Когда он в беспокойстве ходил туда и сюда, то пришел к печи, в которой соседние женщины накануне пекли хлеб, и, наклонившись, начал осматривать, не оставили ли они хлеба. И вдруг видит хлеб чудной величины и необыкновенной белизны. Он взял его, но не решился отнести рабочим, думая, что если это — хлеб чужой, то из желания сделал добро он впадет в грех. Итак, он принес хлеб к соседним женщинам и, показав его всем, спрашивал, не оставила ли какая-нибудь из них этот хлеб в печи. Все женщины, накануне пекшие хлеб, сказали, что это не их хлеб, что они все свои хлебы до одного вынули из печи. Тогда раб Божий с радостью поспешил к множеству рабочих с одним хлебом и, показав его, предложил возблагодарить всемогущего Бога; потом, предложив им найденный хлеб, пригласил тотчас подкрепить свои силы. Когда же они вполне насытились, святой собрал остатки, которых оказалось более, чем был самый хлеб. Эти остатки он принес им для подкрепления на следующий день. Но что оставалось после потребления, всегда превышало предложенные остатки. Таким образом, в продолжение десяти дней все мастера и рабочие ежедневно питались этим одним хлебом и были сыты, и от того, что они ежедневно съедали, назавтра были остатки, как будто бы количество хлеба увеличивалось самым потреблением и пища умножалась в устах вкушавших. Петр. Явление чудное и поразительное, напоминающее собою чудо, совершенное Господом! Григорий. Сам Тот, Кто насытил пятью хлебами пять тысяч человек, Кто из малого семени возвращает бесчисленные плоды для жатвы, Кто изводит самые семена из земли и все вместе творит из ничего, Сам Он напитал здесь чрез раба Своего одним хлебом многих. Но чтобы для тебя не показались удивительными внешние деяния достопочтенного Санкгула, совершенные им силою Божьею, послушай, каков он был сам в себе, по той же силе. — Однажды лонгобарды захватили в плен диакона, держали его в узах и, наконец, решились убить. Когда день начал склоняться к вечеру, раб Божий Санктул пришел и начал просить лонгобардов об освобождении диакона из оков и даровании ему жизни.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Если опыт мой первой эпохи Истории М. У. недостаточен: то могу я оправдаться первенством и скудостию материалов, кон я сыскивал более вне университета, не имевшего и до 1812 года своих газет с 1755: они хранятся в М. архиве иностр. Коллегии. Сверх того, готовил другую речь, коей содержание заимствовано было из Рим. литературы; за два месяца до собрание, по убеждению г. попечителя и ректора, я принялся писать об истории унив., стараясь более о верности и точности, сколько позволяло время, разделенное между многими занятиями, нежели о витийстве, каким не легко украсить места, лица и числа. Директор Комм. учил. Каменецкий 61 в своем отчете написал Историю сего училища, 25 лет существующего в Москве. " Гак как я весьма дорожу нашим мнением: то и прошу о снисхождении к трудам моим, с затруднениями сопряженным. В. К. Михаил Павлович бывает у нашего попечителя К. С. М. Г. и с ним ездит но окрестностям Москвы; он живет близь Моск. Вифезды, из коей пьет воду. Прощайте, достопочтенный Василий Григорьевич, сию минуту еду в два Комитета –Училищный и Цензурный, где среди занятий вспоминаю об вас и Петербурге; ибо нынешний день в первый раз видел Вас у Г-на Барона и заключил с вами сердечный союз. Аминь. XVII. 1830, августа 30 62 За почтенное писание, за примечание, коими обогатили мою тетрадь, за участие в трудах моих, за все и за вся приношу искреннюю мою благодарность. В греч. и лат. пословицах л руководствовался более Еразмом и Михаилом Апостолием, которым собрана XXI центурия греч. пословиц, помещенных в книге Claris Homerica... и рукописных собранием оных в Петр. Библиотеке; но признаюсь, что для итого дела требуется глубокий знаток Еллинизма. Я выбирал, или лучше сказать, старался сбирать греч. пословицы и поговорки, буквально сходные с русскими: иначе бы одни идиотизмы должно было заменять другими. Насчет юридических пословиц получено мною через вас одно обещание Г-на Барона сообщить мне после прочтение свое мнение, конечно для меня драгоценное, ибо я руководствовался идеями Г-на Розенкамнфа, что и предъявил и предъявляю не взирая на его войне..., слова нет, извините и дополняйте как угодно! Честь имею поднести вам и нравственные, помещаемые в книге: Направление ума и сердца, ч.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

– Действительно так... – В этом случае, – сказал о. Николай, – позвольте мне, достопочтеннейший батюшка, сегодня же на всенощной вместо чтения синаксаря предложить вашим прихожанам подробный исторический рассказ о св. Владимире и побеседовать с ними о занимающем нас предмете... вы же, с своей стороны, завтра предложите им пастырское свое поучение о том же предмете и пригласите их к принятию участия в устроении придела. – Хорошо... сделаем так... Сейчас же о. Петр распорядился на счет приготовления всего необходимого для торжественного служения всенощной и извещения об этом некоторых из прихожан, от которых потом могли узнать о предстоящем торжестве и все прочие. – Смотрите-ка, – сказала в эту пору мать Владиславлева, взглянувши в окно: вон с берега спускаются путники и большие и маленькие целою партиею... ведь это непременно наши семинаристы... – Не может быть этого, – ответил ей Владиславлев: по обыкновению, их завтра только распустят... – Вот тебе и не может быть!.. А я вижу, что это они... вон они сели перебуваться... впереди всех наш Алеша... Они... они, голубчики мои!.. – Тем больше радости для вас и тем будет приятнее для всех нас... тогда у нас и пение составится хорошее, как бывало прежде... – Да, это они, еще раз сказала мать и сейчас же, накинувши на себя платок, пошла к церкви встречать своих деток семинаристов, забывши про гостей. – Пойдемте, братцы, и мы встречать семинаристов, как и нас когда-то все встречали здесь, – обратился Владиславлев к своим братьям и бывшим односельцам. Встретим их, как дорогих гостей. В самом деле все собрались и вышли на встречу семинаристам. Произошли близ церкви обычные сцены радостного свидания семинаристов со всеми своими родными и знакомыми. – Как это могло случиться, что вы как будто нарочно пришли домой сегодня, как раз к празднованию моих именин? – спросил Владиславлев своих братьев после молебна, отслуженного в церкви о. Петром. – Совершенно неожиданно, – ответил старший из них: по расписанию роспуск был назначен на завтрашний день, а вместо того нас отпустили вчера, и вот мы уже здесь.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Burcev/...

Так я думаю, будучи готов послушаться иного суждения, когда увижу причины. Февр. 2. Возвращаю: любопытное донесение, и безымянную записку. Почаевская находка ведет к заключению не очень приятному. Есть ли нашли удобным многие и большие вещи не только под пол схоронить, но и в погреб перенести: то что должно быть сделано с вещами, которые можно унести в кармане и в пазухе? Между живыми находками, коими хвалится Преосвященный, есть не так выгодные, как между серебреными. Например: Магистер – из Чернигова. Это Евгений, столько раз отрешенный от училищной службы, домогавшийся лично быть представлен Государю Императору для доноса, и пр. Удивляюсь Преосвященному Черниговскому, который так угощает В – на (Волсмена?). Безымённая записка показывает нещастное состояние начальника, который должен управлять в таком крае. Достопочтенная особа, ее передавшая, не ужели не видит в ней сову по полету? – Как бы то ни было, надобно сообщить сию записку Преосвященному Мелетию, частью дабы иметь от него истинные сведения и подробные, особенно на случай дальнейших подобных записок, частью дабы он лучше знал положение, в котором он находится. " Сыне человечь, посреди скорпиев ты живеши» 8 ): это сказано пророку Иезекиилю, не для того чтобы испугать, но чтобы остеречь. Так должен охранять сие и Преосвященный Мелетий. Ах! Надобно бы в Иркутск человека поздоровее, чтобы переносить тяжелые влияния физического и нравственного климата. Мысль о назначении в Иркутск из Викариев, метит на Московского Викария, который был в Иркутске Ректором. Сочинитель, видно, надеется получить значение при сем Архиерее (На поле поперек) Кто отец Петр, или не знаю или не угадываю. 11-го Февр. По делу о наследственных облачениях, признаю, что указанная определением Св. Синода дорога ведет в лес: но надобно взять в рассуждение, 1)   что Синоду трудно выговорить, чтобы облачение приобщить к наследству; ибо по древним церковным правилам церковная собственность всегда отделялась от личной; и не слыхано, чтобы омофор переходил к наследникам или наследницам;

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

Обстоятельства «понтианской схизмы» серьезно повлияли на дальнейшую деятельность П. Д. Свою задачу он видел в восстановлении и поддержании единства внутри как обширной Клюнийской конгрегации , так и всей католич. Церкви. В марте 1132 г. впервые был созван генеральный капитул 200 приоров и 1212 монахов из клюнийских мон-рей, на котором П. Д. предложил меры по усилению монашеской аскезы (введение более строгого поста, сокращение времени на отдых и беседы). Это мероприятие могло стать ответом на собрание аббатов бенедиктинских монастырей Реймсской церковной провинции, состоявшееся осенью 1131 г. и направленное против авторитета Клюни ( Vanderputten S. The First «General Chapter» of Benedictine Abbots (1131) Reconsidered//JEcclH. 2015. Vol. 66. P. 715-734; idem. The Statutes of the Earliest General Chapters of Benedictine Abbots (1131 - early 1140s)//J. of Medieval Monastic Studies. Turnhout, 2016. Vol. 5. P. 61-91). Впосл. клюнийские капитулы собирались в 1140, 1144 и 1150 гг. В 1146/47 г. П. Д. издал общие для всей Клюнийской конгрегации статуты из 76 пунктов (часть из них, очевидно, была издана еще в 1132). Они регламентировали литургический распорядок, вопросы, связанные с одеждой и питанием монахов, правила раздачи милостыни, предписывали строгое соблюдение обета молчания, обязательный физический труд для монахов. Вместе с тем, несмотря на введенную П. Д. практику визитаций, клюнийские аббаты не могли полностью контролировать дочерние мон-ри. К сер. XII в. рост конгрегации замедлился, тем не менее при П. Д. появились клюнийские мон-ри в Англии, Ирландии, Норвегии, Португалии. Считается, что к моменту кончины П. Д. в Клюни жили ок. 300-400 монахов, конгрегация насчитывала ок. 2000 мон-рей (подробнее см. ст. Клюнийская конгрегация ). Несмотря на слабое здоровье (страдал от малярии и хронического бронхита), П. Д. много путешествовал: посещал Рим и бывал в клюнийских мон-рях в Италии (10 раз, между 1125 и 1154), Англии (1130 и 1155-1156), на герм. землях (1147) и в Испании (1142). Из 34 лет на посту аббата он в общей сложности ок. 8 провел вне мон-ря Клюни. Мн. поездки П. Д. были связаны с участием в церковной и светской политике. На Соборах в Этампе (1130) и Пизе (1135) он оказал поддержку папе Римскому Иннокентию II (1130-1143) против антипапы Анаклета II (1130-1138; несмотря на то, что тот был монахом-клюнийцем). В 1139 г. участвовал в Латеранском II Соборе . Важными целями поездки П. Д. в Испанию были поиск переводчиков и сбор материалов для работы над полемическими трактатами против ислама. В 1155-1156 гг. он, по-видимому, помог бежать из Англии своему давнему другу Генриху Блуаскому, еп. Уинчестера (1129-1171), монаху-клюнийцу, попавшему в немилость к англ. кор. Генриху II (1154-1189).

http://pravenc.ru/text/2580390.html

of Essays to Mark the 1100th Anniversary of its Foundation. Münster, 2010; Bredero A. Cluny et Сотеаих au XIIe siècle: L " histoire d " une controverse monastique. Amst., 1985; Bouthillier D., Torrell J.-P. Pierre le Vénérable, abbé de Cluny: Le courage de la mesure. Chambray-lès-Tours, 1988; Pinkl E. M. Der Statutenprolog des Petrus Venerabilis: Ein Beitrag zur Diskussion um die Veränderbarkeit vom Recht in Mittelalter//Universität und Bildung: FS L. Boehm z. 60. Gerburstag. Münch., 1991. S. 3-24; Wollasch J. Cluny - «Licht der Welt»: Aufstieg und Niedergang der klösterlichen Gemeinschaft. Zürich; Düss., 1996; Appleby D. F. The Priority of Sight According to Peter the Venerable//Mediaeval Studies. Toronto, 1998. Vol. 60. P. 123-157; Hiley D. The Office of the Transfiguration by Peter the Venerable, Abbot of Cluny (1122-1156) in the Ms. Paris. lat. 17716//Chant and Its Peripheries: Essays in Honour of T. Bailey. Ottawa, 1998. P. 224-240; M é hu D. Paix et communautés autour de l " abbaye de Cluny (Xe-XVe siècles). Lyon, 2001, 20102; Iogna-Prat D. Études clunisiennes. P., 2002; Knight G. R. The Correspondence between Peter the Venerable and Bernard of Clairvaux: A Semantic and Structural Analysis. Burlington etc., 2002; Smith G. A. «Sine rege, Sine principe»: Peter the Venerable on Violence in 12th Cent. Burgundy//Speculum. Camb. (Mass.), 2002. Vol. 77. N 1. P. 1-33; Bauer D. Twelfth Century Views of Power in Peter the Venerable " s «Contra Petrobrusianos» and in Canon Law//Law and Power in the Middle Ages: Proc. of the 4th Carlsberg Acad. Conference on Medieval Legal History, 2007. Cph., 2008. P. 53-72; Ткаченко А. А. О чем спорили клюнийцы и цистерцианцы?: Социокультурное значение цвета одежд средневек. монахов//СВ. 2010. Вып. 71(1/2). С. 165-196; Polo de Bealieu M.-A. Diffusion du «De miraculis» de Pierre le Vénérable († 1156) dans la littérature exemplaire et la prédication//Le tonnerre des exemples: «Exempla» et médiation culturelle dans l " Occident médiéval. Rennes, 2010.

http://pravenc.ru/text/2580390.html

1 . Этот духовный светлый луг, испещренный красотой небесных цветов и благоухающий чистыми апостольскими ароматами, есть, как кажется мне, образ божественного Рая. Ибо как тот чувствами воспринимаемый невредимый сад сияет нетленными древесами и безсмертными плодами и многими другими ослепительными красотами, точно так же и это богоподобное собрание достопочтенной Церкви освещено умопостигаемыми и неизреченными таинствами. Из этих таинств настоящий праздник святого Рождения Христа истинного Бога нашего есть для нас несокрушимое основание, и непоколебимый столп, и спасительное начало, и благочестивейший венец. Благодаря этому событию древнее оказалось образным пророчеством и новое явственно по всей вселенной проповедано, небо отверзлось, и земля на божественную высоту вознеслась, Рай людям возвращен и власть смерти уничтожена, сила тления попрана и прекращено пагубное почитание дьявола, человеческие страсти умерщвлены и возобновлена жизнь ангельского господства, заблуждение демонов осуждено и возвещены мудрость и всесвятое присутствие Бога. Ведь пророк Исаия говорит, что не ангел, не посланник, но Сам Господь придет и спасет их (ср. Ис. 63:9 ). О неизреченное богатство Божественных благовестий! О неизъяснимое ведение премудрых таинств! О неиссякаемое сокровище Божественных и неизреченных даров! О неисчислимая милость промыслительного человеколюбия! Ибо Сам Господь придет и спасет нас. Но каким образом, о божественный пророк, Господь придет к нам, согласно твоему пророчеству? Здесь я прямо обращусь к тебе от лица древних мужей, не праздновавших это событие во всеславном торжестве, не искушенных новым и всесвятым Рождением Чистой Девы и не видевших небесного проповедника, под которым я разумею боговиднейшую звезду; от лица мужей, не видевших ликования святых ангелов и не слышавших Божественных гласов, которые они возвестили священным пастырям, радуясь и восклицая о родившемся Спасителе; от лица мужей, не разумевших смысла принесенных волхвами даров и их поклонения Богу, – так вот, как бы от лица тех древних я хотел бы спросить тебя об образе пришествия. Потому что твое пророчество, конечно же, весьма их устрашило и едва не привело их ум в совершенное недоумение по причине великого страха. Ведь не могли они представить, что Безсмертный Бог придет к самым что ни на есть земным людям и Неосязаемый – к чувственным, Невидимый – к видимым. Ибо как могли бы они помыслить, что Бог придет и станет видимым? Некоторые считали, что так, как прежде видел Его Авраам в образе ангелов, или же, напротив, так, как видел Моисей в огне неопалимой купины, или так, как видел Исаия в образе серафимов или Иезекииль в образе херувимов. Ибо все они свидетельствуют, что видели Бога в различных образах. Однако какой из этих образов достоин для созерцания Бога? Ясно, что ни один.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/sv...

Наконец, императорские представители выступили с заявлением, подытоживающим содержание резолюции, с некоторыми уточнениями. Вот текст их выступления: «После того, что произошло и что было изложено с одной и с другой стороны, мы свидетельствуем, что прежде всего сохраняются первосвятительские права и особенная честь ( τα πρωτεα και την ξαρετον τιμν), согласно правилам боголюбезнейшего архиепископа ветхого Рима, но необходимо, дабы весьма достопочтенный архиепископ имперского города Константинополя, нового Рима, обладал теми же преимуществами чести и дабы таким образом он имел власть поставлять митрополитов в диоцезах Асии, Понта и Фракии, с тем чтобы они избирались духовенством, именитыми лицами и высокопоставленными людьми ( λαμπρτατων ανδρν) каждого главного города, равно как и всеми благочестивейшими епископами области или же большинством их, дабы исследовать, кто достоин избрания епископом Церкви столичного города. Выборщики доложат потом о сем достопочтеннейшему архиепископу имперского города Константинополя, который будет решать, совершится ли хиротонии здесь [в Константинополе] или же, с его позволения, в области, где состоялось избрание на вдовствовавшую кафедру. Что же касается достопочтеннейших епископов каждого из городов, да поставляются они всеми благочестивейшими епископами той области или же большинством их, причем утверждение ( το κρος) их принадлежит митрополиту, согласно предписанному правилом отцов, без того чтобы сноситься по поводу этих поставлений с достопочтеннейшим архиепископом имперского города Константинополя. Вот что мы предусмотрели; и справедливо, чтобы предложение это было принято святым Вселенским Собором» 1585 . Собрание приняло резолюцию единодушно, без голосования. Одновременно епископы потребовали окончания Собора 1586 . Несомненно, они и не предполагали, что он так затянется. Еще на шестом заседании в четверг 25 октября они просили разрешения отбыть восвояси 1587 . Папская делегация сделала последнюю попытку воспротивиться принятию постановления относительно Константинопольской кафедры. Луцензий торжественно заявил:

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_lyuile/pr...

172 Петр Достопочтенный, настоятель Клюни, человек весьма образованный и с широким круго- зором, написал в 1131–1133 гг. письмо, a по сути – трактат, с изложением воззрений еретиче- ской секты, которую он именует «петробруийцы», добавив позднее к этому письму вступле- ние, в котором излагалась история еретиков. 173 Некоторые исследователи относятся к утверждениям средневековых авторов, пишущих о катарских «епископах» и «диоцезах», скептически, видя в этих заявлениях попытку представить движение катаров как некую единую организацию врагов церкви, борьба с которой требует более жестких мер, чем разоблачение отдельных групп еретиков. 174 Как уже говорилось, до нас дошли только два текста, написанных самими катарами. Приводимые ниже истории сохранились в протоколах инквизиционных допросов. 175 Согласно одному из катарских мифов, ангелы, которые стали человеческими душами, покидая Небеса, оставили свой дух там. Consolamentum дает им возможность воссоединиться. 176 Некоторые авторы сохраняют латинские названия для катарских посвященных и именуют их perfecti, но в данном случае кажется более предпочтительным дать русский перевод. 177 «Совершенные» постились три раза в неделю – по понедельникам, средам и пятницам – на хлебе и воде, а в остальное время не ели никаких продуктов, являющихся результатом соития; помимо мяса и птицы, они полностью исключали из пищи молоко, сыр и яйца. Любой телесный контакт с лицами противоположного пола полностью исключался. Исхудавшие от постоянных постов, с бледными лицами, в темных одеяниях, катарские «совершенные» безусловно производили сильное впечатление даже на посторонних зрителей, и это усиливало эффект их проповедей. 178 Трактат Экберта представляет собой собрание проповедей против еретического учения; боль- шая часть аргументации эаимствована автором из антиманихейских сочинений блж. Авгу- стина, и воззрения, которые он приписал кёльнским еретикам, подозрительно напоминают учение манихеев IV в. 179 Вероятно, изначально это было самоназвание группы германских еретиков, производное от греч. καθαρς (чистый). Оно было взято на вооружение учеными противниками еретиков как название всего движения, возможно, из-за его созвучия с лат. catus – «хитрый», «лукавый».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1030), приведен своеобразный очерк истории монашества, призванный доказать преемственность св. Бенедикта и насельников Клюни. Когда бенедиктинская традиция, принесенная М. в Галлию, пришла в упадок, клюнийцы, следуя заветам св. Бенедикта, восстановили монашескую дисциплину и ввели строгое соблюдение устава (PL. 142. Col. 945-946). Преемственность от М. к клюнийцам более подробно прослеживается в Житии св. Гуго, приора монастыря Анзи-ле-Дюк (BHL, N 4003-4005), и в «Истории» мон. Родульфа Глабера ( Rodulf. Glab. Hist. III 17-18). В этих источниках сообщается, что после кончины М. его ученики покинули Гланфёй в страхе перед нападением врагов и нашли убежище в аббатстве Сен-Савен-сюр-Гартамп в обл. Пуату. Когда монашеская дисциплина пришла в упадок и преемники М. перестали следовать бенедиктинскому уставу, благочестивые монахи, в т. ч. св. Гуго, «перенесли» традицию, восходившую к св. Бенедикту, в аббатство св. Мартина в Отёне. Там Бернон, впосл. ставший 1-м аббатом Клюни, научился соблюдению устава и передал традицию своим преемникам (см.: Iogna-Prat. 2002. P. 165-171). В XII в. клюнийцы использовали предание о М. в полемике с цистерцианцами, к-рые обвиняли их в искажении наследия св. Бенедикта. Аббат Петр Достопочтенный в письмах католич. св. Бернарду Клервоскому утверждал, что М. не принуждал монахов заниматься физическим трудом и разрешал монастырское землевладение (The Letters of Peter the Venerable/Ed. G. Constable. Camb. (Mass.), 1967. Vol. 1. P. 71, 284-285; см.: Iogna-Prat. 2002. P. 193-194). Руперт Дойцский в комментарии к Уставу св. Бенедикта (1125) опровергал обвинение в том, что клюнийцы нарушали устав, накопив богатства и пренебрегая физическим трудом, сконцентрировавшись лишь на богослужении. По его словам, М., как сообщается в его Житии, принимал подношения верующих для обители, чтобы монахи не отвлекались от молитвы и созерцания (PL. 170. Col. 515). Ок. 1135 г. историк Ордерик Виталий , повествуя о споре клюнийцев с цистерцианцами, привел легенду о том, что М.

http://pravenc.ru/text/2561130.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010