Таким образом, в новооткрытом произведении Ириней говорит не как полемист и даже не как учёный, но как пастырь и катехет, излагающий в общедоступной форме правильный взгляд на историю спасения человечества. Желанием Иринея возможно яснее и обстоятельнее раскрыть существенные пункты «канона веры» и глубже напечатлеть их в сознании Маркина и других читателей произведения объясняются и те повторения в изложении, которые отчасти затрудняют точное определение его плана. Само собою понятно, что Ириней не задавался целью написать строго соразмерного в частях произведения; однако, даже повторения не нарушают планосообразной последовательности в раскрытии намеченных мыслей. После предварительного краткого обращения к Маркиану (1) Ириней со второй главы приступает к выполнению поставленной задачи и, упомянув о необходимости для познания истины блюсти в чистоте душу и тело, указывает, что чистота души достигается неизменным соблюдением «Канона веры», сообщённого при крещении, которое совершается во имя Бога-Отца, во имя Иисуса Христа, воплотившегося, умершего и воскресшего Сына Божия, и во имя Святого Духа (5). Автор в различных сочетаниях раскрывает намеченные этой формулой три члена «канона нашей веры», особенно подробно останавливаясь на первом из них, излагая учение о едином Боге, высочайшем Духе, непроисшедшем, непостижимом, начале всего, Творца неба и земли и всего мира, Создатель ангелов и людей, благом, милосердом и праведном, Питателе всех, Царе и Судии. Нет иного Бога ни выше Его, ни после Него; высота и величие этого Бога неописуемы. Он Словом создал всё и Духом всё украсил. Второй член веры – Слово Божие, Сын Божий, Христос Иисус, наш Господь, через Которого всё произошло; Он являлся пророкам и в конце времён соделался человеком, чтобы упразднить смерть и показать жизнь и соединить людей с Богом. Третий член – Дух Святый; Им пророки пророчествовали, отцы научились Божественному и праведники приведены на путь правды; в конце времён Он новым образом излился на человечество по всей земле, обновляя людей для Бога. Дух Святый приводит людей к познанию Сына, а Сын – к познанию Отца. Эта первая часть произведения заканчивается 8-й главой.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Падший по злоупотреблению своей свободы человек искуплен вочеловечившимся Словом Божиим. В учении о воплощении Сына Божия св. Ефрем главным образом раскрывает следующие истины, что истинный Бог истинно принял на себя человеческое естество, воспринял тело именно такое, какое мы имеем, не призрачное, не с неба принёс себе плоть, но восприял её от Девы Марии, не как чрез канал прошёл чрез Неё; не одно только тело восприял, но вместе с телом и душу; – что два естества – Божественное и человеческое соединились во Христе в единое Лице, но без слияния и без смешения. Что именно Божеское Лицо восприяло человеческое естество, об этом св. Ефрем так пишет. «Господь наш восприял плоть от крови Адама и Давида, дабы уничижить и посрамить лукавого во плоти, которую он привёл ко греху. И это Твоё уничижение (Сыне Божий) превыше всякого слова, ибо кто может отверсть уста, чтобы говорить о Питателе мира, Который сам питался от бедной трапезы Иосифа и Марии? Как Ты, нисшедши от великих, богатых и всё обогащающих недр, возрастаешь в убогих недрах Марии; и на земле есть смертный отец у Тебя, Живой и Всеоживляющий 89 ? Славен, но сокрыт был вход Единородного во чрево Марии; явно уничижён Он был во исходе из Неё. Бог во входе, и Сын человеческий во исходе. О чудо, приводящее в изумление слышащего! Огнь воссиял во чреве матери, облёкся плотью и исшёл! Гавриил наименовал Господом Его, Владыку ангелов. Наименовал Господом, дабы научить нас, что Он Господь его, а не равный ему» 90 . «Носила Мария Младенца безмолвного, тогда как в Нём сокрыты были все языки. Носил Его Иосиф, но в Нём сокрыто было естество древнейшее всего древнего. Вышний сделался младенцем, но в Нём сокрыто сокровище мудрости, достаточное для всех. Вышний питался млеком Марии, но от благости Его питаются все твари. Он есть сосец жизни, и дыхание жизни; от жизни Его ссали жизнь и мёртвые и живые. Нельзя жить человеку без дышания воздухом; нельзя восстать ему без силы Сына. От Его дыхания живого и всё оживляющего зависит всякое дыхание горе и низу.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Несомненно, тот факт, что Косма-наставник, кроме богословия, фи­лософии и других наук, был знаком и с основами музыки, оказал не­сомненное влияние на творчество двух духовных братьев, как песнописцев, ибо ими в писании канонов использовался как шестистопный ямб, так и мерная проза. Большим событием в жизни преподобного Космы было его поставление во епископа Маиумского. В жизнеописании Святителя имеются отчетливые указания на то, что это поставление его «первоседателем Иерусалимским» совершилось против его желания и воли. Оно разлу­чило его с любимым братом и другом Иоанном Дамаскиным ; он дол­жен был покинуть и лавру преподобного Саввы, где они вместе преда­вались спасительным трудам творчества канонов и других духовных песнопений. Вместе с тем, как христианин и инок, преподобный Косма принял свой жребий и мирно пас стадо свое в Маиуме. По свидетельству С. Булгакова , составителя «Месяцеслова и Триодиона Православной Церкви», «преподобный Косма святоградец, епископ Маиумский и тво­рец канонов», много потрудился в сане епископа для своей паствы. Ссылаясь на свидетельство Святой Церкви, С. Булгаков говорит о нем, как «мудрости питателе, чистоты кормителе», «верным просветителе» и «благословнике известнейшем». Он, вслед за сведениями, почерпну­тыми в службе церковной, пишет, что святитель Косма был «смирен­номудр и кроток, тих же и доброглаголив, уветлив и незлобив, цело­мудрен и праведен, препрост и цел». Таким преподобный Косма открывается и в своих произведениях, где еще более детально можно вникнуть в особенности его духовного образа и оценить то богатство, какое оставил для Церкви Преподоб­ный в своих трудах. Как указывалось выше, преподобный Косма более всего известен как творец канонов. Эта форма духовных песней была новой для Церк­ви. Канон, как цельное произведение, начал формироваться в VII веке трудами святого Андрея Критского . Ранее, при преподобном Романе Сладкопевце (начало VI века), были известны только кондаки и ико­сы, собранные в кондакарии. Эта форма духовных песнопений не пред­ставляла собою организованного, последовательного собрания песней на определенную тему. Таковой формой явился канон в трудах препо­добных Космы и Иоанна Дамаскина .

http://azbyka.ru/otechnik/Kosma_Maiumski...

Лето 1818: Начало скорбей и трудов за православие, и явные успехи беззаконных тайных обществ в С.–Петербурге; невнимание высших духовных лиц к издаваемым антихристианским сочинениям, сказание о ревности блаж. Иннокентия за православие; сказание о Филарете, многоученнеишем муже и славном питателе, ораторе XIX в.; 3 восстание отца Фотия против Лабзина и его Сионского Вестника, сказание о законоучителях Феофиле и Иове и об их отступничестве от веры и церкви; видение царствия Божия первое, которое было явлено отцу Фотию для ободрения в брани за веру; вопль о. Фотия против диавола, молва вражья (о сумасшествии), великая скорбь и предательство его от духовных, искушение явное от мит. Михаила о. Фотию и присмотр над ним; любовь Иннокентия отеческая к нему; сказание о слепце под видом благочестия вред творящем. Лето 1819: Искушение Иннокентия и его изгнание из столицы за истину, болезнь и смерть его. Путешествие о. Фотия на озеро Ладогу во св. Коневскую обитель; обычаи Чухон и Шведов, пребывание в обители Коневской, об авве Никоне, игумене бывшем Отенском и Коневском, об авве Иларионе, строителе Коневском; о благочестии церковном, неусыпном молении и синодиках, о трапезе общей и общежитии, о прельщенном старце. Обратное путешествие из обители Коневской в С.–Петербург; об умножении всяких отраслей зловерия, нечестия, беззакония в С.–Петербурге и всей России; о секте под властью Лабзина, о лицах духовных бывших в секте Лабзина; благоволение Императора к Лабзину по содействию князя Голицына; об издании книг еретических и нечестивых под руководством Лабзина и иных того же духа, о сокровенной вредности в книгах; о секте под влиянием Р. Кошелева; о библейском обществе; перевод Библии, место собрания и лица переводившие; влияние методистов на учение православия; роды сект новых в С.–Петербурге; о секте Татариновой, Хвостовой, ревность и учение о. Фотия против учения и секты Лабзина и прочих, способы как тайные беззакония были раскрываемы о. Фотию; благоволение боярыни Действительной Тайной Советницы Дарьи Державиной, супруги славного стихотворца Державина.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Lileev/...

Прп. Савва Освященный увидел, что инок, приготовлявший для обители пищу, выкидывал в поток остатки бобов, не съеденных братией. Преподобный собрал из потока бобы, приготовил из них кушанье и пригласил к себе инока, выкинувшего бобы. Радушно приняв его, он стал угощать его бобами и спросил — нравится ли ему приготовленное блюдо? Инок похвалил его. Тогда преподобный сказал ему: «Поверь, брат, это те самые бобы, которые ты выкинул в поток», — и дал наставление смущенному иноку, как надо относиться к пище. Вероятно, многие недостаточно отчетливо сознают значение пищи в жизни христианина. А оно велико не только для тела, но и для души человеческой. Мудрый пастырь о. Иоанн С. пишет: «На принятие пищи обратите самое строгое и деятельное внимание, ибо от пищи и питья, от качества и количества их зависит весьма много ваша духовная, общественная и семейная деятельность… С голоду не налегай сильно на пищу — обременишь и сердце и тело. Без жадности, тихо кушай с размышлением во славу Божию, помня о Боге Питателе. Диавол через плоть нашу и вообще через вещественность действует на нас ко вреду нашему. Так, через вино, чай, кофе, через лакомства, вообще через деньги, одежду и прочее разжигает наши страсти». Надо также знать, что неровная и беспорядочная диета заметно отражается на организме, который всегда болезненно реагирует против изменений привычной диеты. Это относится и к неумеренности в еде после периода воздержания в пище. При этом не всегда можно брать пример с других и из литературы. Надо учитывать, что при различных условиях жизни, здоровья, возраста, труда, климата и особенностей организма будет различаться и потребность в питании. По наблюдению св. отцов (см. прп. Исаака Сириянина) на количество потребной пищи влияет в сильной степени и расходование нашей нервной энергии. Так, один старец говорил, что в уединении он может принимать пищи в несколько раз менее, чем в те дни, которые он проводит на людях. Во всех случаях духовные отцы считали необходимым принимать пищу и питие мерою, чтобы ограничить себя от излишества и приучить свой организм довольствоваться установленной нормой. Глава 42 Воздержание в пище

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

Имей мудрость за столом или безмолствовать, внутренно размышляя о Боге, Творце и Питателе твари, или разговаривать о чем-либо назидетельном, но не торопиться, не жадничать при употреблении пищи и питья, не допускать смущаться и омрачаться в себе разуму и сердцу, чтобы не дойти неприметно при жадности до излишества. Принеси Богу в жертву сердце свое, отдай его всецело Вседержителю, отвергнись себя, всех греховных движений злобы, ненависти, гордости, рвения, зависти, непокорности и своеволия, недоброжелательства, злорадства, скупости, сребролюбия, чревоугодия, блудной нечистоты, татьбы, обмана, лености и проч., и непрестанно принуждая себя к благости (когда нас озлобляют, оскорбляют), к молитве за врагов, кротости, смирению, незлобию, искреннему доброжелательству, щедрости, нестяжанию, воздержанию, целомудрию, милостыноподаянию, истине и правдивости, трудолюбию, послушанию и пр. Трудно побороть страсти, сделавшиеся как бы природными членами нашими (умертвите земные члены ваши [ Кол. 3, 5 ]), но при внимании непрестанном к самому себе и при усердной, непрестанной молитве с воздержанием с помощью Божиею возможно побороть и искоренить их. Двое или трое молящихся. Благоговею даже пред двумя или тремя молящимися вместе, ибо, по обетованию Господа, Он Сам среди их находится [ Мф. 18, 20 ]; тем паче благоговею пред многочисленным собранием. Благоуспешна, многополезна соборная молитва , если она дружна, единодушна (собраны во имя Мое [ Мф. 18, 20 ]). Прилежная молитва Церкви о апостоле Петре тотчас проникла к престолу Божию, и Господь послал Ангела Своего чудесно освободить Петра из темницы, коего хотел убить Ирод. Дружная молитва апостолов Павла и Силы низвела к ним небесную чудную помощь от Святого Духа. (Смотри Деяния апостолов.) В пост окаянная, глупейшая, страстная плоть бесится: позвали меня служить молебны на пароходе компанейском: ктитор 36 Василий Фаддеевич Кузьмин, хозяин или казначей парохода. Я взял просфору, чтобы дать ему ее, а плоть бесится, жалеет просфиры, бодет, теснит и говорит: ведь он тебе не нужен и ничего тебе не даст, в гости не зовет, [например], да и за молебен мало дает. А дух говорит: ничего если и даром дам просфору; мы должны бескорыстно, до самоотвержения любить друг друга; всё земное – сор, человек – образ Божий, член Христов, наследник будущего Царствия; за честь почту, если он принял от меня просфору. И молитвою едва отделался от ней, лукавой, жадной, пресыщенной. Надо, поистине говоря, радоваться всякому плотскому лишению, не вредному для тела, ибо здравый ум в здравом теле; радоваться, что чем-либо кому-либо услужил и тем больше, когда не получишь воздаяния, ибо воздаст Господь и в сей жизни, и в будущей. Ну уж и беснование плотское! Да ведь какое бесчестие внутреннее, какой срам, какая теснота! Спаси нас, Сыне Божий, от бесчестных страстей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Преподобный Сергий Радонежский необычайно был милостив к бедным. Его жизнеописатель преподобный Епифаний пишет, что «рука его простёрта была к требующим, как река многоводная, тихая струями; что в его обители находили приют и пропитание странные, нищие и болящие». Преподобный Кирилл Белозерский во время безхлебья и голода, случившихся в окрестности, велел из запасов монастыря раздавать хлеб всем нуждающимся. Запасы эти, собранные усиленными трудами братии и дарами жертвователей, при помощи Божией, не истощались в обители, несмотря на чрезмерную раздачу хлеба из них, так что и сами торговцы хлебом удивлялись, видя обилие этих запасов, не оскудевающих по силе благодати Божией. О преподобном Кирилле, как питателе бедных во время голода, гласит и одна песнь из церковной службы ему: «Во время голода, раздавая хлеб нищим, ты утолял голод; преподобие, напитай и мене, тающаго от голода благих дел, да и я со всеми буду петь Господа во веки». Еще более замечателен своею благотворительностью святой Иосиф (Санин), называемый также Волоколамским или Волоцким. Оказывать помощь окрестному трудящемуся населению он считал постоянным призванием своей обители во всякое время. Одним из видов помощи обители поселянам являлась раздача, по велению игумена, семян для посева, земледельческих орудий и домашнего скота (если кто лишался его по какому-либо несчастному случаю). Но особенно велик был подвиг человеколюбивой помощи преподобного Иосифа во время страшного голода, постигшего около 1512 года население, проживавшего по соседству с монастырём. В отчаянии поселяне стекались к обители с мольбою о хлебе, приносили к ней своих детей и больных, расслабленных от голода. Преподобный Иосиф поспешил построить дом для них и сразу принял более 50 человек на содержание. Скоро дом превратился в настоящую странноприимницу с церковью и монастырём при нём, под названием Богородного (потому что в него принимали Бога ради). Здесь находили пристанище и готовую пищу больные, странники, больные, страждущие, так что обитель кормила ежедневно до семисот человек.

http://azbyka.ru/pomogi-gospodi-izzhit-m...

«О, даруй Бог, – скажем вместе с благочестивым описателем жизни св. Александра, – чтобы благодарная память о св. князе-праведнике была жива... во всех краях России, – чтобы слава его от нас перешла к потомкам нашим, как к нам перешла от благочестивых предков, возрастая вместе с распространением своим, – чтобы пример святой его жизни находил как можно более верных подражателей, и нынешние сыны России всегда также достойны были благоволения Божия и покровительства и помощи своего заступника – св. благоверного великого князя Александра и всех святых, как в дни своей жизни достоин был он – герой невский!» 408 387 Ныне селение Балахнинского уезда Нижегородской губернии. Арцыбашев. II, прим. 1207. Некоторые называют город Касимов Рязанской губернии как место кончины св. Александра. Первый выразил это мнение Миллер в «Географическом лексиконе Российского государства», стр. 70. Недавно это мнение вновь высказано в «Истории города Касимова с древнейших времен». Соч. Шишкина. Рязань, 1891. Но мы не можем согласиться с этим предположением. См. статью Мельникова «Где скончался св. Александр Невский» в «Отечественных записках» 1842 года, т. XXIII. Тело св. князя из Городца несли сухим путем на Стародуб и Боголюбов прямо к Владимиру, следуя течению реки Клязьмы от того места, где впадает в нее Тёза. Городец был последним сторожевым пунктом в Низовской земле. 388 «Уразуме ко Господу свое отхождение и начать помышляти еже от мира изшествие, и возлюби иноческое житие ангельскаго образа, и всяко мятежство мирское презре, благородие же и богатство и пищу телесную и суетную славу и прочая насильствуюшая вжеленин отрину и вкупе рещи, вскоре остави земнаго Царствия, высоту желая нетленных и вечных благ наслаждения». Степен. кн. 1, 372. Сказ. Арх. 278. на обороте. 393 Арх. 278 и на обороте, 279: «Блаженный же от многа клича и вопля зело постужився прослезися, повеле от вопля и слез престати им да не молву деюще сокрушают душу его». «Смотрите, как и в последние минуты являет он заботу о вверенных ему людях, подобно пастырю, хотящему отойти в дальнюю сторону, который гласом трубы собирает стало свое, чтобы овцы не отлучались на пажити друг от друга. Получив многожелаемую схиму, созывает он к болезненному одру князей своих и бояр и простых людей и дает им последнее благословение, прощая их во всем и прося отпущения самому себе. Горькое было зрелище общего плача и рыдания и поборнике всей земли Русской, предстателе бояр, питателе убогих, отце вдов и сирот и заступнике церкви, которую защищал от врагов, утверждая в ней веру Христову! Блаженный, отходя в вечность, и сам прослезился от многого вопля и велел прекратить рыдание, чтобы не нарушали пред смертью его покоя. Еще однажды пожелал он сподобиться приобщения пречистых тайн Господа и Спаса своего и с сим божественным напутствием предал свою чистую душу в руки Божии, в день памяти св. апостола Филиппа, 14 ноября 1263 года». Жития святых Российской церкви. Ноябрь. 272.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hitrov/...

«Отче, се болен есмь вельми... Не чаю себе живота и про-шю у тебе пострижения...» С глубокой, гнетущей сердце тоскою, едва сдерживая душившие грудь слезы, стояли около одра умирающего его приближенные. Об этой скорби живо говорят нам слова современника-летописца: «Горе тебе, бедный человече, како можеши написати кончину господина своего, великого князя Александра Ярославича? како не испадета зеници твои вкупе со слезами? како ли не расседеся сердце твое от многыя тугы? отца бо человекъ можешь забыты, а добра господина, аще б с нимъ и в гроб влезлъ» 390 . Долго сдерживаемые рыдания вырвались наружу. «Ужасно бе видети, яко в толице множестве народа не обрести человека, не испустивша слез, но вси со восклицанием рыдающе глаголаху: «Увы нам, драгий господине наш! Уже к тому не имамы видети красоты лица твоего, ни сладкихъ твоихъ словесъ насладится. Кому прибегнем и кто ны ущедритъ? Не имутъ бо чада отъ родителя такова блага прияты, якоже мы отъ тебе приимахам, сладчайший наю господин " » 391 ! Но эти вопли возмутили спокойствие души, уже отрешившейся от всего земного, и Александр, «зело стужився», кротко просил их оставить его одного: «удалитесь и не сокрушайте души моей жалостью» 392 ! Сколько любви сказалось в этих немногих словах! Прошло несколько минут, и уже инок Алексий снова призвал к себе своих приближенных – всех бояр и простых людей и начал трогательно прощаться, давая последнее благословение и слабеющим голосом прося у всех прощения. Горькое то было зрелище общего неудержимого плача и рыдания «о поборнике всей земли Русской, предстателе бояр, питателе убогих, отце вдов и сирот и заступнике церкви, которую защищал от врагов, утверждая в ней веру Христову!» 393 Слеза скатилась из глаз Александра... Еще раз открыл он уста и выразил желание сподобиться в последнюю минуту причащения пречистых Таин Своего Господа и Спасителя, Которого возлюбил от юности своей. Его желание исполнилось, и тогда он тихо предал свою чистую душу в руки Божии, 14 ноября 1263 года, в день памяти св. апостола Филиппа 394 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hitrov/...

Большим событием в жизни преподобного Космы было его поставление во епископа Маиумского. В жизнеописании Святителя имеются отчетливые указания на то, что это доставление его «первоседателем Иерусалимским» совершилось против его желания и воли. Оно разлучило его с любимым братом и другом Иоанном Дамаскиным; он должен был покинуть и Лавру преподобного Саввы, где они вместе предавались спасительным трудам творения канонов и других духовных песнопений. Вместе с тем, преподобный Косма как христианин и инок принял свой жребий и мирно пас свое стадо в Маиуме. По словам С. Булгакова, составителя «Месяцеслова и Триодиона Православной Церкви», «преподобный Косма святоградец, епископ Маиумский и творец канонов», много потрудился в сане епископа для своей паствы. Ссылаясь на свидетельство Святой Церкви, С. Булгаков говорит о нем как о «мудрости питателе, чистоты кормителе», «верных просветителе» и «благословнике известнейшем». Он, вторя сведениям, почерпнутым в церковной службе, пишет, что святитель Косма был «смиренномудр и кроток, тих же и доброглаголив, уветлив и незлобив, целомудрен и праведен, препрост и цел». Таким преподобный Косма открывается и в своих произведениях, где еще более детально можно вникнуть в особенности его духовного образа и оценить то богатство, какое оставил для Церкви Преподобный в своих трудах. Жанр канона и его место в православном богослужении Как указывалось выше, преподобный Косма более всего известен как творец канонов. Эта форма духовных песней была новой для Церкви. Канон как цельное произведение начал формироваться в VII веке трудами преподобного Андрея Критского. Ранее, при преподобном Романе Сладкопевце (начало VI века), были известны только кондаки и икосы, собранные в Кондакарии. Эта форма духовных песнопений не представляла собою организованного, последовательного собрания песней на определенную тему. Таковой формой явился КАНОН в трудах преподобных Космы и Иоанна Дамаскина. Канон представляет собою церковное произведение, построенное из ряда песнопений — ИРМОСОВ и ТРОПАРЕЙ, объединенных общей темой. Ирмос (в переводе с греческого означает СПЛЕТЕНИЕ, СВЯЗЬ) составляется по определенному размеру и напеву; он служит образцом для следующих за ним песней, которые называются тропарями (от слова ОБРАЩАЮСЬ). Таким образом, канон, по Е. И. Ловягину, составляет как бы одну цепь из равномерных звеньев, каждое из которых имеет свой ирмос и свои тропари. Эти звенья канона называются ПЕСНЯМИ.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=823...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010