93-98) свящ. Н. Правдолюбова. В качестве приложения к «Е. е. в.» были изданы отчеты епархиального училищного совета (1892-1897), «Личный состав служащих в духовно-учебных заведениях Екатеринославской епархии» (1899-1906), протоколы епархиальных съездов духовенства, уставы миссионерских об-в, протоколы заседаний миссионерских комитетов, отчеты о деятельности местного отд-ния Палестинского православного общества , отдельные проповеди, справочные брошюры миссионерского содержания и др., а также книги «О запрещении браков в родстве» В. П. Сахарова (1898-1899), «История христианской Церкви в жизнеописаниях святых ее» А. Трифильева (1913), «О нашем спасении во Христе Иисусе» свящ. Н. В. Назаревского (1913), газ. «Русский националист» (1912, июль-окт., 17 номеров). В 1917 г. вышли 23 номера офиц. отдела «Е. е. в.» (последний - 11 авг.) и только 7 номеров неофициального (последний - 1 марта). С 15 марта по 22 авг. издавалась газ. «Вестник Екатеринославского губернского (с 7 - епархиального) комитета Православной церкви», всего вышло 16 номеров. В редакционный комитет кроме редактора П. А. Корецкого входили еще 6-7 представителей духовенства и мирян, в т. ч. И. А. Лаговский. В сент.- дек. 1917 г. те же редакторы выпустили 17-27 газ. «Свободная церковь», имевшей подзаголовок «Орган Екатеринославской епархии». Помимо офиц. епархиальных изданий в 1914-1917 гг. в Екатеринославе ежемесячно издавался миссионерский ж. «Екатеринославский благовестник», бессменным редактором которого был епархиальный миссионер-проповедник Афанасьев (последний номер - 9/10 за 1917). В 90-х гг. XX в. в Днепропетровской епархии начали выходить церковные периодические издания: с 1993 г.- ежемесячная газета Союза правосл. молодежи «Слово», к-рую в 1999 г. сменил богословско-катехизаторский ж. «Слово»; с 1998 г.- ж. «Спасите наши души!», а также много тематических периодических и единичных приложений к нему. Офиц. орган епархии - газ. «Днепропетровские епархиальные ведомости» - издается с янв. 1998 г. Лит.: Указ. статей, помещенных в неофиц. части «Екатеринославских ЕВ» за 1872-1891 гг. Б. м., Рункевич С. Г. «Екатеринославские ЕВ»//ПБЭ. Т. 5. Стб. 366; Андреев. Христианская периодика. 73, 212, 213, 606, 636; Бойко А. А. Преса правосл. Церкви в Ykpaïhi 1900-1917 рр. Дhinponempobcьk, 2002.

http://pravenc.ru/text/189635.html

136. Кубряк, Е. Профессор Лука служил, проповедовал, оперировал [Текст]/Е. Кубряк//Помоги себе сам. 2003. Нояб. 11) С. 2–3; Дек. 12). С. 7. 137. Колымагин, Б. Святой хирург [Текст]: неизвест. страницы из жизни лауреата Сталинской премии/Б. Колымагин//Независимая газ. 2003. 5 марта. Прил.: С. 8. (НГ Религии). 138. Глущенков, В. А. Святитель Лука – взгляд в будущее [Текст]/В. А. Глущенков. Полтава: Спасо-Преображенский Мгарский монастырь, 2002. 224 с. 139. Поповский, М. А. Жизнь и житие Луки Войно-Ясенецкого , архиепископа и хирурга [Текст]/М. А. Поповск ий. Москва: Пик, 2002. 479 с. (Антология выстаивания и преображения). 140. Христофоров, В. Последняя ночь владыки Луки [Текст]/В. Христофоров//Мед. газ. 2002. 26 апр. С. 14. 141. Лановой, В. Конструктор души [Текст]/В. Лановой//Свет: Природа и человек. 2002. 5. С. 36–38. В том числе взгляды В.Ф. Войно-Ясенецкого на душу и тело. 142. Зорин, А. Жизнь, ставшая житием [Текст]: «Антология выстаивания и преображения» пополнилась очередным томом – вышла книга Марка Поповского об архиепископе и хирурге Войно-Ясенецком/А. Зорин//Учит. газ. 2002. 9 апр. С. 18. 143. Бодров, С. С крестом и скальпелем [Текст]/С. Бодров//Рос. газ. 2002. 29 марта. С. 21. 144. Полозов, А. В. Крестом и скальпелем. Лауреат Сталинской премии прославлен в лике святых [Текст]/А. В. Полозов//Русский Дом. 2002. 1. С. 24. 145. Лисичкин, В. А . Крестный путь святителя Луки. Подлинные документы из архивов КГБ [Текст]/В. А. Лисичкин. – Москва: Троиц. слово: Изд-во Моск. Патриархии: Феникс, 2001. 447 с., 16 л. фот. 146. Поповский, М. Жизнь и житие Войно-Ясенецкого, архиепископа и хирурга [Текст]/М. Поповский//Мед. вестн. 2001. 27. С. 15. 147. Лисичкин, В. А. Жизнь и творчество Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого: хронология жизни Святого Луки. Он выбрал Крест. Послесловие [Текст]/В. А. Лисичкин//Очерки гнойной хирургии. 5-е изд. Санкт – Петербург; Москва; Симферополь, 2000. С. 673–704. 148. Русский, Н. Книга о невероятной судьбе [Текст]/Н. Русский//Тамб. жизнь. 2000. 14 июля. С. 4. Рец. на кн.: Поповский, М. Жизнь и житиё Войно-Ясенецкого, архиепископа и хирурга. Тенефли (США), 2000. 500 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

Геронтий (Кургановский) , архимандрит, настоятель Иосифо-Волоцкого монастыря в 1902–1903 гг. Из кн.: Геронтий, архим. Волоколамский Иосифов второклассный мужской монастырь и его современное состояние. СПб., 1903   Иосифо-Волоцкий монастырь (начало XX в.). Из кн.: Геронтий. архим. Волоколамский Иосифов второклассный мужской монастырь и его современное состояние. СПб., 1903   Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь (начало XX в.). Из кн.: Зеленская Г.М. Новый Иерусалим. М., 2008   Камень миропомазания в Воскресенском соборе. Из кн.: Зеленская Г.М. Новый Иерусалим. М., 2008   Внутренний вил Воскресенского собора (начало XX в.)   Скит патриарха Никона . Из кн.: Монастырские ансамбли Московии. М., 2008   Саввино-Сторожевский монастырь. Дворец царя Алексея Михайловича (начало XX в.). Из кн.: Успенский А.И. Саввин-Сторожевский монастырь. Б. м., 1904   Собор Рождества Богородицы Саввино-Сторожевского монастыря (начало XX в.). Из кн.: Успенский А.И. Саввин-Сторожевский монастырь. Б. м., 1904   Внутренний вид собора Рождества Богородицы (начало XX в.). Из кн.: Успенский А.И. Саввин-Сторожевский монастырь. Б.м., 1904   Высочайший выход с Красного крыльца 30 марта 1903 г. Из газ.: Московский листок. Иллюстрированное прибавление. 1903.   Высочайший выход из Успенского собора московского Кремля. 1903 г. Из кн.: Российская Империя в фотографиях. СПб., 2004   Феогност (Лебедев), митрополит Киевский и Галицкий в 1900–1903 гг. Из газ.: Московский листок. Иллюстрированное прибавление. 1903.   Флавиан (Городецкий), митрополит Киевский и Галицкий в 1903–1915 гг. Из газ.: Московский листок. Иллюстрированное прибавление. 1903.   Епархиальный дом в Москве. Западный фасад (начало XX в.). ЦИА ПСТГУ   Г.Э. Зенгер, министр народного просвещения в 1903–1904 гг.   Евдоким (Мещерский), архимандрит, инспектор МДА в 1898–1903 гг. Из газ.: Московский листок. Иллюстрированное прибавление. 1903.   А.И. Введенский , профессор МДА по кафедре метафизики и логики   Л.А. Камаровский, юрист-международник, профессор Московского университета  

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Все это сделается вполне ясным иноку, проводящему внимательную жизнь по евангельским заповедям, в свое время, из собственных опытов. «Бесы входят в чувства и члены, — говорит преподобный Иоанн Карпафийский, — мучат плоть разжжением, устрояют страстно смотреть, слышать, обонявать, внушают говорить недолжное, исполняют очи прелюбодеяния, приводят в смущение, действуя извне и внутри нас» [ 1177 ]. Чтоб несколько объяснить для всех и каждого, каким образом духи, эти газообразные разумные существа, могут входить в члены нашего тела, производить в них свойственное себе действие, прикасаться к самой душе, влиять на нее, укажем на подобное действие некоторых газов: укажем на угар, который происходит от того, что тяжеловесный углеродный газ входит, невидимо для чувственных глаз, посредством обоняния, в головной мозг; укажем на винный спирт, или газ (spiritus, дух, газ), который, от употребления вина внутрь, подымается из желудка, сквозь тело, в голову, непостижимым для нас образом, действует на мозг и на ум. Этот же винный спирт, или газ, проникая, столько же непонятно для нас, из желудка в кровь, производит в ней разгорячение, или, что то же, приводит ее в физическое [ 1178 ] соединение с теплородом, веществом газообразным, самым утонченным, подвергает влиянию этого вещества и тело и душу. Газообразные вещества имеют свойство входить в вещества твердые и в другие газы, проникать сквозь них: так, луч солнечный проникает сквозь воздух и сквозь все известные газы, принадлежащие земле, сквозь воду, сквозь лед, сквозь стекло; теплород (то есть тепло, или огонь, в обширном значении этого слова) проникает удобно сквозь железо и сквозь все металлы, производит в них изменение — проникает он и сквозь те газы, сквозь которые проникает свет; воздух проходит сквозь дерево, не проходит сквозь стекло; пары воды, разные запахи, то есть газы, отделяющиеся от разных веществ, проникают сквозь воздух. Преподобный Макарий Великий говорит: «С того времени, как при посредстве преступления заповеди (в раю первыми человеками) зло вошло в человека, диавол получил свободный доступ всегда разговаривать с душою, как разговаривает человек с человеком, и влагать в сердце все вредное» [ 1179 ].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

5 . Иисус превратил свое тело в газ и просочился. Так считают Свидетели Иеговы. Может ли газ кушать? Газ, воздух не обладают способностью кушать. А Христос многократно ел и пил с апостолами. Можно ли пощупать газ? Можно ли пальцы вложить в газовые раны? Иеговисты объясняют это тем, что Христос воскрес духом: «Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа» ( 1Петр. 3, 21 ), но там не сказано, что Он Воскрес в духовном теле, без плотского тела. Само слово «воскресение» предполагает восстановление того, что упало. И Христос говорит апостолам в 24-й главе Евангелия от Луки, что имеет кости и плоть. Многие священники израильские (на момент Второго Храма их было 18 000 человек) поверили в воскресение Христа. Об этом говорится в Деяниях апостолов, в Новом Завете. И вплоть до XIX века во многих священнических иудейских родах передавалась информация о том, что Иисус действительно воскрес. Что сделал Господь после воскресения? «Которым и явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием» ( Деян. 1, 3 ). Из этого видно, что Христос учил о тайнах Царствия Божия. Дары воскресшего Христа: 1) Крещение ( Мф. 28, 1–19 ; Мк. 2, 16 ); 2) понимание Писания; 3) обещание даров Святого Духа. Вознесение Христа на Небо. На 40-й день Христос возносится на Небо. Для нас весть о вознесении Христа – это весть о том, где находится наша Родина: «Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; о горнем помышляйте, а не о земном. Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге. Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе. Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение, за которые гнев Божий грядет на сынов противления, в которых и вы некогда обращались, когда жили между ними. А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших; не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его, где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» ( Кол. 3, 1–11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

47. Проповеди: О неповинном страдании. О борьбе с воображением. О бесах//Слово. –1989, 6. – С. 44–54. – Подпись: Митрополит Серафим. 48. Из письма о. Серафима духовному сыну Алексею Беляеву. – Архангельск, 1922 год: Документ эпохи//Мед. газ. – 1990. – 10 июня, – С. 3. – (Публ. В. В. Черной). 49. Медицинские беседы: Фрагменты//Мед. газ. – 990, – 10 июня, – С. 3. – Под пись: Л. М. Чичагов. – (Публ. В. В. Черной). 50. Молитвенник за землю Русскую//Журнал Московской Патриархии. – 1990, 12. – С. 66–69: портр. – Подпись: Епископ Серафим (Чичагов) . 51. непрестанной молитве//Журнал Московской Патриархии. – 1990, 9. – С. 58–59. – Подпись: Митрополит Серафим (Чичагов) . 52. себе//Мед. газ. – 1990. – 10 июня. – С. 3: портр. – Без подписи. – (Публ. В. В. Черной). 53. современном мученичестве//Журнал Московской Патриархии, – 1990, 10, – С 38–39, – Подпись: Митрополит Серафим (Чичагов) . То же//Москва, – 1991, 12. – С. 181. 54. Что служит основанием духовности?//Журнал Московской Патриархии. – 1990, 9, – С. 70–75. – Подпись: Митрополит Серафим (Чичагов) . 55. Что служит основанием каждой науки? Фрагм.//Мед. газ, – 1990. – 10 июня. – С. 3, – Подпись: Чичагов Л. М. – (Публ. В. В. Черной). 56. Что служит основанием каждой науки? – М., 1996, – 93 с. 57. Из «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря»//Журнал Московской Патриархии, – 1991, 12, – С. 43–47. – Подпись: Подготовил диакон Андрей Лоргус. – Публ. 58. Кончина старца Серафима//Моск. церков. вестник. – 1991. – Янв. 2). – С. 16. – Подпись: Священник Леонид Чичагов. 1896. 59. На пути кризиса//Моск. церков. Вестник – 1991, – Февр. 3). – С. 7. – Подпись: Епископ Серафим (Чичагов) . 60. Слово о бесновании: (В Неделю 23-ю по Пятидесятнице)//Москва. – 1992, 11–12. – С. 199–203. – Подпись: Епископ Серафим (Чичагов) . – (Публ. В. В. Черной). 61. Слово на Рождество Христово//Николо-Угрешский вестник. – 1992, 5, – С. 2. – Подпись: Митрополит Серафим (Чичагов) . – (Публ. В. В. Черной). 62. Митрополит Серафим (Чичагов) . О святых мощах. (Конспект статьи, публ. с сокр.). – М.: Град Китеж, 1992, 4 (9).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

Состоял членом Археографической комиссии, Церковно-археологического об-ва при Киевской ДС, почетным членом Археологического ин-та и мн. др. С окт. 1887 г. страдал нервным расстройством, в марте 1889 г. был уволен с должности. Последние дни жизни провел в лечебнице для душевнобольных на ст. Удельная. Соч.: Очерк жизни прот. И. И. Григоровича//Странник. 1861. 6. С. 303-339; Открытие Комиссии, высочайше утвержденной 6 дек. 1865 г. СПб., 1866; Обзор учреждения в России архиерейских правосл. кафедр и способов содержания их, со времени введения штатов по духовному ведомству (1764-1866). СПб., 1866; Обзор общих законоположений о содержании правосл. приходского духовенства в России, со времени введения штатов по духовному ведомству, 1764-1863. СПб., 1867; Избрание Георгия Конисского во еп. Белоруссии//Странник. 1868. 3. С. 83-92; 50-летний юбилей служебной деятельности архиеп. Василия (Лужинского)//Голос: Газ. 1869. 235; Обзор учреждения в России правосл. мон-рей, со времени введения штатов по духовному ведомству (1764-1869). СПб., 1869; Степанов В. С. , Григорович Н. И. В память 100-летнего юбилея имп. военного ордена св. вмч. и Победоносца Георгия (1769-1869). СПб., 1869; [Архивы упраздненных судебных мест С.-Петербургской губ.]//Голос: Газ. 1871. 301; Канцлер князь А. А. Безбородко в связи с событиями его времени. СПб., 1879-1881. 2 т. (СбРИО; Т. 26, 29). Публ.: Автобиогр. показание Арсения Мацеевича//Осмнадцатый век. М., 1868. Кн. 2. С. 361-365; Имп. Николай I в Святейшем Синоде//РА. 1869. 5. Стб. 739-752; Ириней, архиеп. Псковский//Там же. 7/8. Стб. 1103-1126; Письмо кн. Антиоха Кантемира к архиеп. Феофану Прокоповичу о пасторе Мильярде//Там же. 9. Стб. 578-581; Из бумаг митр. Новгородского и С.-Петербургского Гавриила//Там же. 10. Стб. 1569-1650; Анатолий Мелес, еп.: (Ист. очерк)//Там же. 1870. 4/5. Стб. 689-743; Письма (13 рескриптов) имп. Екатерины II к обер-прокурорам Святейшего Синода//Там же. Стб. 744-766; Азбучный указ. личных имен к ПСЗ за царствование имп. Павла I//Там же. 1873. 6. Прил. Стб. 1-124; Отзыв итальянца о гл. правительственных лицах во 2-ю пол. екатерининского царствования//Там же. 1875. 6. Стб. 113-125; Азбука гражданская с нравоучениями: Правлена рукою Петра Великого. СПб., 1877; Переписка и бумаги гр. Б. П. Шереметева: 1704-1722 гг. СПб., 1878. (СбРИО; Т. 25); Письма митр. Гавриила к архиеп. Амвросию//РА. 1895. 3. Стб. 289-312; 4 письма имп. Екатерины II к Димитрию (Сеченову), митр. Новгородскому (1763-1766)//Там же. 1896. 2. Стб. 196-202; Именные указы, объявленные Святейшему Синоду и непомещенные в ПСЗ//Там же. 1906. 1. Стб. 5-62.

http://pravenc.ru/text/168115.html

Рассмотрение богословского наследия святителя Феофана Затворника и его деятельности на всем пути священнослужения дает яркое представление о нем как о угоднике Божием, всю жизнь боровшемся за чистоту Православия. Библиография 1 . Письма о христианской жизни. Изд. 2–е. М., 1900. 2 . То же. Изд. 3–е. М, 1908. 3 . Слова С. – Петербургской духовной академии ректора архимандрита Феофана. СПб., 1859. 4 . Слова к Тамбовской пастве в 1859–1860 гг. СПб., 1861. 5 . Слова к Тамбовской пастве. М., 1867. 6 . Как составить проповедь?//Прибавление к Тамбовским епархиальным ведомостям. 1862–1863. Т. 1. Октябрь. Вып. 8. С. 305–314. 7 . О покаянии, причащении Святых Христовых Таин и исправлении жизни. Изд. 3–е. М, 1889. 8 . Путь ко спасению. Краткий очерк аскетики. Изд. 7–е. М,, 1894. 9 . То же. Изд. 9–е. М., 1908. 10 . Совесть//Домашняя беседа. 1868. Вып. 48 (с. 1149–1152), 49 (с. 1173– 1175), 50 (с. 1213–1215). 11 . Слово преосвященного Феофана, епископа Владимирского и Суздальского при вступлении на кафедру Владимирскую 1 сентября 1863 г.//Владимирские епархиальные ведомости. 1865. 1. Неоф. часть. С. 37. 12 . Слова к Владимирской пастве. Владимир, 1869. 13 . Сижу и думаю//Домашняя беседа. 1869. Январь. Вып. 1. С. 3–5. 14 . Непостижимое в обновлении мира//Домашняя беседа. 1869. Июнь. Вып. 23. С. 625–627. 15 . Язык страстей//Домашняя беседа. 1869. Июль. Вып. 28. С. 747–748. 16 . Кто имеет Бога своим Богом?//Домашняя беседа, 1869. Август. Вып. 32. С. 839–840. 17 . Как спастись?//Домашняя беседа. 1869. Август. Вып. 33 С. 863–865. 18 . Разрешение недоумений. Письмо епископа Феофана к редактору ж–ла «Домашняя беседа» В. Аскоченскому//Домашняя беседа. 1869. Ноябрь. Вып. 44. С. 1124–1127. 19 . Разрешение недоумений при чтении притчи о неправедном приставнике и обетование тем, кои все оставляют ради Царствия Христова. М., 1893. 20 . Естественная вера//Домашняя беседа. 1869. Ноябрь. Вып. 46. С. 1163–1164. 21 . Тридцать третий псалом. Изд. 2–е. М., 1889. 22 . Уроки из деяний и словес Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа//Домашняя беседа. 1870. Вып. 5–32.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Tertys...

Фальшивые идеи брюссельско-ватиканского происхождения, перечисленные выше, дорого обошлись гражданам Книна и сейчас очень дорого обходятся гражданам Донецка. Да не предадим молчанием память Св. Кирилла, да противопоставим фальши современных Вихингов и Святополков слова любви и единения, прозвучавшие 150 лет назад, воспроизведённые в этой статье, и всё ещё звучащие (если прислушаться) под сводами Кирилло-Мефодиевских храмов, построенных более столетия назад и выстоявших (израненных, но не убитых). Следующий же наш разговор будет о зрительном воплощении Кирилло-Мефодиевской идее - об иконописных подлинниках, иконах, фресках. Продолжение следует... Кандидат исторических наук Алексей Поповкин, специально для «Русской Народной Линии» Февраль 2019 г. Примечания: 1. Очерк жизни и деятельности славянских первоучителей Кирилла и Мефодия/Сведения о частной гимназии Фр. Креймана в Москве за 1868-1869 гг. Москва . 1869 г. С. 6, 7, 8, 18, 38. Исаакиевский собор 2. Янышев И. прот. Слово в день тысячелетия кончины Святого Кирилла, просветителя славян, 14 февраля 1869 года, сказанное в Исаакиевском соборе Ректором Санкт-Петербургской Духовной академии протоиереем Иоанном Янышевым/Три приснопамятных слова в память Всеславянских Просветителей инокровным и единоплеменным братьям предлагаемые. Изд. слепца Ширяева. Петроград. 1869. Мая 11 дня. С. 19-23. Дальнейшее цитирование слов о. Иоанна производится нами по тому же источнику. 3. Лебединцев П.Г. прот. Слово в день преставления Св. Кирилла, просветителя славян, сказанное в Киево-Софийском кафедральном соборе, 14 февраля 1869 г.//Киевские Епарх. ведомости. Отд. второй. 1869. С. 180-181 4. Чемена М., прот. Поучение в день тысящелетия после кончины преподобного отца нашего Кирилла, просветителя Славян, сказанное в Одесском Кафедральном Соборе 14-го февраля 1869 года.//Херсонские Епархиальные ведомости. 1869. С. 137. Священник А.М. Иванцов-Платонов 5. Слово в день тысячелетней памяти Св. Кирилла, просветителя Славянского, произнесённое в церкви Александровского военного училища священником А.М.

http://ruskline.ru/analitika/2019/03/16/...

Пастыри и пастырское попечение     Апостолы призывали всех христиан наблюдать друг за другом с любовной заботой и молитвой (1 Ин 3:16—18, 1 Ин 5:16, Гал 6:1—2, Евр 12:15—16), но они также назначали в каждой общине старших, называвшихся «пресвитерами» (Деян 14:23, Титу 1:5), которым вменялось блюсти членов общины, как пастухи блюдут овец (Деян 20:28—31, 1 Пет 5:1—4), научая их собственным примером (1 Пет 5:3) избегать всего вредоносного и тяготеть ко всему доброму. В силу своих обязанностей пресвитеров называли также «пастухами» (греч. «пойменес»), или «пастырями» (Еф 4:11), и «блюстителями» (епископами, от греч. «епископой» «надзиратель», «блюститель», Деян 20:28 ср. Деян 20:17, Титу 1:5 ср. Титу 1:7, 1 Пет 5:1—2), а также и другими словами, отражавшими их руководящую роль (1 Фес 5:12, Евр 13:7,17,24). Община, со своей стороны, должна была признавать авторитет поставленных ей Богом руководителей и следовать их указаниям (Евр 13:17).    Подобный образец присутствует уже в Ветхом Завете, где Бог является Пастырем Израиля (Пс 79:2), а цари, пророки, священники и старейшины (местные руководители) призваны быть Его помощниками, т.е. исполнять роль «подпасков» (Чис 11:24—30, Втор 27:1, Езд 5:5, Езд 6:14, Езд 10:8, Пс 76:21, Иер 23:1—4, Иез 34, Зах 11:16—17). В Новом Завете Иисус Пастырь добрый (Ин 10:11—30) и Пастыреначальник (1 Пет 5:4), а пресвитеры Его подчиненные. Апостол Петр называет себя «со-пастырем» Христу (1 Пет 5:1), напоминая, вероятно, о том, что духовное пастырство было особой задачей, которую Иисус поставил перед ним, восстанавливая его на служение (Ин 21:15—17).    Некоторые пресвитеры были и учителями (1 Тим 5:17, Титу 1:9, Евр 13:7), а в Еф 4:11—16 сказано, что Христос дал церкви пастырей и учителей, чтобы те сделали каждого члена церкви пригодным для служения, обнаружив и развив в нем духовные дары. Среди руководителей общин во времена апостолов могли быть учителя, которые не являлись пресвитерами (2 Тим 2:2), и пресвитеры, которые не занимались учительством, а также те, кто и руководил, и учил.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010