зач. 67). Благодатные силы даны церкви, по слову Апостола, для того, дабы руководимые ею получили живот вечный; а если бы церковь могла лишиться данных ей от Бога благодатных сил: она была бы бессильна, не могла бы чад своих препровождать к вечному животу, и не сбывались бы на ней слова Христа: созижду церковь Мою, и врата адова не одолеют ее. Сию церковь , которой поданы все божественные силы, яже к животу и благочестию, тебе и нужно обрести, достопочтенный старообрядец, для получения живота вечного, и в ней пребывать неотлучно. А которые общества всех сил божественных, яже к животу и благочестию, не имеют в себе, должны быть оставлены: ибо не имея сами сил, потребных для вечного живота, и тебе преподать оные не могут. Все таковые общества болят неверием: ибо или не веруют они, что Господь создал церковь свою со всеми силами, яже к животу и благочестию, или не веруют во всемогущество Божие, – не веруют, что Бог , создав церковь свою со всеми силами, яже к животу и благочестию, силен таковой сохранить ее всегда, – не верят неложному обещанию Божию: созижду церковь Мою, и врата адова не одолеют ее. IV Достопочтенный старообрядец! Прошу тебя выслушать и еще нечто в дополнение к сказанному о том, как тебе искать при руководстве слова Божия святую соборную и апостольскую церковь . Желаю именно подать тебе малый образец того, как исследовать Писание, дабы получить правильное понятие о церкви. Основание церкви есть правое исповедание веры во Христа, как сам Он засвидетельствовал своими неложными устами. Когда Господь спросил Апостолов: кого Мя глаголют человецы быти? и получив ответ, вопросил потом самих Апостолов: вы же кого Мя глаголете быти? тогда за всех, как бы устами всех Апостолов, отвещал Петр: Ты еси Христос, Сын Бога живаго. И отвещав Исус рече ему: блажен еси Симоне, вар Иона, яко плоть и кровь не яви тебе, но Отец Мой, иже на небесех. И Аз же тебе глаголю, яко ты еси Петр, и на сем камени созижду церковь Мою, и врата адова не одолеют ее (Матф. зач. 67). Из сего Господня ответа учимся следующему.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

В следующем (351) году: воскресенье Пасхи 5 Фармуфа, – возраст луны 18, – за день до апрельских календ, – епакта 9, седьмичный день 1, – в девятый год индиктиона; в консульство, следовавшее за Сергиевым и Нигриановым, в правление опять того же Нестория из Газы, епарха Египетскаго. В следующем (352) году: воскресенье Пасхи 24 Фармуфа, – возраст луны 18, – в 13 день майских календ, – епакта 20, седьмичный день 3, – в десятый год индиктиона; в консульство Констанция Августа и первое – Констанция Кесаря, в правление того же Нестория, епарха Египетскаго. – Галл провозглашен Кесарем и переменил свое имя на имя Констанций. В следующем (353) году: воскресенье Пасхи 16 Фармуфа, – возраст луны 21, – в 3 день апрельских идов, – епакта 1, седьмичный день 4, – в одиннадцатый год индиктиона; в шестое консульство Констанция Августа и второе – Констанция Кесаря, при управдении Египтом епарха Севастиана из Фракии. – В этом году Серапион, епископ Тмуитский, Триадельф Никиотский, Петр и Астриций – пресвитеры и другие (с ними) посланы были к Императору Констанцию; а как они убоялись насилия со стороны ариан, то возвратились назад без успеха. В этом году приходил к епископу Монтан, придворный силенциарий; но так как возникло волнение, то он возвратился, не достигши цели. В следующем (354) году: воскресенье Пасхи 4 Фармуфа 38 , – возраст луны 17, – в 6 день апрельских календ, – епакта 12, седьмичный день 5, – в двенадцатый год индиктиона; в седьмой год консульства Констанция Августа и второй – Констанция Кесаря; в управление Египтом того же епарха Севастиана из Фракии. В следующем (355) году: воскресенье Пасхи 21 Фармуфа, – возраст луны 18, – в 16 день майских календ, – епакта 23, седьмичный день 6, – в тринадцатый год индиктиона; в консульство Арбефиона и Лоллиана, в управление Египтом достопочтеннаго епарха Максима из Никеи. – В этом году приходил Диоген, нотарий Императора, и хотел лишить епископа свободы; но и он возвратился назад без успеха, ни с чем. В следующем (356) году: воскресенье Пасхи 12 Фармуфа, – возраст луны 17 39 , – в 7 день апрельских идов, – епакта 4, седьмичный день 1, – в четырнадцатый год индиктиона; в восьмое консульство Констанция Августа и первое Юлиана Кесаря, при управлении Египтом того же достопочтеннаго епарха Максима из Никеи, которому преемствовал Катафроний из Библа. – В этом году дук 40 Сириан 13 Мехира 41 привел церковь в большое безпокойство и в ночь на 14 Мехира с своими отрядами вторгся в храм Феоны. Однако он не мог захватить его (Афанасия), поскольку он скрылся чудесным образом

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Velik...

Подобный произвол звучит и в словах Ноткера, аббата С.-Галленского: «Что скажу о книге Иудифь, Есфирь и Паралипоменон, кем бы и как они не излагались, когда их слово (littera) признается не по авторитету, а по памяти и удивлению? То-же можешь заподозрить о книгах Маккавейских» 462 . Большинство же других или просто считают 22 канонических книги, или-же отличают от них «полезные для чтения, но стоящие вне Канона», или-же, заимствуя доказательства из этих последних, спешат оговориться относительно условий их значимости 463 . Так, Григорий Великий († 604) считает нужным это сделать, приводя свидетельство из 1 Макк. книги (VI, 46); «О каковой вещи не будет сказано беспорядочно, если извлечем свидетельство хотя не из канонических книг, однако, изданных для назидания церковного» 464 . По духу своих отношений к Канону родственны Григорию Великому такие деятели, как Бэда Достопочтенный († 735), Радульф Флавийский (1155), Петр Клюнийский († 1158), Иоанн Сарисберийский († 1182), Гуго С.-Виктор († 1140), Гуго С.-Каро, Николай Лиран († 1341) и др. Бэда Достопочтенный говорит, что 24 крыла четырех Иезекиилевых животных (по шести у каждого) обозначают столько-же книг Ветхого Завета 465 . Предел времени, которое обнимается священными книгами В. З., Бэда видит в 20-м годе царствования Артаксеркса 466 . Радульф Флавийский высказывается, что «книги Товита, Иудифь и Маккавейские, хотя читаются для церковного назидания, совершенного авторитета не имеют» 467 . Петр, аббат Клюнийский, в полемике против Петро-бруссиан, перечислив канонические книги, продолжает: «После этих подлинных книг Священного Писания, остается шесть книг, о которых не должно умолчать: Премудрости, Иисуса с. Сираха, Товит, Иудифь, две книги Маккавеев. Они хотя не могли достигнуть онаго отменного достоинства предшествующих, однако заслуженно принимаются Церковью по причине похвального и необходимого учения. Мне нет нужды трудиться над рекомендацией их вам. Ибо если Церковь имеет у вас какую-либо цену, то что пользуется у нея авторитетом, должно быть принимаемо вами.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Dagaev/...

Vital. Hist. eccl. 13. 13). Подобные собрания проводились в 1140 (на совместном заседании клюнийцев и премонстрантов было провозглашено их духовное единство), 1144 и 1150 гг. Пытаясь наладить управление К. к., Петр Достопочтенный издал 76 статутов (1146/47; изд.: Statuta Petri Venerabilis. P. 39-106), касавшихся богослужения, монашеских одежд, обета молчания, приема пищи, раздачи милостыни (аббат стремился ограничить помощь бедным, к-рая стала бременем для клюнийских мон-рей) и др.; по указанию аббата физический труд вновь стал обязательным для монахов. В то же время Петр Достопочтенный сомневался в том, что изданные им постановления будут соблюдаться во всех монастырях (статут 61). Папа Иннокентий II предоставил Петру свободу действий в обителях К. к. и разрешил отлучать непокорных от Церкви именем Папского престола (1136). Несмотря на практику визитаций, введенную Петром Достопочтенным, клюнийские аббаты не могли полностью контролировать дочерние мон-ри. Мон. Идунг, перешедший незадолго до кончины Петра Достопочтенного в цистерцианский монастырь, называл клюнийцев «акефалами» (безголовыми), т. к., по его мнению, в каждом клюнийском монастыре были собственные порядки и традиции ( Idung. Dialogus. 3. 31// Huygens R. B. C. Le moine Idung et ses deux ouvrages: «Argumentum super quatuor questionibus» et «Dialogus duorum monachorum». Spoleto, 1980. P. 452). В XII в. расширение К. к. почти прекратилось. В Англии к 1160 г. было 36 клюнийских обителей, в основном небольших. Единственным клюнийским мон-рем в Ирландии был приорат апостолов Петра и Павла в Атлоне (графство Уэстмит), основанный ок. 1150 г. кор. Тарьделбахом О Конхобаром. В Норвегии К. к. принадлежал мон-рь Нидархолм на о-ве Мункхолмен близ совр. Тронхейма. В Португалии Тереза, вдова гр. Генриха, передала Клюни обитель Санта-Мария-ди-Вимиейру близ Браги (1127). В письмах Петра Достопочтенного упоминается о клюнийском мон-ре Цивитот (Civitot, Civitoth, Civinoth) в пригороде К-поля ( Petr. Venerab. Ep. 75-76), дочерней обители приората Ла-Шарите-сюр-Луар, основанной при визант.

http://pravenc.ru/text/1841530.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Римско-католическая Церковь ПАВЕЛ АВРЕЛИАН (VI в.?), св. (пам. зап. 12 марта), 1-й епископ Леон (ныне г. Сен-Поль-де-Леон) в Арморике (Бретань, Франция), один из 7 св. покровителей Бретани ПАВЕЛ НАРБОНСКИЙ (III в.), св. (пам. зап. 22 марта, 10 дек.), почитается как 1-й епископ г. Нарбона (ныне Нарбон, Франция) и один из христ. просветителей Галлии ПАВЛИН († 10.10.644, г. Дуробривы (ныне Рочестер), графство Кент, Англия), св. (пам. зап. 10 окт.), архиеп. Эборака (ныне Йорк) (625-633) и еп. Дуробрив (с 633) ПАВЛИН Милостивый (между 352 и 355 - 431), св. (пам. 23 янв.; пам. зап. 22 июня), еп. Нолы, деятель раннего монашества, поэт и писатель ПАВЛОВСКИЙ (Корвин-Павловский) Игнатий Людовик (1776 - 1842), католич. архиепископ Могилёвский и митрополит всех римско-католических церквей в Российской империи ПАННОНХАЛЬМА Паннонхальма, католич. бенедиктинское аббатство в г. Паннонхальма (до 2000 село; медье Дьёр-Мошон-Шопрон, Венгрия); древнейший мон-рь на территории Венгрии ПАПЕБРОХ [Папеброхий; наст. имя - Даниель ван Папенбрук)] Даниил (1628-1714), пресв., иезуит, член Общества болландистов, церковный историк, один из основоположников критического метода в агиографии ПАПСКАЯ ОБЛАСТЬ [Папское гос-во, Церковное гос-во], теократическое гос-во в Центр. Италии во главе с папой Римским, существовавшее в VIII-XIX вв. ПАРАЦЕЛЬС [ наст. имя Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Хоэнхайм] (1493/1494 - 1541), врач и мыслитель эпохи Ренессанса «PASTOR AETERNUS» догматическая конституция Ватиканского I Собора об ординарном юрисдикционном первенстве и о наивысшем учительном авторитете папы Римского по вопросам веры и морали во Вселенской Церкви PERFECTAE CARITATIS декрет Ватиканского II Собора об обновлении монашеской жизни (лат. renovatione vitae religiosae) применительно к совр. условиям ПЕТР ДАМИАНИ (ок. 1007 - 1072 или 1073), кардинал-еп. Остии, богослов, церковный писатель, деятель григорианской реформы , католич. св. (пам. 21 февр.) ПЕТР ДОСТОПОЧТЕННЫЙ (1092/94-1156), блж. Римско-католической Церкви (пам. 5 нояб.), 9-й аббат Клюни (с 1122), влиятельный церковный и политический деятель, богослов, церковный писатель ПЕТР ИОАНН ОЛИВИ [Петр, (сын) Иоанна Олива], католич. теолог, философ, экзегет; францисканец, один из идейных вдохновителей движения спиритуалов ПЕТР АЛЬКАНТАРСКИЙ [в миру Хуан де Гаравито-и-Вилела-де-Санабрия] (1499-1562, св. Римско-католической Церкви (пам. 19 окт.), монах-францисканец, реформатор ордена францисканцев ПЕТР ГРОССОЛАН [Хрисолан] (не позже 1068 - 1117), еп. Савоны (Италия; с 1098 или 1100), архиеп. Милана (1102-1113), богослов, участник полемики между Римско-католической и Восточными Церквами

http://pravenc.ru/rubrics/122074_26.html

Так ведется дело проповеди противураскольническими деятелями в нашей Донской области. При их собеседованиях одни убеждаются словами их, а другие не верят и, будучи не согласны, уходят, споря между собою ( Деян. 28:24–29 ); но дело проповеди, по елику оно не от человека, а от Бога, не слабеет, а преуспевает на лучшее. Так, в течение минувшего 1888 года в Богоявленском миссионерском округе из раскола к православию присоединилось более полутораста человек, в том числе лично о. Феодором Ореховым присоединено 88 душ. Такое отрадное явление дает полную надежду, что труды каждого православного проповедника, с усердием и любовью подвизающегося в деле обращения заблудших, рано или поздно принесут желанные плоды. Очень утешило нас известие, полученное с юга же, из полураскольнической Балты, о которой так мало мы слышим. Из этого города, имеющего подобно Москве, незавидную привилегию быть епархиальным градом двух раскольнических епископов – окружнического Сильвестра и противуокружнического Кирилла, один достопочтенный священник, о. Александр Сергеев, пишет нам: «Благодарение Богу, промышляющему о устроении церкви своей на земле! Искренне «Братское Слово» ваше к отпавшим по неразумию от матери своей – православной церкви оказывает свое действие и в городе Балте. Читающие с неподдельным любопытством ваши книги недоумевают, почему они до сих пор не знали того, что им стало теперь очевидным. Будем надеяться, что благодать Св. Духа просветит умы заблудших, согреет сердца их теплотою веры и приведет их в общение с нами, да воспоем хвалу Богу единым сердцем и едиными усты». От всей души присоединяемся к этому благочестивому желанию, и для его осуществления да воздвигнет Бог и здесь усердных и способных деятелей в борьбе с расколом из среды православного духовенства и православных балтских жителей! Еще один достопочтенный священник из другого далекого края, также сильно зараженного расколом, из Пензенской епархии, о. Петр Мироносицкий, сообщает нам, как он, по званию Благочинного, вознамерился показать другим священникам пример беседы со старообрядцами, присовокупив и свои замечания по поводу этой беседы. Приводим и это достойное внимания письмо:

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

В числе своих трудов П. Д. упоминал целый ряд экзегетических, богословских и аскетических сочинений. Однако анализ текстов показал, что почти все они представляют собой дословные заимствования из произведений др. авторов, часто лишенные даже внутренней логики изложения. По-видимому, П. Д. прежде всего стремился умножить количество и объем своих «трудов», мало заботясь об их содержании ( Meyvaert. 1963. P. 133-135). Трактат «О святых местах» (1137; сохр. в рукописи-автографе П. Д.- Cassin. 361), посвященный аббату Вибальду, основан на 3 текстах: одноименном сочинении Беды Достопочтенного , анонимном и неизвестном по др. источникам путеводителе по Иерусалиму нач. XII в., а также «Паломничестве» Эгерии. Значение сочинения П. Д. состоит в том, что он располагал более полным текстом труда Эгерии, чем представленный в единственной дошедшей до наст. времени рукописи (т. н. Codex Aretinus). Однако (в отличие от текста соч. Беды Достопочтенного) П. Д. пересказывал текст Эгерии, а не дословно копировал его, поэтому не всегда ясно, на какой источник он опирался в том или ином месте ( Черняк А. Б. Текстология «Паломничества Эгерии к святым местам»//Acta Linguistica Petropolitana=Труды Ин-та лингвистических исследований. СПб., 2011. Т. 7. Ч. 1/Отв. ред.: Н. Н. Казанский. С. 543-560). Основную часть более поздней рукописи-автографа П. Д. (Cassin. 257) занимает пространное толкование в 4 книгах на Устав св. Бенедикта (частично изд.: Bibliotheca Casinensis. 1873-1894. T. 5. P. 82-165). Согласно П. Д., он начал эту работу по поручению аббата Сениоректа, а закончил уже при аббате Райнальде II. Взяв материал гл. обр. из комментария Смарагда, аббата мон-ря Сен-Мийель (IX в.), он дополнил его фрагментами из «Моралий» свт. Григория Великого, «Хвалы пустынножительству» Петра Дамиани, творений блж. Августина и др., к наст. времени еще не идентифицированных источников. Помимо пространного П. Д. составил краткий комментарий на Устав св. Бенедикта (Ibid. P. 165-174), в котором якобы описал обычаи (consuetudines) Монте-Кассино его времени.

http://pravenc.ru/text/2580386.html

Усерднейше прося Вашего благословения и Св. молитв, с совершенным высокопочитанием имею честь быть Достопочтеннейший Батюшко! преданнейший сын   Я. Яковлев 15-го июня 1839 С П бург По письму Сестрицы, сию минуту мною полученному, постараюсь все исполнить с надлежащею точностию и Вас немедленно уведомить. Петр Васильевич Лесников [ 396 ], войдя ко мне в комнату, просит свидетельствовать Вам от него и от всего семейства усерднейшее почтение. Любезнейшим о. Марку, Ивану Тимофеевичу и Саше низко кланяюсь. Любезнейший друг! Павел Петрович! Хотя всякое отвлечение для хода дела нашего весьма вредно; но Вы знаете, нужде пришедшей закона применение бывает. Так и ныне! Потрудитесь быть у Кн. Шаховской, взгляните на состояние экономических дел ее, составьте краткую сравнительную ведомость ее капитала, долгов и дохода, смету необходимого расхода. Она теперь в крайности, почему посоветуйтесь секретно с Иваном П. Лесниковым [ 397 ] и с Василием Антоновичем, — во-первых, о том, как помочь ей в настоящей нужде, а во-вторых (об этом единственный советник Василий Антонович, посоветовавшись с коим, можно прибегнуть к Лесникову в случае нужды) о управляющем; ибо недостаток в управляющем расстраивает ее хорошее состояние. Я слышал, что у Василия Антоновича есть братец, — впрочем, надеюсь, его ли, или другого кого Василий Антонович не откажется дать благонадежного человека, который под его надзором может быть благонадежнейшим. В первом пункте, если не найдется других средств при тщательном изыскании, отец Михаил располагается помочь. Вы можете понять, как на это трудно для меня согласиться и только при последней крайности соглашаюсь. Все сие возьмитесь сделать наисекретнейше, самым верным актом. Но хорошо бы избежать, и о последующем настрочите с верною оказиею ответ, а всего лучше в воскресение к обедни приезжайте. Что-то мне внушается по милости Божией к Василию Антоновичу большая доверенность. Помоги Вам Господи. Ваш искреннейший друг   Арх Игнатий. 11 дек. [ 1839] Достопочтеннейший Батюшка! Отец Архимандрит!

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Разорительным для мон-ря было множество социальных обязательств, связанных с поминовением усопших (см. в ст. Клюнийская реформа ). В составленном П. Д. документе «Положение дел Клюнийской конгрегации» (Dispositio rei familiaris Cluniacensis, 1147/48; изд.: Recueil des chartes. 1876-1903. Vol. 5. P. 475-482) он изложил меры, принятые им для улучшения материального положения аббатства. Кроме того, не отказывая никому в литургическом поминовении, он распорядился сократить до 50 чел. число тех, кто ежедневно получали «пребенду» по случаю годовщины смерти (эти ограничения не касались кормления бедных в течение 30 дней после кончины) (Statuta. 1975. P. 67). По просьбе П. Д. еп. Генрих Уинчестерский, знакомый с самой передовой в Европе того времени системой работы англ. казначейства («Палаты шахматной доски»), между 1149 и 1156 гг. провел ревизию доходов с 12 деканатов, находившихся в юрисдикции аббатства Клюни, а также расходов монастыря (Recueil des chartes. 1876-1903. Vol. 5. P. P. 490-505; также см.: Грацианский Н. П. Бургундская деревня в X-XII ст. М.; Л., 1935. С. 177-181). В первые годы после избрания П. Д. аббатом завершилось строительство монументальной церкви (т. н. Клюни III), начатое при Гуго I (были проведены в т. ч. восстановительные работы после обрушения в 1125 или 1126 части нефа). 25 окт. 1130 г. папа Иннокентий II совершил торжественное освящение нового монастырского храма. В дальнейшем при П. Д. строительные работы в Клюни продолжались, но в меньшем масштабе ( Conant K. J. Cluniac Building during the Abbacy of Peter the Venerable//Petrus Venerabilis. 1956. Р. 121-127; см. также в ст. Клюни ). П. Д. умер утром в день праздника Рождества Христова. По-видимому, практически сразу возникло его почитание среди клюнийцев, хотя в средние века так и не был начат офиц. канонизационный процесс. Наименование Достопочтенный (Venerabilis) по отношению к нему использовалось еще при жизни, впервые - в грамоте, изданной в 1153 г. кор. Фридрихом I Барбароссой (император в 1155-1190).

http://pravenc.ru/text/2580390.html

Петр Ломбардский верно следует учению блж. Августина во всех основных частях догматического богословия: в учении о Боге, в триадологии, в учении о творении, в сотериологии, в учении о таинствах. Лишь в некоторых вопросах он крайне осторожно пытается «исправить» блж. Августина, ссылаясь либо на имеющиеся расхождения среди собственных мнений блж. Августина по обсуждаемому вопросу, представленных в его различных сочинениях, либо на суждения других авторитетных авторов. Так, например, он отвергает мнение блж. Августина, что материя и форма для всех вещей были сотворены Богом одновременно 242 , и, ссылаясь на свт. Григория Великого , блж. Иеронима и Беду Достопочтенного , заявляет, что сперва Богом была сотворена «грубая и бесформенная материя», являющаяся «смешением четырех элементов», a затем «в течение шести дней» из этой материи были созданы все вещи сообразно их формам, заключенным в уме Бога 243 . Большинство других расхождений с блж. Августином имеют столь же периферийный характер: Петр Ломбардский заботится прежде всего о стройном и логичном изложении материала, поэтому не ставит перед собой вопроса о том, из каких метафизических и богословских принципов вытекают те или иные суждения блж. Августина. Хотя некоторые исследователи указывали на наличие расхождений между учением блж. Августина и позицией Петра Ломбардского в вопросе о свободе воли и благодати 244 , противопоставление их воззрений в значительной мере является надуманным. Петр Ломбардский целиком разделяет учение блж. Августина о том, что человеческая воля, всегда обладая относительной собственной свободой, после грехопадения посредством одной только этой свободы без помощи благодати не может стать доброй и привести человека к спасению 245 . Хотя он действительно обходит молчанием вопрос о том, простирается ли свобода человеческой воли на то, чтобы отказаться от принятия божественной благодати, ответ на этот вопрос прямо следует из концепции предопределения, при изложении которой Петр Ломбардский верно следует блж. Августину 246 . Божие предопределяющее решение вечно и неизменно, поэтому Бог дарует благодать лишь предопределенным, то есть тем, чья воля с неизбежностью примет эту благодать и в совместном действии с ней станет вести человека к спасению.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010