митрополит Иоанн (Снычёв) ДУХОВНОЕ БОДРСТВОВАНИЕ 1. В чем заключается духовное трезвение? Встань на страже сердца твоего, внимая чувствам твоим, и, если будет в мирном настроении твоем действовать память Божия, то усмотришь разбойников, окрадывающих тебя. Только тот, кто наблюдает за своими помыслами, может познавать покушающихся войти в него и осквернить его. ( Авва Исаия ). Стр. 195 (339) Заботясь с пламенною ревностью о исполнении заповедей Божиих, приметишь и смущающих тебя, и те начала, на основании которых они смущают. Они смущают ум, чтоб привести его в рассеянность и праздность. ( Авва Исаия ). Стр.195 (340) Познавшие коварство демонов несмущенно пребывают в том месте, которое даровано им Богом для совершения иноческого подвига, благодаря Бога за дар Его. ( Авва Исаия ). Стр.195 (341) 2. Какими признаками характеризуется духовное бодрствование? Кто бодрствует, стараясь не увлекаться пленением, тот любит непрестанно повергать себя пред Богом в сокрушении сердца. ( Авва Исаия ). Стр.184 (238) 3. Почему необходимо бодрствовать над собою? Непрестанно бодрствуй над собою, чтоб не быть обольщенным и сведенным в заблуждение, чтоб тебе не впасть в леность и нерадение, чтоб не быть отверженным в будущем веке. Горе ленивым! приближился конец их, и некому помочь им, нет им надежды спасения. (Авва Антоний). Стр. 29 (135) Еще сказал: Лукавство человеков (т.е. бесов) сзади их сокрыто: по этой причине нужно сердечное трезвение. (Авва Пимен Великий ). Стр. 332 (35) 4. Какая польза человеку от духовного трезвения? Будем бодрствовать! Установим благое трезвение в храме духа нашего! Если будешь иметь трезвение – благоустроишь дух твой. Имеющий трезвение соделался уже храмом Божиим. Блажен бдящий при вратах мудрости! Против трезвящегося и бодрствующего не имеют никакой силы страсти. Если даже он падет по злохитрости искусителя, то его немедленно подымут трезвение и бодрствование его. Напротив того, невнимательный и ленивый, не пребывающий бодренно в служении Богу, если падет, увлеченный искушением диавола, – не видит даже совершаемого им греха: сердце его ожесточенно; оно подобно камню; оно подобно объезженному и обузданному коню, на которого непрестанно садятся разные всадники, которым он не может противиться. ( Антоний Великий ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

митрополит Иоанн (Снычёв) СОРАЗМЕРНОСТЬ ДУХОВНО-ТЕЛЕСНЫХ СИЛ В ПОДВИГАХ БЛАГОЧЕСТИЯ Должен ли духовный и телесный подвиг человека быть благовременным и соразмерным с его духовными и телесными силами и почему? Всякий подвиг должен быть благовременным и соразмерным. Подвиг, возложенный безвременно и несоразмерно с силами, может быть выдержан только в течение краткого времени, а всякое делание, совершаемое в продолжение краткого времени, потом оставляемое, более вредно, чем полезно. (Авва Евагрий). Стр. 113 (6). Бдения совершай с рассуждением, не отказывая телу в необходимом покое, разумно и со смирением совершай благочестивый подвиг, чтоб от излишнего бдения не помрачилась душа и не оставила вовсе поприща. Достаточно употреблять половину ночи для бдения и половину для успокоения тела. ( Авва Исаия ). Стр. 168 (154). Почему необходимо при немощи тела соразмерять силе его свое молитвенное правило и пост? Если тело твое немощно, то соразмерь силе его правило и пост твой, чтоб не впасть в болезнь, по причине которой будешь искать себе подкрепления, и отяготишь братию служением тебе. Стр. 375 (25). От кого бывает взятие подвигов выше сил своих? Опять сказал: все что выше сил (меры) – от бесов. (Авва Пимен Великий ). Стр. 334 (44). Должно ли слушать демонов, которые склоняют сердце к подвигу, превышающему твои силы? Если демоны будут склонять сердце твое к подвигу, превышающему силы твои, то не послушай их. Они разгорячают человека на всякое дело, которого он не может исполнить, – и он впадает в руки их; они радуются, обманув и уловив его. ( Авва Исаия ). Стр. 168 (152). Полезно ли предоставлять подвизающимся в благочестии некоторые послабления в духовных подвигах? Ловец диких зверей пустыни пришел для ловли в гору аввы Антония. Увидев, что авва утешает братию, он соблазнился этим. Старец, желая успокоить его и показать, что нужно иногда предоставлять братии некоторое послабление, сказал ему: вложи стрелу в лук твой и натяни его. Охотник сделал это. Старец сказал: еще натяни. Охотник натянул лук туже. Старец опять говорит ему: натяни еще более. Охотник отвечал: если сверх меры натянуть лук, то он переломится. На это авва Антоний сказал: так бывает и в деле Божием. Если будешь сверх меры напрягать силы братии, то они скоро отпадут от дела Божия; необходимо по временам давать им послабление. Ловец, услышав это, выразил свое согласие и пошел от старца с большою пользою, а братия, утвердившись в правильном воззрении на свой подвиг, разошлись по келлиям. ( Антоний Великий ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

сост. Дмитрий Семеник Скачать epub pdf Вы надеетесь найти покой, сменив место жительства (работы) Храняй младенцы Господь: смирихся и спасе мя. ( Пс. 114:5 ). Твоей руки невозможно избежать. ( Прем. 15:15 ). Доброму везде добро. Побежишь от волка, нападешь на медведя. Русские пословицы. Каждый раз, когда восстает борьба против искушения в том месте, в которое мы призваны для жительства, – переселяемся в другое, полагая, что находится какое-либо место, в котором нет диавола. Кто имеет духовное знание борьбы с искушениями, тот с твердостью и постоянством сражается против них в Боге, как и Господь сказал: Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть ( Лк. 17:21 ). Преподобный Антоний Великий (251–355). Уничижение себя есть то место, в котором обретается спасение. Преподобный Исаия Отшельник († 370). Если будешь смиренно думать о себе, то найдешь покой везде, где бы ты ни был. Преподобный Пимен Великий († 450). Где мы терпим нападение от врагов, там, без сомнения, и сами сильно с ними боремся; а кто этой брани не чувствует, тот оказывается в дружбе с врагами. Преподобный Иоанн Лествичник († 649). Кто ненавидит огорчающих его, тот ненавидит кротость, и кто бегает от оскорбляющих его, тот бегает покоя о Христе. Преподобный Дорофей Палестинский († 620). Скорбей нигде не избежишь, ибо оные суть порождения собственных наших страстей, ко обличению их, дабы мы, с помощию Божиею, попеклись об исцелении их. Куда бы вы ни заехали, хотя в дальние страны, но пока не смиритесь, не можете успокоиться... Вы думаете, что, переехавши в другое место, где вас не знают, будете уже и покойны, но, напротив, это будет так на две недели или на месяц, а там те же брани на вас восстанут, и вы только и будете с места на место переходить. Перешедши туда, перенесла бы туда с собою и страсти свои, не побежденные тобою в указанном тебе Богом месте для подвига и искания спасения, да и бес, боровший тебя, здесь не остался бы, а пошел бы за тобою: ему не нужно нанимать лошадей и перевозить пожитки. Преподобный Макарий Оптинский (1788–1860).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

сост. Дмитрий Семеник Скачать epub pdf Как выстоять при искушении? Погибели предшествует гордость, и падению – надменность. ( Притч. 16:18 ). Полезно удаляться от причин ко греху. Человек, находящийся близ повода ко греху, подобен стоящему у края глубокой ямы, и враг удобно ввергает его в нее, когда только захочет. Преподобный Пимен Великий († 450). Когда родители идут с маленькими своими детьми гулять: то обыкновенно детей пускают вперед, чтобы не выпускать их из виду. Вдруг откуда-нибудь из-за угла выбежит собака и бросится на детей. Что они делают? Сейчас же бросаются к родителям с криком: «Папа! Мама!» Они с детскою простотою, с чистой верой ожидают помощи от родителей. Так и вы, на пути вашей временной жизни, ежели искуситель наш диавол и начнет кознодействие, не смущайтесь и отнюдь не помышляйте обороняться своими собственными средствами, но с детской простотою спешите к Отцу Небесному с воплем: «Господи! Я создание твое; помилуй меня!» Не иметь брани невозможно, но побеждать или побеждаться от нас зависит. При сильных порывах надобно иметь воздержание как от пищи, так и от зрения, слышания и иметь умеренный сон, а притом сердце сокрушенно и смиренно. Без сего же последнего первые мало помогают. Когда побеждаешься, то знай, что наказываешься за возношение и за осуждение других. Смирись и спасет тебя Господь! Преподобный Макарий Оптинский (1788–1860). Помни, что в тот час, когда на тебя нападают бесы, смотрит на тебя и Господь: как ты уповаешь на Него? Если ясно увидишь сатану, и он будет опалять тебя своим огнем, и захочет пленить твой ум, то опять не убойся, но крепко надейся на Господа и говори: «я хуже всех», и отойдет от тебя враг. Преподобный Силуан Афонский (1866–1938). Когда увлекаешься в какой-нибудь грех, представь мысленно Страшный Суд и Судию и сим страхом воздерживай душу от худых пожеланий. Святитель Василий Великий (330–379). Когда плоть и дьявол склоняют к греху сладостью греха, тогда представь, что эта сладость совершенно противна, мерзка Человеколюбцу – и Он говорит тебе: если любишь Меня, то соблюди заповедь Мою (Ср.: Ин. 14:15 ), возбраняющую тебе делать зло, на которое ты склоняешься.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

митрополит Иоанн (Снычёв) ДУШЕВНЫЙ ПОКОЙ 1. В чем состоит истинный душевный покой? Братия! не нерадите о жительстве и спасении вашем, удостоверяйтесь, что во всяком деле, в котором действует леность, действует и злоба. Берегитесь, чтоб не отняты были у вас срок и поприще, данные для покаяния, прежде, нежели вы успеете достичь в покой Сына Божия. Покой этот состоит в смирении, долженствующем обымать собою все поведение и все поступки инока, в незлобии, во всецелом отвержении ненависти, так, чтоб не ощущать ее ни к одному человеку, в воздержании от всякого действия, неблагоугодного Богу, в постоянном зрении грехов своих, в мертвости ко всякому злу. Обетование Бога не может быть ложным, если мы постараемся приобрести такое настроение, то Он будет присущ нам и укрепит нашу немощь по благости Своей. ( Авва Исаия ). Стр. 218 (494). 3. Когда человек достигает душевного мира? Когда, наконец, человек пройдет поприще борьбы и получит защиту от Бога, тогда он достигает мира души, устремляет жертвенник и возносит на нем приношения из имущества, приобретенного продолжительными трудами подвижничества. ( Авва Исаия ). Стр. 176 (191) 4. Когда мы достигаем душевного покоя: тогда ли, когда ищем его, или же когда убегаем от него? Опять сказал: Если будем искать покоя, то он будет убегать от нас, если же будем убегать от покоя, то он погонится за нами. (Авва Пимен Великий ). Стр. 334 (49) 5. Что должен делать человек, чтобы обрести ему спокойствие в душе своей? Авва Алоний говорил: Если человек не положит в сердце своем, что кроме его одного и Бога, никого нет другого в мире, то не возможет обрести спокойствия в душе своей. Стр. 68 (2). Авва Алоний сказал: Если б я не разрушил всего, то не мог бы воссоздать себя. Стр. 68 (3). Значение этого изречения тождественно с предшествовавшим. Оба изречения изображают совершенное умерщвление ко всему и оставление всех попечений, кроме попечения о спасении. Возводится инок в такое состояние верою. Только из такого состояния он может всецело устремиться к Богу умною молитвою; только при таком состоянии умная молитва может объять собою все существо человека. Тогда она возносит делателя своего в ту любовь к Богу, которая законоположена Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

митрополит Иоанн (Снычёв) ИСТОЛКОВАНИЕ СЛОВ СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ 1. Какое значение имеет изречение Апостола: «искупующе время» (Ефес. 5,16)? Спросила Амма Феодора у Архиепископа Феофила: какое значение имеет изречение Апостола: искупующе время? Он ответил: это значит, что вся земная жизнь наша подобна производству торговли. Например: когда настанет время, в которое посыплются на тебя поношения, – ты искупи это время смиренномудрием и приобрети для себя пользу (прибыль, барыш). Таким образом, все противное и неприязненное нам может обратиться, если захотим, в пользу нам. Стр. 369 (3). 2. Какое значение имеют слова Писания: «за три нечестия Тирова и за четыре не отвращуся его» (Амос 1,9)? Слова Писания «за три нечестия Тирова и за четыре не отвращуся его» имеют следующее значение: помышлять о грехе, соглашаться с помышлением, выражать словом греховное помышление; четвертое же – исполнить это помышление делом. В последнем случае уже не отвращается гнев Божий. Стр. 399 (142). 3. Как понимали святые Отцы слова молитвы «да святится имя Твое»? Спросил я его: что значит прошение, произносимое в молитве Евангельской, да святится имя Твое? Он сказал: это прошение принадлежит достигшим совершенства. В нас, обладаемых страстями, невозможно святиться имени Божию. ( Авва Исаия ). Стр. 147 (67). 4. Как понимали святые Отцы слова Священного Писания: «высоко у людей» (Лук. 16,15)? Брат спросил авву Пимена: что такое – высокое? Оправдание, отвечал старец. Перестань оправдывать себя и успокоишься. Стр. 335 (52). 5. О ком сказано в Писании: причастник аз есмъ всем боящимся Тебе? Он же, будучи спрошен, что значит сказанное в Писании: причастник аз есмь всем боящимся Тебе, сказал: Дух Святый говорит это о Себе. (Авва Пимен Великий ). Стр. 334 (45). 6. Почему назван блаженным тот, кто умирает о Господе (Апок. 14,13)? Блажен умирающий о Господе: когда он при смерти оставит все, тогда преизобильно соединится с Господом, источником и сокровищницею всех благ, потому что во время земной жизни он оставлял все, чтоб приобресть Господа. Благоугождай Богу отныне, как тщательно благоугождает раб владыке своему, чтоб тогда, по разлучении души твоей от тела, Он признал тебя рабом Своим, простер к тебе Свою всемогущую десницу, избавил душу твою от врагов твоих – демонов, которые устремятся на тебя, подобно лютым зверям, чтоб похитить тебя и низвести в темницы и огнь ада. (Св. Тихон Воронежский).

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Старцы, подвижники, наши современники и духовники 27.11.2014 Старец Силуан входит в сонм великих святых, таких как Антоний Великий, авва Пимен и др., ибо он прожил ад и созерцал Христа. 25.10.2014 Пустынное местоположение Святой Горы весьма способствует подвижничеству, безмолвию и процветанию мистической жизни во Христе. Помимо своей славы, явленной в истории благодаря просиявшим в подвиге святым инокам, Святая Гора Афон удостоилась великого дара: в одной пустынной келлии, принадлежащей к каливам Капсалы, впервые была услышана миром воспетая Архангелом Гавриилом песнь Пресвятой Богородице: «Достойно есть»... 30.09.2014 Я решил, по благословению старца Силуана, поселиться у него. На всю Гору говорили, что я в прелести. А я решил, что если я выдержу у Феодосия, значит, я не в прелести. И выдержал. И умер старец у меня на руках. Старец был рад найти собеседника в лице моем. Я любил читать книги, а старец запретил мне совсем книги читать. Только Евангелие, Псалтирь и Авву Дорофея, и Речницу... одно только " Слово о послушании " , и чтоб наизусть заучить. 09.09.2014 Старец Даниил Катунакскиий один из самых почитаемых на Афоне. Его вспоминают 8 сентября. Всем рекомендуем посетить его братство, расположенное на Катунаках. Публикуем житие старца Даниила, уроженца Смирны и устроителя каливы в честь преподобных отцов, на Святои Горе Афон подвизавшихся, который был старцем келии и погребен в Катунаках. Даниил жил в Русском монастыре и братство до сих пор с любовью принимает русских. 23.06.2014 В каждом поколении Господь выбирает людей, которых делает драгоценными сосудами благодати и образцами жизни для своих современников. 29.04.2014 Он действительно оказался Евдокимом, так как самым важным для себя считал неопустительное совершение служб суточного круга, но превыше всего, как учит авва Исаак Сирин, он любил молчание и немногословие. Его общение с другими было очень трезвенным 28.04.2014 Однажды я позвонил ему по телефону, хотя я и не в ладах с этим аппаратом.

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=31&pid=6

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 16 дней Страх Божий – что это такое? Инок афонец - мертвец Страх Божий – что это такое?   Инок афонец - мертвец   2) «Отец Василий (проводник г. Д.) вполго­лоса упрекал себя за грешные мысли и за слова, которые чуть не произнес вслух и находил греш­ными. Беспокойство и робость заметны были во всех его движениях. Я видел в нем печальное изображение человека, единственно занятого своими грехами и трепещущего об участи души своей, не стараясь делами упрочить будущего ее блаженства» (с. 163).     Объясните мне, друзья мои, что состав­ляет отличительную черту подвижнического характера и какие условия к очищению себя от грехов и к достижению чрез то Царствия Божия? Если плач, вздохи и крушение духа о заблуждениях минувших наших дней нимало не относятся к добрым делам, к чему и на что Господь сказал: блажени плачущий!   Для чего святые отцы, решительно все, не показали инокам иного пути к Царствию Божию, кроме вечного плача и скорби о грехах и строгого самоосуждения?   «Плач есть путь, указанный нам Писанием и отцами,- говаривал святой Пимен Великий, - плачьте: кроме сего пути нет другого».   Положим, что для мирянина есть много родов добродетели, но для инока единственное добро -   сокрушение о гре­хах и бесконечный плач, необходимость чего доказывает он самою своею траурною одеж­дою, этим символическим знаком сетования и скорби.   Мирянин может посещать тюрьмы и больницы, дома бедных и сирот; но инок, по самым обетам своим, не должен ни шагу делать за ограду монастырскую; как живой мертвец, он должен быть бесчувственным для людей и мира, всегда быть в келлии и по собственному произволу не оставлять ее, так же как и мертвецы не оставляют своих гро­бов.    Послушание -   другое дело, потому что и мертвого можно вынуть из могилы. В этом случае только с нашей стороны не должно быть сердечного произвола к выходу из кел­лии без нужды.   Какими же делами должны мы упрочивать блаженство будущей судьбы нашей, особенно на Афоне,   милостынями? Но что даст инок, когда он по самым обетам не должен ничего иметь, потому что нестяжательность -    основная добродетель подвижнической жизни?

http://isihazm.ru/1/?id=968

Разделы портала «Азбука веры» Сюжет Картина служит иллюстрацией текста известного историка, автора «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина, где повествуется о мученической смерти князя Михаила Тверского в 1317 году. Первая четверть XIV века была едва ли не самым трагичным периодом в истории России. Только отчаянные усилия великого князя Михаила Ярославовича Тверского смогли спасти страну от распада и последующего уничтожения. Великий Князь первым начал объединять Русь, он также первым вышел на открытое столкновение с Ордой и был приговорён к смерти. Зная о грядущей участи, он не стал спасаться бегством. Стремясь не допустить карательного похода Орды на Тверскую землю, он смиренно отправился к монгольскому хану Узбеку и принял мученическую смерть «за други своя», за Отечество. Враги вырезали Михаилу сердце. Этим злодеянием убийцы опозорили себя навеки, а Михаил Тверской был причислен к лику православных святых. Описание На картине показан тот момент, когда князь, зная, что его ждет неминуемая смерть, стал к ней готовится как это полагалось правоверному христианину. Отстояв заутреню, он наугад открыл Псалтирь и прочитал там следующие слова: «Сердце моё смятеся во мне, и боязнь смерти нападе на мя». И действительно сердце князя было исполнено страха. Открыв Псалтырь во второй раз, он прочитал следующее: «Возверзи на Господа печаль твою. Кто даст ми криле яко голубине? И полещу и почию». И, тогда как будто камень свалился с его души: уповая на Господа, он был готов принять смерть. На полотне мы видим, как князь, преклонив колена, обняв бросившегося к нему в объятия сына, обратил свой взор к священнику. На шее Михаила уже замкнута деревянная колода. Сзади него уже приготовил меч палач, чтобы исполнить смертный приговор. Он приподнимает полог огромного шатра, лицо его искажено ненавистью к русскому князю, рядом с которым священник и диакон, напутствующие его перед кончиной. Священник перстом указывает на раскрытую Псалтирь, правая рука приподнята, лицо его исполнено глубочайшей скорби и удивлением при виде стойкости князя.  А в его шатёр уже вломились убийцы, подосланные предателем князем Юрием Даниловичем и его другом Кавгадыем. В этот момент полог шатра разверзся и явился с неба Ангел Господень с крестом. Это видение открылось лишь верующим, татары его не замечают.

http://azbyka.ru/art/naputstvie-velikogo...

Свято-Пантелеимонов мужской монастырь (Безруково) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… 21 августа 2007 года, согласно поданному прошению епископа Кемеровского и Новокузнецкого Аристарха, решением Священного Синода Русской Православной Церкви Свято-Пантелеимоновскому храму в селе Безруково был присвоен статус мужского монастыря. Содержание История [ править править код ] В 1996 году по просьбе жителей села и с благословения архиепископа Кемеровского и Новокузнецкого Софрония (Будько) в селе Безруково был зарегистрирован приход в честь великомученика и целителя Пантелеимона. В 1997 году настоятелем прихода был назначен иерей Евгений Сапрыкин, впоследствии принявший монашеский постриг с именем Пимен. В течение 2-х лет богослужения совершались в маленьком деревянном домике, обустроенном под храм. 9 августа 1999 года в день памяти великомученика Пантелеимона были забиты первые сваи под строительство нового кирпичного храма. Строительство храмового здания было окончено в конце 2003 года. Еще в течение полутора лет в храме совершались отделочные работы и велась роспись стен. Торжественное освящение храма состоялось 16 октября 2005 года архиепископом Кемеровским и Новокузнецким Софронием (Будько) и епископом Прокопьевским Амвросием (Ермаковым), викарием Кемеровской и Новокузнецкой епархии. За 10 лет существования прихода под руководством иеромонаха Пимена (Сапрыкина) при храме образовалась братская община. 21 августа 2007 года, согласно поданному прошению епископа Кемеровского и Новокузнецкого Аристарха, решением Священного Синода Русской Православной Церкви храму был присвоен статус мужского монастыря. Первый монашеский постриг в истории обители был совершен епископом Кемеровским и Новокузнецким Аристархом 11 апреля 2008 года по окончании вечернего богослужения в честь праздника Похвалы Пресвятой Богородицы. По благословению правящего архиерея, монашеские постриги в обители будут совершаться только в Великий пост. Именно такая традиция существует в Троице-Сергиевой Лавре – крупнейшем духовном центре русского Православия. Современное состояние [ править править код ] Внутреннее убранство монастырского храма

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Пантелеи...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010