сост. Дмитрий Семеник Скачать epub pdf Следует ли вам пытаться просвещать других? Не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению, ибо все мы много согрешаем. ( Иак. 3:1–2 ). И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: «дай, я выну сучок из глаза твоего», а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего. ( Мф. 7:3–5 ). Мудрено тому учить, чего сами не знаем. Не учи борючись, учи побораючи. Свечка, когда не горит, то и не светит. Кто молчит, тот двух научит. Русские пословицы. Чтобы один человек сказал другому, что ему нужно делать, слышащий должен быть смиренным, а говорящий – в десять раз смиреннее его, и, кроме этого, он сам должен стараться применять в своей жизни то, чему учит другого. Старец Паисий Святогорец (1924–1994). Учить ближнего столько же противно смиренномудрию, как и обличать его. Преподобный Пимен Великий († 450). Спеши лучше к выполнению прочитанных знаний, нежели к научению ими других. Ибо от этого учительства происходит гибельное тщеславие. Авва Нестерой. Надобно прежде всего самому очиститься, потом уже других очищать; умудриться, потом умудрять; стать светом, потом просвещать; приблизиться к Богу, потом приводить к Нему других; освятиться, потом освящать. Святитель Григорий Богослов (329–389). Душа моя! Все даровал тебе Господь – смысл, разум, ведение, рассуждение, познай же полезное для тебя. Как мечтаешь ты сообщать свет другим, когда ты сама погружена еще во тьму? Врачуй прежде самое себя, а если не можешь, то оплакивай слепоту свою. Преподобный Ефрем Сирин (IV век). Откуда могу знать, угоден ли я Богу, чтоб сказать брату: поступи так или иначе. Сам нахожусь еще под игом покаяния по причине грехов моих. Опасно учить ближнего преждевременно, чтоб самому не впасть в то, от чего предостерегается ближний учением. Впадающий в грех не может научать тому, как не впадать в него.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

...Ты пишешь, что ты по жалости и по мнимой любви взялась не за свое дело: лечить сестру, которая больна нетелесной болезнью. Я тебе говорил лично и теперь повторяю: вперед не берись за подобные дела. Ежели Пимен Великий , по смиренномудрию и по охранению себя, уклонялся от подобных дел, имея на то дарование от Господа, – ты кто такая, что дерзаешь на сии вещи непрошеная. Паки повторяю: не дерзай вперед на такие вещи, если не желаешь подвергнуться сильным искушениям и навлечь на себя, во-первых, невыносимую брань плотскую, во-вторых, нападение и стужание 4 от мысленных врагов, а в-третьих, гонение и от людей. Что за надобность самому себе навлекать такие страшные искушения? Преподобный Симеон Евхаитский советует уклоняться от одержимых злыми духами, так как бывали случаи, что через них враг путал и духовных людей. Несмотря на мнимую жалость и на мнимую любовь, под которыми тонко скрываются самомнение и высокоумие, а ты сама должна знать, какие горькие плоды проистекают от этих страстей. Послушай Писание, глаголющее: Мерзость пред Господом всякий надменный сердцем ( Притч. 16, 5 ). Посмотри и на апостола Павла, что он говорит. Не повелевает ли он предать такового сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа ( 1Кор. 5, 5 )? Вот пример истинного человеколюбия. А ты заботишься избавить человека от измождения плоти, чтобы доставить ему временное спокойствие, прикрываясь, может быть, и мнимой пользой душевной. Но дело это выше тебя. Ты не священник или иерей, который искусной исповедью имеет духовную власть помогать таким людям, но и в таком случае не всегда последует совершенное исцеление. Это зависит только от воли Божией и от мановения Самого Господа, Который о всех промышляет и устрояет полезное, и душеполезное, и спасительное. Люди же не только не сильны сами собою что-либо сделать, но и не всегда понимают, что душеполезно для человека. Хотя иногда и мнимся мы усердствовать и жалость являть к ближнему, но весьма часто не понимаем ни других, ни себя, а лишь вовлекаемся в это тонким самомнением и высокоумием. Пусть эта больная понудится исповедовать новому вашему духовнику то, о чем тебе объявляла, а после видно будет, возымеется ли надобность приехать к нам. Если хочешь иметь действительную жалость к таким людям, то можешь посоветовать им, чтобы искренно исповедовали свои грехи духовному отцу и не стыдились ничего утаивать, так как наказание бывает человеку не только за грехи, но больше за недостойное причащение Святых Тайн. Самой же, по своему усердию, тебе выслушивать такие грехи очень, очень неполезно ради искушений, о которых сказано выше (2, ч. 3, с. 36–37).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

Преподобный Пимен Великий Память 27 августа/9 сентября Святой Пимен жил на рубеже IV–V веков. Он родился в Египте. В 15 лет Пимен присоединился к своим шести братьям, которые подвизались в Скитской пустыне: авва Анувий был старшим, а Паисий младшим. Еще будучи молодым, Пимен пошел спросить одного старца о трех помыслах, которые его беспокоили, но во время беседы забыл об одном из них. Вернувшись к себе и вспомнив о нем, он тотчас вышел и пробежал большое расстояние, которое отделяло его от старца, чтобы повергнуть перед ним свой помысел. Старец, удивленный его заботой о чистоте сердца, предрек: «Пимен, твое имя будут произносить по всему Египту, и ты действительно станешь пастырем 1 огромного стада». В 407 году варвары-мазики опустошили монашеские поселения в пустыне Скит. Семь братьев избежали смерти, уйдя по дороге добытчиков селитры. Они поселились в Теренуфе, в Верхнем Египте, на берегу реки Нил. Пимен приобрел там большую славу, так что благочестивые люди оставили старцев, у которых имели обыкновение спрашивать совета, и приходили с вопросами к нему. Когда некий посетитель пришел спросить авву Анувия, тот отправил его к Пимену, понимая, что брат удостоился дара духовного наставления. Но Пимен никогда не брал слова в присутствии старшего брата и отказывался говорить при другом старце, хотя и превосходил их всех. Мать семерых братьев, узнав, куда удалились ее сыновья, отправилась навестить их, но встретила решительный отказ. Поэтому она расположилась около церкви и стала ждать, когда подвижники придут в нее на еженедельную службу. Завидев мать, сыновья тотчас пошли обратно. Она побежала вслед за ними и, найдя дверь закрытой, начала жалобно стонать. Пимен отвечал ей изнутри: «Что ты предпочитаешь: увидеть нас здесь или в грядущем веке?» Она воскликнула: «Разве я не ваша мать? Разве не я вскормила вас грудью? Ныне мои волосы поседели, разве не могу я вас увидеть?» Он объяснил: «Если ты заставишь себя не видеть нас здесь, ты увидишь нас там, в вечности». И благочестивая мать удалилась полная радости, говоря: «Если я обязательно увижу вас там, то в таком случае я более не хочу видеть вас здесь».

http://pravoslavie.ru/55936.html

Преподобный Пимен Великий. Фреска, 1547 год. Афон, Дионисиат Вспомним Великого Пимена (IV–Vbb. по Р.Х.). В древности не было написано его подробного жития. Но сохранилось много патериковых сказаний, в которых приоткрывается нам нечто удивительное. Так, из этих разрозненных записей можно понять, что Пимен имел еще 6 родных братьев. И вот, представьте себе, они все семеро ушли в пустыню, желая жизни монашеской. То была дикая египетская пустыня, именуемая Скит (отсюда название «скит» для уединенных наших обителей). Обычно в житиях мы видим идеальную сторону святого: «от юности возлюбив Христа», подвижник непременно побеждает искушения и, восходя от силы в силу, возрастает в умудренного духоносного старца. Житие предлагает нам своего рода словесную икону святого, обобщая его жизненный подвиг. Но мы-то немощны и не очень возрастаем. Иной раз уроком нам может послужить простая, человеческая сторона жизни подвижника. В ней могут приоткрыться немощи подвижника, зато становится понятен и путь работы над собой. Иной раз уроком нам может послужить простая, человеческая сторона жизни подвижника Приведем сохранившиеся фрагменты жизни Пимена Великого и его родных братьев, которые показывают, как складывалось их общение друг с другом и как они учились работать над собой. Увидеть реальную картину их взаимоотношений необычайно интересно. Местами мы даже не будем предлагать комментариев, а просто вместе посмотрим на их общение, и от этого уже будет польза. «Уйдем отсюда» Авва Пимен жил в одной келлии с двумя братьями, старшим, Анувом, и младшим – Паисием. Остальные родные братья, судя по всему, жили также в малых келлиях на некотором отдалении. Из древнего патерика мы узнаем, что младший всё время святому Пимену досаждал. В конце концов Пимен не выдержал и сказал Ануву: «Меньший брат возмущает наше безмолвие: встанем, уйдем отсюда». Не сказав ни слова Паисию, они тихонько собрались и пошли. Не стерпев досаждений, решили искать лучшего места. Паисий же, безмятежно сидевший в келлии, заметил, что братья слишком долго не возвращаются. Выйдя наружу, он увидел – благо, пустыня позволяет смотреть далеко, – как две фигуры маячат где-то вдали. Он тут же кинулся вслед за ними и начал кричать. Пимен, услышав Паисия, сказал Ануву: «Подождем брата, потому что он бежит за нами с огромным усилием». Достигнув братьев, запыхавшийся Паисий растерянно спросил: «Куда вы идете, оставив меня?» Пимен сказал ему напрямую: «Мы уходим от тебя, потому что ты разрушаешь наше жительство». Но Паисий ответил: «Истинно, истинно говорю вам: куда вы ни пойдете, пойду и я с вами». Оказывается, он, хоть и досаждал, но братьев своих всё же любил и не мыслил своей жизни без них. Тогда-то, видя незлобие брата, Пимен сказал Ануву: «Он поступал так не намеренно; но враг употреблял его в свое орудие». Вместе они вернулись в свою келлию.

http://pravoslavie.ru/148146.html

9 сентября — день памяти преподобного Пимена Великого 9 сентября 2008 г. 17:47 В день памяти преподобного Пимена, имя которого стоит в одном ряду с именами прославленных отцов Церкви — преподобных Антония Великого, Пахомия Великого, Макария Великого, Паисия Великого — портал Патриархия.ru публикует проповедь протоиерея Владимира Еремина 1972 года, ранее не публиковавшуюся в Интернете. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Сегодня, братие и сестры, Святая Церковь чтит память Преподобного и Богоносного отца нашего Пимена Великого. Мы восхваляем преподобного Пимена, имя которого стоит в одном ряду с именами прославленных отцов Церкви: преподобных Антония Великого, Пахомия Великого, Макария Великого, Паисия Великого. Они почти одновременно явились на тверди церковной. Четвертый век был свидетелем их многотрудной, подвижнической жизни, и Египетская пустыня была зрительницей их духовной славы. Преподобный Пимен Великий родился в 340 году в Египте. В юном возрасте вместе с двумя младшими братьями он ушел в один из общежительных монастырей Египта и принял там иноческий постриг. Монастырь стал для него суровой школой духовного искуса. Строгая постническая жизнь, постоянная молитвенная настроенность, мужественная борьба с плотскими страстями и мирскими привязанностями сделали преподобного Пимена, подобного нам человека, Преподобным, Великим, исполненным Духа Святого, земным Ангелом. Один сподвижник его, преподобный Сысой Великий, умилившись однажды мудростью наставлений Пимена Великого, воскликнул: «Как восхвалить тебя, авва Пимен! Поистине слова твои преисполнены благодати и славы, как некий камень драгоценный». Житие преподобного Пимена говорит: «Он восшел на вершину бесстрастия и стал славнейшим из всех пустынных отцов, как наиболее совершенный в добродетелях». Припадем и мы, братие и сестры, к источнику Боговдохновенных поучений преподобного Пимена, чтобы сердца наши напитались благодатью и подвиглись на исправление нашей греховной жизни. «Человеку необходимо, говорит преподобный Пимен, соблюдать три главные правила: бояться Бога, часто молиться и творить добро ближнему». «Злом никогда не победить зла, если кто-либо причинит тебе зло, окажи тому добро, тогда твоя добродетель препобедит его злобу».

http://patriarchia.ru/db/text/457590.htm...

Вслед за притчей Святитель Николай Сербский подмечал: «В необыкновенных и редких происшествиях — например, в падении звезд, землетрясениях или больших войнах — и обычные люди ищут некое духовное значение. Но только необыкновенные люди ищут и находят духовный смысл и в обычных, часто происходящих, ежедневных событиях». Писатель и редактор Елена Тростникова — о притчах православия. 30 мая, 2011 Святитель Николай Сербский подмечал: «В необыкновенных и редких происшествиях — например, в падении звезд, землетрясениях или больших войнах — и обычные люди ищут некое духовное значение. Но только необыкновенные люди ищут и находят духовный смысл и в обычных, часто происходящих, ежедневных событиях». Писатель и редактор Елена Тростникова — о притчах православия. Авва Пимен Великий «Один мирянин весьма благочестивой жизни пришел к авве Пимену. У старца случились и другие братия, желавшие послушать беседы его. Старец сказал благочестивому мирянину: — Скажи братиям что-нибудь в наставление. Мирянин отказывался и говорил: — Прости мне, авва! Я сам пришел учиться. Но старец принудил, и он начал говорить: — Я человек мирской, продаю овощи: развязываю пуки зелени, делаю из них небольшие связки — покупаю дешево и продаю дорого. Не умею говорить от Писания, а скажу вам притчу …» Позвольте тут прервать рассказ древнего Патерика и порассуждать, что же произошло. Мирянин пришел не просто в монастырь, а к великому авве Пимену (который и носит полторы тысячи лет это прозвание — Пимен Великий) и его ученикам, — людям, которые посвятили всю свою жизнь движению к Богу и «познанию самого себя». Развитие христианской антропологии происходило именно в этих лабораториях Духа — монашеских кельях. Что есть человек, какие силы в нем действуют, как пролегает путь из противоестественного греховного состояния к вышеестественному состоянию обожения — святости , являющейся назначением человека, откуда возникают и как действуют в человеке страсти и как им противоборствовать , — это было содержанием мысли и жизни монахов древности, соцерцания — теории и деяния — праксиса (эти два термина, два столпа научного познания, пришли к нам именно от монахов древности, и относились они именно к познанию человека перед Богом).

http://pravmir.ru/vsled-za-pritchej/

Преподобный Пимен Великий.      Атмосфера была накалена до предела. В малой монашеской общине запахло войной. Дальше так жить было невозможно. Видать, пришла пора виновнику сего искушения покинуть эти места. Пусть себе идет, куда пожелает, и живет дальше хоть сам по себе, хоть с другими, менее строгими в монашеской жизни. Ибо здесь он не только искушал монахов своим поведением, но и был дурным примером для разного рода паломников, заходивших время от времени в обитель и остававшихся помолиться на бдениях. Его плохое поведение бросало тень на всю обитель. Действительно, что могли подумать эти люди о них? В начале никто не придавал этому особого значения. Строгих мер не принимали. Кое-кого, пожалуй, все это даже веселило. Но когда затем, несмотря на все замечания, сделанные ему сначала одним из братиев, а затем и самим старцем, виновник упорствовал в своем поведении, многих оно стало раздражать. Глухое раздражение же быстро переросло в открытый конфликт. Да, новый монах, пришедший в их общину несколько месяцев назад с самыми, скажем правду, лучшими рекомендациями и во всем прочем прекрасно уживавшийся с братией, неожиданно стал настоящей занозой для их малой обители. Как можно было не послушаться даже самого старца? Как же великодушен старец, что спускает ему все это с рук и не выгнал его до сих пор – так в один голос говорили самые старые и почтенные монахи. Кое-кто пытался найти ему оправдания. Молод еще. Подвизается в своей борьбе. Ничем другим, кроме этого, нам не мешает. И даже тут, в том, что нас так раздражает в нем, заметьте – он ведь аккуратно приходит на службы и на бдения, не пропустив ни одного из них. Просто… сразу же засыпает. Именно в этом и состояла проблема инока Агафона, ставшая «шипом соблазна» и источником беспокойства для многих из братии: на службах и на бдениях он тотчас же погружался в сон! Сначала, как уже говорилось, на него не обращали внимания. Потом стали будить его. Сперва ласково, потом грубо. Однажды буквально встряхнули, чтобы разбудить. Он же подскакивал в страхе и смущении, бормотал извинения, бодрствовал некоторое время, а затем снова погружался в дрему.

http://pravoslavie.ru/64250.html

«Просто смотри на Ее икону и лечи свои раны» Постное письмо 28. Похвала Богородицы: созерцание чистоты 1 апреля, 2017 Постное письмо 28. Похвала Богородицы: созерцание чистоты Почему нас так восхищают икона и служба Похвалы Богородицы – размышляет архимандрит Савва (Мажуко). Архимандрит Савва (Мажуко) В семидесятые годы прошлого столетия на святую гору Афон приехал русский Патриарх Пимен, а с ним, как говорят православные, «сонм духовенства». Во время посещения русского монастыря за «сонмом» увязался один маленький старчик, который все вглядывался в лица сановитых митрополитов, будто что-то искал. Выбрав себе «жертву» посолиднее, старчик спросил в лоб: – А ты монах, что ли, будешь? – Да, отче, я имею монашеский постриг. – А акафист Матери Божией наизусть знаешь? – Нет. – Так какой же ты монах? Дальше не знаю. Сумел ли митрополит найти, что ответить, покраснел ли до самого белого клобука? У меня нет ответа, и я, похоже, тоже не монах. Православные иноки всегда с какой-то неожиданной теплотой почитали Матерь Божию. Великий старец Серафим умер на коленочках перед иконой Пречистой. А я знал одного старенького епископа, который совсем недавно так же, молясь Царице Небесной, отошел к Богу. Этот старенький владыка очень любил службу Похвалы Богородицы. Никогда не пропускал. Это красивейшее богослужение совершается на пятой неделе Великого поста в пятницу вечером. Цвет богородичных служб – цвет чистого ясного неба, лазоревый. На один постный день вдруг в церковную службу вторгается небесная лазурь Богородичной службы. В нашем монастыре на этот праздник меняется не только цвет облачения, но и происходят существенные изменения в убранстве алтаря. Вместо традиционного семисвечника за Престолом ставится большая икона «Похвалы Богородицы» в голубом балдахине, а перед ней, на самом Престоле, выстраивается целая «армия» подсвечников с горящими свечами. Очень красиво! Очень торжественно! Всё ради Царицы Небесной! Этот обычай завел в Троице-Сергиевой лавре тот самый Патриарх Пимен, когда был лаврским наместником. Еще до войны молодым иеромонахом он много путешествовал по стране. Однажды на праздник Похвалы он оказался в киевском Ионинском монастыре и увидел, как необычно убран алтарь в этот праздник. Отцу Пимену это пришлось по сердцу, и, став наместником лавры, он завел этот обычай и у себя в обители. А через лавру и к нам, в Гомель, перебралась традиция «свечей Похвалы».

http://pravmir.ru/prosto-smotri-na-ee-ik...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Священномученик Пимен (Белоликов), епископ Семиреченский и Верненский. Бодрость духа. Опубликовано: 11 августа 2022 Бодрость духа В бедном жилище в Ефесе великий Апостол языков диктовал писцу свое замечательное послание к Коринфянам. Много разрешил он в нем вопросов и недоумений, выдвинутых жизнью неокрепших в вере христиан и их положением среди враждебных иудеев и язычников. Уже утомился и Апостол, и писец, и рука последнего уже нащупала конец пергамента. Но Апостол еще не хочет успокоиться. Вопросы, им разрешенные, выдвинуты временной жизнью. А он хочет дать им единое на потребу наставление, которое было бы полезно во всех обстоятельствах жизни. И вот раздается вдохновенное прощальное наставление святого Павла: Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды. Итак, надо бодрствовать, сторожить свою душу от многочисленных опасностей. А как сохранить эту бодрость души? Для этого, прежде всего, необходимо удалить от себя всё, что рассеивает ее. А рассеивают ее наши самонадеянность и наше отчаяние – эти две крайности, благодаря которым живая душа может удалиться от живого Бога. Человек самонадеянный похож на самонадеянного караульного. Думается ему, что опасностей нет, что он далеко, что у него достанет силы и умения их отразить. И в надежде на свои силы спит такой человек сном греховным, не думая о перемене своей жизни к лучшему. Настоящий его день есть копия вчерашнего, а завтрашний день тоже будет подобием последнего. Не любит такой человек думать о перемене жизни, боится он всякой мысли живой, как боится болезненный человек всякой струи холодного воздуха в теплой комнате. И вот приходит на него опасность в день, в óньже не чает, и в час, в óньже не весть (Мф. 24, 50): и прежнее благодушие переходит в отчаяние. Теряется тогда уверенность в своих силах, а вместе с этим и надежда на богатство, на связи с сильными мира сего. К чему всё это, когда сама душа вопиет против бесполезно проведенной им жизни?! Сознавая свою слабость, свою оставленность прежними друзьями, человек в отчаянии доходит до ропота на Бога, до озлобления на ближних, забывая о необходимости покаяния и возможности исправления с помощью Божией.

http://fond.ru/slovo-novomuchenikov/750-...

Богоявленский Авраамиев женский монастырь (Ростов Великий) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Дата основания : 980 год Статус : действующий Богоявленский Авраамиев монастырь находится в 200 км на северо-восток от Москвы. Один из древнейших на Руси, основан преподобным Авраамием. Первый храм обители, в честь Святого Богоявления Господня, появился на месте низвержения языческого идола... История монастыря - практически история самой православной Руси. За годы жизни монастыря были и взлеты, и напасти, и разрушения, и обновления. Он держал оборону на разных фронтах и выдержал. Сегодня это женская обитель с 25-ю насельницами, с дейстующим Никольским храмом и ежедневной литургией. Содержание История [ править править код ] Прп. Авраамий Ростовский Основателем обители является преподобный Авраамий, который в своё время поселился близ Ростова, где на чудском конце города находился языческий истукан, почитавшийся местными жителями за покровителя торговли и богатства. У этого истукана приносились в жертву дети, и преподобный Авраамий просил Бога дать силу и благодать Святого Духа разорить злокозненного идола. По откровению, он отправился в дом Иоанна Богослова, но путь был чудесно сокращён - сам апостол явился Авраамию близ реки Ишни. Св. Иоанн вручил ему трость и велел без боязни вооружиться ею на идола Велеса. Вернувшись, преподобный Авраамий одним ударом камышовой(!) трости сокрушил истукана. Многие люди, видя такую божественную силу, уверовали и крестились, но остались и те, кто не раз пытался сжечь и истребить обитель. И только помощью Божией и святыми молитвами основателя и насельников она уцелела. Пожив богоугодно и «быв образ всем в добродетелех», преп. Авраамий преставился 29 октября/11 ноября 1010 года. Святые мощи преподобного обретены были и прославлены чудесами в 1210 году, при великом князе Всеволоде III (1176-1212) и сейчас покоятся в Никольском храме обители. Обитель прославилась и другими подвижниками из сонма святых Русской Церкви. Так во время монголо-татарского ига из её стен вышел на святительское служение епископ Игнатий, Ростовский чудотворец. Доподлинно известно из жития преп. Иринарха Ростовского, что он в конце XVI века провёл в обители несколько лет. В те же годы в монастыре подвизался преподобный Пимен Затворник (подвигом преподобного стал затвор и ношение вериг), сегодня он почитается в лике собора Ростово-Ярославских святых.

http://azbyka.ru/palomnik/Богоявленский_...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010