Ad eundem Х83, см. 4148/1 Ad Aristolaum tribunum 59 (лат.) 323–324 Ad eundem 60 (лат.) 323–326 Ad Iohannem Antiochenum 61 (лат.) 325–328 Ad eundem 62 (лат.) 327–328 Х84, см. 4148/1 Ad eundem Ad Maximum, Iohannem, Thalassium presb. et archimandritas 64 (лат.) 327–330 Ad Mosaeum episcopum Aradi et Antaradi 65 (лат.) 329–330 Iohannis Antiocheni ad Cyrillum 66 (лат.) 329–332 Ad eundem et synodum Antiochenum 332–337 Х38, см. 5000/1 Т. 1. С. 581–583; Т. 3. С. 372–373 Ad Acacium Melitenum 68 (лат.) 337–338 Т. 3. С. 354, 501–502 (fr.) Ad eundem 337–340 Х85, см. 4148/1 Т. 3. С. 373 (fr.), 484–485 Ad Lampronem presb. Alexan drinum Х86, см. 4148/1 Т.3. С. 353, 501 (fr.) Ad Theodosium imperatorem 71 (лат.) 341–344 Т. 3. С. 374 (fr.) Ad Proclum Constantinopolitanum 344–345 Х87, см. 4148/1 Т. 3. С. 375–376(fr.), 485–486 Rabbulae Edesseni ad Cyrillum (fragmenta) 73 (лат.) 347–348 ==6494 Т. 3. С. 355–356, 502 (fr.) Ad Rabbulam Edessenum 74 (лат.) 347–348 Т. 3. С. 354 Attici Constantinopolitani ad Cyrillum 348–352 ==5652 Ad Atticum Constantinopolitanum 352–360 Х88, см. 4148/1 Ad Domnum episcopum Antiochiae 360–361 Х63, см. 5000/3 Т. 3. С. 122–123 Epistula canonica ad Domnum 361–364 Ad episcopos qui sunt in Libya et Pentapoli 364–365 Ad Optimum episcopum 365–372 Ad monachos in Phua constitos (fragmenta) 372–373 X64, cm. 5000/4 Т. 3. С. 525–526 Ad Amphilochium episcopum Sidae X89, cm. 4148/1 Ad Calosyrium 76,1065–1077 Ad Euoptium episcopum Ptolemaidis 76, 385–388 X48, cm. 5000/1 Т. 1. С. 445–446 Ad Carthaginiense concilium 376–377 Ad Euoptium episcopum Ptolemaidis 86 (лат.) 377–384 87 (лат.) 385–390 ==5242 Hypatiae ad Cyrillum 88 (лат.) 389–390; 84, 848 Epistula ad Iohannem Antioche­num X55, cm. 5000/1 Epistula ad eundem X56, cm. 5000/1 Epistula ad eundem pro Theodoro (лат.) T. 3. С. 371 Epistula ad Acacium Beroeensem X54, cm. 5000/1 Epistula ad Maximianum Constantinopolitanum X58, cm. 5000/1 84, 826 Libellus Cyrilli et Memnonis Ephesini ad consilium Ephesinum X26, cm. 5000/1 T. 1. C. 306–307

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/bi...

273 И именно армян главным образом обличают: 1) Как феопасхитов, основываясь на употребляемом ими прибавлении в Трисвятой песни распныйся за ны или пострадавый за нас. Но армяне отвечают, что, употребляя эти прибавление только в Великий Пяток и по прочим пяткам, также в праздники крестопоклонные, они относят в сем случае всю Трисвятую песнь к единому Христу, воплощенному Слову, и что потому-то они и изменяют это прибавление, судя по различию праздников; например, в праздник Рождества Христова поют: Святый Боже, Святый крепкий, Святый бессмертный, явивыйся нам, помилуй нас, в Великую Субботу: погревшийся за ны, в день Воскресения и Господские праздники: воскресый из мертвых, в день Вознесения: вознесыйся со славою ко Отцу, в день Успения Богородицы: пришедый ко преставлению Матери твоея и Девы и проч. Равно как относят иногда всю Трисвятую песнь к одному Святому Духу, воспевая ее, например, в день Пятидесятницы с прибавлением: пришедый и опочивый на Апостолах (в том же Исповед. Армян. Церкви. С. 73–75 (45)). 2) Как монофелитов. Но и это совершенно несправедливо, как прекрасно доказал знаменитый Армянский патриарх Нерсес Клаенский (ок. 1170 г.) в послании к греческому императору Мануилу, и заблуждение монофелитов армяне прямо называют гнусною ересию (там же. С. 11 (45)). 3) Как иконоборцев. Но редко у кого можно находить столько икон, сколько в церквах и жилищах армянских, где воздается иконам полное подобающее чествование поклонением, лобызанием, возжжением пред ними свечей и курением фимиама. Не упоминаем о некоторых других менее важных заблуждениях в вере, в которых также укоряют армян издревле. В обрядности Церковь Армянская, при большом сходстве с православною, имеет и свои особенности... 274 Имена армянских католикосов, бывших в рассматриваемый нами период времени, суть следующие: 1. Святой Григорий просветитель Армении 302–332 2. Аристакес 332–339 3. Вартанес 340–355 4. Усик 356–361 5. Барсег 362–364 6. Нерсес I 364–383 7. Саак 384–385 8. Завен 385–386 9. Астаракес 387–389 10. Исаак I 390–440 11. Иосиф I 441–452 12. Мелите 452–457 13. Моисей I 457–464 14. Гют 465–474 15. Христофор 475–479 16. Иоанн I Мандакуни 480–486 17. Бабкен 487–491 18. Самуил 492–501 19. Муше 502–509 20. Исаак II 510–515 21. Христофор II 515–521 22. Леонтий 521–523 23. Нерсес II 524–532 24. Иоанн II 533–550 25. Моисей II 551–593 26. Авраам I 594–616 27. Комитас 617–624 28. Христофор III 625–628 29. Езр 628–639 30 Нерсес 640–660 31. Анастасий 661–666 32. Израиль 667–676 33. Исаак III 677–702 34. Илия 703–717 35. Иоанн III 718–728 36. Давид I 729–740 37. Тиридат I 741–763 38. Тиридат II 764–766 39. Сион 767–774 40. Исаия 775–787 41. Стефан 788–790 42. Иоанн IV 790 43. Соломон 791 44. Георгий I 792–794 45. Иосиф II 795–805 46. Давид II 806–832 47. Иоанн V 833–854 48. Захарий I 855–875

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

330 Преподобные Варсонофий Великий и Иоанн пророк. Руководство к духовной жизни, в ответах на вопрошения учеников. Ответ 111. М., 1994. С. 94–95. 331 Преподобный Исихий. Слово о трезвении. Гл. 1, 3, 5//Добротолюбие. М.: Сретенский монастырь, 2001. Т. 1 . Ч. 2. С. 256–257. 332 Преподобный Никифор монашествующий. Слово о трезвении и хранении сердца//Добротолюбие. М.: Сретенский монастырь, 2001. Т. 1. Ч. 2. С. 320–332; Преподобный Симеон Новый Богослов . О третьем образе внимания//Добротолюбие. М.: Сретенский монастырь, 2001. Т. 1. Ч. 1. С. 160–167. 333 Преподобный Иоанн, игумен Синайской горы. Лествица. Слово 28. Гл. 45. Сергиев Посад, 1908. С. 239. 336 Преподобный Иоанн, игумен Синайской горы. Лествица. Слово 28. Гл. 51. Сергиев Посад, 1908. С. 240. 347 Преподобный Иоанн, игумен Синайской горы. Лествица. Слово 7. Гл. 64. Сергиев Посад, 1908. С. 86. 350 Преподобный Нил Постник. О молитве. Гл. 61//Добротолюбие. М.: Сретенский монастырь, 2001. Т. 2. Ч. 4. С. 736. 351 Преподобный Никифор монашествующий. Слово о трезвении и хранении сердца//Добротолюбие. М.: Сретенский монастырь, 2001. Т. 1. Ч. 2. С. 330–332. 352 Каллист патриарх и Игнатий Ксанфопулы. Наставление безмолвствующим, в сотне глав. Гл. 19, 45//Добротолюбие. М.: Сретенский монастырь, 2001. Т. 1. Ч. 2. С. 388–389, 422–423. 354 Каллист патриарх и Игнатий Ксанфопулы. Наставление безмолвствующим, в сотне глав. Гл. 53//Добротолюбие. М.: Сретенский монастырь, 2001. Т. 1. Ч. 2. С. 433. 356 Каллист патриарх и Игнатий Ксанфопулы. Наставление безмолвствующим, в сотне глав. Гл. 24//Добротолюбие. М.: Сретенский монастырь, 2001. Т. 1. Ч. 2. С. 392. 357 Заглавие 24-й главы «Наставления безмолвствующим» святых Каллиста патриарха и Игнатия Ксанфопулов. 358 Каллист патриарх и Игнатий Ксанфопулы. Наставление безмолвствующим, в сотне глав. Гл. 14//Добротолюбие. М.: Сретенский монастырь, 2001. Т. 1. Ч. 2. С. 368–369. 362 Преподобный Иоанн Карпафийский. Утешительные главы. Гл. 52//Добротолюбие. М.: Сретенский монастырь, 2001. Т. 2. Ч. 4. С. 276.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

Видимо, здесь уместны слова апостола Павла, что «закон положен не для праведника» ( 1Тим.1:9 ). Крепкая вера в благодатную Божию помощь творила чудеса. «Верил он, что Бог благ, – а потому неужели не исполнит молитвы... И отец Иоанн шел к Богу прямо и смело, как бы настойчиво требуя, не отходя от Него, пока не получит просимого. В его молитве чувствовалась мысль: «Ты создал все, от последней былинки до меня. Все в Твоей власти. Как же Ты не услышишь, не поможешь во всем, о чем я тебя прошу? Так дай, так исполни! Не отойду, пока не получу. Не перестану громко вопиять пред Тобой, как жена хананейская. Не выпущу из рук моих ризы Твоей, пока просимого не получу. Откажешь – не отойду. Оттолкнешь – подойду опять. Не устану вопить. Исполни, потому что мой молитвенный стук к Тебе не умолкнет» (251, с.52). И Господь исполнял молитву Своего избранника. «Младенцы Павел и Ольга, – говорит отец Иоанн, – по беспредельному милосердию Владыки и по молитве моего непотребства исцелились от одержавшего их духа немощи... У Павла – малютки немощь разрешилась сном, малютка Ольга получила спокойствие духа, и личико из темного сделалось ясным. Девять раз ходил я молиться с дерзновенным упованием, надеясь, что упование не посрамит, что толкущему отверзется, что хоть за неотступность даст мне Владыка просимое; что если неправедный судья удовлетворил, наконец, утруждавшую его женщину, то тем более Судья всех, Праведнейший, удовлетворит мою грешную молитву о невинных детях, что Он призрит на труд мой, на ходьбу мою, на молитвенные слова и коленопреклонения мои, на дерзновение мое, на упование мое. Так и сделал Владыка: не посрамил меня, грешника. Прихожу в десятый раз – младенцы здоровы» (332, с.302). «Вера, – говорит отец Иоанн, – величайшее благо в земной жизни. Она соединяет человека с Богом и в Нем делает его сильным и победоносным» (332, с.66). Она и самого отца Иоанна сделала великим светильником Православия. Кронштадтский пастырь воскресил для современников чудеса и подвиги святых, о которых они привыкли лишь читать в агиографической литературе.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Св. Епифаний, говоря об Аполлинарии, называет его „γρων " и „πρεσβτης» 54 ; так как Епифаний свои книги против ересей, по его собственному указанию 55 , начал в одиннадцатом году царствования Валентиниана и Валента, т.е. в 374-м 56 и ересь 66, 20 составил в средине 376 года 57 , то, судя по прежнему ходу его дела, 77-ю ересь, в которой идет речь об Аполлинарии, он должен был написать в конце 376 года 58 , каковой год и будет тем временем, когда Аполлинарий находился уже в старческом возрасте. Если положить 70-ть лет числом, соответствующим этому общему обозначению возраста, то истекающее первое десятилетие века должно быть временем рождения Аполлинария, причем он оказывается несколько моложе св. Афанасия 59 . К этому же сводится столь же общее, как и у Епифания, указание Созомена . Разсказывая о столкновении Аполлинария и его отца с Феодотом, епископом Лаодикии, Созомен добавляет, что в это время Аполлинарий был еще „в юношеских летах» и пользовался уроками софиста Епифания 60 . Эпизод этот падает на 330–332 гг., так как после 332 года и во всяком случае пред 335-м годом кафедру Лаодикии занял Георгий 61 . Аполлинарий в это время проходил уже должность чтеца в Лаодикийской церкви: имея в виду, что св. Василий достиг этого чина в 26–28 годах 62 своей жизни, Григорий Нисский – около 360 года, следовательно, тоже 25–27 лет 63 , и принимая тот же возраст для Аполлинария, мы получаем год его рождения в 305–310 гг. Отец Аполлинария, носивший тоже самое имя, не был постоянным жителем Лаодикии. Он происходил из Александрии и ранее своего переселения в Лаодикию преподавал грамматику в финикийском городе Берите 64 . По обычаю риторов, редко учивших в том городе, в котором они рождены 65 , и Аполлинарий-отец покинул Александрию, чтобы найти себе школу в Берите. Бытъ может, к Бериту его влекла и та слава, какою пользовался этот приморский город в кружках риторских. Риторская школа в Берите владела тем преимуществом, что она вместе с диалектическим образованием давала еще юридическую подготовку, с целью ознакомить своих слушателей с состоянием римской юриспруденции и сделать их способными адвокатами 66 .

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

Воплощение Сына Божия воспоминается и в антифонах. Антифонное пение священных текстов из книг Ветхого и Нового Заветов имеет глубокий смысл. «Древние пророки, пророчествовавшие о Спасителе, и апостолы, и святые песнописцы церковные, – говорит кронштадтский пастырь, – как бы становятся в храмах наших вместе и соотвечают друг другу, одни пророчествуя, другие указуя на исполнение пророчеств или вообще попеременно воспевая» (337, с.225). Не случайно для антифонного пения избраны именно псалмы Давидовы. «Они – превосходное руководство к молитве и прославлению Бога; ...они – вещания Духа Святого...», помогающие нам «исполняться... Духом Святым; ...они служат подтверждением истины нашей веры, содержа многие пророчества о ...Господе Иисусе Христе, сбывшиеся на Нем» (337, с.177). В первом антифоне выражается чувство благодарности к Господу за Его беспредельную любовь к человеку. «Благослови, душе моя, Господа и вся внутренняя моя имя святое Его; благослови, душе моя, Господа и не забывай всех воздаяний Его». Каковы же воздаяния Божии человеку? – «Господь – бытие мое, – говорит святой праведник, – Господь – избавление от вечной смерти; Господь – вечный живот мой; Господь – очищение и избавление от множества прегрешений и освящение мое; Господь – сила в немощи моей, пространство в тесноте моей, упование в малодушии и унынии моем; Господь – животворящий огонь в хладности моей; Господь – свет во тьме моей, мир в смятении моем; Господь – Заступник в искушениях моих. Он – мышление мое, желание мое, деятельность моя; Он – свет души и тела, пища, питье, одеяние мое, щит мой, оружие мое. Все для меня Господь. Душа моя, люби и благодари непрестанно Господа!» (332, с.383–384). Чувство благодарности усиливается в человеке, когда он осознает, что Господь – его единственное упование. Эта мысль очень ясно изложена в словах второго антифона «Не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в нихже несть спасения... блажен емуже Бог Иаковль Помощник его»... Христианин! «Отовсюду тесно тебе на земле, – говорит отец Иоанн, – все изменяет тебе: родственники, друзья, знакомые, богатство, чувственные удовольствия, твое тело, изменяют все стихии: земля, вода, огонь, воздух, свет, – прилепись же к единому Богу, «у Которого нет изменения и ни тени перемены» ( Иак.1:17 ), Который един есть Любовь» (332, с.316).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

βαλσαμουργα, Bereitung von Balsam: EustrTheotok 48 s.v. νρδος (And. Cret.).– L. βαλσαμοφρος Balsam tragend: χωρον GSync 358,12.– KumN, Stam. βαλσαμν, Garten mit Balsamsträuchern: SynaxCpl 104,48; 107,9. LascEp 115,1; App. III 2,33 (Blemm.).– L, Stam, (S. PLP). βλτα, (slav. blato) Sumpf: LeoTact I 282,3087. ALavra 14,13.17 (a.1008). AIv 52,271 (a.1104). Kekaum 172,27. AXer 9 А 26; В 39 (са.1270–74). Solov VIII 80 (а.1346). DelAn II 341,5.19; 347,10.12; 454,19.– Kr + XIII 297. βλτεον, τ (lat. balteum) Gürtel: LydMag 104,16. CodAstr VII 127,27 – βλτιον LSSup, DGE. βαλτηρς sumpfig: AIv 56,175 (a.1152), τν βαλτρν (sic) ακα Petit Notre 41,11 (a.1152).–HL -ερς. βαλτδιον, τ (lat. balteum) Gürtel: DeCerV 1134,4.12; -ιν II 41,9.14. -ιν OikList 95,17 (Philoth.).–L. βαλτζω sumpfig sein: -ζουσα λοστρα AIv 10,50 (a.996); id.29,60 (a.1047).– HL. βλτον, τ (slav. blato) Sumpf: LudwAnek 194,8. MM IV 386 (a.1267). ALavra 75,1.35 (a.1284); 101,22 (a.1306?). AChil 39,45.67 (a. 1318); 51,35 (a.1308, cf.DöReg 2624). DelAn II 307,15; 381,9.–Kr. βλτος, Sumpf: AIv 50,45f. (a.1101). AZog V 72 (a.l 142); LΙΙ 66 (a.1279, cf.AEsph 78). AChil 37,35 (a.1318), ν βλτ Stephanit 153,6. β. AZog LII 105 – Kr + XIII 297. βαλτοφρος Bull. Inst. Fr. Arch. Orient. 32,101 (BuckPet. 336). βαλτδης sumpfig: DeAdmΙmp 28,4. Stephanit 152,6 v.l.; 167,13. AIv 52,392 (a. 1104). Anna II 135,24; III 107,13; 169,13. PK 122.– Kr, KumN, Stam; -δη HL. βαλωτ, Ballota nigra, Schwarznessel: PaulAeg II 200,1. CodAstr VIII 2,160,17 – Duc; βαλλ. LS, DGE. βαμβακερς aus Baumwolle: - ληθιν νθδια (sc.μτια) KonstPorphMil С 294, μτια DeCer I 678,4. τουβα 8. φαπλματα MoneKot 332,39. aus orientalischem Papier: βιβλον MoneKot 331,33f.; ορτολγιον 332,25. παρακλητικ 27.– Kr + X vgl.-ηρς. βαμβκη, Baumwolle: SylTact 38,4.7; 39,1. TypKosm 49,20. Alchim 328,18; 366,21. βαμβακηνς aus orientalischem (Bombyzin-) Papier: βιβλον MM VI 241f. τετρδια 243. πατερικν 245 (а.1119–28). βαμβακηρς aus Baumwolle, baumwollen: βηλρια AIv 47,37f.43–47 (a.1098), νμα TypKechar 109,1595.1598. μτιον TypPant 65, 609, - (sc.σπρματα) Baumwollsamen, Baumwolle: κατασπεροντες -ηρ MM VI 96 (а.1118). aus orientalischem Papier: βιβλιδριον NoctPetrop 62,3. βιβλον Petit Notre 122,15–20. ψαλτριον 121,22. ρολγιον 122,21 (a.1449?),βαμπακηρν σημεωμα APantel 7,30 (а. 1142),– Duc, vgl, -ερς.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/l...

...Не предавайся мирским удовольствиям, оставляя до другого времени угождение Богу; не медли сделать это в надежде на то, что ты имеешь средство очищения (свт. Иоанн Златоуст , 52, 909). ...Большее удовольствие мы получаем от добродетели. Иметь добрую совесть, быть у всех в уважении, питать в себе сладостные надежды – это всего приятнее для того, кто понимает сущность удовольствия... (свт. Иоанн Златоуст , 53, 220). Ни бедность не рождает печали, ни богатство – удовольствия; но то и другое зависит обыкновенно от нашего рассуждения (свт. Иоанн Златоуст , 53, 394). Подобно тому, как в посевах – тот, кто сеет горох, не может пожать пшеницы, потому что жатва необходимо бывает однородна с посеянным, – точно так же бывает и в делах – кто наполняет плоть свою удовольствиями, пьянством, необузданными пожеланиями, тот и пожнет то, что из этого обыкновенно произрастает (свт. Иоанн Златоуст , 53, 810–811). Источник. Как тот, кто стал бы наливать воду в просверленный сосуд, трудился бы напрасно, так и человек, предающийся удовольствиям, наливает воду в просверленный сосуд (свт. Иоанн Златоуст , 54, 107). Источник. ...Люди чувственные, любящие жизнь и плоть, являются врагами креста; да и всякий, преданный удовольствиям и земному спокойствию, есть враг креста... (свт. Иоанн Златоуст , 54, 332). ...Достойны слез те, которые проводят жизнь в удовольствиях, которые одежду своей души, т. е. тело, утучняют, а вовсе не помышляют о наказаниях в будущей жизни (свт. Иоанн Златоуст , 54, 332). Я называю истинным удовольствием то, когда душа не находится в страстном состоянии, в котором тело порабощает ее себе и развлекает ее (свт. Иоанн Златоуст , 54, 636). Не будем здесь предаваться наслаждению, чтобы там вкусить истинного наслаждения, истинного удовольствия... (свт. Иоанн Златоуст , 54, 715). ...Если ты хочешь найти увеселение, то иди не в театр, а и рощи, к текущей реке, на озера, в сады, слушай поющих кузнечиков, чаще посещай гробницы мучеников, где здравие для тела и польза для души и никакого вреда (свт. Иоанн Златоуст , 55, 580). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

«Если Христос в тебе чрез частое причащение Святых Тайн, – говорит отец Иоанн, – то будь весь как Христос: кроток, смирен, долготерпелив, любвеобилен, беспристрастен к земному, горняя мудрствующий, послушлив, разумен; имей в себе непременно Дух Его; не будь горд, нетерпелив, пристрастен к земному, скуп, сребролюбив» (332, с.292). «Причастники Божественных Тайн! Познайте, как вы приискренне приобщаетесь Господу, если достойно причащаетесь. Какое дерзновение вы имеете к Господу и Богородице! Какую чистоту должны иметь! Какую кротость, смирение, незлобие! Какое беспристрастие к земному! Какое горячее желание небесных, чистейших, вечных наслаждений» (332, с.58). «Святые Тайны называются Божественными Дарами, потому что подаются нам Господом совершенно туне, даром, незаслуженно с нашей стороны; вместо того чтобы нас наказывать за бесчисленные наши беззакония, совершаемые каждый день, час, минуту и предавать нас смерти духовной, Господь в Святых Тайнах подает нам прощение и очищение грехов, освящение, мир душевных сил, исцеление и здравие души и тела и всякое благо, единственно только по вере нашей. Если же Владыка даром ежедневно подает нам для вкушения Себя Самого, Свои Божественные Тайны, то не должны ли мы неотложно давать туне, даром тленные блага: деньги, пищу, питие, одежду – тем, которые просят их у нас? И как можем мы негодовать на тех, которые даром едят хлеб наш, когда мы сами вкушаем даром бесценное и бессмертное брашно Тела и Крови Господней?» (333, с.167). Итак, пастырь должен иметь «ангельское бесстрастие, пламенную к Богу и людям любовь, горний ум, такое же сердце и совершенно сообразную с волею Божией его собственную волю» (337, с.154). Образ именно такого пастыря и представили нам очевидцы в своих воспоминаниях об отце Иоанне Кронштадтском . Но посмотрим, как смиренно святой праведник мыслил о себе? «Для совершения Божественной Литургии, – говорит он, – потребна возвышенная душа или человек с возвышенною душою, не связанный никакими житейскими пристрастиями, похотями и сластями... Где найти такого достойного иерея, который бы, подобно серафиму, горел духом, любовью, славословием, благодарением пред Господом за такие чудеса Его к нам и в нас благодати и премудрости? Я первый из грешников недостойно совершаю это пренебесное Таинство, ибо имею всегда нечистое сердце, связанное похотями и сластями» (333, с.105).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

13 «Киевская Старина», 1884 год, т. IX, стр. 332–349. Из письма протоиерея Александра Мацкевича. 15 «История Киевского университета» Владимирского-Буданова, стр. 30. Неудивительно, что, под влиянием подобной системы образования, из одной и той же семьи иногда могли выходить потом люди с столь различными направлениями, как два брата – Иосиф и Иоанн Семашки. Родной брать Иосифа, униатский священник Иоанн Семашко, отличался фанатизмом и ненавистью к православию и о своем брате митрополите отзывался так: «проклятый; он и себя утопил и народ погубил». Когда, однажды, Липовецкий священник показал Иоанну портрет его знаменитого брата, он с бешенством бросил портрета на пол и при звуках разбитого стекла тотчас же убежал. Не без причины Иосиф в своих Записках называет брата «слабоумным» (т. III, стр. 529 и 1153). Умирая в православной церкви, Иоанн завещал похоронить себя при Илянецком костеле, и ксендзы уже принялись было за исполнение воли завещателя, но православные священники отобрали его у ксендзов и погребли при православной Илинецкой Воскресенской церкви, чем митрополит Иосиф остался доволен и прислал денежное вознаграждение погребавшим брата священникам. Жена Иоанна Семашки, дочь униатского священника Гречины, окончательно перешла в латинство и, по смерти, погребена ксендзом на римско-католическом кладбище. «Киевская Старина», 1864 год, т, IX, стр. 332–349. 17 Кроме собственно нравственных правил, заимствованных по большей части из сочинений Цицерона: «De officiis», здесь излагался еще кодекс приличий и житейской ловкости. Такой характер преподавания зависел от взгляда на среднюю школу, которая, по плану, начертанному еще во времена польского владычества, должна была давать не только высшее гуманное образование, но и сообщать прикладные сведения, необходимые для будущих землевладельцев-шляхтичей. 19 В бытность Семашки в Главной семинарии должность регенса проходили: Иоанн Лесневич (1816–1819) и Мамерт Гербурт (1819–1829). Оба Луцкие каноники. Сведения о них см. В брошюре «Academia Caesarea Romano-Catholika Eccles. Petropolitana» 1887. Petropoli.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010