Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История Христианства ПЕРТОМИНСКИЙ В ЧЕСТЬ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ находился в Архангельском у. Архангельской губ., на вост. берегу Унской губы Белого м. (ныне пос. Пертоминск в 120 км от г. Архангельска) PERFECTAE CARITATIS декрет Ватиканского II Собора об обновлении монашеской жизни (лат. renovatione vitae religiosae) применительно к совр. условиям ПЕТЕРГОФСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Петроградской (с 1924 Ленинградской) епархии, существовало в 1922-1940 гг. на территории городов Петергоф, Ораниенбаум (с 1948 Ломоносов), Стрельна (ныне входят в состав Петродворцового р-на С.-Петербурга) и Петергофского у. Петроградской губ. (совр. Ломоносовский р-н и часть Волосовского р-на Ленинградской обл.) ПЕТР первоверховный апостол (пам. 29 июня, 16 янв.), миссионер; согласно христ. традиции, автор 2 Посланий, вошедших в состав канона НЗ ПЕТР ДАМИАНИ (ок. 1007 - 1072 или 1073), кардинал-еп. Остии, богослов, церковный писатель, деятель григорианской реформы , католич. св. (пам. 21 февр.) ПЕТР (†20.12.1326), чудотворец, Московский, Киевский, митр. всея Руси (1308-1326), свт. (пам. 24 авг., 21 дек., 5 окт.- в Соборе Московских святителей, 10 окт.- в Соборе Волынских святых) ПЕТР (Могила) (1596 - 1647), митр. Киевский, свт. (пам. 31 дек., 1 сент.- в Соборе Винницких святых, 1 окт.- в Соборе Молдавских святых, 10 окт.- в Соборе Волынских святых), ПЕТР (341/5 - после 392), свт. (пам. 9 янв.), еп. Севастии Армянской, брат свт. Василия Великого, свт. Григория Нисского и прп. Макрины Младшей ПЕТР ДОСТОПОЧТЕННЫЙ (1092/94-1156), блж. Римско-католической Церкви (пам. 5 нояб.), 9-й аббат Клюни (с 1122), влиятельный церковный и политический деятель, богослов, церковный писатель ПЕТР ИВЕР (V в.), еп. Маюмский (с 451 или 452), видный церковный деятель, основатель первых груз. обителей на Св. земле, автор ряда богословских трудов ПЕТР ИОАНН ОЛИВИ [Петр, (сын) Иоанна Олива], католич. теолог, философ, экзегет; францисканец, один из идейных вдохновителей движения спиритуалов

http://pravenc.ru/rubrics/121236_194.htm...

Libri II de Arte Metrica et de Schematibus et Tropis//The Art of Poetry and Rhetoric: The Latin Text with an English Translation, Introduction and Notes/Ed. and trans. C.B. Kendall. Bibliotheca Germanica: Series Nova, Vol. 2. Saarbrücken: AQ, 1991. On the Tabernacle/Trans. A. Holder. Translated Texts for Historians Series, 18. Liverpool: Liverpool University Press, 1994. On the Temple/Trans. S. Connolly. Translated Texts for Historians Series, 21. Liverpool: Liverpool University Press, 1995. On Tobit and On The Canticle of Habakkuk/Trans. S. Connolly. Dublin: Four Courts, 1997. The Reckoning of Time/Trans. F.Wallis. Liverpool University Press, 1999. Two Lives of Saint Cuthbert/Ed. and trans. B. Colgrave. Camb.: Cambridge, University Press, 1985. Переводы на русский язык Беда Достопочтенный . Церковная история народа англов. Письмо Беды Эгберту/Пер., коммент. В.В. Эрлихмана. СПб., 2001. Беда Достопочтенный . Книга о природе вещей//Вопросы истории естествознания и техники/Пер., коммент. Т.Ю. Бородай М., 1988. Досточтимый Беда. Гомилия на праздник благовещения всеблаженной Богородицы Марии ( Лк 1:26–38 )//Альфа и Омега 4 (18)/Пер. М. Ненароковой. М., 1998. Досточтимый Беда. Житие блаженного Феликса//Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории. Вып. 8/Пер. М.Р. Ненароковой. М.,2002. История средних веков в ее писателях и исследованиях новейших ученых/Ред. М. Стасюлевич. СПб., 1863. Т.1. Корсунский А.Р. Возникновение феодальных отношений в Западной Европе. М., 1979. Памятники средневековой латинской литературы/Ред. М. Гаспаров. М., 1970. Дополнительные источники Абеляр Петр. История моих бедствий/Пер. В.А. Соколова . М., 1994. Августин. Творения Блаженного Августина Епископа Иппонийского. Киев, 1911. Беовульф//Старшая Эдда. Беовульф. Песнь о Нибелунгах. М., 1975. Василий Великий . Беседы на Шестоднев//Творения иже во святых отца нашего Василия Великого . Ч. 1. М., 1891. Гесперийские речения/Ред., пер. Д.В. Шабельникова, Д.О. Торшилова. СПб., 2000. Гильда Премудрый. О погибели Британии/Пер., статья, примеч. Н.Ю. Чехонадской. СПб., 2003.

http://azbyka.ru/otechnik/Beda_Dostopoch...

традиции отцы и богословы Зап. Церкви относительно рано стали отождествлять М. М. с Марией из Вифании, сестрой прав. Лазаря и Марфы (Мф 26. 6-12), и с анонимной грешницей, совершившей помазание Христа в доме Симона фарисея (Лк 7. 36-50). В кон. VI в. идея объединения 3 евангельских жен была сформулирована в проповедях папы Римского свт. Григория I Великого на Евангелия ( Greg. Magn. In Evang. 25; 33. 1-24) и впосл. получила широкое распространение в средневек. Европе ( Saxer. 1959. T. 1. P. 3). Приверженцами данной идеи были Беда Достопочтенный (PL. 94. Col. 127-128), Рабан Мавр (PL. 110. Col. 191), Гильберт из Холленда (PL. 184. Col. 171-173), Петр Достопочтенный (PL. 189. Col. 1019), Петр Коместор (PL. 198. Col. 1571) и др. По мнению ряда богословов, Марфа и М. М. символизировали 2 вида служения Богу - деятельное и созерцательное. Об этом писали, в частности, Гаймон Осерский (IX в.) и Петр Абеляр (PL. 178. Col. 438-439). Сформировавшаяся в позднем средневековье на Западе традиция называть М. М. «апостолом к апостолам» (apostola ad apostolos), вероятно, восходит к «Толкованию на Песнь Песней» Ипполита Римского (III в.), к-рый называет так Марфу и Марию, сестер прав. Лазаря, поскольку они первыми увидели воскресшего Господа и возвестили об этом др. ученикам ( Hipp. In Cant. 24-25). Впосл. эту же мысль высказывали клюнийский аббат св. Гуго Великий († 1109; PL. 159. Col. 952), Петр Абеляр († 1142; PL. 178. Col. 485), Бернард Клервоский († 1153; PL. 183. Col. 1148) и др. Возможно, на основе этого представления на Западе сложилось предание о том, что М. М., как и апостолы, проповедовала христианство. В сер. XII в. Герард из Назарета, еп. Лаодикийский, составил трактат в защиту зап. т. зр. перед вост. традицией, где такого отождествления не произошло (см. Kedar B. J. Gerard of Nazareth, a Neglected XIIth-Cent. Writer in the Latin East: A Contribution to the Intellectual and Monastic History of the Crusader States//DOP. 1983. Vol. 37. P. 75-76). Между тем и среди зап. богословов были те, кто различали нескольких женщин или неск.

http://pravenc.ru/text/2562144.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Том LVI  Новая статья  Новая электронная версия статьи  Дополненная статья  Исправленная статья Том LVI Том LVI ПЕТР ДАМИАНИ (ок. 1007 - 1072 или 1073), кардинал-еп. Остии, богослов, церковный писатель, деятель григорианской реформы , католич. св. (пам. 21 февр.) ПЕТР ДОСТОПОЧТЕННЫЙ (1092/94-1156), блж. Римско-католической Церкви (пам. 5 нояб.), 9-й аббат Клюни (с 1122), влиятельный церковный и политический деятель, богослов, церковный писатель ПЕТР И ДРУГОЙ ПЕТР (†1918), Белогорские, послушники, преподобномученики (пам. 12 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ПЕТР И ФЕВРОНИЯ (XIII в.?), св. благоверные кн. и кнг. Муромские (пам. 25 июня, в воскресенье перед 6 сент., 23 июня - в Соборе Владимирских святых, 10 июня - в Соборе Рязанских святых) ПЕТР ИВЕР (V в.), еп. Маюмский (с 451 или 452), видный церковный деятель, основатель первых груз. обителей на Св. земле, автор ряда богословских трудов ПЕТР ИОАНН ОЛИВИ [Петр, (сын) Иоанна Олива], католич. теолог, философ, экзегет; францисканец, один из идейных вдохновителей движения спиритуалов ПЕТР КАЛЛИНИКСКИЙ Петр Каллиникский (†591), патриарх Сирийской яковитской Церкви (с 580/81), богослов, полемист ПЕЧЕРСКИЙ В ЧЕСТЬ ВОЗНЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ в Н. Новгороде - см. Нижегородский Печерский в честь Вознесения Господня мужской монастырь ПЕЧСКАЯ ПАТРИАРХИЯ церковная структура Сербской Православной Церкви - см. в ст. Сербская Православная Церковь ПЕШНОШСКИЙ (ПЕСНОШСКИЙ) МОНАСТЫРЬ - см. Мефодиев Пешношский (Песношский) во имя святителя Николая Чудотворца мужской монастырь ПИМЕН прмч., Валаамский - см. в ст. Тит, Тихон и 32 инока и послушника, преподобномученики Валаамские ПИННА (пам. 20 янв., 20 июня) - см. в ст. Инна, Пинна и Римма (ок. сер. IV в.), мученики Готские ПИРОГОЩАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ находилась в домонг. период в Успения Пресвятой Богородицы (Пирогощей) церкви на Подоле в Киеве; не сохранилась

http://pravenc.ru/vol/LVI.html

Думается, что со временем могли бы Вы для пользы иночества извлечь из его писаний то, что особенно общедоступно, понятно и назидательно для тех иноков, кои человеческою мудростию не богаты, но духом в Бога богатеют, а также и то, что полезно для простых читателей мирян». Пожелание «сохранить для веков» память о Преосвященном Игнатии высказал и архиепископ Костромской Платон: «На вас, достопочтеннейший Петр Александрович, лежит обязанность собрать все, какие только возможно, сведения о жизни и деятельности Преосвященного Игнатия. Вы знаете и места и лица, откуда можно получить сведения. Собирайте всякое сказание, всякое сведение. Обязанность эта возлагается на вас не связью только родственною с почившим, но и Церковию. Вас никто не может в этом случае заменить. Ни на час не откладывайте сего дела, возлагаемого на вас Церковию. Люди преходят, и ныне бывает сделать невозможно то, что вчера не стоило ничего сделать. Запишите, что сами слышали от покойного. Соберите и сохраните все письма его»; и через некоторое время снова напоминал ему: «Не забудьте, достопочтеннейший Петр Александрович, мою просьбу о собрании всех доступных вам сведений о Преосвященном Игнатии. Если время и обстоятельства теперь не позволят всему явиться на свет, то все пригодится к другому времени. Вы обязаны принять на себя это послушание: не как брат только, но как православный христианин, желающий блага Церкви». Петр Александрович и сам понимал, что обязан сделать все от него зависящее для сохранения памяти своего выдающегося брата-аскета и подвижника. Наряду с занятиями по изданию его творений он начал привлекать близких ему людей для написания воспоминаний о нем. В 1875 г. он обратился к Павлу Петровичу Яковлеву с письмом: «Имею намерение предложить Вам и просить Вас, не признаете ли возможным посодействовать составлению жизнеописания покойного святителя Игнатия очертанием его служебной деятельности Настоятеля Сергиевой Пустыни и благочинного монастырей СП-бургской Епархии. Описание общее начал я составлять и дошел до поступления в Александро-Свирский монастырь». Кроме П. П. Яковлева, сотрудниками Петра Александровича по составлению Жизнеописания Святителя Игнатия, которое вышло в свет в 1881 г., были М. В. Чихачев, отец архимандрит Игнатий (Малышев), С. И. Снессорева, родственники Святителя.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Помни, что сила Божия в немощи совершается и в думах о ней, в минуты уныния, почерпай крепость для служения святому и великому делу». После некоторого перерыва, во время которого были предложены гостям чай и закуска, преступлено было к чтению приветственных телеграмм, которые приходили в разное время в течение всего празднества: мы их печатаем все зараз, начиная с московских. От преосвященного Иакова (бывшего председателя общества любителей дух. просвещения). Поздравляю редакторов с их светлым праздником от меня. Не могу не радоваться с радующимися. Деятели сослужили великую службу в пользу Русского народа, также и в постановке всего духовенства на ту высоту, на какой оно должно стоять, как светильник. Пою вместе с ними многая лета, и благодарю Бога за благодатную помощь начинателям и продолжателям журнала. Честь и слава Николаю Александровичу, Григорию Петровичу, Петру Алексеевичу и Александру Михайловичу. Обнимаю их, как друзей просвещения истинного. Спаси Господи их на многие лета! Ваше высокоблагословение! Приветствую вас с юбилеем не лично, а заочно, – по случаю дня моего Ангела. Молю Бога о продолжении вашей ученой деятельности ко благу православной церкви. Архимандрит Григорий В день празднования совершившегося двадцатипятилетия издания Православного Обозрения, приветствую вас, достопочтеннейший Петр Алексеевич и желаю дальнейшего процветания журнала под вашей редакцией. Протопресвитер Н. Сергиевский Ваше высокопреподобие, достопочтеннейший отец протоиерей Петр Алексеевич! Не имея возможности приветствовать вас лично с двадцатипятилетием издаваемого вами почтенного журнала Православное Обозрение, прошу принять искреннее заочное приветствие и поздравление. Сердечно желаю, чтобы ваше издание продолжало приносить ту пользу и удовольствие, которые оно доселе доставляло читателям своим, и молю Господа, чтобы он даровал вам здравие и силы, необходимые для продолжения вашего многополосного издания. С почтением и любовью честь имею пребыть ваш грешный во Христе собрат, Прот.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Preobrazh...

70-х гг. XX в. Бенедикт XIII (1724-1730), основываясь на мнении кард. Иосифа (Джузеппе) Марии Томмази, упразднил использование при церемонии голубей, однако Бенедикт XIV (1740-1758) возобновил этот обычай, и он оставался в силе до правления Павла VI. Происхождение обычая остается неясным. Нек-рые исследователи полагают, что его ввел папский церемониймейстер Петр Амели, который впервые описал этот обычай. Однако Петр Амели говорит, что его изобретением было лишь роскошное украшение папской капеллы ( Amely P. De canonizatione S. Brigidae// Mabillon. 1724. P. 535-538=PL. 78. Col. 1359-1362); обычай приносить голубей, так же как и вся особая церемония принесения хлеба и вина, по-видимому, имеет более древнее происхождение, однако этому нет документальных подтверждений. Сам чин принесения свечей, хлеба и вина взят из ритуала освящения церквей епископом. Источники (Ordo Romanus XIV и XV, заметки Париса де Грассиса и др.) упоминают об особом роскошном убранстве храма во время проведения церемонии К. Привлекались, как правило, известные художники, имена которых упоминаются в опубликованных материалах процессов К. Начиная с XX в. в практику вошло использование электрической иллюминации; при этом в официальных документах нередко фиксировалось даже количество лампочек (до 100 тыс.). В результате литургической реформы II Ватиканского Собора чин беатификации претерпел некоторые изменения. В настоящее время он совершается по следующей схеме. Во время мессы, после покаянной молитвы «Confiteor», епископ-ординарий, в диоцезе которого скончался кандидат на беатификацию, в сопровождении ходатая истца приближается к кафедре папы и просит его удостоить достопочтенного раба Божия N быть причисленным к лику блаженных: «Beatissime Pater, NN. humillime a Sanctitate Vestra petit ut Venerabilem Servum Dei N. numero Beatorum adscribere benignissime digneris» (Блаженнейший Отец, NN смиренно просит Ваше Святейшество благоволительнейше удостоить вписать Достопочтенного раба Божия N в число блаженных).

http://pravenc.ru/text/1470233.html

зач.67). Благодатные силы даны церкви, по слову Апостола, для того, дабы руководимые ею получили живот вечный; а если бы церковь могла лишиться данных ей от Бога благодатных сил: она была бы бессильна, не могла бы чад своих препровождать к вечному животу и не сбывались бы на ней слова Христовы: созижду церковь Мою, и врата адова не одолеют ей. Сию церковь , которой поданы все божественные силы, яже к животу и благочестию, тебе и нужно обрести, достопочтенный старообрядец, для получения живота вечного, и в ней пребывать неотлучно. А которые общества всех сил божественных, яже к животу и благочестию, не имеют в себе, должны быть оставлены: ибо не имея сами сил, потребных для вечного живота, и тебе преподать оные не могут. Все таковые общества болят неверием: ибо или не веруют они, что Господь создал церковь Свою со всеми силами, яже к животу и благочестию, или не веруют во всемогущество Божие, – не веруют, что Бог, создав церковь Свою со всеми силами, яже к животу и благочестию, силен таковою сохранить ее всегда, – не верят неложному обещанию Божию: созижду церковь Мою, и врата адова не одолеют ей. IV Достопочтенный старообрядец! Прошу тебя выслушать и еще нечто в дополнение к сказанному о том, как тебе искать при руководстве слова Божия, святую, соборную и апостольскую церковь . Желаю именно подать тебе малый образец того, как исследовать Писание, дабы получить правильное понятие о церкви. Основание церкви есть правое исповедание веры во Христа, как сам Он засвидетельствовал своими неложными устами. Когда Господь вопросил Апостолов, кого мя глаголют человецы быти? и получив ответ, вопросил потом самих Апостолов: вы же кого Мя глаголете быти? тогда за всех, как бы устами всех Апостолов, отвечал Петр: Ты еси Христос сын Бога живаго, И отвещав Иисус рече ему: блажен еси Симоне, вар Иона, яко плоть и кровь не яви тебе, но Отец Мой, иже на небесех. И Аз же тебе глаголю, яко ты еси Петр, и на сем камени созижду церковь Мою, и врата адова не одолеют ей (Мф. зач.67). Из сего Господня ответа учимся следующему.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КЛЮНИЙСКАЯ КОНГРЕГАЦИЯ [лат. Ecclesia Cluniacensis, ordo Cluniacensis], одно из самых крупных монастырских объединений в Зап. Европе, возглавляемое аббатством Клюни и возникшее в связи с клюнийской реформой. До X-XI вв. К. к. называли «церковью» (ecclesia) и «объединением» (congregatio). Руководитель К. к. аббат Петр Достопочтенный (1122-1156) использовал также выражения «чин» или «орден» (ordo), «сообщество» (societas) и «тело» (corpus); последние определения были призваны подчеркнуть единство дисциплины и богослужения в мон-рях К. к., к-рые представлялись как единое «тело» во главе с аббатом Клюни (Петр Достопочтенный писал о «теле Клюнийской церкви» - Le cartulaire du prieuré de Notre-Dame de Longpont. Lyon, 1879. P. 69-70). Впосл., когда К. к. приобрела черты монастырского объединения орденского типа, наибольшее распространение получило определение «орден», к-рое систематически использовалось в статутах аббата Гуго V (1200). Монастырь Роменмотье (Швейцария). Кон. X - 1-я пол. XI в. Монастырь Роменмотье (Швейцария). Кон. X - 1-я пол. XI в. Формирование К. к. и первые аббаты Согласно грамоте об основании Клюни (909 или 910), 1-м аббатом мон-ря был Бернон († 927), возглавлявший к этому времени неск. монашеских обителей. Эти мон-ри перечислены в завещании аббата Бернона: его родственник Гвидон получил Жиньи, Бом (Бом-ле-Муан, ныне Бом-ле-Месьё) и Мутье-ан-Брес с небольшой обителью (cella) св. Лаутена (Сен-Лотен)); настоятелем мон-рей Клюни, Деоль и Массе стал св. Одон († 942) (Bibliotheca Cluniacensis. 1915. Col. 9-12). Св. Одон, ставший настоятелем Клюни в 926 или 927 г., в юности был каноником ц. св. Мартина (Сен-Мартен) в Туре и впосл. вступил в мон-рь Бом, которым в то время управлял Бернон. Обладая крупным книжным собранием, св. Одон получил прекрасное образование; возможно, именно он («диакон Одон» - Oddo levita) составил грамоту об основании Клюни. Св. Одону принадлежат аскетические сочинения (трактат «Беседы» (Collationes) и пространная поэма «Occupatio», посвященная спасению человеческого рода), эпитома Моралий на книгу Иова свт. Григория I Великого, Житие св. Геральда Аврилакского (Орийакского), а также проповеди и гимны.

http://pravenc.ru/text/1841530.html

ч. связанных с папскими привилегиями Клюни. Критика привилегий содержится в письме Бернарда Клервоского своему племяннику Роберту из Шатийона (кон. 1124 или нач. 1125), принесшему монашеские обеты в Клерво и увезенному в Клюни кард. Матфеем (в детстве Роберт был отдан в Клюни в качестве облата). Бернард Клервоский утверждал, что аббатство Клюни уже не является образцом монашеской жизни, более строгие порядки были установлены в Клерво и других цистерцианских монастырях ( Bernard. Clar. Ep. 1). В «Апологии к аббату Вильгельму» Бернард, как считается, осуждал клюнийские «обычаи». Первый ответ (Riposte) Бернарду Клервоскому и др. цистерцианцам был составлен Гуго, аббатом Ридинга (впосл. епископ Амьенский), при поддержке кард. Матфея. Аргументы в защиту Клюни представил также Петр Достопочтенный ( Petr. Venerab. Ep. 28). Примирение аббатов состоялось в 1128 г. на Соборе в Труа. В 1130 г. на Соборе в Этампе Бернард Клервоский вместе с Петром Достопочтенным и кард. Матфеем поддержали папу Иннокентия II против антипапы Анаклета II ; на Соборе в Пизе (1135) оба настоятеля также выступили совместно. Причиной нового конфликта стал спор вокруг цистерцианского аббатства Нотр-Дам-дю-Мируар (основано в 1131), к-рое отказалось платить десятину клюнийскому мон-рю Жиньи на основании папской привилегии 1132 г. (цистерцианцы могли не платить десятину с тех земель, которые обрабатывали своими руками). Протестуя против этой привилегии, Петр Достопочтенный обращался к папе Римскому и кард. Аймерику ( Petr. Venerab. Ep. 33-34), он также пытался достигнуть компромисса с генеральным капитулом цистерцианцев (Ibid. 35-36). В 1151 г., не дождавшись положительного решения вопроса, монахи Жиньи изгнали цистерцианцев из монастыря Нотр-Дам-дю-Мируар, разграбили обитель и разрушили неск. зданий. Эти действия вызвали протест Бернарда Клервоского. Папа Евгений III потребовал от Петра Достопочтенного возместить убытки, а Лионский архиепископ заявил, что намерен наложить интердикт на Жиньи. Изгнанные цистерцианцы получили возмещение убытков лично от Петра Достопочтенного, но в 1154 г., после смерти Бернарда Клервоского, папа Анастасий IV велел им вернуть эти деньги и выплачивать десятину мон-рю Жиньи (по решению Латеранского IV Собора (1215) привилегия цистерцианцев была отменена, т.

http://pravenc.ru/text/1841530.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010