Двадцать седьмой день. Преп. Пимен Великий. (О неосуждении). I. Препод. Пимен, родом египтянин, память коего совершается ныне, родился около 340 года по Р. Хр.. В молодых еще годах он дал обет безмолвия и отречения от мира и стал подвизаться в пустынном скиту, близ Диокла. С ним вместе подвизались и братья его: старший – Анувий и меньшой, неизвестный по имени. Итак, строго содержал преп. Пимен обет свой отречения от мира, что даже от свидания с материю своею он отказался, когда она пришла однажды навестить своих детей в скиту, и только уже по настоятельному убеждению братии Пимен, подойдя к двери, за которою стояла мать его, сказал ей: – «Если ты великодушно перенесешь временную разлуку с нами, то в будущей жизни будешь видеть нас; так мы надеемся на человеколюбие Божие!» И утешенная этим обещанием мать оставила скит, не домогаясь более видеть детей своих и не отвлекая их от подвига избранной ими жизни. Впоследствии также и правителя египетской области, наслышавшегося о строгом подвижничестве преп. Пимена и пожелавшего посетить его, преп. Пимен не принял, рассуждая, что если высшие лица мирские будут посещать его, то многие и из простого народа начнут нарушать его уединение, и тогда он подвергнется опасности утратить смирение и впасть в гордыню. Между тем преп. Пимен, тяготясь возрастающею славою, избегая почитания людей, скитался в продолжении нескольких лет по разным местам; потом, возвратясь в египетскую пустыню, оставался в ней до самой своей кончины около 450 г., продолжая свое суровое подвижничество, но вместе с тем не оставляя людей своими наставлениями, из которых многия сохранились в писаниях и до настоящего времени. Однажды братия спросили преп. Пимена: «следует ли, видя согрешение брата, умолчать и покрыть грех его?» – «Следует, – отвечал преп. Пимен, – если покроешь грех брата, то и Бог покроет твой грех»... – Я слышу неприличное об одном нерадивом брате, – сказал однажды преп. Пимену один из иноков,– и так соблазняет меня его жизнь, что я даже хотел бы отойти отсюда...

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Ольга Ходаковская Скачать epub pdf Часть 4. Быть епископом – доброе дело Епископ Салмасский Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. ( Мф. 5:9 ) И если кто не примет вас и не будет слушать вас, то, выходя оттуда, отрясите прах от ног ваших, во свидетельство на них. ( Мк. 6: 11 ) В третий раз отцу Пимену предстояло отправиться в Персию, теперь уже епископом, начальником Урмийской миссии. Он привык к России и от прежней миссионерской нивы внутренне отдалился. Он сознавал и то, что его посылают на заведомо безуспешное служение: в разоренный край, в нищую Миссию, на дело, которое епископ Сергий долгие годы устраивал по своему замыслу, так что Миссия была в полном смысле его детищем. Газета «Колокол» отмечала, что при совершении чина наречения архимандрита Пимена во епископа в зале заседаний Синода было особенно многолюдно, а речь будущего епископа Салмасского произвела на присутствовавших сильное впечатление своей редкой искренностью. Действительно, отец Пимен был беспощаден к себе при оценке своих прежних миссионерских трудов. «Петербургский листок» подробно осветил чин наречения 119 . К началу обряда в зале заседаний Синода у стола сели два митрополита в мантиях небесно-голубого цвета и прочие члены Синода в мантиях лиловых. За особым столом сидели обер-прокурор Синода А.Н. Волжин, товарищ обер-прокурора Н. Ч. Зайончковский и управляющий канцелярией П. В. Гурьев . В зале присутствовало много чиновников и публики. Архимандрита Пимена пред лицом Синода поставили архимандриты Мелхиседек и Геннадий. После оглашения высочайшего повеления о новом назначении архимандрита Пимена и пения иерархами обычных молитв нарекаемый произнес слово. Сейчас в здании Российского Святейшего Синода – филиал Государственного архива. Поблекло былое великолепие парадной лестницы, бывший зал заседаний под замком: ни заглянуть, ни вдохнуть воздуха былых времен и ни укрепиться в ощущении событий ушедшего времени, чтобы достовернее представить их себе. Однако история сохранила вдохновенные слова нарекаемого во епископа архимандрита Пимена. Его речь содержала в себе несколько слитых воедино моментов: размышление о месте епископа в современной жизни, о своей особой духовной связи с Урмией, уделом предстоящего служения, и рассказ-исповедь о том, что способствовало этой связи, и о всей жизни. Именно в этом слове отец Пимен оставил свидетельства о детстве, семье, годах учения и трудностях миссионерского дела, о пермских уроках.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Beloliko...

§ 1. Проф. В.В. Болотов и значение его труда «К вопросу о Филиокве» (СПб., 1914) Выдающийся церковный историк и богослов, профессор С.-Петербургской Духовной Академии, член-корреспондент императорской Академии наук Василий Васильевич Болотов (1854–1900) был одним из тех представителей русской богословской науки, которых с полным правом можно охарактеризовать как ярких выразителей Православия и в то же время основоположников «православного экуменизма» в XIX веке (см. статью «Конфессионализм и экуменизм. Отношение Православия к инославию» в «Журнале Московской Патриархии», 1968, 8, с. 67–69). В.В. Болотов был не только эмпириком, посвящавшим свой блистательный талант глубокому объективному изучению церковноисторических вопросов, имеющих то или иное практическое отношение к проблеме христианского единства. Он был также и теоретиком, разрабатывавшим основные принципиальные положения, на основе которых могут и должны вестись экуменические исследования и строго научные экуменические дискуссии. В 1954 году, когда отмечалось 100-летие со дня рождения В.В. Болотова , профессор Ленинградской Духовной Академии А.И. Макаровский писал: «Как велик был авторитет Василия Васильевича в области догматического богословия, показывает его выступление с тезисами о Филиокве, напечатанными в 1898 году в старокатолическом журнале «Международное богословское обозрение». Формально эти тезисы были составлены Василием Васильевичем, как членом Комиссии для выяснения условий воссоединения старокатоликов с Русской Церковью , но по существу Василий Васильевич выступал со своими тезисами как восточноправославный богослов и от лица Русской Церкви. Статья приковала к себе внимание и исключительной эрудицией, и смело высказанной общей точкой зрения на Филиокве, и необыкновенной ясностью изложения одного из труднейших богословских вопросов» (1). В своем «Обращении к участникам заседания Смешанной Англикано-Православной комиссии» 1 (Москва, 1976) Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен говорил: «Задача диалога одинаково ответственна для обеих сторон. Нам, православным, по моему разумению, ...еще в своей среде, для самих себя нужно уяснить и согласовать... что на протяжении веков было постоянным продолжением апостольского Предания, а что принадлежит исторически условной и изменяющейся стороне Церкви в определенном и обусловленном культурно-историческом контексте». Сказав далее, что и «наши англиканские братья стоят перед не менее трудной и сложной задачей», и, перечисляя те пункты, по которым им следует принять единодушное решение, Святейший Патриарх Пимен назвал и «готовность считать Филиокве не догматом, а теологуменом» (2).

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Архимандрит Пимен, начальник паломнического отдела Киево-Печерской Лавры: «Наш самолет спасли преподобные Печерские» 07.03.2015 668 Время на чтение 4 минуты Во второе воскресение Великого поста празднуется память всех преподобных Киево-Печерских. Не так давно Печерские святые явили великую милость - вернув спустя века древний трактат «Тератургима» с собранием совершенных ими чудес. Чудеса в Лавре не иссякают и в наши дни, что подтверждают свидетельства многих прихожан, паломников и священников. Сегодня мы публикуем одну из таких историй. Много раз я летал в далекие страны, проехал много дорог, но этот случай не забуду никогда. По послушанию руководителя паломнического отдела Киево-Печерской Лавры мне приходиться по нескольку раз в год сопровождать желающих помолится в разные страны. В конце мая 2007 года мы должны были лететь в Турцию. Перед вылетом я спустился в пещеры, поклонился и приложился к мощам преподобных отцов. Просил их святых молитв, чтоб сохранили нас от искушений и неприятностей, управили нам путь. В пещеры я обязательно иду перед каждой поездкой и без благословения Печерских отцов не дерзаю отправляться в дорогу. Программа нас ожидала насыщенная - знакомство с православными святынями древней Византии, посещение столицы империи Константинополя, нынешнего Стамбула. Много интересных памятников истории мы должны были увидеть на островах. Из Киевского аэропорта Борисполь мы вылетели в Стамбул. В группе было 12 человек, коллектив подготовленный, люди, видно воцерковленные. В общем, все шло своим чередом. Полет проходил нормально, как обычно. Внизу уже показались городские строения и магистрали, пассажиры пристегнули ремни, готовясь к посадке. Но когда самолет стал приземляться, и под нами показалась взлетная полоса, до которой оставалось метров 300, вдруг надсадно, с чрезвычайным усилием взревели моторы. Салон судорожно завибрировал, по проходу в кабину пилотов встревожено убежали побледневшие стюардессы, оставив взволнованных пассажиров. Никто из них не понял в чем дело, но ясно было, что происходит нечто совершенно экстраординарное. Я горячо взмолился Господу и Богородице, мысленно возопил к преподобным отцам Печерским о помощи и спасении. Молились и другие паломники, как наверное и все пассажиры. Еще несколько безконечных секунд вибрация сотрясала зависший лайнер, как будто где-то решалась наша участь. Наконец, самолет с невероятным усилием вновь стал набирать высоту.

http://ruskline.ru/analitika/2015/03/07/...

А.Г. Воробьева Письма епископа Германа послушнице Татьяне Харламовой 126 1 Канун Великого поста, «Горе нам, что не знаем душ своих. Не знаем и того, к какому житию мы призваны, но эту жизнь немощи, это состояние живущих, эти скорби мира и самый мир, и пороки его, и упокоение почитаем чем-то значительным» ( Исаак Сирин ) 127 . Мы знаем, что у нас должно быть покаяние нераскаянное 128 , то есть постоянная скорбь и плач о грехах. Самый образ той жизни, какую мы возлюбили, есть постоянное покаяние. Что же для этого нужно, чтобы действительно, на деле, а не на словах, быть нам кающимися и чрез то детьми Божиими, чадами света и дня 129 ? «Покаяние, – говорит тот же великий подвижник, – есть корабль, страх Божий его кормчий, любовь же – Божественная пристань. Страх вводит нас на корабль покаяния, перевозит по смрадному морю жизни и пристает к Божественной пристани» 130 . Итак, со страха за свое духовное здоровье, от страха за свою будущую судьбу начинается истинно постническое житие и через воздержание приводит нас к цели всех подвигов жизни – к любви. Люди мира и чувственности думают, что постническое житие противоестественная жизнь, потому что убивает тело. Им отвечает великий Пимен: «Мы учились, – говорит он, – умерщвлять не тело, а страсти» 131 . «От яств постись по временам, а от невоздержания постоянно», – говорят отцы. На первом плане у нас должна быть забота о душе. Потому мы во многом отказываем телу, что «по той мере, как утучняется тело, истощается душа и, напротив, по мере истощения тела укрепляется душа» 132 . Для того и постоянное воздержание, а временем и пост как сугубое воздержание, чтобы восстановить утраченное равновесие между телом и духом, чтобы вернуть нашему духу его главенство над телом и его страстями. «Пост для тела есть пища для души» ( Исаак Сирин ) 133 . Пост есть не телоубийца, а страстоубийца. Макарий Великий говорил, что монах с таким рассуждением должен вести дело пощения, как бы имел пробыть в теле сто лет, и так обуздывать душевные движения, забывать обиды, не предаваться печали (мирской), ни во что ставить скорби и лишения, как могущие умереть каждый день 134 .

http://azbyka.ru/otechnik/Varlaam_Rjashe...

Люсьен Реньё Глава одиннадцатая. Прием посетителей Благотворение ближнему Авва Пимен говорил: «Есть три подлинных основания: страх Божий, непрестанная молитва и благотворение ближнему» 845 . Отцы пустыни отнюдь не были такими «недотрогами», какими мы можем их вообразить, – согнувшимися в три погибели, затворившимися в келье и занимающимися исключительно своим личным самосовершенствованием «наедине» с Богом, которого они и ушли искать в пустыню. Слов аввы Пимена вполне достаточно, чтобы мы поняли важность того, сколь серьезно они относились к делам любви и милосердия. Благотворение ближнему – это вещь такая же необходимая, как страх Божий и непрестанная молитва. А еще требовалось так или иначе общаться с этим ближним. Но для этого совсем не обязательно нужно было выходить из кельи. Конечно, некоторые монахи подвизались в неприступных местах и никого не видели – но, как мы уже говорили, такие случаи были весьма редки. Некоторые другие, жившие в более доступных районах, заделывали дверь в келью и никого не принимали 846 . Но все они делали своим ближним намного больше – они молились за них и за всех людей, как повествуется о том в прологе к «Истории монахов»: «Всем совершенно ясно, что благодаря им стоит мир, и благодаря им существует жизнь человеческая и имеет ценность пред Богом» 847 . Исполняя пред Богом эту первую обязанность человеколюбия, большинство отшельников все же общались с ближними и непосредственно. Некоторые подвизались в келье с другими монахами, и почти все они время от времени принимали у себя посетителей. А великие аскеты, ставшие столь известны, что были просто-таки осаждаемы страждущими, вынуждены были иногда оберегать свое уединение и скрываться в «запасную», секретную келью. Другие же, наоборот, томясь от скуки, тщетно ждали случайного посетителя, что позволило бы им прервать пост пораньше 848 . Однако большинство монахов вряд ли встречали посетителей каждый день. В апофтегмах о посетителях упоминается часто. Но это не должно вводить нас в заблуждение, ибо многие изречения как раз и родились во время таких встреч. Посещение монахами друг друга

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Послания преподобного аввы Дорофея Послание поучительное к брату, вопросившему его о бесчувствии и охлаждении любви При бесчувствии души, брат, полезно частое чтение Божественного Писания и умилительных слов Богоносных Отцов, памятование о Страшном Суде Божием, об исходе души из тела и об имеющих её встретить страшных силах, с соучастием которых она делала зло в сей маловременной и бедственной жизни. Также полезно вспоминать о том, что мы должны будем предстать пред страшным и праведным судилищем Христовым, и не только в делах, но и в словах, и в помышлениях дать ответ пред Богом, пред всеми Ангелами Его, и вообще пред всем созданием. Вспоминай также часто тот приговор, который произнесёт страшный и праведный Судия стоящим ошуюю Его: «идите от Мене проклятии во огнь вечный, уготованный диаволу и аггелом его» ( Мф.25:41 ). Хорошо также вспоминать и великие скорби человеческие, дабы хотя невольно таким образом смягчалась жестокая и бесчувственная душа и пришла в сознание своей греховности. А в братолюбии изнемогаешь ты от того, что принимаешь помыслы подозрения на ближнего и веришь своему сердцу; это случается с тобою также и потому, что ты не хочешь ничего потерпеть против своей воли. Итак, прежде всего должен ты, с помощию Божиею, отнюдь не веровать своим мнениям и всею силою стараться смирить себя пред братиями твоими, и от всей души отсекать перед ними свою волю. Если кто-нибудь из них тебе досадит или как-нибудь опечалит тебя, то ты, по слову отцов, помолись о нём, как об оказавшем тебе великую пользу и о врачующем сластолюбие твоё. Через сие раздражительность твоя будет уменьшаться, ибо, по словам святых отцов, любовь есть узда раздражительности. Прежде же всего моли Бога дать тебе внимание и разум, дабы ты мог знать, в чём состоит «воля Божия благая и угодная и совершенная» ( Рим.12:2 ), а также и силу быть готовым ко всякому благому делу. Ибо Ему подобает всякая слава, честь и поклонение во веки веков. Аминь. Послание того же к брату, угнетаемому искушением Прежде всего, брат мой, надобно сказать, что мы не знаем путей промысла Божия и потому должны предоставлять Ему устроять всё, касающееся до нас, а тем более должно поступать так теперь. Ибо если ты захочешь по человеческим мыслям судить о случающемся, вместо того чтобы возлагать всю печаль свою на Бога, то такие помыслы лишь утрудят тебя. Итак, когда восстанут на тебя противные помыслы и начнут утеснять тебя, ты должен взывать к Богу: «Господи! как Ты хочешь, и как Ты знаешь, устрой это дело»; ибо промысл Божий делает много сверх нашего соображения и надежды. И иногда предполагаемое нами на опыте бывает иначе, одним словом: во время искушения нужно иметь долготерпение и молиться, а не желать, как я сказал, и не полагать, что можно человеческими помыслами преодолеть помыслы бесовские. Зная сие, авва Пимен сказал, что изречение, повелевающее не заботиться о завтрашнем дне ( Мф.6:34 ), относится к человеку, находящемуся в искушении.

http://azbyka.ru/otechnik/Dorofej/dushep...

С.И. Остроумов Десятая заповедь Синайского закона „Не пожелай жены искреннего твоего, не пожелай дому ближнего твоего, ни села его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ни всего, елика суть ближнего твоего». (Исх., 20, 17). Изречения Завидовать – значит мысленно обворовывать и фактически убивать, хотя не пулею и ножем, но хулой и клеветой. Ревность есть страсть, ищущая страданий. „В лихости и зависти нет ни проку, ни радости». (Послов.). „В потоке человеческой жизни нет более бедственной страницы, чем та, на которой написаны два слова: удовлетворенное желание». (Жорж-Занд). „Свобода – не в том, чтобы говорить произволу своих желаний: „да», но в том, чтобы уметь сказать им: „нет». (Гоголь). „Действия будут судимы по намерениям». (Магомет). „Каждый вожделенный взгляд – прелюбодеяние; и когда женщина надушится и идет в собрание, где есть мужчины, с желанием показать себя, с сладострастным взглядом, – она прелюбодействует». (Магомет). „Многие из отцов наших были сильны в подвигах; но сильных по чистоте помыслов – один или два». (Авва Пимен). „Нельзя помешать птицам летать над головой, но можно воспрепятствовать им садиться на голову. Нельзя обезпечить себя от худых помыслов, но можно непозволять им укореняться в душе». (Лютер). „Кто знает, что· оказалось бы в лучших душах человеческих, если бы можно было незаметно проникать в них и наблюдать их самые тайные, самые скрытые изгибы? Сколько столпов, сколько твердых мужей, сколько честных граждан оказалось бы ворами, убийцами, прелюбодеями! И кто может сказать непоколебимо: что страшней – мысль или дело, и где их границы?» (Куприн). Луна, если не в приращении, то в ущербе. Так – и христианин. Труднейшая у него борьба с самим собою, с своим внутренним миром. У завистливых особые глаза. „Они видят все: и вблизи самое мелкое, и то, что находится вдалеке, и даже то, чего нет. Все, как им кажется, должно бы принадлежать им, и отдано другому. У завистливого никогда нет недостатка в печалях и огорчениях. Урожай ли на полях у ближнего, дом ли изобилует всеми житейскими потребностями, – все это пища болезни, все увеличивает страдания завистливого. Мужествен ли кто, или хорошо сложен телом: это поражает завистливого. Красив ли другой лицом: это новый удар завистнику». (Св. Василий Великий ).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pravos...

Скачать epub pdf О самооправдании 119 Сегодня речь пойдет об очень известной и распространенной страсти – самооправдании. Всем ясно, что самооправдание – это порок, мешающий спасению, а самоукорение – необходимейшая добродетель. Преподобный Пимен Великий сказал, что своеволие – это медная стена между человеком и Богом, а если к этой страсти присоединяется самооправдание, то для человека уже нет спасения. К сожалению, нужно сказать, что пороком самооправдания страдают очень многие люди. Часто, вместо того чтобы обвинять в собственных грехах самих себя, мы находим причину в чем-то постороннем: в людях, которые нас искушают, в затруднительных обстоятельствах. Таким образом, вместо плодотворного пути самоукорения мы встаем на бесплодный и душевредный путь самооправдания. Если я, согласно Евангелию, всегда и во всем вижу свою вину и обвиняю в нарушении заповедей только себя, тогда, как подсказывает сама логика вещей, я начинаю искать средства для того, чтобы изменить самого себя. Я никак не пытаюсь повлиять на то, что меня окружает. Но если я буду, как сказано в Священном Писании, роптать и упрекать, оправдывать себя, я никогда не исправлюсь. Мне все будет мешать: люди, воспитание, плохое здоровье, собственный характер, дурные привычки. Когда человек становится на этот порочный, гибельный путь, у него естественно возникает мысль о том, что нужно исправить эти обстоятельства. Тогда он развивает нелепую, совершенно не христианскую, по крайней мере не монашескую, деятельность, направляя все свои усилия не на самого себя, а на то, что его окружает. Возможно и другое: он впадает в отчаяние, убедившись, что ничего не может изменить: ни свой характер, ни тем более людей и обстоятельства, поскольку они находятся не в его власти. Это тупиковый путь. Евангелие нигде не говорит о том, что помимо любви мы должны направлять на людей еще какую-то деятельность. Спаситель ставит нам в пример Небесного Бога Отца, который изливает дождь на злых и добрых. Мы также должны проявлять любовь к каждому человеку, невзирая на то, добрый он или злой, друг или враг. Таким образом, мы примиряемся с тем, что наш ближний не такой, каким нам хотелось бы его видеть. Не в нашей власти изменить людей. Каждый человек является совершенно свободным существом, и в лучшем случае мы можем лишь несколько повлиять на него. А изменить его, если он этого не хочет, если он сам себя к этому не понудит, никому не удастся.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

преподобный Пимен Великий преподобный Пимен Великий Египетский подвижник V века. Делатель умной молитвы, наставник множества монахов. Пимен Великий родился в Египте около 340 года. В молодости он отправился в знаменитую монашескую общину в Скитской пустыне не один, он увлек за собой старшего брата Анува и нескольких младших. В 407 г. набег берберов вынудил монахов покинуть Скит и поселиться в развалинах языческого храма в Теренуфисе. Маленькой общиной по очереди руководили Анув и Пимен. Днем братья работали до полудня, в самую жару три часа читали, затем собирали хворост, а из двенадцати ночных часов четыре работали, четыре пели псалмы, четыре спали. Пимен сам иногда ничего не ел по неделе, но ученикам советовал не изводить себя чрезмерно: «Мы постимся не чтобы убить наши тела, а чтобы господствовать над ними». Пимен считал необходимым сохранить память о своих предшественниках, советовал монахам вспоминать изречения старцев, «и вы найдете помощь в них и спасетесь». Благодаря Пимену появился на свет сборник монашеских изречений, среди специалистов известный под греческим названием «Апофегмата» («Афоризмы»), причем из тысячи афоризмов и рассказов около четверти посвящены самому Пимену. Пимен всегда был готов действовать по ситуации, а не по традиции. Это разочаровывало его учеников, искавших ценных указаний, зато его советы не устарели по сей день, в отличие от большинства уставов. Например, на вопрос, что лучше: говорить или молчать, старец сказал: «Говоришь для Бога – молодец, для Бога молчишь – опять молодец». «Злоба никогда не уничтожит злобы», – говорил старец. Он поборол зло в себе, – и поэтому смог найти очень простое решение вопроса, который мучает многих «добрых» людей: сможет ли спастись сатана. Пимен считал, что будет мучаться в одном месте с сатаной, предоставляя другим возвышенно философствовать о возможности покаяния беса, оставляя себе униженное смирение. Считавший себя средоточием сатанинской злобы, смог познать милосердие Божие: в эпоху, когда каждый грех отмаливали по особому прейскуранту (до пятнадцати лет слез и коленопреклонений на искупление самых тяжких мерзостей), Пимен заявил, что три года покаяния вполне можно заменить тремя днями, лишь бы от сердца каяться.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Velikij

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010