809 В хронике Марцеллина это событие записано под 434 годом, но еще в 443 году Гонория была в добрых отношениях с братом. 812 Mansi.8, 755. Вопрос о судьбах Иллирика в церковном отношении специально рассмотрен в исследовании: Лепорский П. И. История Фессалонийского экзархата до присоединения его к Константинопольскому патриархату. СПб., 1901. – Подробности этого дела, в частности, см. стр. 79 и след. 816 Cod. Theod. 16, 5, 65. – Флорентий имел репутацию «верного и испытанного в православии» человека. Во время соборного рассмотрения дела Евтихия в 448 году император прислал его на Собор для участия в обсуждении, и он принимал на себя председательство в заседаниях. 817 Socrat.7,31. – Следует заметить, что дошедшие до нас церковные историки относятся недоброжелательно к Несторию. 818 Таково свидетельство письма друзей Нестория (в том числе Кандидиана) от второй половины 30-х годов, сохранившегося в сирийском подлиннике (Zeitsch. d. М. Ges. 54 (1900), 378–395). 823 Свидетелем тревог и волнений того времени в столице был благочестивый иверский царевич – знаменитый впоследствии столп монофизитства в Сирии, оставшийся в истории с именем Петра Ивера. С его слов сообщает об этом автор сочинения Плирофорий – Rev. de I’Orient Chretien. 1898. С. 237. 833 Ib. 4, 1109–1110. (5, 527). Император грозил Кириллу и требовал прекратить агитацию: κα τν παρ μν σχσιν μ λλως νακτσασϑαι προρδοκν, ε μ πν λυπηρν κα ταραχδες πασειας. 836 Mansi.4, 1117–1120; указ о назначении Кандидиана с определением круга его обязанностей относительно Собора. 842 Речь Далматия – Mansi. 5, 565. Этот эпизод подробно рассказан Несторием с изложением речи императора: Nau. Nestorius, Le livre d’Heraclide, 241–246. 849 То был монастырь св. Евпрепия, в двух стадиях от Антиохии. Evagr . 1, 7 – О мотивах своей просьбы Несторий дает разъяснение в своей апологии. Nau . Nestorius, c. 249. 856 Текст этого письма сохранился в библиотеке Монтекассинского монастыря. Он издан в Bibliotheca Casinensis (1873, с. 46–47) и воспроизведен в издании аббата Но: Nestorius etc. с. 368–369. Сведения об этом пополняет письмо Акакия, епископа Верой – Mansi. 5,819. Dum omnia piissimus imperator cum orientalibus sentiret et diceret, multa pecunia, quam dedit Cyrillus, pro peccatis nostris obruit veritatem. Nam postquam mortuus est scholasticus eunuchus, piissimus imperator res eius inquirere et aurum, quod reliquerat infinitum, invenit hypomnysticum continens, quia multas auri, libras acceperit a Cyrillo. Et vero aurum tradebatur a Paulo quodam filio fratris Cyrilli Alexandrini, qui illic comes erat consistorianorum; praeter alia innumera, quae in variis speciebus sunt diversis oblata personis. Detensio vero Cyrilli et Memnonis fuerat confirmata, et ut praedicaretur quoquo convenerat. Et sic tempus inveniens, dum custodiretur in Epheso fuga est usus... Videns enim multam turbam monachorum piissimus imperator valefecit episcopis, satisfaciens eis.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

85 Письма м. Филар. к родн., стр. 193. Срав. также стр. 214, 220, 223, 227, 322 и др., где часто встречается выражение: «я беречь не умею». 88 См. о сем в Письмах м. Филар. к архим. Антон. II, 378–379. Срав. также духовное завещание м. Филарета в Собр. мнен. и отзывов его, т. II, 324–326. 98 Мы видели выше, что в этом отношении митрополит Филарет заблаговременно сделал некоторые распоряжения, чтобы не огорчить и сродников своих но плоти. 103 См. Письма м. Филар. к родн. стр. 40 и 113–114. Срав. Сушкова, упом. соч. стр. 36 и дал. и др. 104 Срав. слово протоиерея А. О. Ключарева (ныне преосв. Амвросия архиепископа Харьковского), произнесенное в 40-й день по кончине святителя Филарета и тогда же напечатанное в разных повременных изданиях 1868 года. 105 Из слова архим. Сергия (ныне архиепископа Владимирского) по кончине святителя Филарета. Слово это также напечатано было в свое время. 106 Но замечанию людей, сослуживших святителю Филарету или присутствовавших при его Богослужении, он особенно усердною молитвою сопровождал слова просительной ектении: Ангела мирна, верна, наставника, хранителя душ и телес наших, у Господа просим. Это весьма знаменательно в отношении к его собственной жизни. Сообщено нам о. протоиереем П. М. Волхонским. 108 Из слова протоиерея П. Л. Смирнова по случаю празднования 100-летнего юбилея со дня рождения м. Филарета. См. т. II Филарет. Юбил. Сборника, стр. 45. Москва, 1883. 110 Из слова протоиерея А. О. Ключарева (ныне. преосв. Амвросия архиеписк. Харьков.) в 40-й день по кончине м. Филарета. См. Прав. Обозр. 1868, XXV. 43. Срав. слово протоиерея А. И. Соколова в II т. Филарет. Юбил. Сборника, стр. 41–42. Москва, 1883 и др. 111 См. воспоминания епископа Никодима (Казанцева) о м. Филарете в Чтениях в общ. люб. дух. просв. 1882, III, 158. 112 Из слова преосв. Леонида еписк. Дмитровского по освящении храма св. правед. Филарета Милостивого в Серпуховском Владычнем монастыре, сказанного 1 декабря 1867 года. См. Душеп. Чтение 1869, III, 92–93. 117 Автобиографические записки Фотия мы читали по рукописи, хранящейся в библиотеке Москов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

91 Паломница называет епископов Батны, Харрана и Эдесы исповедниками. Если предположить, что она посетила Эдесу в 80-х годах, или в конце 70-х, четвертаго века, то в Эдесе тогда епископом был Евлогий (378–388), Витус – в Харране и Авраамий – в Батнах. Они пострадали за исповедания православной веры во время гонения арианина Валента (Церковная история). 92 По словам паломницы, в Эдесе было два дворца Авгаря: зимний дворец, построенный на возвышении (теперь там развалины крепости), и, таким образом, предохраняемый от наводнения, и летний, построенный около источников, снабжающих пруды с рыбами. 94 В Эдесской хронике описывается следующим образом топография города: «Он был обнесен стенами, в которых находилось несколько ворот. Самыя достопримечательныя из них – западныя, в которыя вошел Анания с посланием Иисуса Христа. Река Дайсан протекала через город, пополняемая 25-ю источниками. 95 О письме царя Авгаря Господу Иисусу Христу и об ответе на него. Эдеса в четвертом веке была не только знаменита своими храмами, святынями и великими отшельниками, но и тем, что она была первым государством, официально принявшим христианство . (Армения, между прочим, утверждает то же (в 303 г.), возможно, под влиянием Эдесы). Евсевий в своей церковной истории подробно рассказывает о болезни царя Авгаря Уккамы (черный) и о том, как, «страдая от болезни, которую нельзя человеческими силами излечить, он пишет письмо Иисусу Христу, умоляя излечить его от болезни». Евсевий приводит также текст ответа Христа, а затем рассказывает и о последствиях этой переписки. После вознесения Господа Иисуса Христа, апостол Фома послал апостола Фаддея проповедовать Евангелие в Эдесу. Царь Авгарь излечился от болезни, и он и весь город крестились. Теперь это подтверждается и археологическими раскопками (Сегал). Найдены на греческом языке отрывки писем на камне у могилы (Kirk Masara), на камне у врат города в Филиппах d Македонии, и на двух камнях в Северной Анатолии (Euchaila). Также тексты письма были найдены на папирусах и камнях на коптском, на арабском и на эфиопском языках. Один и найденных текстов был написан монахом в верхнем Египте еще в четвертом веке. С некоторыми изменениями об этом предании рассказывается и в апокрифических актах ап. Фаддея.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

99 10 июля 1854 года. 1 Статьи эти следующие: 1) Благопромыслительное положение право­славной России (Христ. Чтение 1869 г. 12, стр. 1056–1075); 2) Эллинизм и православие (Христ. Чтение 1869 г. 3, стр. 378–405); 3) Попытка в англиканской церкви к соединению с православною в XVIII веке (Христ. Чтение 1865 г. 9, стр. 259–279 и 10 стр. 384–407); 4) Заме­чания о предполагаемом соединении протестантской епископальной цер­кви с православною кафолическою церковью (Дух. Беседа 1866 г. 26); 5) К вопросу о соединении церквей. Областной собор епископальной церкви в Шотландии (Дух. Беседа 1866 г. 44). 3 Барон Ф. И. Брунов родился в 1797 г.; в 1818 г. поступил на службу в Министерство иностранных дел; в 1839 г. посланник в Штутгарте и Дармштадте; в 1840 г. в Лондоне; в 1855 г. при германском сейме; в 1856 г. в Берлине; в 1858 г. снова аккредитован при Лондонском дворе; в 1874 г. вышел в отставку. Скончался в 1875 г. 5 Articuli fidei fundamentales – (лат. фундаментальные статьи веры) основные доктрины христианской веры. 16 Секретное дело архива Св. Синода 1722 г. а. Ср. Православное Обозрение 1866 г., январь–март. 18 Национальная Церковь редко называется католической. Но в сущности она руководствовалась двойною идеей; одна – духовная и религиозная, другая – светская и политическая. Наша Церковь представляется католическою только в духовном смысле. Снаружи она является протестантско-реформаторской, установленною законом. Национальная Церковь собственно католическая Церковь, но она теперь в таком положении, что под давлением обстоятельств она не может ни поступать, ни называться своим именем. Половина нашего народа придерживаются протестантизма – половина католицизма (англ.) 19 Письмо это гр. Протасов доложил государю. На Всеподданнейшем докладе от 26 января 1844 года государь собственноручно на писал: «Любопытно и согласно с другими сведениями». 23 Нам всегда следует просить Бога помощи в разработке и распространении сочинений Отцов Церкви, через которые мы стремимся к желанию древнего Единства; не только из-за святости и красоты оного, но и из-за нашего Господа, Который хотел, чтобы Его Тело (т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_I_Popo...

Письмо матери: «Устроение Вам жительства озабочивает меня особенно тем, что сомневаюсь, лучше ли Вам иметь дом или квартиру. Жительство в доме спокойнее тем, что постоянно, но соединено с заботою о доме. Жительство на квартире не подвергает заботе о доме, но может сопровождаться другими безпокойствами, особенно надобностию перемещения, могущею встретиться чаще или реже Чтобы дать Вам полную свободу избрать дом или квартиру, нахожу одно средство, которое и избираю. У меня нашлось в Чудове столько денег, сколько стоит торгованный дом. Благоволите принять их и употребить, как лучше разсудите, или купите на них дом, или положите их в сохранную казну на ваше имя и проценты употребляйте на наем квартиры. Изберите, что усмотрите лучшим. Мне во всяком случае приятно будет то, что Вы изберете как сообразное с Вашим спокойствием» (Письма. 1882. С. 376–377. 442). 4 июня. Письмо матери: «Если бы я уверен был решительно, лучше ли взять дом или квартиру, то сказал бы Вам решительно прежде. Потому не сказал решительно, что сомневаюсь. Но вот что кажется уважительно – если будете иметь квартиру и деньги, легко будет переменить их на дом, когда захотите. Но если будете иметь дом и встретите затруднение, нелегко будет продать дом и возвратить деньги, и, по всей вероятности, сие будет не без потери» (Письма 1882. С. 378. 443). 5 июня. Резолюция на представлении отправления Московской духовной академии лучшего сочинения оканчивавшего курс воспитанника: «Согласен. И с удовольствием нахожу сочинение довольно обработанным и не требующим особенных указаний к исправлению» (Резолюции. Т. 5. Ч. 2. С. 81. 10128). 6 июня. Резолюция на консисторском определении о переводе за штат пономаря за невоздержную жизнь: «Как в деле видно, что подсудимый был посылан в монастырь; а в ведомости сего не показано; и как благочинный сего, столь явно безпорядочнаго человека, показывал поведения порядочнаго: то благочинному, за слабое смотрение и за неисправность ведомостей, сделать выговор» (Резолюции Т. 5. Ч. 2. С. 39. 10037).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

   Твоя правда и мужество не отказались от войны — твое человеколюбие не отказалось от предложенного мира.    Не победили России враги — ты победил вражду…»     (Изд. 1861 г., т.3, стр.378).    В апреле 1856 г. митрополит Филарет в письме своем к князю С.М. Голицыну как бы разъясняет свою мысль, что Россия не была побеждена под Севастополем:    «Возвращаю вашему сиятельству киевское поучение. Простите, оно не очень меня пленило. Первый год царствования (Александра II) описан чертами свыше нужды темными. Какая в этом польза? Мы должны говорить для наставления: наставления из сего никакого не выведено.    Проповедник говорит, что Севастополь «отдан врагам». — Неправда. Северная часть его не отдана доныне.    Говорит: враги торжествуют. — Неверно. Англичане побеждены нами; и для французов не велико торжество, когда они от нескольких укреплений отбиты и одно только взяли.    Борется с вопросом: почему враги не наказаны? Здесь опять неточность. Они не мало наказаны: их много погибло собственно от войны, много истреблено болезнями и бурею на море. Следственно, правосудия не только ожидать должно в будущем, но частью оно уже и явилось.    Говорит, что государь «не мог отречься от мира». — Опять неточность, имеющая неблагоприятный вид. Что за невозможность? Государь властен был продолжать войну, но заблагорассудил предпочесть мир.    Если Бог посылает неприятное, надобно сие смиренно признавать, но не преувеличивать, ибо сие может вести к упадку духа, а не к пользе» (автограф этого письма в настоящее время в числе других находится в редакции «Православного обозрения», в коем наследники князя С.М. Голицына печатают письма к нему митрополита Филарета).    В день священного коронования императора Александра Николаевича, 26 авг. 1856 г., митрополит сказал государю в Успенском соборе следующее:    «Благочестивейший, Богом венчанный Великий Государь Император!    Благословен Царь царствующих! «Он положил... на главе твоей венец от камене честна» (Пс.20:4). С уверенностию говорю сие потому, что из уст пророка беру слово, изображающее судьбу царя, праведно воцарившегося.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2990...

В это время в городе Едесе был епископом Варсис, человек по образу мыслей православный, по жизни – святой; он имел от Бога дар исцелять всякие недуги. Император Валент, не терпя его, как человека православного, лишил его кафедры и отослал в заточение: сначала на остров Аранд, но когда к Варсису сюда стало приходить много народа и слушать его православное учение, заточил его в город Оксиринх, в Египте; когда же и здесь его чудеса привлекали к нему много народа, император отослал его в самый отдаленный город – Фенон, где св. Варсис и скончался. Василий Великий писал Варсису (или Варсу) в заточение письма и посылал пищу. Сохранились два его письма к Варсу: первое относится к 377 году, второе к 378, в котором Варс и скончался. Он поставлен был из города Харрана в епископа Едеса, по воле императора Канстанция, в 361 году, a изгнан около 373 года Валентом. После св. Варсиса был сделан едесским епископом некто Лупус по своим религиозным убеждениям арианин, но с ним никто ни из клириков, ни из мирян православных, не хотел иметь общения, как с еретиком. Тогда император Валент, в это время прибывший в Едес, созвал к себе всех пресвитеров и клириков, не повиновавшихся арианствующему епископу, и убеждал их войти в общение с Лупусом и оказать этим повиновение ему – царю. Когда же на это все молчали, царь обратился к главному и старейшему из всех пресвитеров – Евлогию с словами: «почему же ты не отвечаешь мне?» – «Потому что ты говоришь ко всем, а если меня о чем спросишь, отвечу тебе», – сказал на это Евлогий. Царь стал спрашивать его, почему он не хочет вместе с ним – царем иметь общение с арианами и их епископами. Тогда вместе с св. Евлогием все находившиеся во дворце пресвитеры единодушно отказались иметь общение с еретиками и повиноваться их епископу. За это их около восьмидесяти человек велено было схватить, заковать в железо и отослать в заточение во Фракию. По пути, народ выходил к ним на встречу, оказывал им большую честь и доставлял все нужное. Когда императору донесли, что обвиненным вместо бесчестия оказывается почесть, он приказал разлучить их и разослать по разным странам: одних во Фракию, других в Арию, иных в Египет.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Ваш смиренный Богомолец, Протоиерей Иоанн Сергиев. Игумении Таисии (Солоповой). 9 марта 1905. Кронштадт Дорогая Матушка Таисия! Со святою и спасительною Четыредесятницею 372 приветствую тебя и всех сестер. Божиею милостию и вашими молитвами и других многих, я почти совсем поправился и уже начинаю понемногу служить 373 ; сегодня, 9-го (40 мученик), служить буду Литургию Преждеосвященных Даров 374 . К утреням и вечерням не хожу, прочитывая и объемля их сердцем дома. В Питер не выезжаю – и на молебны в Кронштадте; держусь дома. Если совсем поправлюсь к Пасхе 375 , то намереваюсь в Мае, в начале, отправиться пожить в Ваулове 376 , а потом у вас в Леушине 377 . В Суру, может быть, и не поеду 378 . Впрочем, как Бог направит. Мой поклон тебе, сестрам и отцам обители. Ваш слуга и Богомолец Протоиерей Иоанн Сергиев. 9 Марта 1905 г. Редактору газеты «Петербургский Листок» Н. А. Скроботову. 23 марта 1905. Кронштадт Г-н редактор, Николай Александрович! 379 Прошу дословно поместить в Вашей популярной газете «Петербургский Листок» присылаемую статью мою 380 . Содействуйте правде, да обличится клевета 381 , да не будет введена в недоумение публика статьею Духовцева. Протоиерей Иоанн Сергиев 23 Марта 1905 года Митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Антонию (Вадковскому). 24 марта 1905. Кронштадт Божиею милостию и Вашими архипастырскими молитвами, я встал с одра болезни моей, начал служить 382 . Не имея пока возможности лично явиться к Вам и принять архипастырское благословение, прошу такового заочно, и при сем имею честь поднести Вам вновь вышедшую книжку моих проповедей, моего духовного во Христе делания, и новое слово на Благовещение Пресвятыя Богородицы 383 . Вашего Высокопреосвященства смиренный послушник, протоиерей Кронштадтского собора Иоанн Сергиев. Игумении Таисии (Солоповой). 29 марта 1905. Кронштадт Дорогая, сердечная Матушка Игумения Таисия! За письма, за чувства и предостережения мне благодарю горячо. Благоволи исполнить мое ходатайство – принять в число послушниц твоей обители девицу Пылаеву, из одного места с девицами Корсаковыми 384 . Она будет достойная монахиня.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Евхаристии. Большая закоренелость в заблуждении понуждала и к более длительному молитвенному подвигу. От неизвестных нам по имени подвижников перейдем к лицам, хорошо нам знакомым, и удостоверимся чрез их собственный опыт в том, что первым средством, к которому следует обращаться для разрешения недоуменных вопросов веры – есть молитва. «Некоторые братья, – повествует одно древнее сказание, – предложили св. Антонию Великому слова из книги Левит. Антоний пошел в пустыню, и за ним тайно последовал Аммон, знавший его обыкновение. Отошел далеко Антоний, стал на молитву и громким голосом воззвал; «Боже! Пошли Моисея изъяснить мне слова сии». И Аммон слышал, что голос стал говорить с ним, а силы слов не понял» 378 . Итак, по словам Аммона, человека очень близкого к преп. Антонию, последний имел обыкновение искать в молитве вразумления Божия в случае приключавшихся недоумений, когда последние, как видите, относились и к частному, может быть, не очень существенному, вопросу веры. А вот еще два в высшей степени поучительных примера, призывающих нас к признанию молитвы, этой, по общецерковному сознанию, – «царицы добродетелей» 379 , главным путем к истине среди тьмы заблуждений, окутывающих нас и вплетающихся в нашу жизнь. Вы слышали, надеюсь, мои дорогие, о св. Пахомии Великом , современнике св. Антония Великого (св. Антоний родился в 251 г., а св. Пахомий около 292 г.). Он положил начало общежительному иночеству, за что был весьма восхваляем св. Антонием, основателем и представителем отшельничества. У св. Пахомия был удивительный по жизни и необычайным духовным дарованиям ученик – преп. Феодор, о котором много поразительных вещей сообщает достоверный свидетель его деяний, живший с ним много лет, Аммон, впоследствии епископ. Феофил, папа Александрийский, просил названного Аммона сообщить, что известно ему о жизни преп. Феодора, и Аммон епископ написал папе большое письмо «о житии и делах Пахомия и Феодора». Небольшую, но поучительную и душеполезную выдержку из этого письма я и предложу вам сейчас, друзья мои.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Novosel...

Еще слово: обвиняли женщин деревни Губин Перевоз в кощунственном совершении Таинства Причащения. Это неправда, это извращение истины. Женщины, бывшие в Кронштадте, привезли оттуда освященные просфоры и святую воду с елеем и давали их в простоте веры вкушать больным: вот и все. Где не клевещут на благочестивых? И на Самого Господа люди клеветали и клеветою довели до смерти, смерти же крестной 373 . Общий вывод: добрый русский народ питает ко мне неограниченное уважение и доверие; за что Господь удостоил меня этого дара, за что народ православный так ко мне расположен – не знаю, судить об этом Господу, испытующему сердца и утробы 374 , но знаю, что сила Божия в немощах моих и немощах многих совершается 375 , чрез мое смиренное, недостойное посредство – и народ чтит меня и отовсюду стремится ко мне; я признаюсь, его уважение ко мне и расположение сердечное переходят часто пределы и простецы дерзают превозносить меня до небес, но я смиряюсь непрестанно пред возносящим меня Богом и говорю: не мне, не мне, а имени Твоему слава 376 и величие, и сила и держава во веки веков, – и пред людьми, коих всех почитаю лучшими меня 377 . Протоиерей Иоанн Сергиев. Государственному Контролеру Т. И. Филиппову. 11 мая 1892. Кронштадт 11 Мая 1892. Ваше высокопревосходительство, высокочтимый Тертий Иванович! Христом Богом молю: дайте место этой образованной и вполне нравственной девице Зинаиде Родионовой 378 . Ваш усердный слуга и молитвенник недостойный – Протоиерей Иоанн Сергиев. На конверте: В С. – Петербург. В Государственный контроль Его Высокопревосходительству, Тертию Ивановичу Филиппову, от Кронштадтского Протоиерея Иоанна Сергиева. Неустановленному лицу. 8 июня 1892. Москва Телеграмма Я здоров. Сегодня выезжаю из Москвы в Вологду 379 . Господь ваше утешение. Иоанн. Монахине Флорентин (Егоровой). 1891 – не позднее лета 1892. Кронштадт Духовная моя дщерь и препод мать Флорентия! Пришлите мне копию с письма студента 380 , а подлинник пошлите к Митрополиту для оправдания. Иначе Митрополит может поверить всем клеветникам на тебя. Желаю тебе здоровья. Молюсь за тебя и за мать твою и за всех.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010