Глава IV По случаю смерти патриарха Адриана в 1700-м году Курбатов, знаменитый петровский «прибыльщик», изобретатель гербовой бумаги в России, оберегатель государевой казны, надсмотрщик «как бы учинить прибыток государевой казне», писал «великому государю Царю и великому князю Петру Алексеевичу, всея России самодержцу»: «больному патриарху трудно было смотреть за всем; отчего происходили беспорядки по духовному управлению... Избранием патриарха думаю повременить. Определение в священный чин можно поручить хорошему архиерею с пятью учеными монахами. Для надзора же за всем и для сбора домовой казны надобно непременно назначить человека надежного: там большие беспорядки. Необходимо распорядиться монастырскими и архиерейскими имениями, – учредить особливый расправный приказ для сбора и хранения казны, которая теперь погибает по прихотям владельцев... Из мирских для смотрения за казной и для сбора ея очень хорош Иван Алексеевич Мусин-Пушкин и стольник Дмитрий Протасьев 257 . – Января 24-го дня 1701-го года издан Именной указ, в котором повелевалось: «Дом святейшего патриарха и домы ж архиерейские и монастырские дела ведать боярину Ивану Алексеевичу Мусину-Пушкину, а с ним у тех дел быть дьяку Ефиму Зотову, и сидеть на Патриарше дворе в палатах, где был Патриарший Разряд, и писать Монастырским Приказом, а в Приказе Большого Дворца монастырских дел не ведать и прежние дела отослать в тот же Приказ 258 . – Из сопоставления этого именного указа с письмом прибыльщика Курбатова можно видеть, что Петр давно уже намеревался взять от церковных учреждений управление их имуществами в ведение государства и что Курбатов указал государю удобный момент для предположенной передачи. Так восстановлен был Монастырский Приказ в 1701-м году. За первым указом о его восстановлении скоро последовал ряд именных указов, которыми предписывалась ему деятельность. С каждым указом права его возрастали; сила увеличивалась; деятельность усложнялась; предметы ведомства умножались; наконец, в общем итоге Монастырской Приказ является таким учреждением, в котором совмещалось странное разнообразие дел, какого не было ни в одном современном ему государственном учреждении.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

поиск:   разделы   рассылка Михаил Тюренков Горькая ирония Рижского взморья Источник:  Татьянин день Символ Латвии – 42-хметровый памятник Свободы, увенчанный женской фигурой " Милды " – героини латышского фольклора. В ее руках три звезды – три культурно-исторические части Латвии: Курземе, Видземе и Латгалия. Сам монумент установлен на месте памятника Петру I. Император первым разрешил латышам селиться в городах, но так и не снискал благодарности – его изваяние, пережившее множество мытарств, ныне ютится на частной автостоянке. История сыграла с Петром Алексеевичем шутку, исполненную горькой иронии. Рижский аэропорт скромен и уютен. Из десятка окошек паспортного контроля после прилета московского рейса для граждан Латвии и других стран Евросоюза открыто лишь одно. Но и через него за 10 минут прошла лишь одна пожилая супружеская пара, после чего пограничник переключил вывеску. – Из Москвы в Ригу летят лишь россияне и инопланетяне! – усмехаются в очереди. И в этой шутке есть доля горькой иронии. " Alien " s passport " ( " Паспорт негражданина " ) имеют более 300 тысяч жителей Латвии. То есть не много – не мало, а около 15% населения этой республики существенно ущемлены в правах. Моего давнего друга – президента Балтийской гильдии поэтов " инопланетянина " Сергея Пичугина, показавшего мне главную русофобскую " достопримечательность " Риги – аллею Джохара Дудаева, этот статус вполне устраивает – поездки в страны ЕС, равно как и в Россию – безвизовые, на чиновничьи же должности он не рассчитывает. Но недавний референдум о русском языке как втором государственном поэт горячо поддержал. Хотя участвовать в нем не мог. Паспорт инопланетянина В итоге лишь четверть граждан Латвии, принявших участие в голосовании, поддержали инициативу повысить статус языка 40% населения этой страны. Латыши консолидировано проголосовали " против " . По их мнению, после десятилетий " советской оккупации " их республика находится в особых исторических условиях, а потому даже Европейская хартия региональных языков для Латвии – не указ. Впрочем, встречаются и русские, не поддержавшие референдум. Максим – предприниматель, приехавший в Ригу из Минска лет 20 назад. Он успешно выучил латышский, сдал соответствующие экзамены и теперь является счастливым обладателем полноценного латвийского паспорта. Мы прогуливаемся по Рижскому взморью в Юрмале, вдыхаем приятный морской воздух с ярким сосновым ароматом и оживленно спорим:

http://religare.ru/2_95225.html

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_95225.html 20 июня 2012 Михаил Тюренков Горькая ирония Рижского взморья Источник:  http://www.taday.ru/text/1660849.html Татьянин день Символ Латвии – 42-хметровый памятник Свободы, увенчанный женской фигурой " Милды " – героини латышского фольклора. В ее руках три звезды – три культурно-исторические части Латвии: Курземе, Видземе и Латгалия. Сам монумент установлен на месте памятника Петру I. Император первым разрешил латышам селиться в городах, но так и не снискал благодарности – его изваяние, пережившее множество мытарств, ныне ютится на частной автостоянке. История сыграла с Петром Алексеевичем шутку, исполненную горькой иронии. Рижский аэропорт скромен и уютен. Из десятка окошек паспортного контроля после прилета московского рейса для граждан Латвии и других стран Евросоюза открыто лишь одно. Но и через него за 10 минут прошла лишь одна пожилая супружеская пара, после чего пограничник переключил вывеску. – Из Москвы в Ригу летят лишь россияне и инопланетяне! – усмехаются в очереди. И в этой шутке есть доля горькой иронии. " Alien " s passport " ( " Паспорт негражданина " ) имеют более 300 тысяч жителей Латвии. То есть не много – не мало, а около 15% населения этой республики существенно ущемлены в правах. Моего давнего друга – президента Балтийской гильдии поэтов " инопланетянина " Сергея Пичугина, показавшего мне главную русофобскую " достопримечательность " Риги – аллею Джохара Дудаева, этот статус вполне устраивает – поездки в страны ЕС, равно как и в Россию – безвизовые, на чиновничьи же должности он не рассчитывает. Но недавний референдум о русском языке как втором государственном поэт горячо поддержал. Хотя участвовать в нем не мог. Паспорт инопланетянина В итоге лишь четверть граждан Латвии, принявших участие в голосовании, поддержали инициативу повысить статус языка 40% населения этой страны. Латыши консолидировано проголосовали " против " . По их мнению, после десятилетий " советской оккупации " их республика находится в особых исторических условиях, а потому даже Европейская хартия региональных языков для Латвии – не указ. Впрочем, встречаются и русские, не поддержавшие референдум. Максим – предприниматель, приехавший в Ригу из Минска лет 20 назад. Он успешно выучил латышский, сдал соответствующие экзамены и теперь является счастливым обладателем полноценного латвийского паспорта. Мы прогуливаемся по Рижскому взморью в Юрмале, вдыхаем приятный морской воздух с ярким сосновым ароматом и оживленно спорим:

http://religare.ru/2_95225_1_21.html

[румын. Cantacuzino] Шербан († 29.10.1688), валашский господарь, правивший с 1678 по 1688 г. Семья валашских Кантакузино византийского происхождения переехала в Валахию в XVI в. Константин Кантакузино, отец К., относился к числу наиболее влиятельных бояр княжества и был убит в 1663 г. по приказу господаря Григория Гики в результате интриг враждебной ему группы бояр из рода Бэляну. Получив престол, К. расправился с виновниками гибели его отца. Позднее, для того чтобы наладить отношения с боярами, выдал свою дочь Смаранду за сына великого логофета Ивашко Бэляну. В связи с возросшими требованиями Порты провел основательную налоговую реформу, которая привела к наполнению казны и ухудшению положения большинства населения страны. При нем впервые упомянуто распространение в Валахии такой культуры, как кукуруза, вскоре ставшей основным продуктом питания для народных масс. К. способствовал развитию торговли княжества, которая стала важным источником доходов страны. Восстановил старый господарский дворец в Бухаресте, а также построил неск. собственных домов, в т. ч. дворец в Куручешме, на берегу Босфора, в Стамбуле. Был известен стремлениями к укреплению личной власти. Усилил армию и поддерживал отношения с представителями балканских народов, пытаясь создать широкий антиосманский фронт. Несмотря на участие в составе турецкой армии в 1683 г. в осаде Вены, тайно оказывал поддержку осажденным. Убедившись в экспансионистских устремлениях Австрии, особенно после ввода в 1688 г. ее войск в Валахию, повел политику сближения с Россией. В 1688 г. от имени К. в Россию приехал афонский архим. Исаия, к-рый привез царям Петру и Иоанну Алексеевичам грамоту с просьбой оказать помощь в освобождении Валахии от тур. господства. Этот гонец валашского господаря привез также грамоту бывш. К-польского патриарха Дионисия IV Серогланиса и Сербского архиеп. Арсения. В ответной грамоте от рус. царей сообщалось о том, что они приветствуют намерение валашского господаря принять российское подданство и посылают рус. войска в Крым, возлагая надежды на соединение с ними валашской армии. Архим. Исаия, однако, был арестован по дороге домой австр. властями и отправлен в Вену. Одновременно К. направил посольство к австр. имп. Леопольду I, но в связи с внезапной кончиной господаря оно, уже находившееся на пути в Вену, было отозвано обратно.

http://pravenc.ru/text/1470277.html

В сер. 90-х гг. XVII в. А. задумал написать челобитье на царское имя (первоначально адресовавшееся соправителям Иоанну (см. Иоанн V ) и Петру Алексеевичам). Это намерение возникло у него под воздействием собственных наблюдений и бесед с близкими по взглядам людьми (подьячими И. Бубновым и Н. Креневым и с монастырским стряпчим К. Рудеевым) о событиях в гос-ве после прихода к власти Петра I. Основная тема челобитной А.- гос. нестроение и ответственность государя за врученную ему Богом державу. Главную причину нестроений А. и его собеседники видели в том, что царь ведет себя не как «совершен муж», а доверил управление страной временщикам («похотникам и мздоимцам»), к-рые «губят государство нагло». Историю создания челобитной А. изложил в предисловии к ней, объяснив подачу сочинения от своего имени тем, что он в отличие от семейных собеседников, боящихся это сделать, одинок - оплакивать и печалиться о нем некому. В «обличении», следующем за предисловием, А. в очень деликатной форме перечислил примеры негосударственного поведения молодого царя: «потехи» на Переславском оз., путешествие в Архангельск, азовские походы, забавы в подмосковных усадьбах, невинную смерть от пыток А. П. Лопухина. В «приложении» челобитчик давал наставления молодому царю о жизни, достойной государя, с позиций правосл. благочестия, включающих и элементы социально-политического прожектерства. В частности, А. предложил назначать судьями незнатных («непородных») людей (чтобы они не потакали знатным родственникам) и сознательно, с письменным обязательством, ограничить личные расходы царя - ввести своего рода «цивильный лист». Вручить Петру I челобитную А. попытался при посещении царем и главой Преображенского приказа «князем-кесарем» Ф. Ю. Ромодановским его кельи при возвращении из 2-го азовского похода. Поводом для посещения послужила техническая новинка, предложенная вниманию царя А. и И. Т. Посошковым ,- изготовленный ими «денежный стан» (вероятно, усовершенствованное приспособление для штампования монет). Петр I приказал А. челобитную «переписать, а честь не давать». По делу о подаче челобитной 7 янв. 1697 г. началось следствие в Преображенском приказе, к-рое вел лично Ф. Ю. Ромодановский. А. дважды поднимали на дыбу и «на втором подъеме» били кнутом. По делу было привлечено большое число свидетелей: все собеседники А., И. Т. Посошков и его брат Роман, боярин М. Б. Милославский. По окончании следствия А. отправили в Голутвин мон-рь (см. Старо-Голутвин коломенский мон-рь ), его собеседников наказали кнутом и сослали на службу в г. Азов. Челобитная А. сохранилась в беловом автографе. Из заточения А. (после 5 нояб. 1701) сумел отправить царю еще одну челобитную с просьбой об очной ставке с обвинителем. По этому челобитью, также попавшему в Преображенский приказ, было возбуждено дело. А. лишили книг, бумаги и чернил и запретили свидания с ним. Дальнейшая его судьба неизвестна.

http://pravenc.ru/text/62910.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕРАСИМ II ПАЛЛАДА [греч. Παλλαδς] († янв. 1714, Ватопедский мон-рь, Афон), свт. (пам. 15 янв.), патриарх Александрийский (25 июля 1688 - 20 янв. 1710). Род. на о-ве Крит в семье протопресвитера и иерокирикса (ритора) Феодора. Жизнеописание Г. П. составлено одним из его преемников, патриархом Герасимом III (1783-1788). Учился на Керкире и в Венеции. Хорошо знал древнегреч., лат., евр. и араб. языки. После неудачной попытки вернуться на Крит во время Критской войны (1645-1669) отправился в Пелопоннес, где преподавал. Переехав в г. Касторию, бывший тогда в составе Охридской митрополии, сначала преподавал, а затем был рукоположен во епископа Касторийского. Нек-рое время управлял Адрианопольской кафедрой. Затем был избран на Александрийский престол. Время его Патриаршества было нелегким в связи с притеснением христиан тур. властями. Вместе с др. вост. правосл. патриархами Г. П. подписал соборное определение 1691 г. по поводу общения греч. Церкви с англиканами, где были указаны мн. препятствия в деле соединения Церквей. В янв. 1692 г., находясь в угро-валашском мон-ре Михаила Воеводы, составил грамоты царю Петру Алексеевичу, царице Наталье Кирилловне и патриарху Иоакиму с просьбами о «милосердии и заступлении». Послания были переправлены в Москву с племянником Г. П. архидиак. и синкеллом Симеоном (буд. Александрийский патриарх Самуил Капасул (1710-1712, повторно в 1714-1723)). Из Москвы с Симеоном была прислана материальная помощь. Будучи на Александрийской кафедре, в полемике с латинянами Г. П. ввел нек-рые литургические нововведения, что вызвало недовольство К-польского патриарха Гавриила III. В 1702 г. он направил Г. П. послание, в к-ром просил их отменить, что и было сделано. Вслед. преклонного возраста и болезней Г. П. добровольно отказался от кафедры, оставил своим преемником Самуила и удалился на Афон, где и скончался. Г. П.- автор трудов по философии Аристотеля и Порфирия, по богословию и эортологии, по гимнографии, по гомилетике и проч. Он составил описание Синая, переведенное на рус. язык и опубликованное в Москве в 1783 г. В книге помимо собственно описания содержится история мон-ря и жизнеописание нек-рых его подвижников. Сохранился отрывок из послания к Петру I, где Г. П. написал о победе царя над Карлом XII.

http://pravenc.ru/text/164595.html

Петр I трепетно относился к древнему монастырю. 10 февраля. ПРАВМИР. Панихида по первому императору российскому Петру Романову состоится в день 290-летия со дня его смерти 10 февраля 2015 в московской родовой усыпальнице предков монарха в Высоко-Петровском мужском монастыре. «Московский Высоко-Петровский мужской монастырь занимает в судьбе царя Петра Алексеевича особое место. Возле стен обители жили его предки, здесь же, в усадьбе Нарышкиных, выросла его матушка, царица Наталья, урожденная Нарышкина», — сообщает РИА Новости со ссылкой на пресс-службу организаторов панихиды. С юных лет, в течение всего «московского» периода своей жизни, Петр I трепетно относился к древнему монастырю, прилагая всевозможные усилия к его обустройству. Почти весь дошедший до наших дней архитектурный ансамбль обители является плодом его личного участия в проектировании и строительстве каменных храмов и зданий на месте обветшавших деревянных построек. Первый из построенных храмов, в честь Боголюбской иконы Божией Матери, стал усыпальницей предков и ближайших родственников императора Петра I. Здесь нашли упокоение дяди царя, убитые во время первого восстания стрельцов 1682 года. Здесь же царь позднее похоронит своего деда Кирилла и бабку Анну Нарышкиных. Боголюбский храм является местом особой молитвенной памяти и о самом царе Петре I. Именно здесь, в пока еще не отреставрированном храме, у могил родных царя, будет совершено его московское поминовение в день 290-й годовщины со дня смерти. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 9 июня, 2022 31 декабря, 2019 29 июня, 2017 1 августа, 2016 13 сентября, 2015 15 декабря, 2014 20 августа, 2014 8 июля, 2014 21 февраля, 2014 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели.

http://pravmir.ru/v-moskve-proydet-panih...

Суворотское. Церковь Флора и Лавра. Церковь Флора и Лавра с колокольней Церковь. Не действует.   Престолы: Флора и Лавра Архитектурные стили: Эклектика , Русский стиль Год постройки:не ранее 1890. Адрес: Владимирская область, Суздальский район, с.Суворотское Координаты: 56.2226, 40.4629 Проезд:трасса Владимир-Нижний Новгород, в Боголюбово поворот налево на с.Новое, в с.Новое второй поворот налево на с.Суворотское. Асфальтовая дорога. Или с дороги Владимир-Суздаль правый поворот на Суворотское, 2км грунтовой дороги. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Церковь Флора и Лавра выстроена с конце XIXb. в «русском» стиле из красного нештукатуреного кирпича, узорчато и разнообразно украшена. Особенность храма в едином пространстве основного объема и трапезной, благодаря чему и внутренний объем совершенно един и чрезвычайно просторен. Церковь имела техническое подполье, фактически цокольный этаж, и деревянный пол первого этажа. По всей видимости перекрытие опиралось на кирпичные столбы. В настоящее время пол и перекрытие и несущие его столбы не сохранились, и весь объем раскрыт вместе цокольным этажом. Другая интересная особенность сооружения, - это очень редкие в строительстве церквей бочарные своды больших пролетов. Это архитектурное решение очень смелое, и одно из самых прогрессивных на момент строительства, яркое свидетельство высокого строительного искусства зодчих. Спустя полвека и в наши дни оно получило развитие в авангардном строительстве из железобетона, ввиду колоссальной сложности кладки таких сводов из кирпича никем более не повторяется. В настоящее время завершений основного объема и колокольни нет. Росписи стен практически полностью утрачены. Состояние церкви неудовлетворительное, церковь бесхозная. Село Суворотское – в 10 верстах от г. Владимира. В старинных актах «село Сувороцкое» упоминается в первый раз в 1598 г. в так называемой «разъезжей записи», писанной при первом патриархе Иове по челобитью старцев Боголюбова и Царе-константиновского монастырей. Село Суворцкое принадлежало тогда Боголюбову монастырю. В 1627-33 гг. треть села Сувороцкого принадлежало некоему Ивану Сурвоцкому. В половине XVII ст. в селе было два владельца: две трети оставались за Боголюбовым монастырем, а одна треть передана окольничему Петру Тихоновичу Трахопиатову, а после его брату Ивану Тихоновичу. Крестьян в селе с детьми и родственниками было 66 человек, да бобылей 26 человек… В 1687 г. треть села принадлежала стольнику Петру Алексеевичу Головину. В 1706 г. село Сувороцкое находилось во владении подпоручицы лейб-гвардии конного полка Челищевой, потом перешло во владение помещиков Русиновых, которые в 1842 г. продали его подполковнику Петрову.

http://sobory.ru/article/?object=01440

Усть-Уйское. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Красная церковь /// Епархия неизвестна Карта и ближайшие объекты В 1686 году игумен Исаак с братиею били челом Великим Государям Иоанну Алексеевичу и Петру Алексеевичу о позволении строительства поселья Успенской обители Далматова монастыря в устье большой реки Уй. В 1686 году по указу Великих Государей поселье было заложено. Оно имело укрепления. Там ловили рыбу монастырские крестьяне. Поселение получило название Усть-Уйское. В 1687 году сюда прибыли Маслянской слободы пашенные крестьяне Омелька Назаров и Ивашка Кочесов с товарищи, которые сняли в аренду свободные рыбные ловли с платою в казну. Поселье стояло при рыбном промысле по речкам и озерам, а на возвышенных местах имело угодья хмелевые, сенокосные и горные промыслы. Со времени основания оно не раз подвергалось бедствиям со стороны кочующих врагов. По сведениям 1860 года: Челябинского уезда Оренбургской епархии Усть-Уйской крепости – Христо-Рождественская церковь. Ближайшие к ней: Крутоярской крепости – родицкая; в Ново-Кочердыкском есть вновь строящаяся Михайло-Архангельская церковь в 24 верстах; в Прорывинском отряде – Николаевская церковь в 35 верстах; приписаны к Усть-Уйской церкви прихожане в Казак-Кочердыкском отряде в 22 верстах. По воспоминаниям старожилов первая Усть-Уйская церковь находилась в центре села, являясь своего рода крепостью, где можно было укрыться. Это была так называемая Белая церковь, как называют ее и по сей день. Огороженная пластами(?) в3 мтолщины и в4 мвысоты, церковь была неприступной: ни пеший, ни конный не могли попасть сюда. Говорят, здесь во время набегов киргиз-кайсаков прятались жители всего поселения. Позднее, когда опасность набегов миновала (2-я половина 1860-х годов), ограду вокруг церкви заменили на более красивую: фундамент выложили из кирпича, а на нем возвышалась чугунная с узорами ограда. Отапливалась церковь из подвала, а рядом находилась сторожка. В 1929 году церковь эта перестроена под клуб. В советское время около Белой церкви ограду меняли.

http://sobory.ru/article/?object=26088

1 марта 2013 г. 01:00 Романовы — это сама российская история Дому Романовых — четыре столетия. Третьего марта исполняется ровно 400 лет со дня избрания на российский престол Михаила Федоровича (по историческому календарному стилю Руси это событие состоялось на Земском Соборе в Москве 21 февраля 1613 года). О том, какой роль Романовых в «биографии» нашего государства видится современному ученому-историку, корреспондент ЦВ расспросил директора московского музея «Палаты бояр Романовых» Галину Щуцкую. — Галина Константиновна, три века правления романовской династии — пусть и очень протяженный, но всего лишь период в нашей истории. Какой емкой фразой вы могли бы охарактеризовать его? — Прежде всего, не вполне корректно говорить о 400-летнем юбилее Дома Романовых, ведь сейчас династии как таковой не существует. В историческом контексте справедливо вести речь о круглой дате с момента воцарения Михаила Федоровича или же о вековом юбилее 300-летия Дома Романовых. Не случайно посвященное этой дате торжественное Патриаршее богослужение запланировано на 6 марта — в точности тот самый день, когда юбилей отмечали столетие назад. Рассматривая же в целом правление Романовых как большую эпоху, я бы охарактеризовала ее следующим образом: это сама история России. Именно Романовы — начиная с Алексея Михайловича и Федора Алексеевича (отменившего местничество и запретившего носить традиционные русские костюмы и платья) повернули страну лицом к Западу, после чего Петру уже не так сложно было проводить свои знаменитые преобразования. До сих пор активно спорят (в том числе и маститые историки), верным ли было то решение или нужно было следовать более традиционным путем развития. Но факт остается фактом: именно Романовы сделали Россию настоящей евразийской державой, которой она и поныне остается. — А с кем персонально из венценосных Романовых ассоциируются у вас три века царствования этой династии? Наверное, с Алексеем Михайловичем и Федором Алексеевичем, как можно предположить из предыдущих ваших слов?

http://e-vestnik.ru/interviews/domu_roma...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010