооруженное выступление крестьян против продотряда, посланного для реквизиции у них хлеба. В числе 13 расстрелянных по обвинению в активном участии в выступлении был священник. Среди расстрелянных 2 сент. в овраге близ с. Азарапина (ныне Наровчатского р-на) оказался свящ. Петр Богословский. После выхода постановления СНК от 5 сент. 1918 г. о красном терроре убийства представителей духовенства участились. Так, 27 сент. того же года близ г. Мокшан (ныне поселок Мокшанского р-на) расстреляли группу помещиков, крестьян-середняков и духовных лиц. 3 окт. 1918 г. в Инсаре (ныне в Мордовии) по ложному обвинению расстрелян свящ. Александр Ксенократов. В кон. окт. того же года в с. Хомутовка (ныне не существует, находилось в совр. Спасском р-не) произошло вооруженное выступление крестьян против описания имущества сельской церкви, ареста священника и изъятия хлеба и денег. 20 нояб. 1918 г. в Спасске расстреляли 40 чел., в т. ч. хомутовского свящ. П. М. Кедрина (1867-1918). По данным ВЧК, с 1918 по 1920 г. арестовано 59 представителей духовенства (в т. ч. 35 чел.- в 1918), из них расстреляно 14 чел. ( Аристова. 2012. С. 75). В авг. 1918 г. Путята организовал и возглавил Пензенский епархиальный народный совет. 5 сент. 1918 г. путятинский Христианский союз направил властям отношение «с указанием на противозаконные деяния нелегального учреждения, именующего себя Пензенским Епархиальным управлением» (цит. по: Дворжанский. 1999. С. 278; Аристова. 2012. С. 91). 20 сент. того же года в ходе красного террора в квартире еп. сщмч. Иоанна в Преображенском монастыре и в сторожке пензенской Покровской ц., где находилась канцелярия архиерея, по распоряжению Губернской следственной комиссии Ревтрибунала провели обыск. 24 сент. еп. сщмч. Иоанн был арестован, заключен в пензенскую тюрьму и приговорен к расстрелу. Однако в тот же день архиерея освободили. 27 сент. сторонники Путяты попытались захватить Петропавловскую ц. во время богослужения, возглавляемого еп.

http://pravenc.ru/text/2579938.html

«Руководствуясь обстоятельствами дела и велениями революционной совести»: Документы Центрального государственного архива Московской области о деятельности Московского революционного трибунала. 1917-1922 гг./Вступительная статья, подготовка текста к публикации и комментарии Д.Б. Павлова //Россия. XX век. Альманах. 2008 (электронная копия на: Рапорт киясовского волостного комиссара П. Гусева серпуховскому уездному комиссару от 3 августа 1917 г.//ЦГАМО. Ф. 4612. Оп. 1. Д. 241. Л. 21. Там же. Л. 13. Там же. Л. 14 и 14 об. Объяснение священника села Киасовки Иоанна Гжельского//Там же. Л. 10 - 10 об. Объяснения псаломщика Павла Успенского//Там же. Л. 11. Обвинительное заключение от 25 марта 1918 г.//Там же. Л. 2 об. Там же. Л. 5. Допрос священника М.Д. Сахарова от 3.10.1918//ЦГАМО. Ф. 4612. Оп. 1. Д. 300в. Л. 50. Копия приговора Московского ревтрибунала от 11.12.1918//Там же. Л. 3. Допрос священника М.Д. Сахарова от 3.10.1918//Там же. Л. 51. Допрос А.Л. Павловой от 1.10.1918//Там же. Л. 28. В обвинительном заключении и приговоре шла речь о том, что священник Сахаров присутствовал и на сходе, где «продолжал свою преступную агитацию» (Там же. Л. 3). Допрос И.Г. Ермилова от 1.10.1918//Там же. Л. 31. Допрос И.И. Мухина от 22.10.1918//Там же. Л. 45 об. Копия приговора Московского ревтрибунала от 11.12.1918//Там же. Л. 3. Там же. Л. 96. Там же. Л. 151. Суслов А. Георгиевская церковь поселка имени Цюрупы//Наше слово (Газета Воскресенского района Московской области). 2007. 9 июня. 61. С. 11. Здесь же автором приводится информация об упоминаемом в деле священника Сахарова диаконе Константине Никольском. В другой части этой же статьи сообщаются биографические данные об о. Михаиле: Суслов А. Георгиевская церковь поселка имени Цюрупы//Наше слово (Газета Воскресенского района Московской области). 2007. 2 июня. 58. С. 5. Наконец, в другой публикации того же автора есть данные о священномученике Сергии Лосеве - сыне служившего в храме о. Михаила Сахарова и упоминаемого в деле псаломщика Александра Дмитриевича Лосвева, см. Суслов А. Пострадавшие в годину гонений//Наше слово (Газета Воскресенского района Московской области). 2007. 10 ноября. 125. С. 6. Были использованы электронные версии газеты, на момент написания статьи доступные на сайте http://www.mosoblonline.ru.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/0...

20 Устав Поместного Собора Православной Всероссийской Церкви//Документы Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 годов. Т. 1. Кн. 2. С. 1188, 1193. 22 Ср.: Дестивель Иакинф, священник. Поместный собор Российской Православной Церкви... С. 102–103. 23 Доклад Отдела о Высшем Церковном Управлении О будущих Соборах Российской Православной Церкви и их составе//ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 174. Л. 18–24. 24 Определение о церковных округах. 7(20) сентября 1918 года//Собрание определений и постановлений Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. Вып. 1–4. М., 1918. Вып. 4. С. 14. 25 Границы церковных округов не всегда соответствовали границам регионов в современном понимании. Так, Рижскую епархию предполагалось включить в Новгородский церковный округ, Варшавскую и Гродненскую – в Литовский, Минскую, Могилевскую и Полоцкую – в Смоленский, Вятскую и Тобольскую – в Пермский, Курскую – в Харьковский. 26 Доклад Отдела о Высшем Церковном Управлении о церковных округах//ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 174. Л. 31–34; Доклад Отдела о высшем и окружном церковном управлении об образовании новых епархий и викариатств//ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 174. Л. 42–43; Определение о викарных епископах. 2(15) апреля 1918 года//Собрание определений и постановлений. Вып. 3. С. 42; Определение об учреждении новых епархий и викариатств. 26 июля (8 августа) 1918 года//Собрание определений и постановлений. Вып. 4. С. 21–22. 28 Первый такой съезд состоялся в 1909 г., второй – в 1917 г. Поместный собор планировал сделать регулярной практику созыва Всероссийских монашеских съездов. См.: Определение о монастырях и монашествующих. 31 августа (13 сентября) 1918 года//Собрание определений и постановлений. Вып. 4. С. 41–42. 30 Определение о созыве очередного собора и о полномочиях членов Священного синода и Высшего церковного совета. 7(20) сентября 1918 года//Собрание определений и постановлений. Вып. 4. С. 10. 32 Согласно решению собора, в Русской церкви учреждались два органа Высшего церковного управления, председателем которых был патриарх: Священный Синод, состоявший из епископов, и Высший церковный совет смешанного состава. Члены обоих органов в большинстве должны были избираться на регулярных поместных соборах.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010