Но все письма представляют замечательное сходство по языку и по духу. Они отличаются сжатостью слога и полнотою мысли, в них много остроты и живости, без изысканности. Исидор следовал тому правилу, которое он изложил в одном письме: слог писем не должен быть чужд изящества, но без утонченности. Первое полезно, а второе не годится. Умеренное украшение достаточно и для пользы и для приятности 376 . Обличительные письма Исидора, кроме частых указаний в них на современность, доказывающих их подлинность, все сходны по тому смелому голосу истины, каким говорил, можно сказать, один Исидор Пелусиот . В письмах догматического содержания он везде верен Символу Никейскому; в письмах нравственного содержания, он свои наставления основывает на Священном Писании и всегда дает прямые убедительные советы. Письма Исидора до нас дошли не в первоначальном виде, что можно заключить уже из отсутствия приветствий в начале и конце писем. То, что касалось частных его отношений к известным лицам, могло быть исключено, а оставлены только мысли, назидательные для каждого читателя. В своих письмах Исидор является 1) как защитник христианской веры против Иудеев и язычников; 2) как истолкователь Священного Писания и 3) как учитель православной веры. Защищение христианской веры Знакомство с классическою литературою Греции способствовало Исидору бороться с язычниками при защищении Божественности христианской веры: «Ты Еллин, – писал Исидор к схоластику Касию, – и уважаешь писание Еллинов, и потому надобно состязаться с тобою тем же оружием» 377 . И Исидор превосходно пользуется этим оружием. Из нелепости и безнравственности мифологических сказаний Исидор выводит прямое заключение, что боги язычников не стоют никакого почтения 378 . Он разсказывает, к каким обманам прибегают язычники, чтобы придать вид высшего происхождения своим идолам. Так, один из Птоломеев, купив у художника статую Дианы, стал уверять, что она сошла с неба, а дабы сделавший её не обличил его во лжи, коварно погубил его. Злодеяние это сделалось всем известно 379 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kazanskij...

373, конец августа 122(127). К Евсевию, епископу Самосатскому 373, позднее лето 97(101). Утешительное 108(112). К военачальнику Андронику 373, сентябрь – октябрь 140(145). К Евсевию, епископу Самосатскому 373, осень 98(102). К сатальским гражданам 133(138). К Евсевию, епископу Самосатскому 134(139). К жителям Александрии 373, осень 135(140). К Антиохийской Церкви 110(114). К Кириаку, живущему в Тарсе 149(154). К Асхолию, епископу Фессалоникийскому 270(278). К Уалериану 373, конец года 136(141). К Евсевию, епископу Самосатскому 373 или 374 92(96). К Софронию, магистру 141(146). К Антиоху 142(147). К Авургию 143(148). К Траяну 144(149). К Траяну 80(84). К правителю области 132(137). К Антипатру 150(155). К Сорану 113(118). К Иовину, епископу Перры 151(156). К Евагрию, пресвитеру 373 или 374, зима 156(161). К Амфилохию, рукоположенному во епископа 374, начало года 131(136). К Евсевию, епископу Самосатскому 152(157). К Евсевию, епископу Самосатскому 157(162). К Евсевию, епископу Самосатскому 374, лето 125(130). К Феодоту, епископу Никопольскому 192(200). К Амфилохию, епископу Иконийскому 374, позднее лето – осень 161(168). К пресвитеру Антиоху, племяннику Евсевия Самосатского, сопровождающему его в изгнание 374,осень 174(181). К Отрию Мелитинскому 99(103). К жителям Саталы 158(163). К Иовину, комиту 159(164). К Асхолию, епископу Фессалоникийскому 160(165). К Сорану 177(184). К Евстафию, епископу Иммерийскому 179(186). К Антипатру, областному правителю 182(190). К Амфилохию, епископу Иконийскому 183(191). К одному из епископов 168(175). К Магниниану, комиту 187(195). К Евфронию, епископу Колонии Армянской 374 или 375 153(158). К Антиоху 154(159). К Евпатерию и к его дочери 180(188). К Амфилохию, о правилах 374 или 375, зима или начало 375 117(122). К Пимению, епископу в Саталах 175(182). К пресвитерам самосатским 374–378, после лета – осени 176(183). К правителям самосатским 211(219). К самосатскому клиру 375, начало года 124(129). К Мелетию, архиепископу Антиохийскому 190(198). К Евсевию, епископу Самосатскому

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

(Frut./Ekk. Р. 104) 3. В лето Господне 1099-е. (...) [Стоявшее близ Константинополя войско крестоносцев пополнилось новыми подкреплениями и выступило в сторону Никеи, взяв которую, передало ее, согласно договору, византийскому императору 758 .] Оттуда, продвигаясь по державе Константина (regnum Constantini) 759 , земле чрезвычайно обильной, они достигают Русского моря (mare Rusciae) 760 . Как явствует из письма, доставленного графом Робертом (Rpertus) 761 , Христос вел свое войско [по местам] с таким изобилием пропитания, что баран стоил монету (nummus), а бык – сикль (siclum) 762 . [Перипетии осады крестоносцами Антиохии 763 .] (Frut./Ekk. Р 150) 753 Буквальное заимствование из «Хроники» Сигеберта из Жамблу 25/1). Это сообщение было включено в «Хронику» Эккехардом при работе над редакцией III в 1113 г. 755 Сообщение происходит из текста Фрутольфа. Имя знаменитого маркграфа Саксонской северной марки из рода Штаденов Удона II названо по недоразумению вместо имени его значительно менее известного сына – Генриха I Высокого (или Длинного). Эккехард, редактируя текст Фрутольфа, исправил эту ошибку. Правильные сведения находим и у «Саксонского анналиста», детально знавшего родословие Штаденов-Удонов (см. 45/20 и соответствующий комментарий). 756 Киевского князя Всеволода Ярославича. Речь идет о втором браке его дочери Евпраксии, в Германии получившей династическое имя Адельхайды. О вероятных политических целях этого союза см: ДР. С. 373–378 [IV, 5.3]; Назаренко 2008. С. 15–67; о Евпраксии-Адельхайде в целом: Russ 2006. S. 481–518 (здесь прочая литература). 758 Алексею I Комнину, к началу правления которого (1081 г.) Византийская империя утратила всю Малую Азию, так что даже находившаяся на берегу Мраморного моря Никея была в руках сельджуков. Речь идет о событиях Первого крестового похода и взятии Никеи, которое имело место в июне 1097 г. Таким образом, весьма пространная статья 1099 г. в «Хронике» Эккехарда носит синоптический характер. 759 Вероятнее всего, так названы земли, исторически принадлежавшие Византийской империи, создателем которой автор считает римского императора Константина Великого – как основателя Константинополя, византийской столицы. В связи с затруднениями при истолковании топонима «Русское море» (см. следующее примеч.) высказывалось также предположение, что Константин в данном случае – это армянский правитель Киликийской Армении.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По свидетельству Оптата, в 1-й книге П. рассуждал об одном из главных вопросов, разделявших раскольников и кафолическую Церковь, о действительности крещения, сравнивал крещение с потопом и обрезанием ( Optat. Contr. Parmen. I 5. 3) и в целом часто ссылался на ВЗ. Во 2-й книге П. затрагивал тему единства Церкви. Он исключал из Церкви еретиков и раскольников, причисляя к последним и кафоликов. П. утверждал, что истинная Церковь сохраняется только у донатистов, кафолики же восстают на нее, подобно тому как Ианний и Иамврий противились Моисею (Ibid. VII 5. 1, ср.: 2 Тим 3. 8). Указывая на существование донатистской общины в Риме, П. пытался доказать широкое распространение донатизма (Ibid. II 4. 1-5). Следующие 2 книги сочинения П. носили преимущественно исторический характер: 3-я книга повествовала о зарождении раскола и гонениях имп. Диоклетиана , а 4-я рассказывала о событиях сер. IV в., о миссии в 347 г. гос. чиновников Павла и Макария и о последующем изгнании донатистов. П. обвинял кафоликов в том, что во время гонения нек-рые клирики выдали языческим властям по их требованию книги Свящ. Писания, чего делать не должны были, и доказывал, что через этот грех кафолики отпали от истинной Церкви. Кроме того, П. утверждал, что кафолики усугубили свой грех сотрудничеством с гос. властью и повинны во мн. актах насилия властей по отношению к донатистам. В 5-й книге П. приводил в доказательство своих слов цитаты из Свящ. Писания (преимущественно из ВЗ), а в комментариях стремился показать, что кафолики - грешники, подлежащие наказанию (Ibid. IV 7-9; VII 4). «Послание к грамматику Тихонию» (Epistula ad Tyconium) написано ок. 378 г. по поводу учения о Церкви известного донатиста Тихония , к-рый говорил, в частности, о вселенском распространении Церкви, о ее святости, а также о том, что в Церкви кроме праведников могут находиться и грешники, терпимые до Страшного Суда, в чем приближался к учению кафолической Церкви. Послание П. не сохранилось, его содержание известно из опровержения блж. Августина, к-рый в 400 г. написал соч. «Против письма Пармениана» (Contra epismulam Parmeniani) в 3 книгах. На основании труда блж. Августина можно заключить, что П. в послании затрагивал ряд тем: опровержение учения о вселенском характере Церкви ( Aug. Contr. ep. Parmen. I 1-3. 4), история раскола, призванная доказать, что донатизм был несправедливо осужден при имп. Константине I Великом и подвергся преследованиям при его преемниках (Ibid. I 3. 5 - 14. 21), учение о пребывании грешников в Церкви (Ibid. II 1-19) и о крещении (Ibid. II 20-37). В заключение П. призывал Тихония возвратиться к учению донатистов. Этого не произошло, и в 380 г. на соборе донатистов П. отлучил Тихония, к-рый позже основал собственную общину.

http://pravenc.ru/text/2579051.html

Пошла я домой с обидой, а кого винить не знаю, а вкусивши сладкого, не хочется горького. Еще раз благодарим Вас. Простите и помолитесь. Мария Ст[епановна]. Ольга В[асильевна] Г[лушкова]. Д. 21. Л. 10–10 об. Подлинник. Автограф. 3. Около 28 февраля 1957 г. Владыко святый, благословите. Как наш приезд, не причинил Вам вреда? Если все спокойно, то слава Богу, уж простите Бога ради, у меня Владыко два дня было попразднество от Вашего уголка, и я благодарила Бога за поездку, но беспокоилась за Вас. Встретилась с Лидой Гаврил[овой] 376 , в одном доме сбирались мы, и она пришла, и мы спели вечерню по-Маросейски, под ее управлением, так хорошо, чудный регент, нас было 10 человек, молитвенно, стройно, давно так не было, все остались очень благодарны хозяйке дома. Помолитесь, Владыко, чтобы мне постом больше заниматься с Триодиею, а не с кухней, еще раз простите и благословите. Мар[ия] Ст[епановна]. Д. 21. Л. 111. Подлинник. Автограф. 4. Не позднее 6 февраля 1958 г. Владыко святый, приношу Вам глубокую сердечную благодарность за молитвенную память о мне. Взаимно и я Вас поздравляю, с прошедшими св[ятыми] днями, как все хорошо, и благолепно совершается в храмах Божиих, но и грустно, невозможная теснота, шум, недовольство между молящимися, и поэтому плохая слышимость богослужения. У меня, Владыко святый, эти праздники радостно шли. О. Борис 377 прислал весточку, потом Вы, и пошла к одной девушке, и туда приехал новый владыка – Пимен 378 , получила благословение, Господь незаслуженно послал мне такую радость в наступающем году. Прошу Ваших святых молитв и благословения, простите. Мария Ст[епановна]. Д. 29. Л. 127. Подлинник. Автограф. 5. Не позднее 18 апреля 1958 г. (вместе с О. В. Глушковой) Христос Воскресе! Владыка Святый, сердечно Вас поздравляем с праздником Светлого Христова Воскресения и желаем здоровья и сил после трудов постных. Вспоминая Ваш молитвенный уголок и сравнивая нашу жизнь (подобен Египте 379 ), надо бы плакать в эти дни. Но Церковь призывает веселиться. И нам не с чем встретить Воскресшего Господа. В храмах давка, и молитва трудна.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Но вчера я вдруг прямо вслух обратилась к нему: «Отец Иоанн, прости меня за такую неважную просьбу, но разреши мою проблему, не лежит душа моя брать в долг! Помоги!» Утром я пошла, как обычно, на работу. Руководитель зашел к нам и сообщил, что генеральный выдает нам премию. Ровно ту сумму, которой мне не хватало!!! Надо заметить, что такое у нас в компании не практикуется. И для нас это было, мягко говоря, шоком! Слава Господу Богу! Благодарю Господа, что услышал молитвы угодника и служителя Своего архимандрита Ионна! Страницы 372 – 378 Дмитрий, 35 лет: — С батюшкой лично при его жизни знаком не был. После чтения о батюшке и просмотра фильмов о нём недавно начал ему молиться. Не так давно, три недели назад, батюшка приснился. Это было как в школьном классе: батюшка сидел на месте учителя, а я рядом с его столом на стуле. А перед нами сидели как ученики или как люди на собрании, которым руководил батюшка Иоанн и другие священники, которых я не знаю. Батюшка Иоанн все хотел меня как-то пожалеть, погладить по голове, но почему-то не мог. Тогда он сказал, что мне надо прочитать страницы 372 – 378 и ещё что-то, но я, к сожалению, не запомнил. После этого я проснулся с необычным чувством, что это было на самом деле. Сразу взял книгу «Письма архимандрита Иоанна (Крестьянкина)», которую читала жена, но которую я сам ещё не читал и не знал, сколько в ней страниц. Найдя страницы 372 – 378 из сна, получил ответы на вопросы, которые для меня давно уже были важными и неразрешимыми. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) подписывает свою книгу писем «А кто такой Иоанн Крестьянкин?» Дарья Орлова: Когда я осознала, что у меня не только ИНН, но и загранпаспорт с биометрическими данными, меня накрыла паника. Появлялись даже мысли о самоубийстве — Еще до моего воцерковления я пыталась найти информацию о Православии. Так как источником информации стал интернет, то читала я чуть ли не всё подряд без особого разбора. Периодически попадала на разные сомнительные сайты. Стали попадаться сайты про ИНН, штрих-коды и т.д. А когда пришло осознание, что у меня не только ИНН, но и еще загранпаспорт с биометрическими данными, меня накрыла паника. Мое состояние в тот момент сложно было описать словами. И я взмолилась Богу, просила дать мне знак: есть ли еще для меня шанс на спасение или для меня все кончено? Появлялись даже мысли о самоубийстве.

http://pravoslavie.ru/144457.html

Письма и послания Св. Василий вел обширную переписку. В издании Миня опубликовано 365 писем (по числу дней года), из которых некоторые не принадлежат св. Василию или являются чьими-либо ответами на его письма; в русском переводе – 336 писем. Коллекция делится на три части: письма св. Василия до его епископства (357–370), письма периода его епископства (370–378) и письма, дату которых определить трудно. Среди адресатов св. Василия – епископы и хорепископы, монахи и монахини, священники и клирики, риторы и философы, правители и чиновники, друзья и близкие. Письма дают богатейший материал о жизни и характере самого Василия, о ситуации на православном Востоке в его эпоху. Дать классификацию писем по содержанию очень трудно. Й. Куастен выделяет несколько групп: дружеские (например, св. Григорию Богослову ), письма-рекомендации (в том числе Ливанию), утешительные письма (например, к вдове Иулитте), канонические послания (наиболее известны три, адресованные св. Амфилохию Иконийскому ), морально-аскетические (в особенности, к монахам), догматические (к епископам), литургические (например, послание к Кесарии о ежедневном причащении), исторические (например, к неокесарийской пастве, 196 по русскому изданию) и др. (Quasten, р. 221–226). Послание к Евстафию, первому врачу, о Святой Троице 181 в рус. пер), по всей видимости, принадлежит св. Григорию Нисскому (Quasten, р. 225). Литургия св. Василия Великого Священное Предание Православного Востока усваивает св. Василию составление Литургии, совершаемой в настоящее время 10 раз в год – в воскресные дни Великого поста, в Великий Четверг и Великую Субботу, в навечерия Рождества Христова и Богоявления, a также в день памяти св. Василия (1 января ст. ст.). На Православном Востоке каждое литургическое последование носит имя какого-либо святителя или апостола, но это далеко не всегда означает, что святитель или апостол собственноручно написал Литургию. Однако в отношении Литургии св. Василия Великого (речь идет, собственно, об анафоре, a не о полном чинопоследовании, которое приобрело свой окончательный вид гораздо позже) дело обстоит несколько иначе.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

30 Подлинный список этого деяния хранится в Москов. Синодальной библиотеке за 198 в греческом тексте оно напечатано Иерусал. патр. Досифеем в Tom. ¤ ; в славянском переводе в «Скрижали», изд. при патр. Никоне. С. 11–32 и в русском — в Труд. Киев. Дух. Акад. 1865. 3. 238–245 31 Все эти письма патр. Мелетия в русском переводе напечатаны в книге Малышевского «Александр. патр. Мелетий Пигас». 2. 5–13 А в подлинном тексте первые четыре письма напечатаны Сафою в приложении к его известной книге о патриархе Иеремии. 2. С. 92 и след. 32 Древн. вивлиоф. 12. 363 Это же повторяет и патриарх Иов в своем духовном завещании, говоря: «Истинного благочестия ревнитель, христолюбивый и великий князь Федор Иванович всея Русии, осеняем благодатию Пресв. Духа, желанием и любовию побежаем... како бы украсити превысочайший престол великой Российской Церкви патриаршеским достоинством, полагает совет с супругою своею... Ириною, и возвещают царскую свою мысль ближайшему своему приятелю, и истинному доброхоту, и правителю Русской земли Борису Федоровичу. Он же, слышав совет благ от уст самодержавных, вельми возрадовася душою... и возвещает благое хотение и веру христолюбивого царя святейшему Вселенскому патриарху кир Иеремию». Собр. госуд. грам. 2. 82. С. 180 33 Царица Ирина, принимая у себя патриарха Иеремию, ясно высказала ему, что желание иметь своего патриарха возникало и у прежних русских государей, но только им не представлялось для осуществления его таких благоприятных, как теперь, обстоятельств. «Великое благодарение приношу тебе, святейший и Вселенский патриарх, старейший между патриархами,— говорила царица,— за твой многотрудный подвиг, какой подъял ты, путешествуя из отдаленной страны в нашу державу, чтобы и нам даровать безграничную радость видеть священную главу твою, уважаемую во всем мире... Пришествие твое принесло нашей Церкви величайшее украшение, так как со степени митрополии она возведена теперь на степень патриаршества, и изумительно умножило блеск царства нашего между всеми другими. Этого пламенно желали прежние наши государи, блаженной памяти, но не сподобились видеть исполнения своих благочестивых желаний. И вот ныне всемогущий Бог привел тебя к нам для этой цели...» (Арсен. Елассон. Iter in Moscow. у Старчев. 2. 378

http://sedmitza.ru/lib/text/436152/

65. Воссоздание Хомякова: [Рец. на: Хомяковский сборник. Том I. – Томск: Водолей, 1998. – 352 с.]//Русский Журнал/Книга на завтра: 66. Монахиня Игнатия (Петровская). Старчество на Руси/Подготовка текста, публикация и примечания А.Л. Беглова//Альфа и Омега. 1998. 3(17). – С. 118–151; 1998. 4(18). – С. 147–177. 67. Архиепископ Варфоломей (Ремов). Из духовного наследия: [Жизненный путь архиепископа Варфоломея; в 4-ю годовщину по кончине старца схиигумена Германа]/Подготовка текста, публикация, вступительная статья и примечания А.Л. Беглова//Альфа и Омега. 1998. 4(18). – С. 119–133.   1997 68. Схиархимандрит Игнатий (Лебедев). Письма из заключения/Подготовка текста, публикация, вступительная статья и примечания А.Л. Беглова//Альфа и Омега. 1997. 1(12). – С. 90–133.   1996 69. Иосиф Бродский: монотония поэтической речи: (на материале 4-стопного ямба)//Philologica. 1996. Vol. 3. 5/7. – С. 109–123. 70. Монахиня Игнатия (Петровская). Высоко-Петровский монастырь в 20–30-е годы/Подготовка текста, публикация, вступительная заметка и примечания А. Л. Беглова//Альфа и Омега. 1996. 1(8). – С. 114–135. 71. Монахиня Игнатия (Петровская). Слово о старчестве/Подготовка текста, публикация, вступительная заметка и примечания А.Л. Беглова//Альфа и Омега. 1996. 2/3 (9/10). – С. 165–208. 72. Архиепископ Варфоломей (Ремов). Письма и автобиография/Подготовка текста, публикация, вступительная заметка и примечания А.Л. Беглова//Альфа и Омега. 1996. 2/3 (9/10). – С. 353–378.   1995 73. Ненаписанная рецензия А.И. Ромма на книгу М.М. Бахтина и В.Н. Волошинова «Марксизм и философия языка»/Подготовка текста, публикация, вступительная заметка и примечания А.Л. Беглова и Н.Л. Васильева//Philologica. 1995. Vol. 2. 3/4. – С. 199–216.   Вспоминаем доклад Алексея Львовича Беглова, посвященного месту старческого руководства в духовной традиции Русской Церкви. Русское старчество синодального периода, помимо руководства духовной жизнью, утешало многих скорбящих, поддерживало споткнувшихся, компенсировало недостатки церковной жизни, которые были обусловлены исторической ситуацией.

http://bogoslov.ru/person/263228

Президиум Московского областного суда своим постановлением 1402 от 14.08.1959 г. полностью реабилитировал Александра Васильевича в связи с отсутствием в его действиях состава преступления 400 . Василий Григорьевич Дружинин был ярким представителем минувшей эпохи крупных ученых, оставивших непревзойденные в своей отрасли научные труды. Хочется надеяться, что одно из учреждений Российской академии наук подготовит и выпустит издание, достойно оценивающее его вклад в отечественную науку. 372 Академик С.Ф. Платонов. Переписка с историками. Письма С.Ф. Платонова (1883–1930). Т. 1. М., 2003. 375 Перченок Ф. Ф. Академия наук на «великом переломе». Звенья. Исторический альманах. Вып. 1. М., 1991. 377 Перченок Ф. Ф. Академия наук на «великом переломе». Звенья. Исторический альманах. Вып. 1. М., 1991. 378 Академическое дело 1929–1931 гг. Вып. 2 (2). Дело по обвинению академика Е. В. Тарле. СПб., 1998. 379 Покаяние академика Платонова (публикация и предисловие В. С. Брачева и С.В. Чернова). Санкт-Петербургская панорама. 1993. 5. С. 17. 380 Академик С.Ф. Платонов. Переписка с историками. Письма С.Ф. Платонова (1883–1930). Т.1 М., 2003. 381 Академическое дело 1929–1931 гг. Вып. 1. Дело по обвинению академика С.Ф. Платонова. СПб., 1993.С. 177 382 Постановление тройки ОГПУ ЛВО от 19.02.1931 г. Архив УФСБ РФ по СПб и обл., ф. арх.-след. дел, д. П-82333. 383 Выписка из протокола заседания коллегии ОГПУ от 23.05. 1932 г. Архив УФСБ РФ по СПб и обл., ф. арх.-след. дел, д. П-82333. 385 В последующем тексте сведения о последних месяцах жизни, кончине и захоронении В.Г. Дружинина , а также сведения о его сыне А.В. Дружинине (не подтверждаемые ссылками на документы) получены мной от М. А. Коростылевой. Читать далее Источник: Памяти Василия Григорьевича Дружинина, (1859-1936) : материалы научных чтений, 10 августа 2010 г./Российская акад. наук, Б-ка Российской акад. наук ; [отв. ред. И.М. Беляева]. - Санкт-Петербург : БАН, 2010. - 184 с. ISBN 978-5-336-00114-3 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Druzhi...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010