Николо-Нальяново. Церковь Николая Чудотворца. Карта и ближайшие объекты Храм во имя Святителя Николая Чудотворца в селе Никольское-Нальяново, построенный в 1797 г. на средства владельца села Павла Дмитриевича Нальянова. Одна из старейших и живописнейших усадеб находилась в селе Никольском. Принадлежала она семье состоятельных петербургских дворян Нальяновых. Владельцем усадьбы на рубеже XVIII-XIX веков являлся известный меценат Павел Дмитриевич Нальянов. Усадебный комплекс состоял из большого двухэтажного каменного дома с шестиколонным портиком. Вокруг дома был разбит живописный лесопарк с огромным прудом, получившим название «Озерко». По периметру пруда были посажены аллеи берез. Помимо «Озерка» на территории усадьбы располагался также небольшой пруд с островком посередине, на котором была сооружена беседка для чаепития. От усадьбы по склону возвышенности шла главная аллея, также обсаженная березами. На въезде в аллею стояли две башни с овальным орнаментом и гербом дворянского рода Нальяновых. После Нальяновых усадьбой владел Николай Федорович Груннер. В конце XIX века усадьба была передана в аренду известному писателю Петру Алексеевичу Сергеенко (1854-1930), автору книг о жизни Л.Н. Толстого «Как живёт и работает граф Лев Николаевич Толстой», «Толстой и его современники. Очерки». Дружеские отношения связывали Сергеенко не только с Толстым, но и с А.П. Чеховым, И.Е. Репиным. С 1905 года по 1914 год усадебными постройками пользовался немецкий консул. В советское время в усадебном доме размещалась сельскохозяйственная коммуна. Пришедший в ветхость дом в 1970-хх годах был разобран, при разборке на чердаке дома был обнаружен выполненный карандашом эскиз картины знаменитого русского художника-пейзажиста Ивана Ивановича Шишкина. Частью усадебного комплекса являлся также каменный храм во имя Святителя и Чудотворца Николая с приделом во имя иконы Казанской Божьей Матери. Построенный в 1797 году на средства П.Д. Нальянова он являлся безприходный и содержался исключительно на средства владельцев усадьбы. В 1925 году храм был закрыт и по настоящее время используется как склад сена. Церковь Николая Чудотворца не сохранила своего пятиглавия и пребывает в руинированном состоянии. Апсида и трапезная утрачены, простенок первого яруса четверика разрушен. Храм имел три входа: с запада, через первый ярус колокольни, северный и южный из четверика, которые были оформлены несохранившимися портиками с колоннами. Первый ярус колокольни украшен рустом.

http://sobory.ru/article/?object=01946

Новоспасское. Церковь Спаса Преображения. /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Спаса Преображения , Иоанна Богослова , Сергия Радонежского , Иоанна Воина Год постройки:1700. Год утраты:Не установлен. Адрес: Россия, Ульяновская область, Новоспасский район, с. Новоспасское Координаты: 53.146499, 47.727221 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Возникло Новоспасское поселение в 1698 году. Первоначально оно имело другое название – село Соловцово, по имени помещика Петра Гавриловича Соловцова. В начале 18 века в селе была построена деревянная церковь. При церкви в 1868 году открывается церковно-приходская школа, где были учителями церковные служители. Это была трехклассная школа. Учились в этой школе всего 12 человек. В 1815 году началось строительство белокаменной церкви в три купола. Церковь строилась 3 года, вручную. И с 1818 года начала действовать. Это была одна из красивейших церквей в крае. Церковь называлась Спаса Преображения. В 1840 году начали строить железную дорогу, которая должна была пройти через село. По имени церкви называют железнодорожную станцию «Новоспасское». Со временем название Соловцово вытеснит название «Новоспасское». В 1913 году в селе было, 314 дворов, 2060 жителей, церковь, 2 часовни, земская (1824 г.) и церковно-приходская школы. Последний владелец Новоспасского, сын генерал-лейтенанта Александра Сергеевича Амбразанцева-Нечаева, полковник лейб-гвардии Преображенского полка Амбразанцев - Нечаев Иван Алексеевич погиб в Великую войну (убит 26 ноября 1914 г.), погребен в приходе Спасо-Преображенской церкви в Новоспасском. На въезде в районный центр, посёлок Новоспасское вас встречает высокий величественный краснокирпичный Спасо-Преображенский храм. Храм совершенно новый. До 30-х гг. ХХ столетия, в непосредственной близости возвышался его предшественник, храм с тем же посвящением. А началась история со строительством церкви в Новоспасском, ещё в конце XVII в., когда император Пётр I пожаловал " нетронутые ещё земли " служилому человеку, дворянину Петру Соловцову. Он то и построил в 1700 г. первый двухэтажный храм на месте будущего посёлка. По своей архитектуре не уступал он столичным церквям. В ХХ веке было много порушено церквей, в том числе был разрушен и Спасо-Преображенский храм в Сызранском уезде.

http://sobory.ru/article/?object=51196

Письмо императора Александра I графу П.А. Толстому по поводу оставления кн. Кутузовым Москвы (8 сентября 1812 г.) Источник Императорское общество истории и Древностей Российских при Московском Университете, Москва. 1913 Письмо императора Александра I от 8 сентября 1812 г. адресовано графу Петру Александровичу Толстому, который в 1812 г. начальствовал в Нижнем Новгороде третьим округом военного ополчения и мел, сверх сего, особые полномочия по гражданской части (см. у Н. К. Шильдера в его труде: „Император Александр I“. С.-Пб. 1897 г., т. III, стр. 262; в Русском архиве за 1885 г., ноябрь, стр. 409). Написано оно на трех страницах почтовой бумаги (голландской, так наз. papier cornet, с филигранью, похожей на помещенную в снимках Н. П. Лихачова на таблице 106, под 6999, но имеющей под щитом только буквы А. О.), формата 22,8Х18,9 сант.; третья страница записана только на половину, а четвертая совсем чистая. Все письмо, о первого до последнего слова, собственноручное императора Александра I. Почерк тот же самый, который и на некоторых, хранящихся в Московском Главном Архиве Министерства Иностранных дел, немногочисленных документах, подписанных сим императором, и на приложенных к исследованию Н. Шильдера снимках писем императора Александра I. Выдержи из этого письма приводятся в статьях А. Н. Попова о 1812 годе, помещенных в Русском архиве, у Н. К. Шильдера в его работе об императоре Александре I и у бар. Корфа в биографии Сперанского. В полном виде письмо не было известно ни Н. Ф. Дубровину, ни Н. К. Шильдеру. Последний тщетно искал подлинника или копии в государственных архивах и пришел к убеждению, что подлинник находится в частных руках. Это предположение впоследствии подтвердилось: письмо найдено в собрании Ф. Ф. Мазурина, поступившем в Московский главный архив Министерства Иностранных Дел. Текст письма печатается с точным соблюдением орфографии, а в примечаниях к нему сообщаются некоторые сведения в пояснение содержания. Граф Петр Александрович! Время настало, где вы можете оказать знаменитые услуги Отечеству и мне. По-видимому враг впущен в Москву. Хотя я рапортовал с 29–го Августа по сие число от Князя Кутузова не имею 1 , но по письму от Графа Растопчина от 1–го Сентября через Ярославль извещен я 2 , что Князь Кутузов намерен оставить с Армиею Москву Причина сей непонятной решимости, остается мне совершенно сокровенна, и я не знаю стыд ли России она принесет, или имеет предметом уловить врага в сети.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Пупки. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Покровская церковь Карта и ближайшие объекты Пупки в качестве села состояли до 1592 г. в числе вотчин Рязанского архиерейского дома, а в 1592 году, как сказано  в челобитных великому государю и великому князю Петру Алексеевичу преосвященного Авраамия, митрополита Рязанского и Муромского, от 7207   июня 8  и 7208  сент. 11, по указу блаженные памяти великого князя Феодора Ивановича всея России, «взято из домовых вотчин Пресвятой Богородицы у преосвященного Митрофана архиепископа Рязанского и Муромского к « Ряскому городу» новоприборным казакам на реке на Верде село Кореневое да Подвелемье да село ж Секирино, деревня Гуменная, село Пупки, а в них пашни  перелогу и дикого поля 3850 четвертей, а вместо тех вотчин дано в Коломенском уезде в Маковском стану вотчины боярина Федора Васильевича Шереметова села Аксиньино, Аламова, пустошь Хлымово пашни 728 чети да в Рязанском уезде в Окологородном стану пустошь Чертовое 1540 чети, пустошь Малинищи 786 чети», а на те вотчины для владения даны его блаженные память великого государя грамота и с писцовых книг писца Третьяка Вельяминова  выпись. В окладных книгах 1676 г. село Пупки именуется Пуповской слободой, а при находившейся в той слободе Покровской церкви показано 2 двора поповых, церковной пашни по писцовой выписи 25 четвертей в поле, сенных покосов на 60 копен. В приходе к Покровской церкви, состоявшем из с. Пуповской слободы и деревни Велемьи, было 2 двора помещиковых, а в них живут приказчики и деловые люди, 4 двора помещиковых же, 43 двора драгунских, 64 двора крестьянских, 7 дворов бобыльских и всего 122 двора. По окладу 1676 г. с Покровской церкви дани положено было 3 рубля 8 алтын 2 деньги. Но из этой суммы в 1694 г. мая 14, по указу преосвященного митрополита, данных денег было сбавлено 27 алтын 2 деньги потому, что за убылью дворов в с. Пупки и в деревне Велемьи к тому времени состояло только 72 двора. За убавкою деревни Подвелемья около 1719 г. в Покровском приходе 8 дворов боярских и 22 солдатских. Из грамоты, данной в 7205 г. марта в 6 день царем  Петром Алексеевичем, видно, что в то время Пупки и деревня Подвелемье  перешли снова в число владения архиерейского  посредством промена.

http://sobory.ru/article/?object=17801

Связь с эфиром СМС: с мобильного телефона пошлите на короткий номер 5522 слово ВЕРА и через пробел вопрос, который хотите задать. Звонок в студию во время прямого эфира: 8 495 959-59-39. Звонок в студию: 8 495 950-63-56. Написать письмо: info@radonezh.ru play_arrow pause mute max volume play stop repeat Радио Радонеж Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin . К 300-летию Российской империи. Праздник Казанской иконы Пресвятой Богородицы – день рождения Российской империи. Авторская программа В. Саулкина, передача 7. 09.12.2021 22:00 Виктор Саулкин В 1700 году царь Петр во главе своей молодой армии вступил в борьбу за исконные русские владения на Балтике с могущественной Шведской державой, обладающей лучшими в мире регулярными войсками. Закончилась «трехвременная кровавая и жестокая школа», как называл Северную войну царь Петр Алексеевич, считая что «обычно в школе учатся семь лет». Все военные историки признают огромный талант и воинское искусство шведского короля Карла XII. И все они единодушно признают, что как полководец в военной стратегии и мастерстве военачальника в ходе Северной войны русский царь Петр превзошел своего соперника. Упорная борьба не на жизнь, а на смерть, навязанная русским, завершилась тем, что исчезла навсегда Великая Швеция, державшая в страхе всю Европу. Шведское королевство после Северной войны становится второразрядной европейской страной. По Ништадтскому мирному договору Россия получала не только выход на Балтийское море, но вернула все древние русские владения в Прибалтике: устье Невы, Карельский перешеек с Кексгольмом, Выборгский округ, Эстляндию, Лифляндию, Ингерманландию – древнюю Ижорскую землю, получила Моонзундские острова. Возвращены были земли, «наследие короне Российской издревле принадлежащие». А в русской столице 22 октября 1721 года на праздник Казанской иконы Пресвятой Богородицы под звон московских колоколов сенат торжественно поднес царю Петру титул «Петр Великий, отец Отечества и император Всероссийский». Московское царство после славных побед превращалось в могущественную Российскую империю.

http://radonezh.ru/radio/2021/12/09/22-0...

свящ. Михаил Благонравов 9. Митрополит Савватий Савватий, митрополит Астраханский и Терский, был сын священника Суздальской епархии; возведен в митрополита Астраханского Московским Патриархом Иоакимом из крестовых его иеромонахов, 4 марта 1683 г., и прибыл в Астрахань в июне того же года. В управлении Астраханскою паствою митрополит Савватий явил себя добрым пастырем, полагающим душу свою за вверенное ему стадо, и усердным деятелем в созидании храмов Божиих. С 20 июня 1692 года по 12 декабря 1693 г. в Астрахани свирепствовало страшное моровое поветрие, от которого умерло 11013 человек жителей и разного наезжого народа. Астраханский воевода, князь Хованский, чиновники и служилые люди, спасаясь от угрожающей смерти, выбыли из Астрахани в другие места, где не было этой грозной язвы. Митрополит же Савватий жил неотлучно в Астрахани, в своем архиерейском доме, занимался священно-служением, рукополагал к приходским церквам священников на места умерших, в слободы посылал иеромонахов из монастырей, чтобы никто не отошел в жизнь вечную без напутствования. В 1688 году митрополит Савватий положил основание Астраханскому Иоанно- Предтеченскому монастырю, который существует до сего времени; построил деревянный соборный храм в г. Царицыне, благословил разобрать в Троицком монастыре соборный храм с колокольнею и построить вновь. Кроме того он начал дело о постройке существующего ныне Астраханского Успенского собора. Построенный и освященный в 1602 г. архимандритом Феодосием, бывшим потом первым Астраханским иерархом, каменный одноэтажный Успенский собор оказался непрочным в сводах и стенах; ко времени митрополита Савватия в нем оказались значительные повреждения. «Соборная церковь вся ветха и развалилась», писал митрополит Савватий царям и великим князьям Иоанну и Петру Алексеевичам, ходатайствуя о сложении таможенной пошлины за два года с Басаргинской рыбной продажи, чтобы эти деньги «отдать для строения соборной церкви». Челобитная митрополита была уважена, но этих денег было слишком мало не только для того, чтобы начать строить новый собор, но и чтобы разобрать старый, «с четыреста с пятьдесятъ рублей».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Скопин. Церковь Вознесения Господня. Карта и ближайшие объекты Скопин   Церковь Вознесения По указу царя Алексея Михайловича в 1668 году в городе Скопине, кроме мужской, построена была также и женская богадельня на 30 человек нищих с производством ежегодного жалованья по 2 руб. на человека из таможенных и кабацких доходов да по 2 четверти ржи и овса из десятинного хлеба. В 1690 г.  богадельные старицы и белицы – Акилина с сестрами – писали к великим государям Иоанну и Петру Алексеевичам, как видно из   Рязанских Достопамятностей, « что их богадельные избы построены на торговой площади и близ кружечного двора, где от бесстыдных людей и их слов жить невозможно. А есть де за посадом, близ церкви Казанской, Государев конюшенный двор, который с 1683 года стоит порожен, а вместо того построен  за рекою Вердою новый, а под монастырь то старое место годно…». Великие государи в 1691 г. октября дня указали стольнику и воеводе Скопинскому Аврааму Пасынкову оным старицам с строением и городьбой дать ( старое конюшенное место ) под монастырь и их избы туда перенесть  и церковь построить своими ружными деньгами  и мирским подаянием.    Со времени построения монастыря монахини Вознесенского монастыря пользовались денежным и хлебным жалованием от Скопинской Канцелярии по третям года – деньгами по 60 руб, а хлебом по 90 четвертей. В 1693 г. Вознесенский монастырь был отстроен,  и 9 августа 1694 г. преосвященный митрополит Авраамий  благословил старицу Марию в игуменьи к ново построенной Вознесенской обители. Декабря 15 1744 г. игуменье Александре выдана была сборная книга на окончание в том монастыре ново построенной Вознесенской церкви. По указу 1722 г. в Вознесенском монастыре положено монахинь 30 человек, а в притче 1 поп, дьякон, дьячок и пономарь. Кроме жалованья, получавшегося  от Канцелярии, монастырь не имел никаких иных источников к своему содержанию и в 1764 г. был упразднен, а церковь обращена в приходскую.  В Вознесенской церкви, бывшей монастырскою, придел в  честь иконы Божьей Матери Смоленской был освящен 13 ноября 1784 г. прот. Митрофаном, настоящая в 1809 г. была перестроена.

http://sobory.ru/article/?object=20297

Старая Кутля. Церковь Николая Чудотворца. Никольская церковь /// Объект не принадлежит Православной Церкви Церковь.    Престолы: Николая Чудотворца Год постройки:1813. Адрес: Пензенская область, Лунинский район, село Старая Кутля Координаты: 53.64533, 45.33103 Проезд:Выехать из Пензы по а/д 58-ОП-РЗ-К-168 " Пенза - Лунино " и следовать до Старой Кутли около 55 км. Церковь расположена в центре села в 300 м слева от дороги. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Храм во имя Николая Чудотворца построен в 1813 году. Во время пожара 1814 года у церкви сгорела крыша и обрушился купол. Церковь окончательно отстроена помещиком Федором Ивановичем Левиным в 1847 году, В ее приделе погребен благотворитель генерал-майор Иван Васильевич Долгорукий. Архитектура церкви выполнена в формах классицизма. Круглый в плане двухсветный храм был перекрыт куполом со световым барабаном, который сейчас утрачен, в результате чего обнажился крутой яйцеобразный свод. С востока к храму примыкает прямоугольная апсида, с запада - квадратная в плане трапезная, разделенная широкими арками на три продольных нефа. В декоре используются классицистические элементы: рустовка, круглые, ромбовидные и овальные ниши, треугольные сандрики. Средняя часть трапезной с севера и юга отмечена треугольными фронтонами. Внутри фрагментарно сохранились росписи. Храм во имя свт. и чуд. Николая. Каменный, с приделами во имя св. пророка Илии (правый) и св. вмц. Параскевы (левый). Первое упоминание о церкви Николая Чудотворца в казачьей Кутлинской слободе, по которой село еще именовалось Никольским, относится к 7195–7196 (1687–1688) гг., когда в селе проживали служилые люди, переведенные в 7205 (1697) г. в Азов. После этого 7 марта 7207 (1699) г. их земли были пожалованы в поместье боярам Федору и стольникам Ивану и Алексею Алексеевичам Головину, а также сыну первого из них Ивану Федоровичу. В 1705 г. стольник Иван Алексеевич Головин променял свое поместье брату боярину Федору Алексеевичу, после которого имение досталось его детям Ивану, Николаю и Александру Федоровичам, разделившим его в 1706 г. таким образом, что Кутлинская слобода досталась Ивану. После смерти графа Ивана Федоровича Головина имение его перешло к жене Анне Борисовне, урожденной Шереметевой, и детям Петру, Федору и Марье.

http://sobory.ru/article/?object=43155

Вьясская Владимирская мужская пустынь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Вьясская Владимирская мужская пустынь - православный мужской монастырь в Пензенской области, основанный на рубеже XVII и XVIII веков. Монастырь был закрыт в 1925 г., возобновлен в 2002 году. Содержание История [ править править код ] Вьясская Владимирско-Богородицкая мужская пустынь основана на рубеже XVII и XVIII веков на правом берегу реки Вьяс при источнике, куда, по преданию, (по некоторым сведениям, именно в 1691 году) пришли двое старцев — Иоанн и Тихон, которые принесли сюда Владимирскую икону Божией Матери и поставили ее над ключом. Там, в непроходимой чаще леса, над источником, истекающем из пригорка, они построили деревянную часовню. Со временем вокруг нее было построено несколько келий, в которых подвизались богомольцы, искавшие молитвенного служения Богу в полном уединении. В 1713 году, стараниями графа Гавриила Ивановича Головкина, владельца местных земель, вместо часовни была построена деревянная церковь Владимирской Божией Матери.Тогда граф Гавриил Иванович Головкин «бил челом» царю Петру Алексеевичу, «а в челобитной его написано: в прошлых годах в Пензенском уезде, в Шукшинском стане, близ вотчины его, села Вьяса, в лесу его построена на ключе в пусте месте часовня, у той часовни живут монахи слепые и хромые и кормятся подаянием мирским, и ныне де он обещался на том ключе, где часовня стоит, построить церковь, во имя Владимирския Пресвятыя Богородицы». 22 января 1713 г. Петр I своим указом повелел соорудить церковь Живоносного Источника. Вскоре над родником соорудили церковь Божией Матери Живоносного Источника. К апрелю в ней был уже готов иконостас, и в 1714 году храм был освящен. А на устроение здесь монашеской обители граф Гавриил Иванович Головкин, пожертвовал земли, лесные угодья и рыбные ловли. В 1740 году в этой пустынке была построена вторая церковь — во имя Живоначальной Троицы. В 1764 году пустынь была упразднена и приписана к приходскому храму села Большой Вьяс, а главная ее церковь сделана сельской кладбищенской. Однако пустынь продолжала существовать и постепенно приходила в упадок. В 1851 году она сделана самостоятельной и началось ее возрождение.

http://azbyka.ru/palomnik/Вьясская_Влади...

Георгиевский храм (Долгопрудный) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Георгиевский храм построен в 1774 году по прошению князя Долгорукова в стиле северного деревянного зодчества, вместо церквей сменявших одна другую по ветхости, самая древняя из них упоминается в летописи XVI века. Содержание История [ править править код ] Первое документальное свидетельство о храме святого великомученика Георгия относится к 16 веку. По Писцовым книгам 7081(1573) года известна, что в селе Гнилуши (Старбеево или Тарбеево), принадлежавшем в то время окольничему князю Петру Ивановичу Татеву, стояла небольшая деревянная церковь " страстотерпца Егория, ней образа, книги, на колокольнице колокола " . В 1585 году село-вотчина Аксиньи Михайловской. Под 1623 или 1624 годами значится уже " за вдовою за Марьею Григорьевскою женою Мартемьянова " , которая купила его у монахини княжны Ф. Бахтеяровой - Ростовской. После смерти сына вдовы Луки Григорьевича селом владела его вдова Анна с детьми Федором и Михаилом. В 1723 году село приписано было к " госпиталю " . В 1729 году, по указу Верховного Тайного совета, поместье продали с торгов княжне Александре Григорьевне, по мужу Салтыковой, дочери князя Григория Федоровича Долгорукова, сподвижника Петра 1. В 1762 А.Г. Салтыкова продала село родному племяннику Александру Алексеевичу Долгорукому. Церковь во имя великомученика Георгия в ту пору была деревянная, со всей церковной утварью и большим количеством икон, но очень ветхая. В 70-е годы 18 столетия храм был перенесен ближе к деревне Лихачево на погост, вдали от жилья, и отстроен заново " с прибавкою нового леса " . Церковь из дуба и мореной сосны срублена русскими. Храм Георгия Победоносца в " обло " , т.е. без единого гвоздя. Состоит из одноглавого невысокого четверика, завершенного четырехскатной железной кровлей, над которой возвышается обшитый железом восьмигранный глухой барабан с луковичной главой на круглой шее. Металлический ажурный крест с цепями и " сиянием " принадлежит концу 17- началу 18 века. С востока к основному объему примыкает более узкий, квадратный в плане алтарь с трехскатной кровлей, с запада - одинаковая с храмом по ширине трапезная, вытянутая с востока на запад, завершенная железной кровлей. Освящен храм 15/28 декабря 1774 года. Со слов старожилов, в годы Отечественной войны 1812 года Георгиевский храм подвергся поруганию - " в храме нашем Наполеон лошадей ставил " . Шли годы. Село меняло хозяев, и в 1852 году Гнилушам владел уже князь А.Д. Львов, статский советник, потомок (30-е колено) Рюрика. Неоднократно, судя по кладовым книгам, перестраивалась и сама церковь.

http://azbyka.ru/palomnik/Георгиевский_х...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010