Так, в 1213 г. Юрий вывел из Москвы младшего брата Владимира, к-рого послал на княжение в Переяславль Русский, «на стол на отчину свою». В 1227 г. Юрий Всеволодович посадил в том же городе Всеволода Ярославского, а в следующем году его сменил Святослав Юрьевский. Очевидно, что управление отдаленными землями-анклавами на юге Руси было сосредоточено в руках владимирского князя. Так же решался вопрос и с завоеванными землями. Они отходили в распоряжение правителя Владимира, к-рый строил в них свои города, как было, напр., в 1221 г., при основании Юрием Всеволодовичем в подчинившихся ему мордов. землях Н. Новгорода. Владимирский князь имел право на наследование выморочных княжеств. Когда 6 янв. 1228 г. скончался кн. Владимир Всеволодович, то его Стародубское княжество было вновь присоединено к владимирской территории. От правителя Сев.-Вост. Руси зависело и наделение родственников владениями. В 1238 г. новый владимирский кн. Ярослав Всеволодович дал братьям Святославу Суздаль, а Иоанну Стародуб. Наконец, владимирский князь определял назначения епископов в расположенные в Сев.-Вост. Руси Владимирскую и Ростовскую епархии. Так, в 1227 г. по воле Юрия Всеволодовича на кафедру «Суждалю и Володимерю, Переяславлю» вместо скончавшегося свт. Симона был поставлен бывш. игум. владимирского Рождество-Богородицкого мон-ря сщмч. Митрофан . В 1230 г. с согласия князя бывш. игумен того же мон-ря св. Кирилл II был поставлен епископом Ростова. Между тем из свидетельств источников не видно, чтобы владимирский князь распоряжался финансами княжеств Сев.-Вост. Руси или по меньшей мере номинально был их главным распорядителем. Финансовых повинностей в его пользу жители др. княжеств в домонг. время не несли. Положение стало иным в результате завоевания Руси ханом Батыем. После гибели в нач. 1238 г. Юрия Всеволодовича и его сыновей прежние владения нового владимирского кн. Ярослава Всеволодовича Переяславского слились с территорией Владимирского княжества. Власть кн. Ярослава распространилась на значительно большее число городов Сев.-Вост.

http://pravenc.ru/text/154987.html

После долгих переговоров, по предложению великого князя, они согласились принять к себе Юриева шурина Михаила Всеволодовича, князя Черниговского, который прибыл в Новгород в 1225 году, но вскоре уехал опять в свой Чернигов. Между тем, в том же году на новгородскую землю сделала набег Литва, пустошила селения около Новгорода, Торопца и ниже, по направлению к Полотску. Ярослав Всеволодович: как говорят летописи, сжалився о том, выступил из Переяславля в погоню за литовцами, с ним были князья-братья, Владимир Мстиславич с новоторжцами, и Давид с торопчанами; князья послали и за новгородцами, которые, впрочем, от Русы возвратились назад, может быть потому, что литовцы угнаны были далеко. Соединенные князья догнали беглецов близ Усвята, побили их, взяли у них весь полон изахватили с собой не только многих простых воинов, но и князей. Новгородцы после того обратились к Ярославу и усиленно просили его к себе. Тот явился в Новгород, но не изъявил никакого неудовольствия на то, что новгородцы не преследовали литовцев до конца. Зимой 1226 года Ярослав Всеволодович ходил в южную часть Финляндии на Ень или Янь, «где – по замечанию летописи, – ни един от князей рускых не взможе бывати, и всю землю их плени». Ему приходилось возвращаться с таким громадным полоном, что он вынужден был многих пленных освободить, а иных убивать. В следующем 1227 году он, без всякого насилия с своей стороны, крестил едва не всех корелян, соседей Еми. Вероятно, Ярослав за один поход повоевал Емь и крестил корелу, и потому-то, может быть, большинство указанных летописей поход на Емь, начавшийся по Лаврентьевой летописи в 1226 году, относят к 1227 году. В 1228 году Емь, желая отомстить новгородцам, вошла в Ладожское озера. Ярослав выступил против неё с новгородцами. Ладожане, с своим посадником во главе, не дождавшись новгородцев, побили Емь, которая, не получив просимого ею мира, избила весь полон, бросила лодки и бежала в леса. Между тем новгородцы стояли в Неве. Здесь по какому-то случаю они собрали вече, на котором хотели убить какого-то Судимира, но князь скрыл его в своем насаде.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

М. Добровольский «Краткое описание Нижегородских церквей, монастырей и часовен», Нижний Новгород. Типография Губернского Правления 1895 г. Храм находился в юго-восточной части Нижегородского кремля, на холме. В настоящее время там располагается здание городской администрации (б. Дом Советов). Кафедральный Спасо-Преображенский собор перестраивался заново четыре раза, т.к. «очень древен по своему названию, и первый Спасо-Преображенский собор современен основанию самого Нижнего Новгорода...». Основав город, великий князь Владимирский Юрий Всеволодович построил в 1225–1227 гг. и церковь Спаса в Кремле. Сохранилось известие, что она была освящена в 1227 г. в честь Преображения Господня. Когда же в 1350 г. Н. Новгород сделался столицей нового самостоятельного Нижегородского княжества, первый великий князь Нижегородский, Константин Васильевич, в том же 1350 г. заложил соборный храм также в честь Преображения Господня. Он был торжественно освящен в 1352 г. В новом храме великий князь поставил привезенный им из Суздаля древний образ Спаса Нерукотворного, написанный в Греции. 5 августа 1377 г. татары под предводительством царевича Арапши, разбив нижегородское войско на р. Пьяне, захватили Нижний Новгород и сожгли город. Собор был спален. В 1378 г., 24 июля, полчища Мамая разгромили, разграбили собор и сожгли иконы и золоченые двери. Была спасена только икона Спаса Нерукотворного. В 1380-х гг. великий князь Нижегородский Дмитрий Константинович возобновил собор. Но к началу XVII в. «второй» собор уже сильно обветшал. В XVII в. царь Михаил Федорович Романов и его отец, патриарх Филарет, в благодарность нижегородцам за спасение Отечества в 1612 г. предоставили «государеву казну» на строительство нового кафедрального собора Н. Новгорода. Работы начали в 1632 г. недалеко от прежнего, еще не до конца разобранного собора. Руководил работами зодчий Лаврентий Возоулин. Построен и освящен собор был через 20 лет, в 1652 г., уже при царе Алексее Михайловиче. С 1672 г., со времени открытия в Нижнем Новгороде самостоятельной архиерейской (митрополичьей) кафедры, Спасо-Преображенский собор становится кафедральным храмом. Едва прошло 50 лет со дня сооружения нового здания собора, как он стал разваливаться, в 1816 г. богослужение в нем было вынужденно прекращено.

http://sobory.ru/article/?object=24304

(† 7.02.1238, Владимир-на-Клязьме), сщмч. (пам. 23 июня в Соборе Владимирских святых), еп. Владимирский и Суздальский (1227-1238). Основные биографические сведения о нем сохранились в т. н. лаврентьевско-троицкой группе летописей, а также в агиографическом цикле, посвященном Владимирскому блгв. вел. кн. Георгию (Юрию) Всеволодовичу . Возможно, М. был пострижеником владимирского Рождественского монастыря, ктиторами которого были члены великокняжеской семьи Владимирского вел. кн. Всеволода (Димитрия) Юрьевича Большое Гнездо и его жены св. блгв. кнг. Марии Шварновны . 22 авг. 1191 г. во Владимире-на-Клязьме по их приказу и по благословению Ростовского еп. Иоанна была заложена каменная ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы (ПСРЛ. Т. 1. Вып. 2. Стб. 409). По-видимому, к этому времени М. уже стал иноком владимирского в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря . Осенью 1196 г. он мог присутствовать на торжественном освящении Рождественского собора обители (Там же. Стб. 413), 13 апр. 1212 г.- на похоронах вел. кн. Всеволода Большое Гнездо (Там же. Стб. 437), а 2 февр. 1218 г.- на похоронах Владимирского вел. кн. Константина Всеволодовича (Там же. Стб. 443). В 1214/15 г., после того как игумен обители Симон стал епископом Владимирским и Суздальским, М. был назначен настоятелем владимирского Рождественского мон-ря. 7 сент. 1219 г. участвовал в торжественном освящении («великым священьем») ц. Рождества Пресв. Богородицы, на к-ром присутствовали Владимирский блгв. вел. кн. Георгий Всеволодович, его брат переяславский кн. Ярослав (Феодор) Всеволодович и сын кн. мч. Всеволод (Димитрий) Георгиевич («игуменьство держащю Митрофану» - Там же. Стб. 444). 22 мая 1226 г. М. мог присутствовать при отпевании и погребении еп. Симона во владимирском Успенском соборе (Там же. Стб. 448). 14 марта 1227 г. здесь же М. был возведен во епископы «Суждалю и Володимерю, Переяславлю» Киевским митр. Кириллом I (II) и 4 епископами в присутствии всех членов великокняжеской семьи - кн. Георгия Всеволодовича и его братьев.

http://pravenc.ru/text/2563408.html

Вот они, эти ревнители, поднявшие на плечи крест и многократно клявшиеся им и словом Божиим проходить христианские страны без кровопролития... вооружить свои руки против сарацинов и обагрить мечи кровью опустошителей Иерусалима!» 107 Свидетельство византийского историка подкрепляются аналогичными свидетельствами самих крестоносцев, которые повествуют о захваченных ими несметных сокровищах, золоте, серебре, церковной утвари и драгоценных камнях, а также о том, что в разграблении города участвовали пришедшие вместе с крестоносцами латинские священники 108 . Латеранский Собор, созванный Папой Иннокентием (1198–1216) в 1215 году, одобрил захват Константинополя крестоносцами. Собор подтвердил полномочия латинского константинопольского патриарха и провозгласил Константинополь второй кафедрой христианского мира, воссоединившийся с «Матерью-Церковью». Собор дозволил временное употребление греческого обряда и разрешил, чтобы в местах компактного проживания греческого населения продолжали служить греческие епископы, однако все они должны были принести клятву на верность папе; в места же совместного проживания греков и латинян, а также на все пустующие кафедры Собор постановил назначить латинских епископов. Политика папства в отношении Восточных Церквей в XIII–XV веках определялась представлением о том, что единственной истинной Церковью является Католическая, вне общения с которой спасение невозможно. Эта мысль присутствует во всех документах римского магистериума данного периода, включая папские послания и энциклики, в том числе послание Папы Гонория (1216–1227) «королям Руси» от 17 января 1227 года. Цель этого послания – добиться беспрепятственного осуществления деятельности латинских миссионеров на территории Ливонии и Эстонии, однако в идеале папа хотел бы видеть всю Русь подчиненной своей духовной власти: ...Желая здраво внимать спасительному учению, вы готовы полностью отказаться от всех заблуждений, которые совершили, как было сказано, из-за недостатка проповедников, за что Господь, разгневавшись на вас, доныне подвергал вас многим бедствиям, и ждет вас еще более тяжелое несчастье, если не сойдете с тропы заблуждений и не вступите на путь истины.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

В прямой связи с первым путешествием Макария появилось сочинение Павла «История Василия Лупу, воеводы молдавского, и его войн», составленная в Коломне осенью 1654 г. Впоследствии Павлом было подготовлено еще несколько географических описаний, частью на основе переводов с греческого. 2166 В ходе второго путешествия Макария Павел, возможно, по заказу московских дьяков, составил описание Грузии, где находился с Макарием в 1664–1665 гг. Этот текст сохранился только в русском переводе. 2167 Павел Алеппский, в не меньшей степени, чем патриарх Макарий, трудился над возрождением историографической традиции у православных арабов. Макарием и Павлом был создан цикл трудов под общим названием «Имена патриархов антиохийских со времен св. апостола Петра до нашего времени». Проблемы авторства отдельных частей этого сочинения разрешены не до конца. Ученые располагают текстом «Имен патриахов» в ряде неизданных рукописей Макария. Предварительные варианты (один из них датирован 1657 г.) сохранились в составе сборника Маджму‘аль-лятиф («Изящное собрание»), а последний по времени составления (1665 г.) – в петербургской рукописи ИВР РАН В 1227 (известна также ее копия в ватиканском собрании Vat. Ar. 689) 2168 Впрочем, и эта версия местами выглядит как бессистемное собрание выписок из первоисточников. Макарий так и не успел завершить отделку своего труда. Параллельно с этим сочинением существует список антиохийских патриархов XIII–XVII вв. в редакции Павла Алеппского, включенный им в предисловие к «Путешествию Макария». Составитель компилятивной истории антиохийских патриархов Михаил Брейк ад-Димашки († после 1781 г.), чья хроника давно введена в научный оборот, использовал как сочинение Павла, так и одну из ранних версий труда Макария. Брейк приписывал составление ранней истории патриархата – от апостола Павла до крестоносцев – патриарху Макарию. Г. Муркос не соглашался с этой атрибуцией, ссылаясь на фразу Павла Алеппского в «Странствии Макария»: «Я старался составить последовательную хронику, подобную тому, как я раньше с таким же старанием сочинил повествование о первых патриархах антиохийских со времен св. Петра до времен Илии и Христиана, латинских патриархов, кои сделались патриархами в Антиохии, когда она была завоевана франками». 2169 Однако Ж. Насралла считает, что эта хроника не дошла до нас. 2170 С введением в научный оборот петербургской рукописи В 1227 сомнения в авторстве отпадают окончательно. Антиохийская церковная история описана собственной рукой патриарха, причем с некоторыми замечаниями от первого лица. Они сохранились даже в компиляции Брейка, который не придавал большого значения тщательной редактуре использованных им текстов. Там встречаются фразы типа «письмо это существует на эллинском языке, а смирение мое перевело его на арабский» 2171 или «кои (книги – К.П.) смирение мое, нашедши целые, переписало их для себя». 2172 Очевидно, что так говорить о себе мог только патриарх.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Князь Галицкой Даниил и ляхи. 1234 г.». Литография. Ок. 1836 г. (РГБ) «Князь Галицкой Даниил и ляхи. 1234 г.». Литография. Ок. 1836 г. (РГБ) В 1224 г. между Д. Р. и кн. Мстиславом Удатным возник конфликт, спровоцированный интригами белзского кн. Александра Всеволодовича - главного противника Романовичей в их усилиях объединить Зап. Волынь под своей властью. Д. Р. вскоре примирился с кн. Мстиславом, но следствием конфликта, по-видимому, стала передача последним ок. 1225 г. входившей в Галицкое княжество Перемышльской земли жениху своей дочери (с кон. 1221) Андрашу, сыну венг. кор. Андраша II. В 1226 г. королевич Андраш по неизвестной причине бежал из Перемышля к отцу, что стало причиной крупного венгерско-польск. похода на галицкие земли на рубеже 1226 и 1227 гг. Члены коалиции были разбиты князьями Мстиславом Удатным и Д. Р. Однако эта победа ничего не принесла Д. Р.: Мстислав по договору с венг. королем передал Галич королевичу Андрашу. Политические и военные неудачи в Галицкой Руси Романовичи возместили за счет Волыни, где их поддерживала основная часть населения. Кон. 10-х - 20-е гг. XIII в. стали временем укрепления позиций Д. Р. и его брата на этих землях. В нач. 20-х гг. Д. Р. вернул захваченные поляками земли волынской «украины» - Угровск, Верещин, Комов, Столпье и Берестье. В 1225 г. пересопницкий кн. Мстислав Немый перед кончиной поручил Д. Р. опеку над своим сыном Иваном. После скоропостижной смерти княжича (1227) его владения захватили ближайшие родственники - луцкий кн. Ярослав Ингваревич (троюродный брат Д. Р.) и пинские князья, вскоре побежденные Д. Р. Отпущенный на свободу кн. Ярослав получил через нек-рое время Перемиль, затем Межибожье и, очевидно, стал вассалом Д. Р. Луцк и Пересопница перешли во владение Василька Романовича, ранее получившего от брата Берестье. Дети пинского князя, державшие Чарторыйск, также попали в плен. Их отец кн. Ростислав после неудачных переговоров, предпринятых при посредничестве митр. Кирилла I (II) , образовал против Д.

http://pravenc.ru/text/171312.html

Имп. Фридрих II Штауфен и султан аль-Малик у стен Иерусалима. Миниатюра из «Хроники» Джованни Виллани (Vat. Chigi. LVIII. 296 (cat. XI 8). Fol. 42) Данное Фридрихом II обещание принять участие в крестовом походе определило имп. политику. В 1223 г. император, папа Гонорий III и регент Иерусалимского королевства Иоанн Бриенний договорились о браке Фридриха II с кор. Изабеллой (Иолантой) Иерусалимской. После заключения брака (1225) Фридрих II объявил себя регентом Иерусалимского королевства и отстранил от власти Иоанна Бриенния, хотя формально на престол Иерусалимского королевства мог претендовать лишь сын от брака императора с Изабеллой - Конрад. На имперском сейме в Кремоне (1226), где обсуждались претензии Фридриха II на восстановление имп. власти в Сев. Италии, речь также шла об участии североитал. городов в крестовом походе и о борьбе с еретиками. Недовольные политикой Фридриха II городские коммуны Сев. Италии вновь объединились в Ломбардскую лигу и отказывались участвовать в крестовом походе. Лишь по настоянию папы Гонория III коммунам пришлось обещать, что они за свой счет снарядят отряд крестоносцев. В авг. 1227 г. армия крестоносцев должна была отправиться на Св. землю из Бриндизи, однако Фридрих II, сославшись на состояние здоровья, неожиданно покинул войско. Папа Григорий IX (1227-1241) отлучил его от Церкви, что вновь обострило отношения между императором и папой. Годами уклонявшийся от данного обета Фридрих II был вынужден принять участие в 6-м крестовом походе (1228-1229). В Палестине он, воспользовавшись конфликтом между мусульм. правителями Египта и Дамасского султаната, без единого сражения добился выгодного мира. По соглашению, заключенному на 10 лет с султаном Египта аль-Маликом аль-Адилем Сейф ад-Дином, города Иерусалим, Вифлеем, Яффа, Назарет и Сидон возвращались правителю Иерусалимского королевства. В Иерусалиме Фридрих II самовольно принял титул короля, что вызвало возмущение папы Григория IX и Иоанна Бриенния. Папские войска во главе с бывш. регентом Иерусалимского королевства вступили в южноитал. владения императора. В июне 1229 г. Фридрих II вернулся в И. и разбил папскую армию. Папе пришлось заключить с императором мирные соглашения в Сан-Джермано (ныне Кассино) и в Чепрано, а также снять с него церковное отлучение; в свою очередь Фридрих II пообещал не нарушать границ Папской области.

http://pravenc.ru/text/2033697.html

Главные из его сочинений: «Трактат против неверующих» и «Сумма теологии». Последняя работа, оставшаяся незаконченной, обессмертила его имя. Учение Фомы Аквината выдержало ряд энергичных нападений. Наиболее известными противниками томизма были три францисканца, ученики Бонавентуры: Иоанн Пекхем, англичанин, архиепископ Кентерберийский (1240−1292 гг.), который официально высказался против учения Аквината; Вильям из ла Маре, также англичанин, оксфордский профессор (умер в 1298 г.), подвергший острой критике 117 положений Фомы; Ричард из Милдтауна, выступивший против понимания материи как основы индивидуализации. В XIII в. центром оппозиции томизму был Оксфорд. Противники Аквината в основном принадлежали к направлению «августинистов», выражая мистические течения в Церкви, тяготевшие к платоническим элементам учения блаж. Августина. Вскоре после смерти Фомы против его учения выступил парижский епископ Стефан Темпье, а член доминиканского ордена архиепископ Кентерберийский Роберт Килусрдли в 1227 г. официально осудил некоторые взгляды Аквината. Однако росло и число сторонников томизма, появился ряд сочинений с апологией его учения. В начале это были, главным образом, доминиканцы, но вскоре томизм стал захватывать другие ордена, а также профессоров и светское духовенство. Через профессора Парижского университета Эгидия Римлянина (1247−1316 гг.) томизм проник в орден августинцев, через Жерара из Болоньи (умер в 1317 г.) – в орден кармелитов. В XIV в. главным центром томизма становится Париж, однако, со временем этот центр перемещается в Германию, в Кельнский университет, воспитавший многих последователей и защитников томизма. Осуждение, имевшее место со стороны архиепископа Кентерберийского в 1227 г., было полностью отменено уже в 1325 г. С этого времени томизм все более приобретает характер общепризнанного церковного учения. По мнению католических исследователей, ни один человек после Аристотеля не оказывал такого влияния на интеллектуальную жизнь, как Фома Аквинат. Слава его, столь большая уже при жизни, после его смерти неуклонно возрастала.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/oche...

Республика Карелия Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Православие в Карелии [ править править код ] Православие пришло на Корельскую землю в 1227 году. Вероятно, что и до этого среди карелов уже были православные, так как к этому времени карелы и новгородцы были связаны долгими годами совместной торговли и борьбы против общих внешних врагов. Однако русский летописец именно в 1227 году сделал запись: «…того же лета князь Ярослав Всеволодович, послав, крести множество корел, мало не все люди». В то время часто нападали на карельские земли соседи из племени хямь. Расширяло свои владения и молодое шведское государство. Все чаще отряды шведов вторгались в карельские земли. И чтобы оправдать свои походы, шведы часто прибегали к поддержке католической церкви. Противоречия православной и католической церквей стали предлогом для шведской агрессии. В 1589 году была учреждена Корельская епископия. Епископом Корельским был назначен Сильвестр, его кафедра находилась в городе Корела. С 1708 по 1764 год существовала Корельская и Ладожская епархия, викарная от Новгородской митрополии. В 1764 году в составе Новгородской епархии была образована викарная Олонецкая епархия. Правящие архиереи именовались викариями Олонецкими и Каргопольскими (кафедра находилась в Александро-Свирском Свято-Троицком монастыре). Викариатству подчинались приходы Олонецкого, Каргопольского, Устюженского уездов, Ясенецкого и Красновского заказов. После образования в 1784 году Олонецкого наместничества с центром в Петрозаводске и учреждения Олонецкого и Архангельского генерал-губернаторства указом Екатерины II от 15 мая 1787 г. Олонецкая епархия была соединена с Архангельской в единую Архангельскую и Олонецкую с центром в Архангельске. 5 октября 1798 году указом императора Павла I, после ликвидации Олонецкой губернии, приходы Петрозаводского, Олонецкого, Каргопольского, Вытегорского, Пудожского уездов перешли в состав Новгородской епархии (это отразилось в наименовании её правящего архиерея, который в 1799—1800 и 1818 гг., когда не управлял одновременно и Санкт-Петербургской епархией, имел наименование «Новгородский и Олонецкий»). Они находились в ведении викарного епископа Старорусского, кафедра которого была в Хутынском монастыре. В 1801 г. Олонецкая губерния была восстановлена, с включением в её состав Повенецкого уезда.

http://azbyka.ru/palomnik/Республика_Кар...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010