Моск. Кротков, Феофил. Ив., прот. Моск. Кузнецов, Ал-др Григ., пот. поч. гр. Лебедев, Ал-др Ал-еев., прот., Наст. Казанского собора в СПБ. Лебедев, Ал-ей Петр., проф. М. Д. Академии Лепешкина, Агрипп. Никол., вдова Стат. Сов. Михайлов, Ал-ей Мих., Моск. куп. Модест, Архимандрит Мошкин, Афан. Ал-др., Моск. куп. Нечаев, Дим. Степ., Колл. Асесс. Никольская, Екат. Гаврил., вдова прот. в г. Симбирске Новоселов, Петр Семенов., Дмитров. куп. Орлов-Давыдов, Серг. Влад., граф. Орлов, Евген. Ив., Смотр. Муромск. дух. училища Орлов, Ник. Ал-еев., свящ. Моск. Павлов, Ив. Ив., препод. Арханг. Еп. Женск. Училища Растеряева, Варвара Гавр., жена Моск. купца Растеряев, Ник. Серг., Моск. куп. Ржаницын, Ал-ей Руфов., Стат. Сов. Романовский, Петр Вас. Самарин, Дим. Феодор., потомств. двор. Сахаров, Петр Никол., прот. Моск. Свербеев, Мих. Дим., Чинов. Особ. поруч. при Обер-Прокуроре Св. Син. Сергиев, Иоанн Ильич, протоиерей Кронштадтского собора Скворцов, Пав. Арс., регент Моск. хора Смирнов, Андрей Петр., проф. Моск. Дух. Академии Смирнов, Иоанн Ал-еев., прот. Моск. Смирнов, Петр. Ал-еев., каф. прот. в СПБ Смирнов, Петр Ал-еев., свящ. Моск. Соколов, Алексий Ив., каф. прот. Моск. Соловьев, Ив. Ив., поч. гр. Соловьев, Пав. Антон., свящ. Субботин, Ник. Ив., заслуж. орд. проф. М. Д. Академии —17— 100. Сыров, Григ. Ал., Моск. куп. Тихомиров, Аполл. Ив., прот. Моск. Уткин, Лавр. Петр., Моск. куп. Федюкин, Ник. Мих., поч. гражд. Фортинский, Ник. Иаковл., прот. Моск. Холмовский, Вас. Авкс., прот. в СПБ. Чанцев, Иоанн Иоанн., свящ. Моск. Шумов, Ал. Яковл., Моск. куп. Эггерс, Ник. Борис., Моск. куп. Якубов, Ник. Евграф., каф. прот. г. Вологды III. Действительные члены Абрамова, Софья Абрам. Аваева, Екат. Андревна, купеч. вдова. Автономов, Наум Петр., преп. Ставр. д. учил. Амфитеатров, Валент. Никол., прот. Моск. Андреев, Карп Андреев. 3 р. 90 к Антоний, архим., рект. Виф. дух. сем. Антушев, Ник. Петр., свящ. Моск. Арбеков, Иоанн Дим., свящ. Моск. Аркадий, иеромонах, эконом М. Д. Академии Архангельский, Зах.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Штигер учел сотни фрагментов граффити, но лишь десятки (опубл. Марукки) содержат сравнительно полные тексты, такие как: «Павел и Петр, молите за Виктора»; «Петр и Павел [держите] в мыслях»; «Петр и Павел, эти поминки устроил Томиус Целий» (текст приведен по-латински, но греч. буквами); «Петр и Павел, защити своих слуг»; «Дух Святой, защити… поминки…»; «В 13-й день перед апрельскими календами… Парфений о Господе и все мы о Господе»; «Павел и Петр, всегда молите за Натива»; «10 дней до календ… Павел, Петр, думайте о Созомене, и вы, кто прочтет со вниманием»; «Петр и Павел, придите на помощь Примитиву грешному»; «Господи, пошли мне… из мучеников»; «Петр и Павел, думайте о всех нас…»; «Петр и Павел, думайте [о]… на поминках»; «Петр и Павел, думайте о Примусе и Приме, его жене, и Сатурнине, жене его первого сына [ХР], и Викторине, его отце во Христе…» ( Styger. 1918; Marucchi. 1921). Триклий и прилегающую лестницу использовали не ранее 250-260 гг. и не позже 320-345 гг.; точное время появления отдельных граффити III-IV вв. установить не удается. Иудейские К. Традиция захоронений в К. с внутренними нишами распространилась и на Св. земле. Вскоре после разрушения Второго храма иудеи усвоили традицию ингумации в гробу (или саркофаге), что показало открытие некрополя Бейт-Шеарим в Галилее с его элементами эллинизированного обряда и эпиграфическим материалом. В Бейт-Шеариме К. представляют собой соединенные коридорами камеры с нишами-локулами, нишами-ку(к)хим (ниша, перпендикулярная плоскости стены), аркосолиями и пристенными скамьями. Снаружи К. имели двор с колонно-арочным порталом и особыми помещениями для поминовения и молитвы; некоторые камеры насчитывают до 200 мест погребения, в т. ч. 130 саркофагов; использовались высокохудожественная резьба и надписи. В иконографии сцены из языческих мифов и символы иудаизма (ковчег Завета, семисвечник-менора, ритуальные предметы) сочетаются с изображениями животных ( быки, лошади, львы), птиц (орлы) и даже людей. Надписи на гробницах (ок.

http://pravenc.ru/text/1681353.html

Так началась жизнь Петра в монастыре. Петру отвели келию недалеко от помещения игумена. Она состояла из двух комнат: в меньшей жил тот самый иеромонах Иоаким, к которому послал Петра о. Пахомий, а в большой помещался Петр с одним старым монахом и одним послушником. Петр усердно стал исполнять свое послушание, хотя это и было ему нелегко, так как ему приходилось по нескольку раз в день снимать и накладывать тяжелые камни, которыми покрывались кадки с припасами, и это его очень утомляло Он не смел никому сказать об этом, и терпеливо исполнял свою обязанность, прося Бога укрепить его силы На первых порах Петр оставался в своей мирской одежде, но ему скоро дали свитку из грубого черного сукна, и он не помнил себя от радости. Спустя немного времени умер старый монах, живший в одной келье с Петром, и игумен отдал Петру подрясник умершего монаха из грубого серого сукна, сказав: «Если эта одежда тебе нравится, возьми и носи ее». Петр с благодарностью принял монашеское одеяние и, придя в свою келию, прежде всего несколько раз поцеловал его, как святыню и носил до тех пор, пока оно совершенно не изорвалось. Послушание Петра начиналось во время заутрени и оканчивалось поздно вечером. После этого Петр должен был еще читать келейное правило иеросхимонаху Иоакиму. Живя так близко от этого старца, Петр имел, полную возможность обратиться к нему с вопросом, его занимавшим, но природная застенчивость и робость мешали ему заговорить с ним. Между тем игумен назначил отца Иоакима на жительство в монастырский скит, в пяти верстах от монастыря, и Петр потерял возможность попросить у старца совета. Келию отца Иоакима игумен передал Петру Заботясь о внешней жизни Петра, игумен не оставлял без руководства и его внутренней жизни. Он дал ему книгу Иоанна Лествичника и сказал: «Возьми, брат, эту книгу, читай ее со вниманием и наставляйся на святое послушание и на всякое доброе дело, так как эта книга весьма душеполезная». Петр взял книгу с большой радостью и тотчас же начал читать ее. Книга до такой степени понравилась Петру, что он 40 решил, пользуясь свободным ночным временем, переписать ее для себя Не имея свечи, Петр заготовил лучину, длиною не менее сажени, и, втыкая такую лучину в расщелину стены, списывал при ее свете книгу, испытывая при этом большое неудобство, так как дым от лучины наполнял комнату, ел глаза и мешал дышать Тогда Петр открывал на некоторое время окно, выпускал дым и снова принимался за работу.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Chetver...

Потом, осмотревшись, пришел к дому, где многие христиане собрались и молились. Когда Петр постучался у ворот, вышла послушать служанка. Узнав голос Петра, от радости она не отворила ворот, но, вбежав, объявила, что Петр стоит у ворот. Ей сказали: «в своем ли ты уме?» Но она утверждала свое. Тогда сказали; «это Ангел его». Между тем Петр продолжал стучать. Когда отворили, то увидели его и удивились. Петр рассказал им, как вывел его Господь из темницы. Затем, вышедши из дома, Петр пошел в другое место. Потом апостол Петр удалился из Иерусалима и из Палестины, посетил разные города, и наконец прибыл в Рим. Здесь он проповедовал о Христе. При императоре Нероне началось гонение на христиан. Верующие умоляли Петра скрыться из Рима; он послушался. Выходя из городских ворот, Петр встретил идущего в город Иисуса Христа и спросил: «куда Ты идешь, Господи?» Господь сказал: «иду в Рим опять распяться» – и сделался невидим. Петр понял из этого, что Господь желает, чтобы он пострадал. Тогда Петр возвратился в Рим, и был схвачен воинами. Осужденный на распятие, Петр упросил, чтобы они распяли его вниз головой, считая себя недостойным уподобиться в распятии Господу. †† 143. Апостол Иоанн Богослов Возлюбленный ученик Иисуса Христа апостол Иоанн Богослов до успения Божией Матери жил в Иерусалиме, служа Ей, как сын. После сего он отправился в Малую Азию, управлял там многими церквами и главным образом жил в Ефесе. Император Домициан, подняв гонение на христиан, вытребовал Иоанна в Рим. Здесь его били, пытались отравить ядом, варили в котле с кипящим маслом, но он остался невредим. Домициан сослал его на остров Патмос. Здесь Иоанн научил жителей учению Христову; здесь же он написал Апокалипсис (Откровение) о судьбах церкви Христовой до конца мира. После смерти Домициана апостол Иоанн возвратился в Ефес и продолжал проповедовать христианство . Однажды Иоанн пришел в один город, недалеко от Ефеса, обратил там ко Христу одного юношу, который был очень умный и способный, и поручил его заботам епископа. Епископ воспитал юношу, но рано отпустил от себя. Юноша подружился с худыми людьми и, наконец, сделался предводителем шайки разбойников. Через несколько времени Иоанн опять пришел в тот же город и спросил епископа об юноше. Епископ отвечал: «он погиб, стал разбойником». Иоанн тотчас отправился в то место, где скрывался юноша с разбойниками. Как только юноша увидел Иоанна, со стыда бросился бежать. Апостол, позабыв свою старость, погнался за ним и кричал: «зачем ты бежишь от меня, от своего отца. Остановись. Христос послал меня к тебе дать тебе прощение грехов. Я за тебя пострадаю. Пусть на мне будет кровь, которую ты пролил». Юноша остановился, задрожал и заплакал и, бросившись к Иоанну, стал со слезами целовать его, прося прощения. Иоанн взял его в Ефес, долго наставлял его, молился с ним и не прежде его, как увидел совершенное исправление его.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

Среди двора был разложен огонь, около которого слуги грелись, потому что было холодно. Петр подошел к слугам, чтобы видеть, чем все кончится. Но служанка, которая стерегла дверь во дворе, узнала его и сказала: «и ты тоже был с Иисусом Назаретским». Петр испугался и сказал: «нет, я не знаю Его». И запел петух в первый раз. Скоро после этого подошел слуга, родственник того, которому Петр отсек ухо, и сказав, указывая на Петра: «это один из Его учеников». Петр отрекся и сказал: «я не знаю Этого Человека». Через несколько времени пришли и другие и сказали: «верно и ты тоже из них, потому что даже и говоришь так, как говорят галилеяне». Тогда Петр отрекся еще, и громко божился, что не знает Этого Человека. В это время петух запел во второй раз. И Спаситель, обернувшись, посмотрел на Петра. И вспомнил Петр, как предсказал ему Спаситель: «в эту же ночь, прежде, чем петух пропоет два раза, ты трижды отречешься от Меня», – раскаялся, вышел со двора и горько заплакал. Кто издали шел за Христом из сада Гефсиманского? Куда пришел Петр? Как Петр отрекся от Христа в первый раз? – во второй? – в третий? Когда Петр понял свой грех ? Что затем сделал Петр? 126. Суд над Иисусом Христом у Пилата (Мф.27:1–31; Мк.15:1–20; Лк.23:1–25; Ин.18,28–40; 19:1–16) Первосвященники и начальники иудейские осудили Иисуса Христа на смерть, но они не могли сами умертвить Его. Иудеи в то время были под властью римлян, и потому нужно было выпросить у римского правителя Пилата позволение на казнь Спасителя. Когда утром в пятницу Иисуса Христа привели к Пилату, он спросил: «в чем вы обвиняете этого человека»? Они отвечали: «Он учит худому (или развращает) народ, запрещает давать подати римскому царю и называет Себя Царем. Палат позвал Иисуса к себе в дом и спросил: «Ты – Царь Иудейский»? Спаситель отвечал ему: «да, Я Царь, но Мое Царство не на земле». Пилат опять вышел к народу и сказал: «Я не нашел никакой вины в Этом Человеке». Между тем, враги Иисуса Христа успели научить против Него народ. Народ на слова Пилата стал требовать смерти Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

Самая же интересная история о Петре рассказывает о том, как апостол упросил Христа разрешить ему на день стать Богом. В этой чудесной сказке выражается народное представление о том, что работа Бога очень легкая, а человеку приходится трудиться день и ночь. Христос разрешает своему ученику побыть Богом, но низводит всю ситуацию до очень мелких подробностей. Апостол Петр в роли Бога идет по деревне и встречает крестьянку, которая выгнала своих гусей на луг и не стала за ними следить: " " Как, ты хочешь оставить гусей одних? " – спросил ее Петр. – " А что, неужли стеречь их и сегодня? У нас нынче храмовый праздник " , – возразила крестьянка. – " Но кто же должен беречь твоих гусей? " – спросил Петр. – " Пусть Господь Бог бережет их сегодня! " – сказала крестьянка и удалилась " . Опечаленный Петр приходит ко Христу и получает от него ответ: " Петр! ты слышал, – сказал Спаситель. – Я бы охотно пошел с тобою в деревню на храмовый праздник; но ведь гусям может приключиться что и худое: ты сегодня Бог до вечера, ты и должен и беречь их " . Несмотря на то, что сказка обыгрывает классический сюжет о дамокловом мече, она позволяет по-новому увидеть образ апостола. Петр – самый горячий человек из 12 учеников Христа, он быстрее всех признает его Мессией, но он же и отрекается от него. В сказке очень важно подчеркнуть человечность Петра, его похожесть на каждого из нас. Любой ребенок мечтает быть царем или принцессой, и сказка умело развенчивает мифы о том, что роль Творца или правителя – это вечное блаженство безо всякой ответственности. Заслуга сказочного святого в том и состоит, что он умеет задавать правильные вопросы и выпутываться из сложных ситуаций. Апостол Петр в сказках – очень сильная фигура человека, который умеет признавать и исправлять свои ошибки, и это делает его любимым, если не единственным спутником Христа в сказках. Немного особняком стоят легенды, в которых святой Петр предстает мудрым целителем. Мотив чудесного помощника – один из самых распространенных в мировой литературе, но интересно, что Петр наряду со святителем Николаем и святым Георгием чаще всего выступают в этой роли, что свидетельствует о том, что с их именами связаны определенные массовые архетипы.

http://religare.ru/2_95730.html

Октября 8 (21) Священномученик Петр (Никотин) и мученики Виктор (Фролов), Иоанн (Рыбин), Елизавета (Куранова), Николай (Кузьмин) Составитель священник Максим Максимов Священномученик Петр (Петр Федорович Никотин) родился 5 октября 1889 года в селе Болхуны Енотаевского уезда Астраханской губернии. Окончив семинарию, Петр Никотин поступил в Казанскую Духовную академию и вскоре был рукоположен во священника. В 1919 году отец Петр окончил академию со степенью кандидата богословия, которую получил за сочинение на тему: «Домашнее чтение Священного Писания у древних христиан». В стране шла гражданская война, и отца Петра призвали в тыловое ополчение Красной армии, в которой он служил до 1920 года. С 1920 по 1924 год отец Петр трижды подвергался кратковременным арестам. Некоторое время он служил священником в городах Царицыне и Астрахани, а потом переехал в Москву, где служил в различных храмах: в Иерусалимской церкви, в церкви мученика Никиты, что у Яузских ворот, в храме в честь первоверховных апостолов Петра и Павла в Лефортове. В конце 1935 года протоиерей Петр был назначен в храм преподобного Сергия Радонежского, что на Рогожской Заставе в Москве. Отец Петр почитался верующими за ревностное исполнение пастырских обязанностей. Особенно его любила молодежь, с которой он беседовал на церковные темы после богослужений. Несколько монахинь из закрытых московских монастырей – Кремлевского Вознесенского и Ивановского на Солянке – опекались под его духовным руководством. В июле 1936 года в НКВД начали собирать сведения об отце Петре Никотине и других верующих, активно посещающих храм преподобного Сергия на Рогожской Заставе. Агентурной разработкой руководил следователь Булыжников, который много времени занимался борьбой с Церковью. В 1937 году началось самое беспощадное гонение на Русскую Православную Церковь . Повсеместно шли аресты духовенства и мирян. 20 августа 1937 года отец Петр был арестован и заключен под стражу в Бутырскую тюрьму в Москве. -Расскажите подробно, за что вы были арестованы и находились под следствием в 1920, 1922 и 1924 годах? – спросил следователь.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Священномученик Петр (в миру Петр Федорович Полянский) родился в 1862 году в благочестивой семье сельского священника Воронежской епархии. Он закончил по первому разряду Воронежскую духовную семинарию, позднее – Московскую духовную академию и был оставлен при ней помощником инспектора. До 1906 года Петр Федорович занимал различные административные должности и преподавал в духовных учебных заведениях, а затем был переведен в Петербург в штат Синодального Учебного Комитета, членом которого он стал. Будучи высокопоставленным синодальным чиновником, он отличался бессребреничеством и строгостью. Петр Федорович Полянский участвовал в Поместном Соборе Русской Православной Церкви 1917–1918 годов. В это время он особенно сблизился со Святейшим Патриархом Тихоном, с которым был знаком в прежние годы. В 1920 году святитель Тихон предложил ему принять постриг, священство и стать его помощником в делах церковного управления. Так в 58-летнем возрасте священномученик Петр избрал стезю церковного служения, приведшую его в эпоху гонения на Русскую Церковь на Голгофу. Сразу после архиерейской хиротонии епископ Петр был сослан в Великий Устюг, но вскоре – после освобождения из-под ареста святителя Тихона – вернулся в Москву, став ближайшим помощником Святейшего Патриарха; он был возведен в сан архиепископа, затем стал митрополитом Крутицким и был включен в состав Временного Патриаршего Синода. В последние месяцы жизни Патриарха Тихона митрополит Петр был его верным помощником во всех делах управления Церковью. В завещании святителя Тихона о преемстве патриаршей власти в условиях гонения на Церковь митрополит Петр был назван в ряду преемников Патриарха после митрополита Кирилла и митрополита Агафангела. Но поскольку в момент погребения святителя Тихона митрополиты Кирилл и Агафангел находились в ссылке, обязанности Патриаршего Местоблюстителя были возложены на митрополита Петра. В своем управлении Русской Церковью митрополит Петр шел по пути святителя Тихона – это был путь твердого стояния за Православие и бескомпромиссного противодействия обновленческому расколу, что вызывало крайнее недовольство гонителей Церкви. 9 ноября 1925 года митрополит Петр был арестован – для него началась страда мучительных допросов и нравственных истязаний.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Однако Петр выделен не только из числа двенадцати, но также из группы троих. Во всех трех синоптических Евангелиях содержится рассказ о том, как Петр исповедал Иисуса Христом: И пошел Иисус с учениками Своими в селения Кесарии Филипповой. Дорогою Он спрашивал учеников Своих: за кого почитают Меня люди? Они отвечали: за Иоанна Крестителя; другие же – за Илию; а иные – за одного из пророков. Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Петр сказал Ему в ответ: Ты Христос ( Мк. 8:27–29 ). По версии Луки, Петр ответил: За Христа ( Лк. 9:20 ). Матфей приводит наиболее полную версию ответа Петра: Ты – Христос, Сын Бога живаго ( Мф. 16:16 ). Почему только Петр отвечает Иисусу? Потому ли, что он реагировал быстрее, чем другие? Или потому, что он отвечал от имени всех? Или же тогда он был единственным учеником, оказавшимся способным твердо признать в Иисусе Христа? Повествования Марка и Луки не дают ответа. У Матфея же мы находим продолжение истории. Согласно Матфею, после того как Петр исповедал Иисуса Христом, Иисус выделяет его из среды учеников и отвечает уже не всем, а ему: Блажен ты, Симон, сын Ионии, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах; и Я говорю тебе: ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ала не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах ( Мф. 16:17–19 ). Этот рассказ можно интерпретировать в том смысле, что Иисус дает Петру новое имя в ответ на его исповедание. Но если учитывать, что, согласно Марку и Иоанну, перемена имени состоялась ранее, рассказ Матфея можно интерпретировать как напоминание Петру об этой перемене: сначала Иисус называет его прежним именем (Симон, сын Ионин), а потом новым (Петр). Приведенный рассказ – одно из двух мест во всем корпусе Четвероевангелия, где использовано слово « Церковь » (другое место – Мф. 18:17 ). В дальнейшем, начиная с Деяний и апостольских посланий, это слово (греч. κκλησα) превратится в основное обозначение общины последователей Иисуса как во вселенском масштабе, так и на местном уровне и даже на уровне одной семьи. То, что обетование Иисуса об основании Церкви связано с исповеданием Петра и что Петр объявляется камнем, на котором Церковь будет создана, придает этому апостолу особую значимость, несопоставимую с значением других апостолов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Как человека, верующий, Петр естественно должен был молиться. К внешнему богопочтению Петр относился довольно свободно. У него закон на свою стать, говорили современники. По праздникам Петр ходил в церковь , причем, по живости характера, любил принимать участие в богослужении, пел на клиросе и читал апостол, – но богомольем особенным не отличался. Черты древней русской набожности: постничество, долгие земные поклоны, возжигание многих свечей пред образами, любовь к доброшумным колоколам и проч. были не в духе царя. Тем не менее, были в многотрудной жизни Петра такие минуты, когда он молился с полной горячностью и искренностью. Так после страшной бури на Белом море, пристав к берегу у Пертолитского монастыря, Петр с усердною благодарственною молитвою поставил крест в память о своем чудесном спасении. Так на полях Полтавских над могилою убитых воинов Петр, конечно волнуемый самыми сильными и разнообразными молитвенными ощущениями, водрузил собственноручно крест с надписью: воины благочестивые, за благочестие кровью венчавшиеся в лето от воплощения Бога Слова 1709. Так, во время пребывания в Карлсбаде, Петр часто удалялся на близь лежащую гору для уединенных молитв. И доселе деревянный крест обозначает место царской молитвы. Одно моление Петра особенно знаменательно по торжественной и необычайной обстановке. 10-го мая 1721 года молния зажгла великолепную кирху св. Петра в Риге. Царь, был тогда в Риге, поспешил на пожар, вошел внутрь кирхи и, встав на колени, пред алтарем молился до тех пор, пока убеждения спутников и увеличившаяся опасность не заставили его подумать о себе. Петр Великий, коленопреклоненно молящейся внутри горящего храма, – это такая картина, которая так и просится на полотно. Посмотрим, наконец, на последние дни жизни Петра, так как вообще предсмертное настроение большей частою выражает собой итог всей земной жизни. Болезнь Петра была тяжелой, и он не мог удержаться от стонов и жалоб. «От меня познайте», говорил он окружающим, «какое бедное животное есть человек». Но вслед затем Петр перешел к обычным чувствам упования на Бога и покорности воле Божией. Когда один из архипастырей, бывших при одре умирающего, говорил ему о смерти пострадавшего за нас Христа Спасителя, Петр, как бы пробуждаясь от смертного сна, коснеющим языком отвечал: это одно жажду мою утоляет, это одно услаждаешь меня. На увещание архипастыря веровать в милосердие Божие и отпущение грехов, умирающий повторил несколько раз: верую и уповаю. Наконец, после молитвы пред причащением, Петр, собрав остатки сил, проговорил: «верую, Господи, и исповедую; верую, Господи, помоги моему неверию». И это были почти последние слова его.

http://azbyka.ru/otechnik/Filipp_Ternovs...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010