Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Петр (Гасилов), еп. Сызранский. Фотография. 1934 г. (Гасилов Федор Степанович; 20.04.1869, с. Казаковка Сызранского у. Симбирской губ. (ныне Кузнецкого р-на Пензенской обл.) - 19.01.1938, Семипалатинск Казахской ССР), еп. Сызранский. Из крестьянской семьи. В 1883 г. окончил 4-классную сельскую народную школу. В 1884 г. направлен для продолжения образования в Казанскую учительскую семинарию, где обучался на казенный счет. Окончил семинарию со званием учителя начального уч-ща и 6 июня 1888 г. получил направление на работу в родное село. Однако вскоре в семинарию поступил запрос от начальника народных уч-щ Стерлитамакского и Белебеевского уездов Уфимской губернии о кандидате на должность учителя в Николаевское земское русское начальное уч-ще Резановской вол. Стерлитамакского у. 15 июня директор семинарии рекомендовал на эту должность «кончившего ныне курс воспитанника Федора Гасилова, как вполне благонадежного по своей нравственности и умственному развитию при удовлетворительном знании церковного пения» (НАРТ. Ф. 93. Оп. 1. Д. 291. Л. 11-11 об.). С этого времени в течение 13 лет он работал учителем в школах Стерлитамакского у. Уфимской губ.; к 1901 г. заведовал 2-классным уч-щем в с. Зирган Стерлитамакского у. 9 июля 1901 г. определен псаломщиком к Успенской ц. Уфы, 24 дек. Уфимским еп. Антонием (Храповицким ; впосл. митрополит) рукоположен во диакона с оставлением в должности псаломщика при той же церкви. 27 марта 1906 г. перемещен на диаконское место к Никольской ц. Уфы. В дальнейшем продолжал служить диаконом в храмах Уфы: с 3 июня 1909 г.- в Спасской ц., с 27 мая 1914 г.- в Пророко-Ильинской ц. В июне 1914 г. Уфимским еп. Андреем (Ухтомским) рукоположен во иерея с оставлением на диаконской вакансии в Пророко-Ильинской ц. Одновременно со служением в церкви продолжал педагогическую и духовно-просветительную деятельность. Состоял законоучителем в церковноприходских школах и уч-щах Уфы, а также преподавателем общеобразовательных предметов и не раз получал благодарности от священноначалия. |
После ареста в ночь на 13 авг. 1922 г. Екатеринбургского архиеп. Григория (Яцковского) в епархии при поддержке властей начало активно распространяться обновленчество ; раскольникам передавались лучшие храмы. Положение усугублялось недостаточной информированностью духовенства и прихожан о положении дел в РПЦ после ареста патриарха Московского и всея России свт. Тихона и образования обновленческого Высшего церковного управления (ВЦУ). Центром борьбы с обновленчеством в Екатеринбургской епархии стал Н. Тагил. 19 дек. 1922 г. в городе состоялось экстренное собрание приходских советов Нижнетагильского у., на к-ром было принято решение учредить Н. в. Новая епископия до восстановления законной высшей церковной власти должна была действовать «на началах самоуправления» (в документах того времени самоуправляемые епархии и викариатства нередко именовались автокефальными). На собрании Нижнетагильским епископом был избран вдовый свящ. Леонид Черепанов (см. ст. Лев (Черепанов) , еп.). Представители нижнетагильских единоверческих приходов постановили учредить отдельную архиерейскую кафедру (см. ст. Кушвинское викариатство ), для замещения к-рой был избран архим. Ириней (Шульмин). От находившегося в тюрьме архиеп. Григория (Яцковского) было получено благословение на рукоположение избранных кандидатов на самоуправляемые епископии, к-рое должны были совершить архиереи, не признавшие ВЦУ. Верующие Н. Тагила обратились с просьбой совершить хиротонии для Екатеринбургской епархии к епископам, временно управлявшим Уфимской автокефальной епархией в период нахождения в заключении еп. Андрея (Ухтомского) . Свящ. Леонид в Уфе принял монашеский постриг с именем Лев, 8 февр. 1923 г. состоялась его архиерейская хиротония, которую совершили викарии Уфимской епархии Давлекановский еп. Иоанн (Поярков) и еп. Нижегородский (слободы Нижегородка г. Уфы) Петр (Гасилов) . По нек-рым сведениям, 9 февр. того же года еп. Лев (Черепанов) вместе с еп. Петром хиротонисал архим. Иринея (Шульмина) во епископа Кушвинского, викария Екатеринбургской епархии. |
В то же время противодействие расколу набирало силу и в соседней Екатеринбургской епархии (см. Екатеринбургская и Верхотурская епархия ). В дек. 1922 г. собрание приходов Нижнетагильского у. приняло решение об открытии уездной кафедры «на началах самоуправления» и избрало кандидатом во епископа свящ. Леонида Черепанова (см. Лев (Черепанов) , еп.). Единоверческие приходы Н. Тагила с согласия др. крупных единоверческих общин постановили учредить отдельную архиерейскую кафедру, кандидатом для замещения к-рой был избран архим. Ириней (Шульмин ; впосл. архиепископ). На автокефалию, учреждение новых викарных кафедр и хиротонию избранных кандидатов было получено благословение Екатеринбургского архиеп. Григория (Яцковского) , находившегося в тюрьме кафедрального центра. По свидетельству архим. Иринея, архиеп. Григорий одобрил его избрание при свидании в тюрьме, подчеркнув, что «хиротония во епископа должна быть совершена епископами, не признавшими ВЦУ,- верными святому Православию и Патриарху Московскому». В ответ на просьбу православных Н. Тагила управлявшие Уфимской автокефальной епархией епископы Трофим и Иоанн дали согласие на совершение хиротоний для Екатеринбургской епархии. Перед отъездом в Уфу архим. Ириней был предупрежден ГПУ, что в случае возвращения в Екатеринбург он будет арестован. В этих обстоятельствах собор уфимских викариев предложил ему, как избранному кандидату во епископы, все же принять сан, а затем вступить во временное управление приходами бывш. Мензелинского у., территория которого в 1921 г. была разделена на Мензелинский и Челнинский кантоны. В церковном отношении оба кантона по-прежнему относились к Уфимской епархии и должны были войти в состав учреждаемого М. в. Прот. Николай Орлов, избранный ранее кандидатом на Мензелинскую кафедру, к тому времени находился в расколе (в марте 1923 он был поставлен обновленцами во «епископа Уфимского и Мензелинского»). 9 февр. 1923 г. архим. Ириней в Уфе был рукоположен во епископа единоверческого Кушвинского, викария Екатеринбургской епархии (см. Кушвинское викариатство ). По поручению еп. Иоанна (Пояркова) хиротонию совершили еп. Нижегородской слободы Петр (Гасилов) и рукоположенный накануне Нижнетагильский еп. Лев (Черепанов). Еп. Ириней был назначен временно управляющим новоучрежденным М. в. До отъезда в Мензелинск он вместе с Бирским еп. Трофимом (Якобчуком) совершил 2 тайные хиротонии для Бирского вик-ства: 1 марта архим. Серафим (Афанасьев) был рукоположен на кафедру в с. Аскино (см. Аскинское викариатство ), 2 марта архим. Вениамин (Фролов) - на кафедру в с. Байки (см. Байкинское викариатство ) Бирского кантона. |
Постановлением Совета Союза приходских советов от 27 дек. 1922 г. управление Уфимской епархией было временно, до возвращения в Уфу арестованных епископов Бориса (Шипулина) и Андрея (Ухтомского), поручено Собору 4 автокефальных викарных архиереев ( Златоустовское викариатство под упр. еп. Николая (Ипатова) в кон. нояб. было преобразовано в самостоятельную (фактически полусамостоятельную) епархию). Однако в день принятия постановления о временном соборном управлении Уфимской епархией Староуфимский еп. Аввакум был арестован. В связи с этим для «охранения в неприкосновенности догматов и канонической дисциплины, равно и преемства благодатной хиротонии» по решению Собора архиереев автокефальной Уфимской епархии было учреждено Н. с. в. На новую кафедру епископы Трофим (Якобчук) и Иоанн (Поярков) 3 янв. 1923 г. рукоположили иером. Петра (Гасилова) . Его хиротония ввиду угрозы ареста была совершена втайне от властей. Деятельности еп. Нижегородской слободы Петра и Собора епископов препятствовали сотрудники ГПУ и обновленцы. В янв. 1923 г. был ликвидирован Совет Союза приходов, затем - канцелярия Собора архиереев. Тем не менее они продолжали противостоять расколу, в т. ч. за пределами Уфимской епархии: по просьбам правосл. приходов Н. Тагила и екатеринбургских единоверцев (см. ст. Единоверие ) Собор епископов автокефальной Уфимской епархии дал согласие на рукоположение 2 викариев для Екатеринбургской епархии (см. ст. Екатеринбургская и Верхотурская епархия ). 8 февр. 1923 г. епископы Петр (Гасилов) и Иоанн (Поярков) рукоположили иером. Льва (Черепанова) во епископа Нижнетагильского (см. ст. Нижнетагильское викариатство ), а 9 февр. епископы Петр (Гасилов) и Лев (Черепанов) хиротонисали архим. Иринея (Шульмина ; впосл. архиепископ) во епископа единоверческого Кушвинского (см. ст. Кушвинское викариатство ). Поскольку еп. Ириней не имел возможности возвратиться в Н. Тагил из-за угрозы ареста, Собор епископов автокефальной Уфимской епархии назначил его на новоучрежденную Мензелинскую викарную кафедру (см. ст. Мензелинское викариатство ). Благодаря деятельности еп. Нижегородской слободы Петра и др. викариев захваченные обновленцами храмы (таких в Уфе было большинство) пустовали, в то время как уфимские Никольская, Крестовоздвиженская и нек-рые др. церкви, где служили правосл. епископы, были переполнены молящимися. |
Крестовоздвиженская церковь в Уфе. 1892–1893 гг. Фотография. 10-е гг. XXI в. Крестовоздвиженская церковь в Уфе. 1892–1893 гг. Фотография. 10-е гг. XXI в. В связи с прибытием в Уфу обновленческого Уфимского «епископа» Николая Орлова викарии Бирский Трофим, Давлекановский Иоанн, Стерлитамакский Марк и слободы Нижегородки Петр 27 марта 1923 г. обратились к верующим с посланием, в к-ром дали правосл. оценку обновленческому расколу, предупредили духовенство и мирян о незаконности общения с обновленческим Уфимским «епископом» и призвали всех верных чад Церкви к подвигу исповедничества. Благодаря этому появление в епархии раскольничьего «архиерея» привело не к объединению вокруг него верующих (на что рассчитывали обновленцы), а к консолидации православных. Это вызвало новую волну репрессий против управлявших Уфимской епархией правосл. викариев. В апр. 1923 г. еп. Петр (Гасилов) был арестован и выслан в г. Сатку Златоустовского кантона Челябинской губ. (ныне Саткинского р-на Челябинской обл.) По решению Собора епископов автокефальной Уфимской епархии он вступил в управление новооткрытым единоверческим Саткинским викариатством этой епархии. Приходы Н. с. в. перешли в ведение Давлекановского еп. Иоанна (Пояркова). В авг. 1923 г. патриарх назначил еп. Иоанна временно управляющим Уфимской епархией и одновременно признал законными все хиротонии, совершённые в период существования Уфимской автокефалии. Несмотря на неоднократные ходатайства верующих об отмене высылки, ГПУ не допустило возвращения Саткинского еп. Петра в Башкирию, разрешив изменить лишь место проживания. 11 февр. 1924 г. свт. Тихон назначил его на Осинскую викарную кафедру Пермской епархии; в Уфу еп. Петр более не возвращался. До лета 1925 г. Н. с. в. не замещалось. С нач. 1924 г. еп. Иоанн (Поярков) начал проводить политику, направленную на достижение компромисса с властями и обновленцами: он отмежевался от патриарха, ликвидировал приходские советы, осенью 1924 г. создал и легализовал Епархиальный совет с участием бывш. видных обновленцев без принесения ими публичного покаяния, издал «Декларацию» о полной лояльности к советской власти, решительной борьбе с «церковной контрреволюцией», законности репрессивных мер в отношении «контрреволюционно настроенного духовенства» и о готовности к объединению с обновленцами. Находившийся в ссылке еп. Андрей (Ухтомский), который сохранял статус управляющего епархией, расценил действия Давлекановского викария как полное подчинение политике богоборческой власти и как «полуобновленчество» (скрытое обновленчество). В результате в Уфимской епархии начались волнения верующих, приходы разделились на «иоанновское» и «андреевское» течения. |
Ириней (Шульмин), архиеп. Куйбышевский. Фотография. Ок. 1935 г. Ириней (Шульмин), архиеп. Куйбышевский. Фотография. Ок. 1935 г. Центром сопротивления обновленчеству в Екатеринбургской епархии в кон. 1922 г. стал Н. Тагил. 19 дек. там состоялось общее собрание приходских советов города с участием представителя Кушвинского благочиннического округа Верхотурского у. Собрание приняло решение об учреждении Нижнетагильского уездного викариатства на началах самоуправления (в документах того времени часто называлось автокефалией) впредь до восстановления законной высшей церковной власти. И. был выдвинут как один из 4 кандидатов на Нижнетагильскую кафедру. Во время выборов большинство голосов получил свящ. Леонид Черепанов (в монашестве Лев). Для его архиерейской хиротонии собрание обратилось к ближайшим правосл. архиереям - Уфимскому еп. Андрею (Ухтомскому) и Златоустовскому еп. Николаю (Ипатову) . Руководившие самоуправляемой (автокефальной) Уфимской епархией после ареста еп. Андрея викарные епископы Бирский Трофим (Якобчук) и Давлекановский Иоанн (Поярков) дали согласие на совершение хиротонии в Уфе. В кон. дек. на одном из последующих собраний представителей приходов Н. Тагила было решено учредить в уезде 2-ю епископскую кафедру - единоверческую для сохранения архиерейской преемственности в случае ареста одного из епископов. Кандидатом на единоверческую кафедру был избран И. На хиротонию предложенных в Н. Тагиле кандидатов через свящ. Василия Нагаева было испрошено и получено благословение архиеп. Григория (Яцковского), отбывавшего наказание в тюрьме Екатеринбурга. По свидетельству И., архиеп. Григорий благословил его избрание и на личном свидании в тюрьме, «но сказал, чтобы был епископом православным и управлял епархией, в том числе и единоверцами». Кандидаты во епископов отбыли в Уфу, где 8 февр. 1923 г. иером. Лев (Черепанов) был рукоположен во епископа Нижнетагильского, а 9 февр. И.- во епископа единоверческого Кушвинского Екатеринбургской епархии. Согласно докладу Патриарху свт. Тихону еп. Иоанна (Пояркова), обе хиротонии были совершены им вместе с викарным епископом Нижегородской слободы Уфы Петром (Гасиловым) (РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 209. Л. 4). Однако И. в докладе Патриарху упоминает, что его хиротонисали новорукоположенный Нижнетагильский еп. Лев (Черепанов) и еп. Петр (Гасилов) по поручению еп. Иоанна (Пояркова) (Там же. Д. 218. Л. 132-133). При хиротонии И. присутствовал также видный екатеринбургский единоверец С. Я. Расторгуев (впосл. старообрядческий архиеп. Стефан ). |
1924 г. предпочли просить о принятии их в юрисдикцию Сарапульского еп. Алексия (Кузнецова) и даже подняли вопрос о перечислении к Сарапульской епархии. Против еп. Амвросия, к-рому ставились в вину признание им ВЦУ и уклонение в раскол в период заключения патриарха, выступили освобожденные 24 нояб. из пермской тюрьмы члены ОУЦС, последние вновь подняли вопрос об открытии О. в. Эту позицию 23 дек. 1923 г. поддержали делегаты коллективного собрания прихожан соборов г. Осы (Троицкого и Успенского). Они постановили принять епископа на настоятельскую должность с содержанием за счет тех приходов, к-рые признают его своим архипастырем. В число последних входило ок. 50 приходов благочиния г. Осы, 3-го и 5-го благочиннических округов бывш. Осинского у. и несколько приходов бывш. Оханского у. Канонически связанный с уфимскими викариями ОУЦС обсудил дальнейшие действия с временно управляющим Уфимской епархией Давлекановским еп. Иоанном (Поярковым). По согласованию с последним 1 февр. 1924 г. ОУЦС ходатайствовал перед патриархом об открытии в Осе полусамостоятельной викарной кафедры и о назначении на нее епископа. При этом на рассмотрение патриарху ОУЦС представил 4 кандидатов, предложенных еп. Иоанном: Саткинского еп. Петра (Гасилова; его совет «особенно оттенял» как уже назначавшегося в Осу Собором уфимских епископов, но отмечал, что он болен), Байкинского еп. Вениамина (Фролова), иером. Викентия, находящегося при канцелярии еп. Иоанна (этот кандидат имел академическое образование), и настоятеля храма пос. Тюинский Завод Бирского кантона (ныне с. Тюинск Октябрьского р-на) прот. Григория Скобочкина (выдвинут духовенством 3-го благочиннического округа бывш. Осинского у.). Определением патриарха свт. Тихона и Синода от 11 февр. 1924 г. было учреждено О. в., на кафедру перемещен Саткинский еп. Петр (Гасилов). К новому месту служения он выехал 4 марта 1924 г. Еп. Петр служил в 2 соборах Осы. В Троицком соборе службы проводились до 1927 г.; по решению Уральского облисполкома от 27 сент. |
В марте 1923 г. Златоустовский епископ вновь перешел на сторону обновленческого ВЦУ и занял Златоустовскую обновленческую кафедру. Златоуст посылал представителей на обновленческий собор 1923 г., еп. Николай в соборе не участвовал. Влияние на верующих антиобновленческих посланий еп. Николая, написанных в предшествующем году, было так сильно, что Уфимское обновленческое ЕУ поручило своим делегатам просить собор о том, чтобы еп. Николаю было предписано обратиться к верующим Уфимской епархии с разъяснением по поводу этих писем и своего нового признания обновленчества. Исполняя это требование, еп. Николай в письме от 20 мая 1923 г. «Духовенству и мирянам Уфимской епархии» сообщил, что в марте 1923 г. он и его паства, «ознакомившись с воззванием председателя ВЦУ митр. Антонина (Грановского.- Н. З.)», снова просили принять их в общение и теперь находятся в ведении обновленческого высшего церковного совета. Возвращение еп. Николая к обновленцам, по-видимому, было связано с давлением со стороны ГПУ, к-рое весной-летом 1923 г. осуществляло массовые репрессии на Урале в отношении правосл. епископата и духовенства. Были арестованы почти все правосл. епископы Уфимской епархии (Староуфимский Аввакум (Боровков) , Нижегородский Петр (Гасилов) , Бирский Трофим (Якобчук), Аскинский Серафим (Афанасьев), Давлекановский Иоанн (Поярков) , Стерлитамакский Марк (Боголюбов)), находились в заключении православные архиереи Челябинской и Екатеринбургской епархий. Несмотря на повторное присоединение еп. Николая к обновленчеству, среди духовенства и мирян З. в. продолжалась борьба сторонников Патриаршей Церкви и раскольников, сопровождавшаяся репрессиями ОГПУ против тихоновцев. Окончательное размежевание произошло 30 сент. 1924 г. на Златоустовском епархиальном собрании духовенства и мирян, на котором православных вновь возглавил еп. Николай. В его заявлении, оглашенном на собрании, говорилось, что он отказывается от подчинения обновленческому синоду и от председательства в обновленческом Златоустовском ЕУ (Златоустовские купола. 2001. С. 53). Собрание признало также отказ от должности уполномоченного синода по Златоустовской епархии прот. Лобанова, написавшего об уходе из обновленчества. Вслед за епископом в 1924 г. в Православие вернулось большинство приходов З. в. В Златоусте обновленцы потеряли все храмы, Свято-Троицкий собор вновь стал кафедральным храмом православных и оставался таким до закрытия в 1929 г. |
Открытие О. в. вновь не состоялось. Оставшиеся без попечения епископа приходы в поисках правосл. архиерея в авг.- нач. сент. 1923 г. отправили неск. депутаций к патриарху свт. Тихону. По ходатайству депутации Осинского у. временно управляющим Пермской епархией был назначен еп. Иоанн (Поярков), который 12 сент. распорядился возносить свое имя во всех оставшихся верными Православию приходах епархии, «имя же Петра епископа возносить лишь в Осинском уезде (без титула) впредь до соответствующего утверждения» (Там же. Д. 262. Л. 3). Однако позднейшее по времени ходатайство уполномоченных Оханской общины привело к открытию по определению от 6 сент. кафедры викарного епископа в Оханске и к назначению на нее еп. Никона (Соловьёва) с поручением ему временного управления всеми правосл. приходами Пермской епархии. По получении этого известия еп. Иоанн прекратил связь с Пермской епархией. По причине того что Оса соседствует с Оханском, открывать 2-ю викарную кафедру было нецелесообразно; в этой связи еп. Иоанн сообщил в Москву, что еп. Петр (Гасилов) мог бы остаться в Уфимской епархии на Саткинской кафедре, и получил на это согласие патриарха. Прибытие в Оханск еп. Никона воодушевило православных. Архиерей охотно откликался на приглашения приходов, 7-8 окт. служил в Осе, где верующие горячо его приветствовали. На это обратили внимание власти, и 14 окт. еп. Никон был помещен под домашний арест, 20 окт. задержан и заключен в пермскую тюрьму, а позже этапирован в Москву и на кафедру более не возвращался. В этих обстоятельствах часть приходов Осинского у. «ввиду нежелания их подчиняться обновленческим епископам» в нач. дек. 1923 г. вновь обратилась с просьбой об окормлении к Воткинскому еп. Амвросию (Казанскому) как к ближайшему по местонахождению «староцерковному» архиерею, о чем последний доложил в Москву. Определением от 4 янв. 1924 г. патриарх свт. Тихон поручил еп. Амвросию временное попечение о правосл. приходах бывших Осинского, Оханского и др. уездов Пермской епархии. Однако некоторые благочиния в янв. |
Парфений (Брянских) 16.05.1921 хирот. во еп. Новомиргородского; с 1923 г. еп. Ананьевский, вик. Одесской епархии; с 1925 г. в заключении; с 1928 г. на покое. Парфений (Левицкий) с 1917 г. на покое (б. архиеп. Тульский); с 1920 г. архиеп. Полтавский и Переяславский; † 1921. Пахомий (Кедров) с 1917 г. еп. Черниговский; с 29.11.1923 в сане архиепископа; с 1927 г. в заключении; † 11.11.1937. Петр (Гасилов) 21.12.1922 хирот. во еп. Саткинского, вик. Уфимской епархии; с 11.02.1924 еп. Осинский, вик. Пермской епархии; с 1932 г. епархией не управ.; с 26.06.1934 еп. Сызранский; с авг. 1936 г. епархией не управ.; с 29.01.1937 на покое. Петр (Зверев) 15.02.1919 хирот. во еп. Балахнинского, вик. Московской епархии; с 1920 г. еп. Старицкий, вик. Калининской епархии; с дек. 1925 г. в сане архиепископа; с 1926 г. в заключении; † 9.02.1928. Петр (Киреев) в 1922 г. хирот. во еп. Переяславского, вик. Полтавской епархии; † 1922. Петр (Карпусюк) 24.07.1992 хирот. во еп. Туровского и Мозырского. Петр (Л’Юилье) 12.09.1968 хирот. во еп. Корсунского; с 12.06.1979 в сане архиепископа; с 16.11.1979 архиеп. Бруклинский, вик. Нью-Йоркской епархии (Автокефальная Православная Церковь в Америке). Сщмч. Петр (Полянский) 25.09.1920 хирот. во еп. Подольского, вик. Московской епархии; с 1923 г. в сане архиепископа; с 1924 г. митр. Крутицкий и Коломенский; с 12.04.1925 Местоболюститель патриаршего престола; с 10.12.1925 в заключении; расстрелян 10.10.1937 г. Петр (Пэдерару) 1.09.1990 хирот. во еп. Бельцкого, вик. Кишиневской епархии; 5.10.1992 запрещен в священнослужении. Петр (Руднев) 5.11.1928 хирот. во еп. Сергиевского, вик. московской епархии; с 25.09.1929 еп. Коломенский; с 4.10.1933 еп. Самарский; с 9.07.1934 в сане архиепископа; с 1938 г. в заключении; расстрелян 3.11.1937. Петр (Савельев) 30.09.1923 хирот. во еп. Стерлитамакского, вик. Уфимской епархии обновленческими архиереями старого поставления; 4.08.1924 принес покаяние и принят в сущем сане; с 1927 г. еп. Сергачский, вик. Горьковской епархии; с 28.10.1932 еп. Пятигорский; с 8.03.1933 еп. Моршанский; с 3.04.1935 еп. Кунгурский; с 27.01.1937 еп. Свердловский; с сент. 1937 епархией не управ. |
| |