Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Как оправдать слово «Лествицы»?               Тернистым путем к небу    Варнава (Беляев)   Житие старца Гавриила (Зырянова)   Часть I I I     Старец Гавриил и Алеша Ворбьев  «Долго я ломал себя, все не удавалось. Ну, наконец сломил...»   Как оправдать слово «Лествицы»?     Но как же все-таки оправдать слово «Лествицы» ? Духоносный и ревностный автор ее ведь не мог заблуждаться. И педагогические приемы, которые он предлагал, не могут не быть святы и спасительны. Но и не нужно никаких оправданий. Нужно только внимательно «и, по-печатному читая, пальчиком водя», вдуматься в приведенные тексты.   Речь   идет   о   совершенстве   христианской жизни, о приобретении божественного бесстрастия, о том, чтобы тому человеку спели, как преп. Сергию Радонежскому в тропаре:   «...в ней (в пустыне) плоды смирения возрастил еси, тем быв Троице вселение...»   (тропарь на обретение мощей, 5 июля).   Такой человек, понятно, скажет: погибни тот день, в который на тебя не донесли или тебя не посадили.   Это в отношении подчиненных.      А в отношении старших не знаю, что еще сказать. Кажется, все сказано. Разве вот что...       Однажды некоторые отцы пришли к старцу Пимену Великому. Надо знать, кто такой был Пимен. Один святой еще в молодости сказал ему:   - Ты - ангельский Пимен. (По-гречески игра слов: ангелос пиименос,  значит и «ангельский Пимен», и «ангельский пастырь».) Имя твое прославится по всей земле Египетской.   Это был рассудительнейший из святых отцов. Поэтому-то после него осталось в «Достопамятных сказаниях» поучений больше всего. Так вот, пришли к нему некоторые старцы (очевидно, из тех любителей поить «живой водой», о которых упомянуто выше, а ведь есть и у Христа слово на подобную тему, но я боюсь уж его приводить - не играю словами, на самом деле боюсь).      И сказали ему:   -  Если мы увидим братии, дремлющих во время службы, позволишь ли толкать их, чтобы проснулись и бодрствовали?   Ну что, можно предположить, ответил великий святой? Уж во всяком случае, хотя бы очень деликатно, ласково, осторожно, но мы такого бы разбудили. Хоть бы не упал в стасидии…   Но старец Пимен Великий, поистине ангельский пастырь, ответил:   -  Если я увижу брата дремлющего, то положу голову его на колена мои и успокою его…         Как оправдать слово «Лествицы»? Комментарии Всего комментариев: 1 2011/08/16, 17:19:51 Милосердие к уставшему человеку проявляет святой. Спасибо! Очень запомнилось.. Екатерина Добавить комментарий: Подписка на новости и обновления При копировании или цитировании текста и фотографий необходимо давать активную ссылку http://www.isihazm.ru (В связи с вопросами наших читателей оповещаем, что Монах Симеон Афонский ни в интернете, ни в каких сайтах участие не принимает. Он пребывает в затворе, не принимает посетителей, не имеет страниц в соц.сетях. С Богом!) Монастырь Дивеево

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=735

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Арсений Великий, прп. Описания иконы Арсений Великий, прп. - житие Преподобный Арсений Великий (память 8 мая по старому стилю) Родился в 354 г. в Риме, в благочестивой христианской семье, давшей ему хорошее воспитание и образование. Изучил сочинения всех риторов и философов и хорошо знал как греческий, так и латинский языки, однако оставил суетную жизнь мирскую и пренебрег еллинским любомудрием, посвящая себя на служение Богу. Когда он вступил в число клириков одной из римских церквей, то был возведен в сан диакона. Император Феодосий (379-395 гг.), правивший в то время восточной половиной Римской империи, искал для своих сыновей Аркадия и Гонория учителя, который научил бы их и философии, и Божественной мудрости не только словом, но и примером своей добродетельной жизни. Услышав об образованности и благочестии диакона Арсения, он поручил ему воспитание своих сыновей. Против воли, но с усердием занялся преподобный образованием юношей. Однако высокий почет, которым он был окружен, тяготил его дух, стремившийся к служению Богу в безмолвии иноческой[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Новгород XV.] Преподобные Иоанн Лествичник, Иоанн Дамаскин, Арсений. Икона (таблетка). Новгород. Конец XV в. 24 х 19. Из Софийского собора. Новгородский музей. Файл 4249.jpg:   Размер: 726x900, 0.65 MPix, 112 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (272) , (9) . Описание: [Афон. XV.] Прп. Арсений. Миниатюра. Афон (Иверский м-рь). Конец XV в. C 1913 года в Российской Публичной (ныне Национальной) библиотеке в Санкт-Петербурге. Файл 4250.jpg:   Размер: 366x1200, 0.44 MPix, 72 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (200) , (2) . Описание: [Россия. 2005.] Прпп. Арсений и Пимен Великие. Алёшин А.В. (Иконописная школа). Фреска Троицкого собора Троице-Сыпанова Пахомиево-Нерехтского женского монастыря Костромской епархии. 2005 г. Файл 4254.jpg:   Размер: 797x1200, 0.96 MPix, 131 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (249) , (4) .

http://pravicon.com/icon-1261

ПОСЛУШАНИЕ (См. также ДЕЛАНИЕ, МОНАШЕСТВО, НАЗИДАНИЕ, САМООТВЕРЖЕНИЕ, СВОЕВОЛИЕ, СМИРЕНИЕ) Возлюбленный сын! Доколе ты находишься в состоянии подчинения, внимай тому, что говорится тебе, старайся понять говоримое и тщательно исполняй его по значению и смыслу его ( Антоний Великий ). VI, 26. Имей постоянным залогом в сердце твоем послушание отцу твоему, и будет обитать в тебе страх Божий ( Антоний Великий ). VI, 31. Подобает юному монаху совещаться с старцем о каждом шаге, который он делает даже в своей келии... Если тебе будет что повелено, согласно с заповедями Господа Бога нашего, – соблюди и исполни это с тщательностью... Напротив того, если будет приказано что-либо противное Божественным заповеданиям, тогда должно отвечать приказывающему: повиноватися подобает Богови паче, нежели человекам... ( Антоний Великий ). VI, 34. Брат сказал авве Агафону: мне дана заповедь, но исполнение заповеди сопряжено со скорбью: и хочется исполнить заповедь и опасаюсь скорби. Старец отвечал: если б ты имел любовь, то исполнил бы заповедь и победил бы скорбь (авва Агафон). VI, 61. Новоначальные монахи, предавшие себя в послушание отцам, подобны мягким ветвям, удобно сгибающимся в обруч ( авва Исаия ). VI, 152. Тот велик, кто оказывает послушание брату своему ( авва Исаия ). VI, 165. Живя со старшим тебя, не позволь себе, не спрося его прежде, оказать благодеяние нищему. Не сделай этого тайно ( авва Исаия ). VI, 180. Прежде, нежели вопросишь старцев, помолись Богу, говоря: Господи Боже мой! Сотвори со мною милость, и внуши отцам дать мне ответ по воле Твоей. Помолившсь так, спроси отцов, что они скажут, – исполни с верою, и Бог успокоит тебя ( авва Исаия ). VI, 181. Будем оказывать повиновение отцам нашим по Богу, отсекая пред ними волю нашу, – и стяжем истинное послушание. Когда же стяжем его, то почиет над нами благословение отцов, как почило оно на Елисее ( авва Исаия ). VI, 235. Человек, образ Божий и подобие, послушанием истине возвышается над всем (авва Исидор Скитский). VI, 243. Равны следующие три: когда кто безмолвствует правильно, когда кто болен и благодарит Бога, когда кто находится в нелицемерном послушании. У этих трех – одно делание ( Пимен Великий ). VI, 345. Говорили старцы: если брат имеет доверенность к старцу и вдаст себя ему в послушание, с такого брата уже не взыскивается исполнения заповедей Божиих по его разумению, но он должен отречься от всей воли своей пред своим духовным отцом: повинуясь во всем, он не может согрешить пред Богом (Изречения безымянных старцев). VI, 396. Читать далее Источник: Творения иже во святых отца нашего Святителя Игнатия епископа Ставропольского. - Репр. изд. - М. : Сретенский монастырь, 1998-./Т. 7: Симфония по творениям святителя Игнатия, епископа Кавказского и Черноморского : С предм. и имен. указ./[Сост. игуменом Марком (Лозинским)]. - 2001. - 477, с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

СПАСЕНИЕ Спросил... авва Памво Антония, как ему вести себя, чтобы наследовать спасение? Блаженный старец отвечал: не доверяй своей праведности, искреннее раскаивайся в преждесодеянных согрешениях, воздерживай язык, сердце и чрево ( Антоний Великий ). VI, 35. В скиту Арсений молился Богу, говоря: Господи! научи меня, как мне спастись? И услышал он голос, говоривший ему: Арсений! бегай человеков, молчи, безмолвствуй: это – корни безгрешия ( Арсений Великий ). VI, 47. Начало спасения – самоукорение (авва Евагрий). VI, 114. Если хочешь спастись, то будь мертв, не принимая ни бесчестия человеческого, ни чести (т. е. не сочувствуя им, не трогаясь ими), подобно мертвым, и возможешь спастись ( Макарий Великий ). VI, 310. Хранение себя, тщательное внимание к себе, во всех случаях рассуждение суть три орудия, которыми душа изработывает свое спасение ( Пимен Великий ). VI, 339. Какая польза человеку, аще мир весь приобрящет, душу же свою отщетит? Спасение едино есть на потребу! спасение есть та благая часть, яже не отымется от души, стяжавшей его. Все вещественное, что ни имеем, что ни приобретем во время земной жизни, все оставим в день смерти; оставим в день смерти, оставим навсегда родственников, друзей, богатство, почести, оставим самое тело наше. Вечное спасение или вечная погибель, оне одне, пребудут нашим достоянием, пойдут с нами в вечность, там получат полное развитие, доставят нам или нескончающееся блаженство или нескончающееся бедствие (Тихон Воронежский). VI, 358–359. Главнейшим делом, главнейшими заботами для каждого христианина да будут дело спасения, заботы о снискании спасения. Занимающийся спасением своим из такого сердечного залога – спасется, потому что Всесильный Бог благодатью Своей поможет ему спастись (Тихон Воронежский). VI, 359. Если хочешь, чтобы вечное спасение было твоим главным делом: будь посреди этого мира, как странник и пришлец (Тихон Воронежский). VI, 361–362. Всего, что не любишь сам, того не делай другим. Не любишь, чтобы тебе говорили неприятное: не говори неприятного другим. Не любишь, чтобы тебя оклеветывали, не оклеветывай других. Не любишь, чтобы кто злоречил, бесчестил тебя, похищал твое, или делал тебе что подобное: и ты ничего такого не делай никому. Если кто возможет сохранить эти слова, – они достаточны для его спасения (Изречения безымянных старцев). VI, 372. Читать далее Источник: Творения иже во святых отца нашего Святителя Игнатия епископа Ставропольского. - Репр. изд. - М. : Сретенский монастырь, 1998-./Т. 7: Симфония по творениям святителя Игнатия, епископа Кавказского и Черноморского : С предм. и имен. указ./[Сост. игуменом Марком (Лозинским)]. - 2001. - 477, с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

ГРЕХ (См. также НАВЫК, ПАДЕНИЕ, ПАМЯТОВАНИЕ СМЕРТИ, ПОКАЯНИЕ, СТРАСТИ) Погрешить делами – это признак немощи; допускать себе неверие – признак дерзкого легкомыслия и безрассудности ( Антоний Великий ). VI, 12. Хранись, чтобы ум твой не осквернился воспоминанием прежних согрешений, и чтобы не обновилось в тебе ощущение их ( Антоний Великий ). VI, 22. Знамением, что грех прощен, служит то, что он уже не производит никакого действия в сердце твоем и ты забыл о нем до того, что при разговоре ближних о подобных грехах, ты не ощущаешь никакого сочувствия к нему, как вполне чуждому тебе. Это значит, что ты помилован ( авва Исаия ). VI, 137. Если совершаются в тебе осквернения, а ты услаждаешься тем и содействуешь тому, от чего рождается осквернение, не печалясь и не болезнуя сердцем: то состояние твое в падшем естестве Адама, тогда ты будешь действовать соответственно естеству Иисуса и привлечешь к себе помощь Его, когда сердце твое отречется от греха, когда оно отречется от начал, рождающих грех, когда будешь памятовать непрестанно о муках адских, когда ощутишь, что Помощник твой неотступно присутствует при тебе, когда ни в чем не будешь оскорблять Его, когда будешь постоянно плакать пред Ним, говоря: «Господи! избавление меня от греха принадлежит единственно Тебе. Самому мне, без помощи Твоей не избегнуть из рук врага» ( авва Исаия ). VI, 141. Невозможно, чтобы Христос пребывал в человеке со грехом. Если вселился в тебя Христос: то умер в тебе грех ( авва Исаия ). VI, 227. Если будем внимательны к своим грехам, то не будем смотреть на грехи ближнего. Безумно – оставить своего мертвеца и идти плакать над мертвецом ближнего (авва Моисей). VI, 814. Брат спросил авву Пимена о монашеском делании. Старец сказал: когда Бог посетит нас призывом в вечность, тогда что озаботит нас? Брат отвечал: грехи наши. Старец сказал: и так войдем в келии наши; уединившись в них, вспомянем грехи наши, и Господь послушает нас ( Пимен Великий ). VI, 331. Если впадешь в грех и, оставив его, начнешь каяться и скорбеть, то наблюдай за собою, чтобы не престать тебе скорбеть и воздыхать к Господу даже до дня смерти твоей. Если же не будешь скорбеть, то скоро впадешь в тот же ров: скорбь по Бозе за грехи есть крепкая узда для души и не попускает ей пасть (Изречения безымянных старцев). VI, 377. Д Читать далее Источник: Творения иже во святых отца нашего Святителя Игнатия епископа Ставропольского. - Репр. изд. - М. : Сретенский монастырь, 1998-./Т. 7: Симфония по творениям святителя Игнатия, епископа Кавказского и Черноморского : С предм. и имен. указ./[Сост. игуменом Марком (Лозинским)]. - 2001. - 477, с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

ИСКУШЕНИЯ (См. также МУЖЕСТВО, ПОМЫСЛЫ, ПУТЬ ТЕСНЫЙ, СКОРБИ, СОБЛАЗН, СТРАСТИ, ТЕРПЕНИЕ) Радуйся в искушениях, которые будут допущены тебе: при посредстве их приобретается духовный плод ( Антоний Великий ). VI, 29. Обретший благодарение Богу во время нашедших на него искушений обращает нашедшие на него искушения в бегство ( авва Исаия ). VI, 219. Если тебя поносят и ты заскорбишь от этого, то нет в тебе истинного плача ( авва Исаия ). VI, 221. Брат спросил авву Моисея: что должен делать человек при всякой случающейся с ним напасти или при нашествии всякого вражеского помышления? Старец отвечал: должен плакать пред благостью Божиею, чтобы она помогла ему, и вскоре ощутит спокойствие, если будет молиться разумно (авва Моисей). VI, 314. Мы впадаем во многие искушения по той причине, что не сохраняем нашего чина. Не видим ли, что жена хананейская приняла данное ей имя и что Спаситель утешил ее. Также не видим ли, что Авигея сказала Давиду: во мне неправда моя, и что Давид, услышав эти слова, возлюбил ее. Авигея – образ души, а Давид – Бога: если душа укорит (осудит, обвинит) себя пред Богом, то Бог возлюбит ее ( Пимен Великий ). VI, 335. Какое бы ни случилось искушение с человеком, он должен предавать себя воле Божией и исповедывать, что искушение случилось за грехи его. Если же случится что доброе, должно говорить, что оно устроилось по Промыслу Божию (Сисой Великий). VI, 351. Амма Феодора поведала: некоторый инок, одолеваемый множеством скорбей, сказал сам себе: уйду отсюда. С этими словами он начал одевать сандалии на ноги, и внезапно увидел в углу келии другого человека, который также обувался и который сказал ему: из-за меня ли ты выходишь отсюда? вот! во всяком месте, куда бы ты ни пошел, я уже буду прежде тебя (амма Феодора). VI, 370. Читать далее Источник: Творения иже во святых отца нашего Святителя Игнатия епископа Ставропольского. - Репр. изд. - М. : Сретенский монастырь, 1998-./Т. 7: Симфония по творениям святителя Игнатия, епископа Кавказского и Черноморского : С предм. и имен. указ./[Сост. игуменом Марком (Лозинским)]. - 2001. - 477, с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

БЕССТРАСТИЕ (См. также СТРАСТИ) Знамением преуспеяния в добродетели да будет для вас то, когда вы стяжете бесстрастное и чистое помышление. Это начаток даров Божиих (авва Аполлос). VI, 69. Повергающий себя пред Богом в разуме и повинующийся заповедям в смиренномудрии достигает любви. Любовь вводит в бесстрастие ( авва Исаия ). VI, 144. Ум постоянно нуждается в следующих четырех добродетелях: в повержении себя пред Богом неоскудною молитвою, в умерщвлении беспристрастием ко всякому человеку, в полном отвержении осуждения ближних, в стяжании глухоты к словам, которыми обольстительно говорят страсти ( авва Исаия ). VI, 185. Бесстрастие уже не подвержено колебанию от нападений врага... Оно пребывает в спокойствии и не боится разъединения трех частей, соединенных миром Божиим. Эти три части суть: дух, душа и тело. Когда эти три части действием Святого Духа составят из себя одно целое: тогда они уже не разделяются ( авва Исаия ). VI, 223. Монашеская жизнь есть путь; цель пути – достижение покоя. На этом пути, на пути добродетелей, встречаются падения, встречаются враги, встречаются перемены; на нем бывают и обилие и умаление, и плоды и бесплодие, и печаль и радость, и болезненное сетование сердца и спокойствие сердца, и успех и утраты. Но бесстрастие чуждо всего упомянутого. Оно не имеет никакого недостатка. Оно в Боге, и Бог в нем. Для бесстрастия нет врагов, нет падения. Не стужает ему ни неверие, никакая другая страсть. Оно не ощущает труда в хранении себя, его не беспокоит никакое пожелание; оно не страдает ни от какой брани вражеской. Велика слава его, достоинство невыразимо. Далеко отстоит от него всякое душевное устроение, возмущаемое какою-либо страстию. Оно есть то тело, которое восприял на себя Господь Иисус; оно – та любовь, которую преподал Господь Иисус ( авва Исаия ). VI, 224–225. Если хочешь спастись, то будь мертв, не принимая ни бесчестия человеческого, ни чести (т. е. не сочувствуя им, не трогаясь ими), подобно мертвым, и возможешь спастись ( Макарий Великий ). VI, 310. Пребывающий с братиями своими должен быть подобным каменному истукану: подвергаясь укоризнам, он не должен гневаться; будучи прославляем, он не должен возноситься ( Пимен Великий ). VI, 335. Читать далее Источник: Творения иже во святых отца нашего Святителя Игнатия епископа Ставропольского. - Репр. изд. - М. : Сретенский монастырь, 1998-./Т. 7: Симфония по творениям святителя Игнатия, епископа Кавказского и Черноморского : С предм. и имен. указ./[Сост. игуменом Марком (Лозинским)]. - 2001. - 477, с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

ВОЗДЕРЖАНИЕ (См. также ДЕЛАНИЕ, ДОБРОДЕТЕЛИ, ПОСТ) Не будь сластолюбив и предан объядению, чтобы не возобновились в тебе прежние твои согрешения ( Антоний Великий ). VI, 23. Сухоядение и равномерность в количестве пищи, при душевном расположении любовию ко всем, скоро вводят монаха в пристанище бесстрастия (авва Евагрий). VI, 112. Истончивающий себя воздержанием приближается к здравию ( авва Исаия ). VI, 201. Если ощутишь в себе действие страсти чревообъядения и пожелания различных снедей, то вспомни тот смрад, в который обращается всякая пища. Это поможет тебе сохранить воздержание ( авва Исаия ). VI, 204. Возлюбим воздержание во всей полноте его, удручая подвигом наши члены и содержа в них мертвость от страстей, чтобы стяжать сердце мужественное против врагов наших, подобно великому пророку, Илии Фесвитянину ( авва Исаия ). VI, 235. Если не отъято будет насыщение хлебом, то душа никаким иным средством не может быть приведена к смирению ( Пимен Великий ). VI, 337. Естественно человеку чувствовать позыв на пищу; однако должно употреблять пищу необходимую к поддержанию жизни, а не по страсти и не для пресыщения. Естествен человеку сон, но не до сытости и изнеженности тела, чтобы мы могли смирять страсти и порочные стремления тела. Сытость сна соделывает тупым и ленивым дух человека и его умственные способности; бдение, напротив того, утончает и очищает их. И святые отцы сказали, что святое бдение очищает и просвещает ум. Естественно и гневаться человеку, но не в возмущении страсти. Пусть он гневается на себя и на свои пороки: тем удобнее возможет исправлять себя и отсекать страсти (Изречения безымянных старцев). VI, 374. Читать далее Источник: Творения иже во святых отца нашего Святителя Игнатия епископа Ставропольского. - Репр. изд. - М. : Сретенский монастырь, 1998-./Т. 7: Симфония по творениям святителя Игнатия, епископа Кавказского и Черноморского : С предм. и имен. указ./[Сост. игуменом Марком (Лозинским)]. - 2001. - 477, с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

митрополит Иоанн (Снычёв) ЛУКАВСТВО 1. Какое гибельное действо производит в человеке лукавство? Как густой лес, когда небрегут о нем, истребляется пожаром, так лукавство, будучи допущено в сердце, губит душу вместе – оскверняет тело, приносит многие нечистые помыслы. Насмехается лукавый над простыми и всеми добрыми; сердце его объемлется многочисленными, сквернейшими помышлениями, насеянными диаволом, понуждающими ум скитаться повсюду, возбуждающими в душе внутреннюю борьбу. ( Антоний Великий ). Стр. 15 (18). Лукавый человек, во-первых, обманывает свою собственную душу: лукавство его обращается на главу его, как написано в псалмах: обратится болезнь его на главу его, и на верх его неправда его снидет. ( Антоний Великий ). Стр. 21 (40). 2. В чем состоит ненавидение лукавства? Некоторый брат пришел к авве Пимену и в присутствии многих, сидевших тут, похвалил другого брата, сказав, что он ненавидит лукавства. Авва Пимен спросил его, что значит ненавидеть лукавство? Брат пришел в затруднение и, не находя что отвечать, поклонился старцу, говоря: объясни мне это. Старец сказал: ненавидение лукавства состоит в том, когда кто возненавидит грех свой и оправдает брата своего. Стр. 334 (46). 3. Какие добродетели очищают сердце от лукавства? Простота и невменяемость очищают сердце от лукавства. ( Авва Исаия ). Стр. 185 (248). 4. Допускает ли о ближнем помышления лукавые стяжавший долготерпение? Стяжавший долготерпение не попустит себе помышления лукавого о ближнем. ( Авва Исаия ). Стр. 216 (482). Если ближний попросит оказать ему любовь и научить делу, а знающий дело не исполнит его просьбы, то что показывает этим не исполнивший: любовь ли Божию или лукавство? Увидя, что брат делает свое дело недостаточно, не скажи ему, что он не так делает или портит. Но если он будет просить тебя, чтобы ты оказал ему любовь и научил его, а ты не исполнишь просьбы его, промолчишь, то покажешь этим, что в тебе живет не любовь Божия, а лукавство. ( Авва Исаия ). Стр. 178 (201). 6. Сможет ли избежать печали сердечной тот, кто ведет себя лукаво в отношении к ближнему своему? Кто ведет себя лукаво в отношении к брату своему, тот не возможет избежать печали сердечной. ( Авва Исаия ). Стр. 185 (249). Читать далее Источник: ИС 11-105-0483 Ключ к Отечнику святителя Игнатия Брянчанинова/Сост. митрополит Иоанн (Снычев) — СПб.: «Царское Дело», 2014. — 656 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

митрополит Иоанн (Снычёв) УЧИТЕЛЬСТВО И ДЕЛО Что больше желали старцы: учиться или же учить? Сказал старец: лучше желаю учиться, нежели учить. Также сказал: не начни учить преждевременно, иначе во все время жизни твоей пребудешь недостаточным по разуму. Стр. 398 (134). Должно ли учить других тому, чего сам еще не исполнил на деле? Никому не предлагай того, никого не учи тому, чего прежде сам не исполнил на деле. ( Антоний Великий ). Стр. 27(112). Опять сказал: опасно учить ближнего преждевременно, чтоб самому не впасть в то, от чего предостерегается ближний учением. Впадающий в грех не может научать тому, как не впадать в него. ( Авва Исаия ). Стр. 148 (74). Чему подобен человек, учащий и не исполняющий на деле того, чему он учит? Еще сказал: Человек, учащий и не исполняющий на деле того, чему он учит, подобен колодцу, напоявает и очищает всех, а себя не может очистить, но остается со всеми нечистотами и грязью, которые попадали в него. (Авва Пимен Великий ). Стр. 344 (92). К чему ведет стремление человека учить других, если сам человек искушается самомнением и ревностью, еще не очищенною от плотского мудрования? Он говорил: Стремление учить других, по признанию себя способным к этому, служит причиною падения для души. Руководствующиеся самомнением и желающие возводить ближнего в состояние бесстрастия приводит свою душу в состояние бедственное. Знай и ведай, что, наставляя ближнего твоего сделать то или другое, ты действуешь как бы орудием, которым разрушаешь дом твой и в то самое время, как покушаешься устроить дом ближнего. ( Авва Исаия ). Стр. 138 (27). Эго относится не к пастырям, которые обязаны по долгу своему наставлять ближних, также не к тем преуспевшим инокам, которых подвиг осенен Божественною благодатию, с которыми завещевается монашескими правилами совет для новоначальных. Относится это к инокам, которые искушаются самомнением и ревностию, еще не очищенною от плотского мудрования. Читать далее Источник: ИС 11-105-0483 Ключ к Отечнику святителя Игнатия Брянчанинова/Сост. митрополит Иоанн (Снычев) — СПб.: «Царское Дело», 2014. — 656 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010