Великий Новгород. Часовня Чудного Креста у Волховского моста. Воздвиженская часовня /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Часовню " Чудного креста” построили в начале XIX в. на месте прежней, деревянной. Время происхождения Чудного креста предание относит к началу распространения христианства в Новгороде. Новгородский летописец впервые упоминает о кресте под 1096 г.: “А на заутрие обретеся Крест Честный Владимир у Святой Софии Новгороде, при епископе Феодоре”. Обретенный при епископе Феодоре святой крест был поставлен на берегу реки и стал предметом особого почитания новгородцев. С тех пор судьба его была связана с судьбою самого моста, положение которого не раз изменялось в течение восьми веков, и вместе с перенесением моста переносился Чудный крест. На мосту через Волхов нередко происходили столкновения враждующих сторон, совершались казни преступников, которых бросали в реку, и владыки новгородские хотели осенить этот мост Знамением Креста Христова, чтобы сдержать страсти своей паствы. По свидетельству летописи, владыка Симеон в 1418 г. Чудным крестом усмирил народный мятеж. В 1508 г. в Новгороде был страшный пожар и после молитвы архиепископа Серапиона перед крестом пожар прекратился. В 1570 г. перед часовней Чудного креста архиепископ Пимен с чудотворными иконами встречал Ивана Грозного, шедшего в Новгород с опричным войском для “правежа”. Здесь, как говорит предание, споткнулся конь царя, напуганный внезапным звоном софийского колокола, и Иван Грозный чуть не расшибся. Разгневанный царь повелел отрубить провинившемуся колоколу уши. По преданию, в древние времена в случае бездоказательных споров, спорящие должны были перед всем народом целовать Чудный крест и пить воду из Волхова, чтобы удостоверить свою правоту. Считалось, что Чудный Крест оберегает мост во время волховских разливов, а новгородские гимназисты, обычно перед экзаменами, бегали ставить свечи к Чудному Кресту. У Чудного Креста всегда встречались крестные ходы с той и другой стороны города и останавливались для совершения литий, чтения Евангелия и осенения крестом.

http://sobory.ru/article/?object=34566

Новости Патриарх Кирилл освятил собор преподобного Сергия Радонежского в Варницком монастыре Ярославской области 12.05.2014 10:57 Ростов Великий, 12 мая. 11 мая, в неделю 4-ю по Пасхе, о расслабленном, в преддверии дня рождения преподобного Сергия Радонежского, Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Варницкий во имя Святой Троицы Сергиев мужской монастырь, подворье Свято-Троицкой Сергиевой лавры, вблизи города Ростов Великий Ярославской области, сообщает Патриаршая пресс-служба . Монастырь основан на месте рождения преподобного,Сергия. Место, ныне занимаемое обителью, в XIV веке входило в состав поместья Кирилла и Марии — благочестивых родителей Преподобного. У святых врат обители Патриарха Кирилла встречали архиереи и духовенство. Предстоятель Русской Православной Церкви совершил чин великого освящения нового монастырского собора во имя преподобного Сергия Радонежского, построенного к 700-летию со дня рождения святого, и Божественную литургию в новоосвященном храме. Патриарху сослужили: митрополит Ярославский и Ростовский Пантелеимон; архиепископ Сергиево-Посадский Феогност, наместник Троице-Сергиевой лавры, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству; епископ Дмитровский Феофилакт, наместник Андреевского ставропигиального монастыря; епископ Солнечногорский Сергий, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; епископ Рыбинский и Угличский Вениамин; епископ Воскресенский Савва, наместник Новоспасского ставропигиального монастыря, первый заместитель управляющего делами Московской Патриархии; епископ Лысковский и Лукояновский Силуан; архимандрит Алексий (Поликарпов), наместник Данилова ставропигиального монастыря; архимандрит Павел (Кривоногов), благочинный Свято-Троицкой Сергиевой лавры; игумен Варфоломей (Петров), наместник Николо-Угрешского ставропигиального монастыря; иеромонах Пимен (Артюхин), исполняющий обязанности игумена Троице-Сергиева Варницкого монастыря; духовенство Троице-Сергиева Варницкого монастыря, Свято-Троицкой Сергиевой лавры, Ярославской митрополии и г. Москвы.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Архив Пн Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Покровском храме Русского на Афоне Пантелеимонова монастыря 29 мая 2016 г. 14:13 29 мая 2016 года, в Неделю 5-ю по Пасхе, о самаряныне, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, завершающий паломничество на Святую Гору Афон, возглавил служение Божественной литургии в Покровском храме Пантелеимонова монастыря . Его Святейшеству сослужили: митрополит Милетский Апостол, представитель Вселенского Патриарха на Афоне; митрополит Волоколамский Иларион , председатель Оргкомитета Русской Православной Церкви по подготовке к празднованию 1000-летия русского присутствия на Святой Горе Афон, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата; митрополит Рязанский и Михайловский Марк , председатель Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата; архиепископ Новогрудский и Слонимский Гурий , наместник Успенского Жировичского ставропигиального мужского монастыря; архиепископ Сергиево-Посадский Феогност , председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству , наместник Троице-Сергиевой лавры ; епископ Солнечногорский Сергий , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; епископ Кронштадтский Назарий , наместник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры ; епископ Борисовский и Марьиногорский Вениамин ; епископ Воскресенский Савва , наместник Новоспасского ставропигиального мужского монастыря ; епископ Богородский Антоний , руководитель Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям ; епископ Бронницкий Парамон , наместник Донского ставропигиального мужского монастыря ; иеромонах Макарий (Макиенко), духовник братии Пантелеимонова монастыря; протоиерей Николай Балашов , заместитель председателя ОВЦС МП; протоиерей Андрей Марущак, клирик Храма Христа Спасителя г. Москвы; священник Александр Волков , руководитель Пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси ; насельники Пантелеимонова монастыря в священном сане. Предстоятелю Русской Православной Церкви также сослужили: великий архимандрит Константинопольской Церкви отец Виссарион (Комзиас); игумены и представители ряда Афонских монастырей: игумен Ватопедского монастыря архимандрит Ефрем; игумен монастыря Дионисиат архимандрит Петр; игумен монастыря Пантократор архимандрит Гавриил; игумен монастыря Симонопетра архимандрит Елисей; игумен монастыря Григориат архимандрит Христофор; представитель монастыря Ставроникита иеромонах Филимон; представитель монастыря Ксенофонт иеромонах Иосиф; представитель монастыря Хиландар иеромонах Досифей; представитель монастыря Зограф иеромонах Пимен.

http://patriarchia.ru/db/text/4482564.ht...

Памяти архимандрита Даниила (Сарычева) Интервью с архимандритом Даниилом (Сарычевым) Архимандрит Даниил (Сарычев) – Отец Даниил, вы застали при жизни Святейшего патриарха Тихона, были в Даниловом монастыре перед его закрытием. Расскажите, пожалуйста, об этом времени, о монахах того времени, о том, как они жили. – Не только застал, но и я брал у патриарха благословение! Монахи жили на частных квартирах, из монастыря всех выгнали. И вокруг монастыря тоже жили, а потом постепенно и там их арестовывали. И – в Сибирь, кого куда, в общем. – Батюшка, как сильно отличалась монашеская жизнь до закрытия монастыря от той монашеской жизни, которая возрождается в последнее время? – Как-то мне сказал патриарх Пимен: «Москва имеет много монастырей, но такую братию, как в Даниловом монастыре, ни один московский монастырь не имел». Отличалась, во-первых, высшим образованием духовным, постничеством, служба была уставная, песнопения были распева Оптиной Пустыни. И когда справляли праздник князя Даниила, то распевы князю Даниилу все были Оптиной Пустыни, по красоте которым не было равных. А я в это время был канонархом. У меня был, по отзывам, красивый альт. И меня вся Москва ходила слушать. Наместник монастыря, архиепископ Феодор (Поздеевский), был высокого роста. Когда он на вас смотрел, он вас сразу насквозь видел. Это был постник. Если ему нужно было выпить стакан воды, он пил только полстакана. И так во всем – воздержание. К сожалению, в 1939 году он в Ивановской тюрьме был расстрелян. – Отец Даниил, кого еще из монахов высокой духовной жизни вы знали? – Отца Тихона (Беляева). Он был последним наместником монастыря. Когда наш монастырь закрыли, мощи святого князя Даниила нам не сразу дали. И мы надежду потеряли, что нам отдадут мощи в храм Воскресения словущего. Накануне памяти преподобного Сергия мы уже служили в этом приходе, монастырь был закрыт. Но мощи еще нам не отдали. И вот когда мы запели «Ублажаем тя, преподобне отце наш Сергие», в это время открываются церковные двери и отец Тихон с другими священнослужителями вносит мощи благоверного князя Даниила (у нас они потом находились примерно два года с небольшим). И тут же мы запели: «Величаем тя, святый благоверный и великий княже Данииле». Пели, плакали, радость такая была! И архиепископ, помню, из ссылки приехал, хотя монастырь был уже закрыт. Но он жил у монастыря на частной квартире и тоже служил в этом приходе.

http://pravoslavie.ru/601.html

Святейший Патриарх Кирилл совершил освящение собора во имя преподобного Сергия Радонежского в Варницком монастыре Ярославской области 11 мая 2014 г. 17:06 11 мая 2014 года, в неделю 4-ю по Пасхе, о расслабленном, в преддверии дня рождения преподобного Сергия Радонежского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Варницкий во имя Святой Троицы Сергиев мужской монастырь, подворье Свято-Троицкой Сергиевой лавры, вблизи города Ростов Великий Ярославской области.  Монастырь основан на месте рождения преподобного,Сергия. Место, ныне занимаемое обителью, в XIV веке входило в состав поместья Кирилла и Марии — благочестивых родителей Преподобного.  У святых врат обители Святейшего Патриарха Кирилла встречали архиереи и духовенство. Предстоятель Русской Православной Церкви совершил чин великого освящения нового монастырского собора во имя преподобного Сергия Радонежского, построенного к 700-летию со дня рождения святого, и Божественную литургию в новоосвященном храме. Его Святейшеству сослужили: митрополит Ярославский и Ростовский Пантелеимон ; архиепископ Сергиево-Посадский Феогност , наместник Троице-Сергиевой лавры , председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству ; епископ Дмитровский Феофилакт , наместник Андреевского ставропигиального монастыря ; епископ Солнечногорский Сергий , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; епископ Рыбинский и Угличский Вениамин ; епископ Воскресенский Савва , наместник Новоспасского ставропигиального монастыря , первый заместитель управляющего делами Московской Патриархии; епископ Лысковский и Лукояновский Силуан ; архимандрит Алексий (Поликарпов) , наместник Данилова ставропигиального монастыря ; архимандрит Павел (Кривоногов), благочинный Свято-Троицкой Сергиевой лавры; игумен Варфоломей (Петров), наместник Николо-Угрешского ставропигиального монастыря ; иеромонах Пимен (Артюхов), исполняющий обязанности игумена Троице-Сергиева Варницкого монастыря; духовенство Троице-Сергиева Варницкого монастыря, Свято-Троицкой Сергиевой лавры, Ярославской митрополии и г. Москвы.

http://patriarchia.ru/db/text/3645377.ht...

Святейший Патриарх освятил собор во имя прп. Сергия Радонежского в Варницком монастыре Ярославль, 12 мая 2014 г.      11 мая 2014 года, в неделю 4-ю по Пасхе, о расслабленном, в преддверии дня рождения преподобного Сергия Радонежского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Варницкий во имя Святой Троицы Сергиев мужской монастырь, подворье Свято-Троицкой Сергиевой лавры, вблизи города Ростов Великий Ярославской области, сообщает Патриархия.ru .      Монастырь основан на месте рождения преподобного,Сергия. Место, ныне занимаемое обителью, в XIV веке входило в состав поместья Кирилла и Марии — благочестивых родителей Преподобного.      Среди молившихся были настоятельница московского Зачатьевского ставропигиального женского монастыря, заместитель председателя Синодального отдела по делам по монастырям и монашеству игумения Иулиания (Каледа), настоятельницы ряда женских монастырей, преподаватели и учащиеся гимназии имени преподобного Сергия при Троице-Сергиевом Варницком монастыре, паломники.    Богослужение транслировалось по областному телеканалу «Первый Ярославский», по телеканалам «Спас» и «Союз». Верующие могли наблюдать за трансляцией на мониторе, установленном на территории монастыря. По окончании богослужения иеромонах Пимен (Артюхин) приветствовал Святейшего Владыку и преподнес Его Святейшеству пасхальное яйцо и панагию с изображением преподобного Сергия.      Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся в храме с Первосвятительским словом. В дар новоосвященному храму Святейший Патриарх передал список Донской иконы Божией Матери. Затем выступил председатель рабочей группы при Президенте РФ по подготовке к празднованию 700-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского А.Д. Беглов. Полномочный представитель Президента России в ЦФО передал участникам торжеств приветствие от лица В.В. Путина, по словам которого, мы все являемся наследниками преподобного Сергия, деяния которого до сих пор скрепляют наше Отечество. Также к присутствующим обратился губернатор Ярославской области С.Н. Ястребов.

http://pravoslavie.ru/70604.html

Крест Христов! Зрим мы Голгофу и зрим Распятого на ней. Жертва, Любовь и Тайна. И, конечно, победа, но победа через нечто неописуемо страшное. Да, есть в открываемом зрелище и нечто страшное, но и нечто бесконечно отрадное. И оборачивается всё это духовным, небесным Торжеством. Торжеством Креста Животворящего! Каждый зрит Крест и Распятого на нем в меру своей к Нему любви. В свою духовную меру. А может, зрит так, как ему полезно, как открывается Богом на данный момент. Вот преподобный Пимен Великий. В древнем патерике его ученик авва Исаак рассказывал: «Однажды я сидел у аввы Пимена и увидел, что он пришел в исступление (восхищен из обычного состояния к духовному созерцанию – о. В.Д. ). Я поклонился ему до земли, прося сказать мне, где он был? Принужденный объявить тайну свою, он сказал: Мой ум был при кресте Спасителя в те минуты, когда при кресте стояла Богоматерь Мария и плакала; мне бы хотелось так плакать всегда”». Самая близкая и Самая родная предстояла Распятому на Кресте, подобно тому как Херувимы и Серафимы предстоят на Небесах Престолу Божию. Та, Которая вынашивала Его от Благовещения до Рождества, примет снимаемое со Креста Его бездыханное Тело. Она зрит страдания Своего Сына и кротко плачет. А преподобный Пимен, созерцая этот плач, хочет и сам взойти к этой тайне. Созерцание Жертвы Любящего и Любимого рождает сердечный плач. Помнить об этом стоило бы и нам. Ибо привычка взирать на Крест и машинально осенять себя крестным знамением превращается в обыденность. Привычка взирать на Крест и машинально осенять себя крестным знамением превращается в обыденность Прикладываясь к Распятию, вспомним священную тайну. Где тайна Любви, там и таинство Жертвы. По-другому никак. И это, по-хорошему, должно быть понятно тем, которые созданы по образу Божию и стараются хоть немного этот образ хранить. Ибо образ Божий есть образ Бога-Любви. Любовь как жертвенность запечатлена в нашей природе. Преподобный Силуан Афонский в своих сокровенных записях сохранил такой простой случай:

http://pravoslavie.ru/148439.html

В Саратовской епархии отмечается 10-летие со дня кончины архиепископа Пимена Саратов, 9 декабря 2003 г. Саратовская епархия Русской Православной Церкви отмечает 10-летие со дня кончины архиепископа Саратовского и Вольского Пимена (Хмелевского), возглавлявшего кафедру в течение почти 30 лет. 8 декабря в областном краеведческом музее имени Радищева епископ Саратовский и Вольский Лонгин (Корчагин) открыл I Пименовские чтения на тему: «Православие в контексте истории, культуры и общества», сообщает «Благовест-инфо». Воспоминаниями о покойном архиерее поделились близко его знавшие священник Александр Мурылтв и священник Лазарь Новокрещеных. Архиепископ Пимен (Дмитрий Евгеньевич Хмелевской) родился в Смоленске 26 сентября 1923 года. Как утверждает пресс-служба Саратовской епархии Русской Православной Церкви, его предками являлись «арап Петра Великого» Абрам Петрович Ганнибал и великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин, архиепископ находился в родстве с Николаем Васильевичем Гоголем, императором Николаем I, королевой Великобритании Елизаветой II, Патриархом Московским и всея Руси Алексием II. При жизни архиепископ Пимен имел разнообразные интересы - любил музыку, литературу, большое место в своих проповедях уделял природе и даже составил грибной атлас Саратовской области. Архипастырь часто встречался с творческой интеллигенцией - писателями, артистами, режиссерами, он обвенчал музыканта Мстислава Растроповича и певицу Галину Вишневскую. Как отметил председатель оргкомитета Дней памяти протоиерей Лазарь Новокрещеных, архиепископ Пимен относился с пониманием ко всем людям и даже для невоцерковленных находил слова поддержки. 5 декабря в областном краеведческом музее открылась мемориальная выставка «Жизнь и служение архиепископа Саратовского и Вольского Пимена», на которой представлены личные вещи, награды, фотографии и документы архиерея. 9 декабря Пименовские чтения продолжатся в секциях: «Восточное христианство и русская религиозная философия»; «История России и православие»; «Культура в контексте христианской традиции». Утром 10 декабря, в день кончины архиерея, на его могиле у Свято-Троицкого кафедрального собора будет совершена панихида, а вечером в Собиновской консерватории состоится торжественный вечер памяти. 11 декабря в Саратовском областном доме искусства и науки откроется выставка фотографий, сделанных о. Пименом в 1956-57 годах, когда, будучи архимандритом, он возглавлял Русскую духовную миссию в Иерусалиме. В Доме Павла Кузнецова откроется выставка портретов архиерея, выполненных известным авангардистом Вячеславом Лопатиным. 15 декабря в областном музее краеведения пройдёт поэтический вечер Светланы Кековой «И радости нашей никто не отнимет у нас»; в городе состоятся и другие мероприятия, посвящённые памяти архиерея. 9 декабря 2003 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/8380.html

А.Г. Долженко Скачать epub pdf Высказывания отцов церкви о посте «Поскольку мы не постились, то изринуты из рая. Потому будем поститься, чтобы снова войти в рай» (Святой Василий Великий ). «Пост тела есть пища для души» (Святой Иоанн Златоуст ). «Сколько отнимаешь у тела, столько придаешь силы душе» (Святой Василий Великий ). «Челнок легче плывет, когда он не обременен поклажей, так и молитва легче, удобнее совершается, когда тело не обременено излишнею утучняющею пищею и питьём, или что то же когда человек постится» (Иаков, архиепископ Нижегородский). «Невозможно чтобы огонь горел в воде, невозможно покаяние без поста» (Святой Иоанн Златоуст ). «Душа ни чем так не смиряется, как если кто будет воздержанным в пище» (Авва Пимен). « Блаженный Августин сравнивает тело с яростным конем, увлекающим душу, необузданность которого необходимо укрощать уменьшением его пищи; и для этой цели главным образом и установлен пост («Цветник духовный»). «Вспомним, что Адам в раю был не ниже тебя совершенством. Возомнил обойтись без поста – и что произошло. Лот среди самого Содома процветал добродетелями. Вне Содома сложил с себя пост. И что произошло» (Иннок. Архиепископ Херсонский). «Не поститься, значит уподобиться бессловесным, которые не знают поста. Не должно возлагать на себя поста превышающего силы. Пост для человека, а не человек для поста» («Цветник духовный»). «Облегчение поста для немощных дозволительно, но по правилу церковному» («Постановления Апостольские», правило 69). «И весьма справедливо, потому что немощь сама собою, доставляет то, что ищется посредством поста, то есть укрощение чувственности и бездействие плотских страстей; и следовательно для немощного не то нужно чтобы усмирять плоть постом, а чтобы немощное тело поддерживать питанием и врачеванием, дабы оно не сделалось вовсе не способным служить душе» (Филарет М. Московский ). «И за столом соблюдай пост. От яств постись по временам, а от невоздержания постоянно» («Цветник духовный»). «Никогда не может достигнуть совершенной чистоты тот, кто надеется приобрести её одним воздержанием, то есть телесным постом, если не познает что воздержание нужно, для того чтобы, по усмирении плоти постом, легче мог вступить в брань с прочими страстями» (Авва Серапион). «Берегись измерять пост простым воздержанием от пищи. Те, которые воздерживаются от пищи, а ведут себя дурно, уподобляются диаволу, который хотя ничего не ест, однако же не перестает грешить» (Святой Василий Великий ). «Сестра и подруга поста – молитва. Внешние посты не всегда необходимы, а внутренний пост необходим во всякое время» («Цветник духовный»). Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/nagorna...

Труд гонит от нас демонов 21 августа (3 сентября) (Слово от старчества) Не раз мы, братие, беседовали с вами о том, что гонит от нас демонов, и говорили, что их гонят от нас: пост, молитва, крестное знамение, чтение слова Божия и боголюбезная добродетель – смирение. А теперь мы и еще открыли оружие против бесов, и оное, как на самом деле оказавшееся действительным, предлагаем вашему вниманию. Один великий старец имел ученика, который жил рядом с ним, но в особой кельи. Однажды старец услышал бесов, вопиявших: «горе нам от этих монахов: и к старцу приблизиться не можем, и к ученику его тоже, потому что последний разоряет и строит и никогда не видим его праздным». Слыша это, старец понял, что от него самого гонит бесов присущая ему благодать Божия, а об ученике недоумевал: что это значит: разоряет и строит? Вечером он пришел к ученику и спросил: «Как живешь?» Ученик отвечал: «Хорошо, отче». Старец стал выпытывать у него, не впадает ли он в уныние. Тогда ученик указал рукою на лежавшие около него камни и сказал: «Из этого камня я строю стены, а потом снова разрушаю их и, поступая так, не ощущаю уныния». Тут великий старец и понял, что бесы потому не могли приблизиться к его ученику, что никогда не видали его праздным, и стал поощрять ученика к продолжению труда. Другим же старец об этом говорил: «Знаю, что своим деланием ученик мой не приносил никакого прибытка ни себе, ни другим; но зато, поскольку не был празден, бесы не находили времени, чтобы приблизиться к нему». Итак, как показывает этот пример, и труд есть надежное оружие против козней бесовских. Но как показывает пример, так, согласно с ним, учат и св. отцы. «Когда, – говорит, например, преподобный Пимен Великий , – коноб кипит, снизу поджигаемый, тогда ни муха, ни другое какое-либо насекомое не смеют прикоснуться к нему; когда же остынет, то и мухи, и все насекомые садятся на него; так и к человеку, к честным занятиям прилежащему, враг рода человеческого не смеет приступить. Кто же живет в небрежении и лености, того низлагает он без всякого труда» (Чет. Мин. Авг. 27). Если же, по всему этому, труд так надежен в борьбе с врагами нашего спасения, то и держитесь его. Трудитесь и работайте во славу Божию, на пользу ближних и во спасение вашей души, – и бесы будут далеко от вас. Аминь. Читать далее Источник: Пролог в поучениях : на каждый день года/Сост. прот. Виктор Гурьев. - Почаев : Свято-Успенская Почаевская Лавра, 2007. – 688 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/p...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010