Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРХАНГЕЛЬСКИЙ ВО ИМЯ АРХАНГЕЛА МИХАИЛА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ основан на мысе Пур-Наволок, в 30 верстах от впадения Сев. Двины в Белое м. (на территории совр. Архангельска), наряду с корельским во имя свт. Николая Чудотворца мон-рем играл важную роль в распространении христианства в Двинской земле. Об основании А. м. сообщает недатированная благословенная грамота Новгородского архиеп. Иоанна (ИРИ. Т. 3. С. 300) - по всей видимости, того из Новгородских архиереев с этим именем, к-рый занимал кафедру в 1389-1415 гг.; предположение основано на описании в грамоте сословий и гражданского устройства Заволочья, характерного для XIV в. (ц. во имя арх. Михаила старше мон-ря, поскольку в грамоте она упоминается как уже существующая). Н. М. Карамзин (История. Т. 2. Прим. 47) и В. В. Крестинин считали, что А. м. основан в XII в. (при еп. Иоанне, 1110-1129, или свт. Илии (в схиме Иоанне ), 1165-1186). Об основании обители в XII в. говорит сохранившаяся копия челобитной игумена А. м. Иеремии от 1695 г. к царям Петру I и Иоанну V Алексеевичам : «А тому, государи, богомолию (А. м.- В. С.) больши 500 лет» (цит. по: Кириллов. Прим. 9). Однако большинство историков (митр. Макарий (Булгаков) , А. А. Шахматов , В. В. Зверинский , В. Ф. Андреев и др.) относили основание А. м. к кон. XIV в. В 1419 г. мон-рь был разорен норвежцами, вскоре возобновлен на прежнем месте. Грамота царя Иоанна IV Васильевича Грозного от 1543 г. игум. Феодосию предписывала местным властям в связи с голодом в Двинской земле содержать игумена и 35 старцев А. м., передавая в мон-рь по 70 четвертей ржи и по 70 четвертей овса из царских житниц; в следующем году царской грамотой А. м. был освобожден от постоя. Однако двинские власти не выдавали мон-рю положенного царской грамотой хлеба, и из-за голода к 1551 г. число братии сократилось до 12 чел. Впосл. число насельников увеличивалось, и в 1587 г. в мон-ре жили 42 старца. В 1550 г. в А. м. существовали шатровый холодный храм во имя арх. Михаила и теплая ц. во имя прор. Илии, в 1587 г. помимо ц. во имя арх. Михаила с приделом мч. Мины в обители была теплая ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы. Первоначально А. м., как и большинство сев. обителей, был особножительным, после монастырской реформы в Новгородской епархии архиеп. свт. Макария в 1528 г. все обители, в т. ч. и А. м., приняли общежительный устав.

http://pravenc.ru/text/76444.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАЛМАТСКАЯ ИКОНА УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ (празд. 15 февр.), чудотворный образ, прославившийся в XVII в. История Д. и. связана с основанием Далматовского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря . Самым ранним источником, упоминающим «местную икону Пресвятыя Богородицы», чудесно спасшуюся от огня во время набега калмыков, является «Челобитная игумена Далматовского монастыря Исаака и келаря Никона к царям Иоанну и Петру Алексеевичам с просьбой о пожаловании средств на монастырское строительство» (ГИМ. Син. 844. Копия; опубл.: Вкладные книги Далматовского Успенского мон-ря (посл. четв. XVII - нач. XVIII в.)/Сост.: И. Л. Манькова. Свердловск, 1992. С. 184-186). В монастырской описи от февр. 1905 г. список икон открывает чудотворный образ Успения Пресв. Богородицы. В сер. XVII в. житель Тобольска казак Дмитрий Иванович Мокринский, пожалованный за службу дворянским званием, оставил жену и детей и ушел в Невьянский Богоявленский мон-рь Верхотурского у., где принял монашеский постриг с именем Далмат. За благочестивую жизнь братия пожелала сделать его игуменом, но Далмат, считая себя недостойным такой чести, взял икону Успения Пресв. Богородицы и удалился за р. Урал, где на левом берегу р. Исети при впадении в нее р. Течи, на Белом городище, в 1644 г. он ископал себе пещеру. Эти земли принадлежали тюменскому ясачному татарину Илигею, который решил прогнать незваного насельника. В сонном видении Илигею явилась Богоматерь в багряных одеждах и сверкающем венце, с хлыстиком в руке, и велела ему не нападать на Далмата, а отдать ему вотчину под строительство мон-ря. Весной 1646 г. земли были переданы Далмату, и к нему вскоре стали приходить люди, искавшие монашеского уединения. В сент. 1651 г. мон-рь был сожжен войском сибирского царевича Девлет-Гирея, невредимой осталась лишь икона Успения Пресв. Богородицы. Вновь построенная деревянная церковь была освящена в честь Успения Пресв. Богородицы, а икона стала главной святыней мон-ря.

http://pravenc.ru/text/168670.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МАКАРИЙ Прп. Макарий Жабынский. Икона из Знаменской ц. Макариева Жабынского мон-ря. Нач. XXI в. Прп. Макарий Жабынский. Икона из Знаменской ц. Макариева Жабынского мон-ря. Нач. XXI в. (1539 (?) - 22.01. 1623 или 1622, Жабынский мон-рь), прп. (пам. 22 янв. и 22 сент.- в Соборе Тульских святых), Жабынский, основатель (?) и настоятель Макариева Жабынского в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы мужского монастыря . «Книга глаголемая Описание о российских святых» упоминает М. как основателя Жабынской пуст.: «Преподобный священноинок Макарий начальник Жабынскаго монастыря Введения Пресвятыя Богородицы, Белевский новый чудотворец, преставися в лето 7130 месяца генваря в 22 день» (Описание о российских святых. С. 230). В нек-рых списках «Книги глаголемой...» и в «Перечнях всех российских чудотворцев» указан 7131 (1623) как год преставления святого (РНБ. ОЛДП. Q. 862. Л. 119, XVIII в.; Мих. Q. 532. Л. 232, XVIII в.- ЭК ИРЛИ (ПД)). Согласно жалованной грамоте царя Феодора Иоанновича , мон-рь был основан старцем Онуфрием в 1585 г. на Жабынском городище, относившемся в то время к Дворцовому ведомству (текст грамоты опубл.: Леонид (Кавелин). 1865. С. 5-6). Свое название местность получила по имени прежнего владельца - Жабыни Селехова ( Антонов. 2002. С. 30, 33). Царская грамота за скрепою белёвских писцов Н. Г. Ржевского «съ товарищи» содержала повеление: «А старцу Анофрию на том городищи храм воздвигнуть Введения Пресвятыя Богородицы и монастырь строить». В монастырском синодике сер. XVII в. в числе первых был записан род Ржевских, отдельно - род окольничего И. И. Ржевского, а далее следовал «род священноинока Макария» ( Леонид (Кавелин). 1865. С. 95). В челобитной царю Петру I Алексеевичу от 1 янв. 1721 г. игум. Жабынской пуст. Тихон (1707-1722) сообщал: «...на Оке реке, на устьи речки Жабынки, еще изстари, да из старых валовых писцов, построена бысть пустынь Жабынь, в которой церковь изстари Введения Пресвятыя Богородицы, Макариева строения...

http://pravenc.ru/text/2561292.html

Местоположение монастыря Астраханский мужской заштатный Иоанно-Предтеченский монастырь находится на восточной стороне Астрахани, вне белого города, за рекою Кутумом. Он расположен на ровной долине, отделенной от города речкою; огражден со всех сторон каменными стенами и образует квадрат, каждая сторона которого имеет по 4б сажень. Основание монастыря и последующая судьба его Основание сей обители положено было при четвертом Астраханском Митрополите Савватии, главным образом на иждивение сего истинно благочестивого Иерарха и при помощи доброхотных дателей 1 . Первый храм в обители был, вероятно, деревянный. В 1688 году в октябре месяце строитель новой обители старец с братиею просили Митрополита Савватия о дозволении выстроить каменную церковь во имя Святого Пророка и Предтечи Господня Иоанна, по имени Коего и монастырь наименован Иоанно-Предтеченским. Восемь лет продолжалось строение каменной церкви, которая освящена была уже при Митрополите Сампсоне в 1697 г. октября 19 числа 2 .  Едва основанная обитель Предтеченская вскоре получила историческое значение. Здесь в 1705 году некоторое время скрывался от взбунтовавшихся стрельцов Преосвященный Митрополит Сампсон. Около сей обители, по совету и благословению сего доблестного Архипастыря, собралось и утвердилось верное Царю войско, оттеснило мятежников в белый город и тем положило прочное начало к усмирению мятежа 3 . В 1723 г. Иоанно-Предтеченский монастырь был обращен в лазарет. В нем не осталось ни одного монаха, так что и требы в лазарете совершал белый священник, к которому присылали на помощь двух иеромонахов из Спасского монастыря. Потом, в замене иеромонахов, придан был другой 6е-лый священник. Но в 1727 г. Апреля 13-го, вследствие представления Преосвященного Варлаама, опять была восстановлена Иоанно-Предтеченская обитель. При своем основании обитель Иоанно-Предтеченская не имела никакой недвижимой собственности, а содержалась единственно временными доходами от доброхотных дателей. Посему первый же строитель обители сей старец Александр с 6ратиею били челом Великим Государями Царям и Великим Князьям Иоанну и Петру Алексеевичам и Великой Государыне Софии Алексеевне о назначении им жалованья для пропитания и поддержания монастырских зданий, «кормятся де они» (писали о себе строитель с братией) «Христовым именем, а Великих Государей жалованьем, противу иных Астраханских монастырей, ничем не пожалованы, нуждны и бедны» 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Apollos_Belyae...

Митрополит Онуфрий просит Петра Порошенко защитить священников Донбасса от неправомерных действий силовиков С лежащего и связанного священника силой сорвали крест, стреляли у головы и продолжали издеваться и осуществлять психологическое давление. 1 августа, 2014 С лежащего и связанного священника силой сорвали крест, стреляли у головы и продолжали издеваться и осуществлять психологическое давление. Местоблюститель Киевской митрополичьей кафедры митрополит Черновицкий и Буковинский Онуфрий обратился к президенту Украины Петру Порошенко с просьбой защитить священников Донбасса от неправомерных действий силовиков. Приводим перевод текста обращения с украинского языка. Ваше Высокопревосходительство! Глубокоуважаемый Петр Алексеевич! Свидетельствуя о своем искреннем уважении, обращаюсь к Вам по поводу таких событий. Ко мне, как Местоблюстителю Киевской митрополичьей кафедры, обратился управляющий Донецкой епархией Украинской Православной Церкви митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион и сообщил о нарушении прав и свобод верующих и вмешательстве в деятельность приходов Донецкой епархии Украинской Православной Церкви. 13 июля 2014 в городе Красноармейск Донецкой области в Свято-Михайловском храме во время Божественной литургии зашли неизвестные вооруженные лица в форме защитного цвета и своими действиями мешали проведению богослужения. Прихожане попросили их покинуть храм. Эти же неизвестные лица на территории храма начали расспрашивать прихожан о налогах, о том, зачем на территории храма есть охрана, а в конце разговора пообещали вернуться снова. В тот же день, после Литургии, настоятель Свято-Михайловского храма города Красноармейска протоиерей Александр Кондратюк в устной форме обратился к начальнику Красноармейского ГО ГУМВД в Донецкой области В.В. Поляху с просьбой помочь в установлении личностей вооруженных людей, которые находились в храме. Священника заверили в том, что помогут. Вечером протоиерею Александру позвонил начальник СБУ Красноармейска В.В. Галузинец и попросил о личной встрече.

http://pravmir.ru/mitropolit-onufriy-pro...

Он просит главу государства сделать все возможное, чтобы каждый украинец, независимо от религиозных взглядов, чувствовал к себе уважение 15 ноября. ПРАВМИР. Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий призвал президента Украины Петра Порошенко встать на защиту православных страны. Открытое обращение предстоятеля Украинской Православной Церкви к президенту страны опубликовано на официальном сайте Церкви. «Уважаемый Петр Алексеевич! Обращаясь к Вам от имени Украинской Православной Церкви, свидетельствуем Вам о своем уважении и искренней молитве о том, чтобы Господь благословил Ваше служение Украинскому народу миром, согласием и благополучием. Мы ценим Ваше стремление содействовать развитию сотрудничества между Государством и религиозными организациями. Именно поэтому просим Вас как гаранта соблюдения Конституции, приложить все необходимые усилия по пресечению попыток на государственном уровне использовать вопросы религии и конфессионального выбора граждан Украины в политических манипуляциях и сведении счетов между политическими оппонентами. К большому сожалению, сегодня в нашей стране стали обычным явлением оскорбления, угрозы и призывы к дискриминации в отношении миллионов верующих нашей Церкви. Ни разу органами государственной власти не было дано правовой оценки подобным позорным для демократического общества фактам. До сих пор не было случая, когда бы современные политические деятели понесли ответственность за многочисленные случаи разжигания религиозной розни. Существующее положение вещей заставляет говорить о появлении тревожных тенденций в государственно-церковных отношениях. Такая же мысль звучит и в отчетах многих международных организаций, которые следят за соблюдением прав и свобод, в частности ОБСЕ и ООН. Досадным подтверждением проблем с состоянием свободы вероисповедания стало то, как происходит сегодня расследование обстоятельств последних лет земной жизни почившего Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира. Несмотря на откровенное игнорирование современных преступлений против религиозной свободы, Генеральная прокуратура Украины занялась поисками возможных обстоятельств причинения вреда Украинской Православной Церкви представителями силовых структур прежней власти.

http://pravmir.ru/mitropolit-kievskiy-i-...

Принадлежность иерархическая, настоятельство, число и состав братства Обитель сия со времени своего основания находилась в Крутицкой епархии, а по упразднении оной в 1788 году, поступила сперва в Коломенскую, а потом в 1799 г. во вновь учрежденную Тульскую, в коей и находится поныне. Настоятельство в сей обители от её основания до начала прошедшего столетия было строительское, а в начале XVIII столетия, вместе с восстановлением обители, было учреждено игуменское; во время присоединения обители к Белевскому Спасопреображенскому монастырю в 1723г. и до упразднения в 1764 г., управляли иеремонахи с званием наместников. А с восстановления обители в 1776 г., согласно штатам», 1764 г., положено настоятельство строительское с 7-ю монашествующими. Число монашествующих в самое цветущее время обители, при игумене Тихоне (1707– 1722) не превышало 40 человек; ныне доходит до 30. Список настоятелей Первоначальники обители :. старец Онуфрий и священно-инок Макарий. 1) Старец Онуфрий основатель сей обители, на имя которого, как мы уже видели, в 1585 году, была дана жалованная грамота царя Феодора Иоанновича на Жабынское городище, с правом построить на нем церковь Введения во храм Пресвятые Богородицы. Но построил ли только одну церковь или успел основать при ней и монастырь, – остается не известным. 2) Священно-инок Макарий, называющийся также основателем сего монастыря, был по точному смыслу записи о нем „возградителем“, то есть восстановителем обители, после одного из крымских, или литовских разорений оной. Устные предания, равно и письменные акты XVII столетия согласно именуют его: „преподобным Макарием Белевскимь чудотворцем“. Из обоих источников укажем на рукописные святцы XVII века 22 , а из местных на монастырский синодик (начала XVII вика), заглавную надпись которого мы Выписали выше. В челобитной игумена Тихона царю Петру Алексеевичу 1921 г. упоминается, что мощи основателя обители пр. Макария находятся под спудом в сем монастыре. Память о. Макария местно чтилась в Жабынской пустыни до упразднения оной в 1724 году. Во вкладной книге под 1708 годом читаем: „Окольничий Никита Иванович Акинфиев (даль) образ преподобного Макария Белевского чудоворца во окладе серебреном в киоте писанном красками, на створах образы архангелов Михаила и Гавриила“. Киот цел поныне, а самого образа не сохранилось 23 . Ныне же место погре

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Руза. Собор Воскресения Христова. Воскресенский собор Карта и ближайшие объекты Главный храм города Рузы был освящён во имя великого православного праздника Воскресения Христова. Историки датируют постройку 1714-1721 гг. От древнего здания сохранился только бесстолпный четверик с трёхчастной пониженной апсидой. Во второй половине XIX столетия собору придали новый облик, к нему пристроили двухпридельную трапезную и колокольню. Всё здание приобрело черты ложнорусского стиля. В 1937 г. Воскресенский собор был закрыт. Ещё перед закрытием в довоенное время были разобраны венчавшие храм главы и колокольня. Священник А.И. Воскресенский был репрессирован. В 1941-1942 гг. гитлеровцы превратили собор в опорный огневой пункт. Церковь сильно пострадала от обстрела. Сегодня Воскресенский собор восстановлен (от колокольни уцелел только первый ярус), в его стенах разместилось светское учреждение. Вблизи находится часовня, где в начале XIX века проводились массовые захоронения ружан от «морового» поветрия. Городской собор Воскресения Христова стоял в Рузе издревле. В начале XVII в. он уничтожен, вероятно от Литовского разорения. Писцовые книги за 1628 г. сообщают: " в Рузе внутри города была соборная церковь Воскресения Христова, а ныне место церковное пусто " . В клировой ведомости Воскресенской соборной церкви г. Рузы за 1916 г. сказано, что церковь построена в 1721 г. тщанием прихожан и вкладчиков. Для построения сей церкви на месте бывшей Никольской дана была по указу государя Петра Алексеевича благословенная грамота попу Петру Саввину из Духовного приказа 27 марта 1713 г. Престолов в ней было три: главный во имя Воскресения Христова, в приделах во имя Тихвинской иконы Божией Матери, устроен в 1839 г. (согласно метрике 1887 г. - в 1837 г.), и во имя Св. Николая Чудотворца, устроен в 1717 г. и переустроен в 1847 (1849) г. Строитель собора, никольский поп Пётр Саввин в январе 1721 г. обратился с прошением об освящении храма и просил поручить это Воскресенского на Истре монастыря архимандриту Антонию. В 1734 году протопоп Петр Саввин умер и 1736 года июля 16 дня был выдан указ из Московского Синодального правления канцелярии новопроизведенному города Рузы соборной Воскресенской церкви протопопу Ивану Федорову, который июня 19 дня посвящен в протопопы ... велено ему ... содержать себя благочинно и в соборной церкви всякую утварь хранить в целости... В первой половине XIX в. у церкви появились колокольня, перестроенная затем после 1858 г. При храме были часовня и богадельня. Приход собора, кроме г. Рузы, составляли деревни: Таболова, Ракитина, Лукина-Троица, Румянцева, Старо-Теряева, Ново-Теряева, Ахлебихина, Варлыгина.

http://sobory.ru/article/?object=01806

Святительский суд Крупнейшее и важнейшее произведение последнего досинодального патриарха называется скромно — «Суд святительский» — и отнюдь не отличается внешней публицистической остротой. Текст этого замечательного памятника церковного права написан был в 1700 г. не самим Адрианом и даже не одним из его помощников: это плод коллективных усилий духовных книжников, как отмечено в предисловии и даже заглавии одного из изданий . Больной, едва прикосновенный к жизни паралитик в тяжкие для Церкви времена воистину оставался «великим господином святейшим кир Адрианом патриархом Московским и всея Руси». Его повелением в книгохранилище Успенского собора, патриаршей ризнице и патриаршем Казенном приказе были собраны, заново изучены и сведены воедино памятники церковного права: «древние благочестивых царей надписания, и книги харатейные (пергаменные), и вселенских святейших патриархов и апостольских преемников... и российских святейших патриархов Московских». Особое внимание было обращено на утверждение исконных прав Русской православной церкви, отраженных в древних ханских ярлыках русским митрополитам , в грамотах великих князей и царей. Произведение адресовано непосредственно «благочестивейшему великому государю... Петру Алексеевичу и палате его», дабы священного церковного права «неведущим суще положите все явственно». Патриарх сообщал светской власти, что «Церкви и архиереев суд церковный и правильный» утвержден апостольскими и святоотеческими правилами, повелениями греческих и российских благочестивых царей и великих князей, святейших вселенских православных патриархов и освященных соборов. Подготовка Петром «правосудственного новоизложения» требует от патриарха известить царя о существовании правил древних и неизменных, «дабы самому ему, архипастырю, за неизвестие» о хранимом им церковном суде от Бога «осуждения вечного не понести, и от святых вселенских православных патриархов и всех архиереев, преосвященных митрополитов, архиепископов и епископов, по всей вселенной во благочестии пребывающих, клятвы на себя церковной не понести и от их общего совета отринуту не быть». Что же касается царя и собравшихся в палате его бояр, то сочинение «Суд святительский» составлено и послано им для того, «дабы церковный суд был неотменен и никакоже нарушен», а преступившие (очевидно, по незнанию) заповеди не были бы прокляты судом Высшим.

http://sedmitza.ru/lib/text/439388/

Сентябрь День третий Память блаженного Иоанна Власатого, Ростовского В Ростовском храме святого Власия почивают под спудом мощи блаженного Иоанна Власатого. На гробнице его лежат серебряный крест и псалтирь на латинском языке. На сей последней написано: «В лето 7089 (1580) сентября 3, в царство великого государя царя и великого князя Иоанна Васильевича в Богоспасаемом граде Ростове преставися угодник Божий Иоанн Власатый и погребен в церкви святого священномученика Власия, что в Заровье. От гроба его подаются исцеления больным, с верою приходящим. В лето 1702 в царствование великого государя царя и великого князя Петра Алексеевича, в неделю 2 поста, марта 1 дня прииде в Ростов преосвященный архиепископ Димитрий и прия престол митрополии Ростовской и Ярославской. От времени преставления блаженного Иоанна Власатого и милостивого даже доселе бяше на гробе его книжица сия, зело ветха, псалтирь Давида на латинском диалекте, юже угодник Божий, молився Богу, чтяше; и видев ю ветху и раздирающуся, преосвященный митрополит Димитрий повеле ю вновь переплести; обновив паки на гроб блаженного Иоанна положи, да лежит неотъемлемо в последние лета». Так почтен был блаженный Иоанн святым Димитрием. Кто был сей блаженный Иоанн? Если он мог читать латинскую псалтирь, то это, по тогдашнему времени, означало, что он получил лучшее образование и был не из простого звания. Иностранные языки знали тогда в России чиновники, служившие при посольском приказе. По рукописному житию, блаженный Иоанн подвизался в Ростове, но откуда пришел он и кто таков был? – оставляет оно в неизвестности. По обстоятельствам времени Грозного царя весьма вероятно, что он скрылся из Москвы от ужасов Грозного, чтобы в тиши и неизвестности служить Господу. В Ростове жил он, сказано в кратком житии его, в виде юродивого, терпя нужды и скорби; не имея жилья своего и приходя только по временам для отдыха то к одной престарелой вдове, то к духовнику своему, Всесвятскому священнику Петру, он проводил время в умной молитве и внимании к душе своей. По житию Иринарха Ростовского видно, что блаженный Иоанн, сам возрастая в духовной жизни, подавал и другим советы на счет духовной жизни; так утешал он изгнанного из обители Иринарха. После долгих подвигов мирно почил он 3 сентября 1580 года и согласно с завещанием своим погребен был за алтарем Власиевой церкви вдовою и духовником.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010