Беседа 88 Ин.21:15 . Когда же они обедали, Иисус говорит Симону Петру: Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси агнцев Моих. 1. Перемена в настроении ап. Петра после падения. – Петр как учитель мира. – 2. Смирение и кротость ап. Иоанна. – 3. Добрые плоды изучения и размышления о Слове Божием. – Заботы века сего и блага мира сего суть шипы, колющие нас со всех сторон. – Духовные блага услаждают взор. – Еще до награды небесной люди получают здесь плоды добрых дел. – Тоже самое и с дурными делами: еще до ада, они здесь производят терзания совести. – Следствия греха. – Раскаяние Ахава, которому нужно подражать чтобы получить прощение грехов. – Любостяжание разрушает благо, производимое милостыней. – Плоды добрых дел. 1. Многое и другое может доставить нам дерзновение пред Богом и сделать нас славными и достопочтенными; но преимущественно пред всеми, мы приобретаем благоволение свыше попечением о ближних. Вот этого и Христос требует от Петра. Когда трапеза учеников приходила к концу, «Иисус говорит Симону Петру: Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси агнцев Моих» ( Ин.21:15 ) Почему же, помимо других учеников, беседует об этом с Петром? Потому что он был избранный из апостолов, уста учеников, верховный в их лике, почему и Павел приходил некогда видеть его преимущественно пред другими. Вместе с тем Христос поручает ему попечение о братии и для того, чтобы показать, что отныне он должен иметь дерзновение, так как отречение его предано забвению. Не вспоминает об его отречении и не порицает его за то, что было; но говорит: если ты любишь Меня, то заботься о братии; покажи теперь ту горячую любовь, которую ты всегда обнаруживал и которою утешался; душу свою, которую ты обещал положить за Меня, предай за овец Моих. Будучи спрошен в первый и во второй раз, Петр призвал в свидетели самого Ведущего сокровенные тайны сердца. Когда же потом спрошен был и в третий раз, то смутился, убоявшись, чтобы опять не случилось того же, что было прежде, потому что и тогда он говорил с уверенностью, но последствия опровергли его. Поэтому снова прибегает ко Христу и говорит: Ты знаешь, то есть, и настоящее, и будущее.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АБЕЛЯР [лат. Abaelardus, франц. Abailard, Abélard] Петр (1079, Ле-Палле, Бретань-21.04.1142, Клюни), схоластический богослов, философ, логик. В 1094-1106 гг. учился логике и богословию у Росцелина из Компьени и Гильома из Шампо, в 1114 г. у Ансельма Ланского. А. рано начал преподавать, сначала в Мелёне и Корбе, затем в Париже, где достиг наибольшего успеха. В 1118 г. А. принял монашество в мон-ре Сен-Дени , где и возобновил свои лекции. Но в 1121 г. его учение о Св. Троице было осуждено Церковью на Суассонском Соборе. Покинув Сен-Дени, А. уединился в местечке Ножан-сюр-Сен в Шампани, здесь он построил часовню и дал ей название «Параклет». В 1125-1132 гг. А. был аббатом мон-ря св. Гильдазия Рюисского в Бретани, но в 1136 г. снова вернулся в Париж, где возобновил чтение лекций в школе на холме св. Женевьевы. Его конфликт со св. Бернардом Клервоским привел к вторичному осуждению 19 положений учения А. на Сансском Соборе в 1140 г., к-рое подтвердил папа Иннокентий II . Примирившись с Церковью, А. провел остаток своей жизни в аббатстве Клюни под покровительством Петра Достопочтенного . Ученое прозвище - Peripateticus Palatinus (Аристотелик из Палле). Сочинения Петр Абеляр. Гравюра. 40-50-е гг. XIX в. Петр Абеляр. Гравюра. 40-50-е гг. XIX в. А. можно разделить на: 1. Философские и логические: «Logica ingredientibus» (Логика для начинающих, 1114) представляет собой комментарий к соч. Порфирия «Введение к «Категориям Аристотеля»» и Боэция «Комментарий к «Введению Порфирия»» и гл. обр. посвящена проблеме универсалий. «Dialectica» (1118-1134) также посвящена анализу логических сочинений Аристотеля , Порфирия и Боэция. Менее значительные сочинения: «Logica nostrorum petitioni» (Логика, написанная по просьбе наших сотоварищей, 1136-1139), «De intellectibus» (О представлениях) и «Sententiae» (Предложения). 2. Богословские: «Introductio ad theologiam» (Введение в богословие, в 3 кн., 1113) и «Theologia «Summi Boni»» (Богословие «Высшего Блага», в 3 кн., 1118-1120), часть к-рого известна под названием «De unitate et Trinitate Divina» (О Божественном Единстве и Троичности) - эти два сочинения А.

http://pravenc.ru/text/62452.html

Скачать epub pdf Беседы на Деяния Апостольские 852. Важное значение книги Деяний Апостольских Беседа I . Многие не знают даже и того, что эта книга существует, – (не знают) ни самой книги, ни того, кто ее написал и составил. Поэтому-то в особенности я и решился заняться этим произведением, чтобы и научить незнающих, и не допустить, чтоб такое сокровище таилось и оставалось в неизвестности. Минь. Т. IX. С. 13 Творения Т. IX. С. 5 853. Воскресение Христа и знамения Апостолов Если Христос не воскрес, но остается умершим, то каким образом апостолы совершали знамения Его именем? Или они не совершали знамений? В таком случае, каким образом возник наш христианский род? Этого неверные, конечно, уже не станут отвергать, и не будут спорить против того, что видят; а потому, когда они говорят, что знамений не было, то тем еще больше бесчестят сами себя. Минь. Т. IX. С. 19 Творения Т. IX. С. 11 854. Зло не может существовать само, если не соединено с частью добра Беседа II . Если бы вещество не было причастно какому-нибудь добру, – оно не могло бы существовать. Ведь, зло по своей природе не может существовать, если не будет соединено с каким-нибудь добром; поэтому если бы оно раньше не было смешано с добром, то давно бы погибло, – таково уже свойство зла. Пусть кто-нибудь будет сластолюбив и пусть нисколько не сдерживает себя; проживет ли он десять дней? Пусть будет кто разбойником, бессовестным в отношении ко всем, даже и в отношении к другим разбойникам: останется ли он жив? Пусть будет кто бесстыдным вором, который, не краснея, публично ворует: сохранит ли такой свою жизнь? Зло не может существовать само по себе, если не будет в нем, хотя не много, чего-нибудь доброго. Минь. Т. IX. С. 33 Творения Т. IX. С. 29 855. Апостол Петр действует не самовластно, а с общего согласия всех Беседа III . Смотри, как Петр все делает с общего согласия и не распоряжается ничем самовольно и как начальник. И он не сказал просто так: на место Иуды мы избираем такого-то, но, чтобы успокоить учеников относительно совершившегося, посмотри, как начинает свою речь... Мужие братие ( Деян. 1:16 ), нужно избрать из нас. Он предоставляет это дело на суд большинства, а чрез то и избираемых выставляет достопочтенными, и от себя отклоняет вражду со стороны других, так как подобные дела всегда порождают большое зло. И вот, что надобно так поступить (избрать), этому в свидетели он приводит пророка; а из каких лиц надобно сделать выбор, это он объясняет сам, говоря: от сходившихся с нами во всякое лето (ср.: Деян. 1:21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

Июль 1698 г. Иоганн Корб. Дневник путешествия в Московское государство. 1. Секретарь ездил к первому министру в Преображенское, где он жил в палатках, просить об увольнении императорских миссионеров. Польский посол на обеде у него показывал письмо от своего короля, в коем последний хвалил императорского посла и осуждал своего собственного за ту опрометчивость, с которой тот отдал свою верительную грамоту. Так как католическая церковь необыкновенно тесна, то господин посол приказал на свой счет переделать ее в более широких размерах. 2 и 3. День Тела Господня был отпразднован с особенным торжеством: в крестном ходе обнесено было Sanctissimum (Букв.: Святейшее, т. е. Святые Дары (лат.)), и перед четырьмя алтарями прочитано четыре Евангелия. Послы императорский и польский, каждый с великолепной свитой, присутствовали при божественной службе, причем играла музыка. 4 и 5. Секретарь, по поручению господина посла, вновь обращался с просьбой об увольнении императорских миссионеров, но первый министр отвечал, что без государева указа он не может их отпустить, иначе поплатится своей головой, но что, впрочем, он писал уже к царю и дней через четырнадцать, вероятно, получит от него ответ. Затем первый министр говорил об упрямстве, из-за которого, по его мнению, императорский посол не отдает верительной грамоты, и в награду всех хлопот секретаря обязательно вручил ему три лимона при отпуске его домой. В это же время боярину сему представлялся известный курляндский барон фон Блюмберг, опустив, по русскому обычаю, обе руки до самой земли. 6. Славный и достопочтенный брат, патер Петр-Павел Пальма д " Артуа, архиепископ Анкирский, апостольский викарий в царствах Великого Могола, Голконде и Идалькане, прибыл в Москву с пресвитерами, венецианским капитаном господином Молином, врачом, часовщиком и несколькими другими лицами. 7 и 8. Господин архиепископ еще вчера присылал к господину послу капитана Молина с уведомлением о своем прибытии. Посол, со своей стороны, не замедлил через секретаря поздравить его с благополучным приездом. В бытность царя в Голландии господин архиепископ представлял ему о том, что он должен отправиться в путь и что путь сей лежит через его царство, прося государя повелеть наместнику казанскому и астраханскому князю Борису Алексеевичу Голицыну по прибытии архиепископа в Москву не только принять его там благосклонно, но и снабдить во время путешествия по Московии обильно надлежащим содержанием от казны и в безопасности проводить до границ Персии. Исполняя царское приказание, Голицын пригласил архиепископа и спутников его к себе во дворец и отвел им в оном несколько покоев на все время пребывания в Москве.

http://sedmitza.ru/lib/text/439191/

Книга, содержащая описание подвигов и чудес мужей и жен Египта, Сирии, Месопотамии, Галатии, Каппадокии и города Рима, живших в 4 и начале 5 века, и написанная монахом Палладием, по предложению сановника Лавса, и потому названная Лавсаиком , по мнению ученых, в последствии дополнена сказаниями из других подобных сочинений того же времени. Профессор Петр С. Казанский в своем исследовании об источниках для истории монашества египетского в 4 и 5 веках, склоняясь к той мысли, что дошедший до нас Лавсаик составлен или самим Лавсом или другим после него из сказаний разных очевидцев египетских монахов, полагает, что Палладий, главный писатель сказаний, в нем был простой египетский монах, а не епископ Еленопольский, как думают другие. К сожалению, достопочтенный профессор, при исследовании этого предмета, не обратил внимания на две греческие рукописи Московской синодальной библиотеки 165 и 191), содержащие чистый «Лавсаик» Палладия, за которым в обеих следует История Египетских монахов, написанная неизвестным монахом Елеонской горы и многими некогда приписываемая пресвитеру Руфину, автору церковной истории и других сочинений. Первая рукопись 165) написана в 1345 году, а вторая 191) в 17 веке. Но содержание их одно и тоже (только во второй сказание об Евагрие, наставнике Палладия, повторено в конце книги пред Историей Египетских монахов). Этот Лавсаик по содержанию – совершенно тот же Рай пустынника Гераклида, который в 1503 году издан в латинском переводе в Париже Иаковом. Фабром Стапуленским, а после него другими, и потом Росвеилом в приложении к житиям отцов (Vitae patrum). Но это не Рай неизвестного Гераклида, а чистый, невосполненный Лавсаик известного Палладия, епископа, как говорят надписи и предисловия в греческих списках его, нами показанных, и все содержание его. Восполненная же редакция Лавсаика издана на латинском языке Генцианом Герветом в Париже в 1570 г., и многократно была повторяема с новыми дополнениями; на греческом языке она неоднократно издаваема была в 17 веке и в последующее время.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИНЕ Ине [древнеангл. Ine, Ini; лат. Ina] († ок. 730), св. (пам. зап. 6 февр.), кор. Уэссекса (зап. саксов) в 688-726 гг. В «Церковной истории народа англов» прп. Беды Достопочтенного содержатся лишь отдельные упоминания об И., в основном в связи с его отречением от престола и паломничеством в Рим. Важнейшим источником сведений о святом является Англосаксонская хроника (ок. 892), информация к-рой может быть дополнена сообщениями авторов XII в.- Уильяма из Малмсбери и Генриха Хантингдонского. Согласно генеалогиям, приведенным в Англосаксонской хронике, И. был сыном Кенреда, правителя (subregulus) части королевства зап. саксов. У И. был брат Ингильд и сестры - Кутбурга и Квенбурга, основательницы монастыря Уимборн. Возможно, И. был братом по матери своего предшественника кор. Кедваллы. Уильям из Малмсбери называл др. имя отца И.- Кисса (Cissa) и считал его основателем мон-ря Абингдон. Хронисту было известно предание о том, что св. Альдхельм якобы был племянником И., сыном его брата Кентерона. Уильям опровергал эту легенду, но полагал, что Альдхельм все же мог быть дальним родственником короля. Жена И. Этельбурга также происходила из уэссекского королевского дома. В 688 г. (датировка Беды) И. стал преемником кор. Кедваллы, отказавшегося от власти и направившегося в Рим, где он принял крещение с именем Петр от папы Сергия I и через неделю скончался. Не исключено, что вступлению И. на престол способствовал его отец Кенред. И. известен как составитель первого кодекса письменных законов Уэссекса, к-рый сохранился в составе более позднего сборника законов кор. Альфреда (IX в.). В преамбуле (ок. 690) И. утверждал, что составил кодекс согласно советам Кенреда и епископов Хедды и Эркенвальда, а также представителей знати, книжников и пресвитеров. Сборник законов И. состоит из 77 клаузул, часть к-рых разделена на более мелкие статьи. В законах, помимо прочего, устанавливается правовой статус бриттов - жителей недавно завоеванных зап. саксонскими правителями юго-зап. территорий. Так, в клаузулах 23 и 32 установлены особые виры (компенсации) за бриттов (wealh), к-рые рассматриваются как особая социальная категория, отличная как от свободных, так и от зависимых людей и рабов. Ряд законов предписывает соблюдение норм христ. жизни, в них требуется совершать крещение младенца в течение месяца после его рождения, налагаются штрафы за работу в воскресный день, определяется порядок сбора церковной десятины ко дню св. Мартина (11 нояб.), утверждается необходимость соблюдения норм канонического права для клириков. В клаузуле 5 определены права мон-рей и капелл как мест убежищ, гарантирующих беглецам неприкосновенность.

http://pravenc.ru/text/389595.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИУЛИЙ И ААРОН [Юлий и Аарон; лат. Iulius, Aaron] (III-IV вв.), мученики (пам. зап. 20 июня), пострадавшие в Британии. Самое раннее упоминание об И. и А. содержится в сочинении Гильды «О погибели Британии» (VI в.; Gildas. De excidio Britanniae. 10). Гильда привел сведения о мучениках, пострадавших в Британии во время гонения на христиан, к-рое началось в 303 г. по указанию имп. Диоклетиана и его соправителей: «Господь... зажег нам светлейшие светильники святых мучеников... святого Альбана Вероламского, Аарона и Юлия, граждан Города легионов, и прочих обоих полов в разных местах» ( Гильда Премудрый. 2003. С. 249-250). Гильда также упомянул о том, что в его время Веруламий (ныне Сент-Олбанс) вместе с гробницей св. Альбана Британского и место погребения И. и А. были «отняты у граждан зловещим рубежом варваров», т. е. англов и саксов, и оставались недоступными для бриттов. О мучениках, пострадавших в Британии, упоминал также Беда Достопочтенный († 735) в «Большой хронике» и в «Церковной истории народа англов», однако имена И. и А. были известны ему только благодаря сочинению Гильды (сведения о св. Альбане Беда заимствовал также из Мученичества (BHL, N 206-211)). Упоминания об И. и А. содержатся в перечне святых среди ирл. глосс IX в. в рукописи «Грамматики» Присциана (St. Gallen. Stiftsbibl. 904) и в валлийских генеалогиях 2-й пол. X в. (Lond. Brit. Lib. Harl. 3859. Fol. 193r - 194v), однако дополнительных сведений о мучениках в этих источниках нет ( Sharpe. 2002. P. 119). В IX в. память И. и А. под 22 июня (дата памяти св. Альбана) была внесена в «исторические» Мартирологи Флора Лионского ( Quentin. 1908. P. 322) и Адона Вьеннского (PL. 123. Col. 290). Однако Петр Наталис в «Перечне святых» указал память И. и А. под 1 июля ( Petr. Natal. CatSS. VI 35), вероятно потому, что в этот день совершалось поминовение ветхозаветного первосвященника Аарона. Под этой же датой память И. и А. была внесена кард. Цезарем Баронием в Римский Мартиролог.

http://pravenc.ru/text/1237869.html

монах Павел Эвергетинос О том что праведникам даже насильственная смерть на пользу А. Из Григория Двоеслова Римлянин по имени Валентий был настоятелем моего монастыря и моим духовным отцом, а перед этим он возглавлял святую обитель в области Валерии. Однажды свирепые лонгобарды ворвались в его монастырь и, как он мне сам рассказывал, повесили на дереве двоих монахов, которых братья в тот же день предали земле. С наступлением вечера над этим местом души повешенных начали петь громко и ясно, так что убийцы, услышав голоса мучеников, страшно удивились и испугались. Их голоса также слышали находившиеся там пленные, ставшие свидетелями псалмопения убиенных. Всемогущий Бог устроил так, чтобы все пребывающие во плоти своими ушами услышали пение душ и узнали о их спасении. Я узнал об этом из рассказов благочестивых мужей, которые раньше находились в том монастыре. Они рассказали, что во времена лонгобардов в области, называемой Сура, настоятель монастыря по имени Суран раздал все монастырское достояние пленным и беженцам, пострадавшим от ломбардских грабежей. Он раздал обездоленным и свою и монастырскую одежду, запасы продовольствия, словом, все монастырское имущество. Вскоре после этого пришли лонгобарды. Они схватили настоятеля и потребовали от него золото. Он сказал, что у него больше ничего не осталось. Тогда они отвели его на ближайшую гору в густой лес без конца и края. В это время там как раз в дупле дерева прятался человек, бежаший из плена. Возле этого дерева лонгобард заколол мечом славного мученика. От падения его тела содрогнулась гора и лес. Земля как бы вскрикнула – не в силах вынести величия его святости. В Марсийской области был диакон весьма достопочтенной жизни. Ломбарды схватили его, и один из них отсек ему голову мечом. Когда тело его упало на землю, в убийцу вселился злой дух и поверг его на землю. Тем самым всем было показано: кто убивает Божьего человека, тот предает себя во власть Божьего врага. Петр: Скажи, пожалуйста, почему всемогущий Бог попускает убийство святых и потом Сам прославляет их после смерти?

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/blagol...

I. Протестантский взгляд на происхождение Пастырства с точки зрения апостольского века Вопрос о принципах Пастырства, о его происхождении и характере – вопрос весьма пререкаемый. Пастырство, как учреждение божественное и необходимое для спасения верующих, отрицается не только неверующими мыслителями, литераторами и учеными, но и целым христианским исповеданием. Поэтому нет надобности разъяснять мотивы и оправдывать появление богословского труда об основах и сущности христианского Пастырства. Но не полемическую цель преследует этот труд. Не полемику, как таковую, с достопочтенными немецкими тружениками в христианском богословии мы имеем в виду и не ее ставим целью настоящей работы, а положительное и всестороннее выяснение принципов христианского Пастырства, как оно представляется православному богослову. Занимаясь апологетикой Пастырства и углубляясь в его основы, мы тем самым выясняем сущность Православия и определяем путь спасения в Церкви. А полемика, как и всегда, является неизбежным расчищением почвы для здания истины и укреплением последней со стороны отрицательной. У протестантов собственно нет одного определенного и общего для всех учения о Пастырстве. Разница протестантских богословских систем и школ доходит до полного противоречия. Не говоря о многих посредствующих школах, мы укажем только две крайние. Богословы либерального направления, начиная с Шлейермахера, отрицают всю внешнюю сторону религиозной жизни в христианстве и даже все догматическое учение вплоть до Божества Христа Спасителя. Самым видным представителем этого направления в настоящее время является Адольф Гарнак, профессор богословия в Берлинском университете, а по нашему вопросу автор весьма распространенного сочинения «История Культуры», Юлий Липперт. По учению этих в сущности антихристианских писателей, христианское священство по своему происхождению есть возвращение к язычеству, 1 а христианские «пресвитеры» древнего времени явились по подражанию языческим народам, у которых нередко «правителями и судьями были старшие члены фамилий». 2

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kremlevsk...

[лат. Andreas de Sancto Victore] (ок. 1110-1175), англ. экзегет, комментатор ВЗ. В кон. 30-х - нач. 40-х гг. XII в. учился у Гуго Сен-Викторского в мон-ре Сен-Виктор (близ Парижа). В 1149 г. стал аббатом в Уигморе (Англия), но вскоре (1154/55) возвратился в Сен-Виктор. В 1161/63 г. А. С.-В. вновь отправился в Уигмор, где оставался аббатом до конца жизни. Сохранились комментарии А. С.-В. на Пятикнижие, Книги Иисуса Навина, Судей, Царств, Притч Соломона, Екклесиаст, Исаии, Иеремии, Иезекииля, Даниила, 12 малых пророков и Паралипоменон (принадлежность последнего А. С.-В. нельзя считать установленной). Комментарий на Песнь Песней, приписанный А. С.-В. ( Hadfield. P. 2), в действительности ему не принадлежит ( Berndt. P. 76-77). Кроме того, А. С.-В., вероятно, принадлежит «Хроника» (Chronicon), посвященная истории иудеев до пришествия Христа. В основу последнего труда легли исторические сочинения Иосифа Флавия , Беды Достопочтенного , блж. Иеронима , Исидора Севильского , Марка Юлиана Юстина (II в. по Р. Х.). В толковании как исторических, так и пророческих книг А. С.-В. стремится прежде всего раскрыть их букв. смысл, уделяя особое внимание историческим реалиям ВЗ, библейской хронологии и географии. Из предшественников наиболее ощутимо влияние блж. Иеронима, к-рого А. С.-В. цитировал местами дословно, и Гуго Сен-Викторского (гл. обр. в толковании первых 7 книг Библии; очевидны также общие методологические принципы, характерные для схоластической школы мон-ря Сен-Виктор). Встречаются также заимствования из Glossa ordinaria . А. С.-В. первым из средневек. ученых начал систематически обращаться к евр. тексту. Вопрос корректного перевода текста Свящ. Писания являлся для него центральным, поэтому в случае расхождений с Вульгатой предпочтение отдавалось евр. варианту. А. С.-В. пользовался раввинистической традицией толкования Писания, часто заимствуя текст из работ Раши , Рашбама , Иосифа Кары и др. (без указания источника). Общением с евр. диаспорой Парижа, видимо, объясняется и знакомство с агадическим толкованием Библии. В нек-рых сочинениях А. С.-В. часто чередует христ. и иудейские толкования текста Писания, не вынося никакого суждения об их авторитете. Однако местами он вступает в полемику, указывая на искаженное видение иудеями истории, обусловленное отвержением Христа (In Ezechielem 17. 22; 37. 25; In Isaiam 24. 16), а также на очевидное неправдоподобие нек-рых разъяснений (In Isaiam 24. 18). Работы А. С.-В. широко использовали др. средневек. богословы: Петр Коместор , Петр Кантор , Стефан Лэнгтон, Гуго Сен-Шерский, Николай Лира .

http://pravenc.ru/text/115316.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010