- 1932г. - Барков Петр Михайлович. Священник церкви в честь Св. Великом. Димитрия Солунского села Николай Дар Лукояновского р-на. С 1885 г.р. - 1933г. - Борис Алексеевич Востоков, 1905 г., 28 лет, учитель в селе Николай-Дар. Гребнев В.А. Николай-Дарская церковь - это заново воскресший с достаточно богатой историей сельский Храм, со времён переселения Скопицев на Алатырь он стал оплотом православия в приходе, много повидавший на своём тернистом пути, пройденного нога в ногу вместе с селом. Храм всегда являлся источником веры Христовой, высокой морали, нравственности и культуры, неизменно продолжает служить селу и сегодня. Как и раньше он является священным местом на селе, где каждый крестьянин черпал свои духовные силы, начиная с купели для крещения в младенчестве и церковно-приходской школы, где, подрастая, начинал познавать Бога, природу, постигать азы письма, чтения, арифметики. По роду своей деятельности церковь всегда была своеобразным архивным кладезем села: именно по церковным записям, чертежам, метрическим книгам, исповедным росписям, брачным обыскам, журналам церковно-приходской школы, епархиальным адрес-календарям – была восстановлена церковь и её история, а при желании можно восстановить исключительно подробную историю села и, если постараться, то можно расписать родословную каждой семьи Скопинки. В 1843 году в деревне Николай-Дар произошли три очень важных исторических события. Во-первых, как следует из Межевой книги Российского Государственного Архива Древних Актов (Фонд 1354. Опись 267. Часть 2) , что губернским землемером Бастрыгиным 19 сентября 1843 года деревне Николай-Дар - владению Лукояновского уезда Починковской Военно-Коннозаводской волости с населением – 307 душ, было отведено земли - 3258 десятин 378 сажень с небольшими неудобиями. Во-вторых, из клировых ведомостей (Фонд 570, Опись 557, 230) стало известно, что именно в 1843 году Епископом Нижегородским и Арзамасским Иоанном Тольско-Майданский священник Александр Алексеевич Садовский был посвящён во священника церкви Божией Матери села Николай-Дар. В-третьих, после назначения священника и освящения церкви Божией Матери Николай-Дар стал селом.

http://sobory.ru/article/?object=30778

В 359 году Василий принимает святое крещение, поставляется в степень чтеца и отправляется изучать иноческую жизнь к пустынникам Сирии, Месопотамии, Палестины и Египта. Затем Василий поселяется в пустыне близ Неокесарии, где вместе со своим другом Григорием Назианзином предается монашеским подвигам, изучает сочинения Оригена и пишет свои первые труды. В 364 году Василий был посвящен в сан пресвитера и начал проповедовать Слово Божие в Кесарии. В 370 году святой Василий поставлен епископом Кесарийским и в этом сане, не оставляя своего подвижнического образа жизни, ревностно заботился о своем клире, соединяя попечение о бедных с заботами о православии всего Востока. Как богомудрый защитник Православия, святитель Василий силою своего слова выступил против ереси арианства. Император Валент, будучи сторонником арианства, беспощадно отправлял в изгнание всех епископов, противившихся ереси. Святитель Василий написал письма на Запад с просьбами о содействии в борьбе против арианства, сам объехал восточных епископов, убеждая их стоять вместе в деле защиты Православия. В 378 году император Валент умер на войне, и после этого, благодаря заботам святителя Василия, Кессарийская церковь была спасена от арианства. Но силы кесарийского пастыря были подорваны непрестанной борьбой, и в 379 году святитель Василий скончался. Тело его было перенесено крестоносцами во Фландрию, честная глава находится в Афонской лавре святителя Афанасия, а десница святителя хранится в Венеции. Из трудов святителя Василия Великого до нас дошли: Чин Литургии, девять бесед на Шестоднев, 13 бесед на псалмы, 25 бесед на различные случаи, пять книг против ариан и одна о Божестве Святаго Духа. Он оставил большое количество проповедей, догматических и нравственных сочинений, толкований и церковных правил. Преподобный Ефрем Сирин Преподобный Ефрем Сирин родился в начале IV века в окрестностях Низибии (Месопотамии) в христианской семье бедных земледельцев. Родители воспитали его в благочестии, но он с детства имел вспыльчивый и раздражительный характер, кроме того, не верил в Промысл Божий и считал, что все в жизни совершается случайно.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

В иконописных подлинниках Новейшего времени внешность и одеяния К. м. предписывалось передавать согласно национальным типам: «Феогнид: типа греческого... Руф: типа римского... Феостих: типа сирийского» ( Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 263). В кон. XIX в. к иконе К. м. обратились вновь в связи с тем, что 29 апр. 1891 г., в день памяти этих мучеников, произошло покушение на цесаревича Николая Александровича в г. Оцу (Япония). На иконах, посвященных прославлению чудесного спасения наследника, образы К. м. были соединены с образом небесного покровителя буд. государя, свт. Николая, архиеп. Мирликийского, как на иконе, написанной учителем рисования Оренбургской гимназии М. Н. Кормильцевым и поднесенной имп. фамилии (кон. XIX в., происходит из Аничкова дворца С.-Петербурга, ныне - Самарский обл. историко-краеведческий музей им. П. В. Алабина). На совр. иконах, в т. ч. греч. письма, К. м. могут быть изображены в неск. рядов как воины, священники и миряне разных возрастов. Ист.: Опись домашнему имуществу царя Ивана Васильевича, по спискам и книгам 7090 и 7091 гг.//ВОИДР. 1850. Кн. 7. Смесь. С. 1-46; Успенский А. И. Церковно-археологическое хранилище при моск. дворце в XVII в. М., 1902. Лит.: Никанор (Каменский), архиеп. Кизический Казанский монастырь: Ист. очерк его 200-летнего существования. Каз., 1891; Покровский Н. В. Сийский иконописный подлинник. СПб., 1896. Вып. 2. С. 29; Icone russe: Gallerie di Palazzo Leoni Montanari/A cura di C. Pirovano. Mil., 1999. Cat. 78. P. 266-267; Icone russe: Collezione banca Intesa: Cat. raggionato. Mil., 2003. T. 2. Cat. 171. P. 378-379; Костромская икона XIII-XIX вв./Сост.: Н. И. Комашко. М., 2004. Кат. 233. С. 597; Красилин М. М. Рус. икона XVIII - нач. XX вв.// Евсеева Л. М., Красилин М. М. и др. История иконописи VI-XX вв.: Истоки, традиции, современность. М., 20102. С. 218. Ил. 19; Иконы «романовских писем»: Тайны и открытия забытой традиции Ярославской земли/Авт.-сост. И. Л. Хохлова. М., 2011. Кат. 25, 31. М. А. Маханько Рубрики:

http://pravenc.ru/text/1684590.html

в некритическом подходе к источникам. Среди цитируемых им авторов - мч. Иустин Философ , Климент Александрийский Ориген, сщмч. Ириней , еп. Лионский. Сочинения мн. авторов ( Папий , еп. Иерапольский, свт. Дионисий Великий , еп. Александрийский, Кодрат , Мелитон , еп. Сардский) нам известны только благодаря свидетельству Е. Он прибегал к сочинениям иудейских писателей Иосифа Флавия и Филона Александрийского , а также языческих авторов, напр. Порфирия. Е. широко использовал офиц. документы - указы и опубликованные письма императоров, устные свидетельства современников и собственные наблюдения. I. «Хроника» (Χρονικο καννες κα πιτομ στορας Ελλνων τε κα βαρβρων). Греч. оригинал этого сочинения сохранился только в отрывках. Известно 2 версии - арм. и лат. 1-я, выполненная ок. 600 г., воспроизводит полный текст «Хроники», тогда как 2-я, сделанная блж. Иеронимом, содержит только 2-ю половину труда. Кроме того, лат. версия не является дословным переводом, в ней есть изменения и дополнения. Так, блж. Иероним продолжил «Хронику» и довел ее до 378 г. В отношении хронологии версии различаются подчас весьма значительно. Высказывалось предположение, что Е. осуществил 2 издания «Хроники» и соответственно сущестовало 2 ее редакции ( Болотов. Лекции. Т. 1. С. 151; Schöne . 1900). На 1-й, более ранней (не позже 312), возможно, базируется арм. версия; 2-я, пересмотренная и оконченная в 325 г., легла в основу версии блж. Иеронима. «Хроника» делится на 2 части. 1-я, «Хронография» (χρονοϒραφα), является фактически введением ко 2-й и представляет собой краткое изложение истории наиболее известных народов древности (вавилонян, ассирийцев, евреев, египтян, римлян и греков), составленное на основании имевшихся в распоряжении Е. исторических источников. 2-я часть, «Каноны времен» (χρονικο καννες), представляет собой синхронистические таблицы, расположенные в неск. колонок, в каждой из к-рых сверху вниз синхронно прослеживается история древних царств, начиная от времени Авраама. В середине таблицы вертикально располагаются хронологические шкалы.

http://pravenc.ru/text/187357.html

Максим, о котором упоминает правило, был родом из Александрии, принадлежал к обществу философов секты цинической. Лицемер коварный и низкий честолюбец, он выдавал себя за ревнителя православия, и даже исповедника веры, пострадавшего в борьбе с арианами. Успев хитростью приобрести благоволение Петра, александрийского архиепископа, он выпросил у него рекомендательные письма в Константинополь и с ними отправился туда, во время тамошних смятений от ереси македониан и неустройств на кафедре епископской. В это время на кафедру цареградскую призван был из Назианза св. Григорй богослов. Максим успел расположить к себе и сего св. мужа, так что Григорий принял его к себе в дом. Но Максим тайно строил свои ковы, замышляя удалить св. Григория из Константинополя и занять его епископскую кафедру. Когда прибыли туда египетские епископы, с полномочием от Петра александрийского , чтобы присутствовать на вселенском Соборе, Максим возбудил их против св. Григория, и созвав их в один дом, принял от них святотатственное рукоположение во епископа Цареграда. Но восставший на защиту православной Церкви народ изгнал Максима, и он снова бежал в Египет 16 . Против этого-то Максима составлено было определение на II вселенском Соборе: ни он сам, ни поставленные им в клир, не признаны ни в каких церковных степенях; все, сделанное им, или для него другими, объявлено ничтожным. Ибо собственное его поставление было святотатственным похищением сана и кафедры, и самый образ рукоположения противен всем правилам Церкви. 5. Относительно свитка западных: приемлем и сущих в Антиохии, исповедующих едино Божество Отца, и Сына, и Святого Духа. Незадолго до второго вселенского Собора, западные епископы, составив свой собор в Риме, изложили исповедание веры и отправили его на Восток, а папа Дамас послал еще от себя к Павлину, епископу антиохийскому, письменное обличение на все, волновавшие тогда Восток, ереси 17 . Эти послания были приняты и утверждены согласием восточных Отцев на Соборе антиохийском, который был в 378 году, за три года до II вселенского 18 . Отцы этого последнего Собора, в свою очередь, рассмотрев и послания западных (τομον δυτικων) и решения антиохийских Отцов, определили своим правилом принять в свое общение тех и других, и признать православными, как исповедавших единосущие св. Троицы 19 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

Титов А. А. Из «Книги бытия моего», епископа Порфирия Успенского , из писем его к разным лицам. Карасев. Епископ Порфирий Успенский (краткий очерк его жизни). Савва (Тихомиров) , архиепископ. Хроника моей жизни: в 9 т. – Сергиев Посад, 1897–1911. – Т. 2. – С. 381, 382; т. 3. – С. 203; т. 4. – С. 333, 344, 345, 358; т. 5. – С. 578, 759, 900; т. 6. – С. 72–77, 736–739, 849–850, 858. Дмитриев И. Д.. Московский Новоспасский монастырь в его прошлом и настоящем. – М., 1909. – С. 114–115. Бондырев М. П., врач. Замечательная кончина епископа Порфирия (Успенского) //Душеполезное чтение. – М., 1904, 4. – С. 685–688. Родосский А. С. Биографический словарь студентов первых XXVIII курсов Санкт-Петербургской духовной академии. 1814–1869 гг. – СПб., 1907. – С. 376–378. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. – Киев, 1913. – С. 1403. Толстой Ю. В. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872, 384. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 11, 491. Петров Л. Справочный богословский церковно-исторический словарь Петрова Л. – СПб., 1889. – С. 203. Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895 гг.). – СПб., 1896, 384. Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1898 года, епископа Арсения. – СПб., 1899. – С 865. Церковные вопросы в России, или русские духовные ведомости Браила. – 1896. – С. 115, 117. Письма митрополита Филарета Московского к высочайшим особам и разным другим лицам, собранные и изданные Саввою, архиепископом Тверским и Кашинским. – Тверь, 1888, ч. 1. – С. 84, прим. 1: ч. 2. – С. 160, прим. 2: С. 187, прим. 4 и 5; С. 188, прим. 1: С. 271, прим. 4. Историческая записка о деятельности императорского Московского археологического общества за 25 лет. – С. 167–171. Материалы для биографии епископа Порфирия (Успенского) : в 2 т./Издание императорской Академии наук, исполненное под ред. П. В. Безобразова на завещанные Академии епископом Порфирием средства. – СПб., 1910.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Лит.: Срезневский И. И. Славяно-рус. палеография XI-XIV вв. СПб., 1885; Петров А. К истории букваря//Рус. школа. 1894. 4. С. 18-21; Соболевский А. И. Славяно-рус. палеография. СПб., 1902; он же. Церковнослав. стихотворения IX-X вв. и их значение//Тр. XI Археол. съезда. М., 1902. Т. 2. С. 34, 35; Шляпкин И. А. Рус. палеография: По лекциям, чит. в Имп. С.-Петербургском Археологическом ин-те. СПб., 1913. С. 57; Лавров П. А. Палеографическое обозрение кирилловского письма//ЭСФ. 1914. Вып. 4; Карский Е. Ф. Слав. кирилловская палеография. Л., 1928. С. 195; Сперанский М. Н. Тайнопись в юго-славянских и рус. памятниках письма. Л., 1929. С. 74-75; Селищев А. М. Старослав. язык. М., 1951. Ч. 1. С. 45, 47; Черепнин Л. В. Рус. палеография. М., 1956. С. 154-156, 243-244, 248-249, 361-362, 365-366, 378-384; Тихомиров М. Н., Муравьёв А. В. Рус. палеография. М., 1966. С. 30; Демкова Н. С., Дробленкова Н. Ф. К изучению слав. азбучных стихов//ТОДРЛ. 1968. Т. 23. С. 27-61; Г. Mopфoлoruja натписа на Балкану. Београд, 1974. С. 21; Шицгал А.Г. Рус. типографский шрифт. М., 1974. С. 122-123; Загребин В. М. Заупокойные стихиры Азьбоуковне в серб. Требнике XIII в.//АрхПр. 1981. 3. С. 79; Б. Текстолошка састава и бpoja слова старословенске азбуке приема «Стихирима на и у српском препису//Там же. С. 110; Кобяк Н. А., Поздеева И. В. Славяно-рус. рукописи XV-XVI вв. Науч. б-ки МГУ. М., 1981. С. 143; Кобяк Н. А. Азбуки толковые в сборнике XVII в. собр. МГУ 1356//Из фонда редких книг и рукописей Науч. б-ки Моск. ун-та. М., 1987. С. 142-156; Истрин В. А. 1100 лет слав. азбуки. М., 19882. С. 159-176; Лурье Я. С., Григоренко А. Ю. Курицын Федор Васильевич//СККДР. Вып. 2. Ч. 1. С. 504-510; КМЕ. Т. 2. С. 573-575; Степанов Ю. С. Константы: Словарь рус. культуры: Опыт исслед. М., 1997. С. 421; Щепкин В. Н. Рус. палеография. М., 19993. С. 154; Зализняк А. А. Палеография берестяных грамот и их внестратиграфическое датирование// Янин В. Л., Зализняк А. А. Новгородские грамоты на бересте. М., 2000. Т. 10: Из раскопок 1990-1996 гг. С. 152-217.

http://pravenc.ru/text/2564562.html

За несколько дней до смерти Гоголь записал свою молитву: «Аще не будете малы, яко дети, не внидете в Царствие Небесное. Помилуй меня грешного, прости, Господи. Свяжи вновь сатану таинственною силою неисповедимого Креста». Вослед за Гоголем будем и мы молиться… Примечания Гоголь Н.В. Полн. собр. соч.: В 14 т. – М.;Л.: АН СССР, 1937–1952. – Т. 7. – С. 378. Далее ссылки на это издание приводятся в тексте с указанием тома и страницы. Гоголь Н.В. Собр. соч.: В 7 т. – М.: Худож. лит., 1986. – Т. 7. Письма. – С. 240. Далее ссылки на 7-й том данного издания приводятся в тексте с указанием страниц. Мочульский К.В. Духовный путь Гоголя//Мочульский К.В. Гоголь. Соловьёв. Достоевский. – М.: Республика, 1995. Мочульский К.В. Духовный путь Гоголя//Мочульский К.В. Гоголь. Соловьёв. Достоевский. – М.: Республика, 1995. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Оставьте комментарий Закрыть Закрыть 1. да уж не Тургеневу ... недавно прочел его " Стихотворения в прозе " . Какое высокомерное безверие, язычество и масонщина. Насколько он не понимает русского человека и духа, котором руководствуются Православные люди Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Байгужин все еще держит свой жуткий «бизнес»: убивает всех Версия причины пропажи подростков в Уфе — мнение эксперта В Сургуте киллер расстрелял мужчину на глазах всей его семьи Кто убил работников сельхозкооператива, найденных без ушей Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/analitika/2024/04/01/...

Однако и враг, похоже, переживал что-то подобное, ибо, построившись в боевой порядок, он ждал, готовясь отразить нашу атаку. Поскольку же ни одна из сторон не нападала, то сначала они, а затем и мы медленно стали двигаться в противоположных направлениях. Никто из нас не ускорял шаг, мы шли еле-еле, чтобы наше отступление не показалось бегством. Чего же ты голосишь [как баба], вскакиваешь по ночам в страхе, призываешь на помощь у городских ворот, крича, что варвары уже здесь – именно это-то мне о тебе и рассказывают – как мне прикажешь это сносить? Разве это не будет странным, если выяснится, что мой брат – трус? Что до меня, то я с первыми лучами солнца вскакиваю на коня, стараюсь проникнуть подальше и объехать побольше – смотрю, слушаю, стараюсь узнать все, что можно, об этих неуловимых. Они недостойны называться врагами, но – разбойниками, грабителями или еще каким-нибудь более презренным именем. Ибо они не способны выстоять в открытом бою, но нападают на запуганных [крестьян] и режут их, как жертвенный скот 377 , прежде чем ограбить. Ночами я вместе с юношами объезжаю [городской] холм, что позволяет спать женщинам, знающим, что их защитники бодрствуют. Мне сопутствуют солдаты изтагмы балагритов 378 . Прежде чем командование войсками не перешло к Кереалию 379 , они были конными лучниками, с началом же его власти кони были проданы, и они стали простыми лучниками; мне они отлично служат и пешими. А нужны мне лучники для охраны колодцев и реки, ибо внутри крепости воды нет. Иначе что мешало бы нам пировать под звуки флейт, пока не снимут осаду. Сейчас же нам нужно либо сражаться с врагом, либо умереть от жажды, а есть ли какая-нибудь более жалкая смерть? Так что, возможно, мы вынуждены быть мужественными необходимостью. Сохраняй мужество и ты, прикажи, чтобы тебе привели упряжку тех ненасытных коней, чью кормежку тебе вменили в качестве налога 380 . Конем небесполезно владеть всегда, а в нынешних обстоятельствах особенно: и вылазка, и разведка, и доставка срочных депеш дается куда быстрее и легче конному. Если же тебе нужны лучники, пошли за ними – и будут, ибо в бою я верю гребцам из Фикуса не больше, чем тем садовникам, что меня окружают. Я ищу не многих мужчин, но мужчин, достойных этого имени. Если таковые обретутся – да услышит меня Бог 381 , – им я поверю. Если же придется умереть здесь, что ж – философия полезна тем, что позволяет понять: в необходимости покинуть мешок с костями нет ничего страшного 382 . Хотя покинуть без жалости жену и ребенка... – за это я не могу поручиться. Как хотел бы я, чтобы философия возобладала и здесь! По не дай мне испытать этого, Господи, Спаситель мой и Освободитель! 31 (125). Брату 383

http://azbyka.ru/otechnik/Sinezij_Kirens...

В русской патрологической науке отсутствуют специальные монографии, посвященные эпистолярному наследию святителя Василия. Впрочем, во многих общих обзорных трудах по патрологии письма используются как источник для характеристики мировоззрения и личности Святителя. Некоторые из них содержат и классификацию писем 21 . Из специальных монографий о святителе Василии особо стоит отметить труды А.В. Горского 22 и архимандрита Порфирия (Успенского) 23 (у архимандрита Порфирия описанию писем Святителя посвящен специальный раздел). Более подробно переписка Архипастыря исследуется в, вероятно единственном до 1917 года, специальном труде: статье И. А. Чистовича «Письма святого Василия Великого » 24 . В этой небольшой работе автору удалось в основных чертах рассмотреть главные направления и характер переписки, причем им активно использованы и выдержки из писем. Специальное внимание анализу писем как источника по вопросам канонического права, церковного суда и состояния общества уделяется в статье «Деятельность пастырей Церкви IV века по отношению к общественной жизни», опубликованной без имени автора 25 . В качестве источника для изучения пастырской деятельности Святителя его переписка рассматривается в работе В. Георгиевского «Святитель Василий Великий как пастырь и учитель Церкви (преимущественно по его письмам)» 26 . В кандидатском сочинении выпускника Ленинградской Духовной Академии священника П. Дарманского «Письма святителя Василия Великого как источник сведений о его жизни и деятельности» (Л., 1956) содержатся серьезный анализ писем, их классификация и систематизация всех изложенных в них сведений о жизни, учении и личности Василия. О классификации писем Собрание писем Святителя (по Maran – Garnier) подразделяется на три большие группы: 1–43(46): письма, написанные между 357–370 годами, до его епископства; 44(48)-283(291): письма, написанные между 370–378 годами, относящиеся к периоду его епископского служения; 284 (292)–(365): письма, датировка которых затруднительна, поскольку отсутствуют какие-либо указания на время их составления, причем авторство Василия в ряде случаев сомнительно.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010