Астрахань. Церковь Илии Пророка на Ильинском бугре. /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Илии Пророка , Симеона и Анны , Веры, Надежды, Любови и матери их Софии Архитектурный стиль: Классицизм Год постройки:1834. Год утраты:1960 Адрес: г.Астрахань, Красная Набережная Координаты: 46.34219, 48.052665 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Начальная история этого храма была связана с существованием в южной части Астрахани загородного архиерейского сада. Ещё с давних времён (вероятно, с середины XVII века) у астраханского митрополичьего дома был “за деревянным городом, за Калиточными воротами (Калиточные врата, возле которых располагался архиерейский сад, в некоторых грамотах того времени именуются также Святыми), идучи из тех ворот за город, на правой стороне огород”. Астраханский митрополит Савватий, задумав перестроить Успенский собор и Троицкий монастырь в кремле, в 1693 году исхлопотал у царей Иоанна и Петра Алексеевичей для митрополичьего дома находящееся около того огорода пустое место под сарай для изготовления кирпича. Но с 1700 года на этом месте стали строиться домами московские стрельцы Симбирского полка и в скором времени образовали слободу, до самого архиерейского огорода. Это привело к тому, что на границе слободы и огорода была построена деревянная церковь в честь Пророка Ильи. В официальных документах Ильинская церковь упоминается с 1702 года. Находилась она, скорее всего, на попечении Архиерейского дома и в то же время выполняла роль приходского храма для живших рядом стрельцов. Но после подавления астраханского “свадебного” бунта 1705-1706 годов, в котором самую активную роль играли конные московские стрельцы, их за неблагонадёжность вывели из Астрахани в новоосвоенный С.-Петербург, чтобы они кровью на полях Северной войны смыли позор измены. Симбирская слобода запустела. Уже в ноябре 1707 года астраханский воевода П.М. Апраксин писал императору Петру I, что необходимо заселить бывшие стрелецкие дворы, в которых ныне никого нет, а иначе “те дворы сгниют”.

http://sobory.ru/article/?object=41950

Блаженная Мелания, Елецкая затворница, и ее сподвижницы (Память 11 июня). Девица Мелания родилась в 1759 году от бедных, но благочестивых и православных родителей. Это были – Елецкого уезда, подгородней Ланской слободы однодворцы – Памфил и Феодосия Пахомовы, которые, пожив добродетельно немного лет в честном супружестве, отошли ко Господу, оставив по себе наследника дому своего старшего сына. Перед кончиной своей вручили ему весь дом и своих малолетних дочерей – Меланию и Екатерину, завещав ему воспитывать их в страхе Божием, и самому, паче всего, стараться быть благочестивым христианином. Девица Мелания, еще прежде совершенных лет, почувствовала в себе влечение к иноческой жизни. Трудолюбивая, как пчела, молодая и красивая собою, она часто ходила в храм Божий и чаще всего на Каменную гору; там она слушала душеполезные беседы стариц, и, возвращаясь в дом, уговаривала брата отпустить ее на жительство в монастырь. Каменная гора находится при городе Ельце, в Орловской епархии. Предание говорит, что сначала здесь жили монахи, а в 1675-м году здесь был уже монастырь Курской иконы Божией Матери с малыми кельями для монахов. Но не было приличного приюта для стариц и монахинь, которые, за неимением обители, с болезнью сердца и воздыханиями скитались по домам благочестивых жителей Ельца, и для слушания богослужения приходили то в ту, то в другую приходскую церковь г. Ельца. Такое грустное положение благочестивых стариц, – между которыми в то время Иулита была уже игуменией, – обратило на себя сердобольное внимание первого епископа Воронежского и Елецкого, святителя и чудотворца Митрофана. Проникнутый отеческой заботливостью о своей пастве, святитель Христов писал о столь безотрадном положении Елецких монашествующих к царствовавшим тогда Иоанну и Петру Алексеевичам с сестрой их Софией; а в 1683 году – монахинь с игуменией Иулитой, не имевших монастыря, св. Митрофан поместил в монастырь Курской иконы Божией Матери, что на Каменной горе, а монахов из этого монастыря перевел в Елецкий Троицкий монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Глава XV. П.И. Куманин; его болезнь, кончина, погребение, пожертвования Я упоминал уже о Петре Ивановиче Куманине, рассказывая о похоронах Александрова и о построении скитской церкви; теперь расскажу о нем подробнее; ибо и ему, как и Александрову, хотя не в такой мере, обитель наша обязана многим. На третий день после смерти Павла Матвеевича, марта 15, в воскресенье, после панихиды, за которую клали во гроб тело, Петр Иванович Куманин, видя мою глубокую скорбь, отнесся ко мне с искренним участием: он увез меня к себе, и с этого дня между нами установились искренне дружественые отношения. Он говорил мне: «Не скорбите, батюшка, что Вы потеряли в Павле Матвеевиче, я постараюсь то восполнить». И на самом деле он оправдал это; и с этого времени, бывая в Москве, я непременно бывал у него и, согласно его желанию, преимущественно обедал у него, и я не ждал приглашения, но когда располагал быть, то накануне о том только извещал его, и я был уверен, что буду принят с удовольствием. Он был уроженец Переяславля Залесского, жил в мальчиках у Константина Алексеевича Куманина. Потом был приказчиком, в продолжение многих лет ездил в Кяхту; телосложения был очень здорового, был красив и очень умен, был весьма воздержен и театров, и собраний не любил. По времени был коммисионером чайных торговцев и, наконец, сделался сам одним из самых значительных чайных торговцев и имел дело прямо с Китаем. Жена его, Анна Ивановна, умерла весьма задолго до него. У него был единственный сын, женатый на Усачовой; детей у них не было; это супружество не принесло никому радости, ни той, ни другой стороне; они жили вместе недолго. Петр Иванович, видя неодобрительный характер сына, должен был, для спокойствия своего, удалить его от своего семейства; по прошению отца Правительство удалило его сперва в Одессу, потом в Киев и в Вологду, где жил до кончины Петра Ивановича. В 1865 году Петру Ивановичу Куманину делали операцию (разбивали камень). После первой и второй операции он чувствовал себя довольно хорошо и мог еще ходить, но после третьей уже не вставал и не ходил, и это продолжалось до 26-го мая, дня его кончины. Года за два до своей кончины Петр Иванович Куманин жил в Сокольниках, на даче. Я однажды приехал к нему и застал его читающим бумагу, которую при моем входе он положил, и когда я стал извиняться, что ему помешал, он сказал мне: «Ничего, батюшка, это я переписываю духовную в третий раз, а первая у меня была еще в 1835 году, обстоятельства с тех пор переменились, нужно было переменить и духовную».

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

ГЛАВА ВТОРАЯ. ПАДЕНИЕ СОФИИ. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЦАРЯ ПЕТРА ДО ПЕРВОГО АЗОВСКОГО ПОХОДА Значение Петра и совершенного им переворота. – Воспитание Петра. – Учителя-иностранцы. – Строение судов. – Женитьба Петра. – Столкновение с правительницею. – Намерение Софьи венчаться на царство. – Вражда Софьи к царице Наталье Кирилловне. – В. В. Голицын и Шакловитый. – Напрасное старание поднять стрельцов. – Неудовольствия со стороны Петра. – Сбор стрельцов в Кремле 7 августа. – Бегство Петра в Троицкий монастырь. – Напрасные попытки Софьи примириться с братом. Стрельцы принуждают ее выдать Шакловитого. – Розыск Шакловитого; ссылка Голицыных. Распря между близкими к Петру людьми по поводу Голицыных. – Казнь Шакловитого с товарищами. – Новые доносы на князя В. В. Голицына и отягчение его участи. – Розыск и казнь Медведева. – Отстранение Софьи от правительства и заключение ее в монастырь. – Продолжение доносов. – Новое правительство. – Ссора князя Бориса Голицына с Долгорукими. – Лефорт. – Царские потехи. – Компания. – Состояние общества. – Дела малороссийские. – Положение русских людей в польских областях. – Мазепа и Палей. – Дела об откупе. «В одном государстве царственный ребенок, вследствие семейной вражды, гонения от родственников, подвергался страшным опасностям, спасся чудесным образом, воспитывался в уединении, среди низких людей, набрал себе из среды этих людей новую храбрую дружину, одолел с нею противников и стал основателем нового общества, нового могущественного государства, проводил всю свою жизнь в борьбе и оставил по себе двойную память: одни благословляли его, другие проклинали». – О ком это идет речь? что это хотят нам повторять старую сказку о Кире и Ромуле: кто ей теперь верит? Сказывается не сказка, не о Кире и Ромуле идет речь, приводятся неоспоримые известия о русском царе Петре Алексеевиче, который жил в конце XVII и начале XVIII века; пора оставить толки о сказках, о мифах и подмечать общие законы исторических явлений. Мы видели, что во второй половине XVII века русский народ явственно тронулся на новый путь; после многовекового движения на восток он начал поворачивать на запад, поворот, который должен был необходимо вести к страшному перевороту, болезненному перелому в жизни народной, в существе народа, ибо здесь было сближение с народами цивилизованными, у которых надобно было учиться, которым надобно было подражать.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Девятый день. Поуч. 4-е. Свят. Феодосий Черниговский. (Образец истинного пастыря, представляемый жизнью святителя). I. Между другими наставлениями, какие заповедал своему ученику-епископу ефесскому Тимофею святый апостол Павел, содержится и такое наставление: будь образцем для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте ( 1Тим. 4, 12 ). Этот завет апостольский епископы, как предстоятели церквей, старались осуществлять в своей жизни. И воспоминаемый ныне великий святитель, архиепископ черниговский Феодосий, воплощал в себе образец истинного пастыря. II. а) Слово его было мудро, растворено благодатию. Он назидал своими речами своих пасомых при жизни; назидает всех нас и теперь. В своих видениях он нередко наставлял людей верующих на путь спасительной жизни: научал ходить в храмы Божии, говеть, исполнять уставы святой Церкви, слушать в храмах молебные и акафистные пения, молиться пред чудотворными иконами, чтить праздники церковные, исповедываться в своих согрешениях и приобщаться святого тела и крови Господней. Был святитель Феодосий правдив и говорил только слова правды. б) Подавал собою святитель Феодосий образец «в вере и в житии». Сильна и непоколебима была вера святителя в живого Господа Бога и в Его святой Промысл. Всею душею и сердцем святитель Феодосий был предан Господу и Его заповедям. Жил он так, как велит закон христианский. С юности святитель отличался смирением, терпением, воздержанием и трудолюбием. С раннего возраста он начал жизнь подвижническую, святую, – был инок в истинном смысле этого слова. Любя иночество сам, святитель Божий старался проводить иноческое житие и среди других: как игумен сперва Корсунской обители, потом Выдубецкой, а по переходе в Черниговъ – Елецкой обители, святитель Феодосий много заботился об устройстве в них жизни на строгих иноческих началах. Святая, подвижническая жизнь Феодосия Углицкого доставила ему великое уважение сначала со стороны киевлян, а потом и от жителей черниговской области. Ему давали важные поручения, например, отправляли в Москву к царям Иоанну и Петру Алексеевичам с ходатайством об утверждении епископа луцкого Гедеона на кафедре митрополита киевского.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Долгопрудный. Церковь Георгия Победоносца в Тарбееве (утраченная). /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Георгия Победоносца Год постройки:1774. Год утраты:приблизительно 1992 (разобрана при строительстве новодела) Адрес: Московская область, Мытищинский район, г. Долгопрудный Координаты: 55.917645, 37.492875 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Первое документальное свидетельство о храме святого великомученика Георгия относится к 16 веку. По Писцовым книгам 7081 (1573) года известно, что в селе Гнилуши (Старбеево или Тарбеево), принадлежавшем в то время окольничему князю Петру Ивановичу Татеву, стояла небольшая деревянная церковь «страстотерпца Егория, ней образа, книги, на колокольнице колокола». В 1585 году село-вотчина Аксиньи Михайловской. Под 1623 или 1624 годами значится уже «за вдовою за Марьею Григорьевскою женою Мартемьянова», которая купила его у монахини княжны Ф. Бахтеяровой — Ростовской. После смерти сына вдовы Луки Григорьевича селом владела его вдова Анна с детьми Федором и Михаилом. В 1723 году село приписано было к «госпиталю». В 1729 году, по указу Верховного Тайного совета, поместье продали с торгов княжне Александре Григорьевне, по мужу Салтыковой, дочери князя Григория Федоровича Долгорукова, сподвижника Петра I. В 1762 А.Г. Салтыкова продала село родному племяннику Александру Алексеевичу Долгорукому. Церковь во имя великомученика Георгия в ту пору была деревянная, со всей церковной утварью и большим количеством икон, но очень ветхая. В 70-е годы 18 столетия храм был перенесен ближе к деревне Лихачево на погост, вдали от жилья, и отстроен заново «с прибавкою нового леса». Церковь из дуба и мореной сосны срублена в «обло», т.е. без единого гвоздя. Состоит из одноглавого невысокого четверика, завершенного четырехскатной железной кровлей, над которой возвышается обшитый железом восьмигранный глухой барабан с луковичной главой на круглой шее. Металлический ажурный крест с цепями и «сиянием» принадлежит концу 17 — началу 18 века. С востока к основному объему примыкает более узкий, квадратный в плане алтарь с трехскатной кровлей, с запада — одинаковая с храмом по ширине трапезная, вытянутая с востока на запад, завершенная железной кровлей. Освящен храм 15/28 декабря 1774 года. Со слов старожилов, в годы Отечественной войны 1812 года Георгиевский храм подвергся поруганию – «в храме нашем Наполеон лошадей ставил». Шли годы. Село меняло хозяев, и в 1852 году Гнилушам владел уже князь А.Д. Львов, статский советник, потомок (30-е колено) Рюрика. Неоднократно, судя по кладовым книгам, перестраивалась и сама церковь.

http://sobory.ru/article/?object=45360

Закрыть itemscope itemtype="" > Правда Руси. О традициях русского самоуправления 12.06.2013 943 Время на чтение 15 минут C какой-то стати вошло в моду противопоставлять традиции западной демократии и русского абсолютизма, а вдобавок и " рабства " . Хотя это свидетельствует или о предвзятости оценок или о плохом знании отечественной и зарубежной истории. Если же взглянуть на реальную историческую картину, то дело обстояло... с точностью до наоборот. Абсолютизм был характерен именно для западной цивилизации. Демократия начала там развиваться только в конце XVIII - начале XIX в. А в более ранние времена даже в самых демократических государствах, Англии и Голландии, в гражданской жизни принимало участие лишь 1-2% населения (и британский парламентарий, не согласный с королем, мог запросто лишиться свободы, а иногда и головы). В других странах единовластие было еще круче. Но в России абсолютизм внедрил только Петр I - как раз по западным образцам. Со времен Ивана Грозного в нашей стране действовала уникальная система земской монархии. Главным ее принципом являлась " соборность " . От слова " собор " - сбор, коллегиальное начало. Как сформулировал О.А. Платонова, соборность - это " полное самоуправление в условиях сильной централизованной власти " . То есть жесткая " вертикаль власти " сочеталась с очень развитой демократией на всех " горизонталях " . Власть царя была огромной, но ограничивалась нравственными и религиозными нормами. Он, как Помазанник Божий, отвечал за каждый свой шаг перед самим Господом! Важнейшие решения принимал не единолично, а лишь после совета со " всей землей " , созывая Земские Соборы. Некоторые историки именуют их " зачатками парламентаризма " . Помилуйте, да уж какие " зачатки " , если только в России они обладали учредительными правами - выбирать и утверждать монархов! Ни британскому парламенту, ни французским Генеральным Штатам такие права и не снились! Судите сами: в 1582 г. Собор избирает на царство Федора Иоанновича. Из двух кандидатур - были и сторонники Дмитрия Иоанновича. В 1598 г. Собор избирает на трон Бориса Годунова (вопреки Боярской Думе), в 1599 утверждает его династию. Известно, что в 1604 г. патриарх Иов рассылал по городам решение Собора об избрании сына Годунова. Василий Шуйский созывом Земского Собора пренебрег, за что и поплатился восстанием. А низложили его Собором, хоть и импровизированным. Потом Собором выбирали польского Владислава - и в приглашении на царство оговаривалось, что изменять русские законы он может только по решению " всей земли " . В 1613 г. Земский Собор избирает Михаила. Даже последующих царей, занимавших престол по праву наследства, утверждала " вся земля " - в 1645 г. Алексея Михайловича, в 1676 г. Федора Алексеевича. А в 1682 г. Собор принимал решение, кому править, Петру, Ивану или Софье?

http://ruskline.ru/opp/2013/06/12/pravda...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Православие — Самодержавие — Народность» и лозунги Великой Отечественной войны 1941–1945 годов Часть Вторая 25.06.2021 1346 Время на чтение 23 минут Часть Первая Возвращение к Пророчеству Филофея Министр С.С. Уваров, формулируя триаду «Православие — Самодержавие — Народность», скорее всего, и не знал о существовании пророчества Старца Псковского Спасо-Елиазарова монастыря Филофея в его Посланиях первой четверти XVI столетия Великому Князю Василию III: «Да аще добре устроиши свое Царство, будеши сын Света и гражданин Вышняго Иерусалима, яко выше писах ти и ныне глаголю, блюди и внемли, Благочестивый Царю, яко вся Христианская Царства снидошася в твое едино, яко два Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не бытии» . Современный Образ Третьего Рима Пророчество Старца Филофея ко времени державно-просветительских трудов С.С. Уварова даже формально уже более столетия, как во многом исполнилось: 22 Октября 1721 года прошением Правительствующего Сената Царю Петру Алексеевичу был поднесен древнеримский августейший титул Отца Отечества — Императора Всероссийского, а Российское Царство тем самым было провозглашено Империй во образ как Древнего Рима на Апеннинах, так и Нового Рима на Босфоре. Но именно внутриполитический курс Российской Империи Николаевской эпохи, который либеральная общественность пренебрежительно называла «теорией официальной народности», побудил российских ученых середины XIX века обращаться к изучению истоков русской духовно-державной идеологии. Сейчас в современном российском образованном обществе бытует ложное представление, что фигура Старца Филофея и его формула « Москва — Третий Рим» была в центре церковного и государственного внимания со времени появления его Посланий. На самом деле пик интереса к Посланиям Старца Филофея о Третьем Риме пришелся на вторую половину XVI столетия и был наглядно зафиксирован в Соборной Грамоте 1589 года об учреждении Патриаршества Московского всея Руси. Потом такой интерес пошел на спад, хотя его идея в той или иной форме анонимно закрепилась в сознании церковно-державных элит России вплоть до провозглашения России Империей в Октябре 1721 года.

http://ruskline.ru/analitika/2021/06/25/...

Закрыть Порошенко в клинче c системой: будет ли третий майдан? 08.09.2015 342 Время на чтение 6 минут Петр Порошенко всегда был человеком системы. В советское время отец пристроил отпрыска по обкомовскому направлению в университет, а при президенте Кравчуке в директорат «Укрпроминвеста». В кучмовско-ющенковско-януковичскую пору Порошенко был накрепко повязан бизнес-коррупционными связями не только с рейдерскими авторитетами, но и с вашингтонским обкомом. На словах украинский олигарх уважал и почитал всю старую элиту, которая вывела его в люди, а на деле всегда ее презирал, предавал, втаптывал в грязь, как мог. Еще в 2012 году Петр Порошенко работал министром экономического развития и торговли в правительстве Николая Азарова, которого объявил в розыск «за злоупотребление властью». В «революции достоинства» под присмотром посольства США Петр Порошенко раскручивал массовку бунта олигархов против президента Януковича. Но он же возглавил жидобандеровский заговор против триумвирата победившего майдана. Обладавшая самым значимым потенциалом «Свобода» Олега Тягнибока была отправлена на политические задворки. Лидер партии УДАР Виталий Кличко, уже примерявший лавры президента Украины, оказался в почетной ссылке городского головы под присмотром киевских ставленников шоколадника. Порошенко служил у посла США Пайетта добросовестным попечителем украинских «звезд журналистики», общественных телеактивистов и активных медийных националистов. Он привлек к участию в государственном управлении Украины не только гражданские сообщества неонацистов, их волонтерские движения, но и всяческие незаконные военные формирования. Мировое и доморощенное украинство парадоксальным образом фрагментировало страну на агрессивную, репрессивную и депрессивную составляющие. Но люди ни в одной из них не питают никакого уважения к власти Петра Порошенко. Более того, сложился непреодолимый антагонизм между государственными институциями режима президента Порошенко. В смертельную схватку друг с другом вступили самые приближенные к Петру Алексеевичу политики. Одесский губернатор Михаил Саакашвили и премьер Арсений Яценюк обвинили друг друга в многомиллиардной коррупции. Создание системы крышевания связей бизнес-партнеров главы государства инкриминировал Генпрокурору Виктору Шокину его же заместитель-младореформатор Давид Сакварелидзе. А планы олигархов с участием распаевать финансовые потоки разоблачил мэр Львова Андрей Садовый.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

Иоанн Максимович, митрополит Тобольский и всея Сибири, родился в Малороссии в городе Нежин 1 , в декабре 1651 года. Родители Иоанна Максимовича были: малороссийский шляхтич, т. е. дворянин, Максим и Евфросиния. Родовая фамилия отца Иоаннова была Васильковский, но он чаще назывался и писался Печерским по месту жительства своего, особенно во вторую половину жизни, в Киеве, подле Печерской лавры; а его дети, внуки и вообще все потомки приняли фамилию Максимовичей собственно от его имени. Пропитание снискивал Максим Печерский для своего многочисленного семейства (одних сыновей у него было семь) тем, что брал на аренду у Киево-Печерской лавры принадлежавшие ей мельницы, перевозы и др. оброчные статьи, устроял для лавры на реках плотины и разные хозяйственные в ее вотчинах заведения, строил по подрядам в Киеве и др. городах церкви и пр. За такую деятельность полезную как для Лавры, так и для всей Малороссии, тогдашний малороссийский гетман Иоанн Мазепа, еще во дни своей верности Петру I, принял Максима Печерского и его сыновей под особенное свое покровительство, о чем неоднократно и публиковал в универсалах по всей Малороссии. Шесть младших сыновей Максима, равно как внуки его и почти все потомки, служили в казачьем малороссийском войске в звании хорунжих, писарей, сотников, даже полковников. Но старший его сын Иоанн пошел иным путем 2 : ещё в детстве он поступил в Киевскую академию, где в особенности успевал в латинском языке, в науках словесных и богословии 3 ; а по окончании курса учения и сам был учителем латинских классов – сначала в академии, а после, несколько времени, в Чернигове. Будучи на учительских должностях, Максимович, изъявил желание вступить в монашество; почему и был, с именем Иоанна, пострижен в Киево-Печерской лавре архимандритом Иннокентием Гизелем, и там определен проповедником слова Божия. В 1678, или следующем году, когда турки опустошили заднепровскую Малороссию, взяли и раззорили её столицу Чигиринъ, Иоанн Максимович в числе других депутатов был отправлен в Москву к царю Феодору Алексеевичу, молить его о защите от врагов креста Христова. Добродушный и просвещенный царь, усмотрев в молодом монахе ум, дар слова и добродетели, повелел определить его наместником Брянского-Свенского монастыря, тогда зависевшего от Киево-Печерской лавры. Затем Иоанн Максимович в разных монастырях был настоятелем, а в 1695 г. произведен в архимандрита Елецкого Черниговского монастыря 4 . Наконец в январе 1697 г., по представлению малороссийского гетмана Ивана Мазепы, хиротонисан в Москве патриархом Адрианом в епископа, а вскоре пожалован и в архиепископа черниговской паствы, которой и управлял более 14 лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Sulo...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010