Князь Ярослав сам встал во главе похода и двинулся в землю еми. Перейдя по льду Финский залив, Ярослав со своей дружиной прошёл через всю землю еми, дошёл до самых отдалённых местностей (вероятно, на западе и северо-западе), ещё не видавших русских воинов. Новгородцы предали суровому наказанию непокорные области. Судя по летописи, Ярославом было захвачено много пленных. Сопротивление еми было подавлено, очевидно, без большого труда, поскольку летописи ничего не сообщают об этом. Подобный факт не может быть объясним слабостью еми-тавастов по сравнению с войсками Русского феодального государства. Мы увидим впоследствии, какой страшной силой представлялись тавасты в 1237 году папе Григорию XI. Нам кажется, что быстрый и легкий успех Ярослава в 1227 году можно объяснить тем, что католицизм не проник ещё глубоко в народные массы, а затронул лишь господствующую верхушку еми. Судя по рассказам летописей, поход Ярослава в 1227 году кончился полным успехом. Но в тех же летописях под следующим, 1228 годом зафиксированы события, которые приводят нас к совершенно другому выводу. В 1228 году большой отряд еми (2 тысячи воинов) нападает на русские приладожские села. Правда, нападение кончилось неудачей, было отражено ладожанами, карелами и ижорой. Но самый факт нападения, притом такого крупного отряда, говорит о многом. Очевидно, Ярослав, добившись в 1227 году большого стратегического успеха, не смог всеже восстановить политическую зависимость земли еми от Новгорода. Возможно, что для виду, чтобы избавиться от русских войск, племенная знать многих областей страны изъявила покорность Ярославу. Но, как только новгородские войска ушли из Финляндии, большая часть областей снова отпала и выслала большой военный отряд в набег на русские сёла, чтобы отомстить за поход 1227 года. Ярослав, очевидно, сам понимал непрочность дос» тигнутого им в 1227 году успеха и неизбежность возвращения еми под влияние шведов, поэтому он счёл необходимым принять чрезвычайные меры для закрепления за Русью западных областей Карелии, прилегающих к земле еми, чтобы обеспечить эти области от проникновения шведского влияния.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

11. В Антиохии на место Павлина переведен был верийский епископ Евстафий, убежденный никеец; но сторонники Павлина его епископом, повидимому, не признали и избрали на место Павлина Евлалия, который, однако, скоро умер; или же этот Евлалий управлял ими как пресвитер, а епископом был недолгое время по низложении Евстафия. 12. Когда в 332/3 году св. Евстафий был низложен, а Евсевий кесарийский занять его место отказался, антиохийским епископом был поставлен каппадокийский пресвитер Евфроний, который и был епископом только с небольшим год; по смерти же его его место занял Флакилл. Евлалий, если и умер после Евстафия, то кафедру антиохийскую мог занимать только раньше, чем она предложена была Евсевию кесарийскому . В заключение привожу для наглядности список тирских и антиохийских епископов с 311 по 381 гг. Епископы тирские Тираннион † около 311 г. Павлин 312–323 г. (переведен в Антиохию на место Филогония). Зинон с 324 г. (присутствовал в 325 г. на 1-м вселенском соборе, † раньше 333 г.). Павел (был епископом тирским в 332/3 г.). Виталий (присутствовал на сердикском соборе восточных 342/3 г.). Ураний (присутствовал на селевкийском соборе 359 г.). 3инон 2-й (занял кафедру раньше 367 г., присутствовал на 2-м вселенском соборе 381 г.). [Диодор – епископ евстафиан.] Епископы антиохийские 19. Тиранн † 312/313 г. 20. Виталий 312/3–318/9 200 21. Филогоний 318/9 – † 20 дек. 323 г. 22. Павлин, бывший епископ тирский, † летом-осенью 324 г. 23. Евстафий, бывший епископ верийский, присутствовал в 325 г.в Никее, низложен в 332/3 г., † раньше 342/3 г. (23.) Евлалий, сторонник – Ария [† 324/5 г.? или же был епископом в 332/3 г.?]. Арианские епископы (24.) Евфроний 332/3–334 г. (25.) Флакилл с 334 г., присутствовал на соборе в Тире в 335 г. и на антиохийском соборе ν τος γκαινοις 441 г. (26.) Стефан, поставлен после 441 г., низложен на антиохийском соборе 444 г. 201 (27.) Леонтий, 444–457 г. (28.) Евдоксий с 357 г. (бывший епископ германикийский; в 360 г., по низложении Македония, перешел в Константинополь).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Lebed...

По новому порядку к описи приступает (через судебного пристава) мировой судья, получив извещение о смерти (1227 Зак. Гр.; 1403–1407 ст. Уст. Суд. Гражд.), а в местностях, в коих введено положение о земских начальниках, – земский начальник (Зак. Гражд., ст. 1227 прим., по Прод. 1890 г.). В ст. 1231, 1234 и 1238 Зак. Гражд. установлены и некоторые особенности относительно описи и охранения имуществ при различных условиях, а именно после лиц, умерших в пути и на пароходе, после духовных властей, после содержателей фабрик и мануфактурных заведений, после русских подданных, умерших за границей, и после иностранцев в России. Сохранение описанного имущества поручается или налицо, находящимся наследникам, или, когда их в виду нет, постороннему лицу, напр., хозяину дома (Касс. реш. 1867 г., N 384; ср. Зак. Гражд., прил. к ст. 1227, ст. 7). Имение лица, безвестно отсутствующего, берется в казенный присмотр (1243 Гр. Зак.). Опись имущества, вместе с производством, представляется по старому порядку в судебное место, в ведении коего находится имущество (в порядке вотчинной подсудности); по новому порядку – мировому судье, в участке коего наследственное имущество находится (выражение неопределительное, ибо после умершего могло остаться имущество в разных местностях и участках). Суд (или судья) делает распоряжение о вызове наследников через Сенатские ведомости (публичные ведомости). Предположение о неизвестности всех наследников следует допустить во всяком случае; но в 1239 ст. Зак. Гр. постановлено, что вызов делается в трех случаях: 1) когда все наследники или некоторые из них находятся в отсутствии (очевидно, что предположение о сем надлежит допустить во всех случаях безразлично, а потому этой одной причины достаточно для того, чтобы производить вызов во всех случаях; а затем уже о последующих двух причинах не было бы нужды упоминать); 2) когда после умершего остался капитал в Государственном банке; 3) когда не выкуплены им вещи, заложенные и просроченные в Ссудной казне. На эти же три повода сделана ссылка в 1401 ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

Но в местах более отдалённых обрусение, конечно, совершалось только в виде появления бóльших или меньших отдельных и разбросанных пятен на сплошной инородческой массе, по мере того как возникали в среде инородцев города (городки), погосты и вообще селитьбы с чисто Русским населением. Подобным образом, идя вслед за обрусением, должно было распространяться в этих более отдалённых местах и христианство. Под самый конец периода до-монгольского, в 1227 году, Новгородский князь (последующий великий князь) Ярослав Всеволодович крестил принудительным образом Карелов, тогдашнюю территорию которых составляли: юго-восточная часть Финляндии, часть нынешней Петербургской губернии, соседняя с Ладожским озером, большая часть Олонецкой губернии и часть Архангельской до так называемого Карельского берега Белого моря (Словарь Семёнова, см. Карелы), т. е. территория которых составляла северо-западную часть Новгородских владений. В Лаврентьевской летописи под 1227 годом о нашем крещении читается: «тогоже лета князь Ярослав Всеволодович послав крести множество Корел, мало не все люди», каковыми словами довольно ясно даётся знать, что до 1227 года Карелы оставались язычниками в своём решительном большинстве или в своей массе. Но от Карелов едва ли должно заключать к другим инородцам Новгородской области. Карелы занимали местность, не представлявшую выгод для промысловых Поселений и привлекательности вообще для житья (покрытую болотами или же бесплодно-каменистую, как составлявшую продолжение Финляндии), вследствие чего Русские не занимали или не посягали на их территории земель в вотчинное владение и не селились между ними, стремясь для той и для другой цели в так называемое Заволочье (местность между Онегой и Северной Двиной до Мезени). А по этой причине, вопреки другим инородцам области, Карелы и могли оставаться язычниками в своём решительном большинстве или в своей массе до самого конца периода до-монгольского 361 . Нарочитыми борцами за язычество против христианства, как мы говорили, долженствовали быть у нас волхвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

1227 г. и оплатить участие в нем 1 тыс. рыцарей. В качестве залога Фридрих II передал Иоанну Бриеннию, патриарху Радульфу Иерусалимскому и магистру Тевтонского ордена Герману фон Зальце 100 тыс. унций золота. 9 нояб. 1225 г. Фридрих II женился на Изабелле II и принял титул короля Иерусалима, подтвердив тем самым намерение отправиться на Св. землю. Имп. Фридрих II Штауфен и султан аль-Камиль у стен Иерусалима. Миниатюра из «Хроники» Джованни Виллани. 40-е гг. XIV в. (Vat. Chigi. LVIII. 296 (Cat. XI 8). Fol. 42) Имп. Фридрих II Штауфен и султан аль-Камиль у стен Иерусалима. Миниатюра из «Хроники» Джованни Виллани. 40-е гг. XIV в. (Vat. Chigi. LVIII. 296 (Cat. XI 8). Fol. 42) В авг. 1227 г. крестоносцы отплыли из Бриндизи в Палестину. 8 сент. за основной частью армии последовал Фридрих II, к-рый вскоре из-за болезни был вынужден вернуться в Юж. Италию. Это дало повод новому папе Римскому Григорию IX (1227-1241) отлучить его от Церкви и запретить императору участвовать в походе до снятия отлучения. Армия прибыла в Палестину в окт. и приступила к строительству укреплений в Сидоне, Кесарии и Яффе, была также заложена крепость Монфор. Имп. Фридрих II безуспешно пытался добиться от Григория IX снятия отлучения. Невзирая на запрет папы Римского, 28 июня 1228 г. Фридрих II отплыл на Восток. 21 июля он прибыл на Кипр, где вступил в конфликт с сеньором Бейрута и регентом Кипрского королевства Иоанном (Жаном) Ибелином за суверенные права над островом (спор был решен в пользу императора). 7 сент. Фридрих II достиг Акры. Тогда же духовенство лат. Иерусалимского Патриархата и магистры духовно-рыцарских орденов получили послание папы Римского, требовавшего от них не подчиняться приказам императора. В результате против Фридриха II выступили магистры тамплиеров и госпитальеров, новый лат. патриарх Иерусалима Герольд Лозаннский (1225-1239) и большая часть баронов Иерусалимского королевства. Сторону императора приняли немецкие и сицилийские крестоносцы, магистр Тевтонского ордена, а также пизанцы и генуэзцы.

http://pravenc.ru/text/крестовые ...

В 601 г. до Р.Х. между Е. и Вавилоном вновь разгорелся открытый конфликт. К этому времени и иуд. царь Иоаким восстал против Навуходоносора ( 4Цар 24 и след.), вне сомнения рассчитывая на помощь Е., которая, однако, заставила себя ждать. Поэтому Навуходоносору в 597 г. до Р.Х. удалось беспрепятственно занять Иерусалим. Фараон Априй (библ. Вафрий, 589–570 гг. до Р.Х.) отказался от политики невмешательства и поспешил на помощь восставшему против Вавилона ⇒ Седекии ( Иер. 37:5 ; Иез. 17:11–21 ). Но эта помощь оказалась неэффективной, поскольку в 587 г. до Р.Х. Иерусалим вновь подпал под власть вавилонян. Фараон Амасис (Яхмос II, 570–526 гг. до Р.Х.), как и было предсказано Иеремией ( Иер 46 и след.), подвергся нападению Навуходоносора, стремившегося воспрепятствовать всем дальнейшим попыткам вмешат-ва Е. в азиат. дела. Впоследствии происходит сближение Е. с Вавилоном, продолжавшееся до тех пор, пока обе державы не оказались завоев. Мидией и Персией. В 525 г. до Р.Х. Е., как ранее и его союзники, подпадает под власть перс. царя Камбиса. Перс. господство продолжалось с 525 по 332 г. до Р.Х.: персы считаются XXVII династией. Вначале правление персов было справедливым и стабильным. Но неоднократные восстания привели в дальнейшем к ужесточению перс. политики. В 404–343 гг. до Р.Х. последним местным правителям, фараонам XXVIII-XXX династий, удалось ненадолго добиться некоторой независимости, пока персы были заняты своими проблемами в других частях империи. Затем Персия вновь покорила Е. на 11 лет, пока в 332 г. до Р.Х. не явился в качестве «освободителя» Александр Македонский. Е. ГРЕКО-РИМСКИЙ ПЕРИОД Этот период длился в общей сложности с 332 г. до Р.Х. по 641 г. по Р.Х. Сначала Е. был эллинистич. монархией под властью династии Птолемеев (332/1–30 гг. до Р.Х.), потом подпал под рим. господство (30 г. до Р.Х. – 395 г. по Р.Х.). С 395 г. Е. находился под властью Византии до завоевания его арабами в 641–642 гг. по Р.Х. ЕГИПЕТ В БИБЛИИ Египет в Библии представлен «домом рабства», из которого Господь освобождает Свой народ ( Исх. 20:2 ; ср. также Откр. 11:8 ). Пророки, прежде всего Исаия и Иеремия, упрекают иуд. царей в стремлении искать помощи у Е. в борьбе против Ассирии, а затем – против Вавилона. Ассир. военачальник во времена Езекии был прав, говоря, что Е. подобен надломленной трости, которая прокалывает руку опирающемуся на нее: таким и фараон оказывается для всех, кто хочет на него положиться ( 4Цар. 18:21 ; ср. Ис. 30:1–17 ; Ис. 31 и др.). Читать далее Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза/Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

«Мы показали, каковы мы христиане, – как бы восклицает св. Иустин, подводя итог своей апологии и утверждая единство слова и дела христианской жизни, – теперь покажите вы, подлинно ли вы философы». Соответствуют ли ваши дела словам, тому имени, которое вы носите? – рефреном повторяет он мысль, с которой начал свою апологию. «Люди истинно благочестивые и философы должны уважать и любить только истину и отказываться от последования мнениям предков, когда они худы: такова обязанность, внушаемая разумом. И не только требует здравый разум не следовать тем, которые несправедливо поступали или учили: философ (то есть любящий истину) должен всячески и больше своей собственной жизни стараться соблюдать правду в словах и поступках своих, хотя бы смерть угрожала ему. Вы называетесь благочестивыми и философами... теперь окажется, таковы ли вы на самом деле» (Первая апология. Гл. 2. Хрестоматия, с. 332); «Что касается до нас, – мы убеждены, что ни от кого не можем потерпеть вреда, если не обличат нас в худом деле, и не докажут, что мы негодные люди» (Первая апология. Гл. 2. Хрестоматия, с. 332); «Мы просим исследовать, в чём их [христиан] обвиняют; и если обвинения окажутся действительными, пусть наказывают их, как следует. Если же никто ни в чём обличить не может, то здравый разум не велит, по одной худой молве, оскорблять людей невинных, или лучше – самих себя, когда думаете вести дела не по рассуждению, а по страсти. Всякий здравомыслящий скажет, что наилучшее и единственное условие справедливости состоит в том, чтобы подчинённые представляли не укоризненный отчёт в своей жизни и учении, а начальствующие, с другой стороны, давали приговор не по насилию и самовластию, но руководствуясь благочестием и мудростью» (Первая апология. Гл. 3. Хрестоматия, с. 332); «Наша обязанность – представить на рассмотрение всех нашу жизнь и учение ... А ваше дело, как требует разум, выслушать нас и явиться добрыми судьями , ибо после того вам не простительно будет перед Богом, если вы, узнавши истину, не будете делать того, что справедливо» (Первая апология. Гл. 3. Хрестоматия, с. 332–333).

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

Список епископов, который имеет в виду Зееберг, принадлежит не собору ν τος γκαινοις, а раннейшему собору 332/3 г. Об этом он мог бы узнать из статей Швартца. 2) Я не напрасно не сослался на список этого посленикейского собора по вопросу о времени, когда Нерониада переименована в Иринуполь. Список этот и в 1911 году был мне доступен в изданиях Binii и F. Nau. Только в латинском списке у Binius отмечены и кафедры; у Nau – их нет. Наркисс занимает у Binius, Concilia p. 503, – 23-е место и называется правда в тексте Narcissus Irenopolis, но на поле отмечен вариант: Neroniadis. Представлялось поэтому по меньшей мере спорным, была ли Νερωνις уже к 332/3 году переименована в Ερηνοπολις. А так как для позднейших читателей и переписчиков позднейшее название этого киликийского города было конечно более привычно, чем древнейшее, то превращение Нерониады в Иринуполь представляется более понятным, чем обратное явление. – Не имея под руками списка епископов этого собора во всех его редакциях, я не только мог, но и должен был обойти этот вопрос молчанием. Теперь я могу высказаться совершенно определенно. В недавно изданном Эдуардом Швартцем (в греческом переводе) сирском списке, наиболее приближающемся, по его мнению, к греческому оригиналу, Наркисс занимает 3-е место и прямо назван Νρκισσος Νερωνιδος 165 . Следовательно, к 332–3 году Нерониада еще не была переименована в Ερηνοπολις; и если в некоторых редакциях списка епископов собора 332/3 стоит Narcissus Irenopolis, то это «Irenopolis» – чья-то корректура, или же чье-то пояснение: один из читателей списка знал, как именно теперь называется эта Νερωνις, и поставил на поле Ερηνοπολεως, а с поля эта поправка попала и в текст. Но с другой стороны мне кажется неестественным предположение, что Anapoli в подписях под посланием восточного сердикского собора 342/3 г. искажено из Neronopoli: город, в котором Наркисс был епископом – насколько известно – никогда не назывался Νερωνπολις, а назывался сначала Νερωνις, а потом Ερηνοπολις. Поэтому в наличном Avapoli я вижу доказательство, что к 342/3 году Νερωνις уже была переименована в Ερηνοπολις.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Lebed...

После нек-рого колебания К. обнародовал этот документ об отлучении митр. Евфимия. У него накопилось множество собственных претензий к неподконтрольному его власти митрополиту, начиная c неуплаты им податей и заканчивая венчаниями неканонических браков. Один из францисканских миссионеров в Дамаске, Томас Диас Кампайя, выступил посредником в примирении иерархов. Он убедил митр. Евфимия приехать в Дамаск и принести покаяние К. в обмен на снятие с него обвинений. Формальное примирение К. и митр. Евфимия произошло в кон. нояб. 1719 г., однако скрытая враждебность сохранялась. Многие верили, что именно по наущению митр. Евфимия патриарх был обвинен дамасскими властями в тайном венчании христианина и мусульманки и вынужден заплатить 3 тыс. киршей за свое оправдание. Вскоре после этого К. скончался от гангрены (видимо, вызванной диабетом), как о том сообщали в Рим францисканские миссионеры и митр. Евфимий. В правосл. историографии (свящ. Михаил Брейк) бытовала версия, что патриарх был отравлен Томасом Диасом Кампайей. Краткие воспоминания о К. оставили встречавшиеся с ним писатели-паломники: капеллан англ. фактории в Халебе Г. Мондрелл (1697) и черниговский иером. Ипполит Вишенский (1708), сообщающие также о церковной жизни христиан в Сирии этого периода. К. не имел хорошего образования, равно как и лит. дарований отца и деда. По собственному признанию и свидетельствам окружающих, он не владел греч. языком, поэтому атрибуция К. араб. перевода энциклики К-польского патриарха против митр. Евфимия Сайфи (1719) представляется неверной. Письменное наследие К. весьма ограниченно: помимо грамоты о прощении патриарха Никона и переписки с различными католич. корреспондентами 1715-1719 гг. он оставил ряд записей церковно-исторического содержания на полях сочинений своего деда патриарха Макария III в его рукописи-автографе (ИВР РАН. В 1227). Арх.: РГАДА. Ф. 52/1. 1683. 2; ИВР РАН. В 1227. Л. 31-38 об., 129. Ист.: Сказание о Сирийской унии/Пер.: еп. Порфирий (Успенский)//ТКДА. 1874. 9. С.

http://pravenc.ru/text/1840391.html

После этого папа возвратил ему корону. Со времени основания латинской империи в Константинополе (1203 г.) Иннокентий простирал свое влияние и на значительную часть Востока. Свое блестящее правление Иннокентий заключил четвертым Латеранским собором (1215 г.), на котором, кроме множества епископов, аббатов и приоров, присутствовали многие из государей Западной Европы. После Иннокентия III императорская власть опять взяла перевес над папством. Фридрих II, освободившись со смертью Иннокентия от его стеснительной опеки, начал мало-помалу восстанавливать свою власть в Италии; вместе с тем он не отделял сицилийской короны от германской. Второй преемник Иннокентия Григорий IX (1227–1241 гг.) хорошо понимал, какой опасностью угрожала папству такая политика Фридриха, и потому решился удалить его из Италии. С этой целью он настойчиво требовал, чтобы Фридрих предпринял крестовый поход, обещанный им еще Иннокентию III. Уступая папе, Фридрих в 1227 году отправился в Палестину, но так как в его войсках появились болезни, то он скоро воротился. Папа, не обращая внимания на причину возвращения, предал императора отлучению за непослушание. Но и Фридрих, в свою очередь, не обратил внимания на отлучение папы; не получивши разрешения, он в 1228 году опять предпринял крестовый поход (пятый), посредством мирных переговоров возвратил от турок Иерусалим, возложил на себя иерусалимскую королевскую корону (на которую имел право вследствие бракосочетания с Иолантой, наследницей Иерусалимского королевства), и в 1229 году возвратился на Запад. Папа был недоволен и успехами Фридриха, и его возвращением. Все-таки в 1230 году они примирились. Но вскоре между императором и папой началась борьба на жизнь и смерть. Фридрих, поддерживая политику отца и деда, продолжал с особенной настойчивостью и даже жестокостью упрочивать свою власть в Италии и Сицилии, при этом коснулся и папских владений. Григорий соединился с ломбардскими городами для открытой борьбы с императором и в 1239 году снова предал его отлучению.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010