Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ИАКИНФ (ПИТАТЕЛЕВ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Иакинф (Питателев) ( 1882 - 1918 ), монах , преподобномученик Память 17 октября , в Соборе Екатеринбургских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской В миру Илья Иванович Питателев, родился в 1882 году в поселке Усть-Актайский Верхотурского уезда Пермской губернии в семье крестьянина, предки которого были первыми поселенцами и строителями города Верхотурье. С детства у него было слабое здоровье. Недалеко от поселка, где жил Илья Питателев, находилось место отшельнического подвига схимонаха Илии (Чеботарёва) . Под влиянием преподобного Илии 12 октября 1912 года Питателев поступил в Верхотурский Никольский монастырь . 25 июня 1917 года принял постриг с именем Иакинф. Направлен на послушание в Малоактайский скит , где был поваром, чтецом и псаломщиком. После 1917 года монастырь был занят и разграблен красноармейцами. В октябре 1918 года в Верхотурье вошли военные части адмирала А.В. Колчака . Красные войска ушли по реке Актай и остановились недалеко от Малоактайского скита. Монахи Иакинф (Питателев) и Каллист (Опарин) остались на послушании, когда иеросхимонах Иоанн (Кевролетин) и монах Аарон, взяв антиминс и запасные Дары, уехали в Верхотурский монастырь. 25 октября 1918 года пришли красноармейцы и произвели обыск в обители, разыскивая будто бы спрятанные ценности; взломали пол на амвоне, искали клад и в алтаре, разбросав при этом оставшиеся богослужебные предметы по полу. Разозленные неудачными поисками, бандиты обвинили монахов Иакинфа и Каллиста в " разведывательной деятельности " , арестовали и по железной дороге доставили их на станцию Карелино . По свидетельству очевидцев, монахов обвиняли в контрреволюционной деятельности, предлагали в обмен на свободу публично, перед пассажирами, отречься от Христа. Преподобномученики отказались и были расстреляны 30 октября 1918 года близ станции Карелино.

http://drevo-info.ru/articles/13673256.h...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 17 (30) октября Преподобномученик Иакинф (Питателев) Преподобномученик Иакинф Питателев (в миру Илья Иванович Питателев) родился в 1882 году в поселке Усть-Актайский Верхотурского уезда Пермской губернии в семье крестьянина, предки которого были первыми поселенцами и строителями города Верхотурье. С детства у него было слабое здоровье. Недалеко от поселка, где жил Илья Питателев, находилось место отшельнического подвига схимонаха преподобного Илии (Чеботарёва). Под влиянием преподобного 12 октября 1912 года Питателев поступил в верхотурский во имя святителя Николая Чудотворца мужской монастырь. 25 июня 1917 года принял постриг с именем Иакинф. Направлен на послушание в Малоактайский скит, где был поваром, чтецом и псаломщиком. После 1917 года монастырь был занят и разграблен красноармейцами. В октябре 1918 года в Верхотурье вошли военные части адмирала А.В. Колчака. Красные войска ушли по реке Актай и остановились недалеко от Малоактайского скита. Иакинф (Питателев) и преподобномученик Каллист (Опарин) остались на послушании, когда иеросхимонах исповедник Иоанн (Кевролетин) и монах Аарон, взяв антиминс и запасные Дары, уехали в Верхотурский монастырь. 25 октября 1918 года пришли красноармейцы и произвели обыск в обители. Иакинф (Питателев) и преподобномученик Каллист были арестованы и по Богословской железной дороге доставлены на станцию Карелино. По свидетельству очевидцев, монахов обвиняли в контрреволюционной деятельности, предлагали в обмен на свободу публично, перед пассажирами, отречься от Христа. Преподобномученики отказались и были расстреляны 30 октября близ станции Карелино. Убитых иноков красноармейцы отвезли к находившемуся недалеко болоту и забросали землей. Тела мучеников были найдены после отступления красных войск. 23 ноября 1918 года их перевезли в монастырь. 25 ноября архимандрит Ксенофонт (Медведев) возглавил торжественное отпевание мучеников, которые были похоронены на братском кладбище рядом с церковью во имя св. Неофита. В 30-х годах храм и кладбище были уничтожены. Определением Священного Синода от 17 июля 2002 года имя Иакинфа (Питателева) включено в Собор новомучеников и исповедников Российских. Игумен Дамаскин (Орловский) Наверх © 2024 РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД «ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ» © Перепечатка материалов допускается только по письменному согласованию с Фондом

http://fond.ru/imennoj-ukazatel/1035/Ili...

СКВОЗЬ НАШУ ПРИЗМУ. В этом отделе «Варшавского дневника» Л. принадлежат следующие статьи (в скобках указаны номера газеты): Благоразумные чехи (20); Японская дама (24); Наследство Хрущева (31); Полезно ли самоуправство на улице? (32); Мы «страну» сглазили (32); Ужасная взятка и возвышенная честность (44); Революционеры и прогрессисты (44); Свобода проповеди (44); Общество болгарских естествоиспытателей (61); Небывалое торжество (61); Одиночное заключение (62); Дама курит в церкви (73); Пророчество келецкого сапожника (75); Прозрачная щука (...); Человек в бараньей шкуре (99) и Волки в овечьих шкурах (99). О ПАМЯТНИКЕ В БОЗЕ ПОЧИВШЕМУ ИМПЕРАТОРУ АЛЕКСАНДРУ (Варшавский дневник; затем статья эта была перепечатана в журнале «Восток». 1882). ВЫГОВОР г. Суворину//Варшавский дневник. 1881. 128. РАССКАЗ СМОЛЕНСКОГО ДЬЯКОНА О НАШЕСТВИИ 1812//Русский архив. 1881. VI. ЕГИПЕТСКИЙ ГОЛУБЬ, роман//Русский вестник. 1881. VIII-X; 1882. I. Я КУПЕЦ, из воспоминаний загорского грека, не окончено//Русский вестник. 1882. VIII. ПАСХА НА АФОНСКОЙ ГОРЕ//Русь. 1882. 22, 26. Подпись – К-в. ПИСЬМА О ВОСТОЧНЫХ ДЕЛАХ//Гражданин. 1882. 85. НАШЕ ЗНАЧЕНИЕ И НАШИ ВЫГОДЫ//Гражданин. 1882. 85. ОПЯТЬ ГРЕКО-БОЛГАРСКИЙ ВОПРОС//Гражданин. 1882. 89. ТО ЖЕ//Гражданин. 1882. 91. ПРАВОСЛАВИЕ И КАТОЛИЦИЗМ В ПОЛЬШЕ//Гражданин. 1882. 101. Подпись – Н. К-в. ОСТЗЕЙЦЫ//Гражданин. 102–103. Та же подпись. РАЗОРЕННОЕ ГНЕЗДО//Московские ведомости. 1882. ПЕРЕЛОМ Б. МАРКЕВИЧА//Московские ведомости. 1882. СОВРЕМЕННЫЕ ЦЕРКОВНЫЕ ВОПРОСЫ//Современные известия. 1882. ПИСЬМА О ВОСТОЧНЫХ ДЕЛАХ//Гражданин. 1883. 2, 5, 7, 16, 19, 20, 22, 23. ПИСЬМО К Г. АСТАФЬЕВУ//Гражданин. 1883. 9. Подпись – м. В-ва. ДВА БУРЖУА//Гражданин. 1883. 12. Подпись – В. К-в. ПСИХИЧЕСКИЙ МИР ЖЕНЩИНЫ//Афиши и объявления. 1883. 14. ЗНАКОМСТВО С ЛЕССЕПСОМ//Гражданин. 1883. 24. Подпись – Н. К-в. МОЙ ПРИЕЗД В ТУЛЬЧУ, рассказ русского консула//СПб. ведомости. 1883. 325, 326. ПОЛЬСКАЯ ЭМИГРАЦИЯ НА НИЖНЕМ ДУНАЕ//СПб. ведомости. 1883. 332, 333, 334, 345, 348. СТРАХ БОЖИЙ И ЛЮБОВЬ К ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ//Гражданин. 188 .

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Leo...

Дионисий (Шленов) , игум., Шленов 2018 – Беляев А. Д. Лавра и Академия в Пасхальные дни 1918 года (дневники 15.04.1918–28.04.1918)/Публ. игум. Дионисия (Шленова) , В. Л. Шленова//БВ. 2018. 29. Вып. 2. с. 283–302. [Belyaev A. D. Lavra i Akademiia V Paskhal’nye dni 1918 goda (dnevniki 15.04.1918–28.04.1918) (Lavra and the Academy during the Easter days of 1918 (diaries from 4.15.1918 to 28.4.1918))/Publikatsiia igumena Dionisiia (Shlenova), V. L. Shlenova//Bogoslovskii vestnik (Theological herald). 2018. 29. Vypusk 2. p. 283–302.] Евгений (Решетников), архиеп. 2017 – Евгений (Решетников), архиеп. Верейский. Московская духовная академия в 1917–1918 учебном году: На пути к мученичеству//БВ. 2017. 26–27. Вып. 3–4. с. 21–41. [Eugene (Reshetnikov), archbishop of Vereysk. Moskovskaia duhovnaia akademiia v 1917–1918 uchebnom godu: Na puti к muchenichestvu (Moscow Theological Academy in 1917–1918: on the path of martyrdom)//Bogoslovskii vestnik (Theological herald). 2017. 26–27. Vypusk 3–4. p. 21–41.] Abstract Last days of 1918 in the memoirs of A. D. Belyaev/ A publication of hegumen Dionysius (Shlenov), V. L. Shlenov The publication offers a fragment from the diaries of a professor of dogmatic theology MThA A. D. Belyaev, which describes the last days of 1918 and the first two days of 1919 old style. In sufficiently brief, but expressive diary entries, the author manages to tell a lot, to convey the spirit and flavor of that difficult time in a few words. The central event described is the celebration of Nativity in the Pokrovsky Academic Church, which at that time remained the inner spiritual bulwark of the already largely ruined Academy. The description of the sermons and ministry of Archimandrite Hilarion (Troitsky) makes it possible even better to present his role in preserving the Moscow Theological Academy in the difficult times of its existence. Keywords: Moscow Theological Academy, Trinity-Sergius Lavra, Nativity, Pokrovsky Academic Church, October Revolution, Soviet regime, famine, Bolsheviks.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Rogoznyi, P. (2008) Tserkovnaia revoliutsiia 1917 goda: (Vysshee dukhovenstvo Rossiiskoi Tserkvi v bor’be za vlast f v eparkhiiakh posle FevraVskoi revoliutsii) [Church revolution of 1917: (Higher clergy of the Russian Church in the struggle for power in dioceses after the February revolution)]. St. Petersburg. Runkevich, S. (2009) «Sviashchennyi Sobor Pravoslavnoi Rossiiskoi Tserkvi v Moskve 1917–1918 gg.» [«Holy Council of the Orthodox Russian Church in Moscow of 1917–1918»], in Delo velikogo stroitelstva tserkovnogo: Vospominaniia chlenov Sviashchennogo Sobora Pravoslavnoi Rossiiskoi Tserkvi 1917–1918 godov, pp. 36–45. Moscow. Savva (Tutunov), igumen. (2011) EparkhiaVnye reformy [Diocesan reform]. Schulz, G. (1995) Das Landeskonzil der Orthodoxen Kirche in Russland 1917/1918 – ein unbekanntes Reformpotential [The local Council of the Russian Orthodox Church 1917–1918 – an unknown reform potential]. Goettingen. Shul’ts, G. (2000) «Obzor deianii tret’ei sessii Pomestnogo sobora Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi» [«Review of the acts of the third session of the local Council of the Russian Orthodox Church»], in Sviashchennyi sobor Pravoslavnoi Rossiiskoi Tserkvi 1917– 1918 gg. Obzor deianii. Tret’ia sessiia, pp. 10–26. Moscow. Shul’ts, G. (2001) «Vvedenie» [«Introduction»], in Sviashchennyi sobor Pravoslavnoi Rossiiskoi Tserkvi 1917–1918 gg. Obzor deianii. Vtoraia sessiia, pp. 7–22. Moscow. Sobranie opredelenii i postanovlenii Sviashchennogo Sobora Pravoslavnoi Rossiiskoi Tserkvi 1917–1918 gg. Vyp. 1–4 [Collection of rulings and decrees of the Holy Council of the Orthodox Russian Church of 1917–1918. Vol. 1–4]. Moscow, 1918. Tsypin, V., Archpriest. (1997) Istoriia Russkoi Tserkvi. 1917–1997 [History Of The Russian Church. 1917–1997]. Moscow. Ustav Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi [The Statute of The Russian Orthodox Church]. [ http://www.patriarchia.ru/db/text/133124.html , accessed on 28.01.2016]. 2 Schulz, G. (1995). Das Landeskonzil der Orthodoxen Kirche in Russland 1917/1918 – ein unbekanntes Reformpotential. Goettingen; Дестивель Иакинф, священник. Поместный собор Российской Православной Церкви 1917–1918 гг. и принцип соборности. М., 2008.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  ЛИТЕРАТУРА Агров В., свщ. Духовенство и кооперация//Заволжский Летописец. 1917. С.? Андрей (Ухтомский), еп. Проект лишнего оскорбления Святой Церкви//Заволжский Летописец. Уфа, 1917 г. С. 55-60. Андрей (Ухтомский), еп. К моей Уфимской православной пастве//Заволжский Летописец. Уфа, 1917 г. С. 115-117. Андрей (Ухтомский), еп. Прекрасные приходские постановления//Заволжский Летописец. Уфа, 1917 г. 15. С. 421-422. Андрей (Ухтомский), еп. Ответ уфимцам и всей моей братии//Заволжский летописец. 1917. 22. С. 619-622. Андрей еп. Письмо к уфимским солдатам//Заволжский Летописец. Уфа, 1917 г. С. 704-707. Андрей (Ухтомский), еп. Открытое письмо к старообрядческим епископам Бело Криницкой иерархии//Заволжский летописец. Уфа, 1917 г. С. 631-637. Андрей (Ухтомский), еп. Проповедь в Ильинской церкви//Уфимский Церковно-народный голос. Уфа, 1917 г. 01.1918. С. 1-2. Андрей (Ухтомский), еп. Воззвание к Православным христианам//Уфимский Церковно-народный голос. Уфа, 1918 г. 17.01.1918. С. 3. Андрей (Ухтомский), еп. Падение большевистской власти//Уфимский Церковно-народный голос. Уфа, 1918 г. 15.07.1918 . С. 1. Андрей (Ухтомский), еп. Извещение об открытии церковно-приходского кооператива//«Заволжский Летописец». Уфа, 1918 г. 8. С. 228-229. Андрей (Ухтомский), еп. Моей Уфимской пастве – в утешение//Заволжский летописец. Уфа, 1918 г. С. 287. Андрей (Ухтомский), еп. О тяжких переживаниях русского народа//Заволжский летописец. Уфа, 1918 г. С. 353-359. Андрей (Ухтомский), еп. Письмо к верующим большевикам//За родную землю. Уфа, 1918 г. 19.07.1918. Андрей (Ухтомский), еп. Послание к Уфимским христианам православным и всей православной пастве Уфимской//Уфимский вестник. Уфа, 1918 г. 5-18.10.1918. С. 2. Андрей (Ухтомский), еп. Воззвание «Долг Христианский». ЦГАОО РБ Ф. 1832. Оп. 2. Д. 55. Л. 1. Библиография//Заволжский Летописец 1917. С. 52. б/а. Реформа прихода и русское самосознание//Заволжский Летописец. Уфа, 1917 г. С. 60-62. б/а. Православный приход как объединяющий центр для выработки христианского отношения к современным событиям//Заволжский Летописец.

http://bogoslov.ru/article/6176062

Продолжение следует Историческая справка Основные события Гражданской войны в России (по новому стилю): 1917 6-7ноября 1917 года - восстание большевиков в Петрограде, штурм Зимнего дворца. 10-13ноября - бои красногвардейцев с казаками Краснова за Гатчину и Царское Село. Отступление казаков из окрестностей Петрограда. Гибель первого новомученика - протоиерея Иоанна Кочурова, приходского священника Екатерининского собора Царского Села. Ноябрь 1917 - март 1918 - переход власти в руки Советов и захват большевиками власти в центре России и крупнейших городах страны (так называемое «триумфальное шествие Советской власти»). Ноябрь 1917 года - победа Центральной Рады на Украине, не признавшей Совнарком и декларировавшей позже независимость Украины. Образование Украинской народной республики (УНР). 15 ноября - начало формирования белой Добровольческой армии на юге России под командованием генерала Алексеева. 20 ноября - начало боевых действий на Дону против красных войсками генерала Каледина. Последовавший вскоре захват калединцами Ростова и Таганрога, наступление на Донбасс. 1918 6 января 1918 года - разгон большевиками Учредительного собрания. 3 марта 1918 года - подписание Брестского мира между Советской Россией и Германией, что было встречено как предательство многими русскими людьми и чуть не вызвало раскол между советскими вождями из-за тяжелейших условий. По договору Россия теряла около 1 млн км², включая Украину, обязывалась демобилизовать армию и флот, передать Германии корабли и инфраструктуру Черноморского флота, выплатить контрибуцию в размере 6 млрд марок, признать независимость Украины, Белоруссии, Литвы, Латвии, Эстонии и Финляндии. 29 апреля 1918 года - переворот на Украине, свержение Центральной Рады и приход к власти при помощи немецких оккупантов гетмана Скоропадского. Май 1918 года - введение большевиками продовольственной диктатуры и продразверстки, вызвавшей резкое неприятие среднего и зажиточного крестьянства. 8 июня 1918 - создание в освобожденной от красных Самаре Комитета Учредительного собрания (Комуч). К началу августа 1918 года «территория Учредительного собрания» простиралась с запада на восток на 750 верст (от Сызрани до Златоуста), с севера на юг - на 500 вёрст (от Симбирска до Вольска). 23 июня - в Омске было сформировано Временное Сибирское правительство. Июль 1918 года - восстание в Сибири против большевиков Чехословацкого корпуса. 6-10 июля - восстание левых эсеров в Москве, Ярославле и Рыбинске, убийство немецкого посла Мирбаха. Подавление выступления отрядами Красной гвардии и латышских стрелков. Август 1918 - высадка английского десанта в Архангельске. 30 августа - покушение на Ленина и убийство начальника Петроградской ЧК Урицкого. Начало красного террора. Ноябрь 1918-го - переворот в Омске и провозглашение адмирала А.В. Колчака Верховным правителем России. Декабрь 1918-го - апрель 1919-го - успешное наступление большевиков на Украине, захват Харькова, Екатеринослава, Киева, Одессы.

http://ruskline.ru/opp/2018/fevral/8/v_g...

Что делали в темнице с Игнатием, доподлинно неизвестно, но константинопольские христиане говорили, что страдальца жестоко терзали там. Когда кадий вновь призвал к себе Игнатия и увидел, что ни ласки, ни пытки не изменяют твердого исповедника, он определил удавить его. Так святый, повешенный на парма-кани, был задушен 8 октяб. 1814 г. в четверток в 6 часов. Старец Григорий, спустя три дня, за дорогую цену купил мощи мученика и 20 октяб. Прибыл с ними на Афон16). 10 ч. Страдание болгарскиз иноков зографской обители. Имп. Михаил Палеолог думал укрепить слабую империю свою союзом с папою – униею. Уния объявлена им в 1274 г., а в следующем году подвергал он казням осуждавших унию в столице. В 1278 г. издан был им указ вводить унию всеми мерами насилия17). Афонские иноки отправили послание к Михаилу. Здесь они основательно доказали, что ни главенство папы, ни поминание его в церквах, ни совершение евхаристии на опресноках, ни прибавление к символу веры: и от Сына, не должны быть терпимы. «Мы ясно видим, продолжали они, что ты еретик, но умоляем тебя: оставь все это и пребывай в том учении, которое ты принял… Отринь несвятые новые учения ложного знания, прибавляющего к вере догадки»18). Особенно сильные протесты   16) На Афоне чтят память мученика 20 октября, в день принесения мощей на Афон, и еще мая 1. Патерик афонский 2, 306. 318. 17) Пахимера История, стр. 517. 518. Спб. 1862 г. 18) Это послание отыскано о. Порфирием: Беседы п. Фотия, стр. 99. Спб. 1864 г. заявлялись со стороны славянских общин» сербский краль Милютин заявил протест мечом, отобрав у империи несколько городов, где жили славяне19). Гордый Михаил сильно был раздражен. Бродячие крестоносцы, выгнанные из Палестины и укрытые в Романии, заявили Михаилу ревность свою огнем и мечом раздвигать власть папы. Михаил нанял еще турок и татар. Так он в 1238 г. двинулся против Сербии. На пути был теперь ненавистный ему Афон. Чтобы не раздражать греков, он положил и на Афоне. Чтобы не раздражать греков, он положил и на Афоне излить злость свою за унию, особенно на славянах.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=109...

1 Сент. 1849 г. утверждены митр. Филаретом писцами при Невоструеве окончившие курс Вифанской Духовной Семинарии Василий Рождественский и Иван Благоволин. 2 Октября 1854 г. на место первого, не имевшего возможности работать «по болезненному состоянию», определён окончивший в этом году курс Виф. Сем. Алексей Белокуров. 21 Октяб. 1856 г. последний уволен по прошению от должности писца и заменён перворазрядным питомцем той же семинарии Николаем Ширяевым. 2 Октября того же года, на место Благоволина, выбывшего в епархиальную службу, определён студент Вифанской Семинарии Василий Казанский, которого, за поступлением в то же ведомство, сменил 2 Мая 1857 г. перворазрядный питомец той же семинарии Александр Горетов. 3 Ноября 1858 г. Николай Ширяев, изъявивший «нежелание более находиться при должности писца», был заменён окон. курс Виф. Сем. Петром Закатовым. 31 Октяб. 1859 г. на место Горетова определён окончивший по 1 разряду курс Вифанской Сем. Иван Смирнов 1-й, я 18 Декабря 1860 г. на место Закатова студент той же Семинарии Иван Шаров. 12 Декабря 1861 г. на место Смирнова 1-го, «который с 23 Ноября находится без вести», назначен окончивший курс Виф. Сем. по 2 разряду Николай Крылов. 7 Окт. 1864 г. на место Шарова определён окончивший ту же семинарию Павел Лебедев , при чём первый выразил желание и по вступлении в епархиальную службу безмездно продолжать труды по описанию Библиотеки. 22 Июня 1865 г. Крылова сменил студ. Виф. Сем. Иван Репловский, а в 1866 г. назначен Дмитрий Предтеченский. 28 Сентября 1870 г. на место только что названных лиц определены безместный дьякон (из. студентов Моск. Сем.) Александр Салманов и окончив. Виф. Сем. Евгений Бриллиантов 1 . Эти писцы не только занимались «перечнем статей», как свидетельствовал Невоструев в одном из писем к Горскому, но и подбором аналогичных памятников, сличением их между собою и с печатными текстами, с отметками о результатах сверки частью на полях рукописей, частью в особых тетрадях, сопоставлением славянских переводов с греч. печатными оригиналами, рассмотрением «клейм» и т.п. Об этом непререкаемо свидетельствуют сохранившиеся черновики к описанию богослужебных книг и многочисленные карандашные пометы на полях и чистых листах памятников. В величественном архитектурном сооружении, пять этажей которого давно услаждают взоры учёного мира, принимали деятельное участие не только главный зодчий Горский с его правой рукой – Невоструевым, но и только что названные десятники, каменщики, штукатуры, носильщики. Работа имела коллективный характер и потому, между прочим, достигла высоты, при которой Академия Наук укрепила за Описанием Синодальной Библиотеки титло «гражданского подвига».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

     [Декрет ВЦИК " Об единой трудовой школе РСФСР " (Положение) 1918 г.]//Систематический сборник важнейших декретов. 1917–1920. М., 1920. C. 187; СУ. 1918. 74. ст. 812 (Первая публикация: Известия ВЦИК. 1918. 16 октября 225)); «Положение об единой трудовой школе РСФСР», утверждённое на заседании ВЦИК 30 сентября 1918 г.//Народное образование в СССР …С. 134.      Декларация «Основные принципы единой трудовой школы» [Обращение Государственной комиссии по просвещению], 16 октября 1918 г.//Народное образование в СССР …С. 142.      Через пять лет после принятия «Положения о единой трудовой школе», 18 декабря 1923 г., СНК РСФСР утвердил «Устав единой трудовой школы», в котором ещё раз было закреплено правило: «Преподавание в школе какого бы то ни было вероучения и исполнение в школе обрядов культа не допускается». Кроме того, в уставе содержится примечательный пункт, ликвидирующий частные школы: «Школы I и II ступени являются школами государственными; существование частных школ не допускается» (Устав единой трудовой школы, утверждён СНК РСФСР 18 декабря 1923 г.//Народное образование в СССР …С. 147.      См.: Корнейчик Т. Развитие системы народного образования РСФСР//Педагогическая энциклопедия/Под ред. А.Г. Калашникова. Т. I. М., 1927. С. 1033–1034.      См.: Приговоры (резолюции) и протоколы приходских собраний и советов, письма духовенства   и   мирян   с  выражением   протеста   против отделения Церкви от государства, январь – сентябрь 1918 г.//ГАРФ. Ф. Р-3431. Оп. 1. Д. 554. Л. 1–496; Д. 555. Л. 1–585.      Цит. по: Осипова И. « Сквозь огнь мучений и воды слёз» . М., 1998. C. 210. [Приложение 3. Следственное дело «Совета объединённых приходов»  1919–1920 гг.].       «4.02.1918 общее собрание прихожан г. Ново-Николаевска единогласно постановило: «Отделение Церкви от государства считать равносильным отделению души от тела, русский человек, как православный христианин и как гражданин, не может разделиться... Устранение Закона Божия из числа обязательных предметов школьного курса является гонением на законное стремление верующих родителей, дающих средства на содержание школ, воспользоваться организованными средствами обучения и воспитания детей» (Известия Екатеринбургской Церкви. 1918. 7). Крестьянский съезд Казанской губ. постановил признать Закон Божий обязательным предметом в школах. Рабочие Казани в числе 14 тыс. обратились к комиссару по народному образованию с требованием сохранить преподавание Закона Божия в школах (Петроградский церковный вестник 1918. 18). В Оренбурге прошли в 1918 г. собрания родителей всех школ, которые единогласно высказались за обязательное преподавание Закона Божия (Религия и школа. Пг., 1918. 5–6. С. 336).

http://bogoslov.ru/article/1241299

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010